/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Министерствообразования и науки Республики Казахстан
КолледжКарагандинского Государственного Университета
им.Е.А. Букетова/>/>КУРСОВАЯРАБОТА
На тему:«Анализ финансовых результатов предприятия»
Специальность:0703002 «Финансы предприятий».
/>/>Караганда – 2008
Введение
В своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния гражданКазахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 годаПрезидент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «В настоящее времяважнейшей задачей, стоящей перед казахстанским обществом, является повышениеконкурентоспособности нашей экономики. Для этого мы должны обеспечить развитиенесырьевых отраслей и поддерживать казахстанские предприятия, ориентированныена производство конкурентоспособной продукции. Мы должны развивать собственныйнаучный потенциал и учиться у ведущих зарубежных специалистов. Необходимовнедрять новые совместные технологии и обеспечить надежную защитуинтеллектуальной собственности» [1]. Решение именно этих задач, поставленныхглавой государства, позволят Казахстану выйти на международные рынки и занятьтам свою нишу.
Рыночнаяэкономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями.Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации сцелью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянногосовершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка. Многоаспектное значение использования прибылиусиливается в условиях рыночной экономики. Дело в том, что предприятие любойформы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость,вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюсяпосле уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Этимхарактеризуется актуальность темы курсовой работы.
Прибыль – это денежное выражениеосновной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формысобственности. Как экономическая категория она характеризует финансовыйрезультат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль являетсяпоказателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие наукрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой формесобственности.
Прибыль – один из основныхфинансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий понаучно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличениефонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечениявнутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большеезначение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительныхфондов.
Прибыль как конечный финансовыйрезультат деятельности предприятий представляет собой разницу между общейсуммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетомубытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируетсяв результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так иотрицательным знаком.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективностьхозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли,которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развитияпредприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования.Расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также частьобязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями иорганизациями.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что, показателиприбыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовойдеятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности ифинансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированныхсредств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Целькурсовой работы – провести анализ финансовых результатов предприятия.
В соответствии с заданной целью были сформулированы следующиезадачи исследования:
— изучить экономическую сущность прибыли предприятия;
— провести анализ показателей прибыли и ее распределения напредприятии;
— определить пути повышения прибыли на предприятии;
Теоретической и методологической основой послужилимонографические труды отечественных и зарубежных ученых экономистов ифинансистов по исследуемой теме, материалы периодической печати.
1. Теоретические основыприбыли как показателя финансового результата предприятия1.1 Сущность и значениеприбыли в деятельности предприятия
Предприятие создается для организациипредпринимательской деятельности, экономической целью которого являетсяобеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли. По своемусодержанию деятельность предприятий включает производство и реализациюпродукции, выполнение работ и оказание услуг, операции на фондовом рынке.Предприятие может осуществлять какой-либо из видов деятельности, либоодновременно все виды.
Результативность и экономическаяцелесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными иотносительными показателями дохода выручки.
Экономический эффект — показатель,характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель. Взависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия вкачестве показателей экономического эффекта используют показатели валовогонационального продукта, национального дохода, валового дохода от реализации,прибыли и т. п.[2, c. 34]
Основным показателембезубыточности работы предприятия является прибыль. Прибыль как экономическаякатегория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства впроцессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторовпроизводства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительнойдеятельности предприятий является готовая продукция, которая становится товаромпри условии ее реализации потребителю.
Однако по этому показателю,взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровнерентабельности. Прибыль в 1 млн. тенге может быть прибылью разновеликих помасштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий.Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.Поэтому в анализе используют показатели экономической эффективности.Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученныйэффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.Такой показатель уже можно использовать в пространственно-временныхсопоставлениях. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективностидеятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного исобственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительнаятенденция.
Прибыль является важнейшейкатегорией рыночной экономики. Именно при этом условии предприятие можетстабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыльпредприятия проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствуетпривлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капиталапредприятия. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльностидеятельности предприятия. Прибыль, точнее, ее максимизация выступаетнепосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики.Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими напервый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли,или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цендля выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний дляпривлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Новсе подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счетеподчинены решению главной стратегической задачи — получения возможно большойприбыли.
Прибыль — это денежное выражениеосновной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формысобственности. Как экономическая категория она характеризует финансовыйрезультат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль являетсяпоказателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие наукрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой формесобственности.
Прибыль как важнейшая категориярыночных отношений выполняет определенные функции.[3, c. 102]
Во-первых, характеризуетэкономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но всеаспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такогоуниверсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализепроизводственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятияиспользуется система показателей.
Во-вторых, прибыль обладаетстимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременноявляется финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсовпредприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяетсяполученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятияпосле уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточнойдля финансирования расширения производственной деятельности,научно-технического и социального развития предприятия, материального поощренияработников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетовразных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другимидоходными поступлениями используется для финансирования удовлетворениясовместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своихфункций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических исоциальных программ.
