Как ни банально это звучит, но для того, чтобы проанализировать
фотопубликации какого бы то ни было периодического издания, нужно иметь
хотя бы общее представление о фотографии. Порыскав немного в учебниках, я
поднабралась умных мыслей, и теперь постараюсь своими словами изложить
сложную информацию. Задача трудная, так как раскрыть полностью суть
фотографии в нескольких предложениях невозможно. А из оторванных фраз
цельного представления не получится. Но преподаватель ждать не будет.
Поэтому начну. Пожалуй, на Земле нет человека, который бы не использовал фотографию в
своей повседневной жизни. Почти в любой части города, в любом месте мы
зажмуриваемся от постоянных вспышек. Чаще всего другоценнейший аппарат (в
простонародье — «мыльница») попадает в руки неопытных детей. Однако
временами можно встретить и настоящую профессиональную аппаратуру
внушительных размерчиков. А происходит сие потому, что фотографию делят на
любительскую, техническую, учебную, профессиональную, исследовательскую,
специальную и так далее, и тому подобное. Технические средства свели к
миниуму затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения:
любой желающий может фиксировать избранный им объект. Думаю, каждый согласится, что лучшего средства пропаганды, чем
фотография, не найти. Конечно, мирный люд больше поверит своим глазам, чем
сухоньким словам. Как сама фотография, так и аппаратура для съемки постоянно
совершенствуются. В фотоаппараты внедряются элементы микроэлектроники, что
позволяет облегчить процесс съемки. Однако цифровые фотоаппраты вместе со
своим хорошим качеством далеко не дешевая штука в нашей стране, поэтому
большинству фотолюбителей приходится о них только мечтать. В фотографии, как и в любом виде искусства, главным был и остается
творческий поиск автора. (Кстати, интересный факт: фотографию долгое время
не хотели относить к искусству. Считалось, что искусством может считаться
лишь рукотворное произведение. И снимок прислялся к числу забавных
безделушек. Хотя фотографы весьма часто проявляли неумеренную фантазию,
порой изменяя оригинал до неузнаваемости, вписаться в искусство фотографии
было ой как сложно). Кажется, что еще можно придумать? Однако все новые и,
что самое примечательное, оригинальные материалы появляются на страницах
печати. Причем у каждого фотографа есть свой подход, так назывемый стиль,
по которому мы иной раз узнаем его работы. В этом проявляется
индивидуальность фотографа как творческого работника. С чего начинается фотография? У человека появляется потребность
зафиксировать какой-нибудь момент жизни, явление, происшествие, просто
художественную картину. А заканчивается чем? Появлением готового
изображения на фотоматериале. Казалось бы, так просто. А между этими
пунктами дистанция со множеством этапов. Какая у нас идет схема? Купил пленку — сфотографировал желаемые объекты —
отнес пленку в фотолабораторию — тебе проявили пленку — заказал
понравившиеся фотографии. У профессионалов этот процесс немного длиннее,
потому что проявляют пленку и делают фотографии они сами. Зато и результаты
дают о себе знать. Но что же нам, горемычным, делать, коли мы только учимся
и еще не всегда умеем правильно определять выдержку и время нахождения
фотобумаги в растворе? Может, со временем… А пока… Будем учиться и искать, находить и совершенствоваться. Авось,
прослышит мир о великом фотографе, выпускнике журфака БГУ…
О газете
Что-то меня на последнее время на культуру потянуло. Вот и анализировать
почему-то именно газету «Культура» решила. Нагрянула в библиотеку,
просмотрела подшивку за последний год. Информации о самой газете, к моему
глубочайшему сожалению, много не оказалось. Тогда решила использовать
последний шанс: с помощью безотказного средства связи Internet написала
пару строчек в редакцию. Там одобрили мое желание заняться историей газеты,
однако почти все, связанное с фотографией, умело обошли. Повторив запрос,
на положительный ответ я уже не надеялась. Такое чувство, что они сами тами
не сильно хорошо в этом деле разбираются. Вернее, с фотокорреспондентами
редакции мне все же удалось познакомиться. А вот с жанрами дело обстояло
сложнее. Ничего не оставалось, как заняться самостоятельным анализом
издания.
