Анализ органов государственной власти

Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы государственного управления и органов государственнойвласти
1.1 Социальнаяприрода государственного управления
1.2 Органыгосударственной власти. Понятие, правовой статус
1.3Классификация органов государственной власти
Глава2. Система органов государственной власти Российской Федерации
2.1 ИнститутПрезидента РФ: статус, полномочия, ответственность
2.2 АдминистрацияПрезидента РФ
Глава3. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления
Заключение
Списоклитературы

Введение
Актуальность темы исследования. Одно из главнейшихпредназначений Конституции РФ состоит в организации системы органовгосударственной власти, через которую государство осуществляет свои функции.Эта система включает в себя не только органы государственной власти, черезкоторые осуществляются властные полномочия и наличие которых определеноКонституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных повертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм,который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
Органы государственной власти — важнейшая часть этогомеханизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства вобществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственныеполномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной власти создается толькогосударством и действует от имени государства. Только государство устанавливаетпорядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругомконкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает ихправа и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
Каждый орган государственной власти имеет свою особуюструктуру и объем полномочий, которые отличают его от других органовгосударственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, какединая государственная власть, осуществляющая функции государства. Такимобразом, орган государственной власти — это составная, относительнообособленная и самостоятельная часть государственного механизма, котораяучаствует в осуществлении функций государства, действует от имени государства ипо его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеетустановленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ейорганизационно-правовые формы деятельности.
Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействияорганов государственного и местного самоуправления.
Для достижения цели были поставлены и определеныследующие задачи:
* рассмотреть теоретические основы государственногоуправления и органов государственной власти ;
* рассмотреть особенности организации, функционирования ивзаимодействия органов государственной власти;
* изучить цели и основные системные характеристики, форми методов государственной власти;
* рассмотреть основные условия и факторы эффективностигосударственного управления;
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследование – органы государственной власти.
Степень научной разработанности проблемы. Правовыеаспекты государственного управления предметно представлены в монографиях иучебных издания по социальному управлению и административному правуученых-юристов, социологов и политологов А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, В.А.Козбаненко, В.И.Лукьяненко, А.В. Оболонского, Е.В. Охотского, В.Л. Романова,А.И. Турчинова, В.А. Сулемова. Немалый научный и практический интереспредставляет исследования Г.К. Ашина, И.А. Василенко, О.Е. Петрунина, СВ. Пронкина,других отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению зарубежногоопыта построения систем государственно-административного управления, особенно сточки зрения его применения в условиях современной России.
Информационной базой курсовой работы явилась нормативная,законодательная, учебно-методическая и монографическая литература, ресурсыинформационной сети «Интернет».

Глава 1. Теоретические основы государственного управленияи органов государственной власти
1.1 Социальная природа государственного управления
Среди всех видов управления государственное управлениезанимает особое место. И это не случайно. Государственное управление — этомеханизм реализации властных полномочий государства по руководству, организациии целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все егоподсистемы. Это особый вид профессиональной деятельность по реализациизаконодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочийгосударства в целях реализации его правотворческих, правоисполнительных,правоохранительных и воспитательных функций. В научной и учебной литературепонятие «государственного управления» представлено в самых различных редакциях.
В учебнике Российской академии государственной службыСистема государственного и муниципального управления» государственноеуправление трактуется как «интеллектуально-инфорционное воздействиегосударства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение идеятельность людей, его коллективов, общностей в стратегических целяхобеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядочении и развитииобщества».[4, с.-97]
Профессор Атаманчук Г.В. представляет государственноеявление как сознательное организующее и регулирующее воздействие государства наобщественную (публичную) жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения,сохранения или преобразования. С этой точки зрения государственное управлениепредставляет собой целенаправленное, системно-организованное,практически-преобразующее воздействие на процессы, отношения и явления вобществе, на сознание, поведение и деятельность людей, придающее объектууправления необходимую динамику и социально ориентированный характер.
Профессор В.Е. Чиркин трактует государственное управлениекак «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношенийличности, коллектива, государства и общества, установления рациональныхвзаимосвязей между ними путем применения государственной власти».[7, с.-243]
Институт Всемирного банка государственное управлениеопределяет как применение-использование политической власти дляконтроля-регулирования внутригосударственных дел, как способ осуществлениявласти в регулировании экономических и социальных ресурсов общества для ихразвития. Суть государственного управления видится в реализации потребностей иинтересов общества, решении задач по обеспечению целостности, суверенитета ибезопасности страны, упорядочению повседневной жизни людей.
Обобщив представленные позиции, государственноеуправление можно определить как целенаправленное, организующее и регулирующеевоздействие государства (через систему государственных Органов, организаций исоответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведениеи деятельность людей.
Государственное управление характеризуется многимиотличительными чертами и только ему присущими признаками:
а) масштабностью, распространенностью управляющеговоздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далекоза его пределы в рамках проводимой международной политики. Толькогосударственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества. Вседругие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный,чаще всего подчиненный характер.
