СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГООБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественнойпалаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палатыРФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная АссоциацияОбщественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельностьОбщественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежнойОбщественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество — это неотъемлемый спутник правового государства. Современные государства не всостоянии эффективно реализовать свои функции без активного участия со стороныобщественности, которая должна осуществлять постоянный контроль надгосударством. Компетентный и ответственный контроль со стороны общественных структурвыступает в качестве одного из наиболее действенных факторов улучшения работыгосударственного аппарата и искоренения коррупции, гарантией реализациизаконности и обеспечения правопорядка в стране.
Появившийся в нашейстране сравнительно недавно новый институт Общественных палат призван усилитьсвязь гражданского общества с органами государственной власти черезпредставительные учреждения. Однако, российские структуры Общественных палат неединственные примеры «диалогового окна» между обществом и властью в мире.Аналоги таких институтов существуют более, чем в 60 странах мира. Их объединяетединая миссия — это непосредственное выстраивание моста между гражданскимобществом и представителями власти.
Анализ особенностейформирования и деятельности данных институтов гражданского общества являетсяактуальным не только, для Российской Федерации, но и для всего мира в целом.Наличие таких органов для некоторых стран может являться гарантом демократии,основой для создания настоящего гражданского общества, а также стабилизатором вкритических ситуациях, который будет выравнивать отношения между общественнымиструктурами и государственной властью. Повсеместное создание Общественных палати её аналогов показывает, насколько оно необходимо каждому государству.
Сравнительный анализобщественной палаты РФ и её прототипов в зарубежных странах необходим для того,чтобы выявить недостающие функциональные качества отечественного органа. Такжемноголетний опыт некоторых зарубежных примеров поможет избежать ошибок и болееэффективно проводить свою общественно-политическую деятельность.
Объектом данной курсовойработы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет — особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы — провестисравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Длядостижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
датьопределение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования иобозначить место в системе государственных органов;
проанализироватьособенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвестисравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежнымианалогами.
Теоретической иметодологической основой исследования явились труды российских и зарубежныхполитогов, социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме:Абакумов С.А., Гриб В.В., Бурмистров С.А., Кара-Мурза А.А., Садовникова Г.Д.,Аракелян Г. и др.
В ходе работы над темойиспользовался анализ нормативных актов федерального значения, регламентирующихдеятельность Общественной палаты РФ, научных статей по заданной теме, а такжересурсов сети Интернет об Общественной палате и её прототипах в зарубежныхстранах.
общественныйпалата франция россия
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАКЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формированияОбщественной палаты РФ
Общественная палата РФбыла сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественнойпалате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно закону,Общественная палата избирается на два года. Она призвана осуществлятьвзаимодействие граждан с органами государственной власти и местногосамоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав исвобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целяхосуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.[1]
Приоритетныминаправлениями работы Палаты являются защита прав и свобод граждан, развитиегражданского общества в России, проведение общественной экспертизы федеральныхзаконопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью органовгосударственной власти.
Общественная палата РФпервого состава (2006-2007 гг.), впервые начиная деятельность подобного рода,стала поддержкой и опорой для некоммерческих организаций России. Благодарявмешательству Общественной палаты, удалось смягчить положения закона обнекоммерческих организациях; при активном участии палаты общественныеорганизации страны получили государственную финансовую поддержку.
В первые годы своегосуществования Общественная палата содействовала формированию и становлению региональныхобщественных палат, общественных советов и аналогичных структур. Ее члены вошлив 35 вновь сформированных общественных советов при федеральных министерствах иведомствах.
В целях проведенияобщественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и ГосударственнаяДума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В2006-2007 гг. Общественной палатой была проведена экспертиза свыше 35законопроектов. Многие рекомендации палаты были учтены при принятии законов идругих нормативных актов. Тем не менее, данная работа требует совершенствованияи упорядочения. Поэтому в планах Палаты рекомендовать парламентариям, чтобы всесоциально значимые законопроекты в обязательном порядке проходили экспертизу вОбщественной палате, с тем, чтобы при их принятии учитывалась позицияобщественности.
Утверждая свое место намеждународной арене, Общественная палата РФ стала полноправным членомМеждународной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов(МАЭССИ), подписала Меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом.
В 2006 и в 2007 годахОбщественной палатой РФ были подготовлены Доклады о состоянии гражданскогообщества в России, которые стали своего рода первыми в России полномасштабнымиисследованиями третьего сектора.
22 декабря 2007 годаОбщественная палата первого состава РФ завершила свою работу. Подводя итогидеятельности ОП 2006-2007 г.г., секретарь палаты Евгений Велихов заявил, что:«если раньше гражданские институты представляли собой разрозненную массу водиночку решающих узкие задачи объединений, мало кому известных, не имевшихподлинного авторитета и признания, то теперь их работа — в центре вниманияразных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов органоввласти, они — тот дозор, в котором нуждается Россия».[2]
Формирование Общественнойпалаты второго состава завершилось 24 декабря 2007 года.
23 января 2008 годапрошло первое пленарное заседание нового состава Общественной палаты РФ, в ходекоторого были избраны Совет Общественной палаты, Секретарь Палаты, а такжеутверждены заместители секретаря Палаты и внесены изменения в Регламент ОП.
