Анализ хозяйственной деятельности потребительского общества Батыревского района

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
 
Факультет экономики и менеджмента
 
Кафедра менеджмента и маркетинга

ОТЧЕТ
о прохождении преддипломной практики
на предприятии Батыревское райпо
 
Студентка
гр. ФЭМ-62-05 Салмина Анна Геннадьевна
Руководитель
от университета
к.э.н., доцент
Плешков Константин Владимирович
 
Чебоксары 2010

СодержаниеВведениеГлава 1. Экономическая характеристика предприятия Батыревское райпо
1.1     Общаяхарактеристика предприятия
1.2 Организационная структураБатыревского райпо
1.3 Анализ факторов внешней средыорганизации
Глава 2. Система стратегическогопланирования на предприятии
Глава 3. Оценка финансового состоянияпредприятия
Глава 4. Система кадрового менеджментана предприятии
Глава 5. Информационная системауправления
Глава 6. Система маркетинга напредприятии
Глава 7. Инвестиционная деятельностьпредприятия
Глава 8. Проблемы в системелогистического управления
Глава 9. Совершенствование управленияв кооперативной организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 
Введение
Потребительскаякооперация – ключевое звено рыночной экономики и своего рода финишный комплекспо созданию производства товаров повседневного спроса и доведению товара допотребителя.
Процессыобновления, происходящие ныне в потребительской кооперации, ориентированы насохранение и поддержание кооперативной системы, соответствующей условиямрыночных отношений, характеризующейся с позиции:
–        приоритетной ролисоциальной миссии;
–        соблюденияпринципов Международного кооперативного альянса;
–        идентичностикооперативных организаций;
–        сохраненияцелостности системы потребительской кооперации, организационного единства, укреплениявертикали ответственности;
–        реализациирыночных механизмов в практике хозяйствования;
–        оптимальногосочетания экономических и социальных аспектов деятельности;
–        сохранениямногоотраслевого хозяйственного комплекса и диверсификации экономической деятельности.
С цельюсохранения наметившихся тенденций, закрепления позиций и обеспечения устойчивыхтемпов развития потребительской кооперации особое значение приобретаетнеобходимость повышения эффективности её деятельности. Поэтому исследованиепроблемы оценки и повышения эффективности деятельности организацийпотребительской кооперации является актуальным.
Данныйотчет написан по предприятию Батыревское райпо.
Целью преддипломнойпрактики является:
–         закреплениеи углубление всей совокупности полученных в ходе обучения теоретических знаний;
–         развитиеи совершенствование практических умений и навыков в области профессиональнойдеятельности менеджера;
–         сборматериалов, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы.
 Длядостижения данной цели необходимо решение следующих задач:
–         изучениедеятельности организации в соответствии с программой практики;
–         освоениеметодов обобщения и систематизации информации;
–         выполнениепрактических заданий по поручению руководителя практики от организации;
–         приобретениеопыта практической деятельности в области менеджмента.
Задачейпрактики является: изучение структуры предприятия, технологии производства,основных функций производственных и экономических подразделений и т.д.
В ходепрактики я ознакомилась с принципами и методами планирования; с системойпоказателей, характеризующих общую и расчетную рентабельность продукции; сособенностями разработки и планирования организационного процесса; принципамибухгалтерского учета.
Глава 1. Экономическая характеристика предприятия Батыревскоерайпо
1.1      Общаяхарактеристика предприятия Батыревское райпо
Батыревское райпо основано в сентябре 1920г. как Батыревское районноепотребительское общество (далее райпо) добровольное объединение граждан и (или)юридических лиц на основе членства путем объединения имущественных паевыхвзносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности вцелях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Райпо является юридическим лицом, некоммерческойорганизацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетный рублевый банковскийсчет, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы, эмблему и другиереквизиты.
Райпо по своей организационно-правовой форме являетсяпотребительским кооперативом.
Граждане и юридические лица, внесшие вступительный и паевойвзносы и принятые в райпо являются пайщиками.
Место нахождения райпо: 429350, Чувашская Республика, с.Батырево, ул. Канашская, 12.
Батыревскоерайпо действует на основании Устава потребительского Общества, утверждённого наОбщем собрании уполномоченных членов пайщиков Батыревского райпо. Кроме этого,Общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, закономРФ «О потребительской кооперации в РФ» и другими законами РФ, ЧувашскойРеспублики, а также нормативными актами органов местного самоуправления.
Батыревское райпо создано на неопределенный срок.
Взаимоотношения райпо и органов исполнительной власти определяютсясоглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организацийрайпо.
Целью деятельности райпо является удовлетворение материальных и иныхпотребностей его членов в товарах и услугах.
Для выполнения указанной цели райпо осуществляет:
— торговую, заготовительную, производственную, посредническую и инуюдеятельность, не запрещенную законом;
— всемерное содействие развитию социально-бытовой и иной инфраструктуры;
— закупкуу граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий ипродукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод,грибов, лекарственно-технического и вторичного сырья для последующейпереработки и реализации в торговой сети, а также для поставки промышленности;
— развитие кооперативной демократии, пропаганду кооперативного движения;
— развитиематериально- технической базы торговли, заготовок и переработкисельхозпродуктов и сырья, торгового обслуживания, позволяющих селянам сбыватьизлишки сельхозпродуктов и приобретать необходимые товары;
— эффективноеведение кооперативного хозяйства решает вопросы социального развития,организует подготовку и переподготовку кадров;
— оптовую,розничную торговлю, в том числе путём создания торговых баз, магазинов,коммерческих центров, ларьков, киосков;
— производство и реализацию в районе и за его пределами хлебобулочных,кондитерских и макаронных изделий;
— развитиеобслуживания населения через сеть общественного питания, реализацию продукциисобственного производства, кондитерских изделий и полуфабрикатов черезрозничную сеть;
— развитиесоциально – бытовой и иной инфраструктуры, ведение благотворительнойдеятельности;
— содействиеразвитию личных подсобных и фермерских хозяйств по производствусельхозпродукции на договорной основе;
— производство и реализацию промышленного, культурно-оздоровительного, медицинского,сельскохозяйственного назначения, продовольственных и промышленных товаров;
— перевозочную, транспортно – экспедиционную и другую деятельность, связанную сосуществлением транспортного процесса;
Основойэкономической деятельности Общества является его имущество, которое принадлежитему на праве собственности как юридическому лицу. Источниками образованияимущества являются:
— паевыевзносы пайщиков;
— доходы отпредпринимательской деятельности общества и созданных им организаций;
— доходы,полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумагах;
— средства,полученные из иных источников, не запрещённых законодательством РФ.
Учетнойполитикой закреплена совокупность способов бухгалтерского учета, используемыхобществом, — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировкии итогового обобщения фактов хозяйственной жизни Общества. К способам ведениябухгалтерского учета относятся способы:
1)        Группировки иоценки фактов хозяйственной деятельности Общества;
2)        Погашения стоимостиего активов;
3)        Организациидокументооборота;
4)        Инвентаризации;
5)        Применения счетовбухгалтерского учета;
6)        Применениясистемы регистров бухгалтерского учета;
7)        Обработкиинформации и др.
Основаниемдля записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы,фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтериии бухгалтерские справки, подготовленные, оформленные и удостоверенные впорядке, установленном нормативными актами РФ, учетной политикой, приказами Генеральногодиректора Общества, распоряжения уполномоченных им лиц.
Основаниемдля формирования данных налогового учета являются:
1)        Первичные учетныедокументы (включая бухгалтерские справки);
2)        Аналитическиедокументы бухгалтерского учета;
3)        Специальныерасчеты налоговой базы.
Учетнаяполитика Батыревского райпо состоит из 2-х частей (приказов); для целейбухгалтерского учета и для целей налогообложения.
 
