Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ООО Рамикс

–PAGE_BREAK–
1.2. Цель, задачи и методика анализа финансовых результатов
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Основной целью анализа финансовых результатов является определение резервов увеличения прибыли, основными источниками которых могут быть: увеличение объёма продаж, увеличение уровня цен, снижение себестоимости продукции, увеличение качества готовой продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и т.д.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

–       оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;

–       выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;

–       оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Анализ финансовых результатов проводится в несколько этапов.

На первом этапе, следует определить подход или направления анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий конкурентов. Каждый подход требует своих методов анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе анализа оценивается качество информации, качество доходов, т. е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли. Так, балансовая прибыль— сердцевина всех финансовых показателей. Насколько она показательна? На «качество» балансовой прибыли могут воздействовать; методы учета и расчетов прибыли от реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации и внереализационных результатов, налоговые условия и т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов: горизонтального, вертикального, трендового, факторного.

Анализ может вестись  как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно произвести группировку факторов, влияющих на ее размер и определить влияние каждого фактора на результативный показатель.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

·                    природные условия;

·                    транспортные условия;

·                    социально-экономические условия;

·                    уровень развития внешнеэкономических связей;

·                    цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относятся:

·                    основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);

·                    неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая может быть рассчитана по следующей формуле:

Р= N— S                                           (1)

гдеN – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж;

S -затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручку от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации.

Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.

Факторный анализ прибыли можно проводить как методом цепных подстановок, так и интегральным методом.
1.3. Анализ  рентабельности  деятельности  предприятия
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:

Рентабельность производства (Rп)— это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ).

Общую рентабельность (рентабельность предприятия) определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимостиосновных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Rп =Пб /Ф × 100%                                              (2)

где Rп– рентабельность предприятия,

Пб – общая сумма балансовой прибыли,

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Уровень общей рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

Rоб.= Пн.п.×100 / В                                                       (3)

где  Rоб.– рентабельность оборота,

Пн.п. – прибыль до начисления процентов,

В – валовая выручка.

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Чоб.к.= В / А                                                                (4)

где Чоб.к. – число оборотов капитала,

В – валовая выручка,

А – активы.

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:

Уо.р.= Rоб× Чоб.к.                                                       (5)

где Уо.р. – уровень общей рентабельности,

Rоб.– рентабельность оборота,

Чоб.к. – число оборотов капитала.

Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена на схеме (рис. 3).

Рисунок 3 – Взаимосвязь показателей рентабельности
Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

Rрп =Прп /С×100%                                            (6)

где Rрп– рентабельность продукции;

Прп – прибыль от реализации продукции;

С  –  полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Рентабельность вложений предприятия — это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:

1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;

3. Рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции (рис.4).

Рисунок 4 – Схема взаимосвязи влияния факторов производства на уровня рентабельности
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы (табл. 1):

Таблица 1

Схема взаимосвязи показателей, влияющих на рентабельность продукции

1

2

3

4

5

Объем продукции в стоимостном выражении

(N)

=

Объем продукции в физических единицах

(q)

Х

Цена единицы продукции

(Ц)

Затраты на производство в денежном выражении

(S)

=

Объем использованных ресурсов

(в натуральном выражении)

(z)

Х

Цена единицы ресурса

(С)

Доходность

(N / S)

=

Производительность ресурсов

(q / z)

Х

Возмещение затрат в цене продукта

(Ц / С)

Прибыль

(N — S)

=

Объем продукции в стоимостном выражении

( q* Ц)

¾

Затраты на производство в денежном выражении

(z * С)
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Доходность предприятия по производству продукции рассматриваетсякак коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появится возможность обычными методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

JN/S = (N1 / S1) / (N0 / S0)                                             (7)

или в развернутом виде:

JN/S= [(q1 * Ц1) / (z1* С1)] / [(q0 * Ц0) / (z* С0)]                      (8)

где J—индекс роста соответствующего показателя;         

1; 0 —означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный период соответственно.

Абсолютное изменение доходности  DN/Sза период исчисляется кaк разность индексов объема продукции и затрат на производство:

DN/S= JN— JS.                                             (9)

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок.

В целом общее изменение доходности за период балансируется с факторными отклонениями:

DN/S= D1  + D2                                           (10)

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов, машин и оборудования и т.д.

Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Рамикс»

2.1. Оценка состава и динамики показателей прибыли

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную  оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма№ 2 бухгалтерского отчета предприятий) (Приложения 3 и 4).

Проведем горизонтальный анализ, т.е. сравним каждую позицию «Отчета о прибылях и убытках» 2003 года с данными 2002 года и данные 2004 года с данными 2003 г. (табл. 2).

Как видно из проведенного анализа в 2003 году основные показатели формирующие валовую прибыль были ниже чем в предыдущем, 2002 году.

Так выручка от реализации составила 1041232 тыс. руб., что на 254 902 тыс. руб. или на 20% меньше, чем в предыдущем году. Себестоимость уменьшилась на 5% или на 45857 тыс. руб. В результате валовая прибыль в 2003 году составила 136 542 тыс. руб., что на 209045 тыс. руб. меньше, чем в 2002 году.

В 2004 году основная деятельность предприятия заметно активизировалась и в результате выручка от реализации составила 1518520 тыс. руб., что на 46% выше, чем в 2003 году. Себестоимость также выросла. Рост себестоимости составил 80849 тыс. руб. или 44%. Валовая прибыль в 2004 году составила 217 391 тыс. руб., что на 59% больше предыдущего года.

Значительные изменения в анализируемом периоде наблюдаются по статьям отчета «прочие доходы и расходы».

Так сумма процентов полученных в 2002 и в 2004 годах была примерно равной, но в 2003 году сумма полученных процентов была в 2,5 раза выше, чем в предыдущем и в следующем годах.

–PAGE_BREAK–

–PAGE_BREAK–