Содержание
Введение
1. Анкетные данные ребенка
2. Жалоба обратившегося
3. Запрос на психологическую помощь
4. Особенности позиции родителя, его отношение к проблеме ребенка и егомотивация при обращении за консультативной помощью.
5. Исследование актуальной ситуации развития ребенка.
6. Исследование истории развития ребенка — основные анамнестическиеданные, развитие проблемного функционирования на предыдущих возрастных этапах.
7. Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка.
8. План и результаты психологического исследования.
9. Направление переформирования запроса на оказание психологическойпомощи.
10. Психологическое заключение по результатам диагностическогообследования (диагноз и прогноз развития).
11. Направление коррекционной работы, план коррекционных мероприятий илипсихологического сопровождения процесса обучения и развития ребенка.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Широкое внедрениепсихологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которыетрадиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди ниходно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическомуконсультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности илиоднозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” ужедавно представляет родовое понятие для различных видов консультативнойпрактики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологическиезнания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из формработы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, ипедагогическое, и промышленное консультирование, и консультированиеруководителей, и многое, многое другое.
Но, пожалуй, наиболееширокой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний деньявляется помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем.Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которыхможно выделить такие, как консультирование детей и родителей.
Анализ консультативногослучая психического развития детей и подростков позволяет выделить областьприменения психологической помощи – психическое (и духовное) развитие ребенка(преодоление Эдипова комплекса, удовлетворение эмоциональных запросов вобретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах ивыработка устойчивых моральных норм и др.). В данной работе приведена практикаанализа консультативного случая.
1. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя:
Дата рождения: 7 мая 1997года
Национальность: русская
Для школьника: № школы,класс: 7 класс 49 школы
Ранние обращения кпсихологу: не было
Психологическоезаключение: семейный кризис, кризис подроскового возраста
Сведения о семье
Мать: Васильева КристинаВикторовна, учитель
Отец: Васильев ИгорьАнатольевич, инженер-энергетик
Материально-бытовыеусловия в семье: семья со средним достатком
2. Жалоба обратившегося
К психологу обратиласьсемья с девочкой-подростком 12 лет. Жалобы мамы заключались в том, что ее дочьне выполняет поручения, не помогает по дому, стала хуже учиться, дерзит, многовремени проводит с друзьями, часто приходит позже заранее оговоренного времениее возвращения.
3. Запрос на психологическую помощь
Опосредованнаяпсихологическая помощь проходит три этапа:
– во-первых, происходитпсихотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненныхсобытий (дидактический этап);
– во-вторых, происходитанализ и оценка собственных эмоциональных переживаний: страха, раздражения,тревожности и т. д. (рефлексивный этап);
– в-третьих, происходитпопытка изменить свои тревожные состояния, используя рефлексивный и оценочныйэтапы (терапевтический этап).
Задача формированиязапроса на психологическую помощь реализуется на всех трех этапах, но уже наэтапе рефлексии происходит самоанализ состояний.
Количество обращений запсихологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает числоконсультаций по проблемам, возникающим у родителей детей другого возраста.Более того, резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чащенеразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасностинаркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен, какподростковые суициды. Еще одно отличие подросткового периода состоит в том, чтоуже сам подросток может самостоятельно принять решение и обратиться впсихологическую консультацию лично.
Особенностямипсихологического консультирования семьи с подростками являются:
1. Нередко отсутствиемотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями: зачастуюребенка приводят родители, желающие в нем что-то изменить, в то время как ондаже не знает, куда и зачем они его пригласили.
2. Чаше всего причинойсуществующих проблем родители видят только одного человека, в данном случае —подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между темсемья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируютдисфункцио-нальность всей семьи.