В Общественную палату РФнового состава избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все членыОбщественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. По своемуосновному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек),учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами(4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек),религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5человек).[3]
В Общественной палате РФсформировано 17 комиссий, а также 4 межкомиссионные рабочие группы: поподготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданскогообщества в Российской Федерации; по организации экспертной деятельностиОбщественной палаты; по международной деятельности Общественной палаты; поэтике, регламенту и организации работы Общественной палаты.
Основные направленияработы Общественной палаты ведут профильные комиссии, которые определилистратегию изучения и решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям.Кроме того, в Общественной палате созданы Подкомиссии и Рабочие группы поизучению наиболее актуальных социальных и экономических проблем современногороссийского общества.
1.2 Место и рольОбщественной палаты РФ в системе государственных органов России
Не существует ни одного«юридического» определения Общественной палаты РФ. Можно сказать, чтоОбщественная палата – это, во-первых, институт, во-вторых, институтобщественный, неполитический (не участвующий в распределении власти и в борьбеза ее осуществление), можно даже сказать, гуманитарно-научный институт,созданный для согласования интересов общества и его членов.
Общественная палата РФ невходит в систему органов государственной власти РФ. В статье 11 Конституции РФустановлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляютПрезидент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды РоссийскойФедерации.[4]
Правительство РФ в своемЗаключении «На проект Федерального закона «Об Общественной палате РоссийскойФедерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса оправовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействияграждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в формегосударственного учреждения. [5]Однакоположения законопроекта в этой части так и не были уточнены.
В результате обОбщественной палате можно говорить только довольно обобщенно – это новыйобщественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечитьвзаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей иинтересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан РоссийскойФедерации и прав общественных объединений при формировании и реализациигосударственной политики, а также в целях осуществления общественного контроляза деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
Аппарат Общественнойпалаты выполняет следующие функции по взаимодействию с органами государственнойвласти РФ:
обеспечиваетвзаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием РоссийскойФедерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления, а также организует присутствиечленов Общественной палаты на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов икомиссий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации, коллегиях федеральных органов исполнительной власти;
обеспечиваетрассмотрение Общественной палатой обращений Президента Российской Федерации,Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Целью Общественной палатыявляется обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросовинтересов:
с однойстороны – общественно значимых интересов граждан Российской Федерации иобщественных объединений;
сдругой стороны – интересов органов государственной власти и органов местногосамоуправления.[6]
В качестве сфер, наиболееважные вопросы, в которых подлежат разрешению с помощью согласования,обеспечиваемого Общественной палатой, в ст. 2 ФЗ указаны[7]:
экономическоеи социальное развитие России;
обеспечениенациональной безопасности России;
защитаправ и свобод граждан России;
защитаконституционного строя России;
защитадемократических принципов развития гражданского общества в России.
Следует отметить, чтоцелью Общественной палаты является согласование интересов именно органовгосударственной власти. Президент РФ же согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФявляется главой государства.[8]
В статье 2 ФЗ «ОбОбщественной палате РФ» также обозначены шесть задач Общественной палаты, вотношении которых следует отметить следующее:
Привлечениеграждан и общественных объединений к реализации государственной политики (п. 1ст. 2 ФЗ);
Привлечениеграждан и общественных объединений к реализации государственной политикиустановлено в качестве одной из задач Общественной палаты (п. 2 ст. 2 ФЗ).
Положения о поддержкеОбщественной палатой гражданских инициатив содержатся в ст. 21 ФЗ. В частности,Общественная палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативахграждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 1 ст. 21),организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросамобщественной жизни (ч. 2 ст. 21), доводит до сведения граждан РоссийскойФедерации информацию об инициативах граждан Российской Федерации и общественныхобъединений (ч. 3 ст. 21).[9]
Проведение общественнойэкспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законовсубъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актоворганов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актоворганов местного самоуправления (п. 3 ст. 2 ФЗ).
Экспертиза проектовперечисленных нормативных правовых актов не только закреплена в качестве однойиз задач Общественной палаты, но и отнесена в соответствии к непосредственнымполномочиям Общественной палаты.
Осуществлениеобщественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления также является одной из задачОбщественной палаты.
Следует отметить два моментапри рассмотрении данной задачи общественного контроля: во-первых, общественныйконтроль предусмотрен в отношении деятельности только исполнительных органовгосударственной власти – Правительства РФ, федеральных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а такжев отношении деятельности органов местного самоуправления; во-вторых,общественный контроль осуществляется в соответствии с Законом.
Выработка рекомендацийорганам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетовв области государственной поддержки общественных объединений и иных объединенийграждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитиегражданского общества в Российской Федерации.
Рассматриваемая задачанаправлена на разработку при непосредственном участии Общественной палаты мерпо государственной поддержке тех общественных объединений и иных объединенийграждан Российской Федерации, деятельность которых действительно направлена наразвитие гражданского общества в Российской Федерации.
То, что Общественнаяпалата лишь вырабатывает рекомендации органам государственной власти,взаимообусловлено положениями о рекомендательном характере решений Общественнойпалаты.