1.2 Организационнаяструктура предприятия Батыревское райпо.
Всяорганизация деятельности Батыревского райпо состоит из определённой структуры,которая для удобства восприятия отражена в рисунке 1. Управление на уровнерайпо осуществляется: общим собранием уполномоченных райпо, которое являетсявысшим органом управления, советом райпо и правлением райпо.
Кисключительной его компетенции относятся рассмотрение таких основных вопросов,как:
— принятиеУстава райпо, внесение в него изменений и дополнений;
— определениеосновных направлений деятельности райпо;
— избрание изчисла пайщиков райпо председателя и членов совета райпо, членов ревизионнойкомиссии, определение численности состава указанных органов, средств на ихсодержание, заслушивании отчёта об их деятельности, прекращение их полномочий;
— принятиерешений о реорганизации и ликвидации райпо;
Данный органуправления созывается советом райпо по мере необходимости, но не реже одногораза в год. В период между общими собраниями райпо управление в райпоосуществляет совет райпо.Ревизионная комиссия /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Собрание пайщиков кооперативных участков  
Рис.1. Организационная структурауправления Батыревского райпо
Организационная структура предприятия — линейно-функциональная.
В состав Батыревского райпо входят три филиала:
― ООО «Первомайское»;
― ООО «Тарханское»;
―ООО «Сугутское»;
Имеет три дочерние организации с долей в уставном капитале:
― ООО «Общепит» — 100%;
― ООО «Мечта» — 25%;
― ООО «Союз» — 25%.
На балансе райпо находится 53 торговых предприятия, аптека, ветеринарнаяаптека, рембыттехника, ремонт обуви, парикмахерская.
Они наделеныосновными и оборотными средствами за счёт райпо и действуют в соответствии сположениями о филиалах и представительствах.
 
1.3 Анализфакторов внешней среды предприятия
Основными покупателями товаров, продукции, работ, услуг являются:
― население;
― колхозы;
― школы;
― детсады;
― предприятия, которые находятся на территории Батыревского района.
Основными поставщиками Батыревского райпо являются:
― ФГУП Росспиртпром «Ликероводочный завод — Чебоксарский»;
― ООО «Чебоксарская универбаза»;
― ОАО «Акконд»
― предприятия Ульяновской, Нижегородской, Московской областей;
― МПП «Ядринский мясокомбинат»;
― ОАО «Плес»;
― ОАО «Букет Чувашии»;
― идругие.
Потенциальными конкурентами райпов настоящее время являются частные предприниматели, осуществляющие своюдеятельность как на организованном в селе Батырево рынке, так и через собственныемагазины, лавки, павильоны и киоски. Ассортимент предлагаемых конкурентамитоваров по большинству товарных групп аналогичен ассортименту, представленномув магазинах райпо. Единственным аргументом, способным оказать воздействие напокупательское поведение, выступает цена. Зачастую она может быть ниже вмагазинах райпо, но стереотип мышления потребителя, сложившийся годами практики«рыночных реформ» заставляет покупателя «по привычке» идти на рынок. В этойсвязи, райпо необходима активизация усилий в области формирования имиджасоциально ориентированной торговой системы, предлагающей товар высокогокачества по низкой цене, а это в свою очередь возможно при условии развитиявысокотехнологичного собственного производства, имеющего максимальную степень загрузкипроизводственных мощностей, производящего широкий ассортимент товаров сотносительно низкой себестоимостью. Другим приемлемым вариантом ростаконкурентоспособности райпо является сотрудничество с поставщиками,предлагающими особые, выгодные для райпо условия деловых отношений, включающиетак называемые специальные цены для покупателей с высокой степенью гарантии воплате (райпо, несомненно, следует отнести к этой категории), льготные условияв организации оплаты, предусматривающие отсрочку платежа, причем не на 5-7дней, а на гораздо больший период.
Основными конкурентами райпо в сельскойместности являются частные предприниматели, имеющие определенные преимущества.Одним из преимуществ конкурента является гибкость ценообразования. К другимпреимуществам конкурентов относятся: льготы при налогообложении, возможностьбыстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка; приемлемый графикработы для покупателей. К недостаткам работы конкурентов относятся:несоблюдение санитарных требований (в основном встречается на рынках),недостаточно высокий уровень качества обслуживания, слабаяматериально-техническая база, недостаточно широкий ассортимент(продовольственные товары).
Современнаяполитика Батыревского райпо в отношении конкурентов строится на основе уделенияособо пристального внимания производству качественной продукции и услуг,расширения ассортимента товаров, главным образом, за счет продукциисобственного производства, модернизации и качественного улучшения работырозничной торговой сети и объектов общественного питания, что позволяетукрепить доверие населения.
Внешняя средаоказывает существенное влияние на деятельность организации, в том числе на еговнутреннюю среду. Причем именно за счет своевременной адаптации фактороввнутренней среды деятельности к постоянным изменениям внешней средыпотребительское общество может сохранить свои конкурентные позиции, а такжезанять передовое место в районе.