Бланкзапроса на психологическую помощьСодержание запроса Ф.И.О. (код) запрашиваемого Контактный телефон (контактное время) Примечания Жалобы мамы, что ее 12-летняя дочь не выполняет поручения, не помогает по дому, стала хуже учиться, дерзит, много времени проводит с друзьями, часто приходит позже заранее оговоренного времени ее возвращения. 234-1213 Типичная проблема подросткового возраста
В поисках ресурсов дляпонимания сути запроса психолог с помощью доверительной беседы обратился копыту проживания подросткового кризиса самими родителями. Как оказалось, самамама в этом возрасте много времени проводила дома, хорошо училась, находилась вблизких отношениях со своей матерью и помогала ей во всем, была послушной иотзывчивой.
4. Особенности позиции родителя, его отношение к проблемеребенка и его мотивация при обращении за консультативной помощью
Выясняя отношение материк данному факту ее биографии, удалось понять, что за этим скрывалось еебеспокойство потерять родительскую любовь. В ходе дальнейшей работы матьосознала, что послушание и соответствие ожиданиям родителей было для нееединственным способом получать от них поддержку и принятие. Стало понятно, чтомать переносит свой опыт на взаимоотношения с дочерью и воспринимает ееповедение как проявление нелюбви к ней. В дальнейшем работа с этой семьей быланаправлена на расширение диапазона форм проявления любви друг к другу ивозможности принятия индивидуальности дочери.
5. Исследование актуальной ситуации развития ребенка
Таким образом, еслиродители когда-то столкнулись с трудностями при отделении от своей семьи, дляподдержания эмоционального баланса они будут склонны культивировать зависимостьв собственном ребенке. Развитие его индивидуальности может таить в себе угрозудля семьи с проблемами в супружеской подсистеме, провоцируя тревогу расставанияи страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут способныпризнать возрастающую потребность ребенка в самостоятельности, и последний,чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется, вынужден игнорироватьсобственные желания.
У подростков, неспособных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивныесимптомы. Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытаетсяудовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Среди проявленийподростковой депрессии выделяют следующие (Кем-пинскиА., 2002):
□ форма безразличияи апатии;
□ форма бунтапротив старшего поколения;
□ формасамоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогнозирования своегобудущего);
□ лабильная форма(колебания настроения, в основе которых лежат гормональные изменения).
Подростковая депрессияможет скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью иасоциальным поведением ребенка. В подобных случаях родители обычно применяюткарательные меры воздействия, расценивая поведение подростков какнемотивированное и нуждающееся в коррекции, что еще более усугубляет депрессию.
Протекание данного-семейного кризиса может осложняться часто приходящимся на этот же периодличностным кризисом «середины жизни» родителей.
Кроме того,интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данногопереходного этапа во многом определяются качеством преодоления предыдущихкризисов и количеством неразрешенных задач развития семейной системы.
6. Исследование истории развития ребенка — основныеанамнестические данные, развитие проблемного функционирования на предыдущихвозрастных этапах
Анкетные сведение.
