Анализ и характеристика денежных реформ России

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ……………………………………………………………………….5 1.1. Понятие денег и денежной реформы………………………………………5 1.2. Из истории денежных реформ России…………………………………….10 ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………17 2.1. Денежная реформа 1992-1993 гг……………………………………………17 2.2. Деноминация рубля…………………………………………………………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27 ВВЕДЕНИЕ С начала 90-х годов Россия вступила в новый этап своего развития, который характеризуется коренными изменениями в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности. Главной чертой этого периода является переход к социально-ориентированной рыночной экономике. Становление и развитие рыночных отношений предопределили повышение роли денег. Деньги относятся к тем понятиям, которые оказывают существенное влияние на жизнь общества и отдельного гражданина. В этом смысле иметь представление о деньгах как о важном экономическом явлении должен каждый человек, независимо от образования и рода профессиональной деятельности. Знания о деньгах относятся к общекультурным знаниям. Деньги – одна из ключевых категорий товарной системы хозяйства. Без изучения их природы, сущности и функций нельзя понять механизм функционирования рыночной экономики, овладеть искусством управления государством. Денежная система составляет тот необходимый базис, на котором в совокупности строится рыночная экономика. Эффективно и стабильно функционирующая денежная система – это залог нормальной работы экономики и ее устойчивого роста. Огромное значение денег доказывает тот факт, что в денежном измерении определяются почти все макро- и микроэкономические показатели, что позволяет прослеживать их в динамике, и сравнивать между собой. К основным показателям относятся денежная масса, уровень цен, валовой национальный продукт, прибыль, выручка, затраты. Деньги также составляют основу платежной системы страны. А отлаженная платежная система – это условие нормальной и бесперебойной работы производства. Современная инфляция – обесценивание денег в России заставляет более подробно остановиться на сущности и содержании денег и денежного обращения. Ведь жестокий экономический кризис наиболее болезненно проявляется именно на стоимости денег, по ним приходится основной удар, они – фундамент и средство хозяйственной деятельности. Деньги являются товаром, на них есть спрос и предложение. Несбалансированность спроса и предложения денег может привести к серьезным диспропорциям в экономике, инфляции и гиперинфляции. При разумном регулировании спроса и предложения на деньги возможно эффективное стимулирование экономического роста. Критическое состояние экономики, в том числе денежного обращения России, порождает мно­жество предложений по исправлению сложившейся ситуации, и в первую очередь по части улучшения де­нежного хозяйства. И это вполне естественно, так как рыночная экономика — это денежная экономика и без наведения порядка в сфере денежных отношений добиться устойчивого экономического роста невозмож­но. Спектр предлагаемых усовершенствований весьма широк: от частных поправок до радикальных измене­ний, включая проведение денежной реформы. Поэтому тема «Денежная реформа России» актуальна в настоящее время. Цель данной работы состоит в изучениисущности и значения денежных реформ, проводимых в России. Задачи работы заключаются в следующем: – проанализировать исторический опыт денежных реформ в России; – раскрыть сущность денежных реформ на современном этапе. При написании данной работы использовались книги и статьи под редакцией Е.Б. Пошерстника, В.М. Юровицкого, С.И. Лушина, М.И. Лепешинской, Л.Н. Красавиной, С.А. Андрюшина и др. ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ 1.1. Понятие денег и денежной реформы Деньги, как правило, представляют собой то, что обычно продавцы согласны принять в качестве платежа за товары и услуги. Российский законодатель отождествляет понятия деньги и валюта. Под деньгами (валютой) следует понимать как рубль, являющийся законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, так и иностранную валюту, использование которой в качестве средства платежа возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или в установленном им порядке1. Современные денежные средства отличаются от товарных (особенно золотых) денег. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентное количество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости. Этот знак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление. Например, в 1994 г. создание денежной купюры в 10 000 руб. на­шему государству обходилось в 25 руб. Товарные (и особенно золотые) деньги по своей природе были естественным эквивалентом покупаемых на них то­варов. Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Сейчас под стоимостью денег подразуме­вается то количество товаров и услуг, которое можно обменять на денежную единицу (рубль, доллар и др.). Вся искусственность современных денег состоит в том, что они представляют собой долговые обязательства государства, банков, сберегательных учреждений. Эти обязательства выполняют роль денег в результате принудительно-правовых мер государства. В за­конодательном порядке государство подтверждает, что наличные деньги — это законное платежное средство (бумажные деньги долж­ны приниматься при уплате долга). Иначе говоря, деньги можно условно назвать свидетельством о «праве на получение товара». Вполне очевидно, что в природе современных денежных средств заложена опасность краха денежной системы. Такая опасность воз­никает, когда банки и государство по каким-то причинам переста­ют расплачиваться по своим долговым обязательствам. Золотые монеты и разменные на золото бумажные деньги име­ли полную ликвидность — способность быть обмененными на товары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разной ликвид­ностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства. Отнесение денег и ценных бумаг к категории вещей имеет условный характер. Вещественный характер денег был очевидным фактом, пока деньги имели архаичную форму предмета для мены (скот и т.д.), и даже пока деньги оставались в виде металлических монет. Как только деньги стали бумажными, они утратили свой вещественный характер. В Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 указывается на обязательственную, а не вещную природу рублей (банкнот и монет Банка России) как безусловных обязательств Банка России. Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют в процессе товарного производства и обращения: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;средство образования сокровищ или накопления; мировые деньги. Благодаря выполнению перечисленных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства, особенно в рыночной экономике. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями, а также участвуют в установлении цен на товары1. Денежное обращение – это движение наличных и безналичных денег, обеспечивающее платежи, накопления, оборот товаров и услуг. Форма организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством, получила название денежной системы. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны. Официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или раз­личных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от уста­новления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотноше­ние между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается». По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты, обеспечиваемые всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах в Банке России. Эмиссионный механизм – это порядок выпуска денег в оборот и их изъятия. Денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации2. Монопольное право эмиссииили изъятия наличных денег из обра­щения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответствен­ность за организацию обращения наличных денег в народном хозяй­стве. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функ­ционирования денежной системы Российской Федерации, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. Организация налично-денежного обращения — одна из ос­новных функций Центрального банка. Организация и регулирование денежной системы осуществляется Банком России в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Необходимость реформирования денежной системы обусловлена: – продолжающимся ростом цен на товары и услуги (инфляцией); – нарушением функций национальной валюты, прежде всего как средства обращения и средства платежа, т.к. наряду с рублем обращаются доллар США, евро и различные псевдоплатежные средства (налоговые обязательства, сертификаты и др.), а также функций накопления и сбережения. Население из-за боязни инфляции накапливает доллар США и евро. Денежные реформы – законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. Это полное или частичное преобразование денеж­ной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления де­нежного обращения. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумаж­ные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического по­ложения страны, степени обесценения денег, политики государства. Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты. Примером нуллификации является совет­ская денежная реформа 1922—1924 гг. До этого в стране обращались триллионы совзнаков. В несколько этапов они были «обменены» на казначейские билеты в пропорции: 50 млрд. совзнаков на один новый казначейский билет рублевого достоинства, т. е. практически аннулированы. Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, сниже­ние курса национальной валюты по отношению к твердым валютам (или реваль­вация — повышение курса национальной валюты с увеличением реального зо­лотого содержания денежной единицы1. Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т. е. — укрупнение денежной единицы; а также полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится, как это обычно говорят, для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов. Достаточно часто, однако, потяжелевшая денежная единица снова начинает инфляционный бег и обесценивается. Обычно денежные реформы проводятся, когда более мягкие методы борьбы с инфляцией оказываются неэффективны­ми. Практика показывает, что конфискационный компонент может «работать» и без формальностей. Конфискацию сбережений населения и разного рода фондов осуществляет сам галопирующий инфляционный процесс. 