–PAGE_BREAK–3. Относительность конкурентного преимущества проявляется в привязанности к конкретным условиям и причинам. Например, конкурентное преимущество фирма может иметь на внутреннем рынке и не иметь его на внешнем зарубежном рынке.
Другой характеристикой конкурентного преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов.
Основу конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в современных условиях должны составлять конкурентные преимущества высшего порядка, которые очень сложно скопировать конкурентам, и четко разработанная конкурентная стратегия.
Цель каждой стратегии – достичь конкурентного преимущества на конкретном рынке и ее девиз «быть непохожим на других». Стратегия предприятия определяет его конкурентную позицию на конкретном рынке и ведет к стабильному конкурентному преимуществу.
Конкурентоспособность предприятия включает: с одной стороны, совокупность характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемым в процессе производства, а с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, (законодательство; финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов; отраслевые особенности; особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна, чем у конкурентов.
Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним.
Тактический фактор конкурентного преимущества фирмы —конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие фирмы.
Стратегический фактор конкурентного преимущества фирмы — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими фирмами. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества фирмы может составлять не менее двух лет. Конкретный срок определяется иерархическим уровнем фактора, сложностью объекта и актуальностью проблемы.
Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать ее товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.
Анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли или региона производится, как правило, в следующих случаях:
1. При осуществлении программ правительственной или международной организации, занимающейся проектом финансирования отрасли или региона. В этом случае цель сравнительного анализа — выявить предприятия отрасли и/или региона, максимально эффективные с точки зрения отдачи на вложенные средства ( льготные кредиты, субвенции и пр.)
2. При анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами
3. При проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка для улучшения собственной сбытовой политики. [4]
Во всех трех случаях возникает проблема сбора управленческой информации, являющейся, вообще- то, коммерческой тайной предприятий.
Публичной информацией, доступной во всех трех случаях, является сводная финансовая отчетность предприятия. В случае, когда заказчиком выступает правительственная или международная организация, Консультант, выполняющий сравнительный анализ финансового состояния, как правило, получает определенный доступ к управленческой информации.
Можно предложить следующую последовательность проведения анализа конкурентного положения предприятия:
1. Выявление основных конкурентов предприятия;
2. Выявление основных сегментов рынка, на которых происходит конкуренция;
3. Выявление характера конкуренции на данном сегменте рынка (ценовая, конкуренция качества, конкуренция в сфере каналов сбыта пр.);
4. Определение общих тенденций конкурентного положения предприятия на этих сегментах рынка (динамика доли в рыночном объеме продаж)
5. Проведение параметрического анализа предприятия и конкурентов:
* уровень цен;
* обеспеченность материально-техническими ресурсами;
* обеспеченность кадрами;
* ценовая политика;
* политика в области снабжения сырьем и материалами;
* политика в области сбыта (продажи в кредит, предоставление сопутствующих услуг, развитие сбытовой сети, рекламная кампания и пр.);
* административные ограничения;
* прочее.
На основе проведенного анализа менеджмент предприятия может сделать определенные выводы о факторах, лежащих в основе тенденций рыночной доли предприятия, и внести соответствующие коррективы в управленческую политику
2 Анализ конкурентоспособности города
Суть стратегического анализа — анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями. Главные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT-анализа (от англ.: Strength-сила, Weakness-слабость, Opportunities-возможности и Threats-угрозы). Используя этот метод, можно выявить, с одной стороны, собственные сильные и слабые стороны (внутренняя среда), а с другой стороны, определить возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Главная задача стратегического анализа — найти те сильные стороны, которые обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ с учетом благоприятных возможностей внешней среды.
Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного и культурного потенциала; нарастающая динамика изменений в городской среде. Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние этих изменений, связанных с преобразованиями на мировых рынках капитала, ростом власти транснациональных компаний, технологическими революциями, новым разделением труда между странами и регионами, формированием единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых компьютерных технологий, идет непосредственно и опосредовано через российскую экономическую и социальную политику в регионах.
Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы и наилучшим образом позиционироваться на российском и мировом рынках, не ошибиться при выборе перспективной специализации и в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы в XXI веке.
Таким образом была разработана таблица SWOT-анализа применительно к конкурентоспособности города.