Именно положительный опытработы общественных палат, созданных в ряде субъектов Российской Федерации,послужил толчком к созданию Общественной палаты федерального уровня.Соответственно, на Общественную палату возлагается задача по оказанию поддержкиобщественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации. ПоддержкаОбщественной палатой общественных палат субъектов Российской Федерацииограничена информационной, методической и иными подобными формами.
1 октября 2005 г. насобрании членов Общественной палаты Российской Федерации было принято Обращениек общественным объединениям с предложением включиться в процесс формированияОбщественной палаты России и приступить к выдвижению кандидатов в ее состав.При этом общественные объединения должны руководствоваться утвержденной Процедуройконкурсного отбора в члены Общественной палаты Российской Федерациипредставителей общероссийских общественных объединений. Межрегиональные ирегиональные общественные объединения в срок до 28 октября 2005 г. должныпровести собрания представителей межрегиональных и региональных общественныхобъединений в субъектах Российской Федерации для выдвижения делегатов наконференции в федеральные округа, а конференции в федеральных округахпроводятся в срок до 27 ноября 2005 г.
В целях содействия вподготовке собраний и конференций принято решение образовать семь инициативныхрегиональных групп из членов Общественной палаты Российской Федерации.
В развитие озвученныхинициатив, Президент РФ В. Путин направил в Государственную Думу проектФедерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественнойпалате Российской Федерации», согласно которому этот орган наделяется ещебольшими полномочиями. Так, законопроект предполагает, что Общественная палатаРоссийской Федерации сможет осуществлять общественный контроль за средствамимассовой информации, т.е. «за соблюдением свободы слова в СМИ и равным доступомк СМИ различных политических сил». Общественной палате РФ предоставляется правопривлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждениювопросов об обеспечении гарантий свободы слова и свободы массовой информации,реализации права граждан на распространение информации законным способом, атакже вырабатывать по этим вопросам рекомендации. [10]
В настоящее время ороссийском парламенте так сказать нельзя даже с натяжкой. Отношение россиян кдепутатам не самое уважительное и вызвано оно, прежде всего, неуважением самойвласти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство народак власти. Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилиядля того, чтобы российский парламент стал действительно «народным рупором»,параллельно с ним властью создается искусственная структура общественногоконтроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим.
Более того, целидеятельности и функции Общественной палаты пересекаются с аналогичными,установленными Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации», согласно ч. 1 ст. 1 которого должностьУполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии сКонституцией России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав исвобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органамиместного самоуправления и должностными лицами.[11]При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод гражданлибо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных снеобходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использоватьправовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственнойинициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Задумываясь над тем, длячего понадобилось Палата, призванная заниматься принятием никого ни к чему необязывающих заключений, да еще с заслуженными людьми, нельзя исключать ивозможности последующего ее переоформления в Конституционное собрание в целяхпересмотра Конституции РФ в нужном власти направлении. В целом можно сказать,что и простые граждане не вполне понимают, для чего нужна Общественная палата.По опросам лишь 12% граждан одобряют идею создания Общественной палаты, 17% — не одобряют, а 71% затруднились ответить.[12]
Государство не должнодиктовать гражданскому обществу свою волю. В лучшем случае Общественная палатабудет выступать в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии. Вхудшем случае деятельность палаты приведет к демонтажу ныне существующих вРоссии структур гражданского общества: вместо того, чтобы интересоватьсямнением реальных его представителей на местах, власть будет ограничиватьсязаявлениями Общественной палаты. И это будет уже не диалог государства сгражданами, а монолог, который государство будет вести само с собой.
Общественность должнавзять под контроль правоприменительную практику в сфере деятельностинекоммерческих общественных организаций. Общественная палата может выступить вроли эксперта при решении спорных вопросов, возникающих в сфере деятельностинекоммерческих общественных организаций.
Работа Общественнойпалаты должна способствовать утверждению в обществе принципов взаимоуважения,веротерпимости и толерантности, что она внесет вклад в формирование высокойкультуры, общественной жизни, обладающей прочным иммунитетом от каких-либопроявлений вражды, национальной или религиозной розни.
Главными лозунгамиОбщественной палаты должны стать профессионализм и компетентность. Общественнаяпалата может давать авторитетные советы при определении тех общественныхпроектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финансовуюподдержку.
В целом всё же можноподчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданскогообщества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалогемежду властью и обществом.
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙПАЛАТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международнаяассоциация общественно-экономических советов
Общественные палаты и иханалоги созданы уже более чем в 40 странах и это является главным показателемразвития гражданского общества. Все Общественные палаты, Экономические Советы идругие общественно-политические организации состоят в Международной Ассоциацииобщественно-экономических советов. Она объединяет около 50 национальных имеждународных консультативных органов, с которыми правительства советуются попроблемам социальной и экономической политики.
Цель МеждународнойАссоциации — содействие диалогу и обмену информацией и документами междуэкономическими и социальными комитетами-членами МАЭСССИ, а в перспективе иглобальному диалогу мировых экономических и социальных партнеров. Через обменвизитами и результатами работы национальных советов Ассоциация способствуетсозданию экономических и социальных советов в странах, где подобные структурыпока отсутствуют, и способствует развитию в этих странах гражданского обществав соответствии с принципами ООН и Всеобщей Декларацией прав человека.[13]
Ассоциация регулярнопроводит заседания рабочих групп, международные ассамблеи и круглые столы. Впоследнее время Ассоциация обсуждала следующие темы:
рольгражданского общества в развитии глобальной торговли; (презентация доклада«Глобализация торговли ради общего блага – какую роль в этом процессе играетгражданское общество»);
статусженщин (рабочий документ, принятый на 49 Сессии Комиссии по статусу женщинЭкономического и социального совета ООН).
