Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы и значение качества иконкурентоспособности продукции
1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособностипродукции предприятия
1.2 Методика проведения анализакачества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.3 Методологические основы управления качеством продукции
Выводы по Разделу 1
Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукциина предприятии ЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятияЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии
2.2 Анализ качества продукции предприятия ЧП ППП»ИСО-Энерготехнологии”
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия ЧПППП «ИСО-Энерготехнологии»
Выводы по Разделу 2
Раздел 3. Мероприятия по улучшению качества иконкурентоспособности продукции предприятия
3.1 Оценка имеющихся резервов повышения качества продукциина предприятии
3.2 Оценка имеющихся резервов повышенияконкурентоспособности продукции на предприятии
Рис.3.2 Анализ конкурентов
В таблице 3.2 представим оценку конкуре6нтов предприятия ЧПППП «ИСО-Энерготехнологии».
3.3 Предлагаемые мероприятия по улучшению качества иконкурентоспособности продукции предприятия
Выводы по Разделу 3
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темыопределяется необходимостью совершенствованияуправления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителейв условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активнымвхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростоми качественным усложнением запросов потребителей.
Для предприятий эта проблема имеет особое значение в силу: а)высокой социальной значимости продукции; б) все более ужесточающейся конкуренциимежду самими производителями; высокой вероятности агрессивной маркетинговой политикисо стороны зарубежных производителей в результате вступления Украины в ВТО.
С усилением конкуренции на рынке, и, как следствие, борьбы запотребителя, управление конкурентоспособностью продукции стало первостепенной задачейтоваропроизводителя, решение которой усложняется низким уровнем эффективности деятельностипредприятий и сравнительно низким платежеспособным спросом покупателей, что не стимулируетсоздание выгодных конкурентных позиций отечественной продукции, как на внутреннемрынке, так и на внешнем.
Особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностьюимеют предпочтения потребителей, их мотивы, ценности, стимулы и т.д., влияющие напроцесс совершения покупки и выбор товара. Следовательно, необходимы соответствующиереальной ситуации методы оценки конкурентоспособности продукции.
Целью дипломной работы является разработка теоретических положенийи методических рекомендаций по выявлению системы факторов, обоснованию критериеви показателей, дальнейшему развитию методов оценки качества и конкурентоспособностипродукции, применяемых в процессе управления на изучаемом предприятии и предложениямероприятий направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукциипредприятия ЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии», которое является объектом исследованияв данной работе.
Достижение поставленной цели вызвало необходимость постановкии решения в работе следующих задач:
выявить основные практические и теоретические проблемы управлениякачеством и конкурентоспособностью продукции на предприятии;
разработка мероприятий направленных на повышение качества и конкурентоспособностипродукции предприятия ЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии».
Предмет исследования дипломной работы — методы оценки, применяемыев процессе управления качеством и конкурентоспособностью продукции.
Объект исследования дипломной работы — предприятие ЧП ППП«ИСО-Энерготехнологии».
Теоретической и методологической основой работыпослужилирезультаты фундаментальных и прикладных научных работ. В качестве научных заделовиспользовались труды ученых по проблемам управления конкурентоспособностью, методамоценки конкурентоспособности, работы отечественных и зарубежных авторов, освещающихнаучно-практический опыт разработки указанных проблем.
Решение исследовательских задач проводилось с использованиемотечественных законодательных норм, программных документов государственных органоввласти, законодательных и нормативных актов по вопросам реформирования и повышенияэффективности производства пищевых продуктов.
В процессе исследования использовались методы: анализа, синтеза,индукции, дедукции, моделирования, сравнения, маркетинговых исследований, экономико-статистическийи др.
Научная и прикладная новизна работы состоит в разработке теоретическихи методических положений управления качеством и конкурентоспособностью продукциипредприятий в части систематизации факторов, обоснования критериев, показателейи развития методов оценки, что позволяет учитывать особенности поведения потребителей.
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и научно-методическиерезультаты исследования доведены до конкретных практических рекомендаций по повышениюкачества и конкурентоспособности продукции предприятия с учетом особенностей поведенияпотребителей на основе развития соответствующих методов оценки. В частности, реализациярекомендаций по совершенствованию сбытовой сети, стимулирования потребителей, политикикоммуникаций и методов ценообразования.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения,списка использованных источников и приложений.
Раздел 1. Теоретические основы и значение качестваи конкурентоспособности продукции1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособностипродукции предприятия
Конкуренция как основа рыночной экономики- это мощный стимул экономического роста.
