Анализ и оценка конкурентоспособности регионов РФ

Содержание
Введение
1.Конкурентоспособность регионов
1.1Сущность конкурентоспособности регионов
1.2Факторы конкурентоспособности
1.3Методы оценки конкурентоспособности
2.Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
«Россия должна статьконкурентоспособной» — это один из наиболее часто повторяемых призывов, которыйприходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросырегионального экономического развития и конкурентоспособности регионов сталисегодня одними из важнейших для Российской Федерации, ибо выполнение задачиповышения ВВП возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы.Отсюда возникают вопросы, что такое конкурентоспособный регион, как сравнить уровеньконкурентоспособности различных регионов и как измерить уровеньконкурентоспособности региона, то есть каковы индикаторы такойконкурентоспособности.
Среди имеющихся влитературе определений понятия конкурентоспособности перспективнойпредставляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособностьрегиона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими идругими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей навнутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы),адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».
Цель данной курсовойработы – выяснить, что представляет собой конкурентоспособность регионов иосуществить ее оценку.
Цель работы, в своюочередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
— раскрыть сущностьконкурентоспособности регионов;
— рассмотреть факторыконкурентоспособности;
— изучить методы оценкиконкурентоспособности;
— провести оценкуконкурентоспособности ПФО.
Объектом исследованияявляется Приволжский Федеральный округ и пять его регионов с наибольшейчисленностью населения: Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская иСамарская области, Пермский край.
Предметом исследованияданной работы является конкурентоспособность регионов и ее оценка.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении указаныактуальность, цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. Взаключении обобщены выводы по работе. Список литературы включает в себя 10наименований.

1.Конкурентоспособность регионов
1.1 Сущностьконкурентоспособности регионов
Регионы России наданном этапе экономического развития являются субъектами управления, гденепосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи.Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показателисоциально-экономического развития, их динамику и место в национальнойэкономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособностирегиона.
Конкурентоспособностьрегиональной экономики — это способность реализовать основнуюцелевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическоеразвитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения.Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которыесгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностныепризнаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым(базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация,научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым(обеспечивающим) — предпринимательский климат, качество управленческогопотенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
В отечественнойэкономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явлениеотносится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определеннойстепени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории«конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: ихнередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается напоследней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов — отдельныхфирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов».
Необходимо также отметить,что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назадотсутствовал термин «конкурентоспособность региона».
Приобретениерегиональными системами экономической самостоятельности в условиях рынкавызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системекоординат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения,обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитыватьнекоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведенияуправляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жесткопланируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождаетстремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономическойструктуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространствестраны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием,оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижениябюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задачсоциально-экономического и экологического развития региона.
В рыночном пространствеучаствуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуяконкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежныеконкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективнойпредпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регионприобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает емувозможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил итерриториальной организации хозяйства.
По мнению Р.И. Шнипера,пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развитияпроизводства в степени влияния природно-экономических и ресурсных факторов наэкономическую структуру региональных систем, место и значение каждого региона врыночном пространстве будут определять специализация и территориальноеразделение труда».
В литературе,посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени ещенедостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов какэкономической категории.
Конкуренциясопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала внаиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могуществокрупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимыхнаселению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионеона проявляется по-разному.
С переходом к рынкурегиональные системы наделяются функциями экономически самостоятельныхсубъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:
а) согласование изащита интересов региона внутри страны и за рубежом;
б) усилениеконкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлеченияинвесторов и совершенствования экономической структуры;
в) создание условий,благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а такжестабилизации и расширению производственных возможностей государственной имуниципальной собственности;
г) создание системырегиональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских,коммерческих структур и инвесторов;
д) наращиваниевнешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связейрегионов.
Перечисленные функцииспособствуют формированию социально-экономической и правовой среды,гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое»обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, итем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.
Предметом конкурентнойборьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы ипроекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, атакже с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсовпретендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишьрегионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.
В период становлениярыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основномк извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть докриминальных. Это явление временное. С развитием региональных отношений,имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренциядолжна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальнуюорганизацию производительных сил, совершенствование экономических структуррегиона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг всоответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».
Надежные конкурентныепозиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональнойэкономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вноситсущественные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитиерегиональной экономики находится в прямой зависимости от наличиясоответствующего социально-экономического, научно-технического и кадровогопотенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых иреконструкции существующих производств, а тем самым — для создания новыхрабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяетсоциально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетногосостояния региона.