Глава 2.Система стратегического планирования на предприятии.
Успехи инеудачи предприятия — это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Еслипредприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих,а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива.
Работу напредприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальнойстепени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать ихработу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должныпостоянно иметь в виду не только высокую рентабельность предприятия, но ипроблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которыхОбщество существует, и удовлетворение потребностей которых реальнообусловливает необходимость функционирования предприятия и работы ееменеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективесвидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что даетхорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а вотдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расцениватькак ошибочное.
Стратегическийплан придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ейпривлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекатьработников других типов. Этот план открывает перспективу для организации,которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогаетпродавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны бытьразработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительныхпериодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можнобыть осуществить их модификацию и переориентацию.
Таким образом,обеспечение существования Общества на рынке можно считать главной задачейменеджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придаетсябольшое значение.
Стратегическийменеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) Определениецелей Общества с учетом рыночной ситуации;
б) Определениесредств достижения этих целей;
в) Сегментация,то есть разделение общей цели на подцели;
г) Разработкасоответствующих перспективных планов и программ.
Значение соответствующеймиссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникаморганизации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат вкачестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческихрешений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то уних не будет логической точки отчета для выбора наилучшей альтернативы.
Изучая организационнуюструктуру управления деятельностью предприятия с учетом егоорганизационно-правовой формы, было уточнено:
–    компонентыорганизационной структуры: линейные подразделения, функциональныеподразделения;
–    структура ифункции аппарата управления предприятия;
–    регламентациядеятельности структурных подразделений, взаимосвязь между ними.
Анализируяструктуру перспективного планирования предприятия Батыревское райпо, необходимовыделить ее основные элементы:
1. Целиразвития предприятия:
а) базовые –увеличение показателей прибыли и рентабельности продаж;
б) поотдельным группам продукции;
в) по сегментамрынка.
2. Инвестициии обновление ассортимента продукции.
3. Улучшениеиспользования ресурсов — издержек обращения.
4.Совершенствование управления (организационная структура, кадровая и техническаябаза, стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).
5. Проблемыповышения конкурентоспособности предприятия и пути (целевые программы) их решения.
6.Распределение ресурсов между структурными единицами предприятия истратегическими проектами (программами).
7.Перспективные ориентиры Общества и задания ее структурным единицам поэффективности продаж и сервисного обслуживания (увеличение объемов продаж,себестоимость, рентабельность активов, оборотного капитала).
Процессстратегического планирования Общества включает в себя прогноз спроса и цены наразличных сегментах рынка, конкурентоспособности, объема реализации продукции,а на этой основе руководство предприятия получает ключевые ориентиры пообновлению ассортимента товаров, базовую информацию о необходимом качестве иколичестве продукции.
Цель такогопланирования – согласование различных направлений развития предприятия,структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельныхнаправлений торговли.

Глава 3. Оценкафинансового состояния предприятия
Финансовоесостояние организации и его устойчивость в значительной степени зависят оттого, каким имуществом располагает организация, в какие активы вложен капитал,и какой доход они ему приносят.
В процессеанализа активов организации в первую очередь следует изучить изменения в ихсоставе и структуре и дать им оценку.
Динамикаотдельных статей актива баланса изображена на рис 2.
/>
 

Рис.2.Динамика статей актива баланса Батыревского райпо
за2006-2008гг.
 
 Экономическиересурсы, которыми владеет предприятие и от которых ожидает получить выгоду вбудущем, используя их в своей деловой активности, называются активамипредприятия.
Если в активебаланса отражаются средства организации, то в пассиве – источники ихобразования.
В процессеанализа пассивов организации в первую очередь следует изучить изменения в ихсоставе, структуре и дать им оценку. Сведения, которые приводятся в пассивебаланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуресобственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятиядолгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откудавзялись средства, кому обязано за них предприятие.
Динамику статейпассива баланса наглядно можно проследить на рис 3.
/>
Рис3. Динамика статей пассива баланса Батыревского райпо
за2006-2008 гг.
В процессеанализа определяется роль каждого источника в формировании финансовых ресурсов,как по отдельным группам, так и по организации в целом.
Из графиковвидно, что более ли менее значительные изменения произошли со следующимистатьями актива баланса: основные средства увеличились на 25,08%. В оборотных активахувеличились запасы на 39,88%, также можно выделить уменьшение дебиторскойзадолженности (платежи по которым ожидаются
В пассивеможно выделить увеличение добавочного капитала на более 1,5 млн. рублей.Значительные изменения произошли в 5 разделе баланса, займы и кредиты возрослина 37,7%, растет кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам.
Валютабаланса за 2 года увеличилась на 29 млн. рублей и составила на конец года 88024тыс. рублей.
Состав иструктура статей актива и пассива баланса приведена в табл. 1
Таблица 1Состав и структураактива и пассива баланса Батыревское райпо 2006-2008гг.Показатели На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. На 01.01.2009 г. Темп изм., % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % 01.01.0к 01.01.07 01.01.09 к 01.01.08 А 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Внеоборотные активы 29951 50,83 34622 44,5 41355 47 115,6 119 2. Оборотные активы 28964 49,17 43167 55,5 46669 53 149 108 Итого активов 58916 100,0 77789 100,0 88024 100,0 132 113 1. Капитал и резервы 28338 48 30132 38,7 31926 36,2 106 106 2. Долгосрочные обязательства 18 0,03 5 0,006 – – 27 – 3. Краткосрочные обязательства 30560 51,97 47652 61,294 56098 63,8 156 118 Итого пассивов 58916 100,0 77789 100,0 88024 100,0 132 113
Рассмотримосновные показатели деятельности Батыревского райпо, при этом воспользуемсяформой №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Структурафинансовых результатов Батыревского райпо за 2006-2008 гг. приведена в таблице2.

