ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ……………………………………………………………………….5 1.1. Понятие денег и денежной реформы………………………………………5 1.2. Из истории денежных реформ России…………………………………….10 ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………17 2.1. Денежная реформа 1992-1993 гг……………………………………………17 2.2. Деноминация рубля…………………………………………………………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27 ВВЕДЕНИЕ С начала 90-х годов Россия вступила в новый этап своего развития, который характеризуется коренными изменениями в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности. Главной чертой этого периода является переход к социально-ориентированной рыночной экономике. Становление и развитие рыночных отношений предопределили повышение роли денег. Деньги относятся к тем понятиям, которые оказывают существенное влияние на жизнь общества и отдельного гражданина. В этом смысле иметь представление о деньгах как о важном экономическом явлении должен каждый человек, независимо от образования и рода профессиональной деятельности. Знания о деньгах относятся к общекультурным знаниям. Деньги – одна из ключевых категорий товарной системы хозяйства. Без изучения их природы, сущности и функций нельзя понять механизм функционирования рыночной экономики, овладеть искусством управления государством. Денежная система составляет тот необходимый базис, на котором в совокупности строится рыночная экономика. Эффективно и стабильно функционирующая денежная система – это залог нормальной работы экономики и ее устойчивого роста. Огромное значение денег доказывает тот факт, что в денежном измерении определяются почти все макро- и микроэкономические показатели, что позволяет прослеживать их в динамике, и сравнивать между собой. К основным показателям относятся денежная масса, уровень цен, валовой национальный продукт, прибыль, выручка, затраты. Деньги также составляют основу платежной системы страны. А отлаженная платежная система – это условие нормальной и бесперебойной работы производства. Современная инфляция – обесценивание денег в России заставляет более подробно остановиться на сущности и содержании денег и денежного обращения. Ведь жестокий экономический кризис наиболее болезненно проявляется именно на стоимости денег, по ним приходится основной удар, они – фундамент и средство хозяйственной деятельности. Деньги являются товаром, на них есть спрос и предложение. Несбалансированность спроса и предложения денег может привести к серьезным диспропорциям в экономике, инфляции и гиперинфляции. При разумном регулировании спроса и предложения на деньги возможно эффективное стимулирование экономического роста. Критическое состояние экономики, в том числе денежного обращения России, порождает множество предложений по исправлению сложившейся ситуации, и в первую очередь по части улучшения денежного хозяйства. И это вполне естественно, так как рыночная экономика — это денежная экономика и без наведения порядка в сфере денежных отношений добиться устойчивого экономического роста невозможно. Спектр предлагаемых усовершенствований весьма широк: от частных поправок до радикальных изменений, включая проведение денежной реформы. Поэтому тема «Денежная реформа России» актуальна в настоящее время. Цель данной работы состоит в изучениисущности и значения денежных реформ, проводимых в России. Задачи работы заключаются в следующем: – проанализировать исторический опыт денежных реформ в России; – раскрыть сущность денежных реформ на современном этапе. При написании данной работы использовались книги и статьи под редакцией Е.Б. Пошерстника, В.М. Юровицкого, С.И. Лушина, М.И. Лепешинской, Л.Н. Красавиной, С.А. Андрюшина и др. ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ 1.1. Понятие денег и денежной реформы Деньги, как правило, представляют собой то, что обычно продавцы согласны принять в качестве платежа за товары и услуги. Российский законодатель отождествляет понятия деньги и валюта. Под деньгами (валютой) следует понимать как рубль, являющийся законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, так и иностранную валюту, использование которой в качестве средства платежа возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или в установленном им порядке1. Современные денежные средства отличаются от товарных (особенно золотых) денег. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентное количество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости. Этот знак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление. Например, в 1994 г. создание денежной купюры в 10 000 руб. нашему государству обходилось в 25 руб. Товарные (и особенно золотые) деньги по своей природе были естественным эквивалентом покупаемых на них товаров. Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Сейчас под стоимостью денег подразумевается то количество товаров и услуг, которое можно обменять на денежную единицу (рубль, доллар и др.). Вся искусственность современных денег состоит в том, что они представляют собой долговые обязательства государства, банков, сберегательных учреждений. Эти обязательства выполняют роль денег в результате принудительно-правовых мер государства. В законодательном порядке государство подтверждает, что наличные деньги — это законное платежное средство (бумажные деньги должны приниматься при уплате долга). Иначе говоря, деньги можно условно назвать свидетельством о «праве на получение товара». Вполне очевидно, что в природе современных денежных средств заложена опасность краха денежной системы. Такая опасность возникает, когда банки и государство по каким-то причинам перестают расплачиваться по своим долговым обязательствам. Золотые монеты и разменные на золото бумажные деньги имели полную ликвидность — способность быть обмененными на товары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разной ликвидностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства. Отнесение денег и ценных бумаг к категории вещей имеет условный характер. Вещественный характер денег был очевидным фактом, пока деньги имели архаичную форму предмета для мены (скот и т.д.), и даже пока деньги оставались в виде металлических монет. Как только деньги стали бумажными, они утратили свой вещественный характер. В Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 указывается на обязательственную, а не вещную природу рублей (банкнот и монет Банка России) как безусловных обязательств Банка России. Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют в процессе товарного производства и обращения: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;средство образования сокровищ или накопления; мировые деньги. Благодаря выполнению перечисленных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства, особенно в рыночной экономике. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями, а также участвуют в установлении цен на товары1. Денежное обращение – это движение наличных и безналичных денег, обеспечивающее платежи, накопления, оборот товаров и услуг. Форма организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством, получила название денежной системы. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны. Официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается». По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты, обеспечиваемые всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах в Банке России. Эмиссионный механизм – это порядок выпуска денег в оборот и их изъятия. Денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации2. Монопольное право эмиссииили изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы Российской Федерации, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. Организация налично-денежного обращения — одна из основных функций Центрального банка. Организация и регулирование денежной системы осуществляется Банком России в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Необходимость реформирования денежной системы обусловлена: – продолжающимся ростом цен на товары и услуги (инфляцией); – нарушением функций национальной валюты, прежде всего как средства обращения и средства платежа, т.к. наряду с рублем обращаются доллар США, евро и различные псевдоплатежные средства (налоговые обязательства, сертификаты и др.), а также функций накопления и сбережения. Население из-за боязни инфляции накапливает доллар США и евро. Денежные реформы – законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. Это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства. Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты. Примером нуллификации является советская денежная реформа 1922—1924 гг. До этого в стране обращались триллионы совзнаков. В несколько этапов они были «обменены» на казначейские билеты в пропорции: 50 млрд. совзнаков на один новый казначейский билет рублевого достоинства, т. е. практически аннулированы. Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам (или ревальвация — повышение курса национальной валюты с увеличением реального золотого содержания денежной единицы1. Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т. е. — укрупнение денежной единицы; а также полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится, как это обычно говорят, для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов. Достаточно часто, однако, потяжелевшая денежная единица снова начинает инфляционный бег и обесценивается. Обычно денежные реформы проводятся, когда более мягкие методы борьбы с инфляцией оказываются неэффективными. Практика показывает, что конфискационный компонент может «работать» и без формальностей. Конфискацию сбережений населения и разного рода фондов осуществляет сам галопирующий инфляционный процесс. 1.2. Из истории денежных реформ России История денег в России весьма интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представлять практический интерес и для сегодняшнего времени. Если рассмотреть основные события в денежном обращении России за последние 150 лет, то выяснится существенная специфика России: в ней часто происходили денежные реформы. За указанный период их было значительно больше, чем в любой другой крупной стране с большим населением и объемом производства. В 50-х гг. XIX в. завершалась реформа Канкрина, связанная с переходом к монометаллическому серебряному обращению; в 70-90-е гг. того же века подготавливалась и проводилась реформа по переходу к золотому стандарту; в начале 20-х гг. XX в. была проведена реформа уже в советской России, связанная с проблемами подъема