Проведем анкетированиеребенка и родителя. Анкеты дают возможность получить информацию о большихгруппах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющихрепрезентативную (представительную) выборку. Анкетирование дает возможностьвыявить определенные тенденции и понять путь дальнейших более глубокихпсихологических исследований с помощью тестирования или экспериментирования.Вопросы Ответы опрашиваемых 1. Позволяют ли тебе высказываться по какому-либо поводу? Да, но не всегда я в их глазах права 2. Оберегают ли тебя родители от трудностей? Да, и чрезмерно 3. Ограничивается ли мать ролью хозяйки дома? (вопрос к родителю) Да, вполне 4. Давят ли на тебя родители, часто ли заставляют делать то, что ты не хочешь? Да, особенно не люблю убираться 5. Можете ли вы принести в жертву свои интересы ради интересов ребенка? (вопрос к родителю) Не всегда, но стараемся 6. Есть ли у вас страх причинить ребенку вред? (вопрос к родителю) Нет 7. Часто ли мама и папа ссорятся? Редко 8. Твои родители строгие? Немного 9. Твои родители бывают раздражительны? Очень редко 10. Делишься ли ты с матерью своими секретами? Да 11. Если вы с мамой (папой) друзья, то они поощряют такое отношение? Да 12. Когда ребенок агрессивен, пытаетесь ли вы подавить агрессию? (вопрос к родителю) Да, ведь она не всегда обоснована 13. Есть ли у вас неудовлетворенность ролью хозяйки? (вопрос к родителю) Нет 14. В вашей семье все равны или кто-то наделен сверх правами? (вопрос к родителю) Папа у нас глава семьи, последнее слово за ним 15. Поощряете ли вы активности ребенка? (вопрос к родителю) Да, если эта активность положительно влияет на окружающих 16. Часто ли вы уклоняетесь от конфликтов с ребенком? (вопрос к родителю) Стараюсь, но не всегда получается 17. Ваш муж к вам внимателен? (вопрос к родителю) Да 18. Разрешают ли тебе родители встречаться с парнями? (вопрос к родителю) Да, но с условиями (например, убраться) 19. Доминирование матери (вопрос к родителю) Отец – глава семьи 20. Часто ли родители вмешиваются в твои дела? Иногда бывает 21. Ты, мама и папа – друзья? Да 22. Есть ли стремление ускорить развитие ребенка? (вопрос к родителю) Зачем? Он и так хорошо развивается
Таким образом, данныеответы на вопросы описывают отношение к семейной роли, они касаютсядетско-родительских отношений, подразделяясь на 2 группы:
1. Отношение к семейнойроли описывается с помощью 8 признаков (их номера в опросном листе — 3, 5, 7,11, 13,17, 19, 23).
2. Отношение родителей кребенку
□ оптимальныйэмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков(их номера по опросному листу — 1, 14,15, 21):;
□ излишняяэмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 признака (их номера поопросному листу — 8, 9, 16);
□ излишняяконцентрация на ребенке описывается 8 признаками (их номера по опросному листу— 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22).
Отсюда сделаем выводы,что обстановка в семье благоприятная, но в некоторых ситуациях естьнапряженность. И не очень понятна позиция родителей, когда они разрешают гулятьребенку с друзьями за какую-то заслугу.
7. Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка
Признаками,свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:
□ рост напряжения вдетско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновенииконфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;
□ проблемноеповедение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм,наркомания и др.);
□ резкое падениешкольной успеваемости;
□ соматизация подростка:булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты,частые головные боли и др.;
□ подростковаядепрессия;
О конфликты вродительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;
□ актуализациясупружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либосвязанных с индивидуальными кризисами супругов;
□ общаянеудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;
□ чувствоодиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
□ ригидность семьи,характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельностиподростка.
Проверка терапевтическихгипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путемустановления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях,семейных правилах, ролях, степени близости и т.д. На этом этапе активнымучастником диагностических процедур является подросток.
8. План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков,психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачивозраста. К ним обычно относят:
□ отделение отродителей и обретение подлинной психологической независимости;
□ преодолениекризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);
□ новый этапсоциализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубокихэмоциональных отношений вне семьи;
□ принятие растущейсексуальности, адаптация к этому новому состоянию.
Психологические задачиподросткового возраста связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сферах:сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) исоциальной.
Проблемы, возникающие уподростков, чаще всего касаются:
□ взаимоотношений вгруппе сверстников;
□ взаимоотношений слицами противоположного пола;
□ взаимоотношений сродителями;
□ взаимоотношений сучителями;
□ вопросовосознания собственной личности;
□ трудностей вучебе;
□ необходимостинайти выход из какой-либо затруднительной ситуации.
Как правило, на первичныйприем приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. При этомважен факт прихода на консультацию второго родителя и самого подростка.
Возможны нескольковариантов работы:
Вариант 1. Оба родителя иподросток обращаются за консультацией. В том случае, если родители осознаюттрудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребенка, адекватной формойпомощи является семейное консультирование.
