ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является неотъемлемой составной частью транспортной системой страны. Ежегодно автомобильным транспортом перевозится более 80% грузов, транспортом общего пользования – около 75% пассажиров. Одновременно автомобильный транспорт является основным потребителем ресурсов, расходуемых транспортным комплексом: 66% топлив нефтяного происхождения, 70% трудовых ресурсов и 50% всех капитальных вложений.
Одной из важных проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежного подвижного состава, с другой – совершенствование методов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей с целью повышения их работоспособности и снижения затрат на эксплуатацию. Это требует создание необходимой базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, применение прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и эффективных методов ТР.
Эксплуатация технически неисправного автомобиля нерентабельна и вредна: возрастает возможности отказа, увеличиваются эксплуатационные затраты; усиливается загрязнение окружающей среды. Кроме этого эксплуатация технически неисправного автомобиля опасна для владельца и общества (особенно, если эти неисправности связаны с системами автомобиля, влияющими на безопасность движения). Нерегулярное, несвоевременное и некачественное проведение профилактических работ (ТО, диагностирование) вызывает повышенный износ деталей, агрегатов и преждевременный выход их из строя. Некачественный ремонт приводит к отказу не только вновь восстановленного механизма, но и к отказу других деталей и агрегатов.
1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общие сведения о предприятии
Открытое акционерное общество «Ижтрансавто» создано и функционирует с 1958 года, является одним из ведущих автотранспортных предприятием города Ижевска и Удмуртской Республики уже на протяжении 50 лет. ОАО «Ижтрансавто» зарегистрировано 3 июня 1997 года. В данной правовой форме предприятие функционирует уже 9 лет. Уставный капитал общества составляет 12 млн. 500 тыс. рублей. Количество акций 12 млн. 500 тыс. штук, номинальной стоимостью 1 рубль. Высшим органом управления ОАО «Ижтрансавто» является собрание акционеров. На последнем собрании избран Совет директоров из 5 человек, председателем Совета утвержден Фаррахов А.Р. Лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа, является ген. Директор Гогин А.М. Акционерами ОАО «Ижтрансавто» являются только физические лица.
Предприятие оказывает услуги по перевозке различных типов грузов не только на территории Удмуртской республики и города Ижевска, но и по всей территории России. Структура автомобильного парка ОАО «Ижтрансавто», имеющего в своем составе более 100 единиц грузовой техники, позволяет удовлетворить практически любые требования заказчиков.
ОАО «Ижтрансавто» является юридическим лицом, функционирующим в соответствии федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации (РФ) и Удмуртской Республики (УР), а также Уставом.
ОАО «Ижтрансавто» имеет самостоятельный баланс, расчетный и бюджетный счета в учреждениях банков, гербовую печать со своим наименованием, бланки, угловой и иные штампы, фирменную символику, имеет право от своего имени заключать договора. Структура управления приведена в приложении 1.
Предприятие имеет на балансе более 100 единиц подвижного состава грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов различных марок и модификаций. Предприятие обладает мощной производственно-технической базой по ремонту, диагностированию и техническому обслуживанию автомобилей (прицепов и полуприцепов). Имеющееся дочернее предприятие ООО «Техавтоцентр», позволяет ремонтировать и обслуживать не только транспорт предприятия, но и оказывать услуги по ремонту сторонним организациям, фирмам и частным лицам. Оснащённость предприятия современной ремонтной базой и высококвалифицированным персоналом гарантирует высокое качество ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Структура подвижного состава предприятия ОАО «Ижтрансавто», наличие грузоподъёмной техники, производственно-технических площадей и близость железнодорожной станции позволяют удовлетворить практически любые требования заказчиков в комплексном обслуживании грузооборота.
Предприятие осуществляет междугородные перевозки грузов по территории Российской Федерации, перевозку дорожно-строительных материалов, товаров народного потребления, автомобильного топлива и прочих грузов.
В течение 2006 года стабилизировалась также ситуация по обслуживаемой клиентуре. Определился круг постоянных клиентов, имеющих стабильные перевозки такие как: ОАО «Первая национальная буровая компания», ООО «Бургазспецтехника», ООО «Уралинтерсервис», ОАО «Белкамстрой», ООО СУ «Хозяйственная база», ООО «Эксклюзив Алко», ЗАО «Иж-Восток-Сервис» и другие. Для предприятия это имеет большое значение, поскольку, работая с постоянной клиентурой, снимается с повестки дня много текущих вопросов, как организационного характера, так и финансового. Более четкой становится обстановка по определению финансовых возможностей предприятия и планирования перспективных вопросов.
На территории производственной базы находятся следующие объекты:
открытая стоянка автомашин;
гараж для легковых автомобилей;
зона ожидания ТО и ТР;
зимняя и летняя мойки автомобилей;
котельная;
производственный корпус;
вспомогательный цех;
АБК;
отдел технического контроля;
отдел эксплуатации;
отдел главного механика;
токарный цех;
кузнечный участок;
сварочный участок;
деревообрабатывающий участок;
медницкий участок;
участок ремонта и испытания топливной аппаратуры;
складские помещения.
Предприятие работает круглый год. Основное производство работает 258 дней в году, восьмичасовой рабочий день. Выход грузовых машин осуществляется по графику независимо от дня недели 305 дней в году. Среднесписочная численность сотрудников – 227 человек. Численность административно – управленческого персонала представлена в приложении 2.