хозяйства после революции и гражданской войны; после Отечественной войны, в 1947 г., еще одна реформа, направленная на упорядочение доходов населения. Развал СССР и возникновение новой России сопровождались очередной реформой 1992-1993 гг. Названы только крупные изменения в денежной сфере, а помимо этого были еще деноминации и замены наличных денег. Такое множество событий в рассматриваемой сфере отражает неустойчивость исторического развития самой страны, ее готовность идти на социальные, политические и экономические потрясения. Особенно это проявилось в XX в. Предыдущий был значительно спокойнее, тем не менее и в его пределах было проведено две реформы. Реформа Канкрина завершила длительный период путаницы в российских деньгах, когда одновременно использовались серебряные и бумажные деньги (ассигнации). Главная проблема состояла в неустойчивости соотношения между ними, причем не только на вольном рынке, но и в государственных платежах. Основной причиной меняющихся соотношений между двумя видами денег было падение курса ассигнаций из-за дефицита бюджета. Канкрин отчаянно боролся с дефицитом и во многом преуспел, но Николай I систематически ввязывался в войны, а военные расходы и вели к обесцениванию ассигнаций. Только в 40-х гг. обстановка стабилизировалась и началась денежная реформа. Канкрин отстаивал депозитные билеты, имевшие стопроцентное металлическое покрытие (серебро), а Николай I предлагал кредитные билеты с меньшим гарантийным запасом денежного металла. Проект Канкрина был более надежен, а мнение Николая I более соответствовало последующему фактическому развитию денег во многих странах1. Император приказал сделать по-своему. С точки зрения дальнейшего хода событий, спор этот потерял значение, так как успешно введенная новая система денежного обращения, предусматривавшая оборот серебряной монеты и кредитных билетов по курсу 1:1, существовала всего несколько лет. Начавшаяся Крымская война все вернула на круги своя. Резко возросла эмиссия кредитных билетов, сопровождавшаяся падением курса, начался рост цен. Правительство проводило довольно решительные действия по ограничению размена кредитных билетов на золото и вывоза золота за границу. Экономика пребывала в тяжелом состоянии. В 50-70-е гг. XIX в. денежное обращение в России было расстроено, продолжался интенсивный выпуск бумажных денег, курс рубля падал относительно других валют. Как обычно, это было в значительной мере связано с войнами. Но министры финансов второй половины XIX в. (М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунте, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте), широко образованные люди, поняли, что выход России из денежного кризиса связан с введением монометаллического серебряного или золотого обращения, и сумели подготовить и провести соответствующую реформу. Общественное мнение того времени было в основном против подобной реформы. Но Витте сумел уговорить императора Николая II и переломить общественное мнение в пользу проведения реформы. Уже предшественники Витте четко сформулировали идею реформы и начали образование необходимого золотого запаса, в том числе и за счет активного внешнеторгового и платежного балансов. Витте стал министром финансов в 1892 г., прежде всего он пресек активную спекуляцию на курсе рубля на западноевропейских биржах, особенно на берлинской. Были введены запрет для иностранцев на некоторые сделки с российской валютой и контроль за перемещением рублевой денежной массы. При твердом решении о переходе к монометаллизму оставался неясным окончательный выбор металла: серебро или золото. Именно Витте внес полную ясность — золото. Исходил он из опыта других стран, из фактического положения дел в международных экономических связях. Витте проявил незаурядную находчивость при решении одного из основных вопросов реформы — установления курса обмена кредитных билетов на золотые монеты. Фактически при определении этого курса было принято реально сложившееся усредненное отношение кредитных билетов к золотым монетам, существовавшее до реформы. Это означало формальную девальвацию рубля, но зато избавило все народное хозяйство от громадной работы по пересчету старых обязательств и цен в новые. Следует подчеркнуть, что переход к золотому обращению в России осуществлялся в условиях относительного спокойствия внешней и внутренней ситуаций. Это и позволило провести реформу, которая, в свою очередь, стала серьезным фактором экономического подъема. Существенной предпосылкой реформы стала упорядоченность государственных финансов, снижение дефицита бюджета. Использовались и иностранные займы. Они направлялись как на приобретение золота (для формирования необходимого его запаса), так и на погашение дефицита бюджета. Но иностранные займы при Витте направлялись в конечном счете на развитие материального производства. Главный эффект реформы для России состоял в том, что она вступила в клуб стран, придерживающихся золотого стандарта. В те времена это было признаком преуспевания и доказательством устойчивости экономического и политического положения. Вследствие этого в Россию устремился иностранный капитал, который и стал основой хозяйственного подъема, так как внутренние источники накопления в России были весьма ограниченны. К сожалению, даже золотой стандарт не помог России стать передовой в экономическом плане страной. Разразились русско-японская война и революция 1905-1906 гг. Положительное воздействие реформы конца XIX в. на экономическое развитие в конечном счете оказалось бесполезным, так как страну постигла политическая и экономическая катастрофа. После революции 1917 г. экономика России обособилась от мирового хозяйства. Централизованное плановое управление низвело деньги до простого соизмерителя экономических явлений, частично сохранив их функции средства платежи и обращения. Главное — деньги лишились свойства быть капиталом, т.