Государственное управление отличается огромными объемамиохватываемых общественных отношений, процессов и явлений, затрагивает интересыи потребности всего населения страны, судьбы миллионов и каждого человека вотдельности. Причем речь не идет о мелочном вмешательстве в частную жизньчеловека или во внутрикорпоративные отношения. Нормальное демократическоегосударство предоставляет обществу достаточно широкие свободы и возможности дляпринятия самостоятельных решений. Но оно не безразлично к «внешним контурам»жизнедеятельности общества и его подсистем, обеспечивающим стабильность,безопасность и целостность общества. Именно государство устанавливает «пределы»свободы граждан, нормативно определяет поведение людей и общества в целом;
б) властным характером. Государственное управление — этоне что иное, как процесс (и одновременно механизм) реализации государственнойвласти. Это не просто пожелания, намерения и призывы, это, прежде всего,мотивированное, целенаправленное, соответствующим образом стимулируемое,волевое, а в необходимых случаях — силовое принуждение. «Государство, — писал всвое время М. Вебер, — есть отношение господства людей над людьми, опирающеесяна легитимное (или считающееся легитимным) насилие как средство».Государственная власть отличается тем, что, во-первых, она носит политическийхарактер, хотя и не всякая политическая власть является государственной;во-вторых, эту власть от имени государства реализуют соответствующие органы,организации должностные лица; в-третьих, она едина, централизована,консолидирована: двух государственных властей быть не может; в-четвертых,государство выполняет своего рода роль арбитра в решении социальных проблем иконфликтов (прежде всего через судебные органы). Никакая другая власть такогорода задачу выполнять не может, у нее для этого нет ни полномочий, средств, нисоответствующего инструментария; в-пятых, государственная власть объединяет иразделяет население по административно-территориальному и/илинационально-территориальному признаку. В результате, с одной стороны,формируется единая государственная общность, а с другой — происходитдифференциация единой территории и населения по конкретным территориальнымобразованиям; в-шестых, государственная власть имеет свой механизмосуществления, реализуется специализированным государственным аппаратом;в-седьмых, только государственная власть юридически уполномочена применятьлегализованное легитимное принуждение. Для этого у государства имеетсяспециальный аппарат принуждения, соответствующие министерства, службы иагентства, инспекции, судебные и контрольно-надзорные органы, специальноподготовленные кадры;
в) возможностью использования в своей управленческойдеятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных,интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных,демографических и т.д. Государство помимо юридических, экономических, политико-идеологическихи организационных форм, широко использует специфические ресурсы управленческойдеятельности. Например, принуждение с помощью правоохранительных иконтрольно-надзорных органов. Государство, и только государство обладаетлегитимным правом применения насилия: уголовного наказания, административных,имущественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая авторитетная социальнаяструктура такими полномочиями не обладает.
В экстраординарных случаях государством могут запрещатьсямитинги, демонстрации, деятельность политических партий и т.д. Но при этом надопомнить, что ограничения, запреты, санкции и наказания, в принципе, мало несутконструктивно-созидательного. Тем не менее, без них нет и быть не можетэффективного управления;
г) государственное управление — это органическаяцелостность во всем богатстве его элементов, свойств и отношений. Вгосударственном управлении проявляется диалектическое единство интересоввласти, общества и гражданина, реализуются реальные возможности страны и общества.В свою очередь, государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) ивесьма многогранным (по функциям) социально-политическим институтом, придаетсоциальному управлению должную системность, гарантирует его внутреннююсогласованность, целенаправленность и рациональность.
Характер субъектно-объектных отношений позволяет такжеопределить государственное управление в широком и узком смыслах.
Государственное управление в широком смысле — этоуправление делами общества, которое осуществляет государство в целом. Этофункция государственных органов всех ветвей власти плюс соответствующихгосударственных учреждений и организаций, а также структур местногосамоуправления. Такое управление реализуется в законодательной, исполнительнойи правосудной нормах (видах) властной деятельности. По содержанию оно включает:
а)обеспечение оптимально возможного согласования исочетания различных групп интересов (общегосударственных, региональных,классовых, корпоративных, личных);
б)определение приоритетных в данной конкретнойисторической социально-политической ситуации групп интересов;
в)выбор в соответствии с приоритетными интересамистратегических целей, определение политического курса, основных сил способов ихосуществления;
г)решение вопросов, связанных с поиском, накоплениемраспределением материальных, интеллектуально-кадровых
других ресурсов, необходимых для решения жизненно важныхдля общества проблем;
д)обеспечение внутренней и внешней безопасности обществаи государства.
Государственное управление в узком смысле — этоуправление делами общества органами исполнительной власти посредствомсоответствующей формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорнойдеятельности. Государственное управление в этом смысле носит четко выраженныйорганизующий, координирующий и распорядительный характер. Таким образом,государственное управление представляет собой практическое, организующее ирегулирующее воздействие государства на общественную и частнуюжизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения и заранееспланированного преобразования. Оно включает в себя целый ряд взаимосвязанныхэлементов: анализ конкретной ситуации; прогнозирование развития событий ипроцессов; целеполагание; разработку и принятие управленческих решений —стратегии и тактики решения стоящих задач; материально-финансовое,информационное, кадровое, правовое и др. обеспечение реализации этих решений;координацию и регулирование; мотивацию исполнителей; организацию и контроль;оценку промежуточных и итоговых результатов управления.
1.2 Органы государственной власти. Понятие, правовойстатус
Государственная деятельность осуществляется через органыгосударственной власти. Общепризнанным считается определение органагосударственной власти как звена государственного аппарата, участвующего восуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связивластными полномочиями.