Сильные и слабые стороны развития города
Фактор
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Географическое положение.
— транспортный узел;
— близость к источникам сырья основного градообразующего предприятия;
— близость к основным потребителям продукции перерабатывающих отраслей промышленности.
— неразвитость авиаперевозок.
2. Население (демография,
расселение, занятость,
квалификация).
— высокий уровень занятости населения;
— наличие профессионального состава специалистов, занятых на металлургических предприятиях.
— депопуляция, недостаточность человеческих ресурсов для реализации планов и проектов социально-экономического развития;
— недостаток квалифицированных кадров (наука и технология).
3. Пространственная
организация и земельные
ресурсы.
— наличие резервов земли.
4. Экология, природно-
рекреационные ресурсы.
— наличие природно-рекреационного комплекса с источником минеральных вод;
— наличие большого числа парковых зон.
— загрязненная окружающая среда.
5. Социальная сфера и
качество жизни.
— относительно высокий уровень среднедушевых доходов;
— наличие лечебно-оздоровительных учреждений, имеющих межрегиональный спрос;
— наличие развитой сети учреждений социальной сферы.
— недостаточная обеспеченность учреждениями дошкольного и дополнительного образования и объектами сферы физкультуры и спорта;
— недостаточный уровень общественной безопасности.
6. Жилищная сфера и
жизнеобеспечивающие
инфраструктуры, в т.ч. ЖКХ.
— наличие собственной базы стройиндустрии;
— развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ;
— наличие достаточного объема энергоносителей для обеспечения горожан;
— хорошее состояние улиц, дорог и площадей, включая подъездные дороги к городу.
— значительный износ жилищного фонда и городских инженерных коммуникаций, неравномерное размещение центров питания по территории города.
7. Инфраструктуры
экономики города.
— развитая система связи и телекоммуникаций.
— невысокий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
8. Основные отрасли экономики
города.
— межрегиональный экономический центр;
— развитый отраслевой (металлургия) характер экономики с широким ассортиментом конкурентоспособной продукции;
— формирование крупнейшего в Европе центра производства «белой» бытовой техники.
— моноотраслевой характер экономики;
— зависимость доходной части бюджета города от колебаний мировых цен на металлы.
Возможности и угрозы развитию города.
Фактор
Возможности
Угрозы
1. Использование
географического положения,
коммуникации и туризм.
— развитие транспортных коммуникаций;
— создание трансмодальных центров и развитие логистики;
— развитие туризма.
— конкуренция с другими областными центрами ЦФО.
2. Использование
пространственной организации
и земельных ресурсов,
экологического и природно-
рекреационного потенциала.
— перевод высвобождающихся территориальных ресурсов в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей под инвестиционные проекты;
— реконструкция центральной части города (жилье).
— ухудшение состояния окружающей среды.
3. Использование и развитие
человеческого потенциала,
привлечение
квалифицированных кадров.
— создание высокооплачиваемых и конкурентоспособных по отношению к соседним регионам рабочих мест.
— проблемы с занятостью, связанные с моноотраслевым характером экономики города;
— несбалансированное обучение по профессиям;
— старение общества и, как результат, увеличение финансовой нагрузки на работающего.
4. Функционирование и развитие
социальной сферы.
— развитие рынка платных социальных услуг;
— включение Липецка в федеральные и региональные социальные программы развития;
— осуществление национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья.
— изменение порядка финансирования льготных категорий населения.
5. Функционирование и развитие
инфраструктур экономики
города.
— развитие частного государственного партнерства на основе концессионной деятельности.
— дестимулирующий характер федеральной тарифной политики естественных монополий.
6. Потенциал развития
основных отраслей экономики
города.
— преодоление моноотраслевого характера экономики города за счет развития перерабатывающих отраслей промышленности;
— развитие малого и среднего бизнеса.
— рост цен на сырье для основных градообразующих предприятий;
— конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров;
— несоответствие международным стандартам (ISO и др.) при вступлении России в ВТО.
7. Финансово-инвестиционный
потенциал и наличие интереса
внешних интегрированных
бизнес-групп к объектам города.
— повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей;
— привлечение инвестиций через механизмы фондового рынка.
— резкое снижение инвестиционной привлекательности крупнейших предприятий города без использования современных механизмов привлечения инвестиций.
