Анализ основных производственных и итоговых показателей предприятия

–PAGE_BREAK–
Примечание. Источник: [собственная разработка]

Как видно из таблицы 2.5. наибольший удельный вес в затратах ЧУП «МегаАвтоЛюкс» составляет заработная плата работников предприятия. Резервы эффективного использования фонда заработной платы в ЧУП «МегаАвтоЛюкс» выявляются за счет сокращения целодневных, внутрисменных потерь рабочего времени, снижения запасов готовой продукции на складе. На исследуемом предприятии резервами повышения эффективности использования фонда заработной платы будут в первую очередь рост производительности труда, соответственно рост объемов производства и выручки на один рубль заработной платы, а также сокращение внутрисменных простоев.

Анализ финансовых результатов деятельности ЧУП «МегаАвтоЛюкс» начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности — формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 3).

Данные для оценки динамики показателей за 2008-2009 гг. приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6. — Анализ динамики финансовых результатов деятельности организации

Показатели

2008 г.

2009 г.

Изменения

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Финансовый результат от основной деятельности

9 726

109

11 644

114,2

+1918

119,7

Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых в операционные доходы)

                                1 095  

12

1 074  

10,5

-21

98,1

В том числе:

 

 

проценты к получению

                                               –    

               –    

доходы от участия в создании (учредительстве)  других организаций

                                                  –    

                  
3  

0,03

+3

доходы от операций с активами

                                            18  

0,2

              16  

0,16

-2

88,9

прочие операционные доходы

                                               961  

11

               977  

9,6

+16

101,7

Операционные расходы

                                              908  

10

              772  

7,6

-136

85

В том числе:

 

 

проценты к уплате

                                                  –    

                  –    

расходы от операций с активами

                                                 10  

0,1

                   9  

0,09

-1

90

Окончание таблицы 2.6

Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные доходы)

                             903  

10

 

1 056  

10,4

+153

117

Внереализационные расходы

                                           1 989  

22

 

3 164  

31

+1175

159

Расходы, не учитываемые при налогообложении

                                                85  

1

              355  

3,5

+270

418

Доходы, не учитываемые при налогообложении

                                                  –    

                  –    

ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) до налогообложения

                                          8 912  

100

 

10 193  

100

+1281

114

Налог на прибыль

                                           1 729  

19,4

  

2 361  

23,2

+632

137

Прочие налоги, сборы из прибыли

                                           1 149  

12,9

   

1 304  

12,8

+155

113

Прочие расходы и платежи из прибыли

                                                  –    

                  –    

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)

                                           5 949  

66,7

   

6 173  

60,5

+224

104

Примечание. Источник: [данные организации]
По данным таблицы 2.6. видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла на 1281 млн. руб., или на 14%.

Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 1918 млн. руб., или 19,7%, увеличением внереализационных доходов на 153 млн. руб. или 17% и снижению операционных расходов на 136 млн. руб. или 15%.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения, в частности, увеличение внереализационных расходов на 59% или на 1 175 млн. руб.

Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от основного вида деятельности. Положительным фактом является рост доли доходов от участия в других организациях в общей величине финансового результата, однако удельный вес внереализационных расходов так же увеличился.

Анализ рентабельности основывается на данных бухгалтерского баланса (приложение 4) и отчёта о прибылях и убытках (приложение 3).

Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности компании и позволяют оценить качество управления компанией, соотнося прибыль с величиной активов в целом, оборотных активов, собственного капитала и объемом продаж. Рентабельность показывает соотношение между затратами и результатами деятельности предприятия, эффективность и экономическую целесообразность его функционирования.

Расчет коэффициентов рентабельности предприятия приводится в таблице 2.7 .