Главное содержание конкуренции — борьбаза «кошелек» потребителя на основе полного удовлетворения потребностей.Для успешного конкурентного противоборства предпринимателю необходимо не толькопроизводить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее техническийуровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижениеновых, более качественных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает,что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикойхарактеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективнозависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств,но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риски т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики[28].
Существуют следующие несхожие рыночныеситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренцияи олигополия.
Для правильного выбора стратегии конкуренциикаждой организации необходимо владеть методикой оценки своей конкурентоспособности,а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые свойственнысамому рынку товаров и услуг, и присущим ему конкурентным отношениям. Проблема качестваи конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер.От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальнойжизни любой страны, практически любого потребителя. Объективный фактор, объясняющиймногие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихсятемпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причиныповышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, сдругой, — это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество, — концентрированное выражениевсей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускатьи сбывать товары и услуги [28].
Качество— синтетический показатель, отражающий совокупноепроявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономикидо умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любойхозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условияхоткрытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы,которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативностиих хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны [8, c.116].
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителейпод угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целомконкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результатыих деятельности.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становитсяэффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров,испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижаетего возможности.
Происходящий в Украине с большими трудностями переход к рыночнойэкономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, чтоесли не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень идинамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.
Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческогоуспеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствиетовара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным,техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим ииным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровеньзатрат потребителя за время его эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекспотребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успехна рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкогопредложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители,то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий,объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийсяна рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественныхпотребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяетего личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который наиболееполно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодногосбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентовмежду собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четкопривязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателяимеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей,конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворитьсвою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это техническидостаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации(платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (еслиэто товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньгина его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят издвух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением,называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажнойцены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажнаяцена занимает не более 20%, грузового автомобиля — 15%, магистрального самолета10-12%, бытового холодильника — примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособенне тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которогоминимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя [20, c.25].
Однако этот экономический показатель при всей его важности неисчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособностизависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях,а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Таким образом, конкурентоспособность определяется только темисвойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно,гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящиеза рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как неимеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
1.2 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособностипродукции предприятия
В силу многоаспектности применения категории «конкурентоспособность»в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений,подчас противоречащих друг другу.
Так, Романов А.Н. предлагает следующее определение конкурентоспособности:”.под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых)характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именноэтого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов”[16, с.167].
Словари дают следующие толкования этого слова:
1) «конкурентоспособность товара — совокупность потребительскихсвойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степении уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение иэксплуатацию» [3, с.107];
2) «конкурентоспособность товара — способность продукциибыть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиямианалогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественныхи стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам»[18, с.106].
По моему мнению, все эти определения имеют один общий недостаток,представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойствтовара и, не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение:«качество/цена потребления».
Определение, данноеГорбашко Е.А., а именно: “…конкурентоспособность товара — это такой уровеньего экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяетвыдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащаякомплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационныхи экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительскихсвойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностямс учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессепроизводительного и (или) личного потребления”, — более точно отражает сущностьданной категории [8, с.7].
Рассмотрим отдельно все составляющиепоказатели конкурентоспособности продукции.
Технические показатели продукции определяютсяоценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современнымтребованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболееполно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом)уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у насв стране, так и за рубежом.
Основные требования потребителей к техническимпоказателям находят отражение в национальных и международных стандартах.
Под стандартизацией понимают разработкуи установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции,способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которымопределяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Онявляется не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включаютв себя полную характеристику продукции и содержат технические условия на его изготовление,правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. Приоценке качества продукции, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.Соответствие стандартам — регламентируемый потребительский параметр, нарушение которогосводит конкурентоспособность продукции к нулю.
В каждой стране существует своя системастандартизации продукции, соответствующая степени развития национальной экономики,науки, техники и технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграциинациональной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничестватоваропроизводителей все большее значение приобретают развитие международной стандартизацияпродукции и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиямкачества продукции.
Международные стандарты устраняют ограниченность,разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этихцелях функционирует специально созданная Международная организация стандартизации(ISO — International Organisation for Standardisation).
Международный координационный центрпо стандартизации — постоянно действующее Совещание правительственных должностныхлиц при Европейской Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендацииправительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важныхдля международной торговли.
Качество товара — это степень достижения установленного техническогоуровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либоорганолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиямис использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.
Техническая конкурентоспособность товаров- показатель весьма гибкий я динамичный. Он перманентно меняется в соответствиис темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так иу ведущих мировых производителей той или иной продукции.