Таким образом, основнымифункциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:
1. Оценочная.Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.
2. Распределительная.Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментомраспределения доходов.
3. Стимулирующая. Ее сущностьзаключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так ив интересах его работников./>1.2Классификация видов доходов и прибыли предприятия
Четкая классификация видов прибыли предприятия является базойобоснованного определения чистого результата деятельности за определенныйпериод.
Для определения источников получения прибыли вся деятельностьпредприятия разделяется на:[4, c. 87]
– основную илиоперационную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услугпредприятия);
– финансовуюдеятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участиепредприятия в деятельности других компаний; операции предприятия на финансовыхрынках, курсовые разницы и др.);
– чрезвычайные статьи(операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяетопределить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельностипредприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообщене являются характерными для деятельности данного предприятия и не могутрассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимоиметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
1. чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валоваявыручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов,возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальнойбазой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельностипредприятия;
2. валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетомпроизводственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяетанализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
3. прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль илиоперационный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов поуправлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов поуправлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
4. прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов пофинансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделитьприбыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от такихисточников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операциис иностранной валютой и др.
5. прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей отосновной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
6. чрезвычайные прибыли;
7. прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкойперехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская(или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии стребованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерскойприбыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период.Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информациюо доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельностидля принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этойцели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) долженкорректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Такимобразом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитаннаясогласно налоговым требованиям;
Также прибыль до уплаты налогов называют балансовой прибылью.
8. чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условияхрыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно оннаходится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От егодинамики зависит само существование предприятия, рабочие места для егоработников, выплата дивидендов в акционерной компании.
Разделение производственной себестоимости и общехозяйственныхрасходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какоевлияние на конечные результаты оказала производственная деятельностьпредприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности.Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции»свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения впроизводственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокоезначение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль)при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятияв системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.[5,c. 41]
Особенно необходимо остановится на понятии валовой прибыли.
Выручкаот реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мереотгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетныхдокументов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливаетсяпредприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключениядоговоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественноепитание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используетсякатегория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономическиеотношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядкекупли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастуюиспользуют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данноготермина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданнуюстоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практикепланирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговыхнадбавок (скидок); в общественном питании — сумма торговых набавок (скидок) инаценок.
/>2.Анализ показателей прибыли и ее распределения на АО «УМЗ»
/>2.1Направление и распределение прибыли на примере АО «УМЗ»
Основнымивидами деятельности АО «Устькаменогорский Металлургический Завод» являетсяпроизводство и переработка ядерных материалов, производство редких металлов,полупроводниковых материалов и прочих неорганических основных химическихвеществ. АО находится по адресу: г. Усть-Каменогорск, пр.Абая, 102.
АО«УМЗ» имеет выпущенный капитал на момент образования предприятия согласноучредительным документам 2755985тыс. тенге., на сегодняшний момент сформированполностью.
Прибыль,сформированная в соответствии с ныне установленным порядком, нормативнымидокументами и инструктивными положениями, является базовой величиной дляисчисления налогооблагаемой прибыли. Порядок расчета налогооблагаемой прибыли в2007 году, ее состав и структура представлены в таблице 4.
Таблица4 — Состав и структура налогооблагаемой прибылиПоказатели Сумма, тыс. тенге В % к итогу 1. Балансовая прибыль, рассчитанная по моменту отгрузки товаров, продукции и выполненных работ, услуг 15707289 123,4 2. Прибыль от реализации основных средств 49248 0,4 3. Эмиссия акций и других ценных бумаг 1900000 15 4. Налогооблагаемая прибыль 12725845 100,0
6. Сумма налога на прибыль 3960353 31,1
7. Удельный вес налогооблагаемой прибыли в балансовой прибыли, % 10310295 81
Данныетаблицы 4 показывают элементы формирования налогооблагаемой прибыли в 2007году, которая составила 12725845 тыс. тенге, или 81 % от балансовой прибыли.
Анализфакторов формирования налогооблагаемой прибыли позволяет выявить пути законногоснижения ее объема для налогообложения. Тем самым создаются реальныевозможности увеличения прибыли, остающейся в распоряжении организации дляформирования фондов накопления и потребления, резервных фондов.
Дляанализа использования финансовых результатов необходимо оценить сложившиеся задва года состав и структуру распределения балансовой прибыли.
