УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Экономики и Управления
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Анализ и совершенствование хозяйственной деятельностипредприятия (на примере ООО «Эдельвейс»)
Выполнил
студент гр. Д.О.Сычев
Руководитель
к.э.н., профессор Х.З.Бадаш
Ижевск 2005
Содержание
Введение
1. Организационно-экономическая характеристикапредприятия
1.1 Экономическая среда и конкуренты
1.2 Основные виды деятельности и профиль предприятия
1.3 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.4 Организация оплаты труда
1.5 Кадры предприятия
2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ издержек обращения, прибыли, рентабельности
3. Основные предложения по улучшению деятельности ООО«Эдельвейс»
3.1 Основное организационно-экономическое содержание поулучшению деятельности предприятия
3.2 Расчет экономического эффекта от предлагаемыхмероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
С развитием человеческого обществаэкономика становится неотъемлемой связью с созданием материальных инематериальных благ, созданных самим человеком из материалов природы.
Итак, экономика возникаетне просто из производства, она возникает из общественного производства, т.е.производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.
В условиях плановойэкономики, анализ хозяйственной деятельности заменялся статистическим, которыйподавал всей необходимой информации. Постепенный переход России к рыночной системепо-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Появляетсянеобходимость анализа деятельности предприятия не только в статике, но и вдинамике, т.к. экономика динамична. Любой продукт проходит свой жизненный путь:производство — распределение — обмен — потребление, каждая стадия имеет своизадачи. Жизнь экономики — нормальное движение продукта от производства кпотреблению. Смерть экономики — замедление движения и его остановка. Анализфинансово-хозяйственной деятельности фирмы в условиях рыночной экономикиприобретает все большее значение. Анализ представляет собой функцию управления,имеющую целью выяснение реального состояния функционирования фирмы. Взависимости от поставленных целей упор может быть сделан на различные аспектыдеятельности организации. В основе анализа финансово-хозяйственной деятельностилежит методика анализа, которая определяет форму аналитического исследования ианалитических процедур. Детализация процедурной стороны анализа ФХД зависит отинформационного обеспечения и выбранных направлений анализа.
Анализфинансово-хозяйственной деятельности позволяет:
— оценить финансово-экономическоесостояние фирмы и его соответствие поставленным целям;
— выявить экономическийпотенциал хозяйствующего субъекта;
— определитьрезультативность финансово-хозяйственной деятельности;
— выработать мероприятияпо повышению эффективности производства и управления и многое другое.
Таким образом, анализфинансово-хозяйственной деятельности является неотъемлемой частью управленияпредприятием. Он является эффективным инструментом воздействия на экономическуюжизнь фирмы, позволяет контролировать текущую ситуацию, определять перспективыразвития и многое другое. Анализ хозяйственной деятельности является одним изважнейших источников информации для принятия важных управленческих решений.Глубокий анализ позволяет выявить причины проблем, которые испытываетпредприятие, оценить финансовую сторону его работы, применив целую системыабсолютных и относительных показателей. Из полученных результатовэкономического анализа работы предприятия можно сделать следующие выводы: чтоуспех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, таки умением руководителя эффективно использовать производственные факторы,выявить недостатки в работе и направить усилие на совершенствование и улучшениеего деятельности.
Целью настоящей дипломнойработы является анализ и совершенствование хозяйственной деятельностипредприятия на примере ООО «Эдельвейс».
Первый раздел дипломнойработы содержит анализ среды, в которой функционирует предприятие и егоконкурентоспособность с другими аналогичными предприятиями, занимающими нишуэтого товарного рынка.
Во втором разделе проведенанализ финансово-экономической деятельности предприятия.
В третьем разделе рассматриваютсяпредложения по улучшению работы предприятия.
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Экономическая среда иконкуренты
Общество с ограниченнойответственностью «Эдельвейс» образовано в 1993 г.
Основная сфера деятельностиОбщества – розничная торговля непродовольственными товарами.
Правовая форма ООО«Эдельвейс» – общество с ограниченной ответственностью.
ООО «Эдельвейс»имеет самостоятельный баланс, круглую печать, расчетный счет.
ООО «Эдельвейс» действуетна основании Устава.
Основными целямидеятельности ООО «Эдельвейс» является:
— развитие сети магазиноврозничной торговли для удовлетворения тем самым потребностей населения;
— получение прибыли,использование ее для развития и расширения деятельности предприятия, а так жедля обеспечения материальных и духовных потребностей работников предприятия.
По Уставу Общество может вустановленном порядке открывать свои филиалы и представительства и наделять ихправами в пределах уставных положений Общества без наделения правамиюридического лица. Общество имеет обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные нрава, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
Основные задачи, стоящиеперед ООО «Эдельвейс»:
— создание сети розничнойторговли, предусматривающей наличие устойчивых связей с производителями,поставщиками и потребителями товаров.
ООО «Эдельвейс» в своейдеятельности руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющимипорядок и правила проведения торговых операций, решением собрания учредителей,приказами и распоряжениями директора.
Каждое предприятие вусловиях рынка, стремиться производить те товары и услуги, которые даютнаибольшую прибыль. Все зависит от многих обстоятельств:
правильного определениянеудовлетворенных желаний покупателя, уровня издержек производства, которыедолжны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи продукции,конкурентоспособности товара.
На рынке товара конкурентоспособностьрассматривается с точки зрения потребителя интересующего эффективностьпотребления к затратам на приобретения и использование товара.
Основные конкуренты ООО«Эдельвейс»:
— ООО«Коробейник»;
— ООО «Турист»;
— ООО «Каприс».
Все конкуренты работают нарынке длительное время. Некоторые фирмы для завоевания дополнительного рынкаоткрыли филиалы в других городах – Можге, Сарапуле, Глазове. Это позволяетпривлечь больше покупателей.
Таблица 1
Дислокация розничныхторговых предприятий ООО «Эдельвейс»№ магазина Тип магазина Место расположения (улица) Общая S, м2 Торговая S м2 Метод обслуживания 1 Непродовольственные товары Ворошилова, 27 132 100 Ч/з прилавок 2 Непродовольственные товары Карла Маркса, 37 239 200 Ч/з прилавок Итого 371 300
Данные табл.1свидетельствуют о том, что все предприятия розничной торговли расположены впределах города, общая площадь предприятий 361 м2, в том числе торговая 300 м2,что составляет 81 % от общей.
1.2 Основные видыдеятельности и профиль предприятия
По Уставу ООО «Эдельвейс»может заниматься любой хозяйственной деятельностью, от своего имени можетзаключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права,нести обязанности, быть истцом или ответчиком в арбитражном суде.
Функции ООО „Эдельвейс“:
— изучение конъюнктурырынка и определение спроса и предложения на товары на внутреннем и внешнемрынке;
— формированиеинформационного банка данных о спросе;
— осуществлениеинформационно-рекламной и маркетинговой деятельности представление сервисныхуслуг клиентам;
— проведениеэкспортно-импортных операций;
— развитиетоваропроводящей сети и организация филиалов и представительств;
— содействие в созданииторгово-промышленных и других ассоциаций в целях активного воздействия нарыночные отношения за рубежом.