8. Развитие
экспортноориентированных и
импортозамещающих
производств.
— повышение конкурентоспособности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей.
— обострение конкуренции после вступления России в ВТО.
9. Межрегиональные и
международные связи и
проекты.
— расширение международного сотрудничества в области производства бытовой техники.
— обострение конкуренции после вступления России в ВТО.
10. Политика Администрации
Липецкой области и
федеральных органов власти.
— государственная поддержка социально-экономического развития;
— проведение социально-ориентированной промышленной политики.
— нестабильность налоговой политики, в т.ч. в распределении источников налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
[5]Необходимыми элементами анализа являются:
– анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, включая экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня;
– анализ экономико-географического положения и места города в системе расселения;
– анализ ресурсов, в том числе организационных;
– анализ экономического потенциала, хозяйственного климата;
— анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам;
— анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать: кто конкретно способен поддержать Стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты реализацией отдельных направлений и проектов плана.
3 Анализ конкурентоспособности района
Механизм реализации конкурентных преимуществ региона целесообразно формировать на основе системы стратегического управления развитием региона, причем последовательно на всех этапах ее конструирования, включая планирование социально-экономического развития региона, разработку концепции развития, социально-экономического прогноза, целевой программы регионального развития и алгоритм ее осуществления.
продолжение
–PAGE_BREAK– Рис. 1 Взаимосвязь региональных интересов с конкурентно-значимыми характеристиками региона.
SHAPE \* MERGEFORMAT
SHAPE \* MERGEFORMAT
Для оценки конкурентоспособности регионов в экономическом пространстве федерального округа была разработана методика рейтинговой оценки по ключевым конкурентно-значимым показателям.
Исходным этапом явилось выделение совокупности характеристик, по которым следует проводить сравнительную оценку регионов федерального округа. В указанную совокупность включены различные группы показателей, в том числе — экономического, социального, инфраструктурного и природно-ресурсного характера.
Суть ранжирования заключается в том, что по каждому виду показателей рассматривается место данного региона (объекта исследования) в пространстве федерального округа. При этом высшее значение – 1 присваивается лучшему по рассматриваемому показателю региону, за второе место — оценку 2 и т.д. Таким образом, по рангам показателей можно комплексно оценить конкурентную силу региона, дать сравнительную оценку его достижениям в решении задач социально-экономического развития.
Показатели, используемые для ранжирования, не должны зависеть от размеров регионов и численности проживающего в них населения. Поэтому они являются относительными величинами – душевыми, долевыми, а некоторые – бальными оценками. Получаемые в результате итоговые рейтинговые оценки позволяют ранжировать регионы федерального округа по конкурентоспособности, что представляет не только исследовательскую, но и практическую ценность для региональных властей, которые призваны не только поддерживать, но и наращивать конкурентные преимущества территории.
Показатели используются следующие:
1. анализ развития промышленности;
2. анализ развития пищевой и перерабатывающей промышленности;
3. анализ развития сельскохозяйственного комплекса;
4. анализ развития строительного комплекса;
5. анализ развития потребительского рынка;
6. анализ развития жилищно-коммунального комплекса;
7. анализ развития малого бизнеса;
8. анализ развития инвестиций, международных и межрегиональных связей;
9. анализ развития правоохранительной деятельности;
10. анализ деятельности по связям с общественностью;
11. анализ развития здравоохранения;
12. анализ демографического развития;
13. анализ развития культуры;
14. анализ развития образования;
15. анализ развития туризма;
16. анализ развития физической культуры и спорта;
17. анализ развития трудовых ресурсов;
18. анализ транспортной инфраструктуры;
19. анализ развития отрасли связи;
20. анализ социальной защиты;
21. анализ развития банковского сектора;
22. анализ средств массовой информации;
23. анализ окружающей среды и природопользования;
24. анализ территориального развития;
Итоговые рейтинговые оценки позволяют не только ранжировать регионы ЮФО по конкурентоспособности (последняя строка таблицы), но и условно сгруппировать регионы по уровню конкурентоспособности. Из таблицы 1 (Приложение) следует, что лидируют со значительным отрывом два региона – Краснодарский край и Ростовская область (итоговые рейтинговые оценки – соответственно — 2,2; 2,7). Вторую группу составляют Волгоградская область, Ставропольский край и Астраханская область – их оценки – 3,8; 4,9; 5,1). Эти регионы уступают регионам-лидерам по развитию малого предпринимательства, по финансовому положению предприятий и по ряду важнейших показателей уровня жизни населения.