Таблица5 — Динамика состава и структура распределения балансовой прибыли, тыс. тенгеПоказатели 2007 г. сумма в % к итогу 1. Балансовая прибыль – всего 15707289 100,0 2. Направления расходования балансовой прибыли 563 95,7 В том числе: 2.1. Налог на прибыль 3960353 25,2 2.2. Отвлеченные средства 112 22,1 из них: Выпущенный капитал – – Резервный капитал 112 0,0007 фонд накопления – – фонд социальной сферы – – фонд потребления 3471311 22,1 расчеты по дивидендам – – 3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 8285364 52,7
Данныетаблицы 5 показывают, что нераспределенная прибыль составила 52,7% от общегообъема балансовой прибыли. Израсходовано 22,1% балансовой прибыли, из нее 25,2%- налог на прибыль, 22,1% — отвлеченные средства. Отчисления в фонд накопленияповышают деловую активность предприятия, повышают конкурентоспособность, а,следовательно, и выживаемость его в рыночных условиях хозяйствования.
В условиях рыночныхотношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальнойприбыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученногодохода. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но иобеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.
Распределение ииспользование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающимкак покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходовгосударства.
Объектомраспределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределениемпонимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования напредприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той же части,которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательныхплатежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся враспоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится вкомпетенции предприятия.
Принципыраспределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
— прибыль,получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности, распределяется между государством и предприятием какхозяйствующим субъектом;
— прибыльдля государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов,ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов,порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
— величинаприбыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, недолжна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшениирезультатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
— прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется нанакопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части- на потребление.
Напредприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся враспоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетныефонды.
Распределениечистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия дляфинансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
Всовременных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либонормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговыхльгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственногои непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансированиеприродоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учрежденийсоциальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фондапредприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределениечистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значениекоторого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения ииспользования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия иопределяется положением, которое разрабатывается соответствующимиподразделениями экономических служб и утверждается руководящим органомпредприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметырасходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специальногоназначения: фонды накопления (фонд развития производства или фондпроизводственного и научно-технического развития, фонд социального развития) ифонды потребления (фонд материального поощрения).
Сметарасходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства,социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников иблаготворительные цели.
Красходам, связанным с развитием производства, относятся расходы нанаучно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы,финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологическихпроцессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства,модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением иреконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту жегруппу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков ипроцентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранныхмероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителейв создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемыесоюзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, такжесчитаются использованием прибыли на развитие.
Распределениеприбыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовыхобъектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительстваобъектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобногосельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятийи т.п.
Кзатратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения завыполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание,освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощирабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию,надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания встоловых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Нераспределеннаяприбыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, инераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивостипредприятия, о наличии источника до последующего развития. Схема распределенияприбыли на предприятии наглядно представлена на рисунке 1. [6, c. 34]
В условиях рыночной экономикизначение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентируеттоваропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужнойпотребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этимдостигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворениеобщественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом,указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимулдля инвестирования в эти сферы. Иногда предприниматели искажают формированиеприбыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главнымобразом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибылиспособствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмовценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнятьгосударство в ходе осуществления экономических реформ.
/>
Рисунок1. Схема распределения балансовой прибыли на предприятии
2.2 Анализ абсолютныхпоказателей прибыли АО «УМЗ»
Приступаяк анализу финансовых результатов, необходимо, прежде всего, выявить, всоответствии ли с установленным порядком рассчитана балансовая прибыль (убыток)и все исходные составляющие для ее формирования, в частности такие, как выручкаот реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализациитоваров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы;проценты к получению и уплате; прочие операционные и внереализационные доходы ирасходы.
Данныедля расчетов динамики и факторов изменения структуры формирования финансовыхрезультатов были взяты на основе «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 и 2007года по АО «УМЗ». Приложение 1.
Необходимооценить состав, структуру и динамику факторов (элементов) формирования финансовыхрезультатов АО «УМЗ» (таблица 1).
Таблица1 — Динамика и факторы изменения структуры формирования финансовых результатов,тыс. тенге.Показатели 2006 2007 Отклонение (+,-) Темп роста, % сумма В % к итогу сумма В % к итогу 1. Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 11998504 – 29271272 – +17272768 244 2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 9141370 – 13563983 – +4422613 148 3. Валовая прибыль 2857134 3197 15707289 179 +12850155 550
4. Доход от финансирования 26703 30 543858 6 +517155 В 20 раз
5. Прочие доходы 241594 270 312989 4 +71395 130
6. Итоговая прибыль (убыток) за период 89374 100,0 8772083 100,0 +8682709 В 10 раз
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Каксвидетельствует представленная в таблице 1 аналитическая информация, итоговаяприбыль в 2007 году по сравнению с предыдущим годом возросла в 10 раз, в товремя как валовая прибыль в 5,5 раз, доход от финансирования в 20 раз, прочиедоходы на 130%.
Ростприбыли от реализации и финансово-хозяйственной деятельности сопровождалсяростом выручки от реализации в 2,44 раза; себестоимости реализации товаров,продукции, работ, услуг на 148%.