ОАО «Ижтрнсавто» осуществляет следующие виды деятельности:
— перевозка грузов, транспортно-эксплуатационное обслуживание предприятий, организаций и населения;
— ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, узлов и агрегатов автомобилей предприятий и частных лиц;
— хранение автотранспортных средств;
Предприятие выполняет утвержденный в установленном порядке: Устав автомобильного транспорта, Правила перевозок, Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и другие положения и правила, действующие на территории Российской Федерации, регламентирующие лицензируемую деятельность, а также требования по безопасности движения и экологии применительно к виду деятельности, по которой получена лицензия.
Предприятия изыскивает резервы по снижению себестоимости перевозок, ремонта и технического обслуживания подвижного состава, повышения качества выполняемых работ, изыскивает резервы увеличения транспортных работ, применяет меры по более эффективному использованию подвижного состава: увеличение коэффициента выпуска на линию, увеличение использования пробега и грузоподъемности.
Структура площадей ОАО «Ижтрансавто» и их использование приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 — Технико-экономические показатели генерального плана ОАО «Ижтрансавто»
Показатель
Значение
1. Общая площадь, м2
50294,9
2. Площадь застройки, м2
11694
3. Площадь озеленения, м2
1768
4. Площадь дорог, м2
5892
6. Коэффициент использования площади
0,67
7. Коэффициент застройки
0,23
8. Коэффициент озеленения
0,03
Анализ использования площадей предприятия позволяет сделать следующие выводы. Не смотря на то, что площади, принадлежащие предприятию, используются не в полной мере, площадь озеленения довольно мала. Вся, свободная от застроек, площадь покрыта твёрдым покрытием — асфальтом, что объясняется необходимостью площадок для открытого хранения транспорта и внутрихозяйственными путями передвижения.
1.2 Природно-климатические условия
Удмуртская республика находится в зоне умеренного пояса, а именно в области умеренного континентального климата со значительным количеством смешанных лесов и лесостепей с достаточным увлажнением. Большие колебания температур, сильно затрудняют эксплуатацию автотранспорта. Паводковые ситуации бывают достаточно редко. В целом Удмуртскую республику можно отнести к достаточно благоприятной для нормальной работы автотранспорта, при создании достаточных условий.
В следствии того что автотранспортное предприятие ОАО «Ижтрнсавто» расположено в столице Удмуртской Республики, г. Ижевска, средняя температура местности в зимнее время –16,20С, летом составляет +18,30С
Среднегодовая температура +2,10С;
Абсолютный минимум –450С;
Абсолютный максимум +420С;–PAGE_BREAK–
Годовое количество осадков — 576 мм;
Высота снежного покрова колеблется от 0,7 – 1,0 м;
Преобладающее направление ветров в теплый и холодный периоды северо-западное.
Снеговая нагрузка 150 кг/ м2 с высотой снежного покрова 0,7 … 1,1
Ветровая нагрузка 27 кг/м2 с преобладанием в течение года, северо- западного ветра.
1.3 Основные экономические показатели деятельности предприятия
Основным видом деятельности, который по-прежнему составляет более 89% в общей структуре доходов ОАО, является перевозка грузов автомобильным транспортом.
Общий объем доходов от основного вида деятельности ОАО – услуг по перевозке грузов составил за год 100104 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим 2006 годом, когда доходы от перевозок были 94299 тыс. рублей, прирост доходов составил 5805 тыс. рублей. Такой рост доходов обусловлен как объективными причинами – улучшением общей экономической ситуации в стране, так и активной и целенаправленной работой службы эксплуатации и всего аппарата управления. Объем доходов от ТО и ремонта грузовой техники в 2007 году составил – 6905 тыс. рублей. В следующей таблице представлены денежные поступления от реализации продукции и услуг.
Таблица 1.2 — Денежные поступления от реализации продукции и услуг
Показатель
2005
2006
2007
Выручка тыс. руб.
Выручка тыс. руб.
Выручка тыс. руб.
Автоуслуги
79704
94299
100104
Ремонтные работы
5356
6405
6905
Сдача имущества в аренду
4200
4700
4900
Итого (без НДС)
89260
105404
111909
Одним из источников пополнения доходов ОАО является сдача свободных и неиспользуемых производственных и бытовых площадей в аренду. Так за 2007 год по договорам аренды заключенным с предприятием получили дополнительный доход в 4,9 мил. рублей.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия и получения прибыли необходима постоянная работа по минимизации уровня затрат. Затраты по ОАО за 2007 год составили 93676 тыс. рублей (см. таблицу 1.3). В состав затрат включаются заработная плата работников, начисления на заработную плату в социальные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования и фонд занятости), расходы на топливо и смазочные материалы, затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, общехозяйственные расходы (содержание помещений и территорий), а также дорожные налоги и платежи за аренду земли.
Таблица 1.3 — Статьи затрат предприятия
Статьи затрат
Затраты, тыс. руб.
2005
2006
2007
Оплата труда
15150
24600
26465
Топливо
21375
26250
28500
Смазочные материалы
890
917
917
Амортизация
1780
1882
1749
Общехозяйственные расходы
3520
6600
4737
Запасные части
6801
6100
5439
Налоги и прочие отчисления
21792
24699
25869
Всего
71310
91048
93676
Ставка НДС на все доходы составляла 18 %, и за 2007 год предприятие перечислило в Федеральный бюджет 20143 тыс. рублей НДС.