В рыночном пространствестраны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит отцентрализованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяетсяконкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания.Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, гдеможно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходныйбизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобыспособствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения итерриториальной организации производительных сил.
Под конкурентоспособностьюрегиона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциаладанного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым иформируется как многообразные характеристики возможности участия региона вконкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственныхконкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира.Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такимихарактеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различныхсферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона(климат, географическое положение), наличие природных богатств,интеллектуальный уровень развития населения.
Научное осмыслениеконкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условияхпереживаемого Россией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положениев промышленности и в агропромышленном комплексе за истекший период реформотмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциалРоссии сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практическивсех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в этигоды, насчитывает сотни наименований.
Содержаниеконкурентоспособности, представляет собой совокупность базовых и обеспечивающихпризнаков и оформление их взаимодействия в виде институциональнойхарактеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона — это экономическаякатегория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных силопределенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формыпротекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффекттакого взаимодействия.
Современные экономистывводят в понятие конкурентоспособности формирование и удержание устойчивыхконкурентных преимуществ. М.Гальвановский, И.Трофимова, В.Жуковская пишут, чтоконкурентоспособность — это «обладание свойствами, создающими преимущества дляхозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании». Всоответствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать нарынке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществпо сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимуществосоставляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.
Следует различатьконкурентоспособность региона как потенциальную возможность участвовать вконкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнемсоставляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементомконкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позициюрегиона. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку напрактике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать.Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном иполитическом поведении региона. В связи с этим нередко эта позиция выдается засильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкоеразделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность какобъективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведениерегиона как хозяйствующего субъекта.
Конкурентоспособностьрегиона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристикихозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристикаконкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснованиериска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системепотенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позициирегиона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень рискахозяйствования, политического и социального поведения региона
1.2 Факторы конкурентоспособности
В литературе понятие«факторы» часто отождествляется с понятием «источники» конкурентоспособностирегиона. Разграничить эти понятия можно следующим образом. Источники — эторесурсы региона. Факторы — всё то, что может обеспечить и влияет на наилучшееиспользование имеющихся ресурсов, актуализацию потенциальных ресурсов исоздание новых ресурсов, то есть всё то, что влияет на превращение ресурсов вконкретные преимущества.
По поводу факторов,обеспечивающих конкурентоспособность региона, существует три группы взглядов:
— кластерный подход;
— инновационная системарегионов;
— все остальные факторысоздания конкурентоспособного региона.
В соответствии скластерной концепцией конкурентоспособность определённого региона зависит отналичия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры — сконцентрированные погеографическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, специализированныхпоставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческиеорганизации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но вместе стем и взаимодополняющие друг друга. Именно кластеры создают критическую массу,необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Поэтому одна иззадач в системе повышения конкурентоспособности региона — выявить потенциалкластеризации региона.
Вторую группу взглядовобъединяет связывание конкурентоспособности региона с наличием инновационнойсистемы. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развитияв обеспечении жизнеспособности (которая в эволюционной экономикеотождествляется с конкурентоспособности) регионов. Накопление знаний иинститутов, способствующих нововведениям, согласно эволюционным теориям,повышает жизнеспособность регионов и имеет первостепенное значение вобеспечении национальной конкурентоспособности. Суть подхода в том, чтовзаимодействие институтов, связей поставщиков-потребителей и других агентоввызывает критическую массу знаний. Подход содержит интегральную роль институтовв накоплении технологических возможностей и в экономических изменениях, а такжероль нововведений в создании и сохранении конкурентоспособности. Ставка наинновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективнымподходом. В конечном счёте победу в конкурентной борьбе празднуют те участникирынка, которые занимают атакующую позицию в инновационной войне. Дело в том,что как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлениюпорождает ещё больший риск.
К отдельной группе относятсяфакторы, которые либо представлены лишь в постановочном варианте, либо ещё нестали объектом внимания исследователей.
Например, рольгосударства в обеспечении конкурентоспособности региона. Есть мнение, чтосоздание конкурентного преимущества региона осуществляется путём особойполитики, которая благоприятствует определённым отраслям в момент, когда онистановятся слабыми.
Важное экономическоезначение вновь приобретает экономико-географическое положение региона, котороебыло в середине 90-х гг. объявлено неважным. Сегодня увеличиваются возможностидля использования отдельными регионами экономико-географическое положение длясоздания конкурентных преимуществ путём формирования транспортных коридоров. Вкачестве локального преимущества здесь может быть использована возможностьдоступа к товарному потоку и обеспечения услуг по транзиту товаров.
