Анализ использования фонда оплаты труда 2

–PAGE_BREAK–

Основой формирования структуры фонда заработной платы является непосредственное содержание труда применительно к каждой группе работников.

Заработная плата как экономическая категория применительно к любому виду конкретного труда делится на две части: тарифную (основную) и надтарифную (дополнительную). Соотношение этих частей заработной платы в формировании средств на оплату труда имеет очень важное значение. Каждая из них имеет свое целевое назначение.

Тарифная часть заработной платы регулируется на государственном уровне в зависимости от сложности труда. Применительно к работникам образовательных учреждений в состав тарифной части заработной платы включаются:

— оплата по тарифным ставкам в соответствии с квалификационным разрядом единой тарифной сетки с учетом их повышения за условия труда;

— оплата труда за учебную нагрузку, совмещение профессий (должностей), за увеличение объема работ, расширение зон обслуживания, а также за работу на условиях совместительства;

— доплаты и надбавки за вредные условия труда и режим работы;

-прочие выплаты постоянно действующего характера, устанавливаемые на региональном уровне.

Надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию. В ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки, компенсирующие повышение затрат труда работника. Доплаты и надбавки такого характера устанавливаются в процентном отношении к тарифной части. К ним относятся:

— доплаты за выполнение функций, не входящих в круг прямых обязанностей работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.);

— выплаты стимулирующего характера (поощрения, вознаграждения, доплаты за качество, интенсивность и напряженность труда, за экономию финансовых средств и др.);

— прочие выплаты.

Совершенствование тарифных условий оплаты труда в современных условиях направлено на повышение удельного веса тарифа в общем заработке, который должен составлять от 70 до 85 процентов. Исходя из этого, при формировании средств на оплату труда рекомендуются следующие соотношения тарифной и надтарифной частей по каждой группе работников:

Таблица 7 — Соотношение тарифной и надтарифной частей в структуре фонда оплаты труда образовательных учреждений

Группа (категория) работников

Тарифная часть %

Надтарифная часть %

Педагогический персонал:

педагогические работники

общеобразовательных учреждений всех типов и видов

75

25

Педагогические  работники  дошкольных и внешкольных учреждений

80

20

Административный персонал (все работники, отнесенные к этой группе)

70

30

Учебно-вспомогательный персонал (все работники, отнесенные к этой группе)

85

15

Обслуживающий персонал (все  работники, отнесенные к этой группе)

85

15

Такое соотношение позволяет сохранить все действующие надбавки к тарифным ставкам (окладам).

После определения тарифной части заработной платы рассчитывается надтарифная часть, исходя из установленных процентных соотношений тарифной и надтарифной частей по каждой группе работников по формуле:

                   

Затем к общей сумме заработка (тарифной и надтарифной частям) прибавляются следующие компенсационные выплаты, установленные для работников образования:

— на приобретение книгоиздательской продукции;

— по районному коэффициенту;

-прочие выплаты и надбавки.        

Из чего следует, что среднемесячная заработная плата работников образовательных учреждений  складывается из тарифной, надтарифной частей и компенсационных выплат.

Таким образом, основным принципом  построения отраслевой системы оплаты труда работников образования является принцип дифференциации ставок (окладов) в зависимости: от уровня образования, от профессионального стажа, от занимаемой должности, от типа образовательного учреждения. Учитывая значительную численность работников, занятых педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, многообразие характера работы и условий, в которых она осуществляется, необходимо обеспечить финансовыми ресурсами выплату заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования.
2 Анализ фонда оплаты труда
2.1 Анализ состава и динамики фонда оплаты труда

Анализ использования средств на оплату труда имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда оплаты труда.

Основные этапы анализа.
         Анализ использования фонда оплаты труда должен осуществляться по заранее предусмотренной системе.
         Основными его этапами на предприятии являются следующие:
— Подбор, обработка и систематизация необходимых отчетных данных и материалов оперативного наблюдения;
— Анализ накопленных материалов;
— Использование результатов анализа для разработки и осуществления мер оперативного воздействия на практику работы предприятия и повышения эффективности его работы.

