МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Кафедра УВД
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Авиационная метеорология»
Анализ и оценка метеообстановки на аэродроме Курган
Выполнил:
Проверил:
Ульяновск 2008
/>Содержание
Введение
1. Физико-географическая характеристика аэродрома иособенности его климата
2. Анализ синоптическойобстановки
3. Оценка метеорологической обстановки на аэродроме
4. Использование аэрологической диаграммы при оценкеметеообстановки
Заключение
Список использованных источников
/>/>Введение
Авиационная метеорология — наука, изучающая влияние метеорологических величин и атмосферных явлений надеятельность авиации и разрабатывающая теоретические основы и практическиеметоды метеорологического обеспечения полетов. Она представляет собойприкладную научную дисциплину, являющуюся частью метеорологии.
Метеорология или физикаатмосферы — учение об общих закономерностях развития атмосферных явлений ипроцессов. Иногда говорят, что метеорология — наука о погоде, под которойпонимают физическое состояние атмосферы в определенный момент или промежутоквремени, характеризуемое совокупностью метеорологических факторов (температуравоздуха, влажность, облака, осадки, атмосферное давление, ветер, видимость и др.).
Задача авиационной метеорологиисостоит в том, чтобы вооружить знаниями по двум взаимно связанным группамвопросов: как метеорологические условия влияют на полеты воздушных судов и какобеспечить их безопасность, регулярность и экономичность в метеорологическомотношении.
Авиационная метеорология тесносвязана с другими метеорологическими дисциплинами, особенно с физикой атмосферыи синоптической метеорологией. Сведения из физики атмосферы являются базой дляболее глубокого познания воздушного океана, его своеобразия, котороеучитывается при анализе влияния погоды на полеты. Синоптическая метеорологияявляется той основой, на которой строится авиационное прогнозирование погоды.
Авиация не только пользуетсясведениями, полученными на базе физики атмосферы и синоптической метеорологии,но и дает техническую возможность для познания атмосферы. В частности,увеличение потолка самолетов, регулярные полеты на больших высотах дали оченьценные сведения об облачности, особенностях изменения ветра (в первую очередь струйныхтечений) при разных синоптических условиях и т.д. Сюда же относятся знания обобледенении и турбулентности на больших высотах, электризации ВС и др.
/>/>1. Физико-географическая характеристика аэродрома и особенностиего климата
Аэродром Курган расположен насеверо-восточной окраине города, на расстоянии 5км от его центра, на высоте 71мнад уровнем моря. Географические координаты: широта — с 55 28,5; долгота — в065 25,0. Номер часового пояса — IV. Магнитное склонение (ΔМ°) на эпоху1997г. + 11°52`. Восточнее аэродрома на расстоянии одного километра протекаетрека Тобол.
Летное поле имеет форму сложногомногоугольника, вытянутого с юго-запада на северо-восток с максимальной длиной4430м и максимальной шириной 1100м. размером 4430х1100м. Поверхность летногополя ровная. Почва суглинистая с травяным покровом, пригодная для эксплуатациивоздушных судов Ан-2 и вертолетов всех классов круглый год, за исключениемпериодов распутицы, выпадения сильных ливневых осадков/
Наличие водоемов с северной ивосточной сторон аэродрома способствуют сосредоточению в районе аэродромаразличных видов птиц (утки, гуси, чайки, скворцы, грачи, галки, голуби и др.).
Наиболее сложнаяорнитологическая обстановка создается в апреле-мае и сентябре-октябре, в периодобщей миграции птиц на высотах 100 — 1000м.
Наибольшую опасностьпредставляют утренние (02.00-06.00) и вечерние часы (14.00-17.00), а также втечение всех суток в августе-сентябре во время формирования и слетанностиптичьих стай перед отлетом на юг.
Аэропорт Курган, как и всеЗауралье, характеризуется резко континентальным климатом с недостаточнымувлажнением. Среднее годовое количество осадков составляет около 320мм. Наибольшееколичество осадков (около 50%) выпадает в теплый период года с апреля пооктябрь.
Низкая облачность чаще всегонаблюдается в холодный период года при западных и юго-западных ветрах, когдавысота нижней границы облаков (HYUJ) и дальностьгоризонтальной видимости (ДГВ) достигают своих наименьших значений. Грозоваядеятельность наблюдается с мая по сентябрь, при этом около 80% гроз связаны спрохождением фронтов. Максимальная повторяемость гроз отмечается в июле (до 30%).Грозы чаще наблюдаются во второй половине дня. Средняя продолжительность гроз0,5 — 1,2 часа.
Минимальные температурынаблюдаются в декабре и январе, максимальные — в июле.
Метели наблюдаются с октября помарт.
Преобладающее направление ветраюжное, юго-западное, а в теплое время — северное; средняя скорость ветра 4,5м/сек.
Годовой ход основныхметеорологических элементов показан в Таблице 1.