Возрастание в миреценностей здорового образа жизни и подходов устойчивого развития повышает рекреационнуюценность регионов, где для этого имеются условия, давая шанс обеспеченияпреимуществ этим регионам. Возрастание возможностей мирового туризма такжеповышает шансы многих регионов как образцов уникальной культуры на привлечениеплатёжеспособного спроса.
В качестве отдельногофактора выделяют образ региона, или в терминах экономической психологии, имидж региона,его репутация. Регион как специфический «товар» также является объектом выборацелевых потребителей: инвесторов (как места размещения капитала), бизнесменов(как места размещения торговых и производственных операций), жителей (как местажительства), работников (как места работы), руководящих деятелей (как местапроведения деловых и политических мероприятий), туристов и т.д. Имидж регионаможет оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на поведениецелевых потребителей. Управление имиджем служит повышению конкурентоспособностирегиона.
Формирование конкурентногообраза мышления является немаловажным фактором конкурентоспособности региона.
Ряд исследователейутверждают, что качество продукции, производимой предприятиями региона, являетсязначимым фактором конкурентоспособности региона. «Наступивший век должен статьвеком качества в противоположность ушедшему веку производительности. Именнокачество может обеспечить высокую конкурентоспособность, постоянный рост рынкасбыта и увеличение прибыли. Оно (качество) — самый точный и обобщающийпоказатель научно-технического прогресса, культуры и дисциплины труда».
1.3 Методы оценкиконкурентоспособности
Ряд исследователейпопытались количественно оценить конкурентоспособность региона. Были разработаныразные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровняжизни населения, инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день нетоднозначного подхода к количественному измерению конкурентоспособности региона.Нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности проблемно,поскольку, как правило, сравниваемые характеристики неоднородны и несопоставимыпо физическим характеристикам, возникает необходимость сведения к однороднойоснове разных показателей.
Если показательконкурентоспособности регионов необходим для сравнения их между собой, то важноопределить порядковое соотношение сравниваемых объектов. Поэтому всопоставительных исследованиях широкое распространение получил рейтинговыйметод. В свою очередь выбор показателей для измерения характеристик в рейтингевариативен и зависит от заложенной в рейтинге методологии и трансакционныхиздержек на измерения. Можно использовать разные методы построения рейтинга:балльный, индексный.
Выбор факторов долженбазироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всемхарактеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность ит.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но длясоздания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которыехарактеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентныхпреимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ: факторных,инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных.Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретныхпоказателей.
Существуют и другиеметодики оценки конкурентоспособности регионов. Так, профессор Ярославскогогосударственного университета В.Е.Андреев предлагает комплексный показательконкурентоспособности региона, который складывается из двух групп:
RC = f ( Y,I ).
Соответственно каждыйиз них включает в себя:
Y = PC + G + L,
где PC — покупательнаяспособность населения; G — коэффициент концентрации доходов (коэффициентДжини); L — уровень безработицы.
I = Ip + Ir + Iq + Q,
где Ip — инвестиционныйпотенциал региона;
Ir- инвестиционный риск;
Iq- реальные объемы инвестиций;
Q- число убыточных предприятий в регионе.
В современных условияхсуществует объективная потребность систематизации знаний о различных сторонахрегиональной конкурентоспособности, включая ее количественную оценку, котораяслужит ориентиром и основой для разработки конкурентной стратегии региона и егосоциально-экономического развития.
Разработка методикиоценки конкурентоспособности региона представляет собой сложную задачу,заключающуюся не только в выборе единичных показателей, но и необходимостиизыскания теоретических подходов, которые стали бы методологической основой иобеспечили объективность и достоверность оценки.
Наиболеераспространенным методом оценки конкурентоспособности региона является экспертный метод. Это метод организации работы соспециалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественнойи/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения.Оценки группы экспертов рассматривают как совокупность независимых одинаковораспределенных случайных величин со значениями в соответствующем пространствеобъектов числовой и нечисловой природы. Итоговое мнение экспертов следует найтикак среднее мнение эксперта, как решение оптимизационной задачи — минимизировать расстояние от кандидата в среднее мнение экспертов — «медианаКемени». Считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованныхмнений экспертов, поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнениеотличается от мнения большинства — «догмы согласованности». Проведениеэкспертных исследований основано на использовании современных методовприкладной математической статистики, прежде всего объектов нечисловой природы.
