План:
1. Учебно-методическийкомплекс для 4-х классов вспомогательной школы по предмету «Человек и мир»
1.1 Анализ учебника Серединской О.Х.«Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы срусским языком обучения
1.2 Анализ тетради к учебному пособию«Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы срусским языком обучения
Список литературы
1.Учебно-методический комплекс для 4-х классов вспомогательной школы попредмету «Человек и мир»
1.1Анализ учебника Серединской О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го классаспец. общеобразовательной школы с русским языком обучения
Мной былпроанализирован учебник Серединской О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-гокласса спец. Общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Мн.: Нар. асвета,2004. – 126 с. Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 4-гокласса специальной общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи, струдностями в обучении с русским языком обучения.
Рецензентами данногоучебного пособия являются: преподаватель кафедры логопедии БГПУ им. МаксимаТанка О.В. Грищенкова, учитель Новогрудской спецшколы-интерната для детей стяжелыми нарушениями речи Г.Н.Шимко.
Материал в данномучебнике подан в соответствии с двумя основными разделами: «Природа. Человек.Здоровье» и «Человек. Общество. Здоровье».
Каждый из названныхразделов, в свою очередь имеет еще и подразделы, разделенные далее напараграфы. Так, первый раздел имеет такие подразделы: «Вода – природноебогатство»; «Воздух – природное богатство», «О здоровье забочусь сам»;«Подземные богатства». Второй раздел содержит такие подразделы: «Труд нарадость себе и людям», «Радость познания», «Школа человечности», «Что такоеэкономика?».
На переднем форзацеучебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки собъяснениями. Так, учебник содержит в себе такие условные обозначения заданий,рубрик:
– Задание передчтением текста;
– Практическая работа(здесь учащимся предлагается провести несложные опыты. В ходе каждого опытанеобходимо объяснить, что происходит. Свои выводы необходимо сравнивать свыводами в учебном пособии);
— Организованныенаблюдения (в рубрике под данным заголовком опыты проводятся учителем. Отучащегося требуется внимательно наблюдать и объяснять, что происходит,сравнивать получившиеся выводы с выводами в учебном пособии);
— Это важно знать иуметь (практические советы);
— Будь природе другом;
– Словарные «чудеса»;
— Вопросы дляповторения.
Оформление учебникасоответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная иновая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделенашрифтом (курсив, жирный шрифт), также широко используется в учебнике такойприем как выделение информации цветом.
Имеют отличия вграфическом оформлении задания под условными обозначениями: например, вопросы кпараграфу напечатаны более мелким шрифтом, чем основной текст. А словарныеслова, рекомендованные для изучения и запоминания, наоборот, выделены болеекрупно. Также имеет отличия и оформление информации, предназначенной дляповторения.
Учебник содержитдостаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию иусвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также сцелью систематизации и классификации нового материала, в учебнике используютсямногочисленные схемы и таблицы.
Если говорить оспособах и приемах подачи и изучения нового материала в учебнике, то нужноотметить, что достаточно большое количество тем предлагается для практическогоизучения. То есть свойства предметов, различные явления предлагается изучить входе практических работ: опытов и экспериментов.
Например, тема «вода –жидкость» изучается с помощь таких опытов: 1. Налей воду в чашку, стакан,банку. Какую форму имеет вода в каждом сосуде? После выполнения опыта предлагаетсясравнить полученный результат с имеющимся в учебнике выводом и убедиться в егоправильности: «вода не имеет своей постоянной формы. Она принимает форму тогососуда, в который ее наливают».
Также с помощью опытнойработы предлагают авторы учебника изучить свойства песка. Так, ими предлагаютсяследующие опыты с выводами:
1. Рассмотриобразцы песка. Определи его цвет (Песок бывает разного цвета: желтый, серый,белый).
2. Насыпьна картонку немного песка. Рассмотри. Определи, из чего состоит песок. (Песоксостоит из зернышек – песчинок. Песчинки бываю разной величины: одни крупные,другие маленькие).
Также новый материализучается методом организованного наблюдения. Так, например, изучая тему«Калийная соль», учащиеся знакомятся с ее свойствами, наблюдая заэкспериментом, проводимым учителем. При это по ходу наблюдения заэкспериментом, учащиеся получают задания: рассмотреть калийную соль, чтонаблюдается, если бросить немного калийной соли в стакан с водой.