Третья и четвертая группы представлены национально-территориальными образованиями. Из них в лучшем положении находятся Республика Северная Осетия–Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Дагестан (оценки — 7,4; 8,1; 8,2; 8,4; 8,5), составляющие третью группу. Их преимущества перед регионами четвертой группы проявляются в относительно лучшем финансовом положении предприятий, более высокой обеспеченности населения жильем и товарами длительного пользования, более развитой инфраструктуре.
Несмотря на некоторое улучшение показателей социально-экономического развития, имевшее место в Республике Адыгея за последние годы, ее отставание от более развитых регионов ЮФО не сокращается, что обусловлено нерешенностью проблем в различных сферах жизнедеятельности: в экономике, в социальной сфере, в сфере экологии и т.д.
3.1 Анализ конкурентоспособности Липецкой области
На практике я решила проанализировать конкурентоспособность Липецкой области. Ввиду большого объема анализа конкурентоспособности региона, я решила остановиться на анализе нескольких структур, относящихся к разным категориям:
1. анализ развития промышленности Липецкой области;
2. анализ развития сельскохозяйственного комплекса Липецкой области;
3. анализ развития потребительского рынка Липецкой области;
4. анализ развития здравоохранения Липецкой области;
5. анализ развития трудовых ресурсов Липецкой области.
Полный спектр вопросов по которым проводится анализ конкурентоспособности региона приведен в разделе «3. Анализ конкурентоспособности региона».
Итак, первый критерий:
1. Анализ развития промышленности Липецкой области.
Таблица 3.1
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S)
1. Ежегодный рост объема производства (105%).
2. Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.).
3. Рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники.
4. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность.
5. Крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области.
6. Строительство новых объектов и производств.
Слабые стороны (W)
1. Моноотраслевая структура промышленности.
2. 90 % экспорта приходится на черную металлургию.
3. Износ основных фондов > 60 %.
4. Неполная загрузка производственных мощностей.
5. Высокий удельный вес убыточных предприятий.
6. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости.
7. Снижение эффективности легкой и химической промышленности.
8. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства.
Возможности (О)
1. На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности.
2. Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в промышленное производство.
3. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
4. Тиражирование проектов особой экономической зоны вне ее территории.
5. Наличие перспективного плана развития ОАО «НЛМК».
Угрозы (T)
1. Вступление России в ВТО.
2. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности продукции.
3. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов.
Табл.3.2.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
«Сила» (S)
«Слабость» (W)
SO
WO
1.Дополнение вертикальной интеграции бизнеса ОАО «НЛМК” горизонтальной диверсификацией с распространением на вновь создаваемые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления ОАО „НЛМК”.
2.Реализация проектов по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа как федерального, так и регионального уровня.
3.Наличие конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий по производству холодильников и стиральных машин марки “ИНДЕЗИТ», пять предприятий, работающих по кооперации с ним и крупнейший в Европе Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники с единовременным хранением около 200 тыс.единиц продукции.
1. Дефицит высококвалифицированных специалистов.
Возможности (О)
ST
WT 1.Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост объемов потребления продукции черной металлургии на внутреннем рынке в некоторой степени компенсирует риски создания и развития новых производств в области.
1.Резкое и продолжительное изменение конъюнктуры рынка черных металлов ставит под угрозу бюджетную поддержку большинства социальных программ. «Угрозы» (Т)
В результате выделяются стратегические цели:
1.Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
2.Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.
3.Создание предприятий производящих импортозамещающую продукцию, как на областном, так и на российском рынке.
4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
5.Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения.
6.Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации («ноль на свече»).
Соответственно выделяют задачи:
1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий.
2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответствии со Стратегией.
3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа федерального и регионального уровня.
4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности области.
5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственно-технологической поддержки инновационной деятельности.
6. Внедрение современных принципов корпоративного управления на предприятиях области.
2. Анализ развития сельскохозяйственного комплекса Липецкой области по принципу SWOT.
