Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке российской федерации, украины и республики беларусь итоги 2010 год

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Итоги 2010 годаЯнварь 2011 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ ДЛЯ АВТОРЫНКОВ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ Динамика автомобильного рынка Рассмотрим графики продаж по месяцам в 2010 году в сопоставлении с предыдущими годами. В России график 2010 года прошел выше уровня 2006 г., но ниже 2007 г., ни разу так и не выйдя из этого коридора. В декабре 2010 г. объем продаж иномарок (без отечественных брендов) оказался в предсказанном ОСР интервале 130-135 тыс. штук. Поэтому в первые месяцы 2011 г. объемы продаж будут превышать соответствующие месяцы 2007 г., плавно ускоряясь.^ Рис. 1. Продажи автомобилей в 2006-2010 гг. по месяцам в РФ Ситуация на авторынке Украины в IV квартале демонстрировала осторожный рост продаж, и график 2010 г. наконец ”оторвался” от 2009 г. Важно отметить и высокий темп прироста продаж по сравнению с III кварталом – выше, чем в России! В январе-феврале произойдет типичный сезонный спад продаж, вслед за которым последует период быстрого роста объемов рынка. ^ Рис. 2. Продажи автомобилей в 2006-2010 гг. по месяцам в Украине Картина по месяцам в Украине в 2011 г., скорее всего, будет близка к 2006 году (еще одна аналогия – как и в предыдущем случае, это ситуация через год после президентских выборов, когда период бурного перераспределения власти и связанной с этим экономической неопределенности сменяется периодом относительной предсказуемости). В Беларуси в декабре 2010 г. на волне очередного ажиотажа относительно повышения импортных пошлин для физических лиц продажи резко выросли (хотя и не достигли уровня 2009 года), Надо отметить, что прирост рынка был очень значим и в сегменте коммерческого транспорта (скачок продаж с уровня 150-200 машин в месяц до 350), что нельзя объяснить только лишь указанной причиной – оживился спрос и со стороны юридических лиц. ^ Рис. 3. Регистрации новых автомобилей в 2006-2010 гг. по месяцам в Беларуси Ситуация с пошлинами для физических лиц в Беларуси остается ”мутной” (надо отметить, что текущая ситуация выгодна многим – например, ГТК РБ, так как на данный момент дает повышенные поступления от импорта автомобилей, а в краткосрочном периоде после выравнивания пошлин произойдет их падение). Нельзя отрицать и сильную коррупционную составляющую самого существования разновеликих пошлин на импортный товар. Вместе с тем мы считаем, что власти Беларуси не пойдут на прямое нарушение подписанных протоколов по Таможенному Союзу, согласно которым отсрочка повышения пошлин действует до 1 июля 2011 г. Однако возможен новый торг, и подписание новых документов, корректирующих ранее подписанные (в частности, по конкретным уровням ставок).^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНАХ ПРИСУТСТВИЯ ХОЛДИНГА В IV квартале 2010 г. темпы экономического роста в Беларуси ускорились (разогрев экономики накануне президентских выборов), в Украине оставались на стабильно высоком уровне 110%, а вот в России несколько замедлились. Макроэкономическая политика в России изначально более сдержанная – большее внимание, чем в Беларуси, придается ограничению дефицита бюджета и инфляции, поэтому и экономический рост не очень быстрый. А меры по структурной модернизации российской экономики пока остаются в основном на бумаге.^ Рис. 4. Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2010 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года При этом динамика инвестиционной деятельности и розничного товарооборота улучшалась во всех трех странах. ^ Экономические показатели и доходы населения в 2010 г. в сравнении с докризисным уровнем По сравнению с 2008 г. в Беларуси объем производства в этом году сложился на 8,2% выше. Платежеспособный спрос, как мы уже отмечали, рос очень быстро из-за популистской политики в отношении доходов населения (расплата за это в виде ускорения инфляции и роста отрицательного сальдо торгового баланса еще только начинается). В то же время в России ни объем производства, ни потребительская активность населения пока не достигли докризисного уровня (см. таблицу и графики). В Украине они примерно на 13-15% ниже, а это значит, что докризисных уровень производства, доходов и потребления будет достигнут не ранее 2012 года. Страна Россия Украина Беларусь Показатель Пром. пр-во Товаро-оборот Пром. пр-во Товаро-оборот Пром. пр-во Товаро-оборот 2010 к 2009 108,2% 104,4% 111,0% 107,6% 111,3% 117,1% 2010 к 2008 96,5% 98,7% 86,7% 85,4% 108,2% 120,6% Рис. 5. Промышленное производство и розничный товарооборот за 2010 г. по сравнению с 2008 г.Средняя заработная плата в России и Беларуси в долларовом выражении в декабре 2010 г. существенно превысила докризисный уровень. Фактор выплат конца года сыграл свою роль, но не столь существенную. А в Украине даже сезонный фактор не помог приблизиться к уровню 2008 года. Рис. 6. Средняя заработная плата в декабре 2010 г. по сравнению с докризисным уровнем, долларов США Другими словами, покупательная способность населения России и Беларуси в отношении импортных товаров уже сейчас, по крайней мере, не хуже, чем перед кризисом. Однако само поведение потребителей изменилось в сторону большей осторожности и расчетливости (это отмечают, скажем, участники рынков продовольственного и одежного ритейла).^ Валютный рынок Конец 2010- начало 2011 года характеризовались заметным укреплением курса российского рубля к корзине доллар-евро (на диаграмме, исходя из веса доллара в корзине 55%, евро 45%). ^ Рис. 7. Курс корзины валют доллар-евро в российских рублях В целом за 2010 год рубль укрепился к корзине на 3,4%, а в январе 2011 г. этот процесс продолжился, подталкиваемый высокими ценами на нефть. Можно предполагать, что (при курсе евро не ниже 1,35 долларов) цена доллара в России большую часть 2011 года может находиться ниже отметки 30 рублей. Это весьма благоприятных факт для импортеров, так как позволяет им даже на постоянных рублевых ценах увеличивать рентабельность своих продаж. С другой стороны, это плохая новость для производителей российских автомобилей, которые не могут справиться с ростом издержек и вынуждены повышать рублевые цены. Сборщики российских иномарок находятся в промежуточной позиции, и повышение цен у них складывается не столь значительным. В Украине ситуация стабильна уже почти полтора года (фактически с сентября 2009 г., когда рост курса доллара затормозился на рубеже 8 гривен). Весьма вероятно, что уровень 7,9-8 гривен сохранится еще долгое время, так как он в целом балансирует интересы экспортноориентированной промышленности Востока Украины и стабильность доходов населения в целом, Девальвация белорусского рубля к корзине валют за 2010 год составила всего 2% при объявленном коридоре до 10% (это было необходимо для достижения средней заработной платы в 500 долларов). Для сравнения, за январь 2011 года белорусский рубль девальвирован на те же 2%, введены определенные ограничительные меры на валютном рынке. За стабильность 2010 года, как мы уже сказали, придется расплачиваться. Девальвацию реально удержать в пределах объявленных 8% на 2011 год, но при этом внешнеторговое сальдо останется плохим, а внешний долг будет постепенно нарастать.