Организация и порядокэкспертной оценки могут меняться в зависимости от возможностей исследователя,то есть сбор экспертов требует определенной заинтересованности с их стороны,такой подход должен дать комплексную оценку региона, оценку совокупного влиянияположительных и отрицательных факторов на конкурентные позиции региона.
Трудности использованияэкспертного метода заключаются не только в обработке результатов работыэкспертной комиссии, но и с наличием экспертов, оперативной организацией ихработы, значительными финансовыми издержками, а также доле субъективностиоценки.
Другой метод,получивший широкое распространение, — статистические балльные оценки. Он частоприменяется с использованием приведения числовых значений статистическихпоказателей к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в полноймере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионамиз-за неизбежно ограниченного числа применяемых интервалов «разбивки» данныхили заранее заданного диапазона балльных оценок.
Недостатком названныхметодов является то, что не учитывается реальный разброс соответствующихфактических объективных характеристик.
конкурентоспособностьрегион

2. Оценка конкурентоспособностисубъектов ПФО
Оценкуконкурентоспособности следует проводить с помощью алгоритма, включающегоследующие этапы:
1. Экономическоеобоснование выбора и формирования системы единичных показателейконкурентоспособности для количественной оценки.
2. Ранжированиеединичных показателей конкурентоспособности по степени важности.
3. Сбор информации,характеризующей социально-экономическое положение региона, необходимой дляоценки его конкурентоспособности.
4. Расчет численныхзначений единичных показателей конкурентоспособности.
5. Выбор наибольшихколичественных значений единичных показателей из группы исследуемых регионов.
6. Присвоение весовыхкоэффициентов единичным показателям.
7. Расчет интегральныхпоказателей исследуемого региона.
8. Расчет уровня конкурентоспособностианализируемого региона.
9. Анализ результатовоценки уровня конкурентоспособности.
10. Разработкауправленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности исследуемогорегиона.
На первом этапе,согласно алгоритму, необходимо выбрать единичные показатели оценкиконкурентоспособности.
Главным субъектомрегиона являются люди, которые именно в регионе реализуют свои экономическиеинтересы и удовлетворяют потребности. В связи с этим, целесообразно при оценкеконкурентоспособности региона учесть показатель уровня жизни населения,являющийся составной частью качества жизни. Уровень жизни — отношение уровнядоходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношениемхарактеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами. Уровеньдоходов в данном случае наилучшим образом отражается показателем располагаемыхресурсов, поскольку в него кроме текущих доходов включаются и накопленныесбережения. Для простоты вычислений в данной методике используем болеераспространенный показатель среднедушевого денежного дохода.
В качестве показателей,характеризующих эффективность региональной экономики, выбраны показателирентабельность валовой продукции региона и удельный вес убыточных организаций.
Социально-экономическоеразвитие регионов, повышение их конкурентоспособности на российском и мировомрынках невозможно без проведения эффективной инвестиционной политики, направленнойна повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов. Следовательно,обязательным единичным показателем конкурентоспособности региона должен бытьпоказатель, характеризующий инвестиционную деятельность региона. В качестветакого показателя выбран удельный вес инвестиций в основной капитал в валовомрегиональном продукте (ВРП).
Основу финансовойдеятельности региона составляет бюджет, в том числе консолидированный,составление которого отражает как успехи, так и провалы региональной политики.Показателем, отражающим финансовый аспект конкурентоспособности, может служитькоэффициент, характеризующий расходы консолидированного бюджета на душунаселения. Кроме того, данный показатель характеризует и качество жизнинаселения конкретного региона.
Обеспечение высокихтемпов и качества экономического развития предполагает повышениеконкурентоспособности российской экономики в целом и в том числе регионов,которая тесно связана с активизацией инновационных процессов — внедрениемвысоких технологий в производство и расширением выпуска инновационнойпродукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешносоперничать на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому среди единичных показателейвыделены показатели удельный вес инновационно-активных организаций в общемчисле организаций и отгруженная инновационная продукция, от общего объемаотгруженной продукции, характеризующие инновационный потенциал региона.Величина экспортной продукции, поставляемой предприятиями на внешний рынок,свидетельствует об уже объективно существующей рыночной конкурентоспособности.Поэтому показатель экспорта имеет значение в обобщающей оценке.
Транспортная сфера исвязь страны в целом и региона в частности играют одну из важных ролейсоциальной структуры общества. При оценке конкурентоспособности регионанеобходимо учесть долю транспортных услуг и связи в валовом региональномпродукте, поскольку данные сферы региона позволяют создать сетевую среду дляреализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.