Ассоциациязарегистрирована в Гааге, Генеральный секретариат Ассоциации расположен вПариже, финансируется за счет членских взносов, субсидий, дотаций, и другихисточников.
Председатель (президент)Ассоциации – Wang Zhongyu, Почетный Председатель – Жак Дермань (Jacques Dermagne), Генеральный секретарь Ассоциации –Бертран Дюруфле (BertrandDurufle).
Действительными членамиАссоциации могут быть национальные автономные организации, действующие наосновании закона, устава или иного документа, признаваемого национальнымивластями и представляющего реальные социальные и экономические интересы. Если встране пока отсутствует экономический и социальный совет, то действительнымчленом может стать одна из региональных организаций. В случае, если в странесуществуют несколько экономических и социальных советов, эти советыпредставляют одна делегация с правом одного голоса.
Ассоциированные членыимеют право присутствовать и выступать на Генеральной Ассамблее, но не имеютправа голоса. Решение о вступлении в Ассоциацию нового действительного илиассоциированного члена принимается Генеральной Ассамблеей Ассоциации.Международные или континентальные организации получают статус ассоциированногочлена. Почетные члены Ассоциации назначаются Генеральной Ассамблеей.
Как правило ПредседателемАссоциации на двухлетний срок назначается президент Экономического исоциального комитета одной из стран-участниц. Председатель отвечает заорганизацию Международной конференции, которая проводится один раз в два года.Председатель Ассоциации является членом Совета, и возглавляет Совет ипредседательствует на Генеральной Ассамблее.
Генеральная Ассамблеясобирается ежегодно во втором полугодии, а также, по требованию Председателяили не менее десяти процентов действительных членов, в случае необходимости влюбое другое время. Приглашения на Генеральную Ассамблею, содержащие информациюо повестке дня, как правило, должны рассылаться за 30 дней до ее проведения.
Решения ГенеральнойАссамблеи принимаются абсолютным большинством голосов. Для принятия решений повопросам назначений, отставок и исключений проводятся тайные голосования.Отсутствующий член Ассоциации может направить на ассамблею своегопредставителя, также являющегося членом Ассоциации. Представитель можетзамещать только одного отсутствующего члена.
Совет Ассоциации состоитиз 10-15 человек, которые номинируются действительными членами Ассоциации илиСоветом.[14]В частности это и есть представители стран, в которых существуют Общественныепалаты и её аналоги. По сложившейся традиции в Совет входят:
— 1 представительЛатинской Америки,
— 5 представителей странАфрики,
— 5 представитель Европы,
— 1 представитель странАзии.
Председатель Совета несетответственность за организацию Международной конференции, которая проводитсякаждые два года.
Международная конференцияорганизуется каждые два года, на нее приглашаются делегации членов МАЭССИ, атакже все те, кого посчитает нужным пригласить Оргкомитет конференции.
Во втором полугодиикаждого года Совет представляет Генеральной Ассамблее доклад о состоянии иполитике Ассоциации, а также финансовый отчет, подписанные членами Совета. Послетого, как Генеральная Ассамблея утверждает доклад, Совет уходит в отставку,если Генеральная Ассамблея не примет обратное решение.
Ассоциация такжестарается, по мере сил, способствовать созданию экономических и социальныхсоветов и аналогичных институтов в странах, где они пока отсутствуют. МАЭСССИработает на благо экономического и социального развития народов, а такжеподдерживает развитие в разных странах демократического гражданского общества,руководствуясь при этом принципами ООН и Всеобщей декларации прав человека.
Именно Ассоциацияявляется главный центром, где все Общественные палаты и их аналоги получаютвозможность широко обмена информацией и опытом с подобными организациями.Провозглашаемой целью работы МАЭСССИ является поощрение и развитие диалога иобмена опытом между ее членами а также, в более широком смысле, развитиедиалога между экономическими и социальными партнерами по всему миру. Именно поэтим причинам вступление России 15 октября 2006 года в Ассоциацию являетсянеоспоримым достижением, из которого для нашей страны вытекает немалоеколичество плюсов.
2.2 Формирование идеятельность Общественных палат в зарубежных странах
Многолетний международныйопыт показывает эффективность таких институтов как Общественная палата и ихвысокую ценность для общества.
Общественная палата уженесколько лет действует в России. По образцу российской Общественной палатыподобные структуры были созданы в центрально-азиатском регионе. Первой из нихстала Общественная палата Казахстана. Идея создания прототипов Общественнойпалаты в странах бывшего СССР, в том числе в Центральной Азии, появилась именнопосле аналогичной инициативы в Российской Федерации.