Таблица 2
Структура финансовых результатовБатыревского райпо за 2006-2008 гг.Показатель 2006г. 2007г. 2008г. темп измен. %
сумма,
тыс. руб. в % к выручке
сумма,
тыс. руб. в % к выручке
сумма,
тыс. руб. в % к выручке
от
2007
к
2006
от
2008
к
2007 А 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Выручка от продажи товаров, услуг 153512 100,0 195479 100,0 241459 100,0 127 123 2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в том числе: 121934 79 156485 80 193895 80 128 124 3.Валовая прибыль 31577 20,5 38994 20 47564 19,6 123 122 4. Коммерческие расходы 23646 15 30749 16 38196 15,8 130 124 5. Прибыль от прод. 7931 5 8245 4,2 9368 3,9 103 113 6. Прочие доходы и расходы 6.1. проценты к получению – – 13 0,006 – – – – 6.2. проценты к уплате 879 0,6 1027 0,5 1626 0,67 116 158 6.3. прочие доходы 2426 1,6 1804 0,9 – – 74 – 6.4. прочие расходы 4044 2,6 4920 2,5 – – 121 – 7. Прибыль до налогообложения 5433 3,5 4115 2 4020 1,66 76 97 8. Текущий налог на прибыль 25 0,016 99 0,05 – – 4 – 9. Прочие платежи в бюджет 3195 2 1981 1 2152 0,89 62 108 10. Чистая прибыль отчетного периода 2212 1,4 2035 1 1868 0,77 92 92
Для болеенаглядного отображения финансовых показателей, предоставим данные в видеграфика (Рис.4).
/>
Рис.4.Динамика финансовых результатов Батыревского райпо
 за2006 -2008 гг. (тыс. руб.)
Заанализируемый период выручка организации возросла на 87 947 тыс. р., чтосоставляет 57,3% по отношению на начало периода. Резко возросла себестоимостьпроизводимых товаров и услуг, это связано с мировым экономическим кризисом,оптовые поставщики увеличивают цены на закупочные товары. Можно отметить, чточистая прибыль организации снизилась на 15,5% и составила на конец года 1868тыс. руб.

Глава 4. Системакадрового менеджмента на предприятии
Кадровыйпотенциал предприятия Батыревское райпо составляют высоко подготовленныеспециалисты: менеджеры, технический персонал, работники массовых профессий.Численность предприятия на данный момент составляет 340 человек, из них 33человека с высшим образованием (9,85 процента), 102 человек со среднимспециальным (30,44 процента), остальные работники со средне профессиональнымили средним образованием (59,71 процента).
Директорпредприятия в соответствии с принципом единоначалия осуществляет общееруководство и несет всю полноту ответственности запроизводственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Директордействует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных игосударственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставомпредприятия он совершает сделки, издаёт приказы, осуществляет наём и увольнениеработников, накладывает на них взыскания или определяет меры поощрения захорошую работу. Директор распоряжается имуществом предприятия, заключаетдоговоры со сторонними организациями, выдаёт от своего имени доверенностидругим лицам, открывает в банках расчетный счёт и распоряжается денежнымисредствами на счетах.
Показателидинамики изменения численности персонала в общем и по категориям, а такжетекучесть кадров показана в таблице 3.
Таблица 3
Анализ движения работниковПоказатели 2007 г. 2008 г. Отклонения 2008 к 2007 1.Среднесписочная численность работников, чел. 300 340 +40
2.Количество уволенных, всего
 В т.ч. по собственному желанию
 за нарушение трудовой дисциплины
 по другим причинам
14
14


18
18


+4
+4

– 3.Количество принятых работников, чел. 26 22 -4 4. Число работников, проработавших весь год, чел. 286 322 +38 5.Коэффициент оборота по выбытию, (стр.2/стр.1) 0,016 0,020 – 6. Коэффициент оборота по приему, (стр.3/стр.1) 0,030 0,024 – 7. Коэффициент постоянного состава, (стр.4/стр.1) 0,984 0,991 –
Увеличение потребностив трудовых ресурсах объясняется тем, что увеличилось количество торговыхплощадей.
Производительностьтруда — это показатель, характеризующий уровень затрат живого труда напроизводство единицы продукции. Его можно также определять как количествопроизведенной продукции на одного работника ППП или одного рабочего за единицуI времени (год, квартал, месяц, день, час). Этому показателю необходимо уделятьособое внимание, так как именно от него зависит уровень многих другихпоказателей — объем выработанной продукции, уровень ее себестоимости, расходфонда заработной платы и др.
При анализепроизводительности труда следует установить степень выполнения плана и динамикуроста, причины изменения уровня производительности труда. Такими причинамимогут быть изменение объема продукции и численности ППП, использование средствмеханизации и автоматизации, наличие или устранение внутрисменных и целодневныхпростоев, состояние нормирования труда и др.
Таблица 4
Использование трудовых ресурсовпредприятияПоказатели 2007 год 2008 год
Отклонения,
тыс. руб. 2008г к 2007 г. 1.Среднегодовая численность работников, чел. 300 340 +40 2.Отработано дней 1 рабочим за год, дн. 260 252 -8 3.Отработано часов одним рабочим за год, ч. 1705 1769 231 4.Средняя продолжительность рабочего дня, ч., (стр.3/стр.2) 6,6 7,02 +0,42
Можно сделатьвывод, что трудовые ресурсы в Батыревском райпо в 2008 году используютсяполностью (возможно за счет сокращения больничных, прогулов, дополнительныхотпусков с разрешения администрации).
Анализиспользования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходиморассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности трудасоздаются реальные предпосылки повышения его оплаты. При этом средства наоплату нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительноститруда опережали темпы роста его оплаты. Только при таком условии создаются реальныевозможности для наращивания темпов расширенного производства.
Заработнаяплата является частью национального дохода страны, распределяемого всоответствии с количеством и качеством затраченного труда. От оплаты трудазависит рост реальных доходов и уровень материального благосостоянияработников. Предприятие обязано использовать оплату труда как важнейшеесредство стимулирования роста его производительности, ускорениянаучно-технического прогресса, улучшения качества продукции, повышениеэффективности производства и укрепления дисциплины. Для этого предприятие самоопределяет формы и системы оплаты труда работников, не допускаяуравнительности; вводит различные доплаты (за совмещение профессий, увеличениеобъема выполняемых работ и т.д.). При этом доплаты могут выплачиваться безкаких-ограничений, но за счет и в пределах экономии фонда заработной платывысвобожденных работников. Средства на оплату труда нужно использовать такимобразом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста егооплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темповрасширенного воспроизводства.
В условияхрыночной экономики один из решающих факторов эффективности иконкурентоспособности организации – обеспечение высокого качества кадровогопотенциала.
Цель кадровойи социальной политики Батыревского райпо — обеспечение оптимального балансапроцессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров вего развитии в соответствии с потребностями организации, требованиями действующегозаконодательства, состоянием рынка труда.
Имеющаяся внастоящее время в Батыревском райпо численность персонала удовлетворяетпотребность производства в трудовых ресурсах для выпуска запланированного на2009 год объема продукции.
Среднийвозраст работающих на фабрике — 35 лет (в 2007 году — 36 лет) (рис.5).
Основнымизадачами Общества по работе с персоналом являются:
— проведениеактивной кадровой политики на основе создания эффективной системы управленияперсоналом и социальными процессами;
— обеспечениеусловий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальныхособенностей и профессиональных навыков;
— разработкасистемы материальной, социальной и моральной мотивации персонала, тесноувязывающей экономическую деятельность Общества с вкладом каждого работника;
— создание постояннодействующей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
— проведениемедицинской, психологической, профессионально-адаптационной диагностикиперсонала Общества в целях обеспечения надежности и безопасности жизнедеятельностиработающих.