качество конкурентоспособность продукция управление
Коммерческие условия. К основным показателям,определяющим коммерческие условия конкурентоспособности продукции, относятся:
Ценовые показатели;
Показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемуюпродукцию;
Показатели, характеризующие особенности действующей на рынкепроизводителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнениеобязательств и гарантий.
1. Уровень цены производства непосредственнымобразом определяет ценовую конкурентоспособность продукции. Понятно, что чем нижеэтот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимойпродукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничествес другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровеньцены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетомданных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособностипроизводимых товаров.
Такая же картина просматривается и свыполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем болееони соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентномсоперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касаетсясроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетови платежей за осуществляемые поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые насебя изготовителем продукции гарантии и ответственность за выполнение обязательствпо поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
Организационные условия приобретенияи использования продукции потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческихпоказателей его конкурентоспособности. К ним относятся:
Обеспечение максимально возможного приближения продавцов товарак покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень егоцены;
Доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом,но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставкипродукции лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами,правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документамив этой области;
Расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителямс гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляетпродавцу продукции обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособностьтовара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствуеттому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервиснойслужбы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленнойфирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следоватьосновным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:
1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальныйуровень сервиса для каждого сегмента рынка;
2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателя всепреимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;
3) четкая система поставки запчастей;
4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;
5) обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителястандартов обслуживания.
Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний- на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис заключается в устранениинеполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние,опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегарантийногосервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные ремонты и капитальный ремонт,снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники.По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительноеобучение персонала. Задача послегарантийного ремонта — сократить простои оборудования,увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в конечном счете,завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимойпродукции.
Развитие рекламы и технической информациина высоком качественном и организационном уровнях. Необходимо помнить, что главнымэлементом рекламы, определяющим ее эффективность для товара производственного назначения,является, прежде всего, содержательность рекламного текста, его информативностьи доказательность, безусловная достоверность в отличие от рекламы для товаров индивидуальногопотребления. В ней рекламный текст, более эмоциональный, несложный для восприятия,зачастую приукрашенный, а «имидж» товара, его образ нередко не связан,в общем, с его потребительскими свойствами. Главная цель рекламной работы — привлечьк товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность [20, с.39].
Формирование спроса и стимулированиесбыта — ФОССТИС как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное местона рынке сбыта товара. Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщитьпотенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях,которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару состороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей в случае,если они не будут удовлетворены покупкой. Главная задача организации ФОС — введениена рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности и намеченного объемапродаж.
Задача же стимулирования сбыта (СТИС)- побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению большихпартий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулированиясбыта особенно важна, когда на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров,мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обещает покупателюощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара,регулярности покупок определенного числа изделий («бонусные» скидки).При стимулировании сбыта часто используются послепродажные, сопутствующие«подарки», бесплатное распространение образцов товара, бесплатная передачатовара во временное пользование «на пробу» за реализацию крупных партийтовара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь. Большоезначение имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационныхмер по введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.
Экономические условия потребления. По экономическим условиямпотребления конкурентоспособность к основным показателям следует отнести:
Энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицувыпускаемой продукции или совершаемой работы;
Стоимость сырья и эксплуатационных материалов;
Уровень безотходности используемых технологий;
Надежность, периодичность и стоимость ремонтов, стоимость запасныхчастей;
Численность обслуживающего персонала и его квалификация.
Путем совокупного подсчета затрат на оплату энергии и сырья,оценки стоимости обслуживания и ремонтов, расчет расходов на оплату обслуживающегоперсонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара.Для готовой продукции, и прежде всего для машин и оборудования, издержки потребленияопределяются на весь период эксплуатации, а для сырьевых товаров — на единицу ихвеса, объема и стоимости.
В результате воздействия всей совокупностиприведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, решающимобразом влияющая на его конкурентоспособность.
Полная цена потребления складываетсяиз цены, уплаченной потребителем при приобретении товара, и издержек потребления.При этом учитываются выплачиваемые покупателем таможенные пошлины, налоги и сборы,а также выплаты по полученным кредитам.
Общая эмпирическая формула конкурентоспособноститовара имеет вид:
Конкурентоспособность = Качество + Цена+ Обслуживание (1.1)
Конкурентоспособность продукции — понятиеотносительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальнаяконкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками,так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.
При оценке конкурентоспособности экспортируемыхотечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточностьтехнической и экономической информации, так как изготовителями в основном используютсяпроспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнениизаказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителямсетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления уконкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.
На рынке продукции конкурентоспособностьрассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателяпрежде всего интересует эффективность потребления (Эп), определяемаякак отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойствтовара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно,условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:
Эп = P/С ® max (1.2)
В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственныхинтересах. Рентабельность его собственной деятельности — основное условие коммерческогоуспеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству,условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительныесредства, выделяемые им из прибыли.