Данныетаблицы 1 свидетельствуют о том, что если в 2006 году валовая прибыльсоставляла -3197 % к итоговой прибыли, то в 2007 году –179 %. Так, доход отфинансирования в 2006 году составляет 30% итоговой прибыли, в 2007 году – 6%итоговой прибыли. Прочие доходы в 200 6 году составляют 270% итоговой прибыли,в 2007 году – 4%.
Используяданные формы «Отчет о прибылях и убытках», можно рассчитать ряд показателейоценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатовдеятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких как:
– маржинальныйдоход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс.тенге;
– запасфинансовой прочности (ЗВП), тыс. тенге. Оптимальное значение этого показателя –свыше 60% от объемов продаж;
С этойцелью все затраты предприятия следует предварительно разбить на переменные ипостоянные в зависимости от объема производства и реализации продукции.[7, c. 174]
Переменныезатраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производствапродукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплата работниковна сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки ит.д.
Постоянныезатраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К нимотносятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммывыплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление иорганизацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплатеи др. Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доходпредприятия.
Делениезатрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинальногодохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть ту сумму выручки,которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия.Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такойвыручке будет равна нулю.
Рассчитываетсяпорог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимостиреализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:
/> (1)
где: Пр – порог рентабельности;
Пз – постоянные затраты;
Дмд — доля маржинального дохода.
Еслиизвестен порог, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):
/> (2)
где: ЗФУ – запас финансовой устойчивости;
Врп – выручка от реализации продукции;
Пр – порог рентабельности.
Втаблице 2 рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой устойчивостипредприятия АО «УМЗ».
Таблица 2 — Расчет порога рентабельности и запаса финансовойустойчивости АО «УМЗ»Показатели 2006 год 2007 год Доход от реализации продукции и оказания услуг, тыс.тенге 11998504 29271272 Прибыль за период 89374 8772083 Сумма переменных затрат, тыс.тенге 9141370 13563983 Сумма постоянных затрат, тыс.тенге 1761272 1771182 Сумма маржинального дохода, тыс.тенге 2857134 15707289 Доля маржинального дохода в выручке, % 23,8 53,7 Порог рентабельности, тыс.тенге 74003 32983 Запас финансовой устойчивости, тыс.тенге 11924501 29238289 Запас финансовой устойчивости, % 99,3 99,8
Как показывает расчет (таблица 2), выручка в 2007 годусоставила 29271272 тыс.тенге., что выше порога рентабельности на 29238289тыс.тенге или на 99,8%. Это говорит о том, что в данный период АО «УМЗ», можнопризнать прибыльным.
Запас финансовой устойчивости можно показать графически(Рисунок 2). На оси абсцисс откладывается объем реализации продукции, на осиординат – постоянные, переменные затраты и доход. Точка пересечения линиивыручки и затрат есть порог рентабельности. В этой точке выручка равназатратам. Выше ее зона прибыли, ниже – зона убытков. Отрезок линии выручки отэтой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости.
/>У тыс. тг
/>
/>
/>
/> 29271272 Запас финансовой устойчивости Доход
/>
/> Порог рентабельности
/> 13563983
/>/>
/> Переменные затраты 1771182
/>
Постоянные
затраты
/> 32983 29271272 Х, тыс.тг
Рисунок 2. Запас финансовойустойчивости/>/>2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
Относительные показателидоходности есть показатели доходности (рентабельности), характеризующиеэффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономикиопределяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источниковфинансирования и их доходное (прибыльное) использование. Они измеряютдоходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствие синтересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Так каккоэффициенты доходности являются важными характеристиками факторной средыформирования дохода (прибыли) предприятия, они являются обязательнымиэлементами сравнительного анализа и оценки финансового положения предприятия.
Различают три группыпоказателей доходности:
а) общих активов(авансированного, совокупного капитала) и их отдельных элементов;
б) продукции;
в) показатели доходности,рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств.[8, c.245]
Уровень доходности активов(общего капитала) играет важную роль в принятии инвестиционных решений напредприятии, а также в финансовом планировании, координации, оценке и контролехозяйственной деятельности и ее результатов.
Исследуем систему показателей эффективности деятельностипредприятия. Наиболее интересными показателями являются рентабельность активов,рентабельность текущих активов, рентабельность собственного капитала,рентабельность реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности активов имущества:
/> (3)
где: Ра – рентабельность активов (имущества)предприятия;
Чд – чистый доход
Сва – средняя величина активов предприятия.
Этот показатель отражает, какую прибыль (доход) получаетпредприятие с каждого тенге, вложенного в активы.
В аналитических целях определяется как рентабельность всейсовокупности активов, так и рентабельность текущих активов.
/> (4)
где: Ра – рентабельность текущих активов(имущества) предприятия;
Чд – чистый доход;
Свта – средняя величина текущих активовпредприятия.