/>
Рис.5.Структура персонала по возрасту
Динамикаподготовки кадров за последние четыре года 2006-2008 гг. на представлена вдиаграммах. />
 300%
 250%
 200%
 150%
 100%
 
 
 50%
 0  

280,8%   />/>

116,4% 116,4%  
126,1%  
122,1%  
185,8%.4   />

107%  
100%  
100%   />/>/>/>/>/>/>/>
 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
/> – — план
/> – фактически
Рис.6. Динамика подготовки кадров за 2006 – 2008 гг.
Приоритетныминаправлениями являются: переход к инновационному обучению; развитие системыобучения и совершенствование методов обучения работников Общества; формированиешколы наставничества.
Приформировании политики Батыревского райпо в области качества учитывается и тотфактор, что эффективность работы предприятия складывается из эффективностииспользования всех ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Оптимальноерешение вопросов подбора, расстановки и оценки персонала — это критерий и залогконкурентоспособности и устойчивости Батыревского райпо на рынке, показателькачества организации управления важнейшего на сегодня фактора успеха вконкурентной борьбе.
Обобщающейпроцедурой оценки персонала является аттестация работников, осуществляемая всоответствии с разработанными Положениями.
Постояннаяпотребность предприятия в повышении производительности труда, для этого впервую очередь необходима качественная рабочая сила. Поэтому важнейшим факторомэффективной работы предприятия является непрерывная переподготовка персонала.Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямаязависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность его труда.
Времяобучения руководителей и специалистов засчитывается им в общий стаж, за этовремя им выплачивается средний заработок, другие вознаграждения. Любая формаобучения, переподготовки и повышения квалификации должны в своей основе иметькакие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективно.
Постояннаяпотребность предприятия в повышении производительности труда, в повышениитеоретических знаний заставляет планомерно вести подготовку кадров и повышатьих квалификацию. Между квалификацией работника и эффективностью его трудасуществует прямая зависимость.
За последние2 года на предприятии несколько раз проводилось перемещение кадров. В основномперемещались руководители низового звена на срок от трех месяцев до одногогода. Это было связано с целью ознакомления руководителей со многими сторонамидеятельности. Такие знания нужны для более успешной работы и для подготовкиперевода на более высокие должности.
Нопредприятие сталкивается и с некоторыми трудностями. В основном, это финансовыепроблемы: не всегда предприятие может оплатить курсы, командировочные илизанятия на семинарах. Чаще всего это зависит не столько от данного предприятия,сколько от внешних факторов, влияющих на прибыль и затраты.
Оплата труда работников системы райпо производится подолжностным окладам, тарифным ставкам, по бригадным сдельным процентам отобъемов деятельности с учетом предусмотренных данным Положением доплат,надбавок и премий.
Должностной оклад председателя правления, устанавливается иутверждается правлением районного потребительского общества.
Должностные оклады руководителей отраслей деятельности,специалистов и служащих, административно- управленческого и прочего персоналаустанавливаются Председателем правления райпо в соответствии со штатнымрасписанием.
Должностные оклады (тарифные ставки) в течение года могутиндексироваться с учетом роста потребительских цен на товары, а также менятьсякак в целом, так и по отдельным работникам, исходя из финансовых возможностей.
Штатное расписание утверждается Председателем правления. Втечении года в штатное расписание могут вноситься изменения в связи ссовершенствованием структуры кооперативной организации, изменением егочисленности и квалификационной категории работников.
Все виды поощрений определяется работнику с учетом егореального вклада в общие результаты работы, интенсивности, качества труда исоблюдения дисциплины труда.
Глава 5. Информационная системауправления
Документооборот- это движение документов с момента их получения или создания до завершенияисполнения и сдачи их в архив.
Документооборотявляется связующим звеном между внутренними структурами предприятия, а такжеего внешней средой (законодательные, фискальные органы, аудиторские фирмы,поставщики, покупатели, собственники, кредиторы и др.).
Документированиепозволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, датупередачи и ее содержание. Необходимо также оценивать достоверность и полнотуинформации. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросампринимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самымпервоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документированияявляется также инструментом для контроля за соблюдением принциповстратегического сознания, своевременности.
Необходимоотметить, что в Батыревском райпо процесс обработки документации осуществляетсяследующим образом. Так как работа организации зависит от объема продаж, топервичным документом является письмо-заявка, на основе которого оформляетсяконтракт на поставку продукции с потенциальным поставщиками. Оформленный исогласованный контракт со всеми документами (лист визирования, стандарты,спецификации) служит основой для составления карточки заказа.
 Далееоформляется приемо-сдаточный товарный акт, график отгрузки продукции, заявки наотгрузку продукции, платежные документы (счета-фактуры, акты и соглашения опроведении взаимозачетов, платежные требования и поручения), на основе которыхформируются сведения об остатках готовой продукции на складе. Сведения онеоплаченной продукции служат основанием для предъявления претензий и исков,многосторонних соглашений о переуступке долга. Результатом соглашений служатоформленные документы по ликвидации задолженности.
Впоследнее время в организации осуществляется автоматизированный процессобработки информации с применением ЭВМ, деловая переписка с контрагентамиведется через электронную почту, с помощью Интернета разрабатываются рекламныеи маркетинговые мероприятия, бухгалтерский учет налажен с применением программы1С-Бухгалтерия.
Весьуправленческий персонал Батыревского райпо владеет навыками работы накомпьютере, документация ведется с применением прикладных программавтоматизированного учета.
Хотелосьбы отметить, что в целях повышения эффективности контроля в розничном процессе,фирме необходимо использовать автоматизированные системы учета, связывающие,например производство и складское хозяйство. В единую компьютерную сеть могутбыть объединены склад, отделы и касса. Необходимо также совершенствоватьинформационную базу данных, повышать квалификацию сотрудников, привлекатьспециалистов в области информационных технологий.