1.2. Из истории денежных реформ России История денег в России весьма интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представлять практический интерес и для сегодняшнего времени. Если рассмотреть основные события в денежном обращении России за последние 150 лет, то выяснится существен­ная специфика России: в ней часто происходили денеж­ные реформы. За указанный период их было значитель­но больше, чем в любой другой крупной стране с боль­шим населением и объемом производства. В 50-х гг. XIX в. завершалась реформа Канкрина, свя­занная с переходом к монометаллическому серебряно­му обращению; в 70-90-е гг. того же века подготавлива­лась и проводилась реформа по переходу к золотому стан­дарту; в начале 20-х гг. XX в. была проведена реформа уже в советской России, связанная с проблемами подъема хозяйства после революции и гражданской войны; после Отечественной войны, в 1947 г., еще одна реформа, направленная на упорядочение доходов населения. Развал СССР и возникновение новой России сопровождались очередной реформой 1992-1993 гг. Названы только круп­ные изменения в денежной сфере, а помимо этого были еще деноминации и замены наличных денег. Такое множество событий в рассматриваемой сфе­ре отражает неустойчивость исторического развития самой страны, ее готовность идти на социальные, по­литические и экономические потрясения. Особенно это проявилось в XX в. Предыдущий был значительно спокойнее, тем не менее и в его пределах было прове­дено две реформы. Реформа Канкрина завершила длительный период путаницы в российских деньгах, когда одновременно использовались серебряные и бумажные деньги (ас­сигнации). Главная проблема состояла в неустойчиво­сти соотношения между ними, причем не только на вольном рынке, но и в государственных платежах. Основной причиной меняющихся соотношений между двумя видами денег было падение курса ассигнаций из-за дефицита бюджета. Канкрин отчаянно боролся с дефицитом и во многом преуспел, но Николай I сис­тематически ввязывался в войны, а военные расходы и вели к обесцениванию ассиг­наций. Только в 40-х гг. обстановка стабилизировалась и началась денежная реформа. Канкрин отстаивал депозитные билеты, имевшие стопроцен­тное металлическое покрытие (серебро), а Николай I предлагал кредитные билеты с меньшим гарантийным запасом денежного металла. Проект Канкрина был более надежен, а мнение Николая I более соответ­ствовало последующему фактическому развитию денег во многих странах1. Император приказал сделать по-своему. С точки зрения дальнейшего хода событий, спор этот потерял значе­ние, так как успешно введенная новая система денеж­ного обращения, предусматривавшая оборот серебря­ной монеты и кредитных билетов по курсу 1:1, суще­ствовала всего несколько лет. Начавшаяся Крымская война все вернула на круги своя. Резко возросла эмис­сия кредитных билетов, сопровождавшаяся падением курса, начался рост цен. Правительство проводило довольно решительные действия по ограничению размена кредитных билетов на золото и вывоза золота за границу. Экономика пре­бывала в тяжелом состоянии. В 50-70-е гг. XIX в. денежное обращение в России было расстроено, продолжался интенсивный выпуск бумажных денег, курс рубля падал относительно дру­гих валют. Как обычно, это было в значительной мере связано с войнами. Но министры финансов второй половины XIX в. (М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунте, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте), широко образован­ные люди, поняли, что выход России из денежного кризиса связан с введением монометаллического сереб­ряного или золотого обращения, и сумели подготовить и провести соответствующую реформу. Общественное мнение того вре­мени было в основном против подобной реформы. Но Витте су­мел уговорить императора Николая II и переломить общественное мнение в пользу проведения реформы. Уже предшественники Витте четко сформулировали идею реформы и начали обра­зование необходимого золотого запаса, в том числе и за счет активного внешнеторгового и платежного ба­лансов. Витте стал министром финансов в 1892 г., прежде всего он пресек активную спекуляцию на курсе рубля на западноевропейских биржах, осо­бенно на берлинской. Были введены запрет для иност­ранцев на некоторые сделки с российской валютой и контроль за перемещением рублевой денежной массы. При твердом решении о переходе к монометаллиз­му оставался неясным окончательный выбор метал­ла: серебро или золото. Именно Витте внес полную ясность — золото. Исходил он из опыта других стран, из фактического положения дел в международных эко­номических связях. Витте проявил незаурядную находчивость при решении одного из основных вопросов реформы — установления курса обмена кредитных би­летов на золотые монеты. Фактически при определении этого курса было принято реально сложившееся усред­ненное отношение кредитных билетов к золотым моне­там, существовавшее до реформы. Это означало фор­мальную девальвацию рубля, но зато избавило все на­родное хозяйство от громадной работы по пересчету старых обязательств и цен в новые. Следует подчеркнуть, что переход к золотому об­ращению в России осуществлялся в условиях относи­тельного спокойствия внешней и внутренней ситуа­ций. Это и позволило провести реформу, которая, в свою очередь, стала серьезным фактором экономического подъема. Существенной предпосылкой реформы стала упорядоченность государственных финансов, сниже­ние дефицита бюджета. Использова­лись и иностранные