Анализ использования прибыли на предприятии ООО Астрахань пейдж

–PAGE_BREAK–

1.2 Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в сто уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Балансовая

прибыль

Прибыль от реализации продукции,

работ и услуг

Прибыль от прочей реализации

Внереализационные финансовые результаты

Объем продажи продукции

Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей

Прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий

Структура товарной продукции

Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств

Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли

Цены реализации

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов

Пени и штрафы, полученные и уплаченные

Убытки от списания дебиторской задолженности

Убытки от стихийных бедствий

Рис. 2 Формирование балансовой прибыли.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и пр.

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки – по поступлении денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.

На величину прибыли от реализации продукции влияют состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

¨  часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается часто на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

¨  часто остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

¨  часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов — прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

¨  продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора доставки.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.[8]

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов.

В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужным или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, то есть управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получитденежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

Финансовые результаты от внереализационных операции это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

К таким доходам относятся:

–                   прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);

–                   доходы от дооценки товаров;

–                   поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

–                   положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

–                   проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К расходам и потерям относятся:

–                   убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;

–                   недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

–                   затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей);

–                   отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

–                   некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий (при этом исключается стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов);

–                   некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;

–                   затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;

–                   судебные издержки и арбитражные сборы и др. Схема формирования и распределения прибыли показана на рис. 3.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

Себестоимость продукции (работ, услуг)

Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

+

Прибыль от прочей реализации

+

Внереализационные прибыли, убытки

Балансовая (валовая) прибыль

Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

х

Ставка, %

=

Сумма налога на прибыль

Балансовая прибыль

Налоги и другие обязательные платежи

Накопление

Чистая прибыль

Потребление

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Рис. 3. Формирование и распределение прибыли предприятия.
При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом.

Облагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается также на суммы, направленные:

а) предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство;

в) затраты предприятий на содержание находящихся у них на балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда.

С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные:

·          научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ;

·          предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд технологического развития, но не более 10% суммы налогооблагаемой прибыли.

Оставшаяся после уплаты налогов часть представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов; развития науки и техники, социального развития, материального поощрения.

Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль является основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия.

1.3 Методика анализа валовой прибыли
В процессе анализа валовой прибыли следует обращать внимание на изменение, как процентного значения показателя, так и абсолютной величины валовой прибыли. Дело в том, что в случае роста выручки от продаж продукции, даже если процентное значение рассматриваемого показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли. Напротив, тенденция снижения процентного значения показателя при сохраняющемся объеме продаж может привести к сокращению прибыли от продаж продукции и ее недостаточности в будущем (в данном случае при сохраняющемся объеме продаж имеет место рост расходов).
 Валовая прибыль – это разница между доходами от обычной деятельности и прямыми расходами на нее. Данный показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия.

Согласно пункту 6 ПБУ 9/99 выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это сумма денежных средств и стоимости иного имущества, поступивших в оплату за продукцию, а также сумма дебиторской задолженности по данной операции.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг — это учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула:

ВП=В*ВП/В                                                                         (2)

где ВП – величина валовой прибыли, В – объем продаж (выручка);

ВП/В – коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли или рентабельность продаж по валовой прибыли).

Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж определяется следующим образом:

ΔВП=(В1-В0)*ВП0/ВП0                                                                (3)

где В1, В0 – выручка отчетного и прошедшего периода.

Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид:

ΔВП=(ВП1/В1-ВП0/В0)*В1                                                          (4)

Как видим, рентабельность продаж может иметь весьма существенное влияние на показатели прибыли. Однако, общая рентабельность продаж по компании является усредненной величиной, которая не позволяет оценить причины ее изменения, риски падения рентабельности и возможности воздействия. Для решения этих проблем необходимо провести детальный анализ влияния рентабельности отдельных сегментов бизнеса на общую рентабельность продаж.[8, с.43-45]

Суть анализа сводится к следующему. Общая рентабельность компании зависит от рентабельности ее отдельных сегментов. Если наблюдается тенденция роста доли более рентабельного сегмента, то очевидно предположить рост общей рентабельности продаж компании. И наоборот, увеличение доли менее рентабельной продукции (сегментов бизнеса) приведет к падению общей рентабельности продаж.

Анализ проводится в следующей последовательности:

·        исчисляют удельный вес каждого сегмента бизнеса (вида продукции) в общем объеме продаж;

·        рассчитывают значения рентабельности для отдельных сегментов бизнеса (видов продукции);

·        определяют влияние рентабельности отдельных сегментов бизнеса (видов продукции) на ее общую величину для всего объема продаж. Для этого значение рентабельности отдельного сегмента умножают на долю сегмента в общем объеме продаж. При этом рентабельность продаж определяется по формуле:

                                                              n

Рентабельность продаж = ∑РίQί,                                                         (5)

                                                       ί=1

где Рί – рентабельность ί-го сегмента (вида продукции);

      Qί – доля ί-го сегмента (вида продукции) в общем объеме продаж;

      n – количество сегментов (видов продукции).[8, с.43-45]
1.4 Методика анализа прибыли от продаж
Анализ прибыли от продаж (прибыли от основной деятельности) включает в себя уже рассмотренный блок анализа валовой прибыли, а также анализ коммерческих и управленческих расходов.

Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции (работ, услуг), торговой деятельности.
Коммерческими являются расходы, которые непосредственно связаны со сбытом продукции. К их числу относятся расходы на рекламу, хранение, упаковку и перевозку готовой продукции и др.[19]

Управленческие расходы характеризуют величину общехозяйственных расходов фирмы. В состав таких расходов включают зарплату администрации, расходы на командировки, амортизацию офисного оборудования и др.

Особый интерес представляет отношение коммерческих и управленческих расходов к выручке. Анализ их динамики может позволить своевременно выявить проблемы управления данными расходами.

Одновременно, результаты такого анализа являются составной частью анализа рентабельности продаж, рассчитанного как отношение прибыли от продаж к выручке.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удί); себестоимости (Сί) и уровня среднереализационных цен (Цί).
П=∑[VPПобщ * Удί (Цί-Сί)].                                                                          (7)

Рис. 4. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной деятельности

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обычно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
1.5 Методика анализа прибыли до налогообложения и чистой прибыли
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции.

Анализ прибыли до налогообложения включает ранее рассмотренные вопросы анализа прибыли от продаж, а также анализ состава и структуры прочих доходов и расходов. Основной состав прочих доходов и расходов представлен в табл.2.

Таблица 2

Состав прочих доходов и расходов

Прочие доходы

Прочие расходы

Арендная плата и другие аналогичные доходы

Проценты уплаченные и начисленные к оплате

Лицензионные платежи и другие доходы, возникающие из представления прав на использование интеллектуальной собственности

Амортизация и другие расходы на имущество, сданное в аренду

Дивиденды и другие поступления

Расходы, связанные с предоставлением за плату прав на пользование интеллектуальной собственностью

Прибыль от совместной деятельности

Расходы, связанные с продажей и прочим выбытием имущества (кроме продукции и товаров)

Поступления от продажи имущества, не включенные в выручку, другие поступления от выбывшего имущества

Убытки от совместной деятельности

Проценты полученные и начисленные к получению

Расходы на оплату услуг кредитных организаций

Штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров к получению

Штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров – к выплате

Доходы от имущества, полученного безвозмездно

Суммы к выплате в возмещение причиненных убытков

Кредиторская задолженность, зачисленная в доходы по истечении срока исковой давности

Суммы дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, сомнительная задолженность

Суммы дооценки имущества (кроме внеоборотного)

Суммы уценки имущества (кроме внеоборотного)

Положительные курсовые валютные разницы

Отрицательные курсовые валютные разницы

Суммы излишков, выявленных при инвентаризации, результаты операций с тарой и др.

Прочие расходы (убытки от списания недостач имущества, судебных издержек с тарой и др.)

Важно понимать, что основным критерием отнесения доходов и расходов к прочим определяется их разовым и нестабильным характером возникновения.

Наличие существенных сумм данных доходов и расходов делает необходимым выяснение причин их возникновения, стабильность и прогнозируемость их наличия в будущем.[8]

Прибыль до налогообложения – это показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Отношение прибыли до налогообложения к выручке отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов.

                     Прибыль до                    Прибыль          Прочие           Прочие

налогообложения          от продаж         доходы           расходы

————————–       =    ————–  +    ———–   –   ————–    (9)

Выручка                           Выручка            Выручка       Выручка

Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показатели финансового положения.

ЧП = БП +/- ОНА -/+ ОНО – ТНП                                                               (10)

Где:

ЧП – чистая прибыль организации

БП – прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета

ОНА – отложенные налоговые активы (дебетовое сальдо по счету 09)

ОНО – отложенные налоговые обязательства (кредитовое сальдо по счету 77)

ТНП – текущий налог на прибыль (налог на прибыль

Важно не только получать возможно большую прибыль, но и правильно использовать ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия, т.е. обеспечить оптимальное соотношение темпов научно-технического, производственного и социального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственных средств за счет прибыли предприятия проявляются, в конечном счете, успехи или недостатки развития предприятия.[19]

Анализ прибыли после налогообложения помимо рассмотренных блоков анализа прибыли от продаж, прочих доходов и расходов предполагает оценку влияния факторов налогообложения на конечный финансовый результат. При проведении внешнего анализа он, как правило, сводится к изучению динамики суммы уплаченного налога, оценке эффективной ставки налога и характеристике влияния налогового фактора на чистую прибыль и рентабельность продаж, рассчитанную по чистой прибыли.[10]

Внутренний анализ является составной и неотъемлемой частью процесса налогового планирования и управления в организации. Он предполагает проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и действующего налогового законодательства, определение текущей налоговой нагрузки организации, формирование налоговой учетной политики организации, а также экономико-правовой анализ договоров, заключенных или заключаемых организацией.

Оценка составляющих финансовых результатов деятельности предприятия зависит от выбранной его руководством финансовой стратегии и сформированной на ее основе учетной политики. В данном случае речь идет о возможности маневра (например, в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания резервов), позволяющей управлять величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов.
1.6 Распределение и использование прибыли предприятия
Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

 Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

–                   прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

–                   прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

–                   величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

–                   прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. [15]

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятия направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.

Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.

Наряду с финансирование производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.

Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, при завышении регулируемых цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства, в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, то есть рисковый фонд.

Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива. Резервный фонд формируется на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы (рис. 5)

Рис. 6 Схема организационной структуры производства ООО «Астрахань  Пейдж»
            Директор (единоличный исполнительный орган) общества:

1.       Без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его
интересы и совершает сделки;

2.  Подписывает финансовые и иные документы общества;
3.  Открывает в банках расчетные и иные счета;

4.  Обеспечивает  подготовку  и  представляет  учредителю  общества  полугодовой и годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли;

5.   Руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное
расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременной представление
бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы,
социальные фонды и органы государственной статистики;

6. Осуществляет иные полномочия, не отнесенные  к компетенции
участника общества.

Каждое предприятие состоит из отдельных групп, в совокупности которые и представляют собой это предприятие. Группы занимаются лишь только той функцией, для которой они предназначены, чтобы могло существовать. Важнейшим элементом здесь является бухгалтерия, которая ведет учет хозяйственных средств и объектов учета предприятия. Также функцией бухгалтерии является анализ финансового состояния предприятия, которое показывает, по каким направлениям надо вести работу, чтобы улучшить его.

               В функциональные обязанности отдела кадров входит:

1.  Подготовка проектов актов, связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, проверка правильности оформления должностных инструкций;

2.  Обеспечение должностного роста работников;

3.  Оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений;

4.   Подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

5.   Формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

6.   Ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек, своевременность и правильность внесения в них изменений;

7.   Изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

 8.   Рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

9.   Консультирование работников по трудовому законодательству.

           Планово-экономический отдел осуществляет:

1.  Разработку перспективных и текущих планов работ предприятия и его структурных подразделений.

2. Составление годовых, квартальных и месячных отчетов о работе предприятия и проведение экономического анализа.

3.   Составление   сметы   затрат   на   год   со   всеми   необходимыми расшифровками.

4. Оформление договоров на разрабатываемые темы и осуществление контроля за выполнением договорных обязательств исполнителем и заказчиком.

5.   Анализ   системы  оборота   плановых   документов   и   подготовку предложений по ее совершенствованию.

6.  Изучение и внедрение в предприятии передового опыта планово-экономической    работы,    оперативного    учета    и    анализа    хозяйственной деятельности.

7. Учет и анализ основных показателей по труду и заработной плате в целом  по предприятию,  его  подразделениям  и  отдельным  профессиям  и должностям работающих.

8. Разработку   штатных    расписаний    на    основе    утвержденной структуры управления, действующей единой системы организации и оплаты труда и нормативов численности по функциям управления.

9.   Анализ   эффективности   применения   действующих   форм   и системы оплаты труда, материального поощрения.

         Отдел маркетинга осуществляет:

1.  Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел  Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия.

2. В функции Отдела маркетинга  входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

          Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и возглавляет главным бухгалтером.
Схема  управления ООО «Астрахань Пейдж» представлена на рисунке 7.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Рис. 7 Схема управления ООО «Астрахань  Пейдж»
      Заведующий отдела кадров:

1. Возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификаций в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств.

2. Участвует в работе по прогнозированию и определению потребности в кадрах на основе планов экономического и социального развития предприятия.

3.Участвует в организации повышения квалификации специалистов, зачисленных в резерв выдвижения.

4.Принимает участие в аттестации, определяет круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации, обеспечивает подготовку необходимых документов.

         Заведующий планово-экономического отдела:

1. Составление   сметы   затрат   на   год   со   всеми   необходимыми расшифровками.

2. Составление  отчета  по  труду   в   установленном   порядке   и  в установленные сроки.

3. Контроль правильности применения действующих форм и систем оплаты труда,  установления разрядов и разрядных коэффициентов оплаты труда, доплат, надбавок, контроль своевременности и правильности расчетов премий    сотрудникам       в    соответствии    с    действующими положениями.

       Заведующий отдела маркетинга:

1. Определяет и представляет на утверждение Генеральному Директору Годовой маркетинговый план и  объемы и структуру консолидированного бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, ежегодно а в случае необходимости — на указанный период) и несет ответственность за выполнение планов маркетинга  и за эффективность расходования средств бюджета Отдела Маркетинга.

2. Определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач.

3. Определяет стратегию деятельности по продвижению товаров и услуг, организует ее реализацию.

4. Представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции.

5. Организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор ООО «Астрахань Пейдж». ООО «Астрахань   Пейдж» имеет собственную бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Бухгалтерия построена по принципу предметного разделения труда (однородности учетных работ, когда весь определенный цикл от начала и до конца совершает один работник или определенная часть бухгалтерии). Организационную структуру бухгалтерской службы можно представить в виде рисунка 8.

Рис.  8 Схема  структуры бухгалтерии ООО «Астрахань Пейдж»
  В своей работе главный бухгалтер руководствуется Законом бухгалтерском учете и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

 Главный бухгалтер обязан обеспечить полный учет поступающих денежных средств, товар материальных     ценностей,     точный     учет     результатов     финансово-хозяйственной деятельности, полное и своевременное перечисление платежей и налогов, погашение задолженности по ссудам, контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных  операций,  составлять  бухгалтерскую  отчетность  и  представлять  ее установленные   сроки.  