Так, например, вУзбекистане, когда в 2005 г. Региональные центры поддержки гражданского обществавыступили с инициативой создания общественных советов при региональных органахгосударственной власти, идея не нашла поддержки у руководства страны. Болеетого, в стране началась кампания по ликвидации некоммерческих организаций. В2006 г. Усилиями общественности в Узбекистане был основан Общественный Фондподдержки некоммерческих объединений и других институтов гражданского общества,аналогичный Общественной палате Российской Федерации.[15]
В ряде стран СодружестваНезависимых Государств, в том числе и на Украине, был бы весьма полезнымроссийский опыт создания Общественной палаты. Современные средства массовойинформации, общественность, правительство многих стран СНГ высказывают надеждуна то, что в их странах будут созданы также и другие общественные институты — различные Национальные гражданские ассоциации (аналог Общественной палаты РФ),появятся гражданские представители в органах власти (экспертные группы,советы); а также будут существовать специальные палаты парламента, состоящие изпредставителей некоммерческих организаций.
Также аналог Общественнойпалаты создан и в Армении. Общественный Совет носит статус конституционногооргана, создан исходя из необходимости стимулирования общественно-политическогодиалога в Армении. Общественный совет рассматривает вопросы, представляющиегосударственное значение, проводит анализ законов, подзаконных актов, указовпрезидента. Решения структуры носят консультативный характер.[16]
Структуры, подобныероссийской Общественной палате, существуют в 70 зарубежных странах — как вразвитых европейских странах (Германия, Швейцария, Италия, Дания), так и в«транзитных», посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы иАзии, находящиеся в процессе трансформации и становления демократических институтов(Венгрия, Болгария, Казахстан, Узбекистан и др.).
На основанииКонституцией 1958 года во Франции действует Социально-экономический совет.[17] Этот органсостоит из представителей профессиональных групп страны и призван даватьправительству заключения по всем законопроектам экономического и социальногохарактера. Подобные органы, действуют также в Австрии и Голландии. Опыт Франциии Греции показывает, что в случае политической конфронтации именно этиорганизации могут выступать стабилизирующим фактором, ставя на первое место неконкретные политические интересы отдельных политических групп, аобщенациональные интересы, не тактику политической борьбы, а стратегическоевидение общенационального развития.
Во Франции Совет — этообязательная переговорная площадка между основными общественными институтами. Унего нет права вето, но правительственные структуры обязаны присылать тудадокументы на согласование. И французское правительство само запрашивает мнениеОбщественной палаты, когда собирается принять то или иное решение. А греческийОбщественный совет имеет право законодательной инициативы. Но самое главное,что в эти структуры входят крупные общественные деятели, известные специалистыпо экономике, науке, культуре, внешним отношениям.
Весьма значимым событиемв арабском мире является организация местных социально-экономических советов(аналогов общественных палат). Они создаются для поддержания мирныхвзаимоотношений между гражданским обществом и властью. Данные аналогиОбщественных палат являются гарантом демократии, однако, не действуют какполитические органы.
Значительную роль вобщеевропейской политике играет Европейский социально-экономический комитет –консультативный орган Европейского Союза, выполняющий роль своеобразного«моста» между Европейским Союзом и гражданами. Образован в соответствии сРимским договором.
Комитет состоит из 344членов — их назначает Совет Европейского Союза на 4 года по рекомендациинациональных правительств.[18]Члены Социально-экономического комитета относятся к таким категориям такназываемого организованного гражданского общества как работодатели, профсоюзныедеятели и представители различных групп интересов (профессиональныхобъединений, фермеров, защитников окружающей среды, потребителей и т.п.).Социально-экономический комитет представляет их позицию и отстаивает ихинтересы в диалоге с Европейской Комиссией, Советом Европейского Союза иЕвропейским Парламентом. Задание Социально-экономического комитета состоит втом, чтобы давать советы Комиссии и Совету, которые обязаны консультироваться сним по социальным и экономическим вопросам. Социально-экономический комитетможет также высказывать свою позицию по собственной инициативе. Таким образом,Социально-экономический комитет должен играть роль своеобразного «моста» междуЕвропейским Союзом и гражданами.
2.3 Подробное изучениезарубежной Общественной палаты на примере Франции
Для России, учитываяособенности ее политической системы, предоставляющей особую роль Общественнойпалаты, наиболее интересен опыт Франции, где существует целых две такие палаты- главная называется Социальный и экономический Совет. Именно поэтому, говоря ореформ российской политической системы, предложенной недавно ВладимиромПутиным, государственные СМИ ссылаются на действующий во Франции Социальный иэкономический совет.
Национальный социальный иэкономический совет (НСЭС) является консультативным органом, чья деятельностьзакреплена в Конституции страны и включена в систему публичной власти.Представляя основные экономические и общественные интересы, Совет способствуетсотрудничеству различных профессиональных категорий и обеспечивает их участие ввыработке экономической и социальной политики Правительства. НСЭС входит вмеждународную Ассоциацию социально-экономических палат (International Association of Economic and Social Councils and Similar Institutions) и европейский Комитетсоциально-экономических палат (CESE).[19]
Совет выполняет триосновные функции:
консультацииПравительства и участие в разработке социальной и экономической политики;
созданиеусловий для диалога между социопрофессиональными категориями, чьи интересы,изначально отличающиеся друг от друга, сближаются в процессе выработкипредложений, направленных на достижение общественного интереса;
информированиеполитических органов.