Таблица 2.7-  Коэффициенты рентабельности предприятия

п/п

Наименование коэффициента

расчет

значение 

Отклонения

2008

2009

1

Рентабельность основной деятельности

чистая прибыль/сумма затрат

0,25

0,20

-0,05

2

Рентабельность оборота

чистая прибыль/сумма выручки

0,16

0,13

-0,03

3

Рентабельность совокупного капитала

чистая прибыль/среднегодовая стоимость имущества

0,058

0,064

+0,006

4

Рентабельность собственного капитала

чистая прибыль/среднегодовая стоимость собственного капитала

0,068

0,073

+0,005

Примечание. Источник: [данные организации]
Рассчитаем основные коэффициенты:

1.                 Рентабельность основной деятельностиза 2008 год

5949/23965=0,25

2.                 Рентабельность основной деятельностиза 2009 год

6173/30143=0,20

3.                 Рентабельность оборота за 2008 год

5949/36134=0,16

4.                 Рентабельность оборота за 2009 год

6173/46329=0,13

5.                 Рентабельность совокупного капитала за 2008 год

5949/103152=0,058

6.                 Рентабельность совокупного капитала за 2009 год

6173/96716=0,064

7.                 Рентабельность собственного капитала за 2008 год

5949/87589=0,068

8.                 Рентабельность собственного капитала за 2009 год

6173/84533=0,073

Рентабельность основной деятельности предприятия показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Коэффициенты рентабельности предприятия в динамике показывают, что за 2009 год рентабельность снизилась на 5%. Это отрицательная тенденция в развитии предприятия, так как рентабельность основной деятельности в 2008г. составляла 25%.

Рентабельность оборота характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж. В сравнении с 2008г. и 2009г. этот показатель эффективности предприятия так же ухудшился на 3%, снизившись с 16% до 13%.

Рентабельность совокупного и собственного капитала увеличилась незначительно на 0,6% и 0,5% соответственно.

Снижение показателей рентабельности предприятия связано со снижением цен на услуги предприятия. Подобное снижение цены преследовало две цели: привлечение клиентов и стимулирование роста объема продаж за счет увеличения количества оказываемых услуг, а также укрепление имиджа предприятия как поставщика недорогих и качественных услуг.

ЧУП «МегаАвтоЛюкс» прилагает усилия по повышению конкурентоспособности своей станции техобслуживания в нижеперечисленных направлениях:

Улучшение оснащенности техцентра с предложением им специально разработанных нестандартного оборудования и аппаратуры.

Введение сезонных льгот с предложением соответствующих наборов услуг.

Обслуживание клиентов категории саморемонта и укрепление связей с ними.

Увеличение товарооборота в торговле принадлежностями.

Эффективную рекламу.

Проведение рекламных мероприятий (таких, как «день открытых дверей»).

Внедрение экспресс-сервиса, т. е. оперативного выполнения мелкого ремонта по упрощенной организационной схеме.

Процесс планирования в ЧУП «МегаАвтоЛюкс» представляет собой довольно сложный замкнутый цикл различных действий с прямыми и обратными связями, причем действия эти, несмотря на определенную регламентацию, имеют ярко выраженный творческий характер.

В ЧУП «МегаАвтоЛюкс» сначала проводятся исследования внешней и внутренней  среды предприятия с целью выявления факторов, которые окажут существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности. Затем на основе полученной информации устанавливаются ее главные ориентиры – видение, миссия, стратегические цели. Далее проводится стратегический анализ, в ходе которого выбирается стратегия развития предпринимательской деятельности.
3.   
Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Предприятия автосервиса имеют необходимость в рекламе, прежде всего потому, что нам необходимо привлечь клиента, дать информацию о себе, сделать себе имя (имидж), напомнить о свое существовании, пропагандировать свои услуги, выработать свой стиль и т.д. Но автосервисные  предприятия  настолько малы, что мы не можем составить конкуренцию более сильным рекламодателям, и поэтому мы вынуждены довольствоваться ограниченной рекламой. Исходя из этих условий предприятие должно найти эффективные средства рекламы.

Для того чтобы это сделать, станция в лице руководителя должна найти ответы на такие вопросы: 

рекламу чего необходимо давать: услуг, предприятия, качества? Такая информационная реклама может представлять собой список услуг, например, ЧУП «МегаАвтоЛюкс» предоставляет все виды услуг для любых автомобилей — антикоррозийную обработку; покраску; регулировку развала-схождения; ремонт карбюраторов и т.д. С 9.00 до 21.00 без перерыва и выходных. 