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимостьее количественной оценки.
Практически по каждому анализируемому товару должна быть свояметодика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формированиясоответствующего товарного рынка и основные тенденции научно — технического прогресса.
Оценка конкурентоспособности продукции производится путем сопоставленияпараметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнениямогут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетическийобразец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [19, с.14].
Начальным этапом оценки конкурентоспособности продукции являетсяопределение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определенияположения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнениепо главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбытатовара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающейсведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамикуспроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристиктовара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентамив удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценитьконкурентоспособность товара.
Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических и методическихподходах оценки конкурентоспособности не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособностьтовара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зренияпроизводителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущуюконкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положениепредприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, котораязависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.
Для оценки конкурентоспособности продукции можно использоватьаналитические и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести:
· Модель Розенберга;
· Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
· Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
· Модель с идеальной точкой;
· Методика Гребнева.
Графические методы оценки конкурентоспособности включают:
· Матрица БКГ;
· Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
· Построение карт стратегических групп;
· Матрица Портера.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оцениваюттовары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [10,с.32].
Она выражается формулой:
Аj =/>jIij, (1.3)
где Аj — субъективная пригодностьтовара (отношение к товару);
Vj — важность мотива для потребителя;
Iij — субъективная оценкапригодности товара для удовлетворения мотива i.
С точки зрения работы с товаром использование модели связанос множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить,оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемыхне дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нетсравнения с идеальными характеристиками.
Положительной стороной данного метода является то, что каждомутовару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчаетсравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособенпродукт.
При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяютотдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми,эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
Qi =/>, (1.4)
где Qi — показатель конкурентоспособностипо i-му параметру;
Pi — величина i-го параметра товара;
Pi0 — величинаi-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности(сводный индекс конкурентоспособности):
К = />, (1.5)
где n — число оцениваемых параметров;
αi — вес i-го параметра.
Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по наборуоценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформироватьнекий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров даннойгруппы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этогоидеала.
При оценке конкурентоспособности конкретного товара его можносравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которыхтакже было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод обих сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится толькос каким-то продуктом-конкурентом, то К1 — превосходит. При равной конкурентоспособностиК=1.
При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемыйтовар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались дляодной группы потребителей [6, с.27].
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, чтов нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:
Qj =/>k |Bjk — Ik|r, (1.6)
где Qj — оценка потребителямимарки j;
Wk — важность характеристикиk (k=1,…,n);
Bjk — оценка характеристикиk марки j с точки зрения потребителей;
Ik — идеальное значение характеристикиk марки j с точки зрения потребителей;
r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничнуюпользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае,если его удаление от идеальной точки меньше [10, с.64].
Преимущества метода заключаются в том, что он дает представлениеоб идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклоненияданной оценки от идеальной величины.
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается,что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающаястепень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критериемконкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнениюс конкурентом:
B0i = />, (1.7)
где М0 — объем продаж данного товара за определенныйпериод;
М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что воснове оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективнымивзглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что в данномметоде учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих,нормативно-правовых.
Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребневавключаетследующие этапы:
1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупностьпоказателей его качества.
2. Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей(параметров качества).
3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметрапутем опроса эксперта.
4. Формирование модели эталона, т.е. образца товара в разрезевыбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.
5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качествапо своему изделию и по изделию конкурентов.
6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своеготовара и товара конкурентов по формулам:
К = />, (1.8)
К = />, (1.9)
Где n/> — количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и поизделию конкурента;
n/> — количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.
7. Расчет цены потребления своего товара и определение цены потреблениятовара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходовв период пользования товара.
8. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности своеготовара по формуле:
/> (1.10)
9. Если товар планируется экспортировать, то необходима проверкавыбранных параметров качества на соответствие интернациональным или национальнымстандартам предполагаемого импортера. Если хотя бы один из нормативных параметровне соответствует установленному стандарту, необходимо такое несоответствие устранить.
/>/>, (1.11)
где Пк — произведение всех показателей:
Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,
Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствуетстандарту.
Считается, что если коэффициент конкурентоспособности меньшеединицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный товар, инеобходимо изменить его технические и экономические характеристики. Более того,считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть увереннымв успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, чтопредприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорито верности выбранного направления действия фирмы на рынке.
В основе построения матрицы Бостонской консалтинговой группылежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущностьоценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: погоризонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали- относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Преимущество метода заключаетсяв том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяетобеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатками метода являются исключениепроведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являютсяпривлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складываетсяиз характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий.Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциаломпродукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников.
