Контрольная работа по учебной дисциплине Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности На тему: «Анализ качества и конкурентоспособности продукции» Анализ качества произведенной продукции. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличение
суммы прибыли не только за счет объема продаж , но и за счет более высоких цен. Качество продукции понятие , которое характеризует параметрические , эксплуатационные , потребительские , технологические , дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации , надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; средневзвешенный балл продукции; средний коэффициент сортности; удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции , соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции , в том числе в высокоразвитые промышленные страны. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств : полезность
(жирность молока , зольность угля, содержание железа в руде , содержание белка в продуктах питания); надежность (долговечность , безотказность в работе); технологичность , т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость , энергоемкость); эстетичность изделий. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию , объем и удельный вес забракованной продукции , потери от брака и др. Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин , оборудования и другой техники , а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981г. Существовавшая система аттестации в 1993г. с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации. Стандартизация – деятельность по установлению норм , правил , характеристик. В Российской Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты) , СТП (стандарты предприятия).
Они содержат требования , по которым осуществляется сертификация. Сертификация деятельность , направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В Российской Федерации существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям). Стандарты сертификатов следующие: 1. ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества , предупреждения
дефектов продукции как на стадии разработки , так и на стадии изготовления; 2. БИП бездефектное изготовление продукции; 3. КСУКП – комплексная система управления качеством продукции. Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества , а потом определяется продукция по категориям : Продукция 1-ой категории , продукция определенных полезных качеств , но ниже мировых стандартов
; Продукция 2-ой категории , используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция , оцениваемая по 2-ой категории , подлежит снятию с производства; Там , где продукция не оценивается по категориям качества , используется показатель сортности. Сортность – тоже характеризует качество , но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности , подтверждая уровень качества. По продукции , качество которой характеризуется сортом или кондицией , рассчитываются следующие показатели: доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности ; средневзвешенная цена в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции
по цене 1 сорта . Существенными задачами анализа качества являются : изучение динамики перечисленных показателей; выполнение плана по их уровню; причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции ; определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия . Выпуск товарной продукции ( ТП ), выручку от реализации продукции ( ВР) и прибыль ( П ) : ТП = ( Ц1 – Ц0 ) х К1 , ВР = (
Ц1 – Ц0) х VРП1 , П = [ (Ц1 – Ц0) х VРП1] – [(С1 – С0 ) х VРП1] , где Ц0 и Ц1 соответственно цена изделия до и после изменения качества ; С0 и С1 соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества ; К1 количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
Брак является косвенным показателем качества продукции , который делится на исправимый и неисправимый , внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия , уменьшению объема товарной и реализованной продукции , снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции , определяют потери от брака. Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению . Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья , низкий уровень технологии и организации производства , квалификация рабочих , аритмичность производства и другие. Задача Исходные данные: В табл.1 имеются данные для оценки выполнения плана по сортности продукции.
Требуется рассчитать : – коэффициент сортности; – плановую и фактическую средневзвешенную цену; – влияние изменения количества выпущенных изделий на стоимость продукции методом разниц процентов в табл.2 – по результатам расчетов составить баланс отклонений и сделать выводы. Расчет: Таблица 1 Сорт продукции Цена за единицу, руб. Количество выпущенных изделий , тыс.шт. Выпуск продукции в отчетном году, тыс.р.
По цене 1 сорта План Факт План Факт План Факт I II III 350 280 250 16000 4000 1000 18000 3500 800 5600 1120 250 6300 980 200 5600 1400 350 6300 1225 280 Итого: – 21000 22300 6970 7480 7350 7805 1. Коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству: по плану: Ксорт. = 16000/21000 =0,76 фактически: Ксорт. = 18000/22300 = 0,81 б) отношением стоимости продукции
всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта. по плану: Ксорт. = 6970/ 7350 =0,95 фактически: Ксорт. = 7480/ 7805 = 0,96 выполнение плана по качеству = 0,96/0,95х100%=101,05%