Организационная структурауправления представляет собой упорядоченную форму элементов системы управленияи связи между ними, обеспечивающую разделение труда в управлении и выражающуюсложившиеся отношения подчиненности и функционального соответствия.
Элементами структурыуправления являются:
— кадры управления;
— организационные связи;
— техника управления.
Кадры управления — этоработники аппарата управления, выполняющие какую-либо функцию управления иличасть ее.
Организационные связи — обеспечиваютвзаимодействие между уровнями управления и структурными подразделениямипосредством передачи письменной или устной информации.
Техника управления — этосовокупность орудий труда и технических средств, используемых в процессеуправления.
Организационная структурауправления ООО «Эдельвейс» представлена на рис.1.
/>
Рис.1. Схемаорганизационной структуры управления
В ООО «Эдельвейс»применяется линейно-функциональный тип организационной структуры.
/>
Рис.2. Структурауправления ООО «Эдельвейс»
В основу структурыуправления положен линейно-функциональный тип, где присутствует функциональноеразграничение обязанностей между структурными подразделениями (работниками).
Исполнительным органомуправления является директор ООО «Эдельвейс», который назначается иосвобождается от должности учредителями Общества.
Специалисты имеют, какправило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений(бухгалтер, менеджер).
Специалисты доводят доработников нормативные документы, обязательные для исполнения, занимаетсясоставлением отчетности предприятия.
Низший уровень управленияпредставлен старшими продавцами. Они находятся непосредственно над основнымиработниками.
Все работники предприятияпри поступлении на работу знакомятся с Правилами внутреннего трудовогораспорядка и должностными обязанностями.
Правила внутреннеготрудового распорядка — локальный нормативный акт Общества, регламентирующий всоответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядокприема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственностьсторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникаммеры поощрения и взыскания, а также иные вопросы, связанные с регулированием трудовыхотношений в обществе с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» (далееОбщество или Работодатель).
Правила внутреннеготрудового распорядка имеют целью способствовать укреплению трудовой дисциплины,рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работы, повышениюпроизводительности труда и эффективности производства.
Ознакомление работника приприеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка производится вобязательном порядке.
Основные обязанностиработников:
1) соблюдать Правилавнутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты, принятые вОбществе в установленном порядке;
2) работать добросовестно,соблюдать дисциплину труда — основу порядка на производстве, своевременно иточно исполнять распоряжения Работодателя, использовать все рабочее время дляпроизводительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникамвыполнять свои трудовые обязанности;
3) выполнять установленныенормы труда, повышать производительность труда, добиваясь перевыполнения этихнорм;
4) улучшать качествоработы, не допускать упущений в работе;
5) соблюдать требования поохране труда и обеспечению безопасности труда, производственной санитарии,гигиене труда и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правиламии инструкциями, работать в выданной спецодежде, спецобуви, пользоватьсянеобходимыми средствами индивидуальной защиты;
6) принимать меры к немедленномуустранению причин и условий, препятствующих или затрудняющих нормальноепроизводство работы (простой, авария) и немедленно сообщить о случившемсяРаботодателю;
7) незамедлительносообщать непосредственному руководителю или другим представителям Работодателя овозникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей,сохранности имущества Общества;
8) содержать свое рабочее место,оборудование и приспособления и передавать сменяющему работнику в порядке,чистоте и исправном состоянии, соблюдать чистоту, а также соблюдать установленныйпорядок хранения материальных ценностей и документов;
9) обеспечиватьсохранность вверенного имущества, эффективно использовать оборудование,экономно и рационально расходовать сырье, материалы, энергию, топливо и другиематериальные ресурсы;
10) не разглашатьсведения, составляющие коммерческую и служебную тайну и конфиденциальнуюинформацию о деятельности Общества;
11) вести себя корректно, достойно,не допуская отклонений от признанных норм делового общения, принятых вОбществе.
Перечень обязанностей (работ),которые выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностнымиинструкциями.
Работники Общества несутответственность за совершение дисциплинарных проступков, то есть неисполнениеили ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовыхобязанностей.
За совершение дисциплинарногопроступка работодатель применяет следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) увольнение посоответствующим основаниям.
1.3 Менеджмент, маркетинги реклама на предприятии
Менеджмент — это умениедобиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведениядругих людей. Главная задача управления предприятием должно быть обеспечениемаксимальной прибыли в соединении с максимальным благосостоянием для каждогозанятого в предприятии работника.
При этом в своейдеятельности руководитель должен:
— концентрировать вниманиена потребностях;
— увеличивать степеньудовлетворенности своих работников: повышение благосостояния, ротацию, снятиеусталости, монотонности и т.д.;
— создать системуэффективности мотивации;
— внедрять системувзаимного контроля и взаимной ответственности.
Рассмотрим должностныеобязанности менеджера ООО «Эдельвейс».
Менеджер подчиняется непосредственноруководителю ООО «Эдельвейс».
На должность менеджераназначается лицо, имеющее высшее образование со стажем работы менеджером неменее одного года или средне специальное образование и стаж работы поспециальности не менее 3-х лет.
Менеджер должен владетькомпьютером на уровне уверенного пользователя.
Менеджер должен знать:
— постановления, распоряжения,приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятияторговли;
— стандарты и техническиеусловия для товаров, основные свойства товаров, качественные характеристики,методы определения
— организацию складскогохозяйства, условия хранения и транспортировки товаров; конъюнктуру товарногорынка; методы изучения покупательского спроса; порядок разработки планов товарногообеспечения, товарооборота; порядок оформления заявок на товары;
— передовой отечественный изарубежный опыт организации торговли; поставщиков, ассортимент и номенклатурувыпускаемой или поставляемой ими продукции; структуру управления, права и обязанностиработников и режим их работы; правила и методы организации обслуживанияпокупателей; основы экономики, организации труда и управления; основы эстетикии социальной психологии; законодательство о труде; Правила внутреннеготрудового распорядка; Правила и нормы охраны труда; Правила техникибезопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарнойбезопасности, гражданской обороны.
Менеджер должен обладатьорганизаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен ипозитивно настроен.
Постоянно изучать спрос навсе группы товаров и тенденции его развития.
Вести контроль за сбытом,проводить сопоставление запланированных данных с полученными результатами пообъему, выручке, выявлять отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
Контролироватьсоответствие товаров действующим ГОСТам и ТУ.
Принимать участие вподготовке ответов на претензии покупателей.
Участвовать в проведенииинвентаризации товаров.
Контролировать работустарших продавцов.
Менеджер имеет право:
Предпринимать соответствующиедействия по устранению причин, создающих препятствия для осуществления своихфункциональных обязанностей.
Вносить предложения администрациипредприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностямменеджера и всего предприятия в целом.
