–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–В долгосрочном плане все затраты переменные… в краткосрочном плане все издержки постоянные. Характер расходов (постоянный или переменный) зависит от соответствующей хозяйственной ситуации, в которой принимаются решения. Даже если предприятие не работает, ему приходится нести определенные затраты (выплата процентов за пользование банковским кредитом и т.п.). Но эти затраты сразу же становятся переменными, если принимается решение о продаже предприятия. При принятии решения о закрытии предприятия или о достижении определенных объемов реализации все затраты становятся переменными. Недостаточная делимость факторов, обуславливающих данный процесс деятельности, приводит к тому, что многие затраты появляются не постепенно с увеличением объемов и полной загрузкой мощностей, а скачкообразно (покупка холодильного, кассового оборудования и т.п.). Эти затраты в основном постоянны для определенного интервала времени, с покупкой вышеназванного оборудования они резко возрастают. А потом снова остаются неизменными, тем яснее проявляются переменный характер таких затрат, чем короче – тем сильнее их постоянный характер.
Затраты могут быть полезными и бесполезными (холостыми). Например, для современной отечественной торговли характерны простои оборудования, содержание излишней численности продавцов при падающей производительности труда. Особую практическую значимость приобретает деление затрат на полезные и «бесполезные» в том случае, если можно вычленить лишние затраты (например оборудование) с тем, чтобы отказаться от них. С реализаций излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные затраты на величину затрат данного элемента.
Все вышеизложенное свидетельствует об условном делении затрат на постоянные и переменные.
Реальное поведение и переменных и постоянных затрат отличается от теоретического.
В отечественной экономике к условно-постоянным издержкам относятся: отчисления и затраты на ремонт основных средств; износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов, расходы на торговую рекламу, амортизация основных средств; прочие расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
К условно-переменным относятся: расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки; расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров; проценты за пользование кредитом и займами; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; отчисления на социальные нужды; налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, около 50 % статьи «Прочие расходы».
Действующая в Республике Беларусь классификация издержек обращения в разрезе статей ориентирована на затратный принцип ведения хозяйства.
Дальнейшее совершенствование номенклатуры статей издержек обращения целесообразно связывать с ее приближением к номенклатуре, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой, разукрупнением статей.
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения – их анализа, поиске резервов экономии и планировании – все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы); 2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).
В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
1. Объем товарооборота. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торгового предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения. Однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной). с ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек обращения, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темп роста объема товарооборота. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня издержкоемкости на торговом предприятии.
Влияние объема товарооборота на издержки обращения определяется следующим образом: плановая сумма условно-переменных затрат умножается на процент перевыполнения или недовыполнения плана товарооборота и итог делят на 100 всем к полученному результату прибавить сумму условно-постоянных расходов, получим скорректированную плановую сумму издержек обращения с учетом фактического объема товарооборота. Если вычесть из этой скорректированной суммы плановую абсолютную величину издержек обращения, получим влияние изменения объема товарооборота на издержки обращения.
Измерить влияние изменения состава розничного товарооборота (удельный вес продовольственных к непродовольственным товарам) на уровень издержек обращения можно приемом разниц с применением способа процентных чисел. Для этого отклонение по удельному весу в товарообороте доли продовольственных и непродовольственных товаров умножают на базисные (плановые) уровни издержек обращения. Полученные процентные числа суммируют и их итог делят на 100. В результате определяют влияние изменения состава розничного товарооборота на уровень издержек обращения торговой организации.
2. Групповая структура товарооборота. Различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи плодоовощных товаров намного выше. Чем алкогольных напитков; в непродовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи галантерейных товаров значительно превышает уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем вдвое выше, чем аналогичный показатель по непродовольственным товарам.
Товарная структура оборота и сдвиги в нем оказывают значительное влияние на величину расходов торгового предприятия. Для расчета влияния этого фактора целесообразно воспользоваться одной из нижеприведенных формул:
где DН – величина изменения расходов в результате изменений в структуре товарооборота; i -–индекс товарной группы (i = 1, 2, 3, …, n); б – индекс базисного периода; n – индекс фактического (отчетного) периода; аi – удельный вес объема реализации i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в базисном (аiб) или фактическом (ожидаемом) (аin)периоде; Нiб – уровень издержек обращения i-й товарной группы в базисном периоде; Qn – общий объем товарооборота (фактический, отчетный).