займы. Они направлялись как на приобретение золота (для формирования необходимо­го его запаса), так и на погашение дефицита бюджета. Но иностранные займы при Вит­те направлялись в конечном счете на развитие мате­риального производства. Главный эффект реформы для России состоял в том, что она вступила в клуб стран, придерживаю­щихся золотого стандарта. В те времена это было при­знаком преуспевания и доказательством устойчивости экономического и политического положения. Вслед­ствие этого в Россию устремился иностранный капи­тал, который и стал основой хозяйственного подъе­ма, так как внутренние источники накопления в Рос­сии были весьма ограниченны. К сожалению, даже золотой стандарт не помог России стать передовой в экономи­ческом плане страной. Разразились русско-японская война и революция 1905-1906 гг. Положительное воз­действие реформы конца XIX в. на экономическое раз­витие в конечном счете оказалось бесполезным, так как страну постигла политическая и экономическая катастрофа. После революции 1917 г. экономика России обосо­билась от мирового хозяйства. Централизованное пла­новое управление низвело деньги до простого соизмерителя экономических явлений, частично сохранив их функции средства платежи и обращения. Главное — деньги лишились свойства быть капиталом, т.е. способ­ности стимулировать развитие производства. В такой системе роль денег была совершенно иной, чем в рыночной экономике. Не случайно при социа­лизме возникла теория, что устойчивость денег зави­сит от товарной массы, направляемой на реализацию. Извечный дефицит товаров при социализме породил такую бессодержательную концепцию: деньги должны искать товар. Соответственно и денежная политика и денеж­ные реформы в условиях СССР имели совершенно другой смысл, чем в странах развитой рыночной экономики. Но существует важное исключение — рефор­ма начала 20-х гг. Ее проведение было обусловлено прежде всего экономическим и социальным кризисом. После революции, фактически уже в ходе граждан­ской войны, боль­шевики приступили к построению «нового» общества. Одной из главных целей стало уничтожение денег и товарных отношений. Деньги решено было устранить безудержной эмиссией, а товарные отношения — прямым продуктообменом. Были даже составлены необъят­ные списки норм обмена: сколько зерна полагалось отдать за лопату, за гвоздь, аршин ситца и т.д. Но ни­чего толкового из этого не вышло и, как признавались сами революционеры, «все свелось к обычной купле-продаже». Но было принято решение: не получается немедленно — сделаем постепенно. Фактически была реали­зована идея о необходимости переходного периода от старого состояния общества к новому. Большевики ввели нэп и не скрывали, что это маневр, временное отступление, цель которого — ликвидировать разруху, поднять хозяйство, успокоить население. Нэп и денежную реформу они рассматри­вали как тактический прием, позволяющий решить главную стратегическую задачу — уничтожить товар­ное производство, построить «бесклассовое» общество и т.д. Стратегическая цель достигнута не была, а тактический прием удался блестяще. Пере­ход к нэпу произошел почти мгновенно, за 1-1,5 года, денежная реформа была проведена за два года. Она имела большой успех. В течение двух лет удалось возродить нормальную денежную систему после гражданской войны, страшнейшей инфляции и полного развала хозяй­ства1. Реформа 1922—1924 гг. имеет и «международное» значе­ние. Она, без преувеличений, является уникальным событием во всей мировой ис­тории денег. Дело не в мере обесценения денег (здесь рекорды у других стран), а в том, что реформа прово­дилась как возврат России к золотому стандарту, был успешно внедрен в оборот червонец с официальным золотым содержанием, равным царской десятке, а важнейшее условие золотого стандарта — беспрепят­ственный и неограниченный обмен бумажных денег на золото — не осуществилось, и ни одного червонца на золотые монеты обменено не было. Россия оказа­лась первой страной, создавшей устойчивое денежное обращение без размена бумажных денег на золото. Дру­гие страны пришли к такому же решению, но спустя 10-15 лет. Именно Россия первой продемонстрирова­ла необязательность золотого стандарта для нормаль­ного денежного оборота. Но, получив от специалистов такой подарок, как ус­тойчивая валюта, партийно-советская власть занялась революционными преобразованиями. За четыре года червонец пре­вратился в заурядные бумажные деньги, оборот кото­рых был замкнут внутри СССР. Был прекращен его обмен на другие валюты, и началось катастрофичес­кое падение его покупательной способности в связи с возобновившимся в 1928 г. инфляционным ростом цен. С конца 20-х гг. началась деградация денег в СССР, их превращение в учетно-распределительные талоны. Правящие круги СССР старались придать своим деньгам внешнюю респекта­бельность и сходство с «настоящими» деньгами. Речь идет о, так называемом, золотом содержании рубля. Почему-то считалось полезным устанавливать такое содержание и даже менять его в зависимости от каких-то непонятных причин. К числу мер, направленных на создание благоприятного «имиджа» советских денег, следует отнести и определение курса рубля к иност­ранным валютам, хотя никакого отношения к золо­ту и к валютам других стран советский рубль не имел. В конце концов деньги в СССР резко дифференци­ровались на