Менеджер несетответственность за:
— ненадлежащее исполнение илинеисполнение своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав,предусмотренных должностной инструкцией,
— в пределах, определенныхдействующим трудовым законодательством РФ;
— несоблюдение трудовойдисциплины, нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правилпротивопожарной безопасности и техники безопасности, установленных напредприятии;
— невыполнение приказов, распоряженийи поручений руководителя предприятия;
— за правонарушения, совершенныев процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенныхдействующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
— за причинениематериального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым игражданским законодательством РФ;
— за разглашение сведений,составляющих коммерческую или служебную тайну.
Специфика торговойдеятельности состоит в том, что вся она построена на тех или иных аспектахмаркетинга. Основные функции маркетинга -изучение спроса, формированиетоварного ассортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров.
Маркетинг характеризуетсясистемным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленнойзадачей — выявление и превращение покупательной способности потребителя вреальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса,обеспечение намеченных фирмой прибылей. Освоение специфики маркетинга — залогуспешного бизнеса, превращение потребностей покупателя в доходы предприятия.
Предприятие небольшое,поэтому отдельного отдела маркетинга нет. Практически всю маркетинговуюдеятельность на предприятии осуществляет менеджер. Как уже отмечалось выше:конкуренция на рынке возрастает. Причем рынок из олигополистического становитсярынком монополистической конкуренции. При таких тенденциях вложения вмаркетинговую деятельность, развитие маркетинговой стратегии на предприятии — простонеобходимо.
Работа в областимаркетинга сводится на фирме к следующим двум позициям:
— изучение ассортимента и ценконкурентов;
— изучение текущего спросапокупателей.
Вся эта деятельность –текущая. Источниками информации – сбора данных – являются покупатели.
Реклама на предприятиислужит целью продвижения товара на рынок. Основной задачей любой рекламыявляется донести до потребителя информацию о товаре.
В ООО «Эдельвейс» дляраспространения рекламной информации о самом предприятии и его деятельностииспользуются разные виды рекламы, такие как: реклама на общественном транспорте(троллейбус маршрута № 10), рекламные обращения в прессе (журналы «Рыболов», «Спорт»- местный выпуск, рекламные щиты около торговых точек, предприятие участвует вкачестве спонсора во многих мероприятиях, чем способствует привлечению к себеинтереса.
Таблица 2
Характеристика поставщиков-производителейООО «Эдельвейс»Наименование поставщика Ассортимент поставляемых товаров Удельный вес в поставках % ООО «Гамма» г. Москва Фурнитура, ткани 20 ЗАО «Вэлтекс», г. Москва Фурнитура, ткани 35 ЗАО «Гротэкс», г. Москва Спортивные и туристические снаряжения 30 ЗАО «Калтус», г.Санкт-Петербург Спортивные снаряжения 5 ООО «РИТ» Нижний Новгород Туристические снаряжения 10
По данным табл. 2 можносказать, что основным поставщиком ООО «Эдельвейс» является ЗАО «Вэлтекс» г.Москва.
Со всеми поставщикамируководство ООО «Эдельвейс» заключает договора. К договору может быть заключенодополнительное соглашение и протокол разногласий. Договора ежегоднопересматриваются менеджером и утверждаются директором. По заключению новыхдоговоров руководство посещает выставки, ярмарки которые проходят в различныхгородах России.
Таблица 3
Ассортимент товара,реализуемый ООО «Эдельвейс»Наименование отделов Наименование товара Ткани и фурнитура искусственный мех, курточная ткань, подкладочные ткани, фурнитура швейная – нитки, пуговицы, молнии, иголки, булавки, молнии, лекала, ножницы, кнопки, булавки, мелки, плечевые накладки, плечики и пр. Спортивный Спортивная обувь, костюмы, куртки, кепки, майки, носки, трусы, купальники, резиновые шапочки, коньки, плавки, ботинки, лыжи, мячи, скакалки, теннисные шарики и ракетки и пр. Туристический Туристические коврики, палатки, спальные мешки, веревки, туристическая посуда, туристическая складная мебель, карабины, фонарики, горелки, удочки для рыбалки, надувные лодки и пр.
По данным табл.3 можносказать, что предлагаемый ассортимент товара достаточно разнообразный.
Таблица 4
Покупатель магазина ООО«Эдельвейс»Критерий Значение Возраст 18-35 лет Пол Мужской, женский Уровень доходов средний
Из данных табл.4 видно, ктоявляется основным покупателем ООО «Эдельвейс».
Торгово-технологическийпроцесс ООО «Эдельвейс» представляет собой следующие последовательновыполняемые операции:
/>
Рис.3. Торгово-технологическийпроцесс
Одной из важных составныхчастей складского технологического процесса является приемка товаров поколичеству и качеству.
Приемка товара поколичеству производится согласно накладной, в которой указывается наименование,количество товарных мест, количество единиц в товарном месте и «Итого».
На первом этапе этогопроцесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимыхсопроводительных документов на поступивший на склад товар. К числу такихдокументов могут относиться: накладные, товарно-транспортные накладные. Ведетсяподсчет числа товарных единиц. При обнаружении недостачи, излишка илипересортицы товаров составляется акт произвольной формы об установочномрасхождении в количестве.
Далее осуществляетсяпроверка качества поступившего товара. Она проводится по результатам внешнегоосмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явныхдефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документациии данным, указанным в паспортах. Качество непродовольственных товаров сложногоассортимента подлежит сплошной проверке. Возврат некачественных товаров,выставление претензии поставщикам, руководство ООО «Эдельвейс» не осуществляет.
После приемки товарыдоставляются в помещение для хранения.
Хранение товаровосуществляется на складе, который оснащен вентиляционными устройствами и гдепроведено центральное отопление.
Температура на складе+20-21 0С: относительная влажность воздуха 75%, расстояние до осветительныхприборов 0,5 метра.
1.4 Организация оплатытруда
Прием на работу иувольнение работников осуществляется на основании приказа директора.
Деятельность работниковорганизации регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи,права, обязанности и полномочия конкретных работников.
В настоящее время трудовыеотношения работников и работодателей регулируются Трудовым Кодексом РФ и жестконе регламентируются. Предприятиям предоставлены большие права в выборе форм иусловий оплаты труда, установлении режима работы и т.д. Однако государствомустановлен механизм социальной защиты работников. Законодательнорегламентируются — минимальный размер оплаты труда, минимальнаяпродолжительность отпуска, максимальная продолжительность рабочего дня. Данныеположения распространяются на предприятия всех организационно-правовых формсобственности.
Учетом личного составаработников занимается менеджер и бухгалтер. Первичными документами по учетучисленности персонала и его движения являются приказы о приеме на работу,увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков.
Служащие работают постандартному графику — 8 часов, в неделю с двумя выходными, продавцы ивспомогательный персонал работают по сменному графику, бригадами, через неделюпо 11-12 часов в день. Предусмотрен перерыв на отдых в середине рабочего дня.