е. способности стимулировать развитие производства. В такой системе роль денег была совершенно иной, чем в рыночной экономике. Не случайно при социализме возникла теория, что устойчивость денег зависит от товарной массы, направляемой на реализацию. Извечный дефицит товаров при социализме породил такую бессодержательную концепцию: деньги должны искать товар. Соответственно и денежная политика и денежные реформы в условиях СССР имели совершенно другой смысл, чем в странах развитой рыночной экономики. Но существует важное исключение — реформа начала 20-х гг. Ее проведение было обусловлено прежде всего экономическим и социальным кризисом. После революции, фактически уже в ходе гражданской войны, большевики приступили к построению «нового» общества. Одной из главных целей стало уничтожение денег и товарных отношений. Деньги решено было устранить безудержной эмиссией, а товарные отношения — прямым продуктообменом. Были даже составлены необъятные списки норм обмена: сколько зерна полагалось отдать за лопату, за гвоздь, аршин ситца и т.д. Но ничего толкового из этого не вышло и, как признавались сами революционеры, «все свелось к обычной купле-продаже». Но было принято решение: не получается немедленно — сделаем постепенно. Фактически была реализована идея о необходимости переходного периода от старого состояния общества к новому. Большевики ввели нэп и не скрывали, что это маневр, временное отступление, цель которого — ликвидировать разруху, поднять хозяйство, успокоить население. Нэп и денежную реформу они рассматривали как тактический прием, позволяющий решить главную стратегическую задачу — уничтожить товарное производство, построить «бесклассовое» общество и т.д. Стратегическая цель достигнута не была, а тактический прием удался блестяще. Переход к нэпу произошел почти мгновенно, за 1-1,5 года, денежная реформа была проведена за два года. Она имела большой успех. В течение двух лет удалось возродить нормальную денежную систему после гражданской войны, страшнейшей инфляции и полного развала хозяйства1. Реформа 1922—1924 гг. имеет и «международное» значение. Она, без преувеличений, является уникальным событием во всей мировой истории денег. Дело не в мере обесценения денег (здесь рекорды у других стран), а в том, что реформа проводилась как возврат России к золотому стандарту, был успешно внедрен в оборот червонец с официальным золотым содержанием, равным царской десятке, а важнейшее условие золотого стандарта — беспрепятственный и неограниченный обмен бумажных денег на золото — не осуществилось, и ни одного червонца на золотые монеты обменено не было. Россия оказалась первой страной, создавшей устойчивое денежное обращение без размена бумажных денег на золото. Другие страны пришли к такому же решению, но спустя 10-15 лет. Именно Россия первой продемонстрировала необязательность золотого стандарта для нормального денежного оборота. Но, получив от специалистов такой подарок, как устойчивая валюта, партийно-советская власть занялась революционными преобразованиями. За четыре года червонец превратился в заурядные бумажные деньги, оборот которых был замкнут внутри СССР. Был прекращен его обмен на другие валюты, и началось катастрофическое падение его покупательной способности в связи с возобновившимся в 1928 г. инфляционным ростом цен. С конца 20-х гг. началась деградация денег в СССР, их превращение в учетно-распределительные талоны. Правящие круги СССР старались придать своим деньгам внешнюю респектабельность и сходство с «настоящими» деньгами. Речь идет о, так называемом, золотом содержании рубля. Почему-то считалось полезным устанавливать такое содержание и даже менять его в зависимости от каких-то непонятных причин. К числу мер, направленных на создание благоприятного «имиджа» советских денег, следует отнести и определение курса рубля к иностранным валютам, хотя никакого отношения к золоту и к валютам других стран советский рубль не имел. В конце концов деньги в СССР резко дифференцировались на безналичные (банковские), обслуживающие оборот и расчеты между предприятиями, а также распределение финансовых ресурсов, и на наличные, обслуживающие потребности населения. Различия в деньгах соответствовали двухуровневой системе цен, возникшей в 30-е гг. Товары производственного назначения в соответствии с принципами затратного ценообразования реализовывались по ценам, включавшим в себя себестоимость и минимальную прибыль, а товары для населения реализовывались по ценам, учитывавшим объем спроса и включавшим в себя еще и налог с оборота. Безналичные деньги были в основном средством учета и соизмерения (помимо