Понятие органа государственной власти складывается изсовокупности его признаков:
1) создается и действует от имени государства –Российской Федерации или ее субъекта;
2) действует на основе законов и других нормативныхправовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) обладает собственной компетенцией;
5) характеризуется организационной обособленностью исамостоятельностью;
6) наделен властными полномочиями, т. е. его решенияпринимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и принеобходимости подкрепляются принудительной силой государства.
Только совокупность этих признаков дает основаниеотносить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственноеучреждение или организация будет считаться органом государственной власти(например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), атолько обладающее комплексом вышеуказанных признаков.
Система органов государственной власти состоит из тех,которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловленофункциями и полномочиями конституционных органов. Система органовгосударственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархическисоподчиненных звеньев.
В зависимости от критерия органы государственной властиклассифицируются на различные виды.
Государственные органы РФ действуют на основе КонституцииРФ и принципов, в ней заложенных.
Конституционные принципы построения и деятельностиорганов государственной власти – это закрепленные в Конституции РФ исходныеначала, лежащие в основе функционирования этих органов.
Такими принципами выступают:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2,7 Конституции РФ);
2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);
3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);
4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);
5) законность (ст. 15 Конституции РФ);
6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).
В своей деятельности органы государственной власти должныруководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина.Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны игосударства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможныхпосягательств. Политика государства и его органов направлена на создание такихусловий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека игражданина.
Принцип народовластия означает, что верховной властью встране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, наим же определенных условиях.
Принцип федерализма выражается в единстве системыгосударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также втом, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерацииравноправны между собой.
Принцип разделения властей предполагает, что основнымфункциям государственной власти соответствуют определенные органы государства.С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должныбыть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.
Разделение властей действует как по горизонтали(Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ –прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти – органыгосударственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболеепоследовательно проявляется на федеральном уровне.
Принцип законности означает обязательность соблюдениявсеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Онтакже предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые вРФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативныеправовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятымв пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.
Принцип светскости означает взаимное невмешательство какгосударства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций вгосударственные дела.
Конституционные принципы построения и деятельностисистемы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ«Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путемпринятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменнымии определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органоввласти субъектов РФ.[9]
/>1.3 Классификация органов государственнойвласти
Для того чтобы начать говорить о классификации органовгосударственной власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства.Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственнообособленная часть государственного механизма, состоящая из государственныхслужащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимымиматериальными средствами для осуществления в пределах своей компетенцииопределенных задач и функций государства.
Можно привести большое количество классификаций органовгосударственной власти, все зависит от основания. Остановимся на самыхосновных.
По уровню деятельности различают федеральные органы иорганы субъектов Федерации.
На федеральном уровне система органов государственнойвласти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, ПравительствоРФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, атакже федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.
В субъектах Федерации государственную власть осуществляютобразуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
По характеру выполняемых задач органы государстваподразделяются на четыре вида:
1) органы законодательной власти, избираемые населением,обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;
2) органы исполнительной власти, основная формадеятельности которых – исполнительно-распорядительная;
3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие иуполномоченные применять государственное принуждение;
4) органы контрольной власти, деятельность которыхсостоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иныхорганов, их должностных лиц:
а) постоянные, которые создаются без ограничения срокадействия;
б) временные, которые создаются на определенный срок.
В зависимости от правовой основы образования можноразличать государственные органы, создаваемые на базе:
1) Конституции РФ;
2) федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов;
3) указов Президента РФ;
4) постановлений Правительства РФ;
5) законодательных актов субъектов РФ.
Органы государства различаются между собой и тем, чтоодни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Пообщему правилу орган государства состоит из коллектива государственныхслужащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный СудРФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одномлице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президентреспублики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.[7]
Своего рода обобщающим основанием классификациигосударственных органов является их место, роль, функциональное назначение вструктуре механизма государства.
Исследование различных видов государственных органовпредполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всехупомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Глава 2. Система органов государственной властиРоссийской Федерации
/>2.1 Институт Президента РФ: статус,полномочия, ответственность
Президент РФ является главой государства и гарантомКонституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главыгосударства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международныхотношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, еенезависимости и государственной целостности; определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает послеконсультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат ФедеральногоСобрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах имеждународных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны,ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационныеграмоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при немдипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущиеглаве государства.[8]
Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФнаправлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования ивзаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечномсчете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системыгосударственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускатьГосударственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционнымзаконом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы;представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателяЦентрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении егоот должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения надолжности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вноситьпредложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора отдолжности; назначать судей других федеральных судов.
Перечисленные конституционные полномочия Президентапозволяют сделать вывод об особом и своеобразном положении Президента РФ всистеме государственной власти в России, осуществляемой на основе ее разделенияна различные ветви власти и виды государственной деятельности. И суть этогосвоеобразия в том, что по своему организационно-правовому статусу, прерогативами полномочиям должность Президента не может быть отнесена полностью ибезоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явновозвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма серьезное инепосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации ифункционирования каждой из них.