Глава 6. Системамаркетинга на предприятии
Маркетинг-это управленческий процесс, посредством которого ресурсы всей организациииспользуются для удовлетворения потребностей потребителей, чтобы достигнутьцелей обеих сторон. То есть, маркетинг, в соответствии с дословным переводом,нужно рассматривать как ориентированный на рынок принцип управленияпредприятием. Он заключается в опирающемся на современный инструментарий поискерешений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и наполучение у них преимуществ по сравнению с конкурентами с помощью специальныхрыночных мероприятий.
Грамотные,обоснованные маркетинговые решения невозможны без предварительного анализаситуации, который производится на основе сбора и обработки необходимойинформации. Этот первичный этап называют маркетинговыми исследованиями. Этаппринятия решений, основанных на результатах маркетинговых исследований, получилназвание планирования маркетинга. Планирование маркетинга — это логическаяпоследовательность действий, ведущая к формулировке целей маркетинга исоставлению планов для их достижения. Целью планирования маркетинга являетсяопределение, создание и поддержка конкурентного преимущества.
 Батыревскоерайпо разрабатывается единый, интегрированный план маркетинга всего предприятия,включающий весь ассортимент предлагаемой продукции.
Процесспланирования маркетинга в Батыревское райпо включает в себя:
1 этап:Анализ места предприятия на рынках в сравнении с основными конкурентами;
2 этап: Разработкацелей исходя из анализа реального набора количественных маркетинговых ифинансовых целей, совместимых с общими целями предприятия;
3 этап:Разработка детального тактического плана действий, способного обеспечить выполнениестратегии и достижение поставленных целей.
Именно сейчаспроисходит захват перспективных секторов рынка сбыта, идет географическаяэкспансия. В условиях нарастающее и все более жесткой конкуренции очень важноправильное позиционирование. Необходимо найти свой сегмент рынка и за негобороться.
Батыревскоерайпо осуществляет деятельность в области рекламы, принимает участие вмаркетинговых исследованиях, а также получаемую информацию предоставляет вмаркетинговые службы покупателей.
Проблемыпланирования и реализации маркетинговой стратегии обсуждаются на семинарах,проводимых Чувашпотребсоюзом.

Глава 7. Инвестиционнаядеятельность предприятия
Государственная инвестиционная политика — составная частьсоциально-экономической политики, которая выражает отношение государства кинвестиционной деятельности, она содержит:
1) определяет цели;
2) определяет направления;
3) определяет формы государственного управления инвестиционнойдеятельностью в Российской Федерации.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются:мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности;преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевыхкомплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований иповышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика Общества охватывает как государственныеинвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Основные направления инвестиционной политики Батыревского райпо:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритетыотдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам,а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующихпроизводств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
Центр тяжести перенести с нового строительства на техническоеперевооружение и реконструкцию предприятий.
2.      Оптимизация затрат на государственные программы
инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставлениесубсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.
3. Расширение правпредприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли иамортизационных отчислений.
4. Сокращениебюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферынегосударственного инвестирования. В 2001—2010 гг. Правительство намечает винвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4рубля частных вложений.
Использование государственного заказа на капитальное строительство какодной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
5.      Повышение эффективности капитальных вложений,
сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь
инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более
быструю окупаемость.
Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального доходана каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексомнегативно сказывается на структурной перестройке народного хозяйства, развитиипромышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
Инвестиционная политика на перспективу предусматривает совершенствованиегосударственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой вформе капитальных вложений.
Состав и структура капитальных вложений имеют большое значение для учета,анализа и в конечном счете для повышения эффективности капитальных вложений.Знание состава и структуры капитальных вложений позволяет представить их болеедетально, получать объективную информацию о динамике капитальных вложений,определять тенденции их изменения и на этой основе формировать эффективнуюинвестиционную политику и влиять на ее реализацию, как на макроуровне, так и намикроуровне, т.е. на конкретном предприятии.
Реализациягосударственных капитальных вложений тесно связана с инвестиционной политикойгосударства, а реализация
капитальных вложений других собственников — с конкретной инвестиционнойполитикой инвесторов.