Расчет влияния структуры товарооборота на уровень издержек может быть произведен и так:
DН = ЕА0× НО1 / ЕТ0– ЕА1 НО0/ ЕТ1 / 100 (2)
где ЕА0, ЕА1 – объем товарооборота отдельных товаров и товарных групп в плановом (базисном) и отчетном периоде, НО0, НО1 – плановый (базисный) и отчетный уровень издержек обращения товаров и товарных групп, процент к обороту; ЕТ0, ЕТ1 – общий объем товарооборота, соответственно в базисном (плановом) и отчетном периодах.
Третий метод, используемый для измерения воздействия структуры товарооборота на уровень затрат, основан на данных о товарной издержкоемкости и методе процентных чисел. Для этого показатели структуры товарооборота в процентах за исследуемые периоды (базисный и отчетный) умножают на потоварные уровни расходов, имеющихся в специальных исследованиях, а затем сумма процентных чисел делится на 100. Разность процентов и будет характеризовать рост или снижение уровня затрат в связи с изменением структуры товарооборота.
3. Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли.
4. Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарооборота, приходящегося на одного работника торгового предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затратах на единицу товарооборота.
5. Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет неторговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.
6. Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньше объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
Развитие и применение прогрессивных форм торговли способствует росту товарооборота. Повышению производительности труда, улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятий. Эффективность самообслуживания и других прогрессивных методов торговли определяют сравнением результатов работы торговых предприятий (в том числе и по уровню издержек обращения) до и после перехода на прогрессивные методы работы или сравнением с результатами деятельности магазинов, применяющих традиционную форму торговли и имеющих примерно одинаковые условия работы.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
1) Темп инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия.
2) Уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка.
В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.
3) Изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет издержек обращения. Поэтому изменения видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек обращения торгового предприятия.
Сумма и уровень издержек обращения находятся под воздействием фактора цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.
Для расчета влияния цен на уровень издержек обращения необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, индексах должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами и займами. Затем уровень издержек обращения по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых дает влияние ценового фактора.
Учет этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Брест-сервис» Магазина № 2 входит в состав открытого акционерного общества «Брест-сервис», которое было создано решением Брестского горисполкома от 4 ноября 1999 года № 968 путем преобразования государственного предприятия «Государственная торгово-производственная фирма „Брест-Сервис“ в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Учредителем Общества является Брестский горисполком.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество является коммерческой организацией — юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак /знак обслуживания/, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 224023 Брест, ул. Московская, 342.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров трудового коллектива. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
— Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
— Розничная торговля овощами и фруктами;
— Хранение и складирование.
В состав общества входят следующие структурные подразделения:
• магазин № 7, по ул. Интернациональной, 21/1
• магазин № 10 по пер. Сосновому, 18/1
• магазин № 22 по ул. Маяковского, 86
• магазин № 24 по ул. Пушкинской, 56
• магазин № 40 по ул. Краснознаменной, 65
• магазин № 55 по ул. Адамковской, 44
• магазин № 58 по б. Космонавтов, 92
• магазин № 59 по ул. Московской, 342
• отдел магазина № 59 по ул. Гродненской, 6
• магазин № 64 по ул. Ковельскон, 36
магазин № 68 по ул. Л-та Рябцева, 108/1
производственно-складская база по ул. Фомина, 15
магазин №2 по ул. Сябровскай, 10
Источниками формирования имущества Общества являются: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителем /участниками/,
продукция, произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности и иной деятельности;
полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом. Общество имеет право продавать и передавать другим юридическим и физическим лицам, обменивать и сдавать в аренду здания, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Источником формирования капитала предприятия являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством РБ.
Уставный фонд Общества Определен в размере 58 060 050 000рублей.
Уставный фонд может быть в установленном законодательством порядке изменен.
Общество имеет право с соблюдением порядка, установленного законодательством, принять решение об уменьшении уставного фонда путем покупки и погашения части акций. В этом случае каждый акционер вправе потребовать выкупа принадлежащих ему акций, кроме случаев, когда его право отчуждать акции ограничено по закону. Такое требование предъявляется не позднее 45 дней со дня принятия Обществом решения о выкупе акций. Если количество акций, в отношении которых поступили заявления об их выкупе, превышает количество акций, выкупаемых Обществом, акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.
Уставный фонд подлежит уменьшению в случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Общества окажется меньше уставного фонда. Если же стоимость указанных активов становится меньше определенного законодательством минимального размера уставного фонда. Общество подлежит ликвидации.
