Анализ объема производства, издержек и прибыли ООО Втормет за 1996-1998 гг.

–PAGE_BREAK–Раздел II Определение типа рынка
Прежде чем приступить к решению основной задачи (оценка издержек и прибыли) необходимо определить тип рынка, на котором реализует свою продукцию предприятие; структуру выпускаемой предприятием продукции и объем продаж продукции.

Известно, что существует четыре основных вида рынка. Это рынок совершенной конкуренции; монополистический рынок; рынок монополистической конкуренции и олигополистический рынок. Каждому виду рынка соответствуют вполне определенные характеристики, с  помощью которых мы можем определить к какому из них отнести то или иное предприятие.

ООО «Втормет», функционирующее на базе цеха вторичных ресурсов при АО «Красный котельщик», осуществляет следующие работы:

–           переработка негабаритных металлоотходов в габаритные металлоотходы согласно ГОСТу 2787-75;

–           сортировка металлоотходов;

–           дробление вьюнообразной стружки;

–           пакетирование.

Предприятие производит следующую продукцию:

–           3А – Стальной лом и отходы. Кусковой лом, отходы и стальной скрап, удобные для загрузки плавильных агрегатов. Размеры куска должны быть не более 800х500х500мм.

–           5А – Негабаритный стальной лом и отходы. Кусковой лом, отходы и стальной скрап. Толщина металла должна быть не менее 6мм.

–           12А – Лом для пакетирования. Стальные, листовые, полосовые и сортовые отходы, кровля, легковесный промышленный и бытовой лом, проволока и изделия из нее, металлоконструкции, трубы.

–           14А – Стальная стружка. Сыпучая мелкая стальная стружка, а также высечка. Длина витка стружки и высечки должна быть не более 50мм.

–           16А – Вьюнообразная стальная стружка (для переработки). Размеры не регламентируются.

(Для всех видов продукции не допускается наличие лома и отходов цветных металлов.)

Определяя тип рынка, на котором функционирует данное предприятие, следует заметить, что сырье (негабаритные металлоотходы, стружку и т.д.) оно приобретает на промышленных предприятиях (АО «Красный котельщик», АО ТКЗ и т.д.), а продукцию реализует металлургическим заводам Ростовской области (необходимо также заметить, что часть выпускаемой продукции отгружается в порт для переправки в Турцию). При этом закупка сырья производится в основном посредством денежных платежей, а за приобретаемое у ООО «Втормет» продукцию предприятия, в основном, расплачиваются бартером (исключение составляет турецкая фирма, осуществляющая закупку нашей продукции и фирмы–перекупщики). Бартер в наше время играет,  как известно, двоякую роль. С одной стороны он позволяет предприятию частично преодолеть проблему дефицита оборотных средств, стабилизировать и расширить рынок сбыта своей продукции. С другой стороны эффективность бартерных схем расчетов существенно ниже расчетов через банки, поскольку в первом случае возникают дополнительные расходы на транспортировку, хранение и реализацию продукции. Таким образом, наличие бартерных платежей может существенно повлиять на функционирование предприятия.

При определении типа рынка следует уточнить масштаб этого рынка. То есть рынок данного товара может рассматриваться в масштабах города, страны, мира.

Так рынок металлоотходов черной металлургии в мировых масштабах является конкурентным рынком. То есть ему присущи такие характеристики конкурентного рынка как:

1.     Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям;

2.     Каждая фирма имеет небольшую долю общего выпуска товара, продаваемого на рынке;

3.     Ни одна фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж;

4.     Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна;

5.     Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных товаров свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

Таким образом, конкурентная фирма – это фирма, которая продает свою продукцию на конкурентном рынке. Поскольку конкурентные фирмы не могут никоим образом воздействовать на рыночную цену, они могут быть охарактеризованы как принимающие цену.

Говоря о конкурентном рынке, я не подразумеваю рынок совершенной конкуренции. Я имею в виду лишь рынок близкий к данной рыночной модели. Так рынок металлоотходов черной металлургии достаточно конкурентный, чтобы применить для его изучения модель совершенной конкуренции.