безналичные (банковские), обслуживаю­щие оборот и расчеты между предприятиями, а также распределение финансовых ресурсов, и на наличные, обслуживающие потребности населения. Различия в деньгах соответствовали двухуровневой системе цен, возникшей в 30-е гг. Товары производственного назна­чения в соответствии с принципами затратного цено­образования реализовывались по ценам, включавшим в себя себестоимость и минимальную прибыль, а то­вары для населения реализовывались по ценам, учи­тывавшим объем спроса и включавшим в себя еще и налог с оборота. Безналичные деньги были в основном средством учета и соизмерения (помимо распределения), а наличные использовались главным образом для фор­мирования и регулирования доходов населения. В таких условиях денежная политика государства имела главной целью регулирование доходов предпри­ятий и населения, а вовсе не устойчивость денег в свя­зи с объемом и структурой денежной массы и прочи­ми «буржуазными» тонкостями. Поэтому и денежные реформы в условиях социалистического хозяйства но­сили своеобразный характер. Они были связаны с од­новременным изменением цен и доходов предприятий и, главным образом, населения. Примером тому явля­ется реформа 1947 г. Главной ее целью было изъятие до­ходов у населения, полученных за счет торговли во вре­мя войны на колхозном рынке. Цены на этом рынке вы­росли в десять раз и возникшие у продавцов доходы счи­тались «неправедными». Обмен наличных денег произвели по соотношению 10 к 1. Были переоценены и крупные вклады в сберкассах, повышены розничные и оптовые цены и введены новые наличные деньги. Реформа являлась конфискационной, но в то вре­мя большинство населения отнеслось к ней равнодуш­но, так как запасы наличных денег и крупные вклады были у весьма ограниченного круга лиц. Это было комплексное мероприятие по упоря­дочению цен, доходов и денег. К чисто денежной реформе приближалась деноми­нация, проведенная в 1961 г. Причины ее осуществле­ния остались неясными. В таких размерах (изменение масштаба цен и денег – укрупнение в 10 раз) деноминация обычно не проводится. Был, правда, девальвирован рубль по отношению к золоту и доллару, но эти пока­затели имели чисто пропагандистское значение. Правда, деноминация сопровож­дается выпуском новых денег и, возможно, это послу­жило поводом для ее проведения. Крупные купюры образца 1961 г. существовали до конца 1991 г., а прочие — до 1993 г., когда были введены уже деньги нового государства — Российской Федерации. В 60-80-е гг. в связи с ростом военных расходов и затрат на поддержку «братских партий» и «прогрессив­ных» режимов образовался огромный дефицит това­ров для населения. Повышать цены на эти товары тог­дашние руководители боялись и возникла замаскиро­ванная карточная система. Рыночные реформы резко изменили роль денег, сделав их мощным фактором экономического разви­тия и принятия хозяйственных решений. К сожале­нию, создать нормальное денежное хозяйство рефор­маторам не удалось. ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1. Денежная реформа 1992-1993 гг. Среди специалистов нет единства во мнении, относить или не относить денежную ре­форму 1992-1993 гг. к разряду денеж­ных реформ. Есть две противоположные позиции. С одной стороны, это позиция ученых, точку зрения которых наиболее емко представляет подход главного специали­ста, д.э.н. О.Л. Роговой(Институт экономики РАН). По ее мнению, понятие «денежная реформа» применимо лишь к процессам, протекающим в устоявших­ся, развитых рыночных экономиках. То, что произошло в 1992—1993 гг. в денеж­ном обращении России, денежной рефор­мой не является, так как предпринятые меры не содержали оценки перспективы развития денежного обращения, устойчи­вости рубля или антиинфляционной политики, а преследовали лишь чисто ло­кальные цели. Иную точку зрения высказывают заслужен­ный деятель науки РФ, профессор Л.Н. Красавина(Финансовая академия при Правительстве РФ) и д.э.н. С.А. Андрюшин(Институт экономики РАН), аргу­ментировавшие диаметрально противопо­ложную позицию на содержание денеж­ной реформы 1992-1993 гг. Они утверж­дают, что в России в эти годы была проведена настоящая денежная реформа, преобразившая основы денежной систе­мы страны. Ее началом, по мнению Л.Н. Красавиной, следует считать 1992 г., когда был опубликован Закон «О денеж­ной системе Российской Федерации». На основании этого закона в стране были из­менены основные принципы функциони­рования денежной системы: в частности, введена новая денежная единица, отменены золотое содержание руб­ля и казначейские билеты, измене­но обеспечение банкнот, установ­лены виды законных платежных средств и принципы эмиссии де­нег и проч. 1 В ходе проведения денежной ре­формы 1992-1993 гг. в обращение вместо советского рубля был вве­ден российский рубль, который стал выполнять следующие функции: масштаба цен, средства обращения и средства накопления. Российский рубль стал официальной счетной единицей, отражающей на внутрен­нем рынке пропорции обмена то­варов и услуг через паритет поку­пательной способности, а на внеш­нем — через валютный курс. Одно­временно рубль выступил офици­альным средством, с помощью которого в Российской Федерации стали собираться налоги, начислять­ся и выплачиваться проценты. Основное расхождение двух вы­шеназванных позиций вызвано не самим содержанием денежной реформы 1992-1993 гг. (институциональными основами — критериями построе­ния денежной системы), а форма­ми реализации этого содержания на практике. В то же время можно пол­ностью согласиться с замечаниями О.