Главный   бухгалтер   подписывает  совместно   с директором документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных финансовых обязательств и хозяйственных договоров. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц.

Бухгалтер материальной части ответствен за поступление и движение материальных ценностей ведение учета материально-ответственных лиц.

Задачей бухгалтера-кассира являете, ведение кассовых операций (прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, выдача наличных денег из кассы по кассовым ордерам или другим документам, производит записи в кассовую книгу).

Бухгалтер по расчету заработанной платы  ответственен за своевременную выдачу заработанной платы и осуществление операций связанных с ней.

Бухгалтерия  обязана следить за точными и своевременными выплатами налогов и денежных средств предприятия. Вести точный документальный учет по работе предприятия для предоставления отчетности в проверяющие органы.
2.3 
 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
Основные показатели деятельности ООО «Астрахань Пейдж» за период с 2006 г. по 2008 г. включительно представлены в следующей таблице (см.таблицу 3). Аналитическая таблица 3 заполнена на основании данных бухгалтерского баланса за 2006-2008 гг. (форма №1), отчета о прибылях и убытках за 2006-2008 гг. (форма №2 бухгалтерского баланса), а также на основании данных аналитического учета.

Таблица 3

Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности

ООО «Астрахань Пейдж» за 2006-2008г.

Показатели

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютное изменение

(+,-)

Темп роста, %

2007

от

2006

2008

от

2007

2008

к

2006

2007

к

2006

2008

к

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Объем реализуемой продукции,

тыс.

руб.

29452

41226

51594

11774

10368

175,18

139,98

125,15

2.Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

24068

30432

46338

6364

15900

192,53

126,44

152,27

3.Затраты на 1 рубль реализованной продукции

руб.

0,82

0,74

0,90

-0,08

0,16

109,76

90,24

121,62

4.Численность работников промышленно-производственного персонала

чел.

204

208

214

4

6

104,90

101,96

102,88

5.Среднегодовая выработка 1 работника ППП

тыс.

руб.

144,4

198,2

241,1

53,8

42,9

166,97

137,26

121,64

6.Фонд оплаты труда ППП

тыс.

руб.

6005,5

6364,1

8757,0

358,6

2392,9

145,82

105,97

137,60

7.Среднегодовая зарплата одного работника ППП

руб.

58877,45

61193,27

81841,12

2315,82

20647,85

139,00

103,93

133,74

8.Основные фонды

тыс. руб.

11146

21756

22424

10610

668

в 2,01 раза

195,19

103,07

9.Фондоотдача

руб.

2,64

1,89

2,3

-0,75

0,41

87,12

71,59

121,69

10.фондоемкость

руб.

0,38

0,53

0,43

0,15

-0,1

113,16

139,47

81,13

11.Материальные затраты

тыс.

руб.

660,8

2437,2

7174,8

1776,4

4737,6

294,39

в 3,69 раза

в 10,86 раза

12.Материалоотдача

руб.

44,57

16,92

7,19

-37,65

-9,73

16,13

37,96

42,49

10.Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

1648

6400

936

4752

-5464

56,80

в 3,88 раза

14,63

11.Прибыль от реализации продукции

тыс. руб.

1128

6514

1712

5386

-4802

151,77

в 5,77 раз

26,28

12.Рентабельность основной деятельности

%

4,69

21,41

3,69

16,72

-17,72

13.Рентабельность продаж

%

3,83

15,80

3,32

11,97

-12,48

  Объем реализации продукции является в современных условиях одним из наиболее важных показателей деятельности предприятия. На одном предприятии объем реализованной продукции определяется по отгрузке ее покупателям. В 2008 году по сравнению с 2007 происходит увеличение объема реализованной продукции на 25,15% или на 10368 тыс. руб. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2008 год объем реализуемой продукции с каждым годом возрастает. В 2006 году он составил 29452 тыс.руб., а в 2007-41226 тыс.руб., увеличение произошло на 11774 тыс.руб. или на 39,9%. Это связано в первую очередь с увеличением выданной квоты. В 2007 году возрастает себестоимость на 6364тыс.руб. или на 26,4% по сравнению с 2006годом и в 2008 году на 15906 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом. Увеличение себестоимости напрямую связанно с увеличением заработной платы работников, а также подорожание электро-, теплоэнергии и прочих материальных ресурсов.

         Затраты на 1 рубль продукции рассчитывается по формуле:

Затраты на 1 рубль продукции = Себестоимость продукции (стр.2 табл.3)/Выручка 

Затраты на 1 рубль реализованной продукции – это один из показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятий. Этот показатель определяет затраты в копейках на рубль реализованной продукции (работ, услуг). В 2008 году по сравнению с 2007 годом затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 21,62 процентных пункта или на 0,16 руб. В то время как в 2007 году по сравнению с 2006 затраты на 1 рубль реализованной продукции уменьшилась на 0,08 руб. или на 9,76%.

   Численность промышленно-производственного персонала в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 6 человек или на 2,88%, а в 2007 по сравнению с 2006 на 4 человека или на 1,96 процентных пункта.

   Производительность труда – важнейший показатель по труду. Из таблицы видно, что среднегодовая выработка на одного работника ППП растет высокими темпами: происходит увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 42,9 тыс.руб. или на 21,64%, а в 2007 по сравнению с 2006 увеличение на 53,8 тыс.руб. или на 37,26 процентных пункта.