Рассматривая рынок металлоотходов черной металлургии в городе Таганроге, я пришла к выводу, что это рынок нельзя назвать ни рынком совершенной конкуренции, ни монополистическим рынком, ни рынком монопольной конкуренции, ни олигополистическим рынком, так как этим рынкам присущи характеристики, которые нельзя отнести к данному рынку (например, свободный вход и выход с рынка, выпуск дифференцируемой или уникальной продукции, ограничение в доступе к информации). Но необходимо учесть практически полное отсутствие конкурентов, то есть на таганрогском рынке металлоотходов черной металлургии функционирует несколько фирм, но они занимаются лишь перепродажей производимой предприятием ООО «Втормет» продукции. При этом предприятие ООО «Втормет» нельзя назвать монополистом, так как оно не обладает основной характерной для монополиста способностью – способностью влиять на цены. Это объясняется наличием конкурентов в Ростовской области. Т.е. если ООО «Втормет», например, увеличит цену, то фирмы, перекупающие продукцию, предпочтут закупить в Батайске или в любом другом городе области, где существуют аналогичные предприятия.

Таким образом, проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу, что таганрогский рынок металлоотходов черной металлургии необходимо рассматривать как конкурентный в целях анализа.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ структуры продукции и объема продаж
Следующим этапом на пути к анализу издержек и прибыли является определение структуры выпускаемой продукции и определение объема продаж выпускаемой продукции.

Необходимые данные об объеме продаж и структуре выпускаемой продукции предоставлены в следующей таблице:

Объем продаж по видам продукции за 1996-1998гг. *     Таблица 1

Виды продукции

1996г

1997г

1998г

Объем продаж

Объем продаж

Объем продаж

В тоннах

в %

в тоннах

в %

в тоннах

в %

12000

66,7

8000

57,1

3000

33,3

2000

11,1

2000

14,3

4000

44,4

12А

1000

5,6

1000

7,1

1000

11,1

14А

2000

11,1

2000

14,3

500

5,6

16А

1000

5,6

1000

7,1

500

5,6
Итого
18000

100

14000

100

9000

100

* — таблица 1 составлена Потаниной С.В. по журналу-ордеру по счету №46 «Реализация продукции» ООО «Втормет» за 1996–1998гг.

Следует заметить, что основными задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции являются:

–       оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

–       выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

–       разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для оптимизации объема производства продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Необходимо учитывать, что изменения номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важнейших факторов, влияющих на уровень выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.

Сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры, могут привести и к уменьшению, и к увеличению затрат на производство. Так, структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного управления, получают отрицательную оценку.

На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства отдельных видов продукции предприятия ООО «Втормет».

График 1. Процентное отношение производства отдельных видов продукции к общему объему за 1996, 1997, 1998гг.

Очевидно, что в общий объем продаж выпускаемой продукции в 1996г составлял 18000 тонн, в 1997г – 14000тонн, а в 1998г – 9000тонн. То есть объем выпуска продукции уменьшился в два раза. Такое уменьшение объема производства объясняется общим спадом производства в стране, то есть значительным сокращением спроса на выпускаемую предприятием «Втормет» продукцию. Но общий спад производства и простои предприятий отразились не только на объеме производства данного предприятия, но и на структуре выпускаемой продукции. Так в 1996г наибольший удельный вес в общем объеме продукции занимала продукция 3А(65%). В 1997г. удельный вес продукции 3А уменьшился и составил 57% от общего объема продукции. Объем производства и продаж продукции других видов также изменился. Особенно заметно увеличение удельного веса продукции 5А. В 1998г структура продукции существенно изменилась. Так удельный вес 3А составил 33%, а удельный вес продукции 5А вырос с 14% до 44%. Такое резкое изменение процентного соотношения производства и продаж отдельных видов продукции характеризует специфику данного производства. То есть на фоне общего спада производства промышленные предприятия ликвидируют простаивающее (а следовательно, не приносящее дохода) оборудования, путем продажи его в качестве металлоотходов. А так как металлотходы такого рода соответствуют (согласно ГОСТу 2787-75 ) стандартам 5А, то объем производства данного товара значительно увеличился.