Вариант 2. Подросток иродители обращаются за помощью, но основная проблема заключается не в ихвзаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении сдрузьями, учителями и т. д.). В дальнейшем работа проводится с самим подростком(диагностика и консультирование). Задачей психолога является выяснениеобоснованности жалоб и принятие решения об адекватной форме психологическойпомощи (например, в виде участия в тренингах общения, индивидуальногоконсультирования или психотерапии). Родители могут быть привлечены для работы впараллельной родительской группе либо приглашены на консультацию отдельно отребенка.
Вариант 3. Родительобращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщаетпри этом, что последний не мотивирован сотрудничать с психологом. В такойситуации наблюдается нарушение взаимоотношений и утрата доверия между родителеми ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем.Психологу необходимо выяснить причины амбивалентных чувств к ребенку, уточнитьхарактер недовольства родителя. В то же время, постепенно завоевывая довериеподростка, психолог должен переориентировать его на более искреннее и честноевзаимодействие с родителем. После этого их можно объединить и проводитьсовместное консультирование, обучая способам разрешения конфликтных ситуаций ит. п.
Вариант 4. Родительобращается по поводу проблем ребенка, однако при взаимодействии с нимвыясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достиженииребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться как тревогарасставания, страх одиночества, страх надвигающейся старости, так и ихсобственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация, индивидуация иобретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа сродителем.
Вариант 5. Полная потеряконтакта и взаимного доверия между подростком и родителями. Ребенокотказывается идти в консультацию, так как воспринимает всех взрослых(родителей, педагогов, консультанта) как преследователей. Важно понять, чтолежит в основе такой реакции и каков вклад родителей в такое поведение ребенка.Соответственно, здесь консультативная работа проводится с родителем(родителями).
Важной задачей наначальном этапе консультирования является установление контакта с подростком имотивирование его на участие в работе. Подросток соглашается на общение спсихологом только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует,что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основеработы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такогоконтакта являются партнерские отношения психолога с подростком с цельюсовместного изучения конкретной психологической ситуации и путей ее разрешения.
Таким образом, если семьяобращается за психологической помощью, важно определить локус еепсихологических проблем:
□ индивидуальныепроблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческиенарушения, личностные расстройства ребенка или одного из родителей);
□ проблемы всупружеской подсистеме;
□ проблемы вдетско-родительской подсистеме; О проблемы в семейной системе в целом;
□ проблемы взаимодействиясемьи с внешним социальным окружением.
Определение локусапроблем семьи обусловливает выбор методов и приемов психологическоговоздействия.
Если психолог работает совсей семьей, цели психологической помощи должны быть ясными и значимыми длякаждого из ее членов. Важно, чтобы на промежуточных стадиях консультированияпсихолог акцентировал внимание на достигнутых позитивных эффектах, поддерживаямотивацию членов семьи к дальнейшей работе.
9. Направление переформирования запроса на оказание психологическойпомощи
В результате анализаситуации выяснилось, что психологическая помощь нужна больше маме девочки.