   В течение рассматриваемого периода времени происходит увеличение как фонда оплаты труда, так и среднегодовой заработной платы одного работника ППП. Фонд оплаты труда увеличился на 37,60 % или на 2392,9 тыс.руб. и на 5,97% или на 358,6 тыс.руб. в 2008 по сравнению с 2008 и в 2008 по сравнению с 2006 соответственно. Увеличение фондоемкости (на 0,15 руб. или на 39,47%) и уменьшение фондоотдачи (на 0,75 руб. или на 28,41%) в 2007 году свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов и отрицательно  характеризует финансовое состояние предприятия. В 2008 году по сравнению с 2007 ситуация изменилась. Фондоотдача (f) определяется по формуле: f= Объем товарной продукции (стр. 1 табл.3 /Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (стр.8 табл. 3)                                                                                              Произошло увеличение фондоотдачи на 0,41 руб. или на 21,69% Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с 1 рубля стоимости основных производственных фондов. Также произошло  уменьшение фондоемкости на 0,1 рубль или на 18,87 %. Фондоемкость — обратный показатель фондоотдачи, характеризующий стоимость фондов на 1 рубль товарной продукции.

За анализируемые три года с 2006 по 2008 год. Материальные затраты увеличиваются с каждым годом. В 2008 по сравнению с 2007 материальные затраты увеличились на 4737,6 тыс.руб. В 2007 по сравнению с 2006 в 3,69 раза или на 1776,4 тыс.руб. За этот же период наблюдается уменьшение материалоотдачи. В 2008 по сравнению с 2007 материалоотдача уменьшилась на 57,51% или на 9,73 руб.

   В 2006 г. прибыль до налогообложения составила 1648 тыс. руб., в то время как прибыль от реализации продукции составила – 1128 тыс. руб. Разница между прибылью до налогообложения и прибылью от реализации продукции в сумме 520 тыс. руб. Прочие доходы – 1308 тыс. руб.: в результате инвентаризации по основным фондам выявлен излишек в сумме 8994 тыс. руб., а также списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности в сумме 408,4 тыс. руб. Прочие расходы (730 тыс. руб.): благотворительность – 300,2 тыс. руб., госпошлина за регистрацию – 12,0 тыс. руб., списание недостающих основных средств по результатам инвентаризации – 314,6 тыс. руб., списание алкогольной продукции по истечении срока действия акцизных марок – 60 тыс. руб., а также услуги банка – 25,8 тыс. руб.   В 2007 г. прибыль до налогообложения составила 6400 тыс. руб., что на 4752 тыс.руб. или в 3,88 раза больше чем в 2006 году, в то время как прибыль от реализации продукции равна 6514 тыс. руб., что на 5386 тыс.руб. или в 5,77 раз больше чем в 2006 году.

   В 2008 году по сравнению с 2007  наблюдается тенденция к уменьшению прибыли как прибыли до налогообложения (на 85,37% или на 5464 тыс. руб.), так и прибыли от реализации продукции (73,72% или 4802 тыс. руб.).

   Завершающим показателем является показатель рентабельности основной деятельности. В 2008 г. данный показатель составляет 3,69, в 2007 — 21,41%, а в 2006 г. – 4,69%. В 2007 наблюдается увеличение рассматриваемого показателя на 16,72%, что связано с изменением прибыли от реализации продукции, а в 2008 году уменьшение рентабельности основной деятельности на 17,72 процентных пункта. Такая же динамика наблюдается и на рентабельности продаж. В 2008 году рентабельность продаж уменьшилась на 12,48 процентных пункта, в то время как в 2007 году увеличилась на 11,97 процентных пункта.
Факторный анализ изменения стоимости выпущенной продукции.

В = W*Т   — двухфакторная мультипликативная модель

 где W – производительность труда;

В – стоимость выпущенной продукции;

Т – численность работников.

∆В∆w = (W1 – W0) * Т1 = (241,1–198,2) * 214 = 9180,6  – за счет изменения производительности

∆В∆т = (Т1 – Т0) * W0 = (214-208) * 198,2 = 1189,2 – за счет изменения численности работников

∆В = 9180,6+1189,2= 10369,8 тыс. рублей

В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем реализуемой продукции увеличился на 10369,8 тысяч рублей. На динамику данного показателя оказало положительное влияние изменение производительности труда и численности работников. За счет увеличения производительности труда на 42,9 тыс. руб. объем реализуемой продукции увеличился на 9180,6 тыс. руб. За счет увеличения численности работников на 3 человека, объем реализуемой продукции увеличился на 1189,2 тыс.руб.
Факторный анализ изменения фондоотдачи

ФО=В/ОС – двухфакторная кратная модель

где  ФО – фондоотдача;

В – выручка;

ОС — среднегодовая стоимость основных средств.

Iфо=ФО08/ФО07=(В08/ОС08)/(В07/ОС07)*100%=(51594/22424)/(41226 /21756)*100%=

=(2,3/1,89)*100%=121,69%

ΔФО=2,3-1,89=0,41руб.