Глава 8. Проблемыв системе логистического управления на
предприятии
В системе Чувашпотребсоюза на протяжении ряда последних летпрослеживается тенденция замедления оборачиваемости товарных запасов.Динамичное развитие торговли, активизация конкуренции, дифференцированностьспроса, низкий уровень денежных доходов населения, ориентированностьпотребительской кооперации на удовлетворение в основном потребностей сельскогонаселения повысили интерес к ускорению оборачиваемости товарных запасовпосредством создания действенной системы управления ими.
Результаты комплексного исследования состояния товарныхзапасов районных кооперативных организаций позволяют сформировать следующиемероприятия по ускорению их оборачиваемости:
1. Восстановление количественно-суммового учета товарныхзапасов в магазинах потребительской кооперации. Наиболее оптимальным для целей управлениязапасами в торговле является способ отражения стоимости запасов по ценеприобретения. Это не только более легкий и доступный способ оценки, но и,одновременно, позволяющий несколько снизить вероятность злоупотреблений. Сцелью получения точной информации о товарных запасах необходимо постоянное иправильное ведение Книги-описи, где должны быть отражены товарные запасы наопределенную дату. Разработанная форма учета должна давать возможностьотслеживать движение товаров в магазинах в разрезе отдельных ассортиментныхпозиций на каждый день в количественно-суммовом выражении. Заполнять эту книгудолжен уметь каждый продавец или заведующий магазином. Полученная информациявместе с товарно-денежным отчетом будет передаваться в бухгалтерию илиэкономическую службу РайПО для обработки и принятия соответствующихуправленческих решений по оптимизации товарного ассортимента и минимизациитоварных остатков.
Постановку и ведение количественно-суммового учетацелесообразно осуществлять посредством автоматизации процесса бухгалтерскогоучета.
2. Совершенствование оценки товарных запасов и показателейэффективности их использования. Управление запасами необходимо осуществлять наоснове систематически проводимого анализа товарных запасов, показателейэффективности их использования. Особая роль принадлежит комплекснойавтоматизации аналитических процедур, которая повышает точность и надежностьполучаемой информации, сокращает сроки ее обработки, позволяет выявить товары,не пользующиеся спросом, что значительно ускоряет оборачиваемость средств взапасах.
3. Нормирование и планирование товарных запасов. Целью планирования инормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях,который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаровширокого ассортимента. Наиболее простым и доступным методом нормированияявляется экономическое обоснование размера товарных запасов в днях и впроцентах к обороту. Сопоставляя их с фактическими данными можно контролироватьвеличину запаса и применять меры быстрого реагирования по отдельным группамтоваров.
4. Ориентация торгово-технологического процесса на ускорениеоборачиваемости. Высокая степень оснащенности холодильным оборудованием позволяетрасширять ассортимент за счет скоропортящихся товаров, имеющих более быструюоборачиваемость.
Прогрессивное торгово-технологическое оборудованиеобеспечивает максимальное использование торговой площади, выгодную организациювыкладки товаров.
Важным фактором, определяющим привлекательность товара, являетсякомпозиция выкладки. Простые, симметричные формы и композиции воспринимаются изапоминаются лучше. При использовании традиционных типов выкладок важноразмещать товар на средних и верхних полках. Товар должен быть открытым,располагаться лицевой стороной, ценники и рекламная продукция не должны мешать выборупокупателя. Товары, дающие наибольшую прибыль и быстро реализующиеся должныиметь выгодное расположение в зале.
На основе многовариантного подхода, программами даетсявозможность попробовать различные способы выкладки товаров, выбрать вариант,обеспечивающий получение максимального дохода магазина с единицы торговойплощади. Кроме того, ускорение оборачиваемости достигается при автоматизациипроцесса учета и движения товаров. Сегодня на рынке информационных технологийпредлагается большой выбор решений для различных уровней управления товарнымизапасами — от бухгалтерских программ, позволяющих вести учет и отражать его всоответствующей отчетности, до торгово-складских систем, дающих возможностьанализировать движение товаров и обеспечивать оперативных учет. Это позволяетуменьшить время на проведение трудоемких работ; снизить количество ошибок врасчетах; облегчить формирование отчетов; наладить оперативный учет, контрольза движением товаров, анализировать оборот в ассортименте; вести обоснованное планированиетоварных запасов.
Главными критериями при выборе программ являются: невысокаястоимость, возможность работы в сетевом режиме, быстродействие, оперативностьвыхода информации, высокая надежность в работе, ориентация на средний уровеньквалификации пользователей.
5. Логистическая направленность в формировании товарныхзапасов. Организацияоптимального товародвижения должна стать одним из элементов стратегическогопланирования деятельности предприятия, т.к. эффективность выбранных схемтовародвижения влияет на конкурентоспособность товара. В этой связи можнорекомендовать:
а) выбирать поставщиков на конкурсной основе, посредствомтщательного отбора;
б) работать по принципу «с колес», закупая товары вколичестве, удовлетворяющем текущую потребность;
в) отдавать предпочтение местным поставщикам и собственномупроизводству;
г) контролировать залежалые товары;
д) обоснованно формировать ассортимент, не только на основезаявок и заказов, но и перспективных потребностей населения.
В магазинах райпо следует формировать минимальный страховойзапас за счет оперативного реагирования движения товаров в розничной торговойсети, четко спланированного процесса продвижения товара от склада допотребителя. Места хранения должны быть максимально приближены к местам реализациитоварной массы.
Рациональным решением может стать возрождение оптовойторговли по принципу «центральный склад (рес) облпотрбсоюза -районные складыпотребительских обществ — магазины», что упрощает процедуру поиска поставщикови позволяет формировать товарные запасы в минимальном объеме.
6. Реализация гибкой ценовой политики, дифференцированной потоварным группам с разной оборачиваемостью. Целесообразно применять:
а) более высокие торговые надбавки на товары со стабильнымобъемом продаж, позволяющие увеличить доход;
б) продажу быстрореализуемых товаров с товарами-неликвидамипо сниженным ценам;
в) уценка неликвидных товаров;
г) распродажи в рамках «Дней товара». Например,«Только сегодня продаются резиновые сапоги со скидкой 25 %» (при надбавке к цене,скажем, в 30 %);
д) систему скидок (накопительных, ступенчатых);
е) психологические приемы ценообразования (например, «методнеокругленных цен» или стимулировать покупателей дополнительнымиподарками-сюрпризами).
Таким образом, решение проблемы ускорения оборачиваемостисельских магазинов потребительской кооперации видится в реализации комплексногоподхода к ускорению оборачиваемости, достигаемого посредством системыуправления товарными запасами, что станет залогом повышения эффективностикооперативной торговли.