История газеты «Культура»
Благодаря Амелькович Дарье, ответственной за электронную почту, я могу и
с вами поделиться кое-какой информацией о столь замечательном издании.
Итак, “Культура” выходит с октября 1991 года в Минске. Основателем ее
является Министерство культуры Республики Беларусь. За время выхода газеты
должность главного редактора занимали сначала Ольга Ипатова, потом господин
Карпинский. Ныне во главе редакции начальствует Людмила Крушинская. В мае 1993 года — феврале 1997 года выходила ежемесячная литературно-
философская тетрадь, где публиковались оригинальные произведения по
вопросах отечественной и мирой литературы, культурологии и философии.
Специфика издания А теперь обращусь к одному из номеров газеты и к Белорусской
энциклопедии. Информация, которую я получила из этих источников, раскрывает
то, что мы называем «спецификой» издания. Газета «Культура» является еженедельной полноцветной общественно-
просветительской газетой. Она освещает события общественной, культурной и
социальной жизни страны и мира. «Культура» публикует материалы по вопросам
развития театрального и изобразительного искусства, литературы, музыки,
кино, телевидения, самодеятельности, работы культурно-просветительских
учреждений. Размещает также научно-популярные материалы по истории,
этнографии, фольклору, истории архитектуры Беларуси, статьи, связанные с
культурной жизнью других народов, которые проживают на территории Беларуси,
пропагандирует творчество деятелей искусства. «Культура» является лауреатом
премии “За духоўнае адраджэнне”. И под конец парочка обязательных фактов. Так как газета выходит на 16 и
24 полосах, следственно, формат ее бывает либо А4, либо А3. Цена одного
номера газеты составляет примерно 200 белорусских рублей. Печатается
«Культура» исключительно на белорусском языке, что очень похвально.
Издателем является редакционно-издательское учреждение «Культура и
искусство». У газеты имеется свой электронный ящик
‘ );
document.write( addy7552 );
document.write( ” );
//–>\n
‘ );
//–>
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
‘ );
//–>
,
созданный совершенно недавно. Для особо любознательных адрес редакции следующий: 220029, Минск, ул.
Чичерина, 1. Телефон/факс: (017)289-34-66.
Состав фотоотдела Фотографией в “Культуре” занимается Геннадий Жинков — заведующий отделом
фотоиллюстраций. На счету Геннадия — три персональные фотовыставки, одна их
которых даже проводилась в Национальном художественном музее. Помогают
иллюстрировать издание также два постоянных внештатных фотокорреспондента —
Виктор Зайковский и Алла Ткаченко. И, конечно же, не “гнушаются” делать
фотоснимки и сами авторы материалов.
Рубрики газеты Естественно, фотографии сопровождают статьи, написанные на определенную
тематику, поэтому важно обозначить, какого рода проблемы решает издание. Итак, в нем присутствуют следующие рубрики:
. Афіша “К” (в данной рубрике обязателен снимок. Освещает новости театра, кино, музеев. Показывает фотоотрывки из только что прошедших премьер)
. Соцыум (культурные новости страны и мира)
. Мастыхін (фотоснимки выставок, работы художников)
. Inter-media (проблемы исключительно государственного и общенационального масштаба. Например, вопрос о двуязычии в Беларуси)
. Бамонд, опера, балет (название рубрики говорит само за себя)
. Вакол спорту
. Кіно і тэатар
. На людным месцы (новости страны)
. Выхад імпазантанай персоны (необычные люди, звезды мирового масштаба)
. Вакол здароўя
. Вокны сталіцы (события, происходящие в Минске)
. Замест кропкі (материал, расположенный на последней полосе, который как бы поводит итог описанному в издании)
И так далее, и тому подобное. Есть рубрики постоянные, однако их изобилие заставляет задуматься. Такое чувство, что появляется в каждом номере материал, который не подходит под существующие рубрики, и придумывают новое название. Ну никакого постоянства!