Показатель прибыли на вложенный капитал, называемый такжерентабельностью собственного капитала, определяется по формуле:
/> (5)
где: Рск – рентабельность собственного капитала;
Чд – чистый доход;
Ск – собственный капитал предприятия.
Другой важный коэффициент рентабельности реализованнойпродукции, рассчитывается по формуле:
/> (6)
где: Ррп – рентабельность реализованной продукции;
Чд – чистый доход;
Врп – выручка от реализации продукции.
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеетпредприятие с каждого тенге реализованной продукции.
Рассчитаем данные показатели для АО «УМЗ» за 2006-2007 года ирезультаты расчета отобразим в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели эффективности деятельности АО «УМЗ» за2006-2007 г.Показатель Назначение 2006 2007
Рентабельность
активов Показывает, какой доход получает предприятие с каждого тенге, вложенного в активы 0,2% 18,7% Рентабельность текущих активов Показывает, какой доход имеет предприятие с каждого тенге, вложенного в текущие активы 0,3% 26,5%
Рентабельность
собственного
капитала Указывает на величину дохода, получаемого с каждого тенге, вложенного в предприятие 0,3% 21,8%
Рентабельность
реализованной
продукции Показывает, какой доход, имеет предприятие с каждого тенге реализации 0,7% 30%
Данные таблицы 3 позволяют составить аналитическое заключениео финансовом состоянии предприятия. В целом, по предприятию АО «УМЗ»наблюдается некоторое улучшение в использовании его имущества на конец 2006года. С каждого тенге средств, вложенных в совокупные активы, предприятие вотчетном 2006 году получило прибыли на 18,7%. Эффективность использованиятекущих активов предприятия составила 26,5%. В отчетном 2006 годурентабельность собственного капитала составила 21,8%. Интерес для анализапредставляет также показатель рентабельности реализованной продукции. На каждыйтенге реализованной продукции предприятие в отчетном году получило 30 %прибыли.
Анализируемое предприятие АО «УМЗ» для получения чистойприбыли в размере 8772083 тысяч тенге при величине выручки от реализации29271272 тысяч тенге предприятие задействовало в отчетном году текущие активы вразмере 33120074 тысяч тенге.
/>3.Пути повышения прибыли на предприятии
Поиск резервов для повышения эффективности использования всехвидов имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач любого производства.Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощьютщательного финансового экономического анализа. Финансовые показатели прибыльности и рентабельности имеютобщую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работыпредприятия и выпускаемой им продукции. Если предприятие получает чистуюприбыль, оно считается рентабельным.
Существует многофакторов, влияющих на уровень прибыльности. Эти факторы можно подразделить навнутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данногоколлектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки,норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильновоздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственнойдеятельности предприятий. [9, c. 174]
Структурные сдвиги вассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции,работ, услуг, себестоимость и рентабельность производства.
Прибыльность можнорассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, азначит как объекты технико-экономического анализа, основная цель котороговыявить количественную зависимость конечных финансовых результатовпроизводственно — хозяйственной деятельности от основных технико-экономическихфакторов.
Для разработкируководством предприятия действий по повышению эффективности деятельностипредприятия необходимо:
– оценить динамику показателейприбыльности предприятия и определить факторы, влияющие на эти показатели;
– выявить и изучить причиныпотерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве идругими упущениями в производственно – хозяйственной деятельности предприятия;
– выявить пути возможногоувеличения прибыли предприятия.
Следует заметить, что помере формирования цивилизованных рыночных отношений, ликвидации дефицита,монополии отдельных производителей у предприятий останется лишь один путьувеличения чистой прибыли – увеличение объема выпуска продукции, работ, услуг,снижение затрат на их производство.
Наиболее изученные факторыроста любого показателя прибыльности зависят от единых экономических явлений ипроцессов. Это, прежде всего:
– совершенствование системыуправления производством в условиях рыночной экономики на основе преодолениякризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
– повышение эффективностииспользования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов исистемы расчетно-платежных отношений;
– индексация оборотных средств ичеткое определение источников их формирования.
Важным фактором ростаприбыльности в нынешних условиях является работа предприятий поресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, — росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсовна данном этапе намного дешевле, чем разработка новых видов производства ивовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно статьглавным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Поиск резервов для повышения эффективности использования всехвидов имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач любого производства.Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощьютщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличениячистой прибыли.
К ним относятся:
— увеличение объема производства и реализации продукции(работ, услуг);
— снижение их удельной себестоимости;
— повышение качества продукции.
Важнейшим фактором роста прибыли являются рост объемапроизводства и реализации продукции (работ, услуг), внедрениенаучно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительноститруда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции (работ, услуг). Вусловиях развития предпринимательской деятельности создаются объективныепредпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Основной источник денежных накоплений предприятий — выручкаот реализации продукции (работ, услуг), а именно та ее часть, которая остаетсяза вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство иреализацию этой продукции (работ, услуг). Поэтому важная задача каждогопредприятия — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдениястрогого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного ихиспользования.[10, c. 74]
Заинтересованность предприятий в производстве и реализациикачественной, пользующейся спросом на рынке продукции (работ, услуг),отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится впрямой зависимости от объема реализации этой продукции (работ, услуг).