2. Анализ синоптической обстановки
На приземной карте погоды за 00ч21.10 08 аэродром Курган находится в передней части ложбины, перед теплымфронтом на расстоянии примерно 500км; вследствие восходящего скольжения теплойвоздушной массы по холодной образуется слоистообразная облачность. При полетахв облаках, осадках и туманах возможно обледенение, интенсивность которогозависит от температуры воздуха. Особенно опасным обледенение может быть приполетах в зонах переохлажденного дождя. В зоне осадков взлет, посадка ивизуальные полеты затрудняются или исключаются из-за низкой облачности и плохойвидимости в осадках, туманах и метелях.
3. Оценка метеорологической обстановки на аэродроме
Приземная карта погоды: Курган21/10/08 00 UTCВетер
17501 м/с Видимость 10км (визуально) Метеоявления в срок наблюдения – Облачность 8
ВНГО 600м (визуально)
CL Sc
Cm –
CH Cs, Ci T
3,90 Td
1,30 P 1015 гПа В на барической тенденции -0,1 гПа/3 часа Характеристика барической тенденции Не изменялась Погода между сроками наблюдения –
Анализ за 00 UTC АТ-850 АТ-700 АТ-500 АТ-400 АТ-300 АТ-200 Ветер Направление
2100
2200
2200
2200
2200
2200 Скорость 10, м/с 15, м/с 25, м/с 15, м/с 15, м/с 20, м/с Температура
-20С
-120С
-280С
-380С
-490С
-520С Точка россы
-3,90С
-210С
-300С
-39,70С
-52,10С
-580С Дефицит точки россы 1,9 9 2 1,7 3,1 6 Высота изобарической поверхности 1440м 2950м 5440м 7010м 8950м 11590м
Слоисто-кучевая облачность с 320мдо 1700м, перисто-слоистые и перистые с 5400 до 10000.
METAR дляаэродромаКурган:
SA USUU 210000Z18005MPS 9999 OVC020 04/01 Q1015
TEMPO OVC007
Регулярная метеосводка дляаэродрома Кольцово за 21 число текущего месяца 00 часов 00 минут, ветер 18005 м/с, видимость более 10 км, сплошная облачность на 600м. Температура 40С,точка росы 10С. QNH 1015 гПа. Временамисплошная облачность на высоте 210м.
TAF для аэродрома Курган:
FC USUU 210105Z 210312 18006MPS 2000 RA BR OVC007 TEMPO 0309 BKN005=
Прогноз на 9 часа для аэродромаКурган. Составлен 21 числа в 01: 05 UTC, действителен 21 числа с 03: 00 до 12: 00.Ветер 18006 м/с. Видимость 2км, дождь, дымка, сплошная облачностьна высоте 210м. Временами ожидается с 03: 00 по 09: 00 значительная облачностьна 150м.
4. Использование аэрологической диаграммы приоценке метеообстановки
Для анализа результатов радиозондированияатмосферы и предоставления их в наглядной форме используется аэрологическаядиаграмма. Для анализа состояния атмосферы на ней строятся:
кривая стратификации, котораястроится по данным давления и температуры;
кривая состояния, котораястроится до состояния насыщения воздуха по сухой адиабате, после — по влажнойадиабате;
депеграмма, строящаяся по даннымдавления и точки росы на различных высотах.
Определяем уровень конденсациинад поверхностью земли, рассчитываем вертикальные градиенты для каждого слоя. Температурас высотой понижается, а это значит, что все значения вертикального градиентаположительны, инверсия не наблюдается. Так как кривая состояния расположенаслева от кривой стратификации (атмосфера стратифицирована устойчиво), нетусловий для развития кучево-дождевых облаков.
Слоисто-кучевая облачность с 320мдо 1700м. Перисто-слоистые и перистые с 5400 до 10000м. Ожидается сильноеобледенение в слое 320-1700м, слабое — 5400-1000м. Зоны атмосфернойтурбулентности: сильная болтанка 70-1440м и 5000-6000.
/>Заключение
В ходе выполнения даннойкурсовой работы была проанализирована метеообстановка на аэродроме Курган; используяприземную карту погоды и абсолютной барической топографии были составленытелеграммы METAR и TAF; былапостроена аэрологическая диаграмма; определены опасные явления, обледенение иналичие облачности.
Было выявлено, что аэродромКурган может быть выбран в качестве запасного. Все условия погоды удовлетворяюттребованиям и являются благоприятными для полетов. Однако, в период с 03: 00 до12: 00 ожидается уменьшение видимости до 2км.
/>/>Список использованных источников
1. Астапенко П.Д., Баранов А.М., Шварев И.М. Авиационная метеорология: Учеб.пособие для вузов гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1985. — 262с.
2. Баранов А.М., Солонин С.В. Авиационная метеорология. — Л.: Гидрометеоиздат.,1981. — 383с.
3. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. Учебник. — СПб.: Изд. РГГМУ, 2005.- 328с.
4. Инструкция по производству полетов в районе аэродрома Курган.