продолжение
–PAGE_BREAK–Уставный фонд разделен па 387 067 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой из простых акций 150 000 рублей.
Акции могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Ведение реестра акционеров Общество поручает филиалу 102 АСБ «Беларусбанк».
Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдатель-дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены статьями 5-8 настоящего устава.
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности Общество ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его участниками, а в случаях, предусмотренных законодательством, — ведомственную контрольно-ревизионную службу (в последнем случае акт ревизии Общество предоставляет в налоговые органы вместо документа, подтверждающего факт аудиторской проверки).
В 3-дневныи срок со дня поступления в Общество акта (справки) проверки аудитором, иным контролирующим органом директор обязан выслать его копию каждому члену наблюдательного совета, председателю ревизионной комиссии.
Общее собрание акционеров (далее — собрание акционеров, собрание) является высшим органом управления в Обществе,
К компетенции собрания относятся:
1) изменение устава Общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
2) избрание членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества и распределение его прибыли и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации Общества;
5) определение организационной структуры и правил процедуры Общества;
6) определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
7) оценка вкладов, внесенных в уставный фонд Общества в не денежной форме;
8) решения о приобретении и отчуждении Обществом ценных бумаг, им выпущенных;
9) участие Общества в финансово-промышленных и иных хозяйственных группах, объединениях юридических лиц;
10) создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий Общества;
11) утверждение сделки, связанной с отчуждением либо возможностью отчуждения имущества стоимостью более 50 % балансовой стоимости чистых активов Общества, кроме залога имущества в связи с получением кредитов под закупку сырья, материалов, комплектующих для выпуска Обществом продукции в соответствии с целью и видами его деятельности, а также утверждение сделок по отчуждению находящихся в собственности Общества зданий стоимостью свыше 5 тыс. минимальных заработных плат;
12) решение вопросов о благотворительной деятельности Общества и оказании безвозмездной помощи;
13) установление вознаграждения для членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии (ревизора);
14) решение иных вопросов, которые законодательство относит к компетенции высшего органа управления Общества.
В данной работе будет проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности магазина № 2, который входит в состав открытого акционерного общества «Брест-сервис» (вследствие отсутствия данных по всему ОАО «Брест-сервис».
Магазин №2 обслуживает новый микрорайон города Бреста. Благодаря этому магазин имеет постоянный поток покупателей. Режим работы: (9.00 – 22.00). Для оплаты труда в магазине №2 используется повременно-премиальная форма оплаты.
На рис. 4. показана организационная структура магазина №2
Рис. 4. Организационная схема управления магазина № 2
Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2000 – 2001 гг. (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что товарооборот по магазину №2 в 2001 году возрос и составил соответственно 808894,932 тыс. руб. и 15745133,960 тыс. руб. В действующих ценах товарооборот увеличился на 765289,028 тыс. руб.
Такое увеличение товарооборота объясняется многими причинами. Одной из них является бесперебойная продажа, по сравнению с предыдущим годом, отдельных видов товаров (вареными колбасами, сырами и молочной продукцией), другим — относительная стабильность покупательского спроса.
Второй причиной увеличения объема товарооборота можно назвать улучшение ассортимента.
Таблица 2. Анализ основных показателей хозяйственно-экономической деятельности магазина №2 за 2000 — 2001 годы
Показатели
Ед. изм.
2000г.
2001г.
Изменение
(+,-)
2001г. в % к 2000г.
1.Товарооборот в действующих ценах
в сопоставимых ценах
тыс.руб.
тыс.руб
808894,932
808894,932
1574133,960
1028845,6
765289,028
1170814,2
194,6
194
2. Валовой доход
тыс. руб.
104237,081
233553,643
129315,833
224
в % к товарообороту
%
12,89
14,84
1,95
3. Налоги и отчисления от валового дохода
тыс. руб.
1498,817
4429,173
2930,356
295
в % к товарообороту
%
0,19
0,281
0,09
4. Издержки обращения
тыс. руб.
97559,999
206633,701
109073,702
212
в % к товарообороту
%
12,06
13,127
1,07
7. Балансовая прибыль
тыс.руб.
3704,030
191081,23
187376,200
516
8. Рентабельность
%
0,46
1,21
0,75
9. Чистая прибыль
тыс.руб.
2592
13375
10783
—
10. Торговая площадь
м2
190
190
0
100,0
11. Товарооборот на 1 м2 торговой площади
тыс.руб.