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемоготовара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработатьстратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.
К недостаткам модели можно отнести следующие:
1. Определение факторов модели требует большого количества информации, котораячаще всего бывает просто недоступна.
2. Трудно количественно оценить качественные характеристики.
3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.
Карта стратегических группхарактеризует позиционированиепредприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования,т.е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеетили желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменнымпозиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На картунаносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а такжеего главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
а) совпадения позиций предприятия и его конкурентов в конкуренциина рынке;
б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов иих опасности;
На основании данного анализа принимается решение о необходимостиперепозиционирования предприятия относительно конкурентов и его направления.
Матрица Портерапостроена на основе концепции конкурентнойстратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностейпокупателей, но и конкурирующие силы рынка [14, с.370].
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позициипредприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.1.1). Преимущество товара Преимущество себестоимости Вся отрасль Дифференцированность Лидерство по затратам Один сегмент рынка Концентрация на сегменте
Рис.1.1 Матрица Портера
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должныбыть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличатьсяот продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
3. Концентрация на сегменте: обработка одного или несколькихсегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, илитого и другого вместе.
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношениюк конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций.
Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна прибыстрых изменениях рыночных условий.
Таким образом, основным недостатком рассмотренных методов являетсяих ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих наконкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается выводоб уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложными трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособностипредприятия используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощьюэкспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полногопредставления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособноститовара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.1.3 Методологические основы управления качеством продукции
Под управлением качеством понимают воздействие на производственныйпроцесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управлениявключает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления(на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления(производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия — на«механизме», «технологии» управлении качеством.
Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляетсяпутем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качествомособое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемыхв теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управлениекачеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующихна производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулироватьконцепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем,в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управлениякачеством).
Качество продукции и цена потребления — важные и главные, ноне единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой уровняконкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированиюситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние междуспросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламнойдеятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции являетсяглавным конкурентообразующим фактором.
Достижение одновременного улучшения качества и цены потребленияпродажной цены и цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможнов условиях организации системы управления известной как “всеобщее руководство качеством”.
Регулирующая роль рынка, как известно, чрезвычайно жесткая: предприятия,которые не уделяют должного внимания качеству товара, рынок уничтожает. Разрушаютсяцелые отрасли, не выдерживая конкуренции с западными и восточными фирмами, несмотряна протекционистскую таможенную политику государств.
Качество, как стратегия реформ, должно стоять выше приватизации,выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки.Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того,инвестиции без гарантий качества — потерянные деньги.
Инвестиции в качество должны быть направлены, прежде всего, налюдей. Изменение взглядов, принципов, получение новых знаний — самая главная сегоднязадача. Закупка современных технологий, модернизация производства оправдана толькотогда, когда в результате будет выпускаться качественная конкурентоспособная продукция.
В условиях укрепления в Украине открытой рыночной экономики борьбаза потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособныхтоваров. Конкурентоспособность товара — это такой уровень его экономических, техническихи эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать конкуренцию с другимианалогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность — сравнительнаяхарактеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных,коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленныхтребований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данноготовара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затратна их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительногои (или) личного потребления. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособноститовара, составляя его «стержень», основу.
Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учетаизготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качествак преимущественно организационно-экономическим мерам управления качеством, переходак гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативнее реагироватьна меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организацииработы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.
Проблема повышения качества — одна из главных задач развитияэкономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношениистранах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность,дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателяосновными критериями при совершении покупки, и, следовательно, определяют успехили неуспех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новыетребования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемостьлюбой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнемконкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием несколькихдесятков факторов, среди которых можно выделить два основных — уровень цены и качествопродукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Новейшийподход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качествоявляется самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременнос этим — снижения издержек производства.
Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупноепроявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономикидо умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любойхозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условияхоткрытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы,которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатомих хозяйственной деятельности.
Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции,которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.Являясь продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как состоимостью, так и с потребительской стоимостью.
Потребительная стоимость характеризует способность вещи удовлетворятьопределенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различнойстепени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительнойстоимости, степень ее пригодности и полезности.
Качество продукции оценивается на основе количественного измеренияопределяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественнойоценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространенаклассификация свойств товаров по следующим группам, которые дают соответствующиепоказатели качества:
показатели назначения товара,
показатели надежности,
показатели технологичности,
показатели стандартизации и унификации,
эргономические показатели,
эстетические показатели,
показатели транспортабельности,
патентно-правовые показатели,
экологические показатели,
показатели безопасности.