Сущностная характеристика правового статуса Президента,однако, не может быть ограничена вышеперечисленными его прерогативами иполномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванногообеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвейгосударственной власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность ПрезидентаРФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой оннаделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческимиполномочиями. В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент России назначаетс согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет правопредседательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о егоотставке; по предложению Председателя Правительства назначает на должность иосвобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров;утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшеекомандование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующимВооруженными Силами государства; при определенных обстоятельствах и вустановленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядкевводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а такжечрезвычайное положение. Все это позволяет говорить об особом управленческомстатусе президентской власти в сравнении и взаимосвязи с властьюправительственной, являющейся в организационном плане чисто исполнительнойуправленческой властью по своему характеру и содержанию. Поэтому есть всеоснования утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главыгосударства и гаранта Конституции РФ является также высшим носителем,организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую онразделяет как непосредственно и персонально, так и через Государственный советРФ, Администрацию Президента РФ и государственные органы правительственнойисполнительной власти.
/>2.2 Администрация Президента РФ
Об Администрации Президента РФ можно говорить в широком иузком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое имПравительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральнойисполнительной власти (органами государственного управления) и всепрезидентские структуры его Администрации. В узком же смысле речь идет лишь оформируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении иподчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразнымстатусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственномсмысле действует на основе утверждаемого его указами «Положения обАдминистрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру.Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающимдеятельность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, идействует в составе руководителя Администрации Президента РФ, двух заместителейруководителя Администрации Президента РФ – помощников Президента РФ, помощниковПрезидента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола ПрезидентаРФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советниковПрезидента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации иГосударственной думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшихреферентов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а такжесамостоятельных подразделений, которые состоят из департаментов. АдминистрацииПрезидента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правахуправления), аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральныхокругах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ,Государственно-правовое управление Президента РФ, Канцелярия Президента РФ (направах управления), Контрольное управление Президента РФ, РеферентураПрезидента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя АдминистрацииПрезидента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешнейполитике, Управление Президента РФ по внутренней политике, УправлениеПрезидента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, УправлениеПрезидента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президента РФ пообеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного идокументационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работес обращениями граждан, Управление пресс-службы и информации Президента РФ,Протокольно-организационное управление Президента РФ, Экспертное управлениеПрезидента РФ.
Руководитель Администрации Президента РФ и помощники ПрезидентаРФ подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации Президента РФкоординирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы,относящиеся к их ведению. Заместители руководителя Администрации Президента РФ,помощники Президента РФ по поручению руководителя Администрации Президента РФосуществляют кадровые назначения в Администрации Президента РФ, решают иныеорганизационные вопросы.
Заместитель руководителя Администрации Президента РФ –помощник Президента РФ – по поручению руководителя Администрации Президента РФв случае его временного отсутствия исполняет его обязанности.
Помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ ируководитель протокола Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлятьсамостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, а также обеспечиватьдеятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативныхорганов при Президенте РФ.
Советники Президента РФ подчиняются Президенту РФ иобразуют аппарат советников Президента РФ, в состав которого входятдепартаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель АдминистрацииПрезидента РФ координирует деятельность советников Президента РФ и распределяетвопросы, относящиеся к их ведению.
Деятельность полномочных представителей Президента РФ вфедеральных округах координирует руководитель Администрации Президента РФ, адеятельность полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации иГосударственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ –заместитель руководителя Администрации Президента РФ, помощник Президента РФ.
Администрация Президента РФ формируется им для созданиявсех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннегоинформационно-аналитического, материально-технического и организационногообеспечения его деятельности. Взаимодействуя в установленном Президентомпорядке с органами всех ветвей государственной власти, его Администрациясоздает условия для определения основных направлений внутренней и внешнейполитики и руководства Президентом их реализацией; обеспечивает организациюподготовки, согласования и представление Президенту проектов заключений назаконопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президентасо всеми необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполненияфедеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкойему соответствующих докладов; оказывает в установленном Президентом порядкевсяческое содействие в реализации всех его полномочий главы государства и гарантаКонституции. В Положении об Администрации Президента РФ в общем планерегламентируются прерогативы Президента РФ, руководителя АдминистрацииПрезидента РФ, а также соподчиненность, функции и полномочия соответствующихподразделений и должностных лиц, входящих в состав Администрации Президента РФ.
Общее руководство Администрацией осуществляет ПрезидентРФ, которому непосредственно подчиняются:
1) руководитель Администрации, заместители руководителяАдминистрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ,руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ вфедеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представителиПрезидента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального собранияРФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ;
2) секретарь Совета безопасности РФ.
Президент РФ назначает на должность и освобождает отдолжности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, атакже начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельныхподразделений Администрации, заместителей и помощников секретаря Советабезопасности РФ; определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должностьи освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему; утверждаетположения об управлениях Президента РФ, иных самостоятельных подразделенияхАдминистрации.
Помощники Президента РФ подготавливают предложенияПрезиденту РФ по реализации его полномочий; подготавливают с участиемуправлений Президента РФ, иных самостоятельных подразделений Администрациианалитические, справочные, информационные материалы для Президента РФ;подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы ПрезидентаРФ; обеспечивают по решению Президента РФ или руководителя Администрациидеятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативныхорганов при Президенте РФ; подготавливают проекты поручений Президента РФ, иисполняют отдельные поручения Президента РФ, и при реализации возложенных наних функций взаимодействуют с управлениями Президента РФ, инымисамостоятельными подразделениями Администрации. Помощники Президента РФ порешению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделенияАдминистрации.
Советники Президента РФ подготавливают для Президента РФаналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам,отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;обеспечивают по поручению Президента РФ или руководителя Администрации деятельностьсовещательных и консультативных органов при Президенте РФ; исполняют отдельныепоручения Президента РФ.