Л. Роговой, что в результате осуществленных в эти годы действий в сфере денеж­ного обращения появилось недове­рие к рублю и редчайшая в миро­вой экономике дифференциация доходов по группам населения (в 13-14 раз). Однако это произошло не вслед­ствие неправильного изложения институциональных принципов функционирования денежной сис­темы Российской Федерации, а по­тому, что эти принципы в последу­ющей денежно-кредитной полити­ке страны не всегда соблюдались. Например, Законом «О денежной системе Российской Федерации» запрещается, за редкими исключе­ниями, осуществлять внутренние расчеты не в национальной валюте. Но в условиях масштабной долла­ризации российской экономики, как отмечает профессор Л.Н. Кра­савина, этот запрет повсеместно нарушается. Как видно, принцип (содержа­ние) прописан правильно, однако форма его реализации на практике оставляет желать лучшего. Поэтому в любом процессе необходимо различать содержание и форму, их никогда не следует отождествлять. Необходимо также определиться в понятиях и определениях, в против­ном случае никогда ни до чего не договоришься. До 1992 г. цены жестко устанавливались государством. При социализме имела место определенная ценовая политика, которая позволяла решать те или иные социальные вопросы в первую голову. Цены устанавливались лишь отчасти по экономическим соображениям, а преимущественно на основании внеэкономических, социальных соображений. А если какое-то предприятие при этом оказывалось сверхприбыльным, то эти сверхприбыли государство изымало, а если какое-то было убыточным, то государство его дотировало1. Таким образом, цены были весьма далеки от состояния экономического равновесия. И когда их освободили, то экономическая система попала в положение на ценовой плоскости, далекое от конуса допустимых цен, быстро развился гиперинфляционный процесс, при котором цены за 3-4 года возросли более чем в 10 000 раз, настолько энергично развивается гиперинфляция. Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%)2. Обмен денег в апреле 1991 года, названный «павловской реформой» (по фа­милии премьер-министра СССР В. Павлова), преследовал цель изба­виться от лишних купюр в налично-денежном обращении и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке. Реформа проводилась под предлогом борьбы с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа, из обращения изымались 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года. Трехднев­ный обмен банкнот достоинством 50 и 100 рублей остался в памяти граждан как кошмарный сон. Огромные очереди, место в которых занимали с ночи, номера на ладонях, переклички, нервотрепка, обмороки, сердечные приступы у стари­ков… В итоге: изъяли 42 миллиарда рублей; к обмену не было предъявлено всего 6,3 миллиарда. Миф о десятках миллиардов рублей в западных бан­ках лопнул как мыльный пузырь. Однако руководители страны тогда публично не признали допущенной серьезнейшей ошибки. Пострадавшей стороной было население, поскольку обмен крупных купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: — сжатые сроки обмена — три дня; — не более 1000 рублей на человека, в результате обмену подлежало 51,5 мил­лиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или 39 процентов. С января 1992 года в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. Инфляция достигает от 12 до 35 процентов в месяц. Таким образом, имела место галопирующая инфляция. Инфляция – это обесценивание денежных знаков, проявляющееся в росте цен. Последнее не всегда бывает следствием роста денежной массы, как утверждают представители монетаризма и ко­личественной теории денег. Конечно, рост денежной массы может быть причиной инфляции. На Западе это и сейчас один из важнейших ее факторов. Однако то, что в России произошло в 1992 г. в результате либерализации цен, не укладывается в эту схему. Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Центральный банк России прилагал все усилия, чтобы увеличить объем денежной массы. Для этих целей ЦБР расширил купюрность банкнот, а затем принял меры по организации РКЦ для безналичных расчетов, но и это не спасло положение. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены выросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса возросла почти в 10 раз, в 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса — только в 2,9 раза. Из приведенных данных видно, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной галопирующей инфляции. С 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена очередная денеж­ная реформа. Вызвана она была галопирующей инфляцией (нулей на деньгах становилось все больше, но угнаться за ценами они не могли) и необходимос­тью обмена оставшихся денежных билетов образца 1961-1992 годов на купюры нового образца. Граждане России могли обменять деньги в течение всего срока. На руки выдавались обмененные купюры на сумму не более 100 тысяч рублей. Все деньги свыше этой суммы зачислялись на счет в Сбербанке на полгода с на­числением установленного процента по вкладу. В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. 