распределения), а наличные использовались главным образом для формирования и регулирования доходов населения. В таких условиях денежная политика государства имела главной целью регулирование доходов предприятий и населения, а вовсе не устойчивость денег в связи с объемом и структурой денежной массы и прочими «буржуазными» тонкостями. Поэтому и денежные реформы в условиях социалистического хозяйства носили своеобразный характер. Они были связаны с одновременным изменением цен и доходов предприятий и, главным образом, населения. Примером тому является реформа 1947 г. Главной ее целью было изъятие доходов у населения, полученных за счет торговли во время войны на колхозном рынке. Цены на этом рынке выросли в десять раз и возникшие у продавцов доходы считались «неправедными». Обмен наличных денег произвели по соотношению 10 к 1. Были переоценены и крупные вклады в сберкассах, повышены розничные и оптовые цены и введены новые наличные деньги. Реформа являлась конфискационной, но в то время большинство населения отнеслось к ней равнодушно, так как запасы наличных денег и крупные вклады были у весьма ограниченного круга лиц. Это было комплексное мероприятие по упорядочению цен, доходов и денег. К чисто денежной реформе приближалась деноминация, проведенная в 1961 г. Причины ее осуществления остались неясными. В таких размерах (изменение масштаба цен и денег – укрупнение в 10 раз) деноминация обычно не проводится. Был, правда, девальвирован рубль по отношению к золоту и доллару, но эти показатели имели чисто пропагандистское значение. Правда, деноминация сопровождается выпуском новых денег и, возможно, это послужило поводом для ее проведения. Крупные купюры образца 1961 г. существовали до конца 1991 г., а прочие — до 1993 г., когда были введены уже деньги нового государства — Российской Федерации. В 60-80-е гг. в связи с ростом военных расходов и затрат на поддержку «братских партий» и «прогрессивных» режимов образовался огромный дефицит товаров для населения. Повышать цены на эти товары тогдашние руководители боялись и возникла замаскированная карточная система. Рыночные реформы резко изменили роль денег, сделав их мощным фактором экономического развития и принятия хозяйственных решений. К сожалению, создать нормальное денежное хозяйство реформаторам не удалось. ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1. Денежная реформа 1992-1993 гг. Среди специалистов нет единства во мнении, относить или не относить денежную реформу 1992-1993 гг. к разряду денежных реформ. Есть две противоположные позиции. С одной стороны, это позиция ученых, точку зрения которых наиболее емко представляет подход главного специалиста, д.э.н. О.Л. Роговой(Институт экономики РАН). По ее мнению, понятие «денежная реформа» применимо лишь к процессам, протекающим в устоявшихся, развитых рыночных экономиках. То, что произошло в 1992—1993 гг. в денежном обращении России, денежной реформой не является, так как предпринятые меры не содержали оценки перспективы развития денежного обращения, устойчивости рубля или антиинфляционной политики, а преследовали лишь чисто локальные цели. Иную точку зрения высказывают заслуженный деятель науки РФ, профессор Л.Н. Красавина(Финансовая академия при Правительстве РФ) и д.э.н. С.А. Андрюшин(Институт экономики РАН), аргументировавшие диаметрально противоположную позицию на содержание денежной реформы 1992-1993 гг. Они утверждают, что в России в эти годы была проведена настоящая денежная реформа, преобразившая основы денежной системы страны. Ее началом, по мнению Л.Н. Красавиной, следует считать 1992 г., когда был опубликован Закон «О денежной системе Российской Федерации». На основании этого закона в стране были изменены основные принципы функционирования денежной системы: в частности, введена новая денежная единица, отменены золотое содержание рубля и казначейские билеты, изменено обеспечение банкнот, установлены виды законных платежных средств и принципы эмиссии денег и проч. 1 В ходе проведения денежной реформы 1992-1993 гг. в обращение вместо советского рубля был введен российский рубль, который стал выполнять следующие функции: масштаба цен, средства обращения и средства накопления. Российский рубль стал официальной счетной единицей, отражающей на внутреннем рынке пропорции обмена товаров и услуг через паритет покупательной способности, а на внешнем — через валютный курс. Одновременно рубль выступил официальным средством, с помощью которого в Российской Федерации стали собираться налоги, начисляться и выплачиваться проценты. Основное расхождение двух вышеназванных позиций вызвано не самим содержанием денежной реформы 1992-1993 гг. (институциональными основами — критериями построения денежной системы), а формами реализации этого содержания на практике. В то же время можно полностью согласиться с замечаниями О.Л. Роговой, что в результате осуществленных в эти годы действий в сфере денежного обращения появилось недоверие к рублю и редчайшая в мировой экономике дифференциация доходов по группам населения (в 13-14 раз). Однако это произошло не вследствие неправильного изложения институциональных принципов функционирования денежной системы Российской Федерации, а потому, что эти принципы в последующей денежно-кредитной политике страны не всегда соблюдались. Например, Законом «О денежной системе Российской Федерации» запрещается, за редкими исключениями, осуществлять внутренние расчеты не в национальной валюте. Но в условиях масштабной долларизации российской экономики, как отмечает профессор Л.