Развитие в регионемалого бизнеса во многом определяет конкурентоспособность региона. Без малогобизнеса рыночная экономика функционировать и развиваться не может. В связи стем, что малый бизнес в рыночной экономике является главным вектором,определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валовогорегионального продукта, среди единичных показателей выделен показатель,характеризующий долю малого бизнеса в регионе.
На втором этапе оценкиконкурентоспособности региона единичным показателям необходимо присвоитьранжированные места по степени важности в порядке убывания от 1 до n,где n — количество выбранныхединичных показателей. Представим их в таблице 1.
Наибольшая важностьприсвоена первому показателю — уровню жизни, так как в настоящее времяповышение благосостояния населения находится под постоянным вниманием какфедеральных, так и региональных органов власти, и далее в порядке убывания.

Таблица 1 — Ранжирование единичных показателей конкурентоспособности по степени важностиЕдиничные показатели конкурентоспособности Порядковый номер важности единичных показателей Среднедушевой денежный доход населения 1 Рентабельность валовой продукции региона 2 Удельный вес убыточных организаций 3 Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП 4 Расходы консолидированного бюджета на душу населения 5 Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций 6 Отгруженная инновационная продукция, от общего объема отгруженной продукции 7 Экспорт 8 Удельный вес транспортных услуг и связи в ВРП 9 Удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий 10
На третьем этапе дляколичественной оценки конкурентоспособности региона целесообразно использоватьстоимостные показатели, отражающие наиболее важные аспектысоциально-экономического положения региона и уровня жизни его населения,которые приведены в статистических сборниках. Эта информация являетсяобщедоступной и позволяет исследователям самостоятельно проводить оценкуконкурентоспособности региона и получать объективные и достоверные результаты.
Исследуемым объектомявляется Приволжский Федеральный округ. В него входят следующие регионы: РеспубликиБашкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики,Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская,Саратовская и Ульяновская области. Для исследования выберем пять регионов снаибольшей численностью населения: Республики Башкортостан и Татарстан,Нижегородская и Самарская области, Пермский край.
В таблицах 2 и 4приведены исходные данные для расчета единичных показателей исследуемыхрегионов. В качестве информационной базы использованы статистические данные за2006, 2007 гг.
На четвертом этапеалгоритма оценки конкурентоспособности региона осуществляется расчет численныхзначений единичных показателей конкурентоспособности. В таблицах 3 и 5представлены сводные данные единичных показателей регионов ПриволжскогоФедерального округа, рассчитанные на основе данных таблиц 2 и 4, а такжеприведенные из статистических сборников.
На пятом этапепроисходит выбор наибольших количественных значений показателей из группыисследуемых регионов.
Таблица 2 — Исходныеданные за 2006 г. для расчета единичных показателей оценкиконкурентоспособности регионаПоказатели Приволжский Федеральный округ Республика Башкор тостан Республика Татарстан Нижегородская область Самарская область Пермский край 1. Сальдированный фин результат деятельности организаций, млн. р. 3777 25382 9375 74111 3936 2. ВРП, млн. р. 116975,9 113181,1 83059,0 143456,7 51588,4 3. Рентабельность валовой продукции региона, % (п.1 /п.2×100%) 3,23 22,4 11,29 51,66 7,63
4. Инвестиции в основ