Глава 9.Совершенствование управления в кооперативной
организации
Перспективнымиориентирами повышения эффективности деятельности всех кооперативных организацийдолжны рассматриваться основные направления реформирования потребительскойкооперации, обозначенные Центросоюзом Российской Федерации: повышение роли изначимости пайщиков как подлинных хозяев потребительской кооперации, улучшениеработы с кадрами, усиление контроля за деятельностью кооперативных организациии предприятий, совершенствование системы управления, использование возможностейпотребительской кооперации в решении проблем занятости, восстановление системыпланирования работы предприятий и организаций, расширения участия женщин имолодежи в органах управления и контроля, налаживание взаимоотношенийорганизаций потребительской кооперации с органами власти, укреплениекооперативного единства и сплоченности.
Основываясьна материалах проведенного исследования по предприятию Батыревское райпо, можнообозначить следующие рекомендации по повышению эффективности деятельностимногоотраслевого хозяйства потребительского общества:
1. Продолжатьработу по всем направлениям, обеспечивая рост объемов реализации,совершенствование его структуры, увеличение товарных ресурсов за счетпроизводства товаров в предприятиях райпо, вовлечение в производство иреализацию товаров заготовок, расширение сферы услуг, оказываемых сельскомунаселению.
Резервамиувеличения выручки от продажи товаров могут стать:
―расширение ассортимента реализуемых товаров, учитывая сезонность;
― вмагазинах следует обратить внимание на выкладку товаров, а также насовместимость продажи товаров в одном торговом помещении;
— реализациясопутствующих товаров;
―усиление контроля за наличием в магазинах свежих товаров;
 ― реклама продукции и услуг, реализуемых ипредлагаемых райпо. В Батыревском райпо следует широко использовать такиерекламные мероприятия, как: рекламные плакаты и щиты, световые установки наулицах и в местах продажи; реклама собственной продукции; проведение дегустациисобственной продукции, особенно в тех магазинах, где низка эффективностьиспользования материально – технической базы.
2. Снижатьпокупную стоимость реализуемых товаров. Для этого необходимо:
―пересмотреть поставщиков с приоритетом на установление прямых хозяйственныхсвязей;
―максимально приблизить источники поступления товаров к предприятию;
―внедрить логистические подходы к управлению товарными запасами;
―увеличить в обороте и расширить ассортимент продукции собственного производстваи др.
3. Сохранятьи развивать кадровый потенциал посредством:
―продолжения практики переподготовки, повышения квалификации специалистов;
―осуществления планирования карьеры работников через объективную оценкурезультатов их труда, уровня компетенции, деловых и личностных качеств;
―совершенствования системы оплаты труда;
―продолжить практику формирования эффективной системы защиты работников райпокак через материальные (премии, льготные кредиты, скидки), так и нематериальныестимулы (моральные поощрения в различных формах, предоставление льготныхпутевок в базы отдыха и др.);
―повышения информированности работников о планах и результатах работы общества,требованиях и задачах развития
―повышения ответственности руководителей среднего и низового звена за доведениеинформации до рядовых работников;
―обучения работников торгового зала основам клиентурного поведения и тактикипродаж;
―организации экономической работы, основывающейся на использовании современныхинформационных технологий и т.д.
Управлениеэффективностью деятельности в организации может осуществляться посредствомобоснования потребности организации в основных ресурсах, оборота, расходов,доходов и прибыли.

Заключение
 
Припрохождении преддипломной практики в Батыревском райпо, мною были изучены следующиедокументы: бухгалтерская отчетность за 2007-2008г.г. (бухгалтерский баланс;отчет о прибылях и убытках; приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках,раскрывающие данные о движении денежных средств, капитала и других показателейотчетности).
Большуюпользу я получила от знакомства с конкретной работой структурных подразделенийпотребительского общества Батыревского района.
На основанииданных документов я провела анализ хозяйственной деятельности и финансовогоположения предприятия и пришла к следующим выводам:
— предприятиефинансово устойчиво, т.е. его обязательства могут быть покрыты собственнымиисточниками;
— проведяоценку обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами я пришла квыводу, что в целом на предприятии есть та часть капитала, обеспечивающаяустойчивый минимум оборотных средств для осуществления беспрерывнойхозяйственной деятельности;
— по анализупоказателей движения и технического состояния основных фондов можно сделатьвывод о их состоянии как удовлетворительном; основные фонды используютсяэффективно;
— в отчетномпериоде произошла экономия материальных ресурсов.
— в динамикефинансовых результатов можно отметить увеличение валовой прибыли и прибыли отпродаж, а также чистой прибыли;
— предприятиеявляется рентабельным, поскольку все показатели рентабельности в отчетном годустали больше по сравнению с предыдущим.
Таким образом,на основании выше изложенного можно сделать вывод, что в целом работа напредприятии является довольно стабильной, есть все предпосылки для егодальнейшего развития и увеличения объёма производимой продукции, естьпостоянные покупатели, их число постоянно растет.
 

Список литературы
 
1.        Булатова А. С.Экономика. — М.,1994.
2.        Грязнова А.Г.Финансово-кредитный энциклопедический словарь.- М.: Финансы и статистика. 2002.
3.        Дробозиной Л. А Финансы.- М.: 2002.
4.        Живалов В. Н.Финансовая система России. – М., 2004.
5.        Устав предприятияБатыревского райпо
6.        Колесов А. С.Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10
7.        Литовченко В.П.Финансы. – М.: 2007.
8.        Мировая экономикаи международные отношения. 1999. № 10.
9.              О потребительскойкооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации:Федеральный закон от 19 июня 1992г. № 3085-1 (в ред. Федер. закона от 11.07.97-ФЗ)// Бюджетные и некоммерческие организации. — 1997. — № 8. — С. 91 — 108.
10.            Раицкий К. А.Экономика организации (предприятия): учебник/ К. А. Раицкий.- 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 1012 с.
11.             Районы и городаЧувашии в цифрах, 2008: статистический сборник / Территор. орган Федер. службыгос. статистики по Чуваш. Республике. — Чебоксары: [б. и.], 2008. — 358 с.
12.     Романовский М.В.Финансы.- М., 2000.
13.            Савицкая Г. В.Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты / Г. В.Савицкая. — 2-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2004. — 160 с.
14.             Самойлов А. А.Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия/ А. А. Самойлов // Экономический анализ: теория и практика. — 2003. — № 6. — С. 10-16.
15.     Финансы. Учебникдля вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2002.
16.            Хамидуллина Г. Р.Совершенствование функций анализа и контроля на примере предприятий торговли/Г. Р. Хамидуллина // Аудит и финансовый анализ. — 2004. — №2. — С.91-123.
17.            Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа, 3-е изд., перераб. идоп.- М.: ИНФРА- М, 2005. — 208 с.
18.            Шевченко И.В.Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлениипривлечения и использования прямых иностранных инвестиций/ И.В. Шевченко, [идр. ] // Финансы и кредит. -2009. №10. – С.2 -9.
19.             Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: учебник / Под общ. ред. А. Н.Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2001.-295с.