Жанры фотожурналистики в газете «Культура» Вот здесь-то и начались сложности. Потому в самом издании мне по этому
поводу поведали следующее: «А на счет жанров, это, Ольга, вам судить.
Геннадий на этот
вопрос отвечает так: “Разные”. :)))». Ситуация меня удручила, если не
сказать более. Ведь теперь придется разбираться во всех этих непонятных мне
жанрах самостоятельно. Ладно, попробую. Фотографию в газете мы можем увидеть на каждой странице. В большинстве
своем это черно-белые снимки, и лишь на развороте присутствуют цветные
фотографии. Если говорить о жанрах, то преимущественно в «Культуре» используется
фотоиллюстрация. Это и понятно: специфика газеты заключается в том, что она печатает в основном интервью с известными людьми или же освещает премьеры
мира искусств. А здесь будут уместны лишь сопроводительные снимки. Однако иногда можно заметить и другие жанры фотожурналистики. Это
фотозарисовка (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) и фотозаметка (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). И все же
наибольшей популярностью у редакции издания пользуется почему-то
фотомонтаж. Он присутствует и в обычных материалах (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Но
замечательным примером публикации этого жанра является обложка газеты
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Весьма редко можно заметить фотоколлаж, в основном это
безвкусная россыпь снимков. Всегда цветных, хочу заметить. Но настолько
бездарно скомпонованных! Левый верхний угол почти всегда пустует, хотя на
него обращается внимание в первую очередь. Зато правый нижний просто
переизабилует. Наверное, чтобы возместить ошибки левого верхнего. Такое
чувство, что на этой небольшой страничке верстальщик старается уместить
большее число снимков, чем во всем номере. Поэтому обложка совершенно не
смотрится. Весь монтаж в том и состоит, что обрезаются картинки и
вставляется текст. Причем фотографии просто налеплены друг на друга,
никаких интересных композиций. А где же фантазия? Итак, в большинстве своем фотография отображает то, что соответствует
специфике газеты. Это всевозможные выставки, новости театра, кино, балета,
премьеры, памятники зодчества. Однако, по моему мнению, слишком много
портретов людей. На одной странице один под одним можно увидеть два
совершенно одинаковых по оформлению и по фактуре, размеру снимка. Отсюда
эффект восприятия автоматически снижается. Вообще количество фотографий в «Культуре» достаточно большое. Буквально
каждый материал ею сопровождается. Чего нельзя сказать о качестве. Если
черно-белые снимки выглядят еще более-менее сносно (можно даже сделать
комплимент газете и сказать, что хорошо), то цветные просто невозможно
рассматривать. Качество ужасное. Если говорить о концентрации фотографий в газете, то она разнообразная.
Иные страницы сплошь усеяны ими, каждые 10 сантиметров усыпаны снимками.
Другие же по полстраницы остаются свободными от фотографий. Фотографии нестандартные. Размеры их совершенно разные.В большинстве
проявляется хорошая авторская задумка. Допустим, для фотопортрета фотограф
выбирает интересное расположение, позы. Единственное, когда на снимке
изображен всего один человек, он почти всегда прямо смотрит в кадр. То есть
ты разворачиваешь номер, а на тебя сразу же устремляют взгляды пара
человек. Напрягает. Еще несколько слов о жанрах. «Культуре» присущ такой жанр, как фотофакт.
В данной ситуации это не фотоинформация, как может показаться. А больше
напоминает обзорную фотокорреспонденцию.
Иногда можно встретить целый разворот, отведенный под репортаж. Причем идет
набор фотографий с сопроводительными подписями. В газете наблюдается тенденция обтекаемости фотографии текстом
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Согласна, это симпатично смотрится. Когда используют
обтекание, иногда полностью вырезают фигуру человека из фотографии, в
большинстве же случаев просто расстворяют края. Это было бы плюсом издания,
если бы не употреблялось так часто. Хотя приоритет имеют, конечно же,
обычные цельные фотографии, вставленные в текст.