4257,3
8284,9
4027,6
194,6
12. Среднесписочная численность
чел.
39
41
2
105
13. Производительность труда
ч/час
1728
3199
1471
185,1
14. Средняя зарплата
руб.
53079
124145
71066
234
Помимо данных факторов, на товарооборот магазина №2 оказали определенное влияние факторы, связанные с использованием производственных мощностей и трудовых ресурсов. Увеличение среднесписочной численности работников на 6 человек способствовало росту товарооборота.
Валовой доход составил в 2001 году 233553,643 тыс. руб. и это на 129315,833 тыс. руб. больше, чем в 2000 году. Темп роста составил 224%. Уровень валовых доходов в отчетном году 14,84% к товарообороту. По сравнению с 2000 годом произошло увеличение среднего уровня валовых доходов на 1,5%
На повышение уровня валовых доходов в значительной мере повлияла отмен регулирования цен на отдельные виды социально значимых товаров.
Абсолютное отклонение (перерасход) издержек обращения по магазину № 2 составило по сравнению с 2000 годом 109073,702 тыс. руб. Уровень издержек обращения к товарообороту в 2000 году составил 12,06%, а в 2001 году 13,127%, что на 1,121% выше уровня прошлого года. Темп роста составил 112%. Рост произошел практически по всем статья издержек обращения в связи с высокими темпами роста расходов на автомобильные и другие виды перевозок, ростом стоимости содержания здания и других основных средств, ростом размеров процентной ставки оплаты за кредит, ростом сумм налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет и относимых на издержки обращения, ростом заработной платы, оплаты за сырье и материалы, топливо и др.
Низкий уровень валового дохода в 2000 году – 12,89% к обороту был связан широким кругом ограничений торговых надбавок на социально значимые товары. Повышение уровня издержек обращения к товарообороту – 12,06% к обороту было обусловлено тем, что в 2000 году произведен большой объем работ по текущему ремонту здания магазина, что увеличило статью «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря». Кроме того, увеличение тарифов на электроэнергию, отопление, горячую воду, привело к росту расходов на 84 тыс. руб., что отрицательно повлияло на прибыль от реализации.
Рост прибыли от реализации в 2001 обусловлен увеличением валового дохода (рост составил 124%), а также увеличением уровня валового дохода на 1,6% к обороту, в связи с отменой 2001 году ограничений на торговые надбавки социально-значимых товаров.
Сумма балансовой прибыли в 2001 году составила 19108,123 тыс. руб. Рост абсолютной суммы прибыли по сравнению с 2000 годом составил 187376,200 тыс. руб. или 516%.
Одной из основных причин роста балансовой прибыли в 2001 году по сравнению с 2000 годом является увеличение валового дохода, а также увеличение уровня валового дохода с 12,89 % к обороту в 2000 году, до 14,84 % в 2001 году, в связи с тем, что в февраля 2001 года были отменены ограничения на торговые надбавки по социально-значимым товарам.
Рентабельность магазина №2 в 2001 году составил 1,21 %. По отношению к прошлому году наблюдается рост 0,75 %. Рост чистой прибыли в 2001 году составил 10783 тыс. руб., что связано с высоким темпом роста балансовой прибыли 516 %, а также уменьшением суммы уплаты фиксированного налога.
В связи с ростом розничного товарооборота в 2001 году при неизменной площади магазина выработка на 1м2 торговой площади составила 3199 тыс. руб., что на 1471 тыс.руб. больше по сравнению с прошлым годом. На ее увеличение повлиял рост товарооборота.
Увеличение среднесписочной численности работников способствовало росту товарооборота на 3456 тыс.руб. (2 х 1728). Увеличение производительности труда на 1471 тыс.руб. вызвало увеличение товарооборота на 60311 тыс.руб. (1471 х 41). Таким образом за счет влияния трудовых факторов товарооборот увеличился на 208434,8 тыс.руб. (60311 х 3456).
Таким образом, проанализировав основные показатели хозяйственно экономической деятельности магазина №2 за 2000 — 2001 годы, можно сделать вывод, что в 2001 году эффективность хозяйственной деятельности предприятия увеличилась, несмотря на ряд испытываемых объективных трудностей. На увеличение эффективности деятельности предприятия повлиял рост объема товарооборота, рост валового дохода, рост прибыли, увеличение рентабельности продаж, а также существующие резервы повышения рентабельности предприятия.