Рис. 8. Курс корзины валют доллар-евро-российский рубль в белорусских рублях (до 1 января 2009 г. дан справочно, т.к. не устанавливался официально)^ АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В 2010 ГОДУ Общие итоги 2010 года по трем странам Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России в 2010 году относительно 2004-2009 гг. (общая динамика). ^ Рис. 9. Объемы продаж новых иномарок в 2004- 2010 гг. в России По сравнению с 2009 г. российский рынок новых иномарок вырос на 22,3%, при этом его объем составил лишь 59% от уровня пикового 2008 года.В Украине увеличение продаж по сравнению с 2009 г. составило 3,5% (при этом объем рынка составляет всего 25% от уровня 2008 года).^ Рис. 10. Объемы продаж новых иномарок в 2004- 2010 гг. в УкраинеРассмотрим подробнее общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России и Украине отдельно в IV квартале 2010 г. относительно III кв. 2010 г. и IV кв. 2009г.^ Рис. 11. Рынок новых иномарок в РФ и Украине в III и IV кв. 2010 г. и в IV кв. 2009 г.Рынки обоих государств показали положительный прирост, как к уровню предыдущего квартала, так и к результату годичной давности. Таким образом, в России относительно III квартала 2010 года прирост составил 11%, а к IV кварталу 2009 года – 60%, на Украине – соответственно на 16% и 40%. Важно отметить, что, хотя в целом в 2010 г. российский рынок восстанавливался быстрее, чем украинский, в IV квартале динамика в Украине к предыдущему кварталу оказалась лучше.Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2007-2010 гг. представлены ниже.^ Рис. 12 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФпо отношению к соответствующему периоду предыдущего года Относительные темпы прироста в Украине поквартально показали сильное улучшение динамики в конце года:^ Рис. 13 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украинепо отношению к соответствующему периоду предыдущего года В Беларуси по итогам 2010 года рынок (регистрации) снизился на 29%.^ Рис. 14. Объемы регистрации новых иномарок в I пол 2004 – 2010 гг. в РБЧто касается поквартальных темпов, то они на протяжении всего года были отрицательными в пределах 20-40% падения. ^ Рис. 15 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Беларусипо отношению к соответствующему периоду предыдущего года В IV квартале 2010 года на волне новых слухов о скором уравнивании пошлин имел место более чем двукратный рост регистраций новых автомобилей относительно предыдущего квартала, однако относительно уровня ажиотажного IV квартала 2009 года падение рынка составило 21%.^ Рис. 16. Объемы продаж новых иномарок в IVI и IV кв. 2010 г. и в IV кв. 2009 г.^ Автомобильный рынок России в 2010 году. В 2010 году было реализовано 1,9 млн. новых легковых автомобилей, из них 1,22 млн. иномарки, при этом 621 тыс. российской сборки. Вместе с тем, благодаря программе утилизации существенно выросла доля отечественных марок по сравнению с уровнем последних трех лет. Кроме того, на фоне высоких таможенных пошлин и отсутствия тотальных распродаж, имевших место в 2009 году, почти в 1,5 раза выросла доля иномарок, собранных в России, впервые превысив продажи импортируемых новых автомобилей.^ Рис. 19. Структура авторынка России в 2003-2010 гг.Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 2010 года (см. таблицу). Место – 2010 Место – 2009 Производитель 2010 2009 Прирост 1 5 Kia 104 235 70 088 49% 2 4 Renault 96 466 72 284 33% 3 1 Ford 90 166 82 083 10% 4 3 Hyundai 87 081 74 607 17% 5 2 Chevrolet-DAT 80 853 79 878 1% 6 7 Nissan 79 614 64 221 24% 7 6 Toyota 79 315 68 731 15% 8 8 Daewoo 74 419 51 414 45% 9 9 Volkswagen 66 216 45 138 47% 10 12 Skoda 45 631 33 002 38% 11 10 Mitsubishi 45 538 41 354 10% 12 11 Opel 40 875 34 277 19% 13 14 Peugeot 35 734 29 748 20% 14 16 GM-АвтоВАЗ 35 380 24 520 44% 15 15 Suzuki 28 690 25 335 13% 16 13 Mazda 24 926 30 643 -19% 17 18 Fiat 21 943 18 100 21% 18 21 Mercedes-Benz 21 848 13 435 63% 19 19 BMW 20 584 16 350 26% 20 20 Audi 18 510 15 009 23% По итогам 2010 года все марки ТОП-20, за исключением Mazda, показали положительный прирост продаж к уровню 2009 года. Марки Volkswagen, Citroen, а также немецкие премиальные Mercedes-Benz, BMW, Audi и вовсе превзошли свои результаты докризисного 2008 года. Первое место в рейтинге иномарок на российском рынке в истекшем году захватила бюджетная ^ Kia (рост продаж в 1,5 раза). Следом за ней идет лидировавшая в отдельные месяцы марка Renault, опередив прошлогодних фаворитов Ford, Hyundai и Chevrolet-DAT, при этом последняя в отличие от других лидеров практически не нарастила продажи (помимо прочих проблем сказывается и устаревание модельного ряда). В оставшейся части первой десятки существенных изменений не произошло: провели рокировку Toyota и активизировавшийся в конце года Nissan (в пользу последнего), Daewoo и Volkswagen сохранили свои 8 и 9 места соответственно. Марка Skoda благодаря успешному первому полугодию (отсутствовал дефицит машин) вошла в ТОП-10 и с небольшим перевесом вытеснила японскую Mitsubishi.^ Во втором эшелоне брендов отметим марку GM-АвтоВАЗ, которая увеличила продажи почти в 1,5 раза, тем самым улучшила свое положение в рейтинге. Opel на фоне провального 2009 года нарастил продажи всего на 20%. Доля премиум-сегмента на рынке в 2010 году продолжила свой рост, при этом его объем превысил 100 тыс. авто (+32%). Лидерство в сегменте продолжают сохранять марки «премиальной немецкой тройки» (вошли в общий ТОП-20, показав ощутимый прирост продаж). Вместе с тем, и все остальные премиум-бренды за исключением Cadillac, Jaguar и Hummer, показали неплохую положительную динамику.^ Рис. 20. Изменение объемов продаж в РФ в 2010 г. по маркам Перечень наиболее продаваемых в РФ моделей иномарок в 2010 году по сравнению с предыдущим приведен в таблице. Место –2010 Место – 2009 Марка Модель 2010 2009 Прирост 1 2 FORD Focus 67 041 52 108 29% 2 1 RENAULT Logan 62 862 53 869 17% 3 4 DAEWOO Nexia 43 943 28 233 56% 4 5 CHEVROLET Niva 35 380 24 520 44% 5 3 CHEVROLET Lacetti 31 885 29 362 9% 6 6 DAEWOO Matiz 30 476 23 181 31% 7 7 OPEL Astra 30 432 18 952 61% 8 16 KIA Rio 29 165 10 164 187% 9 8 KIA Cee’d 26 647 18 943 41% 10 9 HYUNDAI Getz 24 243 18 560 31% По сравнению с предыдущим годом лидерство на российском рынке вернула себе модель Ford Focus (существенно помогла осенняя распродажа), опередив Renault Logan. Улучшили свои позиции бюджетная Daewoo Nexia и Chevy Niva, оттеснив на 5 строку Chevrolet Lacetti. Новичком первой десятки стала обновленная Kia Rio, выбыла из нее Toyota Corolla. Теперь проведем сопоставление ТОП-20 IV и III кварталов 2010 г., чтобы не пропустить появление новых тенденций. Место – IV кв. 2010 Место – III кв. 2010 Производитель IV кв. 2010 III кв. 2010 Прирост 1 5 Renault 31 420 22 819 38% 2 7 Ford 29 122 21 675 34% 3 3 Nissan 28 573 23 939 19% 4 1 Kia 26 490 32 016 -17% 5 4 Hyundai 25 611 22 921 12% 6 8 Chevrolet-DAT 24 121 20 372 18% 7 2 Toyota 23 961 24 459 -2% 8 9 Volkswagen 22 970 18 477 24% 9 6 Daewoo 19 855 22 248 -11% 10 10 Mitsubishi 16 258 14 376 13% 11 12 Opel 16 022 11 639 38% 12 15 GM-АвтоВАЗ 11 439 7 291 57% 13 11 Skoda 11 358 13 408 -15% 14 13 Peugeot 10 515 11 577 -9% 15 16 Mazda 9 018 6 835 32% 16 14 Suzuki 