ной капитал, млн. р. 21846 22685 15198 26575 7812 5. Уд. вес инвестиций в осн. капитал в ВРП, % (п.4 /п.2×100%) 18,68 20,04 18,3 18,52 15,14 6. Расходы консолидир. бюджета, млн. р. 20627,8 15820,8 11483,1 18642,9 8675,9 7. Среднегодовая числ. населения, тыс. человек 4085,6 3770,7 3462,3 3209,5 2780,4 8. Расходы консолидир. бюджета на душу населения, тыс. р. 8,8 10,46 9,52 15,6 10,25 9. Количество малых предприятий (МП) 19,2 17,5 19,4 32,4 10,7 10. Общее количество предпр. и орг. 69313 81733 80904 102909 54616 11. Уд. вес МП в общем числ зарегист предпр. и орг. % (п.9 /п.10×100%) 0,028 0,021 0,024 0,031 0,019
13. Экспорт со страна
ми вне СНГ, млн. долл. 290,1 649,5 117,3 3049,5 94,5
14. Экспорт со страна
ми СНГ, млн. долл. 127,7 331,9 54,5 166,6 56,0 15. Экспорт, млн. долл. 417,8 981,4 171,8 3216,1 150,5
Таблица 3 — Своднаятаблица единичных показателей оценки конкурентоспособности региона, 2006 г.Показатели Приволжский Федеральный округ Республика Башкортостан Республика Татарстан Нижегородская область Самарская область Пермский край 1. Среднедушевой ден. доход населения, тыс. р 6891 7383 6062 9352 8202 2. Рентаб. валовой продукции региона, % 3,23 22,4 11,29 51,66 7,63 3. Уд. вес убыточных организаций, % 41,4 44,4 49,5 36,1 42,8 4. Уд. вес инвестиций в осн. капитал в ВРП, % 18,68 20,04 18,3 18,52 15,14 5. Расходы консолидир. бюджета на душу населения, тыс. р. 8,8 10,46 9,52 15,6 10,25 6. Уд. вес иновационно -активных организаций в общем числе орг., % 13,6 8,2 2,7 9,1 17,6 7. Отгр. иновац продук ция, от общего объема отгр. продукции, % 5,5 1,9 1,2 4,6 10,8 8. Экспорт, млн. долл. 417,8 981,4 171,8 3216,1 150,5 9. Уд вес транспортных услуг и связи в ВРП, % 7,5 6,8 7,4 5,0 15,8 10. Уд вес малых предприятий в общем числе зарегистриров. предприятий, % 0,028 0,021 0,024 0,031 0,019
Таблица 4 — Исходныеданные за 2007 г. для расчета единичных показателей оценкиконкурентоспособности регионаПоказатели Приволжский Федеральный округ Республика Башкортостан Республика Татарстан Нижегородская область Самарская область Пермский край 1. Сальдированный фин результат деятельности организаций, млн. р. 5102 39917 12704 55983 3921 2. ВРП, млн. р. 136152,7 147184,8 87211,4 145932,8 57983,4
3. Рентабельность вало
вой продукции региона, % (п.1 /п.2×100%) 3,75 27,12 14,57 38,36 6,76
4. Инвестиции в основ
ной капитал, млн. р. 28652 35022 17864 30312 9610 5. Уд. вес инвестиций в осн. капитал в ВРП, % (п.4 /п.2×100%) 21,04 23,79 20,48 20,77 16,57 6. Расходы консолидир. бюджета, млн. р. 24463,6 25783,9 14744,7 24550,6 9783,1 7. Среднегодовая числ. населения, тыс. человек 4071,1 3765,0 3428,2 3195,1 2759,0 8. Расходы консолидир. бюджета на душу населения, тыс. р. 10,527 17,058 12,375 20,711 11,673 9. Количество малых предприятий (МП) 19,3 18,6 20,7 28,9 10,6 10. Общее количество предпр. и орг. 74099 89769 87367 109117 61002
11. Уд. вес МП в общем числ зарегист предпр. и орг. % (п.9 /п.10×100%) 0,026 0,021 0,024 0,026 0,017
13. Экспорт со страна
ми вне СНГ, млн. долл. 441,4 930,1 285,5 2570,9 119,3
14. Экспорт со страна
ми СНГ, млн. долл. 179,2 488,0 58,5 224,2 62,5 15. Экспорт, млн. долл. 620,6 1418,1 344 2795,1 181,8

Таблица 5 — Своднаятаблица единичных показателей оценки конкурентоспособности региона, 2007 г.Показатели Приволжский Федеральный округ Республика Башкортостан Республика Татарстан Нижегородская область Самарская область Пермский край 1. Среднедушевой ден. доход населения, тыс. р 8909 9369 8016 11529 10982 2. Рентаб. валовой продукции региона, % 3,75 27,12 14,57 38,36 6,76 3. Уд. вес убыточных организаций, % 38,6 37,0 46,4 38,0 40,9 4. Уд. вес инвестиций в осн. капитал в ВРП, % 21,04 23,79 20,48 20,77 16,57 5. Расходы консолидир. бюджета на душу населения, тыс. р. 10,527 17,058 12,375 20,711 11,673 6. Уд. вес иновационно -активных организаций в общем числе орг., % 12,2 8,7 6,7 11,6 19,6 7. Отгруженная иновац продукция, от общего объема отгруженной продукции, % 7,3 1,5 2,0 3,9 9,7 8. Экспорт, млн. долл. 620,6 1418,1 344 2795,1 181,8 9. Уд вес транспортных услуг и связи в ВРП, % 10,2 6,4 8,5 5,2 19,9 10. Уд вес малых предприятий в общем числе зарегистриров. предприятий, % 0,026 0,021 0,024 0,026 0,017