Анализ финансового состояния организации (на примере ОАО "Карком")

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа финансовогосостояния организации
1.1 Общий анализ деятельности организации
1.2 Виды анализа финансово-хозяйственнойдеятельности организации
1.3 Бухгалтерская финансовая отчетность какоснова информационного обеспечения анализа финансового состояния организации
Глава 2 Оценка финансового состояния организации
2.1 Анализ ликвидности
2.2 Анализ финансовой устойчивости организации
2.3 Расчет показателей рентабельности
2.4 Оценка экономического потенциала организации
2.5 Оценка деловой активности предприятия
Заключение
Список литературы

Введение
 
Выдвижение напервый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования,возрастание роли финансов является характерной тенденцией для всех стран.
Финансовоесостояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающихсостояние капитала в процессе его кругооборота и способность организациифинансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Профессиональноеуправление финансами требует глубокого анализа, позволяющего более точнооценить неопределенность ситуации с помощью современных методов исследования. Всвязи с этим возрастает роль финансового анализа, т.е. комплексного системногоизучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с цельюоценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Анализфинансового состояния предприятия является основой принятия решений на уровнесубъектов хозяйствования.
Содержаниемфинансового анализа является изучение экономической информации офункционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятияоптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственныхпрограмм предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест ивнутрихозяйственных резервов.
Анализпредставляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних,рыночных и производственных факторов на количество и качество производимойпредприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указываетвозможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельностипредприятия в выбранной области хозяйствования.
Цель анализазаключается в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия,а также в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надовести работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос,каковы способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный периодего деятельности.
Такимобразом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цельюкурсовой работы является исследование финансового состояния предприятия напримере предприятия ОАО «Карком».
Всоответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
·         определенытеоретические основы анализа финансового состояния предприятия;
·         исследованабухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ОАО «Карком»;
·         определенасистема показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.

ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа финансовогосостояния организации
1.1 Общий анализдеятельности организации
 
26 октября1934 года был создан Арзамасский завод коммунального машиностроения ОАО«Карком». С момента своего основания на заводе освоено более 300 моделейкоммунальной техники.
Основнаяпродукция компании на сегодняшний день — вакуумные, илососные,каналопромывочные, тротуароуборочные, поливомоечные машины, пескоразбрасывателии мусоровозы.
Высокийтехнический уровень машин, выпускаемых ОАО «Карком», возможность ихприменения в различных климатических зонах определяют спрос на них не только вРоссии, но и за рубежом. Продукция компании известна более чем в 30 странахмира[12].
Ориентировочная оценка удерживаемой предприятием доли рынка поосновным видам продукции следующая:
— на местном рынке (область) = 41%;
— на российском рынке = 36%
Экспорт:
— страны СНГ — 28%;
— Прибалтика = 10%;
— дальнее зарубежье = 0,1%
По имеющимся данным, на сегодня удовлетворённость потребителей вкоммунальной технике составляет не более 50-60%, а по вакуумным машинам, по илососам,каналопромывочным — и того меньше.
Заготовительноепроизводство завода располагает:
·         Термическойрезкой металла на лазерном и плазменном комплексах с ЧПУ. Эти комплексыпозволяют изготавливать заготовки с очень высокой точностью и минимальнонеобходимыми припусками для механической обработки, что значительно увеличиваеткоэффициент использования металла;
·         Листогибочными профилегибочным оборудованием с числовым программным управлением;
·         Ленточнымипилами с ЧПУ;
·         Гильотиновыминожницами MVS-E с ЧПУ.
Особойгордостью предприятия является цех механической обработки. Это современноепроизводство, в котором работают самые новейшие станки.
Это итокарные центры с ЧПУ НААS серии SL, и обрабатывающие центры с ЧПУ STEINELсерии BZ, и другие.
На заводеавтоматизировано управление ведущими бизнес-процессами. Используемый вERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственноепланирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализациив службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
В перспективе ожидается спрос на коммунальную технику. В последниегоды активизирована работа по продвижению продукции на рынке стран СНГ, Прибалтикии дальнего зарубежья.
Сегоднявысокий технический уровень машин, выпускаемых ОАО «Карком», возможность ихприменения в различных климатических зонах определяют устойчивый спрос на нихне только в России, но и за рубежом. Продукция предприятия известна во многихстранах мира[12].
К числу стран дальнего зарубежья, импортируемых коммунальныемашины Арзамасского ОАО «Карком», относятся: Румыния, Болгария, Чехия, Венгрия,Монголия, Ирак, Ливия.
ОАО «Карком» занимает лидирующее положение в отрасли коммунальногомашиностроения. Войти в отрасль новым предприятиям достаточно сложно, т.к.завод имеет необходимое сложное и уникально гибкопереналаживаемое производство,которое сложно организовать на вновь появившемся предприятии. Также ОАО«Карком» имеет самый большой ассортимент коммунальной техники и прочныенаработанные связи с потребителями.
Арзамасское ОАО «Карком» является единственным предприятием в отрасли,которое производит полный ассортимент коммунальных машин для санитарной очисткигородских и сельских территорий. Однако производство коммунальной техникихарактеризуется сильной конкуренцией, и оно представлено достаточно мощнымизаводами-производителями.
Конкуренцию следует ожидать со стороны предприятий, входящих всостав бывшего МГО (межотраслевого государственного объединения) коммунальногомашиностроения: г. Мценск, Орловская область, завод «Коммаш» г. Киев, г. ТурбовУкраина.