2.2. Анализ издержек обращения Анализ издержек обращения торгового предприятия направлен на выявление возможностей повышения его работы за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
В процессе анализа изучают:
1. Степень выполнения плана издержек обращения в общем по предприятию и по каждой статье, определение экономии идя перерасхода издержек обращения по сравнению с планом.
2. Динамику издержек обращения
3. Производят расчет и оценку влияния основных факторов на сумму к уровень издержек обращения.
4. Определяют влияние издержек обращения на конечные результаты хозяйственной деятельности.
5. Выявляют возможные резервы экономии издержек обращения. В связи с тем, что в магазине №2 планирование издержек обращения не осуществляется, проведем анализ в динамике издержек обращения.
Разница между фактической суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии.
ΔИ = И1 — И2 (3)
где ΔИ — абсолютная экономия (перерасход);
И1 — сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
И2 — сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.
Так, расчет по данным магазина №2 показал, что абсолютный перерасход составил 109073,702 тыс. руб. (206633,701 – 97559,999). В 1 квартале абсолютный перерасход составил 23857,055 тыс. руб. (40864,000 – 17006,945). Во 2-ом квартале – 48744,708тыс. руб., в 3-ем квартале – 27919,438 тыс. руб., в 4-ом квартале – 28566,104тыс. руб.
Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности, так как и ростом товарооборота растет и сумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения не только по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения — важнейший качественный показатель торгового предприятия, который показывает, сколько процентов издержки обращения занимают в розничной цене товара.
У = И/ТО х 100, (4)
где У- уровень издержек обращения,
ТО — товарооборот, руб.
Так по данным магазина №2 уровень издержек обращения в 2000 году составил 12,06%, в 2001 году-13,127%. Уровень издержек обращения по кварталам рассчитывается аналогично, по формуле (4).
Отклонение по уровню называется размером снижения (повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного.
ΔУ=У1-У2 (5)
где ΔУ- отклонение по уровню.
У1 — уровень издержек обращения в отчетном году, %.
У2 — уровень издержек обращения в базисном (прошлом) году, %.
Отклонение по уровню издержек обращения по магазину № 2 составил 1,067 (13,127 – 12,06). В 1-ом квартале -0,076 (13,285 – 13,361), 2, 3, 4-ом кварталах — рассчитывается аналогично, по формуле (5).
Отношение размера изменения уровня издержек обращения к базисном уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению базисному, если последний принять за 100%.
Т = (У1 – У0)/У0х 100. (6)
где Т — темп изменения уровня издержек обращения, %.
Исходя, из данных по магазину № 2 темп изменения уровня издержек обращения составил 8,84% (1,067/12,06 х 100). По кварталам темп изменения уровня издержек обращения рассчитывается аналогичным методом по формуле (6).
По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и деление полученного результата на 100.
Оэ(п) = (У1 – У0) х ТО1/100 (7)
где Оэ(п) — относительная экономия (перерасход), руб.
ТО1 — товарооборот в отчетном году, руб.
Относительная экономия имеет место, если получен отрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительное значение, то говорят об относительном перерасходе. Так, по данным магазина №2 относительный перерасход составил 16796,0 тыс. руб. (1,067х1574133,960/100). Относительная экономия (перерасход) по кварталам рассчитывается аналогично по формуле (7).
В результате анализа издержек обращения по магазину № 2 за 2000 — 2001 годы были получены следующие данные (табл. 5) издержки обращения в отчетном году (увеличились по сравнению с прошлым и составили 206633,701 тыс. руб. Средний уровень издержек обращения увеличился по сравнению с прошлым годом на 1,067 % и составил 13,127 % обороту. Это явилось результатом того, что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота в действующих ценах на 17,4% (295 194,6). Увеличение среднего уровня издержек обращения привело к и относительному перерасходу на 16796,0 тыс. руб. (1,067х1574133,960/100). Темп роста среднего уровня издержек обращения в отчетном году составил 8,84% (1,067/12,06 х 100).
Таблица 3. Анализ динамики издержек обращения магазина №2 по кварталам 2000 и 2001 годов
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–Влияние изменения объема товарооборота на сумму условно- переменных издержек определяется путем сравнения пересчитанной суммы с суммой прошлого периода. Влияние всех прочих факторов определяется как разность отклонения прошлого года и отклонения за счет изменения товарооборота. По магазину №2 влияние изменения объема товарооборота на сумму условно-переменных издержек обращения по статье «Расходы на оплату труда» составила 23485 тыс. руб. (48326 — 24841). По остальным статьям условно-переменных издержек расчеты производятся аналогично. Влияние всех факторов по статье «условно-переменные издержки» составило 64392 тыс. руб. (130810 — 66418).