На предприятии действуетповременно-премиальная система оплаты труда. Для всех работников установленывилки окладов. В рамках вилки оплата труда работника может меняться ежемесячно.Изменение размера оплаты труда (в рамках вилки) — прерогатива руководителя.Руководители тем самым получают действенный рычаг регулировать оплату трудасвоих подчиненных в зависимости от отношения его к работе и вклада вдеятельность отдельного подразделения без прохождения долгой процедурыизменения штатного расписания. Соотношение максимального предела к минимальному- 1,2-1,5, т.е. оплата труда может быть снижена (увеличена) от 20 до 50% кбазовому размеру. В зависимости от результатов деятельности, конкретногоподразделения — по выполнению плановых показателей выплачивается премия.Премиальные выплаты составляют от 60 до 150% к окладу работников.
Внутри коллективапремиальный фонд распределяется администрацией. У данной системы оплаты трудаесть ряд недостатков, а именно:
— стимулирующая функциявыполняется не полностью, так как нет четкой взаимосвязи между полученнымирезультатами и размером вознаграждения;
— наступает такой предел,когда независимо от полученного объема продаж дополнительное вознаграждение невыплачивается.
Определение размера выплатв сильной степени зависит от решений высшего руководства.
1.5 Кадры предприятия
Численность предприятияпредставлена в таблице 5.
Таблица 5
Численность предприятия,чел.Наименование работников 2002 г 2003 г. Изменения чел. % чел. % чел. % Среднесписочная численность работающих 25 100 25 100 – – в т.ч.: — основных работников 10 40 10 40 – – — руководителей 2 8 2 8 – – — специалистов 2 8 2 8 – – — служащих 11 44 11 44 – – Доля лиц с высшим образованием в общей численности 3 12 3 12 – – Доля лиц средне специальным образованием 20 20 80 20 – –
По данным табл.5 можносказать, что численность работников предприятия за исследуемый период осталасьбез изменения.
Доля работников с высшимобразованием в структуре персонала занимает 2%. Доля лиц имеющих среднееспециальное образование составляет 80%.
Рассмотрим социальнуюструктуру кадров в таблице 6.
Таблица 6
Структура кадровСоциальная структура кадров Пол/чел Значение признака Возраст чел.
До 20 лет
5
20-30 лет
12
30-40 лет
8
40-50 лет
Старше 50 Стаж на предприятий
До 3 лет
6
От 3-5 лет
1
Свыше 5 лет
18 – – Семейное положение
Холост
2
Незамужем
5
Замужем
11
Женаты
7 –
По данным табл.6 можносказать, следующее:
— средний возрастработников – 20-30 лет (48%);
— мужчин – 9 человек или36%;
— женщин – 16 чел. или64%;
— основная массаработников работает на предприятии больше 5 лет (72%).
В целом работа ООО«Эдельвейс» соответствует нормам. Защита прав покупателей осуществляется наосновании Закона «О защите прав потребителей».
Таким образом, исследуяорганизационно-экономическую характеристику ООО «Эдельвейс» можно сказатьследующее:
— работа по продажетоваров на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, котораявызвана, прежде всего, тем, что розничные предприятия реализуют товарынепосредственно потребителю.
Здесь, по-своему решаютсявопросы формирования ассортимента товаров и управления товарными запасами,проведения рекламных мероприятий и т. д. Различным по содержанию является ипроцесс продажи товаров.
Одной из важных задачкоммерческой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечениесвоей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи являетсяпредложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужномассортименте.
Осуществляя организациюпродажи товаров, ООО «Эдельвейс» опирается на маркетинговые исследования.Прежде всего, предприятие нашло свой рынок, своего потребителя.
Опрос проведенный среди 50потребителей ООО «Эдельвейс» показал, 28 человек были недовольны предлагаемымассортиментом.
Поэтому предприятиюнеобходимо:
— расширить ассортимент;
— открыть журналпотребителя, где бы потребитель мог написать предложения по поводу ассортиментатовара. Это поможет руководству магазина изучать и прогнозироватьпокупательский спрос.
Предприятию необходимоискать новые рынки сбыта и предлагать новые услуги, которые не может предложитьни один конкурент.
Чтобы найти новые рынкисбыта, новых покупателей нужно больше внимания уделять рекламе. Не хватаетрекламы в местах продажи, т.е. непосредственно в торговом зале.
Снизить издержки обращенияза счет совмещения водителем функции грузчика, автоматизировать выпискутоварных отчетов, что даст повысить производительность труда, сократитьиздержки обращения.
2. Экономический анализдеятельности предприятия
2.1 Анализ динамикиэкономических показателей
Чтобы торговое предприятиеуспешно функционировало, необходимо проводить анализ его коммерческойдеятельности. Анализ способствует выявлению недостатков в работе, помогаетнаметить меры по их устранению. Это обеспечивает развитие предприятия, делаетпредприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным.
Одним из основныхэкономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятияявляется товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров. Вторговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки запроданные товары. По его размеру можно судить о законченности данногопредприятия на потребительском рынке. Как экономическая категория, товарооборотхарактеризуется наличием одновременно двух признаков:
— товара как объектапродажи;
— продажи как формыдвижения товара от производителя к потребителю.
Проанализируемтоварооборот ООО «Эдельвейс» по общему объему за 2001-2003 гг. с разбивкой покварталам.
Анализ представлен втаблице 7.
Из табл.7 видно, что общийобъем товарооборота ООО «Эдельвейс» в стоимостном выражении увеличился в 2003г. по сравнению с 2001 г. на 94272,2 тыс. руб.
Рост товарооборота былвызван расширением розничной сети.
Если рассматриватьизменения товарооборота по кварталам, то можно отметить следующую тенденцию:
в 1 квартале 2003 г.товарооборот увеличился в сравнении с 2001 г. на 34925,4 тыс. руб., темп ростасоставил 499.5%, а тем прироста 399,5%. Если рассмотреть 1 квартал 2003 г. и 1квартал 2002г., мы увидим увеличение — 2179,3 тыс. руб.
Анализируя промежутоквремени между 1 кварталами 2001 и 2003 гг. можно отметить, что у ООО«Эдельвейс» идет этап развития предприятия.
Таблица 7
Товарооборот ООО«Эдельвейс», тыс.руб.Квартал 2001 г. 2002 г. 2003 г. Динамика т/о в сумме Сумма т/об Уд. вес в% Сумма т/об Уд. вес в % Сумма т/об Уд. вес В % 2003 г к 2001 г 2003 г к 2002г 1 8741,1 8,6 41487,2 25,7 43666,5 22,3 34925,4 2179,3 2 12808,3 12,6 25960,8 16,1 44764,2 22,8 31955,9 18803.4 3 32183,4 31,6 33517,8 20,8 49429,7 25,2 17246,3 15911,9 4 48214,0 47,2 60235,2 37,4 58358,6 29,7 10144,6 1876.6 Итог 101946,8 100 161201,0 100 196219,0 100 94272,2 35018 В ср. за квартал 25486,7 40300,3 49054,8 23568.1 8754,5
Анализируя 2 квартал,видим, что произошло увеличение товарооборота в 2003 г. в сравнении с 2001 г.на 31955,9 тыс. руб. Темп роста в этом квартале составлял 349,5%, а темпприроста 249,5%, что на 150% меньше, чем в 1 квартале. Факторы, влияющие наувеличение товарооборота во 2 квартале аналогичны факторам, приведенным в 1квартале.