Производство вакуумных машин освоили ОАО Грабовский завод специализированныхавтомобилей Пензенской области; ОАО «Кургандормаш» Курганской области.
Освоили производство мусоровозов авторемонтный завод г. Ряжск Рязанскойобласти; АООТ Механический завод г. Балахна Нижегородской области.
Учитывая это обстоятельство, предприятие придерживается политикиустановления цен ниже цен своих конкурентов.
Как старейшее предприятие, Арзамасское ОАО «Карком» занимает лидирующееположение среди предприятий коммунального машиностроения, производящеемногопрофильную коммунальную технику. Достаточно сказать, что каналопромывочныемашины для профилактической и аварийной очистки канализационных сетей сегодняиз стран СНГ не выпускает никто.
Главнымиконкурентами по производству данного вида мусоровоза являются заводы городовРяжска, Мценска, Киева и Турбова, цены на выпускаемые ими мусоровозы 370, 420,500, 550 тыс. руб. Достаточно большое количество конкурентов. Исходя из этогоОАО «Карком» придерживается стратегии снижения издержек производства. Поэтомупредприятие идет на значительное капиталовложение в модернизацию оборудования.Предприятие также использует элементы метода неценовой конкуренции:
— изменениесвойств продукции (оснащенность манипулятором);
— совершенствование услуг, сопутствующих товару (гарантийныйремонт).
Предприятиесегодня:
Площадь общая- 141 213 кв.м
Площадьпромышленной площадки — 109 643 кв.м.
Производственнаяплощадь — 28 238 кв.м.
Площадьзанятая офисами — 4 237 кв.м.
Площадьвспомогательных цехов — 5 458 кв.м.
Складскиеплощади — 7 539 кв.м.
Дилеры завода- ЗАО Kоминвест — продажа техники ” Карком ” Арзамас.
Завод «Карком» является Открытым Акционерным Обществом. Учредителемобщества является комитет по управлению государственным имуществом Нижегородскойобласти. Предприятие работает на условиях самофинансирования. Уставной капиталпредприятия составляет 12325,4 тыс. руб., на всю эту сумму выпущено 123254акций, все акции обыкновенные.
ОАО «Карком» располагает постоянными квалифицированными кадрами сосредним стажем работы на данном предприятии 15-20 лет.
Руководство предприятием осуществляют[12]:
1. Бирюков Александр Иванович — генеральный директор с 2001 года.
2.Лисин Владимир Иванович – технический директор, главный инженерс 1986 года.
3. Екимов Александр Александрович — коммерческий директор с 2001года.
4. Демина Елизавета Александровна — главный бухгалтер с 1990 года.
Каждый из них обладает исключительной компетенцией в вопросах,связанный с организацией производства продукции предприятия.
Схема управления предприятием обладает достаточной гибкостью,трудовой коллектив работоспособен и может решать самые разнообразныепроизводственный задачи.Организационная структура ОАО «Карком» — линейно-функциональная. Она отражает функциональное разделение труда и объемполномочий работников управления. Такая система позволяет снизить риск принятияошибочного решения и легче реализовать единую политику организации, так какпрослеживается четкое разграничение ответственности руководителей отдельныхподразделений. Это позволяет облегчить контроль за исполнением стратегиирешений в целом.
Функциигенерального директора:
·    осуществляетруководство деятельностью предприятия;
·    имеетправо первой подписи под финансовыми документами;
·    распоряжаетсяимуществом для обеспечения его текущей деятельности;
·    утверждаетштаты, заключает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этимработникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
·    открываетв банках счета предприятия;
·    издаетприказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работникамипредприятия.
Компетенция совета директоров[3]:
·    решениевопросов общего руководства деятельностью предприятия;
·    определениеприоритетных направлений деятельности предприятия;
·    созывгодового и внеочередного общих собраний акционеров;
·    утверждениеповестки дня общего собрания акционеров;
·    определениерыночной стоимости имущества;
·    определениеразмера услуг аудитора;
·    рекомендациипо размеру годовых дивидендов, форме и порядку их выплаты;
·    принятиерешений об использовании резервного и других фондов общества;
·    принятиерешений о заключении крупных сделок.
Главнымиперспективными задачами компании являются качественное обновление и увеличениеноменклатуры выпускаемой продукции, расширение рынка сбыта и поиск партнеров сцелью создания совместных предприятий по производству коммунальной техники.
1.2 Виды анализафинансово-хозяйственной деятельности организации
Содержание иосновная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния ивыявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующегосубъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояниехозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовойконкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств передгосударством и другими хозяйствующими субъектами[4].
Ввидумногогранности анализ финансового состояния необходимо дифференцировать навиды.
Анализхозяйственной деятельности классифицируется:
1) поотраслевому признаку:
·  отраслевой,специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства(промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.)
·  межотраслевой,который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и являетсяметодологической основой общего анализа хозяйственной деятельности
2) попризнаку времени:
·  предварительный(перспективный), — проводится до осуществления хозяйственных операций дляобоснования управленческих решений
·  оперативный,проводится сразу после совершения хозяйственных операций для оперативноговыявления недостатков процесса финансово — хозяйственной деятельности. Егоцелью является обеспечение функции управления — регулирования.
·  последующий(ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов.Он используется для контроля за финансово — хозяйственной деятельностьюпредприятия.
3) попространственному признаку:
·  внутрихозяйственный,изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений
·  межхозяйственный,анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. ипозволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.
4) пообъектам управления
·  технико- экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических иэкономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результатыдеятельности предприятия.