Н. Красавина, этот запрет повсеместно нарушается. Как видно, принцип (содержание) прописан правильно, однако форма его реализации на практике оставляет желать лучшего. Поэтому в любом процессе необходимо различать содержание и форму, их никогда не следует отождествлять. Необходимо также определиться в понятиях и определениях, в противном случае никогда ни до чего не договоришься. До 1992 г. цены жестко устанавливались государством. При социализме имела место определенная ценовая политика, которая позволяла решать те или иные социальные вопросы в первую голову. Цены устанавливались лишь отчасти по экономическим соображениям, а преимущественно на основании внеэкономических, социальных соображений. А если какое-то предприятие при этом оказывалось сверхприбыльным, то эти сверхприбыли государство изымало, а если какое-то было убыточным, то государство его дотировало1. Таким образом, цены были весьма далеки от состояния экономического равновесия. И когда их освободили, то экономическая система попала в положение на ценовой плоскости, далекое от конуса допустимых цен, быстро развился гиперинфляционный процесс, при котором цены за 3-4 года возросли более чем в 10 000 раз, настолько энергично развивается гиперинфляция. Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%)2. Обмен денег в апреле 1991 года, названный «павловской реформой» (по фамилии премьер-министра СССР В. Павлова), преследовал цель избавиться от лишних купюр в налично-денежном обращении и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке. Реформа проводилась под предлогом борьбы с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа, из обращения изымались 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года. Трехдневный обмен банкнот достоинством 50 и 100 рублей остался в памяти граждан как кошмарный сон. Огромные очереди, место в которых занимали с ночи, номера на ладонях, переклички, нервотрепка, обмороки, сердечные приступы у стариков… В итоге: изъяли 42 миллиарда рублей; к обмену не было предъявлено всего 6,3 миллиарда. Миф о десятках миллиардов рублей в западных банках лопнул как мыльный пузырь. Однако руководители страны тогда публично не признали допущенной серьезнейшей ошибки. Пострадавшей стороной было население, поскольку обмен крупных купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: — сжатые сроки обмена — три дня; — не более 1000 рублей на человека, в результате обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или 39 процентов. С января 1992 года в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. Инфляция достигает от 12 до 35 процентов в месяц. Таким образом, имела место галопирующая инфляция. Инфляция – это обесценивание денежных знаков, проявляющееся в росте цен. Последнее не всегда бывает следствием роста денежной массы, как утверждают представители монетаризма и количественной теории денег. Конечно, рост денежной массы может быть причиной инфляции. На Западе это и сейчас один из важнейших ее факторов. Однако то, что в России произошло в 1992 г. в результате либерализации цен, не укладывается в эту схему. Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Центральный банк России прилагал все усилия, чтобы увеличить объем денежной массы. Для этих целей ЦБР расширил купюрность банкнот, а затем принял меры по организации РКЦ для безналичных расчетов, но и это не спасло положение. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены выросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса возросла почти в 10 раз, в 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса — только в 2,9 раза. Из приведенных данных видно, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной галопирующей инфляции. С 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена очередная денежная реформа. Вызвана она была галопирующей инфляцией (нулей на деньгах становилось все больше, но угнаться за ценами они не могли) и необходимостью обмена оставшихся денежных билетов образца 1961-1992 годов на купюры нового образца. Граждане России могли обменять деньги в течение всего срока. На руки выдавались обмененные купюры на сумму не более 100 тысяч рублей. Все деньги свыше этой суммы зачислялись на счет в Сбербанке на полгода с начислением установленного процента по вкладу. В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. 11 октября 1994 года произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару («черный вторник»). В докладе, который был подготовлен специальной комиссией, говорилось, что основной причиной обвала является «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти»1. Стабилизации денежного обращения от этой реформы не последовало. 