Советники Президента РФ при реализации возложенных на нихфункций взаимодействуют с управлениями Президента РФ, иными самостоятельнымиподразделениями Администрации; возглавляют по поручению Президента РФ илируководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовкимероприятий с участием Президента РФ; пользуются банками данных Администрации,Правительства РФ.
Старшие референты и референты Президента РФ осуществляютподготовку тезисов выступлений и обращений Президента РФ, аналитических справоки записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельныепоручения Президента РФ и руководителя Администрации.
Аппарат Совета безопасности осуществляеторганизационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Советабезопасности РФ.
Секретарь Совета безопасности возглавляет аппарат Советабезопасности РФ; представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должностьи вносит Президенту РФ предложения об освобождении от должности заместителей ипомощников секретаря Совета безопасности РФ.
Полномочные представители Президента РФ представляютинтересы Президента РФ в федеральных органах государственной власти и органахгосударственной власти субъектов РФ. Обеспечение деятельности полномочныхпредставителей Президента РФ осуществляют их аппараты.
Полномочные представители Президента РФ в федеральныхокругах представляют руководителю Администрации кандидатуры для назначения надолжность и вносят ему предложения об освобождении от должности своихзаместителей, а также помощников полномочных представителей Президента РФ.Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента РФ назначаютсяна должность и освобождаются от должности полномочными представителямиПрезидента РФ по согласованию с Управлением Президента РФ по кадровым вопросами государственным наградам.
Аппарат Совета безопасности РФ, являясь самостоятельнымподразделением Администрации Президента РФ и обладая статусом Главногоуправления Президента РФ, имеет своей задачей информационно-аналитическоеобеспечение деятельности Президента и возглавляемого им Совета безопасности потекущим проблемам безопасности, вопросам оценки внутренних и внешних угроз жизненноважным интересам личности, общества и государства; выявление источниковопасности, а также подготовку аналитических материалов, прогнозов изменениявнутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности вобществе и государстве; всестороннее, в том числе и организационно-техническое,обеспечение всех сторон и аспектов.
Аппарат полномочных представителей Президента РФ вфедеральных округах также входит в состав Администрации Президента РФ.Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе являетсядолжностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующегофедерального округа и обеспечивающим там реализацию конституционных полномочийглавы государства. Он – федеральный государственный служащий, входит в составАдминистрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается отдолжности Президентом по представлению руководителя Администрации. Заместителиполномочного представителя также являются государственными служащими и входят всостав Администрации Президента. Назначение их на должность и освобождение отдолжности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканийосуществляется руководителем Администрации Президента. Полномочныйпредставитель Президента РФ в федеральном округе непосредственно подчиняетсяПрезиденту РФ и подотчетен ему, но оперативное руководство деятельностьюполномочного представителя осуществляет руководитель Администрации ПрезидентаРФ.
Непосредственное обеспечение деятельности каждогополномочного представителя Президента в федеральном округе осуществляет егоаппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента. Всостав аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округевходит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управленияПрезидента РФ. Она осуществляет методическое руководство указанной окружнойинспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов,указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений ПравительстваРФ, реализацией федеральных программ.
Основные задачи полномочного представителя Президента РФв федеральном округе следующие: организация реализации органами государственнойвласти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемыхПрезидентом РФ, и контроля за исполнением актов федеральных органовгосударственной власти на подведомственной территории; обеспечение реализациикадровой политики Президента РФ и представление ему регулярных докладов обобеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также ополитическом, социальном положении с соответствующими предложениями.
Осуществление всех возложенных на полномочногопредставителя Президента РФ в федеральном округе функций обеспеченопредоставленными ему широкими полномочиями, в том числе правом привлекатьсотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а в необходимыхслучаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и ихтерриториальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел ворганизациях, находящихся на территории федерального округа. При этом аппаратПолномочного представителя Президента РФ в федеральном округе обеспечиваетрешение возложенных на него задач и функций.
Полномочные представители Президента РФ в палатах ФедеральногоСобрания РФ во взаимодействии с помощниками Президента в установленномПрезидентом РФ порядке координируют работу соответственно в Совете Федерации иГосударственной Думе подразделений Администрации Президента и представителейПравительства; обеспечивают представление интересов Президента и способствуютреализации его конституционных полномочий в этих представительных(законодательных) органах государственной власти.
Полномочный представитель Президента РФ в Конституционномсуде РФ способствует осуществлению деятельности Президента РФ как гарантаКонституции, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересыПрезидента РФ в Конституционном суде РФ, участвуя в его заседаниях безспециального на то решения Президента РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ПрезидентРФ и его Администрация, имеющая сложную и разветвленную структуру, составляют ипредставляют некое неразрывное единство, особый и весьма специфическийгосударственный орган президентской власти – Президентуру. Особенности этогогосударственного органа отражают и организационно закрепляют всю специфику исуть предназначения российской президентской власти в общей системегосударственной власти, обеспечивающей, с одной стороны, согласованноефункционирование всех ветвей государственной власти (прерогатива Президента РФкак главы государства и гаранта Конституции), а с другой – государственноерегулирование и управление делами всей жизнедеятельности государства иобщества.

Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти иместного самоуправления
Местное самоуправление является одной из формнародовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.
Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, черезкоторые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а такжечерез органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• Население осуществляет свое право на местноесамоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, другихформ прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных идругих органах местного самоуправления.
Таким образом, есть все основания говорить осамостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне,т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не являетсягосударственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную игосударственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку ита и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственногоосуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственнымтерриториальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется нафедеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских,сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.
Самостоятельность муниципальной власти находит своевыражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государстваи его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: «Органыместного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти». Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ,определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структураместной власти получает в уставе муниципального образования.
Самостоятельность местной власти проявляется также вобязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципальногообразования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ихорганизационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления игражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решенийорганов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах ихполномочий.
Самостоятельный характер местной власти выражается вналичии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий,которыми обладают органы местной власти.
Самостоятельность местной власти тесно связана сконституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:
• право на судебную защиту;
• право на компенсацию дополнительных расходов,возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;
• запрет на ограничение прав местного самоуправления,установленных Конституцией и федеральными законами.
Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственностьза свою деятельность перед населением муниципального образования, государством,физическими и юридическими лицами.
Исторический аспект исследования данного вопросанепосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношениягосударственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессестановления и развития государства, его выделения из общества ифункционирования как относительно самостоятельного многопланового социальногоявления.
Касаясь истоков соотношения названных структур, связанныхс проблемой происхождения государства, в научной литературе в последние годывсе активнее обсуждается теория происхождения государства не только какрезультат борьбы антагонистических классов, но и в силу действия иных факторов,прежде всего задач управления. В этой связи, опираясь на данные истории,этнографии, археологии, которые, по мнению А. И. Ковлера, дают основаниесчитать, что «происходило не некое поглощение государством институтовобщинно-родового самоуправления, а поэтапное „огосударствление“институтов самоуправления в смысле их дальнейшего развития на собственнойоснове до размеров институтов государственного управления».
Важнейшим фактором такого «огосударствления»стало усложнение задач управления разросшихся общностей — племени, этническойгруппы, народности. Возникают обособленные функции управления и властвования.При этом в сферу управления естественным образом вживаются институтыобщинно-племенного самоуправления, причем в одних случаях — в малых, компактныхобщинах — управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, вдругих — больших по территории и населению общинах — самоуправление выступаеткак автономия в рамках общей системы управления. Но и в том и в другом, случаесамоуправление утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, подчиняясьосновным целям и задачам политического властвования.
Таким образом, с возникновениемгосударственно-организованного общества самоуправление утрачивает своюизначальную самостоятельность и становится либо придатком государственнойструктуры, продолжением государственной власти на местном уровне, либообособленным от государства институтом гражданского общества, оставаясьотносительно самостоятельным от государственных институтов, но в любом случаедействующим в рамках государственно-правовых предписаний.
На протяжении всей истории государственностипрослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства исамоуправлением. В различных типах государства, на разных этапах эволюциисуществовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечномсчете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям,которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в формедирективных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типагосударства, его устройства, формы правления и политического режима.[ 8]
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческихначал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которыхстепень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановкасоциальных групп — классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбыили сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенностигеополитического положения, исторического развития, демографического состоянияобщества и др. Мы только называем эти факторы, поскольку их анализ выходит зарамки избранной темы.
Сложная природа местного самоуправления являетсяобъективной предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этогоинститута и его сущность.
Современное местное самоуправление, будучи формойсамоорганизации населения, имеет признаки как государства, так и общественныхинститутов. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственнуюприроду и по своей сути является общественно-государственным институтом.
Российская и зарубежная практика развития местногосамоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости ивзаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал. Анализ соотношениягосударства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков,в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из нихимеет территориальную организацию; имеют один источник власти — народ;осуществляют публичную власть, одна разновидность которой — государственнаявласть — распространяется на всю территорию, другая — муниципальная власть — натерритории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляютфункции по обеспечению общественной безопасности и порядка — одни(государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовыхструктур, другие (самоуправленческие структуры) — в виде муниципальных органовохраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление,т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.[ 6]
Следует также иметь в виду общие социально-экономические,духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государствои самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 «Основыконституционного строя» Конституции РФ. Это — демократический, правовойхарактер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;провозглашение многонационального народа единственным источника власти вРоссийской Федерации; равенство прав, свобод и обязанностей граждан РоссийскойФедерации на всей ее территории; социальная направленность политики РоссийскойФедерации; единство экономического пространства; равная защита всех формсобственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанностьсоблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской. Федерации вроссийскую правовую систему.
Далее: общие принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления. В их числе:народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, ихсамостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений;разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения;оптимальное сочетание централизации и децентрализации.
Местное самоуправление в широком понимании — это институтсамоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как общественной,так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. Иименно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России игарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправлениеможет реализовываться в виде территориального общественного самоуправления.Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании как первого, таки второго. [ 11]
Властная структура государства должна включать в себя какинститут государственной власти, так и властную составляющую местногосамоуправления. Речь идет о местном самоуправлении, предусмотренномКонституцией РФ. Вместе с тем остается принципиальный вопрос о соотношениигосударственного и общественного элемента в современном государстве, т. е. осоотношении государственной власти и местного самоуправления как институтовпубличной власти.