В последние годы все большее значение приобретают и такие свойстваи характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологическиепоказатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей средыи основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаныс учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические,антропометрические, физиологические, психологические и другие требования. Эстетическиепоказатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность,выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.
Система управления качеством продукции, созданная в соответствиисо стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытанийпродукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управлениякачеством от проектирования до эксплуатации.
Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 — установлениеединого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке системобеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и еепоставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиватьсяжесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этихтребований.
Украинский классификатор нормативных документов (ДК 004-2003)имеет следующую классификацию:
03.120 Качество
03.120.01 Качество вообще
03.120.10 Управление качествоми обеспечение качества
03.120.20 Сертификация продукциии предприятий. Оценка соответствия
03.120.30 Применение статистическихметодов
03.120.99 Прочие стандартыотносительно качества
Таким образом, стандарты серии ISO 9000 в определенном смысле — вершина, вобравшаяв себя значительную часть мирового опыта стандартизации качества. Очевидно, чтоэффективное применение МС ИСО серии 9000 возможно только с использованием всех составляющихэтого опыта.Выводы по Разделу 1
1. Начальным этапом оценки конкурентоспособности продукции являетсяопределение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определенияположения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнениепо главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбытатовара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающейсведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамикуспроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
2. Себестоимость продукции являетсякачественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственнойдеятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимостьпродукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы,топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию, так и всему обществу.
3. Конкурентоспособность продукции- понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов,однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении,как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.
4. Место возникновения затрат — это структурные единицы и подразделенияпредприятия (цех, отделения, бригада, ферма, рабочие места, отделы, производства)или хозяйственный или географический сегмент, где происходит потребление производственныхресурсов и по которым организуются планирование и учет затрат производства для контроляи управления ими.
5. Под управлением качеством понимают воздействие на производственныйпроцесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управлениявключает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления(на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления(производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия — на«механизме», «технологии» управлении качеством.
Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособностипродукции на предприятии ЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии»2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятияЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии
Частное предприятие ППП „ИСО-Энерготехнологии“ являетсяюридическим лицом (Приложение А, Б). Частное предприятие ППП „ИСО-Энерготехнологии“является плательщиком налога на прибыль предприятия и других обязательных налогови платежей (Приложение В, Г). Бухгалтерский учет ведет без помощи компьютера (вручную).Имеет журнально-ордерную систему учета. Предприятие является крупным.
Согласно Уставу (Приложение Д) занимается следующими видами деятельности:
строительные работы;
проектные работы;
электромонтажные работы;
электрические работы;
торгово-посредническая деятельность;
оптово-розничная торговля, в том числе торговля через собственныефирменные, коммерческие магазины, включая комиссионную торговлю, выносная и выезднаяторговля;
организация рынков, торговли на них.
Организационная структура частного предприятия „ППП ИСО-Энерготехнологии“представлена на рис.2.1./> />
Рис.2.1 Организационная структура частного предприятия ППП „ИСО-Энерготехнологии“
Как видно из рис.2.1, все работники частного предприятия ППП»ИСО-Энерготехнологии” подчиняются директору. Под его руководством, преждевсего, находится главный инженер и экономист. В подчинении у экономиста по финансовойработе — главный бухгалтер и юрист.