Бланкзапроса на психологическую помощь (с учетом переоформления запроса)Содержание запроса Ф.И.О. (код) запрашиваемого Контактный телефон (контактное время) Примечания Жалобы мамы, что ее 12-летняя дочь не выполняет поручения, не помогает по дому, стала хуже учиться, дерзит, много времени проводит с друзьями, часто приходит позже заранее оговоренного времени ее возвращения. 234-1213 Типичная проблема подросткового возраста Жалобы дочери на чрезмерную опеку 234-1213 Причина в непонимании мамы дочери. мать переносит свой опыт на взаимоотношения с дочерью и воспринимает ее поведение как проявление нелюбви к ней
10. Психологическое заключение по результатамдиагностического обследования (диагноз и прогноз развития)
Диагноз: Дочь хочетбольшей самостоятельности. Мать этому мешает
Подойти к обсуждениюэтого вопроса обычно несложно, поскольку за время беседы набирается довольномного высказываний типа “Без меня он ничего не сделает” или “Она этого непонимает”. Эти и подобные им реплики — наглядные свидетельства недоверияродителя к ребенку, низкой оценки его способностей проявлять самостоятельностьи независимость, быть взрослым. Конечно, всегда найдутся клиенты, с готовностьюутверждающие, что для родителя ребенок любого возраста — все равно ребенок. Ноздесь главное в том, чтобы понять, что же на самом деле значит — быть ребенком:быть любимым, родным, значимым или — беспомощным, неумелым, слабым? Одно дело —беспокоиться о судьбе ближнего и совсем другое — на каждом шагу проявлять этобеспокойство, контролируя и фактически не давая ему жить самому. Один извариантов обсуждения этой трудной и сложной темы — разговор с точки зренияпредставлений, сформулированных в гуманистической психологии, в частности, К.Роджерсом (Rogers С., 1959). Взрослым и самостоятельным человек по-настоящемуможет стать только тогда, когда ему доверяют, и лишь в этом случае он способенповерить в собственные силы. Сомнение же других в возможностях человека,проявляющиеся, в частности, в гиперопеке (ведь в опеке нуждаются слабые!),подрывает его веру в свои силы, делает пассивным и беспомощным.
Как это ни печально,большинство родителей в нашей культуре не задумываются над такими вещами, какдоверие к детям, и часто разговор об этом звучит для них как настоящееоткровение. Более того, в отношении к собственному ребенку часто присутствуетдоля определенного скептицизма — “он слишком ранимый”, “она у менянесамостоятельная”. Разумеется, человеку с гиперопекающими тенденциями удобно,когда другие нуждаются в нем, и поэтому таким клиентам бывает трудно признать,что они действительно “плохо” оценивают своего ребенка в том смысле, что ониего недооценивают, а если они и правы в своей оценке, то в этом виноват нестолько ребенок, сколько родитель, который таким его воспитал. Все этоозначает, что на клиенте лежит и определенная ответственность, обязывающая егозаняться перевоспитанием себя.
Гиперопекающему,тревожному родителю бывает очень важно понять, как в его отношениях с ребенкомпроявляется гиперопека, почему те или иные самые “добрые” намерения оказываютсяподавляющими, а не помогающими, как может выглядеть отсутствие контроля,постоянных напоминаний, указаний, запретов на самостоятельные действия. На этомэтапе беседы консультанту приходится не только работать с первоначальнымзапросом клиента, но и решать новые проблемы, связанные с необходимостью заменыстарых способов поведения на иные, более гибкие и адекватные отношениямродителя со взрослым человеком — собственным ребенком. Все это не так простосделать, поскольку контролирующий, опекающий родитель обычно свято верит, чтоесли бы не его напоминания и замечания, то ребенок бы “зарос грязью”, “всюдуопаздывал”, “не смог бы учиться” и т.д. Поэтому цели и требования родителя,часто вполне разумные и актуальные сами по себе, должны быть также обсуждены.Консультант при работе с родителем должен понимать, что, хотя контроль родителячаще всего не очень сильно влияет на жизнь ребенка вне родительской семьи, всеже бывает и так, что за годы совместной жизни контроль становится для негонеобходимым элементом жизни. Нужно подготовить родителя к тому, что изменениеего поведения вряд ли приведет к немедленному и быстрому росту самостоятельностии сознательности ребенка. Скорее наоборот, человек, которого долгие годыотучали быть самостоятельным, может почувствовать не облегчение в связи сотсутствием контроля и напоминаний, а глубокую растерянность, станет болеезависимым, пассивным. Но этот этап необходимо пережить, если родитель хочет,чтобы его ребенок стал по-настоящему взрослым человеком. Помощь же родителя вприобретении ребенком самостоятельности может состоять не в указаниях исоветах, а в выражении поддержки и одобрения на этом трудном пути.