Iфо(В)=(В08/ОС07)/(В07/ОС07)=(51594/21756)/(41226/21756)=(2,37/1,89)*100%=125,40%

ΔФО(В)=2,37-1,89=0,48 руб.

Iфо(ОС)=(В08/ОС08)/(В08/ОС08)=(51594/22424)/(51594/21756)=(2,3/2,37)*100%=97,05%

ΔФО(ОС)=2,3-2,37=-0,07 руб.

Iфо= Iфо(В)*Iфо(ОС)=1,2540*0,9705=1,217

ΔФО= ΔФО(В)+ΔФО(ОС)=0,48-0,07=0,41 руб.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом показатель фондоотдачи увеличился на 0,41 рубль или на 21,69%. Положительное влияние на динамику данного показателя оказало изменение объема реализованной продукции, а отрицательное – изменение основных фондов. За счет увеличения объема реализуемой продукции на 10368 тыс.руб. показатель фондоотдачи увеличился на 0,48 руб. За счет увеличения основных фондов на 668 тыс.руб. показатель фондоотдачи уменьшился на 0,07 руб.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 3. Анализ использования прибыли ООО «Астрахань Пейдж»

3.1 Анализ прибыли

Анализ использования прибыли предприятия начинается с исследования уровня и динамики всех показателей, представленных в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Затем на основании полученной информации целесообразно проанализировать структуру выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Данные для оценки динамики и структуры финансовых  результатов деятельности предприятия ООО «Астрахань Пейдж» за 2006-2008 гг. представлены в приложении1.

Такой анализ предполагает изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов (горизонтальный анализ) и их соотношений (вертикальный или структурный анализ).

В ходе горизонтального анализа прежде всего должны быть выяснены следующие вопросы:

·        каково участие отдельных составляющих доходов и расходов в формировании прибыли;

·        в чем причина основных изменений в сравнении с предыдущим периодом;

·        насколько стабильны полученные доходы и расходы и возможно ли рассчитывать на их получение в будущем.

При вертикальном анализе или анализе структуры отчета о прибылях и убытках необходимо дать оценку удельному весу отдельных составляющих отчета в величине выручки от продаж.

Исходя из расчетных данных таблицы  можно сделать следующие выводы: наибольшее снижение валовой прибыли на предприятии наблюдается в 2008 году (на 5501 т.р. по сравнению с 2007 г.). Это  произошло из-за увеличения себестоимости.

В 2008 году по сравнению с 2007 происходит увеличение объема реализованной продукции на 25,15% или на 10368 тыс. руб. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2008 год объем реализуемой продукции с каждым годом возрастает. В 2006 году он составил 29452 тыс.руб., а в 2007-41226 тыс.руб., увеличение произошло на 11774тыс.руб. или на 39,9%. Это связано в первую очередь с увеличением выданной квоты. Увеличение себестоимости напрямую связанно с увеличением заработной платы рабочих, а также подорожание электро-, теплоэнергии и прочих материальных ресурсов.

За рассматриваемые 2006-2008 гг. происходит увеличение коммерческих расходов. В 2007 году по сравнению с 2006 коммерческие расходы увеличились на 942 тыс.руб., а в 2008 году по сравнению с 2007 – на 706 тыс.руб. В то время как управленческие расходы снизились в 2007 по сравнению с 2006 на 682 тыс.руб., а в 2008 управленческие расходы отсутствуют.

В 2008 году по сравнению с 2007 прибыль от продаж уменьшилась на 4802 тыс.руб., в то же время уменьшились прочие расходы и доходы на 1834 тыс.руб. и 2496 тыс.руб. соответственно. В 2007 году по сравнению с 2006 прибыль от продаж наоборот увеличилась на 5386 тыс.руб., в свою очередь увеличились прочие доходы и расходы на1318 тыс.руб. и на 2028 тыс.руб. соответственно.

Такая же тенденция сохраняется и на прибыли до налогообложения. В 2008 году по сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 5464 тыс.руб., в 2007 году по сравнению с 2006 увеличилась на 4752 тыс.руб.

Что касается текущего налога на прибыль, то он уменьшается в течение трех лет. В 2008 году налог на прибыль составил 0 руб. В 2008 по сравнению с 2007 он уменьшился на 64 тыс.руб., а в 2007 по сравнению с 2006 – на 12 тыс.руб.

Чистая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 уменьшилась на 5400 тыс.руб., а в 2007 по сравнению с 2006 увеличилась на 4688 тыс.руб.

Наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость. В 2008 году удельный вес себестоимости составил 89,81%, по сравнению с 2007 он увеличился на 15,99%. Что касается изменения удельных весов остальных показателей в выручке, то в 2008 году наблюдается снижение их доли по сравнению с 2008 годом.

После проведения общего анализа динамики и структуры прибыли ООО «Астрахань Пейдж» необходимо определить влияние факторов на формирование валовой прибыли.

У анализируемого предприятия ООО «Астрахань Пейдж» произошло увеличение величины валовой прибыли на сумму 5410 тыс.руб. при росте продаж на 11774 тыс.руб. необходимо определить как повлияло изменение рентабельности продаж на увеличение валовой прибыли.

Таблица 4

Анализ факторов, влияющих на валовую прибыль ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008 г., тыс.руб.