8 885 7 612 17% 17 18 Mercedes-Benz 7 190 6 160 17% 18 17 Fiat 6 949 6 532 6% 19 19 Citroen 5 730 5 347 7% 20 20 BMW 5 716 5 150 11% Важнейшие тенденции распределения рынка между марками: Первое место в IV квартале заняла марка ^ Renault (отчасти благодаря вводу третьей смены на заводе Автофрамос), следом за ней Ford (акции и скидки всю осень), замыкает тройку лидеров Nissan. А лидер по итогам года марка Kia в истекшем квартале занимала 4 место (возможно, дефицит ходовых моделей, или просто следствие активизации конкурентов в бюджетном сегменте). Улучшили свои результаты, а соответственно и позиции в рейтинге марки Холдинга в РФ – Chevrolet-DAT, Volkswagen (старт продаж Polo Sedan), Opel (налажены поставки автомобилей) и GM-АвтоВАЗ. Вместе с тем, марка Skoda из-за нехватки машин снизила продажи на 15% и откатилась на 13 место. Продолжают удерживаться в ТОП-20 Mercedes-Benz и BMW, а марка Audi снизила продажи в IV квартале и выбыла из первой двадцатки. Отметим плохой результат Audi на фоне премиум-сегмента в целом. Провалившаяся в первых трех кварталах года Mazda начала восстанавливать свои продажи. Здесь воздействуют как фактор укрепления российского рубля (улучшается конкурентоспособность чисто импортного товара), так и восстановление спроса в среднем ценовом сегменте рынка иномарок, которое началось позже, чем в премиум- и бюджетном сегменте.^ Автомобильный рынок Украины в 2010 году На автомобильном рынке Украины в 2010 г. по сравнению с уровнем 2009 года (и докризисного 2008) выросла доля иномарок. ^ Рис. 21. Структура авторынка Украины в 2004-2010 гг.Основным положительным фактором для этого послужила отмена осенью 2009 года 13%-ой надбавки к таможенным пошлинам, следствием чего стало падение продаж автомобилей производства СНГ. Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 2010 года в сопоставлении с 2009 г. Место – 2010 Место – 2009 Производитель 2010 2009 Прирост 1 1 Hyundai 13 930 13 275 5% 2 4 Toyota 10 028 8 590 17% 3 7 Renault 9 248 7 248 28% 4 2 Chevrolet 8 830 9 390 -6% 5 3 Chery 8 623 8 596 0% 6 14 Ford 8 220 3 699 122% 7 6 Mitsubishi 7 784 7 430 5% 8 8 Skoda 7 534 6 695 13% 9 5 Kia 7 294 8 036 -9% 10 9 Volkswagen 6 275 6 178 2% 11 10 Nissan 5 559 5 915 -6% 12 13 Geely 4 098 4 671 -12% 13 11 Honda 3 223 5 038 -36% 14 12 Daewoo 3 109 4 843 -36% 15 15 Mazda 2 597 3 328 -22% 16 22 Ssang Yong 2 545 1 289 97% 17 19 Fiat 2 451 1 690 45% 18 21 Lexus 2 117 1 296 63% 19 20 Mercedes-Benz 1 779 1 623 10% 20 18 Subaru 1 764 1 956 -10% Как и годом ранее, под воздействием фактора местной сборки лидерство на рынке Украины сохранила марка Hyundai, следом за ней идут Toyota и Renault (последние две марки существенно активизировались во II полугодии), опередив Chevrolet и Chery.Прорывом 2010 года на украинском рынке стала марка Ford. При помощи специальной ценовой политики продажи марки выросли более чем вдвое, в итоге она вошла в первую десятку с 14 на 6 место, опередив некогда лидера среди импортируемых брендов Mitsubishi. Продажи даже превысили уровень 8 тыс. машин, заявленный импортером перед производителем при обосновании ценовой политики,Замыкают ТОП-10 сохранившая свое место в рейтинге ^ Skoda, стагнировшая на протяжении года Kia и сработавший на уровне 2009 года Volkswagen. Марка Nissan снизила продажи на 6% и опустилась на 11 место.Премиум-сегмент в истекшем периоде выглядел гораздо лучше рынка в целом (рост на 31% против среднерыночных 3,5%), его объем составил 8294 автомобиля. Наибольший прирост продаж показали Land Rover, BMW и Lexus.Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 2010 года.