Даже если консультацияпрошла очень успешно, внешнее изменение поведения родителя вряд ли произойдетмгновенно. Но если бы изменение и произошло, оно, скорее всего, не было бызамечено и оценено ребенком — слишком большое значение в отношениях близкихлюдей играют привычки и стереотипы, не позволяющие достаточно чутко улавливатьпроисходящее в другом. А ведь основной запрос родителя при обсуждаемом вариантеобращения состоит именно в налаживании отношений с ребенком! Перспектива же откладыванияего решения на далекое будущее, когда сын (дочь) заметит и оценит происшедшие склиентом изменения, вряд ли может послужить достаточным стимулом на этом благомпути. Подкрепление, хотя бы в виде минимальных позитивных сдвигов, должнопроизойти достаточно быстро, и это можно постараться организовать в ходебеседы.
11. Направление коррекционной работы, план коррекционныхмероприятий или психологического сопровождения процесса обучения и развитияребенка
Основные направлениякоррекции, что же может послужить началом стратегических изменений в отношенияхребенка и родителя, как могут выглядеть здесь тактические шаги? Приведемнесколько возможных тактик.
Акции доверия
Это мероприятие особенноуместно тогда, когда в отношениях ребенка и родителя есть некоторое несогласие(барьер), служащее поводом для многочисленных ссор и конфликтов и при этомдостаточно четко и однозначно очерченное. Например, мать требует от сына, чтобыон не бросал институт, или запрещает дочери дружить с людьми, которые ей нравятся,но родителям кажутся ненадежными и подозрительными. Тогда акция доверия состороны родителей будет состоять в “публичном” снятии (капитуляции) долгоевремя выдвигавшегося требования или запрета, например: “Я подумала и решила,что бросать или не бросать учебу — это в конце концов твое личное дело, ты жевзрослый человек, вполне можешь сам за себя решить. Больше ни слова тебе обэтом не скажу” или “В конце концов, это твои друзья, ты их лучше знаешь,встречайся с ними, когда хочешь”. Если одной из проблем был запрет куда-тоехать, приходить слишком поздно и т.п., то его снятие тоже будет такой акциейдоверия. Важно, чтобы это выглядело не как подачка со стороны родителя илидемонстрация по принципу “Делай как знаешь!”, а именно как проявление доверия,как свидетельство иного, более зрелого и уважительного отношения к личностиребенка. Конечно, акция доверия будет таковой только в том случае, если, заявиво чем-то, родитель никогда больше не отступится от своего решения, но этодолжно быть понятно и самому клиенту.
Разговор о собственныхчувствах и переживаниях
Эта задача несколькоболее сложная хотя бы потому, что, прежде чем родитель начнет выражать своичувства ребенку, он должен сам постараться в них разобраться. Для этогоконсультантом должна быть проведена специальная работа, направленная навыявление того, что скрывается за родительской гиперопекой. Здесь не имеетсмысла вдаваться в “психоанализ” родительских чувств, и поэтому достаточно,задав вопрос “А почему вы его (ее) так опекаете, так руководите им (ею)?”,удовлетвориться первым ответом, который для большинства клиентов однозначен: “Яза него боюсь”, “Я тревожусь за нее”. С точки зрения глубинной психологии,безусловно, этот ответ не полон. Здесь можно было бы говорить и о потребностиродителя, как всякого человека, контролировать и управлять другими, и ореализации проблем собственной значимости, и о страхе одиночества, и о многомдругом, что в случае рефлексирующего клиента и достаточного количества временидля обсуждения вполне может быть затронуто, и что очевидно гарантировало быгораздо больший успех намечающимся изменениям.