Показатели

2008 год

2007 год

1.Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

51594

41226

2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

46338

30432

3.Валовая прибыль

5256

10794

4.Отношение валовой прибыли к выручке

0,1019

0,2618

Дадим количественную оценку влиянию данных факторов.

Рассчитаем, как повлияло на величину валовой прибыли изменение объема продаж.

ΔВП=(В1-В0)*ВП0/В0= (51594-41226)10794/41226=2714 тыс.руб.

Таким образом, при неизменной рентабельности продаж (на уровне предыдущего периода) рост объема продаж на 10368 тыс.руб. привел к увеличению валовой прибыли на 2714 тыс.руб.

Оценка влияния рентабельности продаж будет следующей.

ΔВП=(ВП1/В1 – ВП0/В0)*В1=(5256/51594 -10794/41226)*51594=-8255 тыс.руб.

Таким образом, уменьшение рентабельности продаж (маржи валовой прибыли) на 15,99% привело к уменьшению величины валовой прибыли на сумму 8255 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов на валовую прибыль (ВП) будет следующим:

За счет роста объема продаж ВП возросла на 2714 тыс.руб.

За счет уменьшения рентабельности продаж ВП уменьшилась на 8255 тыс.руб.

Общее изменение валовой прибыли -5541 тыс.руб.

За анализом валовой прибыли следует определить факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

На величину прибыли от продаж (прибыли от основной деятельности) непосредственное влияние оказывает эффективность управления оборотными активами. Для анализа целесообразно воспользоваться следующей формулой:

                                        Прибыль от              

                                          продаж              Выручка

Прибыль от продаж = —————–*———————*Оборотные активы    (28)

                                        Выручка          Оборотные

                                                                    активы

Таким образом, величина прибыли от продаж зависит от динамики рентабельности продаж, скорости оборота оборотных активов и величины капитала, вложенного в оборотные активы. Информация для анализа представлена в таблице 5.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

 ООО «Астрахань Пейдж»

Таблица 5

Показатели

2008 год

2007 год

Изменение

Средняя величина оборотных активов, тыс.руб.

17253

17382

-129

Рентабельность продаж (основной деятельности), %

3,32

15.8%

-12,48

Оборачиваемость оборотных активов, количество раз

5,98

2,96

3,02

           Используя метод цепных подстановок рассчитаем влияние каждого из факторов на величину прибыли от продаж.

Влияние снижения оборотного капитала:

-129*2,96*(15,8:100)=-60,3

Влияние ускорения оборачиваемости оборотных активов:

17253*3,02*(15,8:100)=8232,4

Влияние уменьшения  рентабельности продаж:

17259*5,98*(-12,48):100=-12876

Итого общее влияние факторов – уменьшение прибыли от продаж на 4703,9 тыс.руб. (Показанная в таблицах сумма изменения прибыли от продаж составила 4802 тыс.руб. Отклонение в полученных значениях связано с погрешностью округления).

Расчет влияния факторов объем реализации продукции, структура товарной продукции, себестоимость продукции и изменение уровня среднереализационных цен на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции  ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008г., тыс.руб.

Показатель

2007 год

Данные 2007 года, пересчитанные на объем продаж 2008 года

2008 год

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VPПί0*Цί0)=

=41226

∑(VPПί1*Цί0)=

= 37112

∑(VPПί1*Цί1)=

=51594

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

∑(VPПί0*Сί0)=

=34712

∑(VPПί1*Сί0)=

=32308

∑(VPПί1*Цί1)=

=49882

Прибыль (П)

6514

4804

1712

Сначала нужно найти сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляется путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:

Ірп=­­­­­­­­­­­­­­­­­­(VPП1/VPП0)=10,4

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится в 10,4 раза и составить 33872,8 тыс.руб. (3257*10,4).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

∑(VPПί1*Цί0)- ∑(VPПί1*Сί0)=

=37112-32308=4804 тыс.руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

∑(VPПί1*Цί1) — ∑(VPПί1*Сί0)=

= 51594-32308= 19286 тыс.руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

ООО «Астрахань Пейдж» за 2007-2008г., тыс.руб.

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс.руб.

Объем продаж, Gb

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В0-З0

6514

Пусл1

t1

t0

t0

t0

П0*Ірп

67745,6

Пусл2

t1

t1

t0

t0

Вусл-Зусл

4804

Пусл3

t1

t1

t1

t0

В1-Зусл

19286

П1

t1

t1

t1

t1

В1-З1

1712

По данным таблицы  можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

ΔПvpп=Пусл1-П0=67745,6-6514=61231,6 тыс.руб.

структуры товарной продукции

ΔПстр=Пусл2-Пусл1=4804-67745,6=-62941,6 тыс.руб.

отпускных цен

ΔПц=Пусл3-Пусл2=9643-2402=7241 тыс.руб.

себестоимости реализованной продукции

ΔПс=П1-Пусл3=19286-4804=14482 тыс.руб.