Становление государства резко меняет роль и местоместного самоуправления в организации общественной жизни и в системе власти.Местное самоуправление начало длительный (на протяжении столетий и тысячелетий)период поиска своего места в государственной системе. С развитием государстваформы и принципы организации управления на местах претерпевали изменения.Местное самоуправление принято рассматривать в аспекте расширительноготолкования в качестве одной из возможных форм самоорганизации населения налокальном уровне, выражающейся в самостоятельном (т.е. относительно независимоот государства) решении местных вопросов.
Хотя опыт государственного и общественного строительствадемонстрирует хаотичность формирования современных форм и принципов реализацииместного самоуправления, все же в этом процессе можно проследить определеннуюзакономерность. В исследованиях отмечается, что этот процесс носил циклическийхарактер, периоды расцвета которого сменялись периодами кризиса. И определяющуюроль в этом процессе играло государство и уровень социально-экономическогоразвития общества и государства в целом. Как показывает отечественный изарубежный опыт, на определенном этапе исторического развития наблюдалосьогосударствление местной жизни. Государство в этот период было достаточномощным для того, чтобы взять часть местных дел на себя. В другие же периоды,когда государство слабело, местное самоуправление брало на себя решениелокальных, а также государственных вопросов, набирало силу, в то время какорганы государственной власти сосредотачивались на решении главныхгосударственных дел. Подобное перераспределение полномочий в целом укреплялогосударство и было основой его развития на новом качественном уровне.
Государство — это сложная система, имеющая в своемсоставе социально-экономические и территориально-государственные формирования(субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкиеорганизационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает всебе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп,обусловленных проживанием на определенной территории. [ 9]
В настоящее время организация самоуправления стала однойиз важнейших политических задач.
Самоуправление в политологии рассматривается как типуправления, при котором объект и субъект управления совпадают. Самоуправление,по мнению политологов, основывается на принципах свободы, равенства инепосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционнорассматривается альтернативой государственному управлению.
Местное самоуправление — важнейший элемент организациипубличной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе,заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органысамоуправления интегрированы в единый государственный механизм управлениястраной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иныхнормативных актов аппарат, наделенный правом использовать «средствазаконодательно институированного насилия», оно может самостоятельноформировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местноесамоуправление является важным элементом гражданского общества, формойполитической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих имеханизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительнаянезависимость как от органов государственной власти, так и отвнегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлятьколлективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективноедействие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлениюполитикой в целом (неузурпация чужих полномочий); готовность действовать врамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).
Возможность передачи органам местного самоуправленияполномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерацииопределяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющихРоссийского федеративного государства.
Развитие местного самоуправления нуждается в поддержкефедерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданскиеинициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядомнерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы,в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования,обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении;отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий междуорганами государственной власти и органами местного самоуправления; внутреннейнесогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации оместном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспеченияфинансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Становление местного самоуправления нуждается вразработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего всоциальной сфере — наиболее близкой и болезненной для населения. Между темвопросы наделения органов местного самоуправления государственнымиполномочиями, в том числе и в социальной сфере, относятся к малоизученным. [ 6]
Между тем хроническое невнимание, едва ли не безразличноеотношение к государственной власти, к жизни населения достигли критическойотметки, позволяющей прийти к неутешительному, но, увы, аргументированномувыводу о том, что государственная власть сегодня не выполняет свое социальноеназначение. Конечно, местное самоуправление не в состоянии закрыть прорехи вгосударственной социальной политике.
Социальная сфера — это то, где должно быть четкое иинтенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления воимя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления — обеспечить социальныйкомфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социальногогосударства — о создании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл, предназначение местногосамоуправления в сегодняшних условиях, когда парламентская демократияповсеместно развенчивает себя. По справедливому замечанию А. И. Ковлера,«представительная демократия все больше становится дорогостоящим ритуалом,государство отдает все больше сфер социального обеспечения на откуп частнымкомпаниям». В этих условиях роль местного самоуправления, безусловно,должна возрастать.
Проблематичной остается управляемость в субъектах РФ.Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственнойвласти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И,вероятно, в этих целях было бы целесообразно установить формы контроля состороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностныхлиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органамгосударственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местногозначения, имеющих государственную важность, определив при этом пределгосударственного регулирования таких вопросов.
Полагаем не отвечающим социальному предназначениюместного самоуправления утверждение о том, что оно якобы должно поставитьпределы государственной власти. [12]
С нашей точки зрения, принципиально невернопротивопоставлять местное самоуправление и государственность. Как показываетисторический опыт самоуправления в России и за рубежом, гарантом становления иразвития местного самоуправления выступает государство.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления синститутами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина,необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии— как непосредственной, так и представительной.
Общественные начала в местном самоуправлении имеют своимназначением повышение активности населения в решении вопросов управлениягосударственно-общественными делами. Общественное в местном самоуправлениипроявляется в непосредственном участии граждан в формировании и осуществленииряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равнокак и государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законови других правовых актах.
Сочетание государственного и общественного всамоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двухначал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можнотрактовать органы государственного управления и органы местного самоуправлениякак элементы единой системы социального управления, публичной власти,обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем большегосударство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением,тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общееуправление.
Представляется необходимым:
• разграничить полномочия между органами государственнойвласти и органами местного самоуправления;
• создать систему правовых гарантий, обеспечивающихзащиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованноговмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственнойвласти.
В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входитвопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственногообращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции изаконных прав граждан.