Таким образом, за три исследуемых года структура производимой предприятием продукции существенно изменилась. Изменение структуры продукции произведено с целью снижения издержек производства и увеличения прибыли под воздействием таких факторов как уменьшение спроса на данную продукцию, повышение требовательности покупателей, изменение структуры и цен предлагаемого промышленными предприятиями сырья, изменения общей социально-экономической ситуации в стране.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ издержек предприятия
Выпуск продукции или оказание услуг предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое производственное звено или предприятие должны знать, во что обходится производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Принято считать, что издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции или оказания услуг, то есть все то, во что обходится предприятию производство и реализации продукции.

Издержки могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

В «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5августа 1992г., указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

Приведенное определение в принятой классификации характеризует полную себестоимость промышленной продукции.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции в отрасли.

Основными положениями по учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

         

В следующей таблице представлены данные о расходах предприятия ООО «Втормет» по статьям калькуляции за 1996-1998гг.

Таблица 2.

Структура издержек предприятия ООО «Втормет» за 1996-1998гг.*

1996г

1997г

1998г

Статьи

калькуляции

Затраты на производство, тыс. руб.

Удельный вес затрат, (%)

Затраты на производство единицы продукции, тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Удельный вес затрат, (%)

Затраты на производство единицы продукции, тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Удельный вес затрат, (%)

Затраты на производство единицы продукции, тыс. руб.

1. Сырье и материалы

620

19

0,034

310

12,8

0,023

165

10,1

0,018

2. Топливо и энергия на технические цели

258

7,9

0,014

135

5,6

0,009

130

7,9

0,014

3. РСЭО

170

5,2

0,009

170

7

0,013

160

9,8

0,018

4. Цеховые расходы

190

5,8

0,011

170

7

0,013

140

8,6

0,016

5. Общезаводские расходы

100

3,1

0,006

125

5

0,013

150

9,2

0,017

6. З/п произво-дственных рабо-чих

1300

40

0,072

1050

43,5

0,076

600

36,8

0,066

7. Отчисления на соц. страхование

462

14,2

0,025

404

16,7

0,030

231

14,1

0,025

8. Прочие расходы

102

3,3

0,006

20

0,8

0,001

33

2

0,004

Производственная себестоимость

3202

98,5

0,177

2384

98,4

0,178

1609

98,5

0,178

Внепроизводственные расходы

48

1,5

0,003

36

1,1

0,003

21

1,5

0,002

Полная себестоимость

3250

100

0,180

2420

100

0,173

1630

100

0,180

* – таблица составлена Потаниной С.В. по журналу-ордеру по счетам 20 “Затраты на основное производство”, 25 “Общехозяйственные расходы”,26 “Общезаводские расходы” ООО «Втормет» за 1996-1998гг. Издержки и себестоимость подсчитаны в сопоставимых ценах (по «Нормативному вестнику» официальная ежегодная инфляция составляла 1-2%).

В Таблице 2 представлены данные об издержках (общих и на единицу продукции) предприятия «Втормет» за 1996-1998гг.

Как видно из таблицы в течении исследуемого периода полная себестоимость продукции предприятия уменьшилась в два раза. Такое сокращение полной себестоимости связанно прежде всего с сокращением объема производства.

Себестоимость единицы продукции (в нашем случае – это одна тонна) и в 1996, и в 1998гг составила 180руб, а в 1997г – 173руб. То есть предприятию удалось снизить издержки на единицу продукции в 1997г. за счет более экономного использования топлива и энергии и уменьшения прочих расходов.

Как известно, снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия, так как снижая себестоимость предприятие может получать большую выгоду, продавая продукцию по неизмененной цене.

Для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения важное значение имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные затраты – затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от объема производства. К ним относятся: РСЭО, цеховые расходы, общезаводские расходы.

Условно-переменные затраты – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технические цели, з/п производственных рабочих, отчисления на соц. страхование и прочие расходы.

В следующей таблице представлена структура издержек предприятия ООО «Втормет» за 1996-1998гг.

Следует заметить, что под структурой издержек понимают процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия в рамках его валовых издержек.

Таблица 3.1

Структура издержек предприятия ООО «Втормет» за 1996-1998гг.