Как видно из таблицы, налоговая система была и остается очень обременительной, особенно для предприятий этого профиля деятельности, имеющих на своем балансе мощную производственную базу.
1.4 Специализация и интенсификация предприятия
Сущность процесса специализации состоит в создании возможностей для дальнейшего разделения труда и повышение его производительности путем специализации на каждом рабочем месте.
ОАО «Ижтрансавто» специализируется главным образом на оказании автоуслуг, что наглядно видно в приведенной ниже таблице.
Таблица 1.4 — Структура производства в стоимостном выражении
№
Показатель
2005 г
2006 г
2007 г
Выручка
тыс. руб.
Уд. вес
%
Ра
нг
Выручка
тыс.руб.
Уд. вес
%
Ра
нг
Выручка
тыс.руб.
Уд. вес
%
Ра
нг
1
Автоуслуги
79704
89
1
94299
89
1
100104
89
1
2
Ремонтные работы
5356
6
2
6405
6
2
6905
6
2
3
Сдача имущества в аренду
4200
5
3
4700
5
3
4900
5 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
К
Lкр,
тыс. км
КамАЗ 5320
300
0,8
1,0
0,9
0,72
216
КамАЗ 5410
300
0,8
0,95
0,9
0,68
204
КамАЗ 55111С
300
0,8
,85
0,9
0,61
183
MAN TGA
800
0,8
0,95
0,9
0,68
544
2.3.2 Средний пробег до капитального ремонта
Средний расчетный пробег до капитального ремонта (КР) рассчитывается с учетом автомобилей прошедших и не прошедших КР.
Средний расчетный пробег до КР рассчитываем по следующей формуле [2]:
L крс = />, (2.3)
где: Lкрс – средний расчетный пробег до капитального ремонта тыс. км;
А′u – число автомобилей не прошедших капитальный ремонт;
А″u – число автомобилей, прошедших капитальный ремонт.
Lкрс = 0,8 ∙ 6 ∙ 216 / 6 = 172,8 тыс.км
Таблица 2.2 — Расчет среднего межремонтного пробега
Марка, модель
п/состава
Lкр,
тыс. км
A′u
А′′u
Lкрс
тыс. км
КамАЗ 5320
216
–
6
172,8
КамАЗ 5410
204
–
18
163,2
КамАЗ 55111С
183
–
10
146,4
MAN TGA
544
7
–
544
2.3.3 Корректирование удельного простоя в техническом обслуживании и ремонте
Для расчета количества дней простоя автомобилей в ТО и ремонте необходимо скорректировать удельный простой в ТО и ремонте.
Корректирование выполняем по формуле [2]:
dтор = dторн ∙ К′4ср, (2.4)
где: dтор – скорректированный удельный простой в ТО и ремонте, дн/1000 км;
dторн – нормативный удельный простой в ТО и ремонте, дн/1000 км;
К′4cр – средний расчетный коэффициент корректирования.
Средний расчетный коэффициент корректирования рассчитываем по формуле [2]:
К′4ср = />, (2.5)
где: А1, А2, Аn– количество автомобилей в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4′;
К′14, К′n4 – коэффициент корректирования, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
Таблица 2.3 — Корректирование удельного простоя в ТО и ремонте
Марка, модель
п/состава
dторн
дн/1000 км
А1
А2
А3
А4
К′4 ср
dтор
дн/1000 км
К′14
К′24
К′34
К′44
КамАЗ 5320
0,5
–
–
1,3
1,3
1,3
0,65
КамАЗ 5410
0,6
0,7
1
1,3
1,3
1,21
0,73
КамАЗ 55111С
0,7
–
1
1,3
–
1,18
0,83
MAN TGA
0,7
0,7
–
–
–
0,7
0,49
2.3.4 Расчет коэффициента технической готовности
Коэффициент технической готовности подвижного состава – отношение числа автомобиледней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиледней пребывания на предприятии.
Расчет коэффициента технической готовности выполняем по формуле [2]: продолжение
–PAGE_BREAK–
αт = Дэ / (Дэ + Дтор + Дкр), (2.6)
где: Дэ – дни эксплуатации в цикле;
Дтор – дни простоя за цикл в ТО и ремонте;
Дкт – дни отсутствия авто на АТП по причине КР
Дни эксплуатации в цикле рассчитываем по формуле [2]:
Дэ = Lкрс / 1сс, (2.7)
где: 1сс – среднесуточный пробег.
Дни простоя в ТО и ремонте рассчитываем по формуле [2]:
Дтор = dтор ∙ Lкр /1000 (2.8)
Дни отсутствия автомобилей на АТП по причине нахождения на капитальном ремонте:
Дкр = dкр ,(2.9)
где: dкр – дни нахождения авто на капитальном ремонте.
Расчет приводим для автомобилей КамАЗ 5320.
Дэ = 172800 / 151 = 1144,4
Принимаем Дэ = 1145 дней
Дтор = 0,65 ∙ 216000 / 1000 = 141 день
Дкр = 20 дней
αт = 1145 / (1145 + 141 + 20) = 0,88
Таблица 2.4 — Расчет коэффициента технической готовности парка
Марка, модель
п/состава
Lкр
тыс.км
1сс
км
Дэ
дн
dтор
Дтор
км
Дкр
дн
αт
КамАЗ 5320
216
151
1145
0,65
141
20
0,88
КамАЗ 5410
204
143
1142
0,73
149
20
0,87
КамАЗ 55111С
183
133
1101
0,83
152
20
0,86
MAN TGA
544
119
4572
0,49
267
20
0,94
2.3.5 Расчет коэффициента выпуска подвижного состава
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию – отношение числа автомобиледней в работе к числу автомобиледней на предприятии.