2.2. Деноминация рубля Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных купюр в целях подготовки стабилизации денежного обращения. Денежный и товарный рынок тесно связаны и поэтому события, происходящие на денежном рынке, трансформируются в перемены на товарном рынке. Проводя целенаправленную монетарную политику и изменяя предложение денег, государство в состоянии воздействовать на денежный и товарный рынки. Согласно Конституции РСФСР (статья 114) Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Центральный банк России является ведущим инструментом денежного рынка, именно в банке деньги берутся взаймы и устанавливается процентная ставка. Банк представляет собой тот канал, с помощью которого изменения на денежном рынке трансформируются в перемены на товарном рынке. Основными задачами Банка России (Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР» № 394-1 от 2 декабря 1990 года) являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики. В 1997 г. в России надежно контролировалось денежное обращение, инфляция. Российский рубль уже стал одной из самых крепких валют в Восточной Европе. Цены на основные товары были практически стабильны1. При проведении денежно-кредитной политики Банка России предусматривались мероприятия по повышению роли рубля и использованию изменения масштаба цен для постепенного вытеснения из денежного оборота внутри страны других иностранных валют, используемых в качестве средства накопления. Президент согласился с предложением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года, принимая во внимание практические результаты последовательно осуществляемой в последние годы денежно – кредитной политики и принятые меры, направленные на финансовую и экономическую стабилизацию в экономике России, снижение инфляции до приемлемого уровня, в целях укрепления российской национальной валюты, стимулирования притока капитала в сферу производства товаров и услуг, роста производственных инвестиций, полного погашения инфляционных ожиданий в экономике, совершенствования денежного обращения в стране, упрощения учета и расчетов в хозяйстве. Деноминация – это своего рода оценка, которую государство ставило многолетним усилиям всего общества по преодолению инфляции. Проведением денежной реформы государство четко заявляло, что вышло из периода высокой инфляции, периода нестабильности. Впереди – экономический рост, и для него необходима сильная валюта. Деноминация должна была подвести черту под определенной экономической эпохой с 1990-1991 гг. по 1997-1998 гг. и привести к восстановлению традиционной денежной системы с рублями и копейками, ассоциирующейся у большинства граждан с нормальной, благополучной жизнью. Простое техническое мероприятие, каким, в сущности, является деноминация валюты, должно было стать одним из элементов стабилизации экономики. Деноминация – это компетенция Президента и Центрального Банка. Никаких специальных законодательных актов или поправок к законам при этом принимать не нужно. Центральный Банк рекомендовал Президенту и Правительству провести эту реформу и подготовил указ1 для подписания Президентом. Соответственно и с Правительством все было согласовано заблаговременно. С 1 января 1998 года началась деноминация — техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца. Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой — монета в десять рублей). Копеечка вернулась ненадолго — после деноминации цены мгновенно взлетели (а ведь казалось, что выше некуда) и на копейку опять нечего стало купить. К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года1. Опыт деноминации имели и другие страны. Во Франции деноминация связана с именем генерала Де Голля. Став президентом, он сразу объявил о неотложных мерах по оздоровлению экономики и финансов. Новый франк, введенный с 1 января 1960 г., был приравнен к 100 старым. Теперь денежная единица французов становилась вровень с немецкой маркой и швейцарским франком. Обмен прошел без осложнений. В течение двух лет хождение имели оба франка – старый и новый. Потяжелевший в 100 раз франк стал и политическим оружием Де Голля, который не без оснований полагал, что стабильная валюта – непременное условие для проведения независимой политики. Деноминация злотого в Польше в 1995 – 1996 годах укрепила позиции национальной валюты на внутреннем рынке. 1 января 1997 года в Польше прекратили хождение старые денежные знаки номиналом в сотни тысяч и миллионы злотых. Тем самым практически завершена крупномасштабная операция по деноминации национальной валюты, продолжавшаяся два года. Сокращение номиналов польских денег в 10 тысяч раз не только упростило финансовую отчетность, но и существенно облегчило жизнь людей. По подсчетам экспертов, еще около 2 процентов общего объема старой денежной массы находилось в начале 1997 года на руках у населения. Но у владельцев устаревших дензнаков не было повода для беспокойства: эти купюры можно было беспрепятственно обменять в банке на новые еще в течение нескольких лет. Так же, как и в России, о предстоящей денежной реформе в Польше объявили заблаговременно, и этот фактор сыграл свою роль: народ психологически настроился на необходимость перемен. 