Получить чистую прибыль предприятие может только в томслучае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е.удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей –удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая. Нельзя получитьприбыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, которыйудовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на:потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт,который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, котораяудовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможнатолько в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровеньиздержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка,т. е., когда предприятие работает с прибылью.
Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремленииулучшить показатели прибыльности и рентабельности обладает четырьмя степенямисвободы:
– установлениецен,
– формированиезатрат,
– формированиеобъемов продукции (работ, услуг),
– выборноменклатуры и ассортимента продукции (предоставляемых услуг).
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участникирынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведениена рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции(работ, услуг) соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребностипокупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае онимогут процветать как производители продукции (работ, услуг).
Благополучие предприятия в финансовой области обеспечиваетсяза счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем дляпредпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешниеобстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к нимприспосабливаться. Внутренние возможности предприятия используются такимобразом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которогоруководство контролирует внешние по отношению к предприятию факторы с цельюпредвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиесявозможности.
Изучение внешней среды позволяет предприятию своевременноспрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планына случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию,которая позволит предприятию достигнуть поставленных целей и превратитьпотенциальные угрозы в выгодные возможности.
Внешняя среда – это все те внешние факторы, которые влияют надеятельность предприятия и, в свою очередь, испытывают на себе его воздействие.К ним относятся географические, международные, национальные, политические,правовые, экономические, социальные и другие факторы.
В последнее время все более важное значение приобретают сбыт,реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест ванализе. Предприятие может рассчитывать на успех на рынке только в том случае,если оно имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг,агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижениятоваров и услуг к покупателю.
Но, конечно, самое главное в улучшении эффективностидеятельности – повышение прибыльности и рентабельности. Поэтому постоянныйконтроль за доходами от всех направлений деятельности, разных товаров и услугявляется важной функцией управления.
Руководители предприятий, однако, могут сталкиваться сособыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, неукладывающихся в русло повышения прибыльности, или даже вызывающих противоречияс этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки илипроведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей,осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всеже тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главнойстратегической задачи — получения возможно большей прибыли.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибылиявляется планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводовэкономического анализа. Главной целью при планировании является максимизациядоходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностейпредприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли.Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизациейвеличины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства,предотвращением непроизводительных выплат.
Планирование прибыли — составная часть финансовогопланирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии.Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельностипредприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение дляпредполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельностине облагаются налогом на прибыль, а другие — облагаются по повышенным ставкам.В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы,влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотревварианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальнуюприбыль.[11, c.74]
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условияххозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятиямогут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Посколькус недавних пор планирование прибыли «привязано» к расчету авансовыхплатежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составлениеквартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыльзаинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовыхплатежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важнойцелью планирования прибыли является определение возможностей предприятия вфинансировании своих потребностей.
Объектом планирования являются планируемые элементыбалансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции,выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объемпроизводственной программы, который базируется на заказах потребителей ихозяйственных договорах.
В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой исебестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнитьобъем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличатьплановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой наобъем реализуемой продукции.[12, c. 35]
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметызатрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимостьтоварного выпуска планируемого периода.
Для планирования прибыли применяются методы укрупненногопрямого планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемойпродукции в ценах и по себестоимости и разновидность метода прямого счета — метод по ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждойассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующимиданными.
/>Заключение
В результате написания курсовой работы можно сделатьследующие выводы. Рыночная экономика в Республике Казахстан набирает всёбольшую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизмрегулирования хозяйственного процесса.
Чтобы предприятие могло эффективно функционировать иразвиваться, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки,достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками,местными органами власти, государством. После расчетов и выполненияобязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере,не ниже запланированного.
Таким образом, прибыль является основным показателембезубыточности работы предприятия. Прибыль как экономическая категория отражаетчистый доход, созданный в сфере материального производства в процессепредпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства(труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельностипредприятий является готовая продукция, которая становится товаром при условииее реализации потребителю.
Распределение и использование прибыли являются важнымхозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностейпредпринимателей, так и формирование доходов государства.
Объектом распределения является балансовая прибыльпредприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и постатьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибылирегулируется в той же части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виденалогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходованияприбыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ееиспользования находится в компетенции предприятия.
Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке.Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему, преждевсего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты споставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти,государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще иприбыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного.
В условиях рыночной экономики основным критерием оценкиэффективности хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль ирентабельность по отношению к фондам. Они позволяют дать наиболее общую оценкууровня экономической эффективности деятельности предприятия, а рост илиснижение их в динамике рассматривается как отрицательная или положительнаятенденция эффективности деятельности предприятия.