Коэффициент выпуска автомобилей рассчитывается по формуле [2]:
αи = Дрг∙ αт ∙ Ки / 365, (2.10)
где: Дрг – дни работы в году авто на линии;
Ки – коэффициент внеэксплуатационного простоя.
Коэффициент внеэксплуатационного простоя характеризует организацию работы п/состава и учитывает простой по причине отсутствия водителей, отсутствия работы, простоя без топлива, по причине бездорожья и т.д. Рекомендуемые значения Ки = 0,93…0,97 [2].
αи = 305 ∙ 0,88 ∙ 0,95 / 365 = 0,698
Таблица 2.5 — Расчет коэффициента выпуска подвижного состава
Марка, модель
п/состава
Дрг
αт
αи
Принятый
αи
КамАЗ 5320
305
0,88
0,698
0,7
КамАЗ 5410
305
0,87
0,691
0,69
КамАЗ 55111С
305
0,86
0,68
0,68
MAN TGA
305
0,94
0,746
0,75
2.3.6 Расчет годового пробега автопарка
Расчет годового пробега по марке подвижного состава производится по формуле [2]:
Lг = 365 ∙ Аи · 1сс· αи, (2.11)
где: Аи – списочное число подвижного состава.
Для а/м КамАЗ 5320:
Lг = 365 ∙ 6 ∙151 ∙ 0,7 = 231483 км
Результаты расчетов по другим маркам сводятся в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 — Расчет годового пробега подвижного состава
Марка, модель
п/состава
Аи
1сс
км
αи
Lг
тыс. км
КамАЗ 5320
6
151 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
8640
0,8
0,9
2926
3
8778
MAN TGA
43200
0,8
0,9
21658
2
43316
2.4.2 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию сводится к определению годового количества периодических технических обслуживаний, а также проводимых диагностических работ и расчету сменной производственной программы.
Годовое количество ТО-2 рассчитывается по формуле [2]:
N2 = Lг / L2р, (2.18)
где: N2 – годовое количество ТО-2.
Годовое количество ТО-1 рассчитываем по формуле [2]:
N1 = Lг / L1р – N2, (2.19)
где: N1 – годовое количество ТО-1.
Рассчитываем сменную программу.
Техническое обслуживание №1 [2].
N1с = N1 / (Дрт · Сст), (2.20)
где: N1с – сменная программа по ТО-1.
Техническое обслуживание № 2 [2].
N2с = N2 / (Дрт · Сст), (2.21)
где: N2с – сменная программа по ТО-2.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблицах 2.9, 2.10.
N2 = 231480 / 8607 = 27
N1 = 231480 / 2869 − 27 = 54
N1с = 54 / (258 ∙ 1) = 0,21
N2с = 27 / (258 ∙ 1) = 0,1
Таблица 2.9 — Расчет производственной программы по ТО-2
Модель, марка
п/состава
Lг тыс.км
L2р
км
N2
Дрт
Сст
N2с
КамАЗ 5320
231,48
8607
27
258
1
0,1
КамАЗ 5410
648,26
8580
76
258
1
0,29
КамАЗ 55111С
330,11
8778
38
258
1
0,15
MAN TGA
228,03
43316
5
258
1
0,02
Таблица 2.10 — Расчет производственной программы по ТО-1
Модель, марка
п/состава
Lг тыс.км
L1р
км
N2
N1
Дрт
Сст
N1с
1
2
3
4
5
6
7
8
КамАЗ 5320
231,48
2869
27
54
258
1
0,21
КамАЗ 5410
648,26
2860
76
151
258
1
0,59
КамАЗ 55111С
330,11
2926
38
75
258
1
0,29
MAN TGA
228,03
21658
5
6
258
1
0,2
Принятый способ организации выполнения работ – на универсальных постах.
Расчет годового количества сезонных обслуживаний выполняем по формуле [2]:
Nсо = 2 · Аи, (2.22)
где: Nсо – годовое количество сезонных обслуживаний.
Результаты расчета по маркам автомобилей приведены в таблице 2.11.
Расчет программы работ на постах поэлементной диагностики [2].
Nд2 = 1,2 · N2, (2.23) продолжение
–PAGE_BREAK–
где: Nд2 – годовая программа по Д-2.
Сменная программа на постах Д-2 [2]
Nд2с = Nд2 / (Дрд · Ссд),(2.24)
где: Nд2с – сменная программа работ по Д-2.
Дрд – число дней работы в году постов Д-2.
Ссд – число смен работы в сутки постов Д-2.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.11.
Nд2 = 1,2 ∙ 27 = 32
Nд2с = 32 / (258 ∙1) = 0,13
Таблица 2.11 — Расчёт производственной программы на постах Д-2
Марка, модель
п/состава
Nсо
N2
Nд2
Дрд
Ссд
Nд2с
КамАЗ 5320
12
27
32
258
1
0,13
КамАЗ 5410
36
76
91
258
1
0,35
КамАЗ 55111С
20
38
46
258
1
0,18
MAN TGA
14
5
6
258
1
0,02
Расчёт программы работ на постах общей диагностики.