В 3 квартале заметноменьшее увеличение товарооборота: в 2003 г. товарооборот увеличился в сравнениис 2001 г. на 17246,3 тыс. руб., темп роста в этом квартале составил 153,6%, атемп прироста 53,6%, что на 96% меньше, чем во 2 квартале.
В сравнении с 2002 г.товарооборот 3 квартала 2003 г. увеличился на 15911,9 тыс. руб. Анализируятоварооборот 3 квартала за все три года можно заметить рост по сравнению спредыдущими кварталами, это связано с увеличением покупательской способности, атакже сезонностью реализации некоторых групп товаров.
В 4 квартале заметеннаибольший рост товарооборота в сравнении с предыдущими кварталами, но,рассмотрев показатели товарооборота по годам, можно сказать следующее: в 2003г. товарооборот увеличился в сравнении с 2001 г. всего на 10144,6 тыс. руб.Темп роста составил 121%, а тем прироста всего 21%. В сравнении с 2002 г.показатель товарооборота в 2003 г. уменьшился на 1876,6 тыс. руб.
За исследуемый период общееувеличение товарооборота в 2003 г. в сравнении с 2001 г. на 94272,2 тыс. руб.Среднегодовой темп роста составил 281%, темп прироста 181%.
Анализ запасов
Не менее важным в анализеэкономических показателей является анализ товарных запасов предприятия.
Товарные запасы — частьтоварного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы впроцессе движения производства к потребителю.
Товарные запасы образуютсяна всех стадиях товародвижения. Размер товарных запасов в значительной степениопределяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия.
Поддержание оптимальнойпропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна изважных задач предприятия: при недостаточной величине запасов возникаютсложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасывызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рострасходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов,что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятия.
Таблица 8
Товарные запасы ООО«Эдельвейс», тыс.руб. Кварталы 2001 г. 2002 г. 2003 г. Отклонения 2003 гк 2001 г 2002 г 1 квартал 6412,9 19533,1 12534.8 +6121.9 -7018,3 2 квартал 5700.4 17467,1 9834.5 +4134,1 -7632,6 3 квартал 8385.7 9478,9 12092,2 +3405,9 +527,7 4 квартал 17026,3 9478.9 12092,2 -4934,1 .+2613,3 Всего 37525,3 57763,0 46253.1 +8727,8 -11509,9
Анализируя товарные запасыООО «Эдельвейс» (табл.7) можно сделать вывод, что товарные запасы 2003 г.увеличились на 8727,8 тыс. руб. по сравнению с 2001 г., в сравнении с 2002 гони уменьшились на 11599,9. тыс. руб. Увеличение произошло за счет инфляционныхпроцессов.
Таблица 9
Оборачиваемость товарныхзапасов в ООО «Эдельвейс», дни Кварталы 2001 г. 2002 г. 2003 г. Отклонения 2003 г. 2001 г. 2002 г. 1 2 3 4 5 6 1 квартал 71,5 69,0 35,8 -35,7 -33,2 2 квартал 72,4 99,2 32,7 -39,7 -66,5 3 квартал 52,2 64,2 29,3 -22,9 -34.9 4 квартал 51,2 32,2 24,2 -27,0 -8,0 Всего 61,9 71,3 30,7 -31,2 -40,6
На основании табл. 9 можносделать следующие выводы: товарные запасы предприятия в 2003 г. сократились посравнению с 2001 г. в 2 раза, с 2002 г. — в 2,3 раза, т.е. в 2 раза возрослаэффективность использования товарных запасов.
Оборачиваемость товарныхзапасов 2003 г. по сравнению с 2002 г. сократилась на 31,2 дня, по сравнению с2001 г. — на 40,6 дней, и составила 30,7 дней. За 3 года товарооборотпредприятия рос быстрее, чем товарные запасы, результатом чего явилось сокращениеоборачиваемости.
Таблица 10
Анализ наценки ООО«Эдельвейс», %Показатели 2001 г.поквартально 2002 г. поквартально 2003 г.поквартально I II III IV I II III IV I II III IV Валовая наценка 16,8 27,3 23.2 27,4 29,8 30,2 23,1 26,6 27,6 28,4 29 27,4 Уровень валовой наценки к товарообороту 13,9 21,5 18,8 21,5 23,0 23,2 18,8 21,0 21,6 22,2 22,5 21,5 Чистая наценка 13,5 22,9 19,2 22,6 17,6 22,7 17,6 17,7 21.6 23,2 23,4 22,4 Уровень чистой наценки к товарообороту 11.6 18,0 15,6 17,8 13.5 17,4 14,3 14,0 17,0 18,0 18,2 17,6
Тем не менее, вхозяйственной деятельности предприятия имелись следующие ухудшения: значительновозросла общая сумма издержек обращения, уровень издержек обращения в 2003 г.составил 18,2%, что на 11,4% превышает показатель 2001 г. — увеличилисьиздержки обращения на 28647, 9 тыс.руб.
2.2 Анализ финансовогосостояния
Цели и задачи анализа
В рыночных условияхзалогом выживаемости и основой стабильного положения фирмы служит егофинансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, прикотором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путемэффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства иреализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числунаиболее важных экономических проблем, поскольку недостаточная финансоваяустойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развитияпроизводства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, банкротства, а«избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягчая затратыпредприятия излишними запасами и резервами.
Для оценки финансовойустойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовоесостояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещениеи использование финансовых ресурсов. Цель анализа состоит не только в оценкефинансового состояния, но также и в постоянной работе, направленной на егоулучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениямнадо вести эту работу. В соответствии с этим результаты дают ответ на вопрос,каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия вконкретный период его деятельности.
Вместе с тем, финансовоесостояние — это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятияво внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциалв деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономическиеинтересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Показатели финансовогосостояния
Финансовое положениепредприятия характеризуется двумя группами показателей:
— показатели ликвидности;
— показатели финансовойустойчивости.
Показатели ликвидностипозволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочныеобязательства, реализуя свои текущие активы.
Предприятие может бытьликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активоввходят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
При анализе ликвидностирассчитываются следующие основные показатели:
— величина собственныхоборотных средств. Данный показатель показывает тот объем оборотных активов,который финансируется за счет собственных источников финансирования ипредставляет собой разницу между текущими активами и текущими обязательствами;
— маневренностьфункционирующего капитала. Данный показатель характеризует ту часть собственныхоборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств,имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этотпоказатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равныхусловиях рост показателя в динамике рассматривается как положительнаятенденция;
— коэффициент текущейликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублейтекущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.Значение показателя может варьироваться по отраслям и видам деятельности, а егорост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Рекомендуемоенижнее значение показателя – 2;
— коэффициент быстройликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициентутекущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов,когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственныезапасы. Ориентировочное нижнее значение показателя – 1;
— коэффициент абсолютной ликвидности(платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидностипредприятия. Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств можетбыть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя границапоказателя — 0,2;
— доля собственныхоборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов,которая покрывается собственными оборотными средствами. Рекомендуемая нижняяграница показателя — 50%.