·  финансово- экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатамдеятельности предприятия, а именно, — выполнение финансового плана,эффективность использования собственного и заемного капитала, показателирентабельности и т. п.
·  социально- экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономическихпроцессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов,производительности труда и т.д.
·  экономико- статистический анализ применяется для изучения массовых общественно — экономических явлений.
·  экономико- экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономическихпроцессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающейсреды.
·  маркетинговыйанализ, который применяется для изучения внешней среды функционированияпредприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.
5) пометодике изучения объектов:
·  сравнительныйанализ, использует метод сравнения результатов финансово — хозяйственнойдеятельности по периодам хозяйственной деятельности.
·  факторныйанализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровеньрезультативных показателей.
·  диагностический,направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путеманализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
·  маржинальныйанализ, — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решенийна основе причинно — следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостьюпродукции и прибылью.
·  экономико- математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решенияэкономической задачи с помощью математического моделирования.
·  стохастическийанализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемымиявлениями и процессами финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
·  функционально- стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которыевыполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.
6) по субъектаманализа[9]:
·  внутреннийанализ, который производится специальными структурными подразделениямипредприятия для нужд управления.
·  вешнийанализ, который производится государственными органами, банками, акционерами,инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой истатистической отчетности предприятия.
по содержаниюпрограммы:
·  комплексныйанализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.
·  тематическийанализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющиенаибольший интерес в данный момент времени.
Втрадиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки ипрогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерскойотчетности.
1.3 Бухгалтерская финансоваяотчетность как основа информационного обеспечения анализа финансового состоянияорганизации
Бухгалтерская(финансовая) отчетность является информационной базой финансового анализа, таккак в классическом понимании финансовый анализ — это анализ данных финансовойотчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости отпоставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управленияпроизводственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельностируководства организации; быть использован для выбора направлений инвестированиякапитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельныхпоказателей и финансовой деятельности в целом.
Основнымисточником информации для проведения финансового анализа служит бухгалтерская(финансовая) отчетность.
Статьей 1Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, чтобухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрациии обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствахорганизаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций.
Одной изосновных задач бухгалтерского учета является формирование и предоставлениеполной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественномположении, необходимой внутренним и внешним пользователям.
Согласностатьям 1 и 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [1] все операции,осуществляемые в организации, подлежат регистрации в системе бухгалтерскогоучета на основе первичных учетных документов, составляемых по определеннымформам.
Всоответствии с правилами бухгалтерского учета ведутся два вида (типа) учета,различные по степени обобщения информации о хозяйственной деятельностиорганизации:
1) аналитическийучет — группирующий детальную информацию об имуществе, обязательствах и охозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (однородныематериалы или продукция);
2)синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видахимущества, обязательств и хозяйственных операций.
На основеинформации, учитываемой на синтетических счетах, формируется бухгалтерскаяотчетность, представляющая собой единую систему данных об имущественном ифинансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности,составляемая по формам, установленным Министерством финансов РФ[8].
К внутреннимпользователям бухгалтерской отчетности относятся:
1)руководители среднего и высшего звена, в работе которых необходимоиспользование информации об имущественном положении отдельных организаций, атакже объединений организаций (как правило, холдингов);
2) учредителиили собственники организации; в зависимости от организационно-правовой формы ксобственникам организации могут относиться акционеры или участники (товарищи);
3)собственники имущества организации.
Бухгалтерскаяотчетность является важным, а часто единственным источником информации для такназываемых внешних пользователей. Внешними пользователями являются:
1) инвесторы;
2) кредиторы;
3)контрагенты;
4)государственные органы.
Вместе с темдля внутренних, а в отдельных случаях и для внешних пользователей важнымисточником информации о финансово-хозяйственной деятельности организацииявляется внутренняя отчетность.
Состояниеданного элемента учета главным образом зависит от уровня организацииуправленческого учета предприятия и полностью определяется менеджментомпредприятия, поскольку всякого рода внутренние отчеты, докладные и служебныезаписки, аналитические справки и сводные данные, в первую очередь, требуютсяименно для решения управленческих задач и принятия управленческих решений.Данная документация составляет неотъемлемую часть работы бухгалтериипредприятия, когда, помимо упомянутого значения, внутренние отчеты имеют такженепосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета и формированиюотчетности. Во внутренней отчетности раскрываются (расшифровываются,анализируются) отдельные показатели, включаемые в строки баланса или отчета оприбылях и убытках. А сопоставление данных внутренней и «внешней» отчетностииногда может предоставить очень интересный материал в части реальной динамикипродаж и затрат на них, которые не всегда попадают в формы отчетности,утвержденные Минфином России[5].
При этомвовсе не обязательно речь идет о сокрытии объектов от налогообложения. Иногдапредприятие искусственно «наращивает» суммы оборотов, стоимость активов илидаже прибыль для целей бухгалтерского учета, имея в виду какую-либо другую цель(выиграть тендер, получить банковский кредит и т.п.).
В этом случаеименно обращение к внутренней отчетности позволяет собственникам бизнеса илиинвесторам получить наиболее полную картину финансово-хозяйственной жизни иподлинного экономического состояния исследуемой организации.
Объем форм ипорядок составления бухгалтерской отчетности (внешней) должны соответствоватьтребованиям ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказу МинфинаРоссии от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности». Необходимоотметить, что немаловажную роль в формировании экономической информации дляконечных пользователей бухгалтерской отчетности играет учетная политика,принятая в организации.
Формированиеучетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированногоподхода со стороны персонала бухгалтерии или руководящего состава организации,ответственного за экономические вопросы.
Общиепринципы составления учетной политики в организации закреплены в Положении побухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденном приказомМинфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.
Системавнутреннего контроля является более широким понятием, чем системабухгалтерского учета. Ею контролируется не только собственно бухгалтерскийучет, но и ведение финансово-хозяйственной деятельности с точки зрениясоблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете и эффективностипоследней. Помимо контрольно-учетных функций (включая подготовку отчетности)система внутреннего контроля обеспечивает также контрольно-имущественныефункции (в части обеспечения сохранности активов). Кроме того, она содержитинструментарий для выявления и исправления ошибок (искажений) информации вбухгалтерском и управленческом учете[8].
Важнымаспектом, изучение которого предшествует анализу самой бухгалтерскойотчетности, является содержание аудиторского заключения (при наличии такового),отражающее достоверность бухгалтерской отчетности.
Всоответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N° 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение—официальный документ,предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами(стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленнойформе мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора одостоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица исоответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательствуРоссийской Федерации.
Непосредственносодержание и виды аудиторского заключения определены в Федеральном стандартеаудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой(бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.
Также важнымэлементом организации бухгалтерского учета на предприятии является наличие вструктуре предприятия ревизионной комиссии или внутреннего аудита. Наличиеревизионной комиссии или ревизора обычно оговаривается в уставе предприятия.Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» формирование данной службы в данных хозяйствующих субъектахпредусматривается в обязательном порядке. Лишь Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускает отсутствие ревизионногооргана в организациях с числом участников меньше пятнадцати, но только если вуставе его наличие не установлено независимо от количества участников. Однако,несмотря на строгие требования законодательства, существование и финансированиеэффективно действующей ревизионной комиссии, как правило, может позволить себетолько крупное предприятие.
Бухгалтерскаяотчетность коммерческих организаций состоит из:
а)бухгалтерского баланса (форма № 1);
б) отчета оприбылях и убытках (форма № 2);
в) приложенийк ним, предусмотренных нормативными актами;
г)аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетностиорганизации, если она в соответствии с федеральными законами подлежитобязательному аудиту;
д)пояснительной записки.
Всоответствии с пунктом 1 Приказа № 67н в состав приложений к бухгалтерскомубалансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности включаются:
• форма № 3«Отчет об изменениях капитала»:
• форма № 4«Отчет о движении денежных средств»:
• форма № 5«Приложение к бухгалтерскому балансу»;
• форма № 6 «Отчетцелевом использовании полученных средств» (для общественных организаций) [1].
Их цель –подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия,результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностейразвития предприятия на перспективу.
Бухгалтерскаяотчетность, разработанная организацией на основании образцов форм,рекомендованных Минфином России, должна соответствовать требованиямсвоевременности, полноты, достоверности и нейтральности. С этой точки зренияорганизация самостоятельно решает вопрос о включении (или невключении) того илииного показателя в состав отчетности. В этой связи хотелось бы еще разподчеркнуть важность получения заинтересованными пользователями Положения обучетной политике, так как наличие (отсутствие) в составе бухгалтерскойотчетности того или иного показателя зависит от содержания данного документа.
Отчетный годдля всех организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации,соответствует календарному году, а именно с 1 января по 31 декабря.
Важным припользовательском анализе бухгалтерской отчетности является вопроссущественности показателей, отражаемых в отчетности. Отдельные показатели могутбыть недостаточно существенными для отражения их в бухгалтерском балансе иотчете о прибылях и убытках, но достаточно существенными, чтобы представлятьсяобособленно в пояснительной записке к указанным документам.
Вбухгалтерской отчетности раскрываются сведения об активах, капитале, резервах иобязательствах организации, что осуществляется путем включения соответствующихпоказателей, таблиц, расшифровок и пр. непосредственно в формы отчетности либов пояснительную записку. Допустим, отсутствует достаточная ясность дляпользователя
Выбор единицыизмерения (тысячи или миллионы рублей) осуществляется организацией. Организациис большими оборотами приводят данные в миллионах рублей, большинствоорганизаций данные в формах отчетности указывают в тысячах рублей. В рубляхфинансовая отчетность, как правило, не составляется.
Данные в бухгалтерскомбалансе приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков или миллионах рублей,если организация имеет обороты продаж, обязательств, исчисляемые в сотняхмиллионов рублей[8].
В формахбухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Приналичии таковых пользователь бухгалтерской отчетности, в том числе изотносящихся к внутренним, вправе потребовать заново составленный документ,входящий в состав бухгалтерской отчетности, за подписью руководителя и главногобухгалтера организации.
Формамиотчетности предусмотрено отражение ряда показателей в круглых скобках. Этоозначает, что данный показатель либо имеет отрицательное значение, либоявляется вычитаемым при исчислении итоговых данных. Такими показателями могутбыть следующие: непокрытый убыток; себестоимость проданных товаров, продукции(работ, услуг); убыток от продаж; проценты к уплате; операционные расходы;уменьшение капитала; направление денежных средств; выбытие основных средств. Втом случае, если для анализа используется бухгалтерская отчетность за ряд лет,необходимо учитывать, что практически каждый год вносятся изменения в порядокформирования отдельных форм отчетности. Наиболее часто изменениям подвергаютсяосновные формы отчетности (бухгалтерский баланс и отчего прибылях и убытках).