1996г

1997г

1998г

Элементы затрат

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Условно-постоянные издержки:

–РСЭО

170

0,009

170

0,013

160

0,018

–цеховые расходы

190

0,011

170

0,013

140

0016

–общезаводские расходы

100

0,006

125

0,009

150

0,016

Итого

460

0,026

465

0,035

450

0,035

Таблица 3.2

1996г

1997г

1998г

Элементы затрат

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Затраты на производство тыс. руб.

Затраты на производство единицы продукции тыс. руб.

Условно-переменные

издержки:

–сырье и материалы

620

0,034

310

0,023

165

0,018

–топливо и энергия на технические цели

258

0,014

135

0,002

130

0,014

–з/п производственных рабочих

1300

0,072

1050

0,076

600

0,066

–отчисления на соц. страхование

462

0,025

404

0,030

231

0,025

–прочие расходы

102

0,006

20

0,001

33

0,004

Итого

2742

0,151

1919

0,132

1159

0,127

Внепроизводственные расходы

48

0,003

36

0,003

21

0,002

Всего (полная себестоимость)

3250

0,180

2420

0,173

1630

0,180

Из данных Таблицы 3 мы видим, что условно-постоянные издержки складываются из суммы РСЭО, цеховых расходов и общезаводских расходов.

Условно-переменные издержки складываются из расходов на сырье и материалы, топливо и энергию на технические цели, заработную плату производственных рабочих, отчислений на социальное страхование и прочие расходы.

На протяжении 96,97 и 98гг общие условно-постоянные издержки (TFC) оставались практически неизменными. В процентном же соотношении к общим издержкам предприятия величина условно-постоянных издержек в 96г составила 14,1%, в 97г – 19%, в 98г – 27,6%. То есть удельный вес условно-постоянных издержек значительно вырос. Следует заметить, что вопрос процентного соотношения условно-постоянных издержек и общих издержек очень важен для анализа издержек предприятия, так как при резком уменьшении объема производства величина условно-постоянных издержек может составить слишком  большую процентную долю общих издержек, что отрицательно отразится на прибыли предприятия.

Средние условно-постоянные издержки (AFC) (на единицу продукции) в 96г составили 26руб., в 97г – 35руб., в 98г – 50руб., то есть их величина возрастала с уменьшением объема производства. Такая закономерность вполне логична, так как с уменьшением объема производства процентное соотношение условно-постоянных и общих издержек меняется.

Общие условно-переменные издержки (TVC) в 96г составили 2742 тыс. руб.(85,9% от общих издержек), в 97г – 1959 тыс. руб.(81%), в 98г – 1159 тыс. руб.(72,4%). Таким образом, по мере уменьшения объема производства условно-переменные издержки снижаются и их величина в процентах к общим издержкам также уменьшается. Следует обратить внимание на то, что величина переменных издержек в конечном счете зависит не только от объема производства, но и от экономии материальных и трудовых затрат в результате рационального производства и труда. Воздействие последних факторов может привести к тому, что переменные издержки с ростом (уменьшением) объема производства увеличиваются (уменьшаются) по-разному.

Для более глубокого анализа изменения условно-переменных издержек и факторов, вызвавших их изменение, следует рассмотреть издержки по элементам затрат:

–                   сырье и материалы – общие издержки на закупку сырья и материалов уменьшались пропорционально уменьшению объема производства (согласно данным табл. 2,3). Величина средних (на единицу продукции) издержек на сырье и материалы также уменьшается с уменьшением объема производства. Но уменьшение общих издержек на сырье и материалы не может охарактеризовать эффективность использования данных ресурсов. В то время как, уменьшение величины средних издержек на сырье и материалы говорит о том, что предприятие стало рационально их использовать, то есть предприятие стало активнее применять ресурсосберегающие технологии, а также повысило требовательность входного контроля качества поступающих от поставщиков сырья и материалов.

–                   топливо и энергия на технические цели. Размер расходов по этой статье также уменьшается с уменьшением объема производства, но если с 96г по 97г эти издержки уменьшились на 123 тыс. руб., то с 97по 98г – на 5 тыс. руб. Таким образом, отражается достаточно нерациональное использование топлива и энергии (в силу устаревших, неэкономичных методов использования).