Необходимо также законодательно закрепить принципы ипорядок взаимодействия территориальных структур федеральных органовгосударственной власти с органами государственной власти субъектов РФ иорганами местного самоуправления. [ 12]
Необходимо создать законодательный механизм, направленныйна повышение статуса представительного органа местного самоуправления и егопредседателя.
Органы местного самоуправления самостоятельно решаютотнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Этопозволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться наответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.
Муниципальная власть при наличии финансово-экономическихгарантий, призванная удовлетворять основные, насущные потребности населения,может стать стабилизирующим фактором в случае социальных кризисов. Справедливоотмечается, что значение местного самоуправления в современных условиях Россииопределяется его возможностями как интегрирующего фактора: оно объединяет людей,проживающих в границах муниципального образования, предоставляя равныевозможности для решения общих проблем, независимо от социального статусаиндивидов, их национальной принадлежности, политических пристрастий и проч. Ономожет способствовать предотвращению национальных и религиозных конфликтов, таккак строится не по этническому и конфессиональному признаку. Работа в органахместного самоуправления может стать механизмом отбора новой генерациироссийской политической элиты — это будут молодые энергичные политики,управленцы, прошедшие «сито» муниципальных выборов, знающие реальныепроблемы населения и продемонстрировавшие умение эффективно их решать.
Таким образом, анализ проблем соотношения общества,государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том,что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтомгражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческойструктурной части в системе гражданского общества. В этом качестве местноесамоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного идецентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельноуправляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственныеполномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.

Заключение
Государственное управление — великое искусство реализациигосударственной власти в определенных целях и интересах. Это универсальный иобъективно необходимый элемент социальной действительности и неважно, с какихметодологических позиций (цивилизационных или формационных, идеалистических илиматериалистических, метафизических или диалектических, позитивистских илинеопозивтивистских) исследуются связанные с ним общественные отношения,процессы и явления. Подходы, оценки и выводы, конечно, будут разные, но сутьгосударственного управления, как реального общественного явления, от этого неменяется. Однозначно и другое: содержание, формы и методы государственногоуправления определяются конкретно-историческим условиями экономического,социально-политического и культурно-национального развития данного общества,особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом иинтересами правящей элиты, формой государственного устройства и государственногоправления, сложившимся режимом властвования.[11]
Государственное управление в широком смысле — этоуправление делами общества, которое осуществляет государство в целом. Этофункция государственных органов всех ветвей власти плюс соответствующих государственныхучреждений и организаций, а также структур местного самоуправления.
В настоящее время в Российской Федерации существует ифункционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзязабывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственнойвласти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целогоорганизационно-правового механизма государственной организации общества иведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение,включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневыеобразования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.
Правительство РФ, фактически являясь высшим органомисполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженноефункционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.
От исполнительной власти, учитывая мобильность еедействий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мерезависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Важнейшая роль Правительства Российской Федерации каквысшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерациизаключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации,федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международныхдоговоров РФ, осуществлении систематического контроля за их исполнениемфедеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительнаявласть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.
На Правительство Российской Федерации возложено такжетяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета,вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий ипенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколькоэффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучиенаселения.
В современном облике Правительства более последовательновыражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципаразделения властей, ответственность Правительства за проведениесоциально-экономических преобразований в стране, осуществление единойгосударственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.1993. 25 дек. С. 3-6.
2. 3.Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17декабря 1997 г. № 2-ФКЗ # № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51.Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
3.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
4.Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованиюгосударственного управления» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 29. Ст.3019.
5.Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 755 «О некоторых мерах поорганизации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органамиместного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 27. Ст. 3282.
6.АтаманчукГ.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 2004. — С. 3-37.
7.Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.:Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
8.Государственноеуправление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А.Козбаненко. — М., 2002. Т. 1. — С. 4-7, 70-83.
9.ИдеиА.А. Богданова и современность. Материалы III межвузовской научно-практическойконференции молодых ученых / Под ред. А.И. Турчинова. — М, 2004. — С. 8-11,45-53.
10.Классикитеории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца,А. Хайда. — М., 2003. — С. 24-50, 131-141.
11.КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005. 347 с.
12.Конституционное право Российской Федерации: Хрестоматия / Под ред. Топорнина Б.Н. М.: Академкнига, 2004. 1128 с.
13.Костенков М. В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка ипринятие. М.: Щит-М, 2007.
14.Краснов М. А., Кряжков В. А. Толковый словарь конституционных терминов ипонятий. М.: Юридический центр Пресс, 2004. 416 с.
15. ЛукьяненкоВ.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления,контроля. — М., 2004. — С. 33—77.
16.Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Персвод ситальянского. — М., 2007. — С. 5—79.
17.Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005.687 с.
18. РадченкоА. И. Основы государственного и муниципального управления: — Ростов-на-Дону,1997. — С. 10-15. К).
19.Система государственного и муниципального управления: Учебник / Под ред. Г.В.Атаманчука. — М., 2005. — С. 8—16.
20.ТелемтаевМ.М. Государственное системное управление. — Алма-Ата, 2002.
21.Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель// Правоведение. 2006. № 4. С. 40-47.
22. ЧиркинВ.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. — М.:Юристъ, 2005. 379 с.
23. ШамхаловФ.И. Теория государственного управления. — М., 2002. —С. 62-91.