Глава2 Оценка финансового состояния ОАО «Карком»
 
2.1 Анализ ликвидности
Ликвидностьхарактеризует способность предприятия своевременно рассчитаться пократкосрочным обязательствам. Ликвидность баланса предприятия — степеньпокрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых вденежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидностиорганизации – это анализ возможности для предприятия покрыть все своифинансовые обязательства. Управление ликвидностью — деятельность предприятия поразмещению средств, позволяющему в короткий период времени превратить активы вденежные средства. Для оценки ликвидности вычисляются коэффициенты ликвидности.
Коэффициентабсолютной ликвидности — показатель, характеризующий способность предприятияпогасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств икраткосрочных финансовых вложений. Иногда сумма абсолютно ликвидных средствможет быть больше суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений засчет того, что в составе долгосрочных финансовых вложений также могут бытьакции, облигации, паи и т.п., которые в любое время можно беспрепятственнопревратить в наличные или безналичные денежные средства. Рекомендуемыезначения: ≥0,2.
L1 = НЛА/(КЗ+ККЗ), (1)
где НЛА — наиболее ликвидные активы, включающие краткосрочные финансовые вложения иденежные средства, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредитыи займы.
L1 (н)=10818/(94670+157960)=0,043
L1 (к)=11084/(232770+261123)=0,022
Данныйкоэффициент в анализируемом периоде снизился почти на 50%. Значение показателяна конец периода составило 0,022. На протяжении анализируемого периодакоэффициент абсолютной ликвидности находится выше границы рекомендуемыхоптимальных значений. Складывающаяся динамика изменения свидетельствует обустойчивой платежеспособности предприятия, возможно, что на нем производитсясвоевременная реализация краткосрочных финансовых вложений.
Коэффициентбыстрой ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия). Он показывает, какуючасть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить при реализациидебиторской задолженности.
L2 = (НЛА+КДЗ+ПОА)/(КЗ+ПКП+ККЗ),(2)
где КДЗ — краткосрочнаядебиторская задолженность, ПОА – прочие оборотные активы, ПКП – прочие краткосрочныепассивы, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L2 (н) = (124411+82664)/347443=0,55
L2 (к) = (255747+159053+1107)/726805=0,57
Данныйкоэффициент очень мал, т.к. рекомендуемое его значение должно быть более 0,7. Низкиезначения показателя указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами,чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотныхсредств в денежную форму для своевременных расчетов с поставщиками.
Общийкоэффициент покрытия. Он характеризует, насколько текущая задолженностьобеспечена оборотными средствами.
L3 = (НЛА + КДЗ + ПОА + З )/(КЗ+ ККЗ), (3)

где НЛА — наиболее ликвидные активы, включающие краткосрочные финансовые вложения иденежные средства, З – запасы, ОА – оборотные активы, ДФВ — долгосрочныефинансовые вложения, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочныекредиты и займы.
L3 (н)=360408/347443 =1,0373
L3 (к)=616064/726805 =0,848
Исходя изрезультата этого показателя (рекомендуемое значение от 1до 2), можно говорить отом, что у предприятия «Карком» на конец года появились небольшие проблемы спогашением своих задолженностей.
Коэффициентликвидности по данным чистых оборотных активов. Показатель характеризуетспособность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счетсобственных оборотных средств.
L4 = ОА/1+КО, (4)
где ОА –оборотные активы, КО – краткосрочные обязательства.
L4 (н) = 303184/(1+252773)=1,2
L4 (к) = 478623/(1+194035)=2,5
Коэффициентыликвидности L1-L4 не учитываютвероятностей своевременности реализации активов с целью обращения их в деньги итребований кредиторов вернуть долг в установленные сроки.
Общийкоэффициент ликвидности. Он позволяет установить, в какой кратности текущиеактивы покрывают краткосрочные обязательства.
L5 = [ДС + 0,5(ДЗ+ПОА) +0,3(ЗЗ+ДФВ)]/ (КО + КЗ + ККЗ), (5)
где ДС –денежные средства, КФВ – краткосрочные финансовые вложения, ДДЗ – дебиторскаязадолженность, ПОА – прочие оборотные активы, ДФВ — долгосрочные финансовыевложения, КО – краткосрочные обязательства, КЗ – кредиторская задолженность,ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L5 (н) = (10818+0,5*113593+0,3*235997)/347443= 0,398
L5 (к) = (11084+0,5*244663+0,3*360317)/726805= 0,332
Общийкоэффициент платежеспособности. Он показывает отношение суммы всех ликвидныхсредств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных,долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидныхсредств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определеннымивесовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроковпоступления средств и погашения обязательств. Оценка платежеспособностипредприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, которыеотражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счеттех или иных элементов оборотных средств.
L6 = НЛА + 0,5* (КДЗ+ПОА)+ 0,3*З/КЗ+0,5*ККЗ+0,3*ДО (6)
КЗ –кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы, ДО –долгосрочные обязательства.
L6 (н) = 10818+0,5*82664+0,3*195992/94670+0,5*157960+ 0,3*58301 = 0,58
L6(к)=11084+0,5*(159053+1107)+0,3*295109/232770+0,5*261123+0,3*57752 = 0,47.
Нашпоказатель платежеспособности носит отрицательный характер, т.к. несоответствует рекомендуемому и равен 0,58 и 0,47 соответственно (рекомендуемоезначение ≥ 1), исходя из этого можно сделать вывод, что риск банкротстванашей организации максимален.