В современных рыночных условиях предприятие должно работатьраскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижениюобобщающего показателя экономической эффективности производства – прибыли и егоувеличения. В этом и заключается экономическая эффективность предприятия. Асоответственно, отсюда следует вывод о значительной, если не наиглавнейшей ролидохода (прибыли) на предприятии.
/>Списокиспользованных источников
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаеванароду Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цельгосударственной политики» от 6 февраля 2008г.
2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. — М.: ДИС, 1997.
3. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности,М.: Экономика, 1990 — с.257.
4. Ковалев В.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», М.: 1998.
5. Дюсембаев К.Ш. и другие «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы: Қаржы-Қаражат1998 г.
6. Комекбаева Л.С. Финансы предприятий, Караганда: «Болашак-Баспа»-2000-108 с.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М.: ИНФРА-М, 2003 – с.344.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций.Анализ отчетности, М.: Финансы и статистика, 1996 – с.432.
9. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия, Алматы:Экономика – 1998 – с.294.
10. Бакадаров В.Л., Алексеев П.Д., Финансово – экономическое состояниепредприятия, М.: издательство «ПРИОР», 2000 – с.205.
11. Алексеева М.М. Планирование деятельности предприятия, М.:Финансы и статистика, 2000 – с.248.
12. Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционнойпривлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве иторговле, М.: ДИС, МВ-Центр – 1997.
13. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности, М.: Финансы и статистика. – 1995 – с.157.
14. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния предприятия, М.: Экономика,1994 – 198с.
15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа, М.: Инфра-М,1995.
16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий, М.: Инфра – М., 1999-с.343.
17. Закон Республики Казахстан от 28.02.07 «Обухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234-III. (с изменениями идополнениями по состоянию на 28.02.2007 г. № 235-III).
Приложение 1
Аудированный консолидированный отчет о доходах и расходах по состоянию на31 декабря 2007 годаНаименование показателей Код стр. За отчетный период За предыдущий период Доход от реализации продукции и оказания услуг 010 29 271 272 11 998 504 Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг 020 13 563 983 9 141 370 Валовая прибыль (стр. 010-стр. 020) 030 15 707 289 2 857 134 Доходы от финансирования 040 543 858 26 703 Прочие доходы 050 312 989 241 594 Расходы на реализацию продукции и оказание услуг 060 671 296 654 382 Административные расходы 070 1 771 182 1 761 272 Расходы на финансирование 080 1 013 640 355 731 Прочие расходы 090 . 382 142 198 256 Доля прибыли/убытка организаций, учитываемых по методу долевого участия 100 -31 Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр. 030+стр. 040+стр. 050-стр. 060-стр. 070-стр. 080-стр. 090+/-стр. 100) 110 12 725 845 155 790 Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности 120
Прибыль (убыток) до налогообложения
(стр. 110+/стр. 120) 130 12 725 845 155 790 Расходы по корпоративному подоходному налогу 140 3 960 353 73 818
Итоговая прибыль (убыток) за период
(стр. 130-стр. 140) до вычета доли меньшинства 150 8 765 492 81972 Доля меньшинства 160 -6 591 -7 402
Итоговая прибыль (убыток) за период
(стр. 150-стр. 160) 170 8 772 083 89 374 Прибыль на акцию 180
Приложение 2
Аудированныйконсолидированный бухгалтерский баланс по состоянию на 31 декабря 2007 года
Наименование организации: АО «УМЗ».
Вид деятельности организации: производство и переработка ядерныхматериалов, производство редких металлов, полупроводниковых материалов и прочихнеорганических основных химических веществ.
Организационно-правовая форма собственности: акционерное общество.
Юридический адрес организации: Республика Казахстан, 050007, г.Усть-Каменогорск, пр. Абая, 102.