Годовое количество обслуживаний на постах Д-1 [2].
Nд1 = 1.1 · N1 + N2 ,(2.25)
где: Nд1 – годовая программа по Д-1.
Сменная программа на постах Д-1[2]
Nд1с = Nд1 / (Дрд · Ссд), (2.26)
где: Nд1 – годовое количество обслуживаний на постах Д-1.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.12.
Nд1 = 1,1 ∙ 54 + 27 = 86
Nд1с = 86 / (258 ∙ 1) = 0,33
Таблица 2.12 — Расчёт производственной программы на постах Д-1
Марка, модель
п/состава
N2
N1
Nд1
Дрд
Ссд
Nд1с
1
2
3
4
5
6
7
КамАЗ 5320
27
54
86
258
1
0,33
КамАЗ 5410
76
151
242
258
1
0,94
КамАЗ 55111С
38
75
121
258
1
0,47
MAN TGA
5
6
12
258
1
0,05
2.5 Корректирование трудоёмкости технического обслуживания
Корректирование трудоемкости технического обслуживания № 1 и №2.
Корректирование выполняем по формулам [2]:
t1 = t1н · К2 · К5, (2.27)
t2 = t2н · К2 · К5, (2.28)
где: t1н – нормативная трудоемкость ТО-1, чел.ч, [1, табл. 2.2];
t2н – нормативная трудоемкость ТО-2, чел.ч, [1, табл. 2.2];
К2 – коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы [1, табл. 2,8];
К5 – коэффициент, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава [1, табл.2.11].
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблицах 2.13 и 2.14.
t1 = 1,91 ∙ 1 ∙ 1,3 = 2,48 чел.ч
t2 = 8,73 ∙ 1 ∙ 1,3 = 11,35 чел.ч
Таблица 2.13 — Корректирование трудоемкости ТО-1
Марка, модель
п/состава
t1н
чел.ч
К2
К5
t1
чел.ч
КамАЗ 5320
1,91 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
КамАЗ 55111С
2
1,15
1,3
3
MAN TGA
2
1,1
1,3
2,86
2.6 Расчет годовой трудоемкости работ
Приводится расчет годовой трудоемкости работ, общей и поэлементной диагностики, ТО-1 и ТО-2.
Общая диагностика.
Годовую трудоемкость общей диагностики рассчитываем по формуле [2]:
Тд1 = tд1 · Nд1, (2.32)
где: Тд1 – годовая трудоемкость общей диагностики, чел.ч.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.18.
Тд1 = 0,65 ∙ 86 = 56 чел.ч
Таблица 2.18 — Расчет годовой трудоемкости общей диагностики
Марка, модель
п/состава
tд1
чел.ч
Nд1
Тд1
чел.ч
КамАЗ 5320
0,65
86
56
КамАЗ 5410
0,72
242
174,2
КамАЗ 55111С
0,75
121
90,1
MAN TGA
0,72
12
8,6
Всего по группам
2,84
461
328,9
Поэлементная диагностика.
Годовую трудоемкость поэлементной диагностики рассчитываем по формуле [2]:
Тд2 = tд2 · Nд2, (2.33)
где: Тд2 – годовая трудоемкость поэлементной диагностики, чел.ч.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.19.
Тд2 = 2,6 ∙ 32 = 83,2 чел.ч
Таблица 2.19 — Расчет годовой трудоемкости поэлементной диагностики
Марка, модель
п/состава
tд2
чел.ч
Nд2
Тд2
чел.ч
КамАЗ 5320
2,6
32
83,2
КамАЗ 5410
2,86
91
260,3
КамАЗ 55111С
3
46
138
MAN TGA
2,86
6
17,2
Всего по группам
11,32
175
498,7
Годовая трудоемкость ТО-1
Годовую трудоемкость ТО-1 рассчитываем по формуле [2]:
Т1 = t1 · N1,(2.34)
где: Т1 – годовая трудоемкость ТО-1, чел.ч.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.20.
Т1= 2,48 ∙ 54 = 134 чел.ч
Таблица 2.20 — Расчет годовой трудоемкости ТО-1
Марка, модель
п/состава
t1
чел.ч
N1
Т1
чел.ч
КамАЗ 5320
2,48
54
134
КамАЗ 5410
2,76
151
421,3
КамАЗ 55111С
2,86
75
214,5
MAN TGA
9,87
6
59,2
Всего по группам
17,97
286
829
Годовая трудоемкость ТО-2 и сезонного технического обслуживания.
Годовую трудоемкость ТО-2 рассчитываем по формуле [2]:
Т2 = t2 · N2, (2.35)
где: Т2 – годовая трудоемкость ТО-2, чел.ч.
Годовую трудоемкость сезонного обслуживания рассчитываем по формуле:
Тсо = tco · Nco, (2.36)
где: Тсо – годовая трудоемкость дополнительных работ по сезонному обслуживанию, чел.ч.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.21.