По условно-постоянным статьям издержек считается, что с изменением объема товарооборота их сумма не изменяется, а изменяется только уровень. С ростом товарооборота он снижается, а со снижением товарооборота он растет. Поэтому для определения влияния товарооборота на уровень условно-постоянных статей необходимо пересчитать уровень прошлого года и фактический товарооборот. Для этого сумма издержек обращения по условно постоянным статьям в прошлом году делится на фактический товарооборот, полученный результат умножается на 100. По магазину №2 пересчитанный уровень по статье «Амортизация основных средств» составил 0,08% (1306/1574133 х 100). Аналогично пересчитывается уровень по другим статьям условно-постоянных расходов. По остальным статьям условно-постоянные издержек расчеты производятся аналогично.
Таким образом, за счет влияния всех факторов уровень условно постоянных издержек обращения снизился на 1,817% (1,933 – 3,75).
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что издержки обращения по магазину №2 увеличились на 64392 тыс. руб. за счет роста товарооборота. Уровень издержек обращения по предприятию снизился за счет роста товарооборота на 1,817%.
Влияние изменения объема товарооборота определяется путем сравнения пересчитанного уровня с уровнем прошлого года. Влияние всех прочих факторов определяется как разница отклонения уровня прошлого года отклонения за счет изменения товарооборота по уровню. По магазину №2 влияние изменения объема товарооборота на уровень условно постоянных издержек обращения по статье «Амортизация основных средств» составил -0.08% (0,08 — 0,16), а влияние всех прочих факторов по этой статье составило 0,57% (0»29 — (-0.28)). По остальным статьям условно-постоянные издержек расчеты производятся аналогично.
По магазин №2 влияние изменения объема товарооборота представлено в приложении А.
Из данных, приведенных в приложении А, видно, что рост товарооборота вызвал рост условно-переменных издержек обращения на 64392 тыс. руб. При этом наибольшее влияние он оказал на такие статьи, как «Расходы на оплату труда», «Проценты за пользование кредитом» и «Отчисления но социальные нужды». Они увеличились за счет данного фактора на 23485 тыс. руб., 17300 тыс. руб. и 11406 тыс. руб. соответственно. Кроме того, увеличение объема товарооборота привело к значительному росту издержек по статьям «Расходы на перевозки» — на 9119 тыс. руб., и «Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения» — на 1492 тыс. руб. Остальные расходы, зависимые от объема товарооборота, возросли незначительно.
Рассматривая влияние объема товарооборота на условно-постоянные расходы предприятия, можно заметить, что рост товарооборота привел к снижению их уровня на 1,817% к обороту. При этом наиболее существенное снижение уровня наблюдается по статьям «Расходы на аренду и содержали зданий, сооружений, помещений и инвентаря» он снизился на 0,86% к обороту «Амортизация основных средств» на 0,08%, «Отчисления и затраты на ремонт основных средств» на 0,11%, и «Прочие расходы» снизились на 0,73% к обороту. Уровень издержек обращения по остальным условно-переменным статьям снизился незначительно.
Следующим этапом анализа издержек обращения является более детальное изучение влияния других факторов на их размер.
Так, помимо объема товарооборота влияние на расходы торгового предприятия оказывает изменение розничных цен на товары. Их повышение ведет к росту товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня издержек обращения. Прежде всего, для определения влияния изменения розничных цен на расходы предприятия необходимо их подразделить на зависящие и независящие от изменения розничных цен. К статьям издержек обращения не зависящих от изменения розничных цен на товары относятся такие статьи, как «Амортизация основных средств» сумма за 2001 год составила 3423 тыс. руб., «Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов» — 973 тыс. руб., «Расходы на рекламу» — 32 тыс. руб. и «Прочие расходы» — 31867 тыс. руб. Сумма составила 36266 тыс. руб. (3423 + 973 + 32+31867).