В истории Франции можнопроследить своеобразную динамику развития подобных консультативных органов ужес Торгового совета, созданного при короле Генрихе IV. Тем не менее, периоды поощрения властью представительства»корпораций” в средневековом понимании этого термина чередовались спериодами индивидуализма интересов, начиная с Великой французской революции,когда корпоративизм воспринимался как характеристика монархического режима. Вблизком к своему нынешнему виде Совет сформировался с принятием в 1946 годуКонституции IV Республики, закрепившей деятельностьНСЭС в сотрудничестве с главным на тот момент источником власти – Парламентом.С принятием Конституции 1958 года Совет сохраняет свой конституционный статус,но в процессе «уравновешивания» исполнительной и законодательнойвластей приближается в своей деятельности к исполнительной ветви власти. [20]
В настоящий момент Советвходит 231 советник. Члены Совета распределены по 18 группам представительства,длительность мандата советников составляет 5 лет. Способ формирования НСЭСвключает различные системы. 163 советника назначены социопрофессиональнымиорганизациями, из которых:
69 отпрофсоюзов, представляющих государственный и частный сектора;
65 отпрофессиональных организаций, представляющих частные предприятия индустрии,торговли, сельского хозяйства, ремесел, и лиц свободных профессий;
19 от обществвзаимного страхования;
10 от семейныхассоциаций.
Остальные 68 советниковназначены Правительством: 17 по представлению консультативных органов,представляющих государственные предприятия и французов, живущих вне Франции; 9после консультаций с наиболее представительными профессиональными организациямизаморских территорий; 2 компетентных в области сбережений и строительства; 40отобранных среди квалифицированных и пользующихся уважением персоналий вразличных областях экономической, социальной, научной и культурнойдеятельности. К 231 советнику добавляются 72 «члена секций»,назначенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов.
Управляющий орган Совета– Бюро, избираемое ассамблеей, состоит из Президента и 18 членов,представляющих 18 секций НСЭС. Также в рамках Совета действуют 9 постоянныхсекций и Специальная комиссия Плана, формируемые из 231 советника. Секциисобираются каждую неделю, пленарное заседание Совета проходит каждый второй ичетвертый вторник и среду месяца.
Совет принимает к рассмотрениювопросы, предложенные Правительством, или выдвинутые по собственной инициативе.В обоих случаях Бюро назначает секцию или комиссию, уполномоченную подготовитьпроект заключения Совета или исследование. К работе могут быть подключены иэксперты со стороны. Бюро проводит заседание за закрытыми дверями, результатомкоторого становится отчет, выносимый на пленарное заседание Совета, котороепроходит публично в присутствие государственных министров, предупрежденныхзаранее, и прессы. Заключения, отчеты и исследования Совета передаютсяПремьер-министру. Они также адресуются обеим палатам Парламента.
Национальный социальный иэкономический совет во Франции выполняет ряд важнейших функций по обеспечениюэффективности политики государства. Во-первых, постоянное привлечениеобщественных сил к разработке и экспертизе политических решений повышаетуровень легитимности принимаемых мер. Во-вторых, совместная работапредставителей различных интересов по подготовке заключения или исследования потой или иной политике повышает уровень общественного согласия, что особенноподчеркивают документы, создающие правовые основы деятельности Совета.В-третьих, участие известных персоналий и экспертов налагает ответственность нарезультаты работы Совета, обеспечивая высокий уровень и объективностьэкспертизы.
Все же, анализируядеятельность Совета в терминах оценивания программ и политик, надо признать,что он в основном ориентируется на предварительную оценку, хотя может такжеподготовить и исследование текущей ситуации с целью разработки политических мерпо ее улучшению (например, так в настоящий момент ведется подготовкаисследования текущей ситуации для разработки законопроекта по децентрализации иконтрактным отношениям центра и регионов во Франции). Все же, Совет представляетсобой довольно консервативную организацию, с трудом перенимающую новыеметодики. Если в его рамках и ведется полномасштабное оценивание, то происходитэто в менее формальном и закрытом порядке, информации в открытом доступе наэтот счет нет.
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Общественная палата РФявляется инструментом, с помощью которого происходит диалог гражданскогообщества с органами власти. Такой тип организации существует в более, чем 60странах мира. Конечно, формат схожих институтов может и немного различаться. Такиеорганизации не замещают выборные органы власти, но они облегчат принятие многихрешений.
Представленные нам впервых двух главах принципы формирования и особенности деятельности двухОбщественных палат разных стран могут стать показателями некоторых различий иосновных сходств работы данных институтов. Несомненным сходством деятельностиэтих органов является их общая миссия — построение моста для эффективного взаимодействиямежду гражданином и властью.
Но, несмотря на общностьглавной цели, есть и некоторые различия в деятельности данных институтов. Впервую очередь рассмотрим наиболее главное различие Общественной палаты РФ с еёевропейскими аналогами — выступление представителей органов властинепосредственно перед членами Общественной палаты. По указу Президента РФ,сейчас Общественная палата обязана делать экспертизу законопроектов, которыепроходят через Думу. Рассматривается вопрос об обязательном выступлении членовПалаты на думских слушаниях. Во многих европейских странах, где есть аналогиОбщественной палаты — они представляют собой социально-экономические советы — обязательно выступление премьеров, министров перед общественниками и отчёт опроделанной ими деятельности.