–                   заработная плата производственных рабочих уменьшилась с сокращением объема производства. Средние (на единицу продукции) затраты на оплату труда также снизилась в 98г по сравнению с 96 и 97гг. Такое снижение расходов по данной статье говорит о снижении трудоемкости продукции. Следует заметить, что анализ расходов на заработную плату затрудняется тем, что в графе заработной платы показана только заработная плата производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции. Заработная плата вспомогательных рабочих в основном отражается на статьях расходов по эксплуатации и содержанию оборудования, заработная плата служащих и ИТР входит в состав цеховых и общезаводских расходов. Заработная плата рабочих, занятых во вспомогательном производстве входит в себестоимость пара, воды, электроэнергии и влияет на себестоимость продукции не прямо, а косвенно, через те комплексные статьи, на которые отнесен расход пара, воды электроэнергии.

–                   отчисления на социальное страхование. Изменение величины расходов по данной статье происходит соразмерно с изменением затрат на заработную плату, так как отчисления на социальное страхование рассчитываются как процент от заработной платы (изменения в величине этого процента могут быть вызваны изменением законодательства о труде и охране здоровья).

–                   прочие расходы. Изменение величины прочих расходов может быть вызвано различными причинами. Например, сокращение (увеличение) отчислений на научно-исследовательские и опытные работы, уменьшение (увеличение) расходов на доставку продукции, телекоммуникационные расходы и т.д.

Анализ условно-переменных издержек по статьям калькуляции  позволяет сделать вывод о том, что снижение себестоимости продукции в 97г удалось добиться с помощью снижения затрат на сырье и материалы, топливо и энергию, и прочие расходы. Себестоимость продукции в 98г возросла по сравнению с 97г и осталась неизменной по сравнению с 96г. Это говорит о том, что мероприятия по ее снижению были недостаточно эффективны и не привели к желаемому результату.

Более наглядно изменение издержек предприятия отражено на графиках:

            продолжение
–PAGE_BREAK–График 2. Общие полные, общие условно-переменные, общие условно-постоянные издержки

 

         

График 3. Средние полные, средние условно-переменные, средние условно-постоянные издержки.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

1) основными направлениями снижения издержек производства являются:

–       использование достижений НТП;

–       совершенствование организации производства и труда;

–       государственное регулирование экономических процессов.

2) Управление издержками необходимо прежде всего для:

–       получение максимальной прибыли;

–       улучшения финансового состояния фирмы;

–       повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

–       снижения риска стать банкротом и т.п.

3) На структуру затрат за анализируемый период времени могли повлиять следующие факторы:

–       инфляционный процесс, так как стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочие силы изменялись неадекватно друг к другу;

–       увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значительно повысило оплату за кредиты коммерческих банков;

–       существенное повышение роли рекламы, т.е. предприятия стали больше расходовать средств на эти цели.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерчес­кой организации. Как экономическая категория прибыль от­ражает чистый доход, созданный в сфере материального про­изводства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получе­ние прибыли на предприятии означает, что полученные до­ходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие за­интересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, является основой для расширения производственной деятель­ности, научно-технического и социального развития предпри­ятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источ­ников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других социальных программ.

Возникает вопрос: о какой прибыли прежде всего идет речь – об условно чистой или о валовой, прибыли после уплаты налогов или прибыли после уплаты процентов по займам и кредитам.

На практике различаю балансовую прибыль, балансовый (совокупный) доход, валовую прибыль, средний доход (выручка), условно чистую прибыль.

Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяйствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (их изменения) и иного имущества предприятия, а также от доходов от внереализационных операций.

Суммарная величина всех при­былей— балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основ­ными составными элементами балансовой прибыли являются:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг:

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб = Пр ±Пи±Пв.о

где Пр— прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ

               и оказания услуг;

Пи— прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия:

Пв.о— доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли со­ставляет прибыль от реализации продукции, выполнения ра­бот или оказания услуг.

Валовый доход (выручка), получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц:

TR = p
×
q,

Где TR – выручка от реализации, руб.,

       p – цена за единицу товара, руб./шт.(т.),

       q –количество проданных товаров, шт. (т.)