Так, по предприятию фактический розничный товарооборот в действующих ценах и сопоставимых за отчетный год соответственно 157 4133 тыс. руб. и 1028845 тыс. руб. Фактическая сумма издержек обращения не зависящих от изменения розничных цен на товары за отчетный период равна 36266 тыс. рублей. Определим уровень издержек не зависящих от изменения розничных цен:
— к товарообороту в действующих ценах 36266: 1574133 х 100 – 2,3%
— к товарообороту в сопоставимых ценах 36266: 1028845 х 100 – 3,5%
Таким образом, повышение розничных цен на товары снизило общий уровень издержек обращения торгового предприятия на 1,2% к обороту (2,3 -3,5), что составляет 18889 тыс. руб (1574133 х 1,2/100).
Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее также оказывает влияние на соответствующие статьи. При изменении тарифов (ставок) пересчет издержек обращения сопоставимые показатели производится по каждому виду расходов в отдельности путем деления фактического уровня издержек на индекс тарифов.
Анализ структуры издержек обращения по магазину №2 (табл. 6) показал, что наибольший рост уровня, а следовательно, и наибольший перерасход наблюдается по статье «Расходы на оплату труда». Расходы по данной статье во многом зависят от изменения средней заработной платы на предприятии. Влияние данного фактора на расходы на оплату труда можно рассчитать следующим образом:
1. определяем, во сколько раз увеличилась средняя заработная плата в отчетном году по сравнению с прошлым 124145/53079=2,3
2. находим уровень издержек по статье «Расходы на оплату труда» в сопоставимых ценах 3,88/2,3=1,69% где 3,88 — фактический уровень расходов по данной статье.
3. определяем влияние роста средней заработной платы на уровень издержек 3,88-1,69=2,19%
Таким образом, за счет роста средней заработной платы, издержки по статье «Расходы на оплату труда» увеличились на 2,19% к обороту или на 34474 тыс. руб. (2,19 х 1574133/100).
Значительный удельный вес в структуре издержек обращения – 0,79% товарообороту занимает статья «Проценты за пользование кредитом». Одной из причин, вызывающих увеличение данной статьи расходов является рост ставки процента за пользование кредитом. Однако помимо процентной ставки на расходы по данной статье определенное влияние оказывает изменение товарооборачиваемости. Так ускорение товарооборачиваемости по магазину №2 привело к дополнительной экономии оборотных средств, и как следствие уменьшились проценты за пользование кредитом. В результате этого по магазину №2 получена экономия в сумме 5901 тыс. руб. или 1,47% к товарообороту.
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения Практически не вызывает сомнения тот факт, что издержки обращения оказывают существенное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. Ведь именно издержки (точнее — их уровень в розничном товарообороте) определяют качественный уровень управления финансовой и хозяйственной деятельностью торгового предприятия, определяют величину важнейших показателей финансовых результатов: прибыли, рентабельности, ликвидности и других.
Основой формирования всех без исключения показателей работы торгового предприятия является розничный товарооборот. Следующим показателем, определяющим основу финансовых результатов является валовой доход. И, что бы перейти к рассмотрению прибыли, необходимо из валового дохода вычесть издержки обращения. Следовательно, чем точнее анализируются и планируются издержки обращения, чем экономнее они расходуются в процессе обеспечения розничного оборота, тем выше прибыльность торгового предприятия, тем выше его финансовая устойчивость, тем качественней система управления им. Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов и, самое главное, со стороны покупателей.
Руководство магазина №2 ОАО «Брест-сервис» вполне осознает всю важность процесса изучения, анализа и планирования основных показателей работы предприятия, в том числе издержек обращения. Для составления текущих и перспективных планов проводится глубокий анализ не только суммы издержек и их удельного веса в общем объеме розничного товарооборота, а также анализируются все факторы, которые так или иначе сказываются на величине издержек предприятия. На основании данных анализа определяются причины, вызвавшие те или иные отклонения от плановых показателей, чтобы определить основные направления оптимизации издержек обращения.
Основными путями снижения издержек обращения в торговом предприятии будут:
— Совершенствование коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости
— Совершенствование организации торговли и рост товарооборота
— Повышение эффективности использования производственных фондов и др.
К качественной характеристике коммерческой работы предприятия следует также отнести работу, связанную с определением оптимального размера партии поставок. Ведь от того, насколько точно рассчитана это величина зависит не только ускорение товарооборачиваемости, но и величина скидки предприятия изготовителя или оптового посредника (торговой базы, оптового магазина и др.).
Следовательно, необходимо точно соотносить расходы по хранению товарно-материальных ценностей с величиной оптовой скидки. При этом также следует учитывать расходы по завозу — транспортные расходы, расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами.