Статьи текущих активовможно разделить на три группы:
— ликвидные средства,находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги);
— ликвидные средства,находящиеся в распоряжении предприятия (обязательства покупателей, запасы);
— неликвидные средства(требования к кредиторам с длительным сроком погашения, незавершенноепроизводство).
Пропорция, в которой этигруппы находятся по отношению друг к другу, определяется:
— характером и сферойдеятельности предприятия; скоростью оборота средств;
— соотношением текущих идолгосрочных активов;
— суммой и срочностьюобязательств, на покрытие которых предназначены статьи активов.
Вторая группа показателейхарактеризует финансовую устойчивость предприятия. Стабильность работыпредприятия связана с его общей финансовой структурой, степенью его зависимостиот внешних кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своейдеятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства,взятые в долг. Финансовая устойчивость, таким образом, характеризуетсясоотношением собственных и заемных средств.
Для анализа финансовойустойчивости предприятия необходимо рассчитать следующие основные показатели:
— коэффициент концентрациисобственного капитала характеризует долю владельцев предприятия в общей суммесредств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этогокоэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешнихкредитов предприятие. Рекомендуемое значение для данного показателя — 60%.Дополнением к этому показателю до 100% является коэффициент концентрациипривлеченного (заемного) капитала;
— коэффициент финансовойзависимости является обратным к коэффициенту концентрации собственногокапитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемныхсредств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы(или 100%), это означает, что владельцы полностью финансирует свое предприятие.Превышение над 100% показывает структурную величину привлеченных средств;
— коэффициентманевренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственногокапитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена воборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателяможет ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевойпринадлежности предприятия;
— коэффициент структурыдолгосрочных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств ипрочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, а какая — засчет собственных средств;
— коэффициент соотношениясобственных и привлеченных средств. Данный показатель дает наиболее общуюоценку финансовой устойчивости предприятия и показывает, сколько заемныхсредств, вложенных в активы предприятия приходится на 1 рубль собственныхсредств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимостипредприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о снижении финансовойустойчивости, и наоборот. Их можно разделить на две группы: показатели,определяющие состояние оборотных средств, и показатели, определяющие состояниеосновных средств. Показатели ликвидности и финансовой устойчивостивзаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучиифинансового состояния предприятия.
Но для объективного иполного анализа финансового состояния предприятия эти показатели недостаточны,так как они дают представление только о наличии у предприятия собственныхоборотных средств, их объеме и соотношении с заемными средствами, но непоказывают, насколько эффективно они используются.
К показателям, характеризующимэффективность хозяйственной деятельности, относятся коэффициентыоборачиваемости или деловой активности, рентабельности, производительности.
Показатели деловойактивности.
Анализ деловой активностихарактеризует результаты и эффективность текущей основной производственнойдеятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности использованияресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующиепоказатели:
— ресурсоотдача(коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованнойпродукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция;
— коэффициент устойчивостиэкономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиватьсяпредприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различнымиисточниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства,дивидендной политикой и т.д.
Анализ рентабельностиявляется важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельностипредприятия и позволяет дать ответ на вопрос, насколько прибыльно функционируетфирма и как эффективно она использует вложенный капитал. К основным показателямэтого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельностьсобственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна, — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного)капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели.
Для оценки финансовогосостояния они имеют большое значение, поскольку скорость оборота средств, т.е.скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние наплатежеспособность предприятия. Кроме того, скорость оборота средств отражаетпри прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциалапредприятия.
Расчет и анализкоэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности.
Таблица 11
Данные для расчетакоэффициентовНаименование Условное обозначение На 01.01.2002г. На 01.01.2003 г. На 01.01.2004г. 1. Основные средства 0В 876374 694022 676242 ОСВ 510000 510000 535000 2. Оборотные средства ОС 115126 136135 160855 ОСср 726374 694022 676242 ОП 152498 1114 3942 ДСА 152498 1114 3942 ДСФ 115126 136135 160855 33 125630 148495 3.Краткосрочные и долгосрочные пассивы СОС 303462 805051 1127134 СОСдз 453462 805051 1127134 СОСдкз 1179836 1499073 1803376 4. Источники собственных средств Исос 813467 1315051 1662134 Исос ср 1064259 1488592 5.Валюта баланса ВБ 1689840 2009073 2338376 ВБср 1849456 2173724
С помощью данных табл. 11рассчитаем коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости. Результатырасчетов сведем в таблицу 12.
Таблица 12
Коэффициенты ликвидности,финансовой устойчивости и деловой активностиНаименование коэффициента Условное обозначение Рекомендуемое значение На 01.01.2002 На01.01.2003 На01.01.2004 1 2 3 4 5 6 1.Коэффициент текущей ликвидности k1 >2 0,158 0,196 0.238 2.Коэффициент быстрой ликвидности Кз >0,8 0,209 0,002 0,006 3.Коэффициент абсолютной ликвидности Кз >0,2 0,209 0,002 0,006 4.Излишек (недостаток) собственных основных средств К4 »+” 188336 668916 966279 5.Излишек (недостаток) собственных ОС и приравненных к ним долгосрочных заемных средств К5 “+” 338336 668916 966279 6.Излишек (недостаток) всех источников финансирования К6 “+” 1064710 1362938 1642521 7.Обеспеченность собственных запасов собственными ОС К7 >0,6 2,64 5,91 7,01 8.Обеспеченность собственных запасов собственными ОС и долгосрочными заемными средствами K8 >1 3,94 5.91 7,01 9.Индекс постоянного актива К9 0,5 0.48 0,65 0,71 11.Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К11 0,3 0,37 0,61 . 0,68 13. Отдача всех активов на конец года К13 1 – 0,78 0,78 14. Оборачиваемость ОС К14 >3 – 11,49 . 11,49 15.Отдача собственного капитала на конец года К15 1 – 1,36 1,15
Исходя из данных табл. 11и 12 проанализируем результаты расчетов показателей.
Показатели ликвидности:
— коэффициент текущей(общей) ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которыемогут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств втечение предстоящего года. В нашем случае этот показатель составляет (здесь идалее по годам — соответственно 2001-2003 гг) — 0,158, 0,196 и 0,238. Даже беряво внимание, что он постепенно растет — за два года на 8% — это все равно оченьнизкий уровень;
— коэффициент быстройликвидности определяется как отношение ликвидной части оборотных средств ктекущим обязательствам. У нас он составляет 0,209, 0.002 и 0,006. По отношениюк 2001 г. в 2002 и 2003 гг. показатели снизились на 20%. В любом случае, этоговорит о том, что в текущем году у предприятия недостаточно средств со среднейликвидностью для расчета по своим займам. Наиболее ликвидными статьямиоборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятиена счетах в банке и в кассе.
