Саратовский Государственный Университет им. Н.Г.Чернышевского кафедра экономической теории и национальной экономики Анализ федерального бюджета Российской Федерации в 1997-2006 годах Саратов, 2007 г. За рассматриваемый период (1997-2006 года) многое в федеральном бюджете Российской федерации изменилось. Первое, что несомненно бросается в глаза – изменение результата исполнения бюджета. С этой точки зрения рассматриваемый период можно условно разделить на 2 части – с 1997 по 1999
гг. – когда наблюдался бюджетный дефицит. В 1999 г. руководством страны было принято решение о ликвидации бюджетного дефицита, с этой целью были пропорционально урезаны все расходные статьи. С 2000 г. по 2006 г. наблюдается возрастающий бюджетный профицит, что в основном связано с высокими ценами на нефть на мировом рынке и довольно сильным влиянием добывающих отраслей на отечественную экономику. Доходная часть бюджета увеличилась в 19,333 раза, расходная часть – в 10,46 раза.
Более наглядно эта информация представлена на диаграмме 1, расположенной ниже. При рассмотрении структуры доходной части следует отметить, что основную часть доходов составляют налоги – почти 90 процентов на протяжении всего рассматриваемого периода. В 1997 году в налоговых доходах бюджета налоги на товары и услуги составляли 70 процентов, а во всей доходной части – 52 процента. Платежи же за использование природными ресурсами не играли такой весомой
роли в бюджете. В неналоговых доходах наибольший вес имеют доходы от продажи принадлежащего государству имущества. Также существенное влияние на формирование доходной части оказывали доходы от государственных целевых бюджетных фондов. В структуре налоговых доходов в 2006 году превалировали (практически в равной степени) налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, а также налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
В совокупности они составляют чуть более 1/3 всех бюджетных доходов государства. Среди неналоговых доходов основную часть составляют доходы от внешнеэкономической деятельности. На следующих двух диаграммах представлена структура расходов федерального бюджета в 1997 и 2006 годах. Наиболее весомые статьи расходов в 1997 году: – национальная оборона – 26% общих расходов; – обслуживание государственного долга – 14%; – правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 13%; –
промышленность, энергетика и строительство – 9 %; – социальная политика – 8 %; – образование – 5 %. На остальные статьи расходов приходится менее 5% всех расходов. В 2006 году приоритетными статьями расходов были: – национальная оборона – 25%; – правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 20%; – финансовая помощь бюджетам других уровней – 15%; – образование – 8%; – социальная политика – 7 %; – государственное управлении – 5 %; – транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатика – 5 %. Таким образом, рассматривая отдельные категории расходов – например, образование – можно отметить, что несмотря на расхожее мнение о снижении финансирования образования, удельный вес данной категории в расходной части федерального бюджета растёт. Хотя, при составлении некоторых диаграмм складывается обратное впечатление, например – следующая диаграмма. Но из следующей диаграммы ясно, что ежегодный процентный прирост расходов на образование опережает
динамику общих расходов. Как уже отмечалось, за рассматриваемый период наша страна преодолела бюджетный дефицит и в настоящее время наблюдается неуклонно растущий профицит бюджета. Так называемые источники финансирования бюджетного дефицита представлены на следующей диаграмме.