Для закрепленияизученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях по плану.Так, например, план для рассказа о свойствах воды предлагается следующий:
– Где находится вприроде;
— Внешний вид: цвет,прозрачность;
– Состояние (твердое,жидкое, газообразное);
– Основные свойства;
– Как используют.
Материал учебникапозволяет осуществлять такой методический прием для изучения нового материала,как актуализация уже приобретенных школьниками ранее знаний. Так, например, приизучении темы «Круговорот воды в природе» перед непосредственным текстомпараграфа ученикам предлагается разгадать загадку: В озерах, реках обитает,часто по небу летает. Как наскучит ей летать, на землю падает опять. Такойже прием используется при изучении темы «Глина»: Ее встретишь на дороге, иувязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
С целью возобновления впамяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленныеописания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта. В качествепримера такого текста можно привести следующий: Стоит на кухне плита. От нееидет длинная труба. Мама зажигает спичку, поворачивает переключатель на плите и… вспыхивает огонек. Что горит?
Кроме того, в данныхрубриках содержатся еще и вопросы, развивающие логическое мышление, умение сопоставлятьфакты. Например, изучая тему «Общение» для анализа предлагается такойвопрос-задание: «Если разделить одно яблоко поровну на двоих, сколькодостанется каждому человеку? Если один человек расскажет другому что-нибудьинтересное, сколько будет знать каждый человек?».
Эффективными, на мойвзгляд, являются упражнения, использующие в качестве дидактического приеманаглядность. Так, пример могут служить многочисленные задания, связанные сизучением схем, таблиц, анализом рисунков, размещенных на страницах учебника.Достаточно наглядно увидеть и осознать сферы расходов семьи позволяет учащимсясхема, размещенная на странице №116.
Тему «Чистая вода –забота людей» предлагается изучать, рассматривая рисунок (стр.№14). Так,задание к данной работе звучит следующим образом: «С помощью рисунка«путешествуй» по реке и рассказывай о том, что загрязняет воду. Какие источникизагрязнения воды ты считаешь самыми опасными? Почему? Какие запрещающие знакиты бы поставил на берегу реки, чтобы защитить воду от загрязнения?».
С дидактической целью вучебном пособии размещены тексты под названием «Повтори и запомни!». Так,предлагается для запоминания текст на стр.80-81 о труде, на стр. 89-90 на тему«Средства массовой информации».
Важными, на мой взгляд,являются советы и рекомендации учащимся, непосредственно связанные с изучениемтемы. В качестве примера можно привести совет, размещенный после темы «Радио ителевидение»: «Выполняй правила просмотра телепередач. Смотри толькопередачи для детей. Смотри телевизор не более 1 – 1,5 часа в день. Садись нарасстоянии 3-4 метра от экрана. Учись пользоваться программой теле- ирадиопередач».
Обобщает и подводититог пройденному материалу словарная работапосле каждого раздела. Так,после изучения материала раздела «Техника служит людям» учащимся предлагаетсяизучить следующие понятия: космос, космический корабль, фотография, компьютер.
В рубрике «Будь природедругом» приводится интересная и полезная информация по темам. Данная рубриканаправлена на получение учащимися сведений из курса «Здоровый образ жизни».
Для обобщенияизученного материала и повторения пройденного в учебном пособии используютсявопросы под рубрикой «Проверь себя».
1.2Анализ тетради к учебному пособию «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го классаспец. общеобразовательной школы с русским языком обучения
Тетрадь содержит в себете же разделы («Природа. Человек. Здоровье»; «Человек. Общество. Здоровье») ите же подразделы, что и учебник. Кроме этого, в тетради выделен раздел «Дневникнаблюдений» с подразделами «По страницам «Книги года», «Обобщение результатовнаблюдений». В конце тетради выделены страницы для записи терминов словаря.
На переднем форзацететради содержатся условные обозначения: состояние неба (ясно (небочистое, солнце светит в течение всего дня); переменная облачность (на небемного облаков, солнце светит только часть дня); пасмурно (небо закрытооблаками, солнце не светит), осадки (снег, дождь, град), другие явления природы(ветер, роса, гололед, туман, иней, гроза).
Тетрадь начинается с дневниканаблюдений. В задании к ней учащимся предлагается наблюдать за Солнцем,погодой, растениями, животными, трудом людей и записывать наблюдаемые явления втетради. Также предлагается не только записывать, но и зарисовывать те или иныеявления.