Ошибки фотографии Пролистав парочку номер газеты «Культура», я успела заметить несколько
ошибок по оформлению фотоматериалов, которые сразу же бросаются в глаза.
Начну конкретно с номеров. Первая ошибка разрушает кажущуюся на первый взгляд разносторонность
материалов. Чем дольше смотришь, тем все больше убеждаешься в однотипности
преподнесения фотографий. То есть я заведомо знаю, что в следующем номере
под такой-то рубрикой будет та же самая фотография, только с другим героем.
Эта способность предугадывать ослабляет интерес к прочтению газеты. И, по-
моему, вредит самому изданию. Ведь если газета не будет интриговать
читателя, ее никто не станет покупать. Далее следует самая примитивная ошибка: объект фотосъемки располагается
прямо посреди кадра. Неправильно построена композиция. Плюс ко всему
безжалостно обрезают кадры, стараясь подогнать их под материал (ПРИЛОЖЕНИЕ
3). Например, герой может остаться без верхней части головы или руки, если
это будет угодно редакции. В № 19 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) мы видим и такую непростительную ошибку, как
печатание неудавшихся фотографий. То есть существует установка, что
материал должен сопровождаться снимком. И тут уже неважно становится,
какого он качества. А в чем смысл печатать черный кадр, на котором ничего
разобрать невозможно? Он не даст никакой информации. Наоборот, в чем-то
отвернет от себя адже читателя. Я уже говорила о некоторой неестественности фотопортретов в «Культуре».
Вот наглядный пример. На ПРИЛОЖЕНИИ 5 мы можем видеть два совершенно
одинаковые снимка, расположенные прямо один под одним. А ведь это
противоречит правилам композиции. Идем далее. Вырезание объекта в газете достигает таких размеров, что
перед нами предстает безжалостно вырезанный силуэт без каких-либо признаков
художественности (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Вырывают те куски композиции, которые
нужны для раскрытия темы. Однако и это надо делать умеючи. И напоследок. Иной раз мы видим фотографии, которые уж никак не
расскрывают суть происходящего. А если и касаются того, что описано в
статье, то, глядя на снимок, никак не можешь дойти, что же хотел этим
сказать автор? Допустим, материал “Прагрэсіўныя” фантомы” я очень долго
читала (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). В нем рассказывается о закинутой деревне. Идут
фотографии. Серые, невзрачные. Пока не прочитаешь текст, они ничем не
привлекают, не могут сказать о событии. Это ведь неправильно. Снимок должен
быть законченным произведением искусства, а не просто средством
«отстреляться». Он должен привлекать читателя, а не вызывать у него
отчуждение.
Вывод Итак, какой я могу сделать вывод? Нужно сказать, что, проанализировав
подшивку газеты «Культура» за 2002 год, я нашла, что тенденция
иллюстрирования в ней изменилась. В начале года встречалось много
фотозаметок и фотоочерков. Иногда можно было увидеть фотозарисовку. Теперь
же преобладающую роль играют фотопортреты. Плюс к концу II полугодия
наблюдается тенденция к черно-белому фото. В начале же почти весь номер
выходил в цветной печати. В издании встречаются различные жанры фотожурналистики. Однако теперь
разнообразие почти сходит на «нет». Я бы сказала, газета деградирует, что
очень обидно. Потому что она, во-первых, “беларускамоўная”, а во-вторых, те
моменты, которые в ней освещаются, необходимо знать каждому рядовому
читателю.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение……………………………………………………стр. 3 2. О газете…………………………………………………….стр. 4
1. История газеты “Культура”……………………………стр. 4
2. Специфика издания…………………………………….стр. 5
3. Состав фотоотдела……………………………………..стр. 5
4. Рубрики газеты…………………………………………стр. 5
5. Жанры фотожурналистики в газете “Культура”……..стр. 6
6. Ошибки фотографии…………………………………..стр. 8 Вывод………………………………………………………стр. 9