^ Рис. 22. Изменение объемов продаж в Украине в 2010 г. по маркамДесятка наиболее продаваемых автомобилей в Украине в 2010 году по сравнению с предыдущим выглядела следующим образом: Место –2010 Место – 2009 Марка Модель 2010 2009 Прирост 1 2 CHEVROLET Aveo 5 079 5 159 -2% 2 5 RENAULT Logan 4 978 2 632 89% 3 13 SKODA Octavia A5 4 275 2 124 в 2 раза 4 19 CHERY Amulet 2 811 1 651 70% 5 36 FORD Focus 2 721 1 021 в 2,7 раза 6 14 TOYOTA Corolla New 2 716 1 938 40% 7 76 FORD Fusion 2 514 434 в 5,8 раз 8 9 MITSUBISHI Lancer X 2 332 2 320 1% 9 4 HYUNDAI Tucson 2 304 2 821 -18% 10 1 HYUNDAI Accent 2 073 5 631 -63% По сравнению с прошлым годом ТОП-10 наиболее продаваемых моделей в Украине существенно обновился: в него вошли сразу 5 новых моделей – Skoda Octavia, Chery Amulet, Toyota Corolla и две модели марки Ford – Focus и Fusion. При этом модели Hyundai Accent и Tucson упустили лидерство и оказались на грани вылета из десятки. В свою очередь, лидерами продаж стали Chevrolet Aveo и Renault Logan. В структуре продаж по классам автомобилей по итогам 2010 года можно говорить о снижении доли классов B и C в пользу минивэнов, внедорожников, а также коммерческой техники.^ РисРис. 23. Структура продаж по классам иномарок на Украине за 2009 и 2010 гг. В структуре рынка легковых автомобилей (без учета коммерческих) по ценовым диапазонам в 2010 году произошло смещение потребительского спроса от автомобилей стоимость от 4-6,5 тыс. евро (отечественные авто) в пользу более дорогих, в частности, с ценой 6,5-10 тыс. евро. Это связано с постепенным восстановлением платежеспособного спроса, а также, как уже отмечалось, с отменой 13% надбавки к таможенным пошлинам для иномарок (некоторые из них стали дешевле 10 тыс. евро).^ Рис. 24. Структура продаж легковых автомобилей в Украине по ценовым сегментам в 2009 и 2010 гг.В региональной структуре продаж по итогам 2010 года доля Киева сохранилась на уровне прошлого года. Доли промышленно развитых Донецка и Днепропетровска восстановились до докризисного уровня, а доля Харькова выросла до 6,6% (правда, по итогам I полугодия 2010 года она достигала 7%). Доли Одесской области и прочих более мелких регионов сократились.^ Рис. 25. Региональная структура продаж на Украине в 2005-2010 гг.Теперь проведем сопоставление IV и III кварталов 2010 г. и выделим новые тенденции. Место – IV кв. 2010 Место – III кв. 2010 Производитель IV кв. 2010 III кв. 2010 Прирост 1 1 Hyundai 4 371 3 859 13% 2 3 Toyota 3 701 2 899 28% 3 5 Ford 3 353 2 442 37% 4 4 Renault 3 060 2 787 10% 5 7 Skoda 2 679 1 863 44% 6 6 Chevrolet 2 529 2 156 17% 7 9 Mitsubishi 2 410 1 617 49% 8 8 Volkswagen 1 980 1 645 20% 9 2 Chery 1 795 2 927 -39% 10 10 Nissan 1 649 1 489 11% 11 11 Kia 1 625 1 312 24% 12 12 Geely 1 396 1 153 21% 13 14 Daewoo 1 098 772 42% 14 13 Honda 863 886 -3% 15 15 Ssang Yong 845 752 12% 16 19 Peugeot 741 452 64% 17 16 Fiat 674 751 -10% 18 18 Lexus 641 595 8% 19 20 Mercedes-Benz 631 452 40% 20 23 Subaru 558 360 55% Важнейшие тенденции распределения рынка между марками: В IV квартале 2010 года по сравнению с предшествующим все марки ТОП-20 за исключением ^ Chery, Honda и Fiat показали положительную динамику продаж. Лидерство продолжает удерживать Hyundai, следом за ней идут Toyota и Ford, опередившие Renault. Существенно увеличили продажи, а соответственно и места в рейтинге Skoda и Mitsubishi. Volkswagen и Nissan сохраняют свои места в ТОП-10. Из марок второго эшелона наилучшую динамику показали Peugeot и Subaru. Продолжают удерживаться в ТОП-20 премиальные Lexus и Mercedes. При использовании данной информации обязательна ссылка на источник: холдинг «Атлант-М» http://atlant-m.ua/rus/analitics.php