Обзорно представленподраздел «Вспомним лето»: перечислены месяца лета и их основные признаки иособенности. Далее учащимся предлагается дописать ответы на вопросы: какизменилась в течение летнего времени высота Солнца над землей,продолжительность дня; записать летние явления в природе (здесь дети могутиспользовать свои собственные наблюдения, а также текст пособия), предлагаетсяпродолжить цепочку слов о лете.
Каждый последующиймесяц года рассматривается более подробно. Для наблюдения за неживой природойпредложена для заполнения такая таблица:Число Сост. неба Осадки Ветер Температура воздуха Другие явления природы, труд людей
Интересной и полезнойформой обучения является задание: записать, что изменилось в наблюдаемомпериоде по сравнению с предыдущим. Так, она заставляет учащихся сопоставитьфакты и явления, осознавать и отмечать изменения и динамику.
На развитие умениядетей понимать взаимосвязь происходящих явлений, понимать последовательностьсобытий, выделять причину и следствие направлены такие задания: при изученииподраздела «Осень» предлагается показать стрелкой как связаны между собойсобытия: пошел дождь – небо затянулось тучами. Для ноября, например,предлагаются такие факты: птицы улетают на юг – исчезают насекомые.
Нужно также отметить,что перед каждым подразделом (то есть для каждого из месяцев года) размещеныотрывки из стихотворений известных поэтов, где образно описывается тот или иноймесяц года. Так, например, для описания ноября авторы предложили строки изстихотворения И.Сурикова («Природа замерла, нахмурилась сурово. Поблекнувшейлиствой покрылася земля»).
С целью обобщитьрезультаты наблюдений и подвести итоги пройденному используются разделы: «Всеоб осени», «Все о зиме», «Все о весне». В каждом из этих разделов содержатсяобобщающие задания. Так, например, предлагается составить сводку погоды закаждое из времен года.
Для того, чтобыпривести в систему знания учащихся о временах года в целом, предлагаетсяподраздел «Четыре времени года», задания которого связаны с выделением признакови явлений каждого из времен года, сопоставлением их между собой. Так, одно иззаданий такого плана звучит следующим образом: «Прочитай названия времен года иих признака. Соедини линией названия времен года и природных явлений илипризнаков, которые подходят».
В данном разделе широкоиспользуются такие приемы как работа над схемами, заполнение таблиц, отметки натемпературных шкалах.
Дальнейшие разделытетради предназначены для работы над закреплением материала, содержащегося вучебном пособии.
Для практическогоизучения тех или иных тем в тетради размещено большое количество рисунков,позволяющих наглядно воспринимать и запомнить предметы, их свойства. Такжезадания, связанные с рисунками развивают умение учащихся обобщать предметы попризнакам, называть группы предметов.
Встречаются в тетради изадания творческого характера. Так, например, при изучении темы «Круговоротводы в природе» учащимся предлагается начало сказки, самим же детям необходимодать заглавие и продолжить эту сказку. Кроме этого, детям даются задания,связанные с разыгрыванием ситуаций.
Характерным для тетрадиявляется введение тестовых заданий. Изучая тему «О здоровье забочусь сам»ребята получают такое тестовое задание: «Как можно уберечься от заразныхболезней? Вычеркни то, что не надо выполнять:
– соблюдать правилагигиены;
– закаляться;
– есть большесладостей;
– не ездить вобщественном транспорте;
– сидеть дома, никудане ходить;
– не общаться сзаболевшим человеком;
– выполнять советыврача.
Сюда же относятся изадания на нахождение определения типа «Соедини линией слово с правильнымответом».
Также часто дляпроверки знаний учащихся используются открытые вопросы теста. Сюда относятсяшироко используемые в тетради задания «Закончи предложение», «используярисунки, запиши».
Для изучения новогоматериала в тетради широко используются задания, связанные с разгадываниемзагадок, объяснением смысла пословиц, анализом стихотворений, дописываниемнедостающих слов в стихотворения.
Списоклитературы:
1. СерединскаяО.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательнойшколы с русским языком обучения. – Мн.: Нар.асвета, 2004. – 126 с.
2. СерединскаяО.Х. Тетрадь к учебному пособию «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го классаспец. общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Мн.: Нар. асвета,2004. – 70 с.