Отношение денежных средствк краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности.Значение этого коэффициента у нас — 0,209, 0,006 и 0,002, что толькоподтверждает предыдущие расчеты.
Безусловно, складываетсявпечатление, что предприятие совершенно неспособно расплатиться по своимкраткосрочным обязательствам, но это не совсем так, при условии поступленияденег от дебиторов, предприятие полностью расплатится по своим обязательствам(отношение выплат по дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам в2003 г. составило 242 %).
Показатели финансовойустойчивости:
— коэффициент автономии — показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всехсредств, авансированных предприятию. По нему судят, насколько предприятиенезависимо от заемного капитала. Его значения 0,48, 0,65 и 0,71, т.е. идетпостоянное увеличение собственных средств (по сравнению с 2001 г. в 2002 г. — увеличение на 23%), как следствие, повышение независимости предприятия;
-коэффициент соотношениязаемных и собственных средств по сути очень близок коэффициенту автономии — онихарактеризуют одни и те же соотношения. И здесь мы видим, постоянное снижениедоли заемных средств — на 55% и 12% — соответственно.
Для оценки ситуации вдинамике, рассчитывают скорость оборота материальных средств (K15) заанализируемые периоды. В нашем случае скорость равно 11,49 (за оба периода),т.е. оборот происходит в среднем за 33 дня. Это очень хороший показатель.
Коэффициент маневренностипоказывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильнойформе, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Онсоставляет- 0,37, 0,61 и 0,68. Если в 2001 г. он составлял 0,37, то в 2002-2003гг. — увеличивается на 24% и 7% соответственно, что говорит о мобильностисредств и гарантии устойчивости предприятия.
Показатели деловойактивности:
— индекс постоянногоактива характеризует долю основных средств и внеоборотных активов в источникахсобственных средств. За год он снизился на 7%, что в первую очередьобуславливается вводом в действие новых мощностей (открытие двух новыхмагазинов), отдача от деятельности которые еще не покрыла расходы на ихприобретение. Коэффициенты отдачи активов и собственного капитала, показывают,насколько продуктивно «работают» эти средства. У нас они составляют 0,78 (заоба года) и 1,36, и 1,15. В принципе, значение 0,78 — не высокий показатель, ноучитывая то, что ООО «Эдельвейс» функционирует в сфере торговли (т.е. большаячасть средств всегда находится в обороте) — этот показатель на хорошем уровне.Рассмотренный выше показатель скорости оборота материальных средствподтверждает это.
Подводя итог анализуфинансового состояния ООО «Эдельвейс», можно сказать, что средства, находящихсяв обороте предприятия, используются эффективно. Несмотря на большую дебиторскуюзадолженность, предприятие изыскивает средства на осуществление своейдеятельности.
2.3 Анализ издержекобращения, прибыли и рентабельности
Для всесторонней оценкизатрат рассмотрим расходы ООО «Эдельвейс» за 2001-2003 г. (таблица 13).
Таблица 13
Издержки обращения ООО«Эдельвейс», тыс. руб.Статьи издержек обращения 2001 г. 2002г. 2003 г. Отклонения по удельному весу Сумма уд.вес, % Сумма уд. вес, % Сумма уд.вес, % 2003 г к 2001 2003 гк2002 Транспортные расходы 767.5 11,0 2495,1 10,7 3344,0 9,4 -1,6 -1,3 Расходы на оплату труда 2890,3 41,4 7949,8 34,2 11880,9 33,3 -8,1 -0,9 Отчисления на соц.нужды 690,3 9,9 2724,5 11,7 2895,0 8,1 -1.8 -3,6 Амортизация ОС 87,0 1.2 521,1 2,2 804,0 2,3 +1,1 +0,1 Затраты но оплате % займа – – 40,5 0,2 141.0 0,4 +0.4 10.2 Расходы на аренду 105,9 1,5 964,5 4,2 1512,5 4,2 +2.7 Расходы на газ, топливо, энергию 230,0 3,2 1435,8 6,2 2257,3 6,3 +3.1 +0,1 Потери товаров 7,5 0,1 158,0 0.7 329,1 0,9 +0,8 +0,2 Внутрихозяйственные отчисления 69,8 1,0 743.1 3.2 1430,0 4,0 +3,0 +0,8 Расходы на рекламу 300,0 4,3 464,8 2,1 217,0 0,8 -3.5 -1,3 Прочие расходы 1824,0 26,4 5725,4 24,7 5407,2 15,2 -11,2 -13,5 Издержки обращения всего 6977,3 100 23222,6 100 35625.2 100 – – Уровень ИО в % к ТО – 6,8 – 14,4 – 18.2 +11,4 +3,8 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Из данных табл. 13 видно,что ООО «Эдельвейс» имеет типичную структуру затрат для предприятий розничнойторговли, с высоким удельным весом расходов на оплату труда, коммунальныхуслуг.
В общей сумме издержекобращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в 2003 г.составляла 33,3 %, что меньше показателя 2001 г. на 8,1%, показателя 2002 — 0,9%. Но, если сравнить темп заработной платы с темпом роста производительноститруда можно сделать следующий вывод:
— темп роста заработнойплаты составил 202,7%;
— темп ростапроизводительности труда — 82%;
— отсюда следует, что темпроста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%,что отрицательно характеризует деятельность предприятия.
Транспортные расходы.Издержки предприятия по удельному весу в общих издержках обращения 2003 г.снизились по отношению к 2001 г. с 11,0% до 9,4%. Это связано с установлениемООО «Эдельвейс» прямых хозяйственных связей с поставщиками товаров.
Расходы на рекламу. Статьярасходов ООО «Эдельвейс» с каждым годом уменьшается. Это связано с тем, что вструктуре ассортимента предприятия преобладают продовольственные товары,которые не нуждаются в постоянной рекламе.
Расходы на ремонт зданийООО «Эдельвейс» большое внимание уделяет техническому состоянию предприятийторговли, это обуславливает крупные суммы, пошедшие на ремонт зданий исооружений.
Расходы на арендупомещений увеличились на 1406,3 тыс. руб.- это произошло за счет увеличениячисла розничных торговых предприятий.
Основные показателиэффективности хозяйственной деятельности предприятия отражены в таблице 14.
Таблица 14
Основные показателидеятельности ООО «Эдельвейс», тыс. руб.Показатель 2003 г 2001 г. 2002 г. 2001 г Изменения 2003 г. к 2001 г 2002 г Изменения 2003 г. к 2002 г Абсолют. изменения Относит изм.,% Абсолют. изменения Относит изм., % Товарооборот 196219 101946,8 94272,2 192,47 161201 35018 121,72 Затраты на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. 161484,4 85045,1 76439,3 189,88 137866,3 23618,1 117,13 Валовый доход 34734,6 16901,7 17832,9 205,51 23334,7 11399,9 148,86 Издержки обращения 30218 6977,3 23240,7 433,09 23222,6 6995,4 130,12 Проценты к уплате 45 71,6 -26,6 62,85 – – – Прибыль (убытки) от внереализацион-ных операций 272,4 (-)770 1042,4 35,38 (-)980 1252,4 27,80 Балансовая прибыль, в т.ч. 4744,0 9082,8 -4338,5 52,23 (-) 867,9 56119 546,61 Чистая прибыль 3083,60 5904 -2820,4 52,23 – – – Рентабельность (убыток) 0,02 0,09 – – -0,005 – –
Анализируя показатели(табл.14) за 2001 — 2003 гг. можно отметить следующее:
на величину прибыли влияюттакие факторы как размер торговой наценки, уровень издержек обращения.