Табл.3.3.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S)
1. Реализация приоритетного националь-ного проекта «Развитие АПК»:
— ускоренное развитие животноводства;
— развитие малых форм хозяйствования.
2. Стабильная государственная поддержка из областного бюджета.
3. Использование программно-целевого метода в управлении сельским хозяйством области.
4. 58% прибыльных хозяйств.
5. Благоприятные природно-климатичес-кие условия.
6. Близость рынков сбыта продукции, разветвленное транспортное сообщение.
7. Сохранены промышленные сады…
Слабые стороны (W)
1. Высокая доля убыточных сельхоз-предприятий (40%).
2. Отсутствие рынка зерна.
3. Низкая поддержка российского сельхозтоваропроизводителя из федерального бюджета.
4. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
5. Низкая конкурентоспособность продукции из-за технологического и технического отставания отдельных сельхозпредприятий.
Возможности (О)
1. Увеличение объемов экспорта продукции.
2. Повышение качества производимой продукции до уровня европейских стандартов.
3. Рост эффективности сельскохозяйствен-ного производства.
4. Увеличение производства пивоваренного ячменя.
5. Организация производства рапса.
6. Вовлечение неиспользуемых сельско-хозяйственных угодий.
7. Увеличение производства сахарной свеклы.
Угрозы (T)
1. Вступление России в ВТО и потеря конкурентоспособности отечественных това-ров.
2. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов.
3. Дальнейшее усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к банкротству многих предприятий.
4. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов.
Ограничения на поставку продукции сельхозпереработки на рынки стран СНГ.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Табл.3.4.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
«Сила» (S)
«Слабость» (W)
SO
WO
1. Увеличение производства высоко-качественного продовольственного зерна, пивоваренного ячменя, сахарной свеклы.
2. Развитие молочного и мясного скотоводства и свиноводства.
3. Увеличение мощностей перераба-тывающих предприятий для переработки продукции промышленного садоводства.
4. Задействование пустующих сельхоз-угодий для создания кормовой базы животноводства.
1. Недостаток собственного сырья для загрузки мощностей молоко- и мясоперерабатывающих производств.
Возможности (О)
ST
WT 1. Производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с использованием европейских стандартов качества.
1. Ограничение расширения внутрен-них рынков сбыта производимой продукции из-за роста объемов импорта на территорию России. 2. Снижение импортных пошлин и государственных субсидий, направлен-ных на поддержку сельского хозяйства при вступлении в ВТО. «Угрозы» (Т)
В результате выделяются стратегические цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции.
2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
3. Форсированное развитие животноводства в условиях увеличения внутреннего спроса и постепенного импортозамещения на внутренних рынках.
4. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту животноводства и увеличению экспорта.
5. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности.
6. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры.
7. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.
8. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
ЗАДАЧИ:
1. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство.
2. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки за счет повышения качества проектов.
3. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей эффективности.
4. Развитие лизинга (через Росагролизинг) для укрепления материально-технической базы хозяйств.
5. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков.
Создание особых экономических зон агропромышленного типа.
3.Анализ развития потребительского рынка Липецкой области по принципу SWOT.
Табл.3.5.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S)
1. Развитая инфраструктура торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения Липецкой области.
2. Высокая обеспеченность торговыми площадями (на 1 тыс. жителей) населения области.
3. Развитие сетевой торговли.
4. Высококвалифицированный кадровый потенциал.
5. Трехуровневая образовательная база для подготовки квалифицированных специалистов для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в т.ч. массовых профессий.
6. Высокая насыщенность товарами первой необходимости за счет местного производства, переработки пищевой и сельскохозяйственной продукции (хлебобулочная, молочная, мясная промышленность и др.).
7. Устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг.
8. Развитое транспортное сообщение.
Наличие целевых социальных Программ государственной поддержки из областного бюджета.
Слабые стороны (W)
1. Недостаточно сформирована законодатель-ная база, регулирующая деятельность и развитие внутреннего потребительского рынка в РФ.
Возможности (О)
1. Развитие, совершенствование инфраструк-туры потребительского рынка, в т.ч. сетевой торговли за счет использования возможностей внутриобластных и внешних инвесторов.