Нижеприведена таблица со значениями коэффициентов ликвидности на предприятии«Карком» на начало и конец года, а также их рекомендуемые значения (Таблица 2.1).
Таблица 2.1. Показателиликвидности предприятияНаименование Обозначение Расчет Нормативное значение Коэффициент абсолютной ликвидности
L1 (н)
L1 (к)
0,043
0,022
≥0,2
≥0,2 Коэффициент быстрой ликвидности
L2 (н)
L2 (к)
0,55
0,57
0,8 — 1
0,8 — 1 Общий коэффициент покрытия
L3 (н)
L3 (к)
1,037
0,848
1-2
1-2 Коэффициент ликвидности по данным чистых оборотных активов
L4 (н)
L4 (к)
1,2
2,5 Общий коэффициент ликвидности
L5 (н)
L5 (к)
0,398
0,332
≥1
≥1 Общий коэффициент платежеспособности
L6 (н)
L6 (к)
0,58
0,47
≥1
≥1
Коэффициентыликвидности имеют неодинаковое значение для различных групп пользователейфинансовой отчетности. В данном случае наблюдается дефицит собственныхоборотных активов, вследствие чего, предприятии с трудом покрывает своизадолженности.
2.2 Анализ финансовойустойчивости организации
Коэффициентманевренности. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств отражаетту часть собственного оборотного капитала, который покрывается собственнымиисточниками финансирования. Величина собственного оборотного капитала такжехарактеризует финансовую устойчивость предприятия – чем больше его величина ивыше динамика, тем выше устойчивость. Нормативное значение для данногокоэффициента — 0,5; минимально допустимое значение – 0,1.
Км =(Ис-ОС)/Ис, (7)

где Ис — источники собственных средств, ОС – основные средства
Км(н) =96685-61594/96685 = 0,36
Км(к) =106204-91123/106204 = 1,86
Анализдинамики коэффициента маневренности собственных средств выявил устойчивовысокое значение показателя: на протяжении всего периода собственный оборотныйкапитал предприятия «Карком» покрывается собственными источникамифинансирования. Состояние предприятия характеризуется как финансово устойчивое.
Коэффициентдолга. Он показывает долю задолженности в балансе. Данный коэффициентпредставляет собой отношение суммарной задолженности к суммарной величинеактивов.
Кд. = ДО+КО/Вб,(8)
где КО –краткосрочные обязательства, ДО – долгосрочные обязательства, Вб- валюта баланса.
Кд.(н) =94670+157960/407759 = 0,62
Кд.(к) =232770+261123/657991 = 0,75
Коэффициентфинансовой независимости. Он характеризует зависимость предприятия от внешнихзаймов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем вышериск неплатежеспособности. Интерпретация этого показателя зависит от многихфакторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступ компаниик дополнительным долговым источникам финансирования, особенности текущейпроизводственной деятельности.
Кфн = СК/А, (9)
где СК –собственный капитал, А – суммарный актив.
Кфн(н)=96685/407759 = 0,24
Кфн(к)=106204/657991 = 0,16
Рекомендуемоезначение этого показателя ≥ 0,6. На данном предприятии показатели нижерекомендуемых, поэтому считается, что если в определенный момент кредиторыпредъявят все долги к взысканию, то компания сможет продать половину своегоимущества, сформированного за счет собственных источников, даже если втораяполовина имущества окажется по каким-либо причинам неликвидной. Стоит отметить,что низкий коэффициент финансовой устойчивости и высокая доля краткосрочныхкредитов во внешних займах вдвойне ухудшают финансовую устойчивостьпредприятия.
Коэффициентфинансового рычага (коэффициент капитализации). Он показывает процентзаимствованных средств по отношению к собственным средствам компании.Рекомендуемые значения – 0,5- 0,8.
Кфр = (ДО +КО)/СК, (10)
где ДО –долгосрочные обязательства, КО – краткосрочные обязательства, СК – собственныйкапитал
Кфр (н) =(58301 + 252773)/96685 = 3,22
Кфр (к) =(57752 + 494035)/106204 = 5,19
Коэффициентфинансового рычага прямо пропорционален финансовому риску предприятия. Судя пополученным значениям, можно говорить о высоком уровне риска банкротствапредприятия «Карком».
Коэффициентавтономии. Он определяет степень независимости предприятия от внешнихисточников и показывает долю собственных средств в общем объеме инвестируемыхресурсов.
Ка = Ис/Вб, (11)
где Ис — источники собственных средств, Вб – валюта баланса.
Ка(н)=96685/407759=0,24
Ка(к)=106204/657991=0,16
Заанализируемый период показатель уменьшился на 0,08 и составил на конец периода 0,16(рекомендуемое значение для коэффициента автономии — не ниже 0,5).
Анализкоэффициента автономии на протяжении анализируемого периода демонстрируетотрицательную динамику. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют онедостаточном значении коэффициента автономии на протяжении всего периода.Предприятие «Карком» характеризуется низким запасом прочности. Возможностьпривлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовойустойчивости у предприятия отсутствует.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами. Данный показатель характеризует частьсобственного капитала предприятия, которая используется для покрытия текущихактивов.