тыс. тенге Активы Код стр. На конец отчетного периода На начало отчетного периода I. Краткосрочные активы Денежные средства и их эквиваленты 010 3 207 355 299 869 Краткосрочные финансовые инвестиции 011 4 724 971 100 000 Краткосрочная дебиторская задолженность 012 5 516 246 3 006 264 Запасы 013 18 828 485 21 482 801 Текущие налоговые активы 014 547 449 592 363 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи 015 Прочие краткосрочные активы 016 295 568 343 690 Итого краткосрочных активов 100 33 120 074 25 824 987 II. Долгосрочные активы Долгосрочные финансовые инвестиции 020 212 890 212 890 Долгосрочная дебиторская задолженность 021 742 342 29 976 Инвестиции, учитываемые методом долевого участия 022 81 270 94 270 Инвестиционная недвижимость 023 Основные средства 024 10 372 838 8 716 928 Биологические активы 025 Разведочные и оценочные активы 026 322 094 304 264 Нематериальные активы 027 19 972 32 626 Отложенные налоговые активы 028 461 558 502 545 Прочие долгосрочные активы 029 1 534 563 2 010 868 Итого долгосрочных активов 200 13 747 527 11 904 367 Баланс (стр. 100+стр. 200) 46 867 601 37 729 354 III. Краткосрочные обязательства 030 Краткосрочные финансовые обязательства 031 485 497 2 083 984 Обязательства по налогам 032 87 423 73 129 Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам 033 54 631 63 943 Краткосрочная кредиторская задолженность 034 1 156 755 811 280 Краткосрочные оценочные обязательства 035 202 072 87 879 Прочие краткосрочные обязательства 036 615 657 767 260 Итого краткосрочных обязательств 300 2 602 035 3 887 475 IV. Долгосрочные обязательства Долгосрочные финансовые обязательства 040 2 324 616 425 889 Долгосрочная кредиторская задолженность 041 16 351 Долгосрочные оценочные обязательства 042 1 162 314 1 154 944 Отложенные налоговые обязательства 043 286 102 68 860 Прочие долгосрочные обязательства 044 297 412 292 300 Итого долгосрочных обязательств 400 4 086 795 1 941993 V. Капитал Выпущенный капитал 050 2 755 985 2 755 985 Эмиссионный доход 051 Выкупленные собственные долевые инструменты 052 Резервы 053 404 888 404 776 Нераспределенный доход (непокрытый убыток) 054 37 015 768 28 730 404 Доля меньшинства 055 2 130 8 721 Итого капитал 500 40 178 771 31 899 886 Баланс (стр. 300+стр. 400+стр. 500) 46 867 601 37 729 354
/>/>/>/>/>/>/>Приложение3
Аудированный консолидированныйотчет о движении денег по состоянию на 31 декабря 2007 года (прямой метод)
тыс. тенгеНаименование показателей
Код
стр. За отчетный период За предыдущий период 1 2 3 4 I. Движение денежных средств от операционной деятельности 1. Поступление денежных средств, всего 010 28 830 156 14 238 906 в том числе: реализация товаров 011 21 211 589 6 178 767 предоставление услуг 012 5 173 583 6 731 376 авансы полученные 013 504 197 703 720 дивиденды 014 1 365 прочие поступления 015 1 940 787 623 678 2. Выбытие денежных средств, всего 020 18 939 157 12 972 522 в том числе: платежи поставщикам за товары и услуги 021 7 005 863 7 602 908 авансы выданные 022 183 190 260 947 выплаты по заработной плате 023 3 322 947 2 836 229 выплата вознаграждения по займам 024 850 894 147 150 корпоративный подоходный налог 025 3 643 589 124 191 другие платежи в бюджет 026 1 250 241 1 074 853 прочие выплаты 027 2 682 433 926 244 3. Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности (стр. 010-стр. 020) 030 9 890 999 1 266 384 II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности 1. Поступление денежных средств, всего 040 217 383 203 086 в том числе: реализация основных средств 041 49 248 57 640 реализация нематериальных активов 042 83 реализация других долгосрочных активов 043 реализация финансовых активов 044 24 300 31 200 погашение займов, предоставленных другим организациям 045 фьючерсные и форвардные контракты, опционы и свопы 046 прочие поступления 047 143 752 114 246 2. Выбытие денежных средств, всего 050 7 112 155 2 809 301 в том числе: приобретение основных средств 051 774 813 927 218 приобретение нематериальных активов 052 4 248 21 001 приобретение других долгосрочных активов 053 1 069 964 1 017 720 приобретение финансовых активов 054 4 323 596 344 200 предоставление займов другим организациям 055 фьючерсные и форвардные контракты, опционы и свопы 056 прочие выплаты 057 939 534 499 162 3. Чистая сумма денежных средств от инвестиционной деятельности (стр. 040-стр. 050) 060 -6 894 772 -2 606 215 III. Движение денежных средств от финансовой деятельности 1. Поступление денежных средств, всего 070 30 032 879 15 352 996 в том числе: эмиссия акций и других ценных бумаг 071 1 900 000 получение займов 072 28 081 895 15 252 856 получение вознаграждения по финансируемой аренде 073 41 140 прочие поступления 074 50 943 100 000 2. Выбытие денежных средств, всего 080 30 121620 14 310 236 в том числе: погашение займов 081 30 121 620 14 310 236 приобретение собственных акций 082 выплата дивидендов 083 прочие 084 3. Чистая сумма денежных средств от финансовой деятельности (стр. 070-стр. 080) 090 -88 741 1 042 760 Итого: увеличение +/- уменьшение денежных средств (стр. 030+/-стр. 060+/-стр. 090) 2 907 486 -297 071 Денежные средства и их эквиваленты на начало отчетного периода 299 869 596 940
Денежные средства и их эквиваленты
на конец отчетного периода 3 207 355 299 869