2. Развитие туристической отрасли для обеспечения занятости населения и ведения бизнеса, повышения уровня благосостояния населения области и, как следствие, увеличение объемов реализации торговых и бытовых услуг.
Повышение объема внутреннего спроса.
Угрозы (T)
1.Проникновение на рынок контра-фактной, низкокачественной продукции.
2.Возможности недобросовестной конку-ренции со стороны предприятий других регионов, поставляющих продукцию на рынок области по демпинговым ценам.
Табл. 3.6.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
«Сила» (S)
«Слабость» (W)
SO
WO
1. Развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающей устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг.
1. Доступ на рынок области контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам.
Возможности (О)
ST
WT 1. Высокие объемы розничного оборота и бытовых услуг, производимых на территории области, препятствуют увеличению объемов доступа на рынок области контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам.
1. Невозможность проконтролировать качество контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам может нанести вред потребителю.
«Угрозы» (Т)
Здесь так же предлагаю выделить цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Улучшение, развитие и совершенствование торгового и бытового обслуживания населения в области путем обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых и бытовых услуг за счёт развития инфраструктуры потребительского рынка на основе совершенствования размещения и видового разнообразия торговых предприятий, создания благоприятных условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
2. Увеличение объемов и расширение рынка торговых и бытовых услуг, обеспечение их доступности для населения и гарантии качества, развитие бытового обслуживания населения в сельской местности, более полного использования трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.
3. Привлечение инвесторов к созданию современного потребительского рынка области.
4. Обеспечение стабильного функционирования потребительского рынка области.
5. Обеспечение доступности потребительского рынка для всего населения области путём реализации социальных Программ.
6. Создание условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на потребительском рынке области.
ЗАДАЧИ:
1. Координация деятельности субъектов торгового оборота.
2. Контроль за соблюдением порядка ценообразования, правил торговли, лицензионных условий и требований в соответствии с законодательством РФ.
3. Защита интересов потребителей товаров и услуг от незаконных действий хозяйствующих субъектов.
4. Методическое и информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
5. Обеспечение благоприятных условий для привлечения новых высоких технологий и передового зарубежного опыта в производстве товаров и услуг.
6. Развитие импортозамещающих производств.
7. Создание новых рабочих мест.
8. Повышение деловой активности, конкурентоспособности экономики региона.
4. Анализ развития здравоохранения Липецкой области по принципу SWOT.
Табл. 3.7.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S)
1.Наличие организации единого медицинского пространства области со структурированной системой управления, которая включает методическую, административную и финансовую составляющие. Наличие планов по повышению структурной эффективности и модернизации здравоохранения.
1. Развитая лечебная сеть, обеспечивающая необходимую этапность оказания медицинской помощи.
2. Эффективная профилактическая составляющая деятельности регионального здравоохранения. Осуществление диспансеризации сельского населения.
3. Доступность медицинской помощи любого уровня сложности, обусловленная малыми размерами области, компактным проживанием населения, центральное расположение областного центра.
4. Развитая транспортная инфраструктура.
5. Развитая материально-техническая база здравоохранения. Высокая обеспеченность ЛПУ современным высокотехнологичным медицинским оборудованием.
6. Высокий удельный вес расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете области (до 18% без расходов Фонда обязательного медицинского страхования).
7. Финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в полном объеме.
8. Проведение ремонтно-строительных работ в соответствии с потребностями здравоохранения.
9. Реальная бесплатность медицинской помощи для населения области.
10.Удовлетворительная укомплектованность медицинскими кадрами учреждений здравоохранения. Высокий профессиональный уровень медработников.
11.Социальная защищенность медицинских работников.
12.Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
Слабые стороны (W)
1. Недостаточное развитие частного сектора медицинских услуг. Низкая доля платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2. Отсутствие на территории области медицинского вуза.
3. Дефицит кадров первичного звена.
4. Недостаток реабилитационной сети.
5. Недостаточность медицинских учреждений для лечения болезней, вызванных экологической ситуацией в области.
Возможности (О)
1. Возможность на базе имеющихся ЛПУ развития и внедрения перспективных высокотехнологичных видов медицинской помощи.
2. Возможность реализации высоко-технологичных видов медицинской помощи на российском и международном рынках медицинских услуг.