25 июня 1994 года Постановлением о деноминации национальной валюты, которое вышло в конце июня 1994 года, предусматривался выпуск в обращение денег нового образца с применением новейших методов защиты от подделки. С первого января 1995 года был принят новый порядок валютного оборота, которым предусматривалась полная конвертируемость злотого. Как свидетельствовали финансисты, прямая выгода была и от того, что это правовое регулирование не только делало правила валютного оборота в стране такими же, как и в государствах Европейского союза, но и позволяло выпустить польские деньги на международный финансовый рынок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют в процессе товарного производства и обращения: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;средство образования сокровищ или накопления; мировые деньги. Денежное обращение – это движение наличных и безналичных денег, обеспечивающее платежи, накопления, оборот товаров и услуг. Форма организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством, получила название денежной системы. Денежные реформы – законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. Это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства. В России были проведены следующие денежные реформы: 1. Денежная реформа 1839-1843 гг. 2. Денежная реформа 1895-1897 гг. 3. Денежная реформа 1922-1924 гг. 4. Денежная реформа 1947 г. 5. Денежная реформа 1961 г. 6. Денежная реформа 1992-1993 гг. 7. Денежная реформа 1998 г. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008. – 880с. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822. «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов // Маркетинг. 2006. №3.С.3-13. Деноминация: Денежная реформа в России 1998 г.: Комментарии специалистов. Ответы на вопросы. Законодательная база / Сост. Е.Б. Пошерстник. – М.; СПб.: Герда, 1998. – 125с. Красавина Л.Н. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России / Л.Н. Красавина, С.А. Андрюшин // Банковское дело. 2004. №1. С.5-8. Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С63-67. Лепешинская М.И. Инфляция / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2006. №6. С.13-25. Лушин С.И. О денежных реформах в России / С.И. Лушин // Финансы. 2000. №5. С.25-29. Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке / С.М. Петрикова // Финансы и кредит. 2006. №22. С.27-29. Рогачевская М.А. Русские деньги / М.А. Рогачевская // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. №9. С.174-183. Юровицкий В.М. Денежное обращение в эпоху перемен: научно-практическое пособие / В.М. Юровицкий. – М.: Гросс-Медиа, 2007. – 494с. Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе / В.М. Юровицкий // Управление собственностью: теория и практика. 2008. №3. С.23-33. 1 Гражданский кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2008. Ст.140. 1 Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Гл. VII. Ст.30. 1 Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке / С.М. Петрикова // Финансы и кредит. 2006. №22. С.27. 2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Ст. 71. П. «ж». 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С63. 1 Рогачевская М.А. Русские деньги / М.А. Рогачевская // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. №9. С.174. 1 Лушин С.И. О денежных реформах в России / С.И. Лушин // Финансы. 2000. №5. С.27. 1 Красавина Л.Н. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России / Л.Н. Красавина // Банковское дело. 2004. №1. С.5. 1 Юровицкий В.М. Денежное обращение в эпоху перемен: научно-практическое пособие / В.М. Юровицкий. – М.: Гросс-Медиа, 2007. С.134. 2 Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов // Маркетинг. 2006. №3.С.12. 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С.66. 1 Деноминация: Денежная реформа в России 1998 г.: Комментарии специалистов. Ответы на вопросы. Законодательная база / Сост. Е.Б. Пошерстник. – М.; СПб.: Герда, 1998. С.7. 1 Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С65.
Похожие работы
Акции организационно правовое регулирование
–PAGE_BREAK–25) получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на нее заданий; 26) созывать в установленном…
Психологические аспекты в страховом маркетинге
–PAGE_BREAK–Люди младшего среднего возраста ориентированы преимущественно на обеспечение в старости, туристические поездки за рубеж, владение яхтами, автомобилями, на различные виды предпринимательской деятельности. Группа лиц пожилого…
Экономический и финансовый анализ платёжеспособности юридического лица. Порядок реорганизации и ликвидации банков
1. Экономический и финансовый анализ платёжеспособностиюридического лица…….3 2. Порядокреорганизации и ликвидации банков…………………………………………………………12 Экономический ифинансовый анализ платёжеспособности юридического лица. Платежеспособностьи кредитоспособность оказывает положительное влияние на выполнение…
Банківська система України та проблеми її розвитку
–PAGE_BREAK–· купівля, продаж і зберігання державних цінних паперів, а також цінних паперів інших емітентів; · видача доручень, гарантій та інших зобов’язань за третіх осіб, які…
Облік та аналіз власного капіталу банку
–PAGE_BREAK–Підставою для бухгалтерського обліку операцій банку є первинні документи, які фіксують факти здійснення цих операцій. Первинні документи повинні бути складені під час здійснення операції, а…
Адміністрування та особливості оподаткування страхових компаній
–PAGE_BREAK–– перша – підраховується шляхом множення суми страхових премій за попередні 12 місяців на 0,18 (останній місяць буде складатися із кількості днів на дату розрахунку). При…