Анализ объема, динамики, структуры, скорости товарооборота торговой организации

–PAGE_BREAK– 
2.1.Динамика  розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 г.г.

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

1998

2141,5

2141,5

100,0

100,0

100,0

100,0

1999

2620,7

2176,6

122,4

101,7

122,4

101,7

2000

3105,2

2227,5

118,5

102,3

145,0

104,0

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1999 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2000 году — 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом (средний индекс цен в 1999 году — 1,204 или 120,4%, в 2000 году — 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. (2227,5 — 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары — на 877,7 тыс. (3105,2 — 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс.

За 1998-2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом   товарообороте.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообо­роте занимает оборот четвертого квартала — свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал — свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

2.2.   Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ»  по кварталам года

Откло

2000год в

1999 год

2000 год

нение

% к
Кварталы
сумма,

удельный

сумма,

удельный

в

1999 году

тыс.

вес, %

Тыс.

вес, %

сумме

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

1

610,8

23,3

714,0

23,0

+103,2

116,9

2

655.2

25,0

770,5

24,8

+115,3

11 7,6

3

647,3

24,7

770.1

24,8

+122,8

119,0

4

707,4

27,0

850,6

27,4

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

100,0

3105,2

100,0

+484,5

118,5

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным — первый. Самый  низкий  темп роста товарооборота достигнут в  первом квартале (116,9%), а самый высокий — в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам при­вело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала — на 0,2% по сравнению с 1999 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до  24,8% в 2000 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля  оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возрос­ла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

2.3.   Ритмичность развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» по месяцам года

Кварталы

1999 год

2000 год

Откло­нение в сумме

(+, — )

2000 г. в % к 1999г.

сумма, тыс.

удельный вес, %

сумма, тыс.

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Январь

202,1

33,1

228.2

32.0

+26,1

112,9

Февраль

198,3

32,5

225,0

31,5

+26,7

113,5

Март

210,4

34,4

260,8

36,5

+50,4

124,0

Итого за 1 кв,

610,8

100,0

714,0

100,0

+103,2

116,9

Апрель

220,9

33,7

243,3

31,5

+22,4

110,1

Май

215,4

32,9

256,4

33,3

+41,0

119,0 1

Июнь

218,9

33,4

270,8

35,2

+51,9

123,7

Итого за 2 кв.

655,2

100,0

770,5

100,0

+115.3

117,6

Июль

216,0

33,4

256,2 |

33,3

+40,2

118.6

Август

214,8

33,2

255,2

33,1

+40,4

118,8

Сентябрь

216,5

33,4

258,7

33,6

+42,2

119.5

Итого за 3 кв.

647.3

100,0

770,1

100,0

+122,8

119,0

Октябрь

232,5

32,9

279,7

32,9

+47,2

120,3

Ноябрь

229,0

32,4

270,8

31.8

+41,8

118,3

Декабрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

Итого за 4 кв.

707,4

100,0

850,6

100,0

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

—————-

3105,2

—————–

+484,5

118,5 1

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста рознич­ного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста това­рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо­рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте — 124,0%, за второй квартал — соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар­тал — 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал — 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. При­чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Розничный товарооборот по отделам магазина «ВИЗИТ» за  1999-2000 г.г.

Отделы предприятия

Фактический розничный то­варооборот, тыс.

Отклонение в сумме (+,-)

1998г. в % к 1997 г.

1999

2000

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопо­стави­мых ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясной

372,1

447.0

376,6

+74,9

+4,5

120,1

101,2

Колбасные изделия

652,6

767.0

653,8

+114,4

+1,2

117,5

100,2

Ликероводочные изделия

597,4

705,0

604,7

+107,6

+7,3

118,0

101,2

Соки-воды

264,7

321,8

304,8

+57,1

+40,1

121,6

115,1

Рыбный

76,1

90,1

77,3

+ 14,2

+1,2

118,7

101,6

Бакалейный

369,5

441.7

378,5

+72,2

+9,0

119,5

102,2

Хлебный

117,9

136,6

117,5

+18,7

— 0,4

115.9

99,7

Непродоволь­ственные товары

170,4

195.8

168,3

+25,4

— 2,1

114,9

98,8

Итого по предприятию

2620,7

3105,2

2681,5

+485,5

+60,8

118,5

102,3
    продолжение
–PAGE_BREAK–
 

Товарные группы

1999

2000

2000 г. в % к 1999 г.

сумма тыс.

удельный

вес, %

 в действующих ценах

в сопостави­мых  в ценах

в сопоставимых

цепях

в деиствующих ценах

сумма тыс.

удельный вес ,%

сумма тыс.

удельный вес, %

Ценах

Ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

9
Мясо и птица
372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

Колбасные изде­лия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102.3

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118.8

102.0

 Хлеб и хлебобулочные изделия

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4.4

115,9

99,5

Мука, крупа и  макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4

 64,2

2.4

119,1

102,4

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119.5

102„9

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

281,2

10,5

116.4

99,4

Прочие   продовольственные  товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

Непродовольст­венные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. „

102,3

Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по товарным группам за 1999-2000 г.г.
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реали­зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то­варов.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то­варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Сни­зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продук­ция — на 1,2%, хлебобулочные изделия — на 0,5%, непродовольственные товары — на 1,2%, вина, шампанское, коньяк — на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти­ментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1999 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни­жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молоч­ной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
Факторный анализ общего розничного товарооборота.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

·        обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда

торговых работников;

·        состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:

Товарный баланс по магазину «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

 

Отклонение

в

сумме

Влия­ние на

изме­нение

товарообо­рота

(+-)

Показатели

1999

2000

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 484,5 тыс. за счет завышенных товар­ах запасов на начало года (+33,8 тыс.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс.) и уменьшения прочего выбытия това­ров (+0,8 тыс.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс.).

Недостатком использования поступающих в предприятие товар­ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от­грузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

На предприятии в 2000 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на­звать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду магазина «ВИЗИТ» Произведем на основе следующей таблицы:
Показтели по труду по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

Откло

2000 г.

Показатели

1999

2000

нение

В % к

(+,-)

1999 г.

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот, тыс.:

·         в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

·         в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

Среднесписочная численность

торговых работников — всего, чел.

27

28

+1

103,7

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

73,2

75,0

+1,8

——-

Среднегодовая выработка

на одного торгового работни

ка, тыс.:

·        в действующих ценах

97,06

110,90

+13,84

114,2

·        в сопоставимых ценах

97,06

95,77

-1,29

98,7

Среднегодовая выработка на

 
одного продавца, тыс.

 
·         в действующих ценах

131,04

147,87

+16,83

112,9

 
·         в сопоставимых ценах

131,04

127,69

-3,35

97,5

 
Прирост товарооборота в

 
действующих ценах за счет

 
роста производительности

71,8

73,3

+1,5

——-

 
труда, %

      продолжение
–PAGE_BREAK–