В связи с ростом числаОбщественных палат в российских регионах особую значимость приобретаетсовершенствование правового регулирования их статуса и функций. В начале 2007года региональное законодательство, посвященное деятельности общественныхпалат, существовало в 33 субъектах РФ. В течение 2008 года процесс формированияправовой базы, регулирующей вопросы функционирования общественных палат врегионах России, проходил достаточно активно. Законы, касающиеся деятельностиОбщественных палат, были приняты или вступили в силу в 2008 г. Более чем в 10субъектах Федерации (Амурская, Тамбовская, Белгородская, Вологодская,Орловская, Псковская и др.). В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, чтоОбщественная палата РФ находится в стадии развития в высоких темпах, в товремя, как многие европейские аналоги Общественной палаты находятся в стадиистабильного и эффективного состояния.[21]
Общественная палатаРоссийской Федерации находится в середине становления данного института междуаналогами многих европейских стран (такими как Франция, Германия, Китай,Швейцария и др.) и стран СНГ. Представительные органы гражданского общества вевропейских странах могут поделиться богатым опытом в сфере построения диалогамежду обществом и властью, в том числе и в кризисных для общества ситуациях.Тем временем, Общественные палаты стран СНГ и их правовая база находятся настадии раннего становления и Общественная палата РФ для является образцом дляподражания.
В развитых странахобщественный контроль должен служить непременным условием развития общества.Признаком развитого гражданского общества должно стать согласование интересоворганов государственной власти, граждан и общественных объединений. Во многихзарубежных странах первоочередное внимание уделяется созданию общественныхструктур, контролирующих деятельность государства в социальной и экономическийсфере.
Перед гражданским обществоммногих стран стоит задача четко определить и обозначить пределы диалога, междугосударственными органами и различными институтами гражданского общества.Существует задача, сделать подобный диалог более транспарантным. В этой связинеобходимо внедрение более эффективных механизмов, так как существующиенормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обязательного привлеченияакторов гражданского общества к работе государственных органов относятся кчислу «не работающих».
По мнению экспертов,гражданское общество России еще не в полностью соответствует европейскимстандартам, но тем не менее, его позиции и влияние заметно усилились. Вчастности, европейский стандарт предполагает невозможность реализациистратегических целей страны без участия гражданского общества. Таким образом,хоть и небольшими рывками, но Федерация идёт к модернизации гражданскогообщества.[22]
Подводя итогисравнительного анализа очевиден вывод, что общественная палата РФ еще должнавнести в свою деятельность некоторые изменения, чтобы гражданское обществопродолжало свой путь к демократизации и модернизации и, тем самым, была болееблизка к европейским стандартам. Зарубежные аналоги Общественных палат болеечетко регулируют деятельность многих управленческих органов и этомуспособствует сильная правовая база. В этой сфере есть недоработки отечественнойОбщественной палаты.
Однако, России не толькоесть к чему стремиться, но и есть результаты, которыми стоит гордиться. Присравнении Общественной палаты РФ и её аналогов в странах СНГ выявлено, чтопалата России является образцом и инициативой для создания её аналогов вЦентрально-Азиатском регионе.
Несмотря на достаточнонебольшой период существования Общественной палаты, Россия уже накопилапозитивный опыт создания и функционирования такой формы контроля общества надгосударством. В связи с этим весьма полезным для стран СНГ было быиспользование российского опыта и более широкое привлечение общественныхобъединений и граждан к реализации государственной политики с целью выдвижениягражданских инициатив, имеющих общегосударственное значение и направленных на реализациюконституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие гражданскогообщества в мире является сегодня одним из наиболее приоритетных направлений.Актуальность создания Общественных палат и схожих институтов обусловленанеобходимостью гражданского контроля над государственной властью. Без такогорода участия общественности в жизни власти гражданское общество теряет своёназначение и форму.
В связи с этим появлениеОбщественной палаты РФ как специального механизма, обеспечивающего «обратнуюсвязь», можно рассматривать как один из этапов реализации политическойстратегии российской власти. Создание Общественной палаты стало закономернымшагом в развитии партнёрских отношений между властью и обществом.
Сейчас в нашей странеперед властью стоит задача создания благоприятных условий для развитиягармоничных отношений с гражданским обществом. Вопрос государственногоуправления становится вопросом партнёрских отношений власти и граждан. Насовременном этапе необходима разработка механизмов диалога и равноправногопартнёрства между обществом и властью на федеральном, региональном уровнях,включая участие гражданских объединений в выработке решений, гражданскийконтроль над деятельностью властных структур и гражданскую экспертизузаконодательных актов.
Для достижения наиболеевысокой степени эффективности Общественной палате РФ следует полагаться на опытевропейских стран в формировании и в особенностях деятельности. Опыт такихстран, как Франция и Греция, поможет найти компромиссы и пути улучшенияуправления государством, в частности в кризисных ситуациях.
Также Общественная палатаРоссии является неизменным примером для построения эффективного диалога властис обществом для стран СНГ, гражданское общество которых находиться только встадии зарождения и становления.
Сравнительный анализОбщественных палат — это некий мониторинг успешных способов построения прочногомоста для сотрудничества общества с государственной властью. Такой анализнеобходимо производить для выявления сильных и слабых моментов в построениитакого моста.