3. Потенциальная возможность гибкого реагирования лечебной сети на изменения конъюнктуры на рынке медицинских услуг.
4. Планирование областного рынка медицинских услуг.
Угрозы (T)
1. Отток медицинских кадров в более привлекательные отрасли экономики.
2. Отсутствие адекватного механизма компенсации дефицита бюджетного финансирования в связи с недостаточным развитием платного сектора медицинских услуг на территории области.
Старение кадров.
Табл.3.8.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
«Сила» (S)
«Слабость» (W)
SO
W
1. Проведение диспансеризации сельского населения позволяет наметить соответствующие перспективные планы оказания медицинских услуг,
1. Отсутствие на территории области высшего учебного заведения медицинского профиля может ограничить возможности области в развитии оказания
сформировать муниципальный заказ на оказание медицинских услуг и осуществить точную привязку и последующее строительство специализированных межмуниципальных медицинских учреждений.
высокотехнологичных медицинских услуг для российских и иностранных граждан.
2. Дефицит кадров первичного звена может отрицательно сказаться на качестве медицинских услуг.
Возможности (О)
ST
WT 1. Создание на базе предприятия, формирующего высокую степень экологической угрозы, собственного лечебного учреждения с возможностью дальнейшего тиражирования эффективных методов лечения.
1.Отсутствие собственной базы подготовки медицинских кадров и отток наиболее квалифицированных медицинских кадров. «Угрозы» (Т)
В результате выделяются стратегические цели и задачи:
ЦЕЛИ:
1. Развитие высокотехнологичных перспективных видов медицинской помощи и их оперативная стандартизация.
2. Внедрение системы платных услуг на базе стандартов оказания высокотехнологичных и перспективных видов медицинской помощи для российских и иностранных граждан.
3. Планирование областного рынка объемов оказания медицинских услуг на базе анализа итогов диспансеризации сельского населения.
ЗАДАЧИ:
1. Организация системной работы по привлечению медицинских кадров из ВУЗов других регионов.
2. Разработка мероприятий по организации привлечения кадров первичного звена.
3. Разработка системы прогнозирования спроса на рынке медицинских услуг. Переход от реактивного к активному управлению отраслью.
Развитие инфраструктуры здравоохранения в связи с созданием особой экономической зоны.
5.Анализ развития трудовых ресурсов Липецкой области по принципу SWOT.
Табл. 3.9.
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T)
Сильные стороны (S)
1. Высокий уровень квалификации кадров.
2. Неполная занятость квалифицированных кадров.
3. Организована подготовка кадров по всем массовым профессиям и специальностям, востребованным предприятиями области.
4. Наличие в области нормативно-правовой базы для планирования и организации подготовки кадров:
– распоряжение администрации области “О порядке определения объемов и профилей ежегодного приема учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования Липецкой области” от 29.07.2005 г. № 560-р;
– распоряжение администрации области “О состоянии трудовых ресурсов и мерах по развитию кадрового потенциала области” от 14.09.2005 г. № 687-р;
– программ: “Развития системы подготовки кадров для предприятий промышленности Липецкой области на 2005-2010 гг.”, “Подготовка журналистских кадров для средств массовой информации Липецкой области на 2004-2009 годы”, “Программа развития системы подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием на 2006-2010 г.г.”
Слабые стороны (W)
1. Отток кадров в регионы с более высоким уровнем заработной платы (г. Москва, Московская область).
2. Уровень учебно-материальной базы профессиональных образовательных учрежде-ний не соответствует требованиям производств, внедряющих новые технологии.
3. Отсутствие кадров рабочих профессий.
Возможности (О)
1. Наличие резервов трудовых ресурсов для развития производства.
2. Возможность привлечения предприятиями трудовых ресурсов из других населенных пунктов за счет развитого транспортного сообщения и небольших расстояний между населенными пунктами.
3. Наличие резерва наращивания объемов подготовки кадров без значительных финансовых затрат на базе существующих профессиональных образовательных учрежде-ний.
4. Принятие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Угрозы (T)
1. Невостребованность части избыточно подготовленных специалистов на рынке труда Липецкой области.
2. В связи с созданием особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа дефицит кадров усугубится.
Табл.3.10.
Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
продолжение
–PAGE_BREAK–