Т2= 11,35 ∙ 27 = 306,45 чел.ч
Тсо= 2,27 ∙ 12 = 27,2 чел.ч продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 2.21 — Расчет годовой трудоемкости ТО-2 и сезонного ТО
Марка, модель
п/состава
t2
чел.ч
N2
T2
чел.ч
tсо
чел.ч
Nсо
Tсо
чел.ч
КамАЗ 5320
11,35
27
306,45
2,27
12
27,2
КамАЗ 5410
12,26
76
931,8
2,45
36
88,2
КамАЗ 55111С
12,48
38
474,2
2,5
20
50
MAN TGA
20,63
5
103,2
4,13
14
57,8
Всего по группам
56,72
146
1815,7
11,35
82
223,2
2.7 Расчет годовой трудоемкости работ зон ТО-1 и ТО-2
Зона технического обслуживания №1
Трудоемкость работ в зоне ТО-1 рассчитываем по формуле [2]:
Т13 = с · Т1 – Тд1 + Тcoп1,(2.37)
где: Т1 – годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1, чел.ч.
с – коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-1[2].
Тсоп1 – трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-1, чел.ч.
с = 1 при организации производства ТО-1 без применения поточной линии.
Тсоп1 = 0,20 · Т1 (2.38)
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.22.
Тсоп1 = 0,2 ∙ 134 = 26,8 чел.ч
Т13 = 1,0 ∙ 134 – 56 + 26,8 = чел.ч
Таблица 2.22 — Расчет трудоемкости работ в зоне ТО-1
Модель, марка
п/состава
Т1
чел.ч
с
Тд1
чел.ч
Тсоп1
чел.ч
Т13
чел.ч
КамАЗ 5320
134
1,0
56
26,8
104,8
КамАЗ 5410
421,3
1,0
174,2
84,3
331,4
КамАЗ 55111С
214,5
1,0
90,1
42,9
167,3
MAN TGA
59,2
1,0
8,6
11,8
62,4
Всего по группам
829
1,0
328,9
165,8
665,9
Зона технического обслуживания №2
Трудоемкость работ в зоне ТО-2 рассчитывается по формуле [2]:
Т23 = с · (Т2 + Тсо) – Тд2 + Тсоп2,(2.39)
где: Т2 – годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2, чел.ч;
с – коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-2, чел.ч [2];
Тсоп2 – трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-2, чел.ч;
с = 1 при организации производства ТО-2 без применения поточной линии.
Тсоп2 = 0,20 · (Т2 + Тсо), (2.40)
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.23.
Тсоп2 = 0,2 ∙ (306,45 + 27,2) = 66,7 чел.ч
Т23 = 1,0 ∙ (306,45 + 27,2) – 83,2 + 66,7 = 317,2 чел.ч
Таблицу 2.23 — Расчет трудоемкости работ в зоне ТО-2
Модель, марка
п/состава
Т2
чел.ч
Тсо
чел.ч
с
Тд2
чел.ч
Тсоп2
чел.ч
Т23
чел.ч
КамАЗ 5320
306,45
27,2
1,0
83,2
66,7
317,2
КамАЗ 5410 продолжение
–PAGE_BREAK–
931,8
88,2
1,0
260,3
204
963,7
КамАЗ 55111С
474,2
50
1,0
138
104,8
491
MAN TGA
103,2
57,8
1,0
17,2
32,2
176
Всего по группам
1815,7
223,2
1,0
498,7
407,7
1947,9
2.8 Расчет годовой трудоемкости текущего ремонта
2.8.1 Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта (ТР)
Целью корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта является приведение нормативных величин к конкретным условиям работы предприятия.
Корректирование выполняем по формуле [2]:
tтр = tтрн · К1 · К2 · К3 · К4ср · К5, (2.41)
где: tтр – скорректированная удельная трудоемкость ТР, чел.ч/1000 км;
tтрн – нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.ч/1000 км;
К1-5 – коэффициенты корректирования.
tтрн принимаем[1, табл. 2.2]
К1, К2, К3, К5 соответственно в [1, табл. 2.7, 2.8, 2.9, 2.11].
К4ср рассчитывается аналогично К′4ср при условии принятия К4ср.
Напоминаем расчетную формулу:
К4ср= />, (2.42)
где: А1, А2, Аn– количество автомобилей в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчеты по остальным маркам приведены в таблице 2.24.
tтр= 6,7 ∙ 1,2 ∙ 1,0 ∙ 1,1 ∙ 1,7 ∙ 1,3 = 19,5 чел.ч /1000 км
Таблица 2.24 — Корректирование удельной трудоемкости ТР
Марка, модель
п/состава
tтрн
К1
К2
К3
К4ср
К5
tтр
КамАЗ 5320
6,7
1,2
1,0
1,1
1,7
1,3
19,5
КамАЗ 5410
6,7
1,2
1,1
1,1
1,5
1,3
19
КамАЗ 55111С
6,7
1,2
1,15
1,1
1,2
1,3
15,9
MAN TGA
2,2
1,2
1,1
1,1
0,4
1,3
1,7
2.8.2 Годовая трудоемкость работ текущего ремонта (ТР3)
Годовую трудоемкость работ по текущему ремонту рассчитываем по формуле [2]:
Ттр = tтр · Lг/1000, (2.43)
где: Ттр – годовая трудоемкость работ текущего ремонта, чел.ч;
Lг – годовой пробег, км.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.25.