ООО «Эдельвейс» в 2003 г.по ряду показателей хозяйственной деятельности получило хорошие результаты:
— рост товарооборота на94272,2 тыс. руб. или 281%, который был вызван расширением розничной сети;
— рост дохода на 17833,2тыс. руб. или на 205,51%.
Но, есть и отрицательныемоменты в финансово-хозяйственной деятельности. Так, в 2002-2003г г. полученубыток за счет увеличения издержек обращения.
Таким образом,проанализировав основные финансово-экономические показатели деятельности ООО«Эдельвейс» можно сказать следующее:
результаты расчетовкоэффициентов финансовой устойчивости, свидетельствуют о полной независимостиООО «Эдельвейс» от заемных средств, и высокой степени маневренности;
— показатели деловойактивности говорят о максимальной отдаче собственного капитала и высоком уровнеоборачиваемости материальных средств (полная оборачиваемость в течении месяца),что свидетельствует о эффективном использовании имеющихся у ООО «Эдельвейс»оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности;
— большая часть денежныхсредств от реализации направляется в оборот;
— рост товарооборотасвидетельствует о эффективной деятельности ООО «Эдельвейс», при этом разницамежду выручкой от реализации и себестоимостью реализации товаров составляетпочти 35% (при максимальной наценке — 25%) — говорит о быстрых темпах оборотатоварных запасов;
— уровень прибыли в 5%, втечение последних лет — показатель стабильности. При этом каждый год происходитувеличение торговых площадей ООО «Эдельвейс» (по 1 магазину в год), значит,окупаемость новых торговых точек происходит менее чем за год.
Проанализировавдеятельность ООО «Эдельвейс», его основные экономические и финансовыепоказатели за три года, необходимо отметить, что вся деятельность ООО«Эдельвейс», отталкивается от желаний и нужд потребителей, как самого важногообъекта в рыночной системе.
3. Основные предложения поулучшению деятельности ООО «Эдельвейс»
3.1 Основноеорганизационно-экономическое содержание по улучшению деятельности предприятия
Менеджмент — какуправление в условиях рынка — обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворениепотребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производстватех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирмепредполагаемую прибыль.
Для современногоменеджмента характерны:
— стабильное стремление кповышению эффективности производства;
— широкая хозяйственнаясамостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;
— упор на все основныефакторы улучшения деятельности фирмы ;
— максимальное применениематематических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
ООО «Эдельвейс»намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлениидальнейшего повышения уровня коммерческой деятельности.
Повышение уровня работы напредприятии торговли требует постоянного совершенствования ее технологии,автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников торговли, компьютеризацииуправления коммерческими процессами.
Весьма актуальна задачакомпьютеризации процессов управления коммерческой работы по закупкам и продажетоваров.
Постоянный учет и контрользакупок товаров, характеризующихся десятками тысяч наименований товаров сложногоассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ. Ручная, карточная форма учетапоставок, осуществляемая старшим продавцом, трудоемка и не обеспечиваетбыстрого и точного их учета по всей совокупности разновидностей ассортимента отбольшого количества поставщиков и по частным срокам поступления. Такая системаучета выполнения договоров в групповом ассортименте, как правило, по кварталамне обеспечивает принятия оперативных мер воздействия на поставщиков,допускающих нарушения обязательств по поставкам товаров в развернутомассортименте, приводит к срывам поставок и перебоям в поступлении товаров. Дляэтих целей необходима организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) дляоперативной обработки коммерческой информации и управления коммерческимипроцессами. Это обеспечивает автоматизацию учета поставки и реализации товаровпо внутригрупповому ассортименту, освобождает персонал от рутинной, ручнойработы по ведению картотеки учета и движения товаров, высвобождает время дляреальной коммерческой работы с поставщиками и покупателями, повышаетпроизводительность труда.
Оценка хозяйственнойдеятельности показала, что предприятию необходимо снизить издержки.
Издержки — это денежноевыражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществленияпредприятием своей производственной и реализационной деятельности [18].
В экономике Россиисчитается доминирующим синонимом издержек — понятие себестоимости продукции.Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой сложную оценкустоимости используемых в процессе производства продукции (работ, услуг)природных ресурсов и сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов,трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
3.2 Расчет экономическогоэффекта от предлагаемых мероприятий
Анализ экономическихпоказателей деятельности предприятия проведенный во втором разделе дипломнойработы показал, что в общей сумме издержек обращения ООО «Эдельвейс» долярасходов на оплату труда (2003 г.) составляла 33,3 %, темп заработной платыопережал темпы роста производительности труда на 120,7%.
Ориентируясь на путисовершенствования его деятельности, можно предложить ряд мероприятий,способствующих росту прибыли:
1) Увеличение прибылиможно добиться путем сокращения издержек.
Наибольший удельный вес вструктуре издержек обращения имеют расходы на оплату труда (табл.15):
Таблица 15
Динамика структуры статейиздержек обращенияСтатьи издержек обращения 2001 г. 2002г. 2003 г. Отклонения по удельному весу Сумма, тыс.руб. уд. вес, % Сумма, тыс. руб. уд. вес, % Сумма тыс. руб. уд. вес, % 2003 к 2001 2003 г. к 2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Издержки обращения всего, в т.ч.: 6977,3 100 23222,6 100 35625.2 100 транспортные расходы 767.5 11,0 2495,1 10,7 3344,0 9,4 -1,6 -1,3 расходы на оплату труда 2890,3 41,4 7949,8 34,2 11880,9 33,3 -8,1 -0,9 отчисления на соц.нужды 690,3 9,9 2724,5 11,7 2895,0 8,1 -1.8 -3,6 амортизация ОС 87,0 1.2 521,1 2,2 804,0 2,3 +1,1 +0,1 проценты по займу – – 40,5 0,2 141.0 0,4 +0.4 10.2 расходы на аренду 105,9 1,5 964,5 4,2 1512,5 4,2 +2.7 расходы на энергию, топливо 230,0 3,2 1435,8 6,2 2257,3 6,3 +3.1 +0,1 потери товаров 7,5 0,1 158,0 0.7 329,1 0,9 +0,8 +0,2 внутрихозяйственные отчисления 69,8 1,0 743.1 3.2 1430,0 4,0 +3,0 +0,8 прочие расходы 1824,0 26,4 5725,4 24,7 5407,2 15,2 -11,2 -13,5 расходы на рекламу 300,0 4,3 464,8 2,1 217,0 0,8 -3.5 -1,3 Уровень ИО в % к ТО 6,8 14,4 18.2 +11,4 +3,8