                                                 Итого -4802 тыс.руб.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от продаж уменьшилась на 4802 тыс.руб. Положительное влияние на изменение этого показателя оказали изменение объема реализуемой продукции и отпускных цен, отрицательное влияние – изменение структуры товарной продукции и себестоимость реализованной продукции. Результаты расчетов показывают, что снижение прибыли обусловлен в основном уменьшением структуры товарной продукции. Снижение  суммы прибыли на 17574 тыс.руб. способствовало увеличение себестоимости реализованной продукции.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П=VPПί*(Цί-С)ί.   (29)

 Предприятие ООО «Астрахань Пейдж» предоставляет три основных вида услуги: спутниковый интернет, кабельный интернет и IP телефония.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных таблицы  ) на примере предоставления услуги IP телефонии

ΔПvpп=(VPП1-VPП0)*(Ц0-С0)=(1800-400)*(0,19-0,13)=84тыс.руб.

ΔПц=(Ц1-Ц0)* VPП1=(0,2-0,19)*1800=18 тыс.руб.

ΔПс=-(С1-С0)* VPП1=(0,222-0,13)*1800=-165,6 тыс.руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные таблицы   показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

Таблица 8  

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 — 2008г.

Продукция

Объем продаж,.Gb

Цена изделия, тыс.руб.

Себестоимость изделия, тыс.руб.

Сумма прибыли, тыс.руб.

Изменение суммы прибыли, тыс.руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Общее

В том числе за счет

объема продаж

цены

себестоимости

Спутниковый интернет

118462

931464

0.082

0.104

0.068

0.104

2066

1000

-1034,4

2846

5123

-8502

Кабельный интернет

12992

441224

0.136

0.138

0.098

0.154

4412

708

-3704

4068

221

-6141

IPтелефония

400

1800

0.19

0.2

0.13

0.222

36

4

-63,6

84

18

-165,6

Итого

131854

688144

3275

858

-4802

6998

5362

-14808,6

По данным таблицы можно сделать вывод, что прибыль от продаж в 2008 году по сравнению с 2007 уменьшилась на 4802 тыс.руб. Это снижение связано с уменьшением прибыли от продажи предоставления интернета и телефонии на 1034,4 тыс.руб., 3704 тыс.руб. и на 63,6 тыс.руб. соответственно.

Прибыль от продаж IPтелефонии также уменьшилась на 63,6 тыс.руб. За счет увеличения объема продаж на 1400 кг. прибыль от продаж увеличилась на 84 тыс.руб. За счет увеличения цены реализации на 0,01 тыс.руб. прибыль от продаж увеличилась на 18 тыс.руб. За счет увеличения себестоимости на 0,092 тыс.руб. прибыль от продаж снизилась на 18 тыс.руб.

После определения факторов, влияющих на прибыли от продаж, проанализируем прибыль до налогообложения.

Результаты анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ прибыли до налогообложения

ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 -2008 г., %

Прибыль от продаж/Выручка

Прочие доходы/выручка

Прочие расходы/выручка

Прибыль до налогообложения /выручка=гр.1+гр.2-гр.3

А

1

2

3

4

2008 год

3,318

0,252

1,756

1,814

2007 год

15,80

6,4

6,646

15,554

Отклонение

-12,48

-6,148

-4,89

-13,74

В 2008 году по сравнению с 2007 годом отношение всех факторов, влияющих на прибыль до налогообложения, имеет отрицательное отклонение. Отношение прибыли от продаж к выручке не испытывает влияния элементов, не относящихся к продажам, поэтому можно сделать вывод, что отрицательное значение отклонения говорит о том, что не эффективно управление продажами в процессе основной деятельности организации ООО «Астрахань Пейдж»

Отношение прибыли до налогообложения к выручке так же имеет отрицательное отклонение. Такое влияние сказывается на нестабильности полученного конечного финансового показателя.

В завершении анализа прибыли предприятия ООО «Астрахань Пейдж» проведем анализ чистой прибыли. Для этого необходимо составить таблицу 10.

Таблица 10

Определение суммы чистой прибыли ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 -2008 г.

Показатель

Уровень показателя, тыс.руб.

Удельный вес в общей сумме прибыли, %

2007 год

2008 год

+,-

2007 год

2008 год

+,-

1.общая сумма брутто-прибыли

6400

936

-5464

100

100

2.налог на прибыль

64

0

-64

1

0

-1

3.чистая прибыль

6336

936

-5400

99

100

+1

Общая сумма брутто-прибыли складывается из прибыли от реализации продукции, процентные доходы от инвестиционной деятельности и сальдо прочих доходов и расходов. На предприятии ООО «Астрахань Пейдж» процентные доходы от инвестиционной деятельности отсутствуют.

Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли:

ΔЧП=ΔБПxί*УДчп0

Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса ί-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:

ΔЧП=БП1*(-ΔУДxί)

Таблица 11

Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли ООО «Астрахань Пейдж» за 2007 — 2008г., тыс.руб

Факторы изменения нераспределенной прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы, тыс.руб.

1. изменение общей суммы брутто-прибыли

-5464*0,99

-5409,36

1.2. прибыль от реализации продукции

-4802*0,99

-4753,98

1.3. сальдо прочих доходов и расходов

-662*0,99

-655,38

1.4. налог на прибыль

-(-0,01*936)

+9,36

Итого

936-6336

-5400

Сумма чистой прибыли уменьшилась на 5400 тыс.руб.в основном за счет уменьшения прибыли от реализации, уменьшения прочих доходов и увеличения прочих расходов. Лишь небольшое увеличение чистой прибыли произошло за счет уменьшения налога на прибыль.    продолжение
–PAGE_BREAK–