Ттр = 19,5 ∙ 231480 / 1000 = 4513,9 чел.ч
Таблица 2.25 — Годовая трудоемкость работ по ТР
Марка, модель
п/состава
tтр
чел.ч/1000 км
Lг
тыс. км
Tтр
чел.ч
КамАЗ 5320
19,5
231,48
4513, 9
КамАЗ 5410
19
648,26
12316,9
КамАЗ 55111С
15,9
330,11
5248,7
MAN TGA
1,7
228,03
387,7
2.8.3 Годовая трудоемкость работ в зоне текущего ремонта (ТР3)
Годовую трудоемкость работ в зоне ТР рассчитываем по формуле [2]:
Ттрз = Сз · Ттр – Тсоп1 – Тсоп2, (2.44) продолжение
–PAGE_BREAK–
где: Сз – процент работ ТР, выполняемых в зоне ТР;
Тсоп1 – сопутствующий текущий ремонт в зоне ТО-1, чел.ч;
Тсоп2 – сопутствующий текущий ремонт в зоне ТО-2, чел.ч.
Все работы сопутствующие и относящиеся к текущему ремонту, выполняются в зоне ТР (контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и работы по снятию и установке деталей, узлов и агрегатов). Принимаем коэффициент Сз = 1.
Расчет приводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведены в таблице 2.26.
Ттрз = 1 ∙ 4513,9 – 26,8 − 66,7 = 4420,4 чел.ч
Таблица 2.26 — Годовая трудоемкость работ в зоне ТР
Марка, модель
п/состава
Ттр
чел.ч
Сз
Тсоп1
чел.ч
Тсоп2
чел.ч
Ттрз
чел.ч
КамАЗ 5320
4513, 9
1,0
26,8
66,7
4420,4
КамАЗ 5410
12316,9
1,0
84,3
204
12028,6
КамАЗ 55111С
5248,7
1,0
42,9
104,8
5101
MAN TGA
387,7
1,0
11,8
32,2
343,7
Всего по группам
22467,2
1,0
165,8
407,7
21893,7
2.9 Расчет численности производственных рабочих зон ТО и ТР
При расчете численности производственного персонала различают явочное или технологически необходимое – Рт и Рш число исполнителей.
Явочное число рабочих (число рабочих мест) [2]
Рт = Т1 / Фрм, (2.45)
где: Рт – число рабочих мест;
Т1 – годовой объем работ (трудоемкость);
Фрм – годовой фонд времени рабочего места.
Годовой производственный фонд рабочего места можно рассчитать по формулам [2]
Фрм = Тсм · Дрг, (2.46)
где: Тсм – продолжительность рабочей смены;
Дрг – число рабочих дней в году;
Фрм = 8 ∙ 258= 2064 ч.
Явочное число рабочих для зон ТО-1, ТО-2 и ТР соответственно:
Рт то-1 = 665,9 / 2064 = 0,3 чел.
Рт то-2 = 1947,9 / 2064 = 0,94 чел.
Рт тр = 21893,7 / 2064 = 10, 6 чел
Принимаем Рт то-1 = 1 чел., Рт то-2 = 1 чел., Рт тр = 11 чел.
Штатное число исполнителей [2]
Рш = Т1/Фэр ,(2.47)
где: Рш – численность штатных рабочих;
Т1 – годовой объем работ (трудоемкость);
Фэр – эффективный годовой фонд времени штатного рабочего.
Эффективный фонд времени штатного рабочего можно рассчитать по формуле [2]
Фэр = Фрм – tотп – tуп ,(2.48)
где: tотп – продолжительность отпуска, час;
tуп – потери рабочего времени по уважительным причинам, ч.
Продолжительность отпуска
toтп = Дотп · Тсм, (2.49)
где: Дотп – продолжительность отпуска, дней;
Тсм = 8 ч, при пятидневной неделе соответственно.
tотп = 28 ∙ 8 = 224 ч.
tуп = 0,04 · (Фрм – tотп), (2.50)
tуп = 0,04 ∙ (2064 – 224)= 73,6 ч.
Фэр= 2064 – 224 – 73,6 = 1766,4 ч.
Штатное число исполнителей для зон ТО-1, ТО-2 и ТР соответственно:
Рш то-1=665,9 / 1766,4 = 0,37 чел.
Рш то-2= 1947,9 / 1766,4 = 1,1 чел.
Рш тр= 21893,7 / 1766,4 = 12,4 чел
Принимаем Рш то-1= 1 чел., Рш то-2= 1 чел., Рш тр= 12 чел.
2.10 Расчет числа постов и линий для зон ТО и ТР
2.10.1 Расчет числа постов зоны технического обслуживания
Расчет выполняется для зон ТО-1 и ТО-2 при организации выполнения работ на универсальных постах.
Расчет основного числа постов выполняем по формуле [2]
Nто= τп / R, (2.51) продолжение
–PAGE_BREAK–
где: Nто– расчетное число основных постов зоны ТО;
τп– такт поста;
R– ритм производства.
Такт поста, т.е. время обслуживания авто на посту, рассчитывается по формуле [2]
τп= />+ tп, (2.52)
где: Тi– годовой объем работ (трудоемкость работ) в зоне ТО, чел.ч;
Ni– годовая программа работ в зоне ТО (количество обслуживаний в зоне ТО-1 или ТО-2)
Рп– среднее число исполнителей одновременно работающих на посту.
tп– время установки и снятия автомобиля на пост, мин.
Среднее число исполнителей на посту рекомендуется принять для зон ТО Рп= 2…3 исполнителя [2].
Время на установку и перемещение авто по постам принимается tп= 1…3 мин.