Средства на оплату труда в учреждениях образования должны расходоваться в пределах установленного объема сметы.

         Поэтому, приступая к анализу использования фонда заработной платы, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его величины.

Абсолютное отклонение – разница между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы. Оно рассчитывается в целом по учреждению, отдельным категориям работников, подразделениям и характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда.

Абсолютное отклонение (DФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с фондом заработной платы по плану (ФЗПпл) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:
DФЗПабс = ФЗПф – ФЗПпл

Проведем анализ использования фонда заработной платы отдельно по годам (приложение 3,4).

Таблица 8 — Оценка использования фонда заработной платы в целом по отделу образования и его подразделениям за 2004г.

Из данных таблицы следует, что план по фонду заработной платы выполнен на 137%. В 2004 г. в целом по предприятию фактический перерасход фонда зарплаты по сравнению с плановым составил 18670 тыс. руб. По категориям работников также наблюдается перерасход фонда зарплаты. Наибольшее отклонение по фонду заработной платы наблюдается по детским дошкольным учреждениям и спортивным учреждениям.
Таблица 9 — Оценка использования фонда заработной платы в целом по отделу образования и его подразделениям за 2005г.

Из данных таблицы следует, что план по фонду заработной платы выполнен на 112,2%. В 2005 г. в целом по предприятию фактический перерасход фонда зарплаты по сравнению с плановым составил 9239,6 тыс. руб. По категориям работников также наблюдается перерасход фонда зарплаты. Наибольшее отклонение по фонду заработной платы наблюдается по спортивным учреждениям и прочим учреждениям.

Проведем анализ использования фонда заработной платы  в динамике за ряд лет.

Из расчетов, результаты которых приведены в таблице 10, мы видим, что в 2005 г. перерасход фонда зарплаты по сравнению с 2004г. составил 15518,4 тыс. руб., из них наибольшее отклонение наблюдается по спортивным и прочим учреждениям.
Таблица 10 — Оценка использования фонда заработной платы в целом по отделу образования и его подразделениям за 2004-2005г.

2.2 Факторный анализ фонда заработной платы

Конкретизировать причины отклонения позволяет анализ влияния основных факторов изменения фонда заработной платы по подразделениям.

Основные факторы изменения фонда заработной платы можно представить в следующем виде.

Рисунок 4 — Факторы изменения фонда заработной платы

          Фонд заработной платы

 

Факторы изменения

Изменение численности персонала

— Изменение самой

численности

— Изменение структуры персонала

Изменение   ставок  зарплаты

-Изменение самих   ставок

-Изменение условий премирования

-Изменение доплат     к основным расценкам

Анализ факторов, влияющих на расходы на оплату труда

На величину абсолютного отклонения оказывают влияние два фактора:
 -изменение среднегодовой численности работников
 -изменение среднегодовой зарплаты на одного среднесписочного работника.

Изменение среднегодовой численности работников происходит за счет изменения численности учащихся. То есть к 1 сентября набирается определенное количество работников с учетом необходимого количества классов (учащихся).

Изменение среднегодовой заработной платы происходит за счет повышения минимальной оплаты труда согласно ЕТС, что ведет к увеличению окладов работников учреждения.

Для факторного анализа абсолютного отклонения по фонду зарплаты могут быть использованы следующие формулы:

ФЗП = ЧР * ЗП,

где ФЗП — фонд заработной платы

ЧР – среднегодовая численность работников

ЗП – среднегодовая заработная плата одного работника

Расчет влияния этих факторов можно произвести способом абсолютных разниц.

Влияние численности работников на расходы на оплату труда:

Для определения его влияния на фонд оплаты труда выявленное отклонение от плановой численности работников умножается на среднегодовую плановую заработную плату.

DФЗПчр = (ЧР1 – ЧР0) * ЗП0

Влияние среднегодовой заработной платы на расходы на оплату труда:

По действующей методике для определения влияния изменения среднегодовой заработной платы на фонд оплаты труда сумму отклонения от предусмотренной планом среднегодовой зарплаты одного работника умножают на фактическое в отчетном периоде среднегодовое число работников.    продолжение
–PAGE_BREAK–