Но чаще всего, в силуразличных ограничений в рамках консультирования, эти вопросы не могут бытьпроработаны. Поэтому, с нашей точки зрения, лучше ориентировать родителя на путьповеденческих изменений, связанных с компенсацией родительской тревоги ипотребности в контроле, чем начинать глубинный анализ без возможности егоуспешно закончить. Таким важным поведенческим изменением являетсяпереориентация родителя с постоянного контроля на проявление собственных чувстви переживаний, связанных с ребенком, неадекватным выражением которых, вкаком-то смысле, является гиперопека. Такая цель, на первый взгляд, кажетсясовершенно простой. Это значит, что клиент должен вместо “Не смей и думать отом, чтобы бросить институт!” сказать “Я так боюсь, что ты сломаешь всю жизнь,если бросишь учиться. Мне в свое время все советовали закончить диссертацию, ая как раз замуж вышла, времени совершенно не было, а в итоге я осталась ни счем, и ужасно боюсь, что у тебя тоже так получится”.
Казалось бы, разницаневелика, но удивительно, насколько клиентам бывает трудно просто завершитьфразу “Я чувствую, что…”. Выражение собственных чувств бывает очень эффективнодля разрешения ситуации, ведь порой именно потому, что собственные чувстваэтими людьми редко проговариваются перед кем-либо или анализируются, чувства ипереживания других остаются для них также непонятными или толкуются достаточнопримитивно: “Он поступает мне назло”, “Она ничего не понимает”. Но как толькоклиент сумеет раскрыть другому — в данном случае собственному взрослому ребенку— свои чувства, ему, возможно, приоткроются и переживания ребенка; и,разобравшись в них, родитель, возможно, перестанет ощущать потребностьконтролировать или тревожиться по любому поводу (все, возможно, окажется нетаким страшным: ребенок не слишком пассивным, друзья не такими распущенными ит.д.).
В ходе беседы с клиентомуместно не просто обсудить проблему чувств, но и рассказать о том, почему такнеобходимо делиться ими с окружающими, дать почувствовать, что значит выражатьих. Так, клиенту можно предложить проиграть ситуацию, используя технику“пустого стула”, на котором он должен представить сидящим своего сына или дочь,то есть тех, кому необходимо рассказать, какие чувства и переживания испытываетон по поводу трудностей и ссор, возникающих в отношениях ежедневно.Использование с этой целью приемов гештальт-терапии должно обязательносочетаться с обсуждением того, о чем именно было трудно говорить и почему, какэти трудности можно преодолеть, как точнее сформулировать то, что клиент хочетсказать, и т.д.
Организациядоверительного разговора
Изменение отношения —необычайно сложный процесс, поэтому часто бывает уместно несколько форсироватьтакую переориентацию, организовав доверительный разговор родителя с ребенком.Цель такого разговора — показать сыну или дочери клиента, что отношение к нему(к ней) изменилось, постараться выйти на уровень более глубокого, чем раньше,контакта и взаимодействия, рассказав о себе, о своих чувствах и переживаниях, воснове которых лежит родительское беспокойство, тревога и любовь к ребенку.Такой разговор, в котором оба — и родитель, и ребенок — имеют возможностьпокаяться в своих “грехах”, приоткрыть душу, избавиться от накопившихся обид ипретензий, может оказаться настоящей вехой в их взаимоотношениях.