τпТО-1 = [665,9 ∙ 60 / (286 ∙ 2)] + 3 = 73 мин
τпТО-2 = [1947,9 ∙ 60 / (146 ∙ 2)] + 3 = 403 мин
Ритм производства, т.е. время полного обслуживания авто, рассчитывается по формуле [2]
R= />, (2.53)
где: Тсм– продолжительность работы зоны ТО в смену, час;
Ссм– число смен работы зоны ТО в смену;
Niсм– сменная программа по соответствующему виду обслуживания.
RТО-1 = 8 ∙ 1 ∙ 60 / 1,1 = 436 мин
RТО-2 = 8 ∙ 1 ∙ 60 / 0,57 = 842 мин
Nто-1= 73 / 436 = 0,17
Nто-2= 403 / 842 = 0,48
Принимаем число постов для технического обслуживания Nто=2.
Число постов подпора для зон технического обслуживания следует принять: 10…15 % сменной программы ТО-1
30…40 % сменной программы ТО-2.
Общее число постов зоны ТО определяем суммированием основного числа постов и постов подпора.
Окончательно принимаем общее число постов для ТО Nто=3.
2.10.2 Расчет количества постов в зоне текущего ремонта
Основное количество постов зоне текущего ремонта рассчитывается по формуле [2]
Nтр= />,(2.54)
где: Ттрз– трудоемкость работы в зоне ТР;
Дрг– число дней в году работы зоны ТР;
Ссм– число смен в сутки работы зоны ТР;
Тсм– продолжительность работы зоны в смену;
Рп– число исполнителей одновременно работающих на посту;
/>− коэффициент использования рабочего времени поста,/>= 0,90 [2].
/>− коэффициент неравномерности поступления а/м на посты ТР, />= 1,2…1,5 [2].
Nтр= 21893,7 ∙ 1,2 / (258 ∙ 1 ∙ 8 ∙ 2 ∙ 0,9) = 7
Принимаем общее число постов зоны ТР Nтр= 7.
В зоне ТР предусматривается специализация постов по видам работ.
Таблица 2.27 — Примерное распределение постов ТР по их назначению продолжение
–PAGE_BREAK–
Назначение постов
Соотношение в %
Ремонт двигателя и его систем
Ремонт трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части
Контроль и регулировка тормозов
Контроль и регулировка углов установки колес
Универсальные
20-30
40-50
5-10
5-10
10-20
Итого
100
2.11 Схема технологического процесса ТО и ТР
Схема технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта представлена на рис. 2.1.
/>/>/>
Рис.2.1 Схема технологического процесса ТО и ТР на предприятии
Порядок прохождения технических обслуживаний №1 и №2, а также текущего ремонта приводится далее.
При возвращении с линии автомобиль проходит через контрольно- технический пункт (КТП), где проводится визуальный осмотр автомобиля и при необходимости делается в установленной форме заявка на ТР. Затем автомобиль подвергается ежедневному обслуживанию (ЕО) и в зависимости от плана-графика профилактических работ поступает на посты общей или поэлементной диагностики (Д-1 или Д-2), через зону ожидания технического обслуживания и текущего ремонта или в зону хранения.
После Д-1 автомобиль поступает в зону ТО-1, затем в зону хранения. Туда же направляются автомобили после Д-2. Если при Д-1 не удается обнаружить неисправность, то автомобиль направляется на Д-2 через зону ожидания. После устранения обнаруженной неисправности автомобиль поступает в зону ТО-1, а затем оттуда в зону хранения.
После оформления заявки на ТР автомобиль подвергается ЕО и направляется на диагностирование Д-2 для устранения объема предстоящего ТР, после чего направляется в зону ТР и затем в зону хранения.
2.12 Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование и оснастку, необходимую для выполнения работ на постах ТО и ТР, во вспомогательных отделениях, подбирают по технологической необходимости, так как они используются периодически.
Технологическое оборудование, необходимое для выполнения работ в зонах технического обслуживания и текущего ремонта, соответствует основным требованиям:
обеспечение выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту в полном объеме;
обеспечение всех исполнителей рабочими местами и соответствующим объемом работ.
Число единиц, подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО и ТР, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным уровнем механизации производственных процессов.
Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется в течение всей рабочей смены, определяем по числу работающих в наиболее загруженной смене.
Технологическое оборудование и оснастка на участках ТО и ТР представлена в приложении 4.
2.13 Расчет производственных площадей
Предварительная площадь производственных помещений зон ТО и ремонта рассчитывается по площади в плане наибольшего автомобиля.
Предварительная площадь помещений зон ТО и ТР [2]
FТО, ТР= Fa· N· Kп, (2.55)
где: Fa– площадь наибольшего авто в плане, м2;
N– количество постов в зоне;
Кп– коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов Кп= 6…7; при двухстороннем Кп= 4…5.
Меньшие значения принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.
FТО= 18,59 ∙ 5 ∙ 6 = 557,7 м2
FТР =18,59 ∙ 15 ∙ 5 = 1394,25 м2
Окончательные размеры ширины и длины зоны должны быть уточнены по шагу колонн и пролетам помещения.
Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющий одинаковый шаг для всего здания, равной 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6, т.е. 12, 18, 24 м и более.
Принимаем окончательные размеры ширины и длины зоны ТО и ТР соответственно: ТО В =12 м; ТР В = 38м, L= 72м