Коб.с.с. = СОС/З,(12)
где СОС — собственные оборотные средств, З — запасы
Коб.с.с.(н) =(96685-104576+58301)/195992=0,25
Коб.с.с.(к) =(106204-179368+57752)/295109=-0,05
Значениекоэффициента обеспеченности собственными средствами на протяжении всегоанализируемого периода не соответствует рекомендуемому значению. Врассматриваемом периоде данный коэффициент изменился и составил на конецпериода -0,05 (нижний предел значений для данного коэффициента — 0,1; воптимальном случае значение коэффициента должно превышать 0,2). Снижениекоэффициента до значения, меньше 0, свидетельствует об исчезновении упредприятия собственного оборотного капитала. В этом случае оборотный капиталпредприятия в полном объеме финансируется за счет заемных средств. Финансовоеположение предприятия «Карком» расценивается как неустойчивое.
Коэффициентфинансирования. Этот коэффициент дает общую оценку финансовой устойчивостипредприятия, характеризуя какая часть деятельности предприятия финансируется засчет собственных средств, а какая – за счет заемных: доля заемных средств в40-50% может быть опасной для финансовой стабильности. Рекомендуемое значениедля коэффициента финансирования — ≥ 1.
Кф = Ис/ (КО+ДО), (13)
где Ис — источники собственных средств, ДО – долгосрочные обязательства, КО – краткосрочныеобязательства,
Кф (н) =96685/ (58301 + 252773) = 0,32
Кф (к)=106204/ (57752 + 494035) = 0,19
По даннымрассматриваемого предприятия коэффициент финансирования за период уменьшился на0,13 и составил на конец периода 0,19. В результате анализа коэффициентафинансирования отмечается отрицательная динамика. Нерациональное соотношениесредств, участвующих в финансировании деятельности предприятия, складывается впользу заемных средств. Собственных средств недопустимо мало. Считается, чтоесли величина коэффициента финансирования меньше 0,8 (т.е. большая частьимущества сформирована за счет заемных средств), то это может свидетельствоватьо значительном финансовом риске.
 
2.3 Расчетпоказателей рентабельности
Общаяэкономическая рентабельность — индикатор, отражающий прирост всего вложенногокапитала (активов). Уровень общей экономической рентабельности — это ключевойиндикатор при анализе рентабельности предприятия.
Rоэ = Пр до НО / Вб, (14)
где Пр до НО– прибыль до налогообложения, Вб — средняя величина активов за период (валютабаланса).
Rоэ = 19846 / 532875 =0,037.
Коэффициентрентабельности собственного капитала. Рентабельность собственного капитала определяетэффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие,позволяет сравнить эффективность собственного капитала с возможным доходом отвложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги).
Rск = ЧПр/СК, (15)
где ЧПр –чистая прибыль, СК – средняя величина собственного капитала.
Rск(н) = 9519/101444,5 =0,094
Рентабельностьсобственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибылизаработала каждая единица, вложенная собственниками компании, в данном случаеее величина не велика — 0,094.
Рентабельностьвнеоборотных активов. ОН отражает эффективность использования внеоборотныхактивов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждогорубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия.
Rва = ЧПр/ВнА, (16)
где ВнА –средняя величина внеоборотных активов.
Rва = 9519/141972=0,067
Показательдемонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли поотношению к основным средствам компании. Чем выше значение данногокоэффициента, тем более эффективно используются основные средства. На данномпредприятии рентабельность внеоборотных активов не высока.
Рентабельностьактивов — это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Онявляется основным производственным показателем, отражает эффективностьиспользования инвестированного капитала.
Rа = ЧПр/Вб, (17)
где ЧПр –чистая прибыль, Вб — средняя величина активов за период (валюты баланса).
Rа = 9519/532875 = 0,018.
С точкизрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет оприбылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия,поэтому он является весьма важным и для финансового управления.
2.4 Оценка экономическогопотенциала организации
Подэкономическим потенциалом организации понимается способность предприятияфинансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностьюфинансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционированияпредприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования,финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностьюи финансовой устойчивостью.
Наращениеэкономического потенциала в организации наблюдается в случае, если:
Темп ростаприбыли >Темп роста выручки >Темп роста себестоимости
Оценимэкономический потенциал для нашего ОАО «Карком»:
Темп роста прибыли.
Тр.пр. =Про/Прб*100%, (18)
где Про — прибыль в отчетном периоде, Прб — прибыль в базисном периоде.
Тр.пр. =9519/8641*100%= 110,16%
Темп роставыручки
Тр.в. = Во/Вб*100%,(19)
где Во — выручка в отчетном периоде, Вб — выручка в базисном периоде.
Тр.в. = 2022033/1398814*100%= 144,55%
Темп ростасебестоимости.
Тр.с/ст = Со./ Сб*100%., (20)
где Со –себестоимость продукции в отчетном периоде, Сб. — себестоимость продукции вбазисном периоде.
Тр.с/ст =1828116/1259353 *100%= 145,16%
Итак, в нашемслучае:
Темп ростаприбыли
Из полученныхзначений можно сделать вывод, что на предприятия в будущем могут возникнутьпроблемы с покрытием своих расходов, потому что идет спад прибыли, тогда каксебестоимость возрастает, и предприятие работает в убыток и не покрывает самыеминимальные расходы. В лучшем случае, если оно будет работать в «ноль», т.е.покрывать свои затраты за счет доходов, но не получая реальной прибыли.
2.5 Оценкаделовой активности предприятия
Коэффициентыделовой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятиеиспользует свои средства.
Коэффициентоборачиваемости активов. Он характеризует эффективность использования компаниейвсех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников ихпривлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершаетсяполный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в видеприбыли. Он сильно варьируется в зависимости от отрасли.