11 октября 1994 года произошло обвальное паде­ние рубля по отношению к доллару («черный вторник»). В докладе, который был подготовлен специальной комиссией, говорилось, что основной причиной обвала является «раскоординированность, несвоевременность, а порой и не­компетентность решений и действий федеральных органов власти»1. Стабилизации денежного обращения от этой реформы не последовало. 2.2. Деноминация рубля Деноминация – изменение нарицательной стоимо­сти денежных купюр в целях подготовки стабилизации денежного обращения. Денежный и товарный рынок тесно связаны и по­этому события, происходящие на денежном рынке, трансформируются в перемены на товарном рынке. Проводя целенаправленную монетарную политику и изменяя предложение денег, государство в состоянии воздействовать на денежный и товарный рынки. Согласно Конституции РСФСР (статья 114) Прави­тельство Российской Федерации: обеспечивает проведе­ние в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Центральный банк России является ведущим инст­рументом денежного рынка, именно в банке деньги бе­рутся взаймы и устанавливается процентная ставка. Банк представляет собой тот канал, с помощью которого из­менения на денежном рынке трансформируются в пере­мены на товарном рынке. Основными задачами Банка России (Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР» № 394-1 от 2 декабря 1990 года) являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федераль­ной денежно-кредитной политики. В 1997 г. в России надежно контролировалось денежное обращение, инфляция. Российский рубль уже стал одной из самых крепких валют в Восточной Европе. Цены на основные товары были практически стабильны1. При проведении денежно-кредитной политики Банка России предусматривались мероприятия по повышению роли рубля и использованию изменения масштаба цен для постепенного вытеснения из денежного оборота внутри страны других иностранных валют, используемых в качестве средства накопления. Президент согласился с предложением Правитель­ства Российской Федерации и Центрального банка Рос­сийской Федерации об укрупнении российской денеж­ной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив парал­лельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года, принимая во внимание практические результаты последовательно осуществляемой в послед­ние годы денежно – кредитной политики и принятые ме­ры, направленные на финансовую и экономическую ста­билизацию в экономике России, снижение инфляции до приемлемого уровня, в целях укрепления российской национальной валюты, стимулирования притока капита­ла в сферу производства товаров и услуг, роста произ­водственных инвестиций, полного погашения инфляци­онных ожиданий в экономике, совершенствования денежного обращения в стране, упрощения учета и рас­четов в хозяйстве. Деноминация – это своего рода оцен­ка, которую государство ставило многолетним усилиям всего общества по преодолению инфляции. Проведением денежной реформы государство четко заявляло, что вышло из периода высокой инфляции, пе­риода нестабильности. Впереди – экономический рост, и для него необходима сильная валюта. Деноминация должна была подвести черту под определенной экономической эпохой с 1990-1991 гг. по 1997-1998 гг. и привести к восстановлению традиционной денежной системы с рублями и копейками, ассоциирующейся у большинства граждан с нормальной, благополучной жизнью. Простое техническое мероприятие, каким, в сущности, является деноминация валюты, должно было стать одним из элементов стабилизации экономики. Деноминация – это компетенция Президента и Центрального Банка. Никаких специальных законодательных актов или поправок к законам при этом принимать не нужно. Центральный Банк рекомендовал Президенту и Правительству провести эту реформу и подготовил указ1 для подписания Президентом. Соответственно и с Правительством все было согласовано заблаговременно. С 1 января 1998 года началась деноминация — техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца. Денежная реформа не предполагала ни кон­фискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банк­ноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металличес­кие монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образ­ца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и при­нимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масшта­бе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой — монета в десять рублей). Копеечка вернулась нена­долго — после деноминации цены мгновенно взлетели (а ведь казалось, что выше некуда) и на копейку опять нечего стало купить. К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года1. Опыт деноминации имели и другие страны. Во Франции деноминация связана с именем генерала Де Голля. Став президентом, он сразу объявил о неотложных мерах по оздоровлению экономики и финансов. Новый франк, введенный с 1 января 1960 г., был приравнен к 100 старым. Теперь денежная единица французов становилась вровень с немецкой маркой и швейцарским франком. Обмен прошел без осложнений. В течение двух лет хождение имели оба франка – старый и новый. Потяже­левший в 100 раз франк стал и политическим оружием Де Голля, который не без оснований полагал, что ста­бильная валюта – непременное условие для проведения независимой политики. Деноминация злотого в Польше в 1995 – 1996 годах укрепила позиции национальной валюты на внутреннем рынке. 