Предприятие ЧП ППП «ИСО-Энерготехнологии» уплачиваетследующие виды налогов:
налог на прибыль;
налог на добавленную стоимость;
налог с доходов физических лиц;
коммунальный налог;
земельный налог;
налог с владельцев транспортных средств.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЧП«ППП ИСО-Энерготехнологии» за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия ЧП «ППП ИСО-Энерготехнологии» за 2007-2009 гг.Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения по отношению к 2009 году, тыс. грн. Изменения по отношению к 2009 году, % 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Капитал (состоянием на конец периода), тыс. грн. 1.1 Собственный капитал: 16253,9 18076,3 18359,3 2105,4 283,0 112,95 101,57 – в том числе: собственный оборотный капитал 16253,9 18076,3 18359,3 2105,4 283,0 112,95 101,57 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1758,1 1415,8 448,8 -1309,3 -967,0 25,53 31,7 1.2 Заемный капитал 766,8 212,5 106,3 -660,5 -106,2 13,86 50,02 – в том числе: текущие обязательства по расчетам 766,8 212,5 106,3 -660,5 -106,2 13,86 50,02 2. Ресурсы 2.1 Среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности, тыс. грн. 13320,9 13323,0 13110,2 -210,7 -212,8 98,42 98,4 2.2 Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. грн. 2752,3 3319,6 2697,2 -55,1 -622,4 98,0 81,25 – в том числе: запасов 371,7 405,2 286,8 -84,9 -118,4 77,16 70,78 2.3 Среднегодовая численность работников, чел. 23,0 25,0 25,0 2,0 0,0 108,7 100,0 2.4 Фонд оплаты труда, тыс. грн. 17,1 21,5 30,0 12,9 8,5 175,44 139,53 3. Экономические показатели 3.1 Выручка от реализации, тыс. грн. 6636,7 7049,5 7638,1 1001,4 588,6 115,09 108,35 3.2 Объем выпуска продукции, тыс. грн. 6636,7 7049,5 7638,1 1001,4 588,6 115,09 108,35 3.3 Производственная себестоимость продукции, тыс. грн. 4000,9 4771,1 5247,9 1247 476,8 131,17 109,99 3.4 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн. 4000,9 4771,1 5247,9 1247,0 476,8 131,17 109,99 3.5 Расходы, тыс. грн.: от операционной деятельности 9,7 0,8 412,2 402,5 411,4 4249,48 51525,0 – от инвестиционной деятельности – от финансовой деятельности – 7,8 522,2 522,2 514,4 100,0 6694,87 3.6 Расходы на 1 грн. выручки от реализации, коп. 60,0 68,0 81,0 21,0 13,0 135,0 119,12 3.7 Прибыль (убыток), тыс. грн.: – валовая прибыль (убыток) 1529,7 1103,4 1117,2 -412,5 13,8 73,03 101,25 – от операционной деятельности 1047,7 331,3 119,2 -928,5 -212,1 11,38 35,98 – от обычной деятельности до налогообложения 1215,9 415,5 401,6 -1617,5 -817,1 -33,03 -96,65 – от обычной деятельности 911,9 311,6 401,6 -1313,5 -713,2 -44,04 -128,88 – чистая прибыль (убыток) 911,9 311,6 401,6 -1313,5 -713,2 -44,04 -128,88 3.8 Производительность труда, грн. 288,6 282,0 305,5 16,9 23,5 105,86 108,33 3.9 Среднемесячная заработная плата, грн. 745,0 860,0 1200,0 455,0 340,0 161,07 139,53 3.10. Фондоотдача 40,2 41,5 43,6 3,4 2,1 108,46 105,06 3.11. Рентабельность, % – продажи 4,39 15,3 – -4,39 -15,3 100,0 100,0 – основных средств 14,6 42,8 – -14,6 -42,8 100,0 100,0 – оборотных активов 3,0 10,7 – -3 -10,7 100,0 100,0 – производственных ресурсов 0,4 1,3 – -0,4 -1,3 100,0 100,0 – трудовых ресурсов 0,025 0,08 – -0,025 -0,08 100,0 100,0 – хозяйственных ресурсов 0,4 1,3 – -0,4 -1,3 100,0 100,0 – расходов 4,4 15,3 – -4,4 -15,3 100,0 100,0 – активов 3,0 10,7 – -3 -10,7 100,0 100,0 – собственного капитала 17,8 58,0 – -17,8 -58 100,0 100,0 – собственного оборотного капитала 17,8 58,0 – -17,8 -58 100,0 100,0 – перманентного капитала – – – – – – – – авансированного капитала – – – – – – – 3.12. Оборачиваемость оборотных активов (товаров): дни 18,4 19,7 15,7 -2,7 -4,0 85,33 79,7 – количество оборотов 1,8 1,9 1,5 -0,3 -0,4 83,33 78,95 4. Финансовые коэффициенты – автономности 1,1 0,9 1,3 0,2 0,4 118,18 144,44 – маневрирования 2,4 2,5 1,8 -0,6 -0,7 75,0 72,0 – финансовой зависимости 7,8 8,9 8,5 0,7 -0,4 108,97 95,5 – абсолютной ликвидности 0,21 0,18 0,15 -0,06 -0,03 71,43 83,33 – срочной ликвидности 8,7 8,5 8,4 -0,3 -0,1 96,55 98,82 – общей ликвидности 0,52 0,56 0,48 -0,04 -0,08 92,31 85,71 – трансформации капитала 1,5 1,8 2,4 0,9 0,6 160,0 133,33 Продолжительность операционного цикла, дни 32,0 34,0 31,0 -1,0 -3,0 96,85 91,18 Продолжительность финансового цикла, дни 40,0 43,0 39,0 -1,0 -4,0 97,5 90,7 Период окупаемости капитала 158,0 159,0 142,0 -16,0 -17,0 89,87 89,31 Показатель вероятности банкротства 1,69 1,87 2,6 0,91 0,73 153,85 139,04
Из таблицы 2.1 видны изменения основных финансово-экономическихпоказателей деятельности предприятия ЧП «ППП ИСО-Энерготехнологии». Какпоказал анализ финансового состояния ЧП «ППП ИСО-Энерготехнологии», деятельностьможно охарактеризовать положительно. Анализируя деятельность предприятия за 2007-2009года, установлено, что состояние предприятия финансово устойчиво, но не всегда рентабельно.Предприятие увеличило свои активы, снизило затраты производства, вследствие чегоуменьшилась производственная себестоимость, которая привела к увеличению чистойприбыли в 2007 году.