Коб.а. = Вр/Вб, где Вр – выручка (21)
Коб.а. =2022033/532875 = 3,79
Фондоотдача.Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятиемимеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение, тем болееэффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачисвидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровнекапитальных вложений. Значение данного коэффициента сильно зависит от способовначисления амортизации и практики оценки стоимости активов.
Фо = Вр/ВА, (22)
где ВА –средняя величина внеоборотных активов за период.
Фо = 2022033/141972 = 14,24.
Фондоемкость– это показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимостьпроизводственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции.
Фе = ВА/Вр =1/ Фо (23)
Фе = 1/14,24= 0,07.
Коэффициентзагрузки (закрепления) активов. Коэффициент закрепления оборотных средствпоказывает величину оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции.
Кз.оа. =ОА/Вр, (24)
где ОА — средняя величина оборотных активов за период.
Кз.оа. =390903,5/2022033 = 0,19
Коэффициентоборачиваемости дебиторской задолженности. Он показывает насколько эффективнокомпания организовала работу по сбору оплаты для своей продукции. Снижениеданного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособныхклиентов и других проблемах сбыта, но может быть связан и с переходом компаниик более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширениедоли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будутпотребности компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.
Коб.дз =Вр/ДЗ, (25)
где ДЗ — среднегодовое значениедебиторской задолженности.
Коб.дз =2022033/120858,5 = 16,73.
Коэффициентоборачиваемости МПЗ. Он отражает скорость реализации запасов. Чем вышепоказатель, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной группеактивов.
Коб.мпз =Вр/МПЗ, (26)
МПЗ — средняявеличина МПЗ.
Коб.мпз =2022033/240117,5 = 8,42.
Периодоборота активов.
Тоб.а. = t/ Коб.а.,(27)
где t –количество дней анализируемого периода.
Тоб.а. =360/3,79 = 94,99
Периодоборачиваемости МПЗ.
Тоб.мпз. = t/Коб.мпз  (28)
Тоб.мпз. =360/8,42 = 42,76
Периодоборачиваемости дебиторской задолженности. Это показатель, выражающийоборачиваемость дебиторской задолженности как среднее число дней, требуемое длясбора долгов, т.е. показывает среднее число дней, требуемое для взысканиязадолженности. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженностьобращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидностьоборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента можетсвидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.
Тоб.дз. = t/ Коб.дз(29)

Тоб.дз. =360/16,73 = 21,52
Периодполного производственного цикла.
Тпц = Тоб.дз.+ Тоб.мпз. (30)
Тпц = 42,76 +21,52 = 64,28
Периодполного производственного цикла — это часть операционного цикла предприятия, характеризующая периодполного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых дляобслуживания производственного процесса (начиная с момента поступления сырья,материалов, полуфабрикатов, комплектующих и заканчивая моментом отгрузкиизготовленной из них готовой продукции).

Заключение
Финансовоесостояние — важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия.Это показатель его финансовой конкурентоспособности, использования финансовыхресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другимихозяйствующими субъектами.
На основаниифинансового анализа руководство предприятия может принимать управленческиерешения, а потенциальные инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные лицамогут делать выводы о финансовой устойчивости, надежности и платежеспособностифирмы.
Устойчивоефинансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала,хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетомоперационного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильныхдоходах и широких возможностях привлечения заемных средств.
Главная цельфинансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — к увеличениюактивов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживатьплатёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива ипассива баланса.
В курсовойработе дана оценка финансового состояния предприятия «КОММАШ» за 2008 год наоснове расчетов множества коэффициентов. Используемые для исследованияпоказатели позволили сделать вывод, что ОАО «КОММАШ» за анализируемый периодимело неустойчивое состояние. В данном случае наблюдается дефицит собственныхоборотных активов, вследствие чего, предприятии с трудом покрывает своизадолженности. Нерациональное соотношение средств, участвующих в финансированиидеятельности предприятия, складывается в пользу заемных средств. Собственныхсредств недопустимо мало.
Предприятиедостаточно эффективно использует имеющиеся у него фонды. В организации идетпроцесс спада экономического потенциала. Основной удельный вес в источникахформирования активов занимает заемный капитал.
Недостаточноэффективно используются имеющиеся активы, собственный капитал и заемныесредства, привлеченные на долгосрочной основе.
В связи снеустойчивым финансовым состоянием ОАО «КОММАШ» для улучшения его деятельностипредлагается:
·         проводить эффективную работу по возврату долгов;
·         увеличитьоборотные активы предприятия;
·         повыситьобъем реализации услуг и продукции за счет освоения новых рынков сбыта.

Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерскомучете», № 129-ФЗ от 21.11.96. (в редакции федерального закона от 23.07.98.№ 123-ФЗ).
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализахозяйственной деятельности: Учебник — М.: Финансы и статистика”, 2000.
3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: Инфра — М, 2004.
4.Ковалев В.В.,Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 424 с.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализфинансово — экономической деятельности предприятия — М: Юнити, 2002.
6. Петров В.В., Ковалев В.В. Какчитать баланс. М.:» Финансы и статистика», 2000.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: Учебник. — М.: Инфра — М, 2004.
8.Седова Е. И. Бухгалтерская (финансовая)отчетность – информационная база финансового анализа // Бухгалтерский учет иотчетность. – С. 23 – 36.
9. Скамай Л.Г., М.И. Трубочкина. Экономическийанализ деятельности предприятия. — М. — 2007.
10. Строгонов Н.В. Финансы организаций: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2003.
11. Шеремет А.Д. Теория экономическогоанализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 366 с.
12. www.kommash.ru