При точном проведении расчетов можно определить оптимальный размер партии каждого из поставщиков.
Экономия издержек обращения является одним из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создания наиболее благоприятных условий для самофинансирования предприятий.
Однако экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, направленных на сокращение издержек обращения торгового предприятия, не должны затрагивать те статьи расходов, которые связаны с обеспечением конечной стадии торгово-технологического процесса — обслуживание потребителя. А экономию следует осуществлять за счет снижения транспортных расходов, оптимизации коммерческих расходов, снижения потерь товарно-материальных ценностей, расходов на тару, повышения экономии топливно-энергетических ресурсов, совершенствование форм и методов оплаты труда торгово-производственного персонала (связь оплаты труда с итогами работы предприятия) и т.д.
Другим немаловажным направлением на пути совершенствования организации торговли является повышение качества обслуживания населения, которое достигается за счет совершенствования организации работы торгово-производственного персонала.
Повышение уровня материальной заинтересованности в совокупности с ростом качества системы организации торгового места способствует как росту производительности труда, так и снижению уровня издержек обращения.
Одним из существенных факторов, влияющих на сокращение издержек обращения, является повышение использования производственных фондов. Для изучения влияния этого фактора на сокращения издержек торгового предприятия следует вначале проанализировать эффективность использования основных фондов.
Результаты хозяйственной деятельности постоянно улучшается, что является результатом правильной организации торгово-закупочной деятельности и оптимизацией процесса продажи. При этом уровень отдачи капитала возрастает, равно, как возрастает и прибыльность продаж.
Повышение показателей эффективности работы предприятия практически всегда (при условии умелого и рачительного хозяйствования) сопровождается снижением издержек торгового предприятия. Следовательно, магазин № 2 при условии сохранения величины издержек предприятия. На основании данных анализа определяются причины, вызвавшие те или иные отклонения от плановых показателей, чтобы определить основные направления оптимизации издержек обращения.
Основными путями снижения издержек обращения в торговом предприятии будут:
— Совершенствование коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости;
— Совершенствование организации торговли и рост товарооборота;
— Повышение эффективности использования производственных фондов и др.;
К качественной характеристике коммерческой работы предприятия следует также отнести работу, связанную с определением оптимального размера партии поставок. Ведь от того, насколько точно рассчитана это величина зависит не только ускорение товарооборачиваемости, но и величина скидки предприятия изготовителя или оптового посредника (торговой базы, оптового магазина и др.).
Следовательно, необходимо точно соотносить расходы по хранению товарно-материальных ценностей с величиной оптовой скидки. При этом также следует учитывать расходы по завозу — транспортные расходы, расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами.
При точном проведении расчетов можно определить оптимальный размер партии каждого из поставщиков.
Экономия издержек обращения является одним из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создания наиболее благоприятных условий для самофинансирования предприятий.
Однако экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, направленных на сокращение издержек эффективности работы, сможет не только снизить издержки, но и оптимизировать их структуру.
3.2. Основные пути и резервы снижения издержек обращения Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов и, самое главное, со стороны покупателей.
Безусловно, на величину издержек обращения существенное влияние оказывает рост товарооборота.
Рост товарооборота и совершенствование его структуры является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия. Только сопутствующие товары могут привести (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) к изменению на 10-15 % розничного товарооборота торгового предприятия. При этом рост затрат, связанных с реализацией сопутствующих товаров, составит 8-9%. Таким образом, в результате увеличения предложения сопутствующих товаров есть возможность существенно увеличить розничный товарооборот с незначительным ростом издержек обращения.
Таблица 6. Экономия издержек обращения вследствие увеличения предложения сопутствующих товаров на 10% в магазине №2
Показатели
Товарооборот
Издержки обращения
Уровень издержек
Изменение, %
10
9
0,9
2001 год
1574133
206634
13,13
2001 год при условии увеличении предложения сопутствующих товаров
1731546
225231
13,01
Результат(+ / -)
+ 157413
— 918597
-0,12
Если применить этот подход к формированию товарооборота в магазине №2, то можно отметить следующее. В ходе роста товарооборота за счет увеличения предложения сопутствующих товаров только на 10% товарооборот увеличился бы до 1731546 тыс. руб.:
ТО1 = ТО х(100+У) /100
где Т/О1 — объем товарооборота с учетом предлагаемого изменения, тыс. руб. У — удельный вес предлагаемых товаров, %
продолжение
–PAGE_BREAK–