В этой связи хотелось быобратить внимание на одно из важнейших правил консультирования. Еслинеобходимо, чтобы какое-то событие в жизни клиента состоялось, его следуетмаксимально конкретно обсудить, а по возможности даже назначить время егореализации в ходе беседы. Конкретное обсуждение — это выбор подходящего места,времени, перебор возможных вариантов начала и т.д. Такая конкретизациянеобходима для того, чтобы выявить возможные препятствия на пути выполнениязадачи, которые могут быть не замечены при поверхностном обсуждении, нодостаточно быстро вскрываются, когда начинается конкретное планирование.Например, клиентка решается поговорить с дочерью, но оказывается, что та оченьпоздно возвращается домой, когда родители уже спят, а на выходные родителиуезжают на дачу. Таким образом, для того чтобы провести долгий, спокойныйразговор, нужно специально найти и спланировать удобное для обеих сторон время.Консультант, выступая в этой ситуации в качестве “генератора идей”, может взначительной мере способствовать целесообразному решению этой проблемы. Когдаже какое-то решение принято не “в принципе”, а вполне конкретно (назначено еговремя, выбрана соответствующая форма), то, во-первых, не выполнить его гораздосложнее, и, во-вторых, анализ причин невыполнения может стать хорошей базой дляболее глубокого понимания причин разногласий. Так, например, в нашем случаеклиентке, возможно, придется однажды лечь спать позже, для того чтобы дождатьсядочери и поговорить с ней. И даже если к этому часу она будет настолькораздражена, что нормально поговорить с дочерью ей не удастся, этотнесостоявшийся разговор может стать прекрасным материалом для более глубокогообсуждения ее взаимоотношений со своим ребенком, поскольку возникшее во времяожидания раздражение весьма показательно и может стать основой для анализаотношения клиентки к дочери.
Заключение
Гиперопекающая позицияродителя опасна и тем, что часто приводит к неправильной оценке собственногоребенка: родитель начинает воспринимать его поведение как ненормальное,вызывающее серьезные опасения и т.п. Порою клиент, обращаясь за помощью,выдвигает настолько неадекватные аргументы, что они начинают казаться простоабсурдными. “Мне кажется, что моя дочь наркоманка: она иногда возвращаетсяпоздно, и у нее так блестят глаза!” или “Меня очень тревожит моральный обликмоей девочки. Несколько раз я видела, как ее провожают молодые люди, и с двумяиз них она целовалась”. Но к любым высказываниям клиента консультанту следуетотноситься внимательно и сдержанно, поскольку, с одной стороны, за ними можетскрываться нечто более серьезное, чем преувеличения матери, а с другой стороны,повлиять на мнение человека, успокоить тревоги можно только тогда, когдаустановлен хороший доверительный контакт, который невозможен без принятия всеготого, что говорится в начале беседы.
Только имея хорошие,доверительные отношения с ребенком, родитель может оказать на него хотькакое-то влияние и, таким образом, не советом, а сопереживанием удержать отопрометчивого шага, приема наркотиков, контактов с социально опасными людьми ипр. При наличии доверительных отношений с родителями с одной стороны, ребеноксклонен больше прислушиваться к ним, а с другой стороны, срабатывает сильнейшеесдерживающее средство, боязнь причинить боль любимым людям: чувствуяпереживания отца/матери, труднее причинить ему/ей боль, чем тогда, когда он/онавыглядит холодным и осуждающим. Таким образом, ситуация доверия предоставляетбольше возможностей для контроля, но не для прямого, а для косвенного. Еслиотношения родителя с ребенком к моменту прихода в консультацию уже достаточносильно нарушены, можно обсудить специальные меры, направленные на ихнормализацию — акции доверия, откровенный разговор др., о чем уже говорилосьвыше.
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е.Исследования развода в западноевропейских странах и США и консультативнаяслужба // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации / Ред. З.А.Янкова, А.Ф. Северина. М., 1981.
2. Андреева Г.М.Социальная психология. М., 1980.
3. Бодалев А.А.,Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.
4. Василюк Ф.Е.Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
5. Гозман Л. Я.Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
6. Гринсон Р. Р.Техника и практика психоанализа. М., 2003.
7. Грюнвальд Б. Б.,Макаби Г. В. Консультирование семьи. М., 2004.
8. ДомбровскийА.,Велента Т. Кризис семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2005. №3.
9. Духновский С. В.Психологическое сопровождение подростков в кризисных ситуациях. Курган, 2003.
10. Обухова Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
11. Общаяпсиходиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
12. Практическаяпсиходиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 1998.
13. Психологиясемейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.
14. Психология семьи:Хрестоматия/ Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2002.
15. Собчик Л. Н.Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений:Практическое руководство. СПб., 2003.