Собственный капитал предприятия увеличился в 2008 году на 2105,4тыс. грн., а в 2009 году — на 283,0 тыс. грн. Это связано с увеличением уставногокапитала.
Нераспределенная прибыль снизилась в 2008 году на 1309,3 тыс.грн., затем в 2009 году снизилась на 967,0 тыс. грн. Это связно со снижением объемапроизводства и реализации продукции предприятия.
Заемный капитал предприятия снизился в 2008 году на 660,5 тыс.грн., а через год, в 2009 году еще на 106,2 тыс. грн. Это произошло в связи с погашениемзадолженности по кредитам перед банковскими учреждениями.
Среднегодовая стоимость основных средств снизилась в 2008 годуна 210,7 тыс. грн., через год, в 2009 году — еще на 212,8 тыс. грн. Это связаносо списанием основных средств предприятия вследствие его износа.
Выручка от реализации увеличилась в 2008 году на 1001,4 тыс.грн., а через год, в 2009 году еще на 588,6 тыс. грн. Это связано с увеличениемобъема производства и реализации продукции.
Себестоимость реализации также увеличилась в 2008 году на 1247,0тыс. грн., через год, в 2009 году еще на 476,8 тыс. грн. Причинами этому могут бытьувеличение цен на сырье, материалы и т.д., увеличение производства продукции.
Численность работников возросла незначительно, на 2 человекав 2008 году, но среднегодовая заработная плата, несмотря на это, увеличивалась изгода в год. Это говорит о том, что на предприятие было принято еще 2 работника,и были повышения заработной платы.
Расходы операционной деятельности увеличились в 2008 году на402,5 тыс. грн., в 2009 году еще на 411,4 тыс. грн. Это связано с увеличением стоимостинеобходимых ресурсов.
Расходы инвестиционной деятельности на предприятии отсутствуют.
Расходы от финансовой деятельности увеличились в 2009 году на514,4 тыс. грн. по сравнению с 2008 годом. В 2007 году такие расходы отсутствовали.Причиной повышения расходов от финансовой деятельности послужили увеличение выплаченныхпроцентов акционерам предприятия.
Валовая прибыль снизилась в 2008 году на 412,5 тыс. грн., а черезгод, в 2009 году увеличилась на 13,8 тыс. грн. Это связано с увеличение объема реализациипродукции.
Прибыль от операционной деятельности снизилась в 2008 году на928,5 тыс. грн., а через год, в 2009 году — еще на 212,1 тыс. грн. Это связано сувеличением себестоимости продукции предприятия.
Прибыль от обычной деятельности снизилась в 2008 году на 1617,5тыс. грн., а через год, в 2009 году еще на 817,1 тыс. грн.
Чистая прибыль снизилась в 2008 году на 1313,5 тыс. грн., а черезгод, в 2009 году чистая прибыль снизилась на 713,2 тыс. грн., что является отрицательнымаспектом для предприятия. Следует заметить, что убыток предприятие получило в целомза год. Но в отдельных кварталах 2009 года у предприятия бала прибыль и был уплаченналог на прибыль.
Производительность труда работников предприятия в 2008 году увеличиваласьна 16,9 грн., затем, в 2009 году — еще на 23,5 грн. Это связано с увеличением объемапроизводства продукции.
Фондоотдача увеличивалась из года в год: сначала в 2008 годуна 3,4, затем, в 2009 году — на 2,1. Это связано со снижением износа основных средствпредприятия.
Предприятие в 2007 году получило прибыль в размере 911,9 тыс.грн. В 2008 году предприятие получило прибыль в размере 311,6 тыс. грн. В 2009 годупредприятие получило убыток в размере 401,6 тыс. грн. В связи с этим, показателирентабельности рассчитывались только в 2007 и 2008 годах.
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятияЧП «ППП ИСО-Энерготехнологии» начинается с оценки финансового состоянияпо данным баланса.
Сравнительный анализ активов баланса предприятия ЧП «ПППИСО-Энерготехнологии» за 2007-2009 гг. представлен в таблице 2.2.