1 января 1997 года в Польше прекратили хождение старые денежные знаки номиналом в сотни тысяч и миллионы злотых. Тем самым практически завершена крупномасштабная операция по деноминации нацио­нальной валюты, продолжавшаяся два года. Сокращение номиналов польских денег в 10 тысяч раз не только уп­ростило финансовую отчетность, но и существенно об­легчило жизнь людей. По подсчетам экспертов, еще около 2 процентов общего объема старой денежной мас­сы находилось в начале 1997 года на руках у на­селения. Но у владельцев устаревших дензнаков не было по­вода для беспокойства: эти купюры можно было беспрепятственно обменять в банке на новые еще в те­чение нескольких лет. Так же, как и в России, о предстоящей де­нежной реформе в Польше объявили заблаговременно, и этот фактор сыграл свою роль: народ психологически настроился на необходимость перемен. 25 июня 1994 года Постановлением о деноминации национальной ва­люты, которое вышло в конце июня 1994 года, преду­сматривался выпуск в обращение денег нового образца с применением новейших методов защиты от подделки. С первого января 1995 года был принят новый по­рядок валютного оборота, которым предусматривалась полная конвертируемость злотого. Как свидетельствовали финансисты, прямая выгода была и от того, что это правовое регулирование не только делало правила валютно­го оборота в стране такими же, как и в государствах Ев­ропейского союза, но и позволяло выпустить польские деньги на международный финансовый рынок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют в процессе товарного производства и обращения: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;средство образования сокровищ или накопления; мировые деньги. Денежное обращение – это движение наличных и безналичных денег, обеспечивающее платежи, накопления, оборот товаров и услуг. Форма организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством, получила название денежной системы. Денежные реформы – законодательные акты, направленные на укрепление денежной системы страны. Это полное или частичное преобразование денеж­ной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления де­нежного обращения. В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумаж­ные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического по­ложения страны, степени обесценения денег, политики государства. В России были проведены следующие денежные реформы: 1. Денежная реформа 1839-1843 гг. 2. Денежная реформа 1895-1897 гг. 3. Денежная реформа 1922-1924 гг. 4. Денежная реформа 1947 г. 5. Денежная реформа 1961 г. 6. Денежная реформа 1992-1993 гг. 7. Денежная реформа 1998 г. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008. – 880с. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822. «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов // Маркетинг. 2006. №3.С.3-13. Деноминация: Денежная реформа в России 1998 г.: Комментарии специалистов. Ответы на вопросы. Законодательная база / Сост. Е.Б. Пошерстник. – М.; СПб.: Герда, 1998. – 125с. Красавина Л.Н. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России / Л.Н. Красавина, С.А. Андрюшин // Банковское дело. 2004. №1. С.5-8. Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С63-67. Лепешинская М.И. Инфляция / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2006. №6. С.13-25. Лушин С.И. О денежных реформах в России / С.И. Лушин // Финансы. 2000. №5. С.25-29. Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке / С.М. Петрикова // Финансы и кредит. 2006. №22. С.27-29. Рогачевская М.А. Русские деньги / М.А. Рогачевская // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. №9. С.174-183. Юровицкий В.М. Денежное обращение в эпоху перемен: научно-практическое пособие / В.М. Юровицкий. – М.: Гросс-Медиа, 2007. – 494с. Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе / В.М. Юровицкий // Управление собственностью: теория и практика. 2008. №3. С.23-33. 1 Гражданский кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2008. Ст.140. 1 Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Гл. VII. Ст.30. 1 Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке / С.М. Петрикова // Финансы и кредит. 2006. №22. С.27. 2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Ст. 71. П. «ж». 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С63. 1 Рогачевская М.А. Русские деньги / М.А. Рогачевская // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. №9. С.174. 1 Лушин С.И. О денежных реформах в России / С.И. Лушин // Финансы. 2000. №5. С.27. 1 Красавина Л.Н. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России / Л.Н. Красавина // Банковское дело. 2004. №1. С.5. 1 Юровицкий В.М. Денежное обращение в эпоху перемен: научно-практическое пособие / В.М. Юровицкий. – М.: Гросс-Медиа, 2007. С.134. 2 Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов // Маркетинг. 2006. №3.С.12. 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С.66. 1 Деноминация: Денежная реформа в России 1998 г.: Комментарии специалистов. Ответы на вопросы. Законодательная база / Сост. Е.Б. Пошерстник. – М.; СПб.: Герда, 1998. С.7. 1 Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». 1 Лепешинская М.И. К вопросу о денежной реформе / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2007. №12. С65.