Более точная формула определения величины прибыли от реализации продукции выглядит следующим образом:

,

где Цi— отпускная цена единицыi-й продукции;

Сi— себестоимость единицыi-й продукция:

Vi— объем реализацииi-й продукции.

Средний доход (выручка), представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период.

AR = TR/q или ,

где AR – средний доход (выручка), руб.,

       q –количество проданного товара, шт.(т)

       p – цена единицы товара, руб..

Прибыль от реализации имущества— это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предпри­ятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долго­срочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооцен­ки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полу­ченные по денежным средствам, числящимся на счетах пред­приятия.

К расходам и потерям относятся:

• убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчет­ном году, от уценки товаров, от списания безнадежной деби­торской задолженности;

• недостачи материальных ценностей, выявленные при ин­вентаризации;

• отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Валовая прибыль определяется как результат вычета из прибыли от реализации продукции стоимости покупного сырья, материалов, полуфабрикатов и других элементов издержек производства. Этот показатель предпочтительней для отраслей, предприятий, в которых велика доля переменных издержек производства в общем объеме затрат. Это обстоятельство предопределяет и то, что валовую прибыль желательно использовать для оценки в краткосрочном плане. Основной сложностью в расчете этого показателя является определения уровня запасов и размеров незавершенного производства и степени их подвижности из-за инфляционных процессов.

Условно чистая прибыль есть результат вычета накладных расходов и суммы амортизационных отчислений из валовой прибыли. Этот показатель применяется практически во всех видах бизнеса. Его оценочная стоимость связана со стремлением сокращения накладных расходов, поэтому по полученной условно  чистой прибыли, например, в США и в западноевропейских компаниях устанавливаются размеры премий высшему руководящему персоналу.

Имея данные, характеризующие величины приведенных выше показателей, анализ прибыли предприятия следует осуществлять согласно следующим пунктам:

–       оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

–       изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

–       выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

–       анализ показателей рентабельности;

–       выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Приведенная ниже таблица отражает необходимые для оценки прибыли показатели.

Таблица 4.

Общая выручка и выручка на единицу продукции (цена) по видам продукции предприятия ООО«Втормет» за 1996-1998гг. *

Виды продукции

1996

1997

1998

Общая выручка, тыс.

руб.

Выручка на единицу продукции, тыс.руб.

Общая выручка, тыс.

руб.

Выручка на единицу продукции, тыс.руб.

Общая выручка, тыс.

руб.

Выручка на единицу продукции, тыс.руб.

2640

0,22

1700

0,21

700

0,24

400

0,21

500

0,25

1100

0,29

12А

200

0,21

300

0,30

200

0,20

14А

320

0,16

2

00

0,10

60

0,13

16А

140

0,14

140

0,14

70

0,14

Итого

3700

0,20

2840

0,20

2130

0,23

* — таблица составлена Потаниной С.В. по форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (строка 050) и журналу-ордеру по счету 80 «Прибыль и убытки» ООО «Втормет» за 1996-1997гг.
В таблице представлены данные по выручке, полученной предприятием от реализации продукции за исследуемый период времени.

Очевидно, что общая выручка от реализации в 98г значительно меньше, чем в 96 и 97гг. Но дать оценку прибыльности предприятия лишь по изменению данной величины невозможно. Необходимо оценить величину валовой прибыли (то есть выручку от реализации за вычетом общих издержек производства).
Валовая прибыль предприятия ООО «Втормет» за 1996-1998гг. тыс.руб.

На следующем графике наглядно изображено изменение общей выручки, общих издержек и прибыли.

График 4. Изменение общей выручки, общих издержек и прибыли.
Таким образом очевидно, что валовая прибыль предприятия в отличии от общей прибыли от реализации возросла, что свидетельствует о более высоких темпах сокращения затрат, по сравнению с темпами сокращения выручки от продаж. Такого эффекта можно добиться за счет снижения себестоимости, так как это очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Но эффективность снижения себестоимости в значительной мере обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. На следующем графике наглядно изображена величина валовой прибыли.

      продолжение
–PAGE_BREAK–