реклама для кого?Прежде всего, для широкого круга потребителей или специалистов. Все зависит от того, чьи интересы удовлетворяются. В любом случае необходимо знать, кто та широкая публика, на которую мы рассчитываем, что она собой представляет, каковы ее интересы, статус, экономические способности, культура и др. Реклама, какой бы она ни была, должна быть доступной для широкого круга потребителей. Характеристика потребителя не исключает вопроса «реклама для кого?» Тут еще необходимо знать «географию» наших потребителей. Т.о. на основе анализа заказов мы пришли к выводу, что нашими потребителями являются жители не только того района, в котором находится наша станция, но и жители других районов нашего города. Тогда нам не достаточно рекламы только в нашем районе и есть необходимость давать рекламу в городские средства массовой информации.

как давать рекламу?Она может быть рациональной, т.е. такой, которая информирует, обращается к разуму потребителя, приводит аргументы, или эмоционально-ассоциативной, т.е. вызывающей воспоминания, ассоциации, чувства.

И так, в первую очередь мы решили обратиться в средства массовой информации – газеты, автомобильные журналы, на телевидение и радио. В небольшом объявлении в газете сделаем упор на заголовок, на название фирмы, чтобы бросалось в глаза. Ниже пустим перечень предлагаемых услуг и, конечно же, координаты.

Объявление примерно такого плана:

ЧУП «МегаАвтоЛюкс»

ПРОИЗВОДИТ ВСЕ ВИДЫ РЕМОНТА ДЛЯ ЛЮБЫХ АВТОМОБИЛЕЙ – КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО, ТАК И ИМПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Такого же плана дадим объявление в автомобильные журналы, но с иллюстрациями.

На телевидение закажем короткий рекламный ролик на 15-30 сек., в котором мы покажем интервью с нашими клиентами, где они выскажут свое положительное мнение о работе нашего автосервиса. А также покажем адрес и телефон контакта.

Короткое рекламное объявление необходимо запустить и на радио. Объявление примерно такого плана: Если вы хотите отремонтировать или обновить ваш автомобиль, вас ждут по адресу …

Еще можно выпустить цветные буклеты с иллюстрациями. Где помимо перечня наших услуг можно будет ознакомиться с прейскурантом цен на все виды услуг.

Также уделим должное внимание и наружной рекламе. Ее можно разместить как на транспорте, так и на рекламных щитах. Сделать яркие неоновые вывески.

Но и, конечно же, открыть сайт в интернете, где любой заинтересовавшийся человек сможет ознакомиться с подробной информацией обо всех видах услуг, которые оказывает наш автосервис. Также просмотреть прейскурант цен и всевозможные скидки и льготы, предоставляемые нашей фирмой.

Теперь более подробно рассмотрим систему скидок и льгот. Для наших клиентов мы решили ввести следующие скидки:

·                   бесплатная диагностика автомобиля;

·                   скидка постоянным клиентам 10%;

·                   бесплатная доставка эвакуатором;

·                   скидка 5% каждому 5-му клиенту;

·                   ремонт в рассрочку сроком на 1-ин месяц (что является ноу-хау на данном рынке)

Позже мы планируем произвести сувениры с символикой нашей фирмы, такие как:  фирменные брелки, значки, зажигалки, авторучки, пепельницы, кепки, майки, кульки и сумки, подарочная продукция (письменные принадлежности, часы), фирменный упаковочный материал (упаковка в виде бумаги, кульков, фирменные папки), что само собой тоже будет являться рекламой, их мы будем дарить нашим клиентам в праздничные дни и знаменательные даты.

Проведем анализ влияния результатов работы маркетинговой службы на динамику основных финансовых показателей (таблица 3.1)

Таблица 3.1. – Динамика основных финансовых показателей

Показатели

Сумма тыс. руб.

Товарооборот до внедрения маркетинговых мероприятий

158 200

Товарооборот после внедрения маркетинговых мероприятий

167 500

Прибыль до внедрения маркетинговых мероприятий

98 400

Прибыль после внедрения маркетинговых мероприятий

104 600

Примечание. Источник: [данные организации]

Как видно из таблицы 3.1 после внедрения маркетинговых мероприятий товарооборот в ЧУП «МегаАвтоЛюкс» увеличился на 9 300 тыс. рублей, а прибыль увеличилась на 6 200 тыс. руб., что говорит об экономической эффективности внедряемых мероприятий.

    продолжение
–PAGE_BREAK–