Таким образом, можносделать вывод, что Общественная палата и схожие с ней институты — этонеобходимый элемент гражданского общества, без которого невозможно эффективноеуправление государством. Изучение методов и способов повышения эффективностиработы таких органов — задача любого государства. А помочь справиться с этойзадачей может опыт других стран и показательные примеры различных аналоговобщественных палат, а также их устройство и особенности деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (свнесенными в нее поправками от 30.12.2008). // СЗ РФ. — 2009.- №4. — 445 с.;
2.Конституция Французской Республики от03.06.1958 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.labex.ru/page/konst_france.html;
3.ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации» // СЗ РФ, 11.04.2005. — № 15. — 1277с.;
4. ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Обобщественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). // СЗ РФ,11.04.2005. — № 15. — 1277 с.;
5.Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. №1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитиюинститутов гражданского общества и правам человека». // СЗ РФ, 15.11.2004, № 46(ч. II). — 4511 с.;
6.Указ Президента РФ от 25.06.1996 г. №989 «О Политическом консультативном совете». // СЗ РФ, 01.07.1996, № 27. — 3232с.;
7.Указ Президента РФ от 04.08.2006 г. №842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министертвах».// СЗ РФ 27.07.2009, № 30. — 3735 с.;
8.Послание Президента РФ ФедеральномуСобранию от 26.05.2004 г. / Российская газета, № 109, 27.05.2004. — 2317 с.;
9.Заключение Правительства РФ от30.11.2004 «На проект ФЗ «Об Общественной палате РФ». / Российская газета, №116, 16.12.2004 г. — 2165 с.
10.Регламент Общественной палаты РФ от22 января 2006 г. (ред. 22 февраля 2011г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.oprf.ru/ru/about/492/, дата последнегопосещения 12.03.2011г.
2. Научная и учебная литература
1. бакумов С.А. Гражданское общество ивласть, противники или партнёры / Абакумов С.А. — М.: Имидж Пресс, 2005. — 296с.;
2. Абакумов С.А. От Гражданского Форумадо создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.). — М., 2005. — 343 с.;
3. Алдаева О. Контроль общества надгосударством в странах СНГ: исторические и политические аспекты // Актуальныепроблемы Украины, России и стран Европы, 2009, № 3 — С. 275-277;
4. Аракелян Г. Общественный совет дляобщества // Общественно-политическая газета «Голос Армении» // [Электронныйресурс]. Режим доступа:http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=44145&Itemid=37,дата последнего посещения 12.03.2011г.;
5. Бойков И. Гражданское общество вРоссии: от реальности к социальной утопии // Всероссийскаяобщественно-политическая интернет-газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lentacom.ru/analytics/526.html, дата посещения 03.03.2011г.;
6. Борисов А.Н. Комментарий кФедеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации»(Постатейный)/А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2006. — 168 с.;
7. Бурмистров С.А. Общественные палаты- форма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления// Муницип. служба. – 2008. — № 4. – С. 8-10;
8. Буссель Ю.Н. Социальный иэкономический Совет Франции: Роль в системе оптимизации государственныхпрограмм // Политанализ.ру — 23.09.2004 — [Электронный рекурс]. Режим доступа: www.politanaliz.ru/articles_374.html, дата последнегопосещения 05.03.2011г.;
9. Гнусарева Ю Общественная палатаРоссии в системе гражданского права // Власть. – 2009. — № 10; [Электронныйресурс]. Режим доступа: www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/10/Obschestvennaya_palata_Rossii.pdf, дата последнего посещения05.03.2011г.;
10. Гончаров В.В. Проблемы организации идеятельности Общественной палаты Российской Федерации // Соврем. право. — 2010.- № 4. — С. 50-54;
11. Гриб В.В. Общественная палатаРоссийской Федерации как представительный орган гражданского общества //Адвокат. практика. — 2010. № 2. — С. 2-10;
12. Гриб В.В. Общественная палатаРоссийской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. — 2010. — № 3. — С. 32-39;
13. Грудцына Л.Ю. Общественная палата — спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5. — С. 77-87;
14. Кабышев С.В., Вешкин А.А.Общественная Палата: её роль и место в Российской политике // Формула Права. -1(4)- 2005 — С. 47-54;
15. Казаков О. Общественная палатаинтегрировалась // Парламентский Общественно-политический еженедельник, 2011, №13 (268) — С. 13-14;
16. Кара-Мурза А.А. Общественная палата:ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4). — С.21-24;
17. Кондратьева Н.Б. Сближениесоциально-экономического развития европейских стран в условиях интеграции.Иллюзия и реальность / Н.Б. Кондратьева; Ин-т Европы РАН. – М., 2004. – 40 с.;
18. Минин С. Реформа в собственном соку- «Российская Бизнес-газета» №678 от 11 ноября 2008 г… — [Электрон. ресурс].Режим доступа www.rg.ru/2008/11/11/tehreglamenty.html, дата посещения 22.02.2011г.;
19.Петров Н. Общественная палата: длявласти или для общества? / Н. Петров // Pro et contra. — Т. 10. — № 1 — 2006. — С. 40-59;
20. Руденко В. Консультативныеобщественные советы: особенности организации и деятельности / В. Руденко//Политэкс. — Т.2 — № 3 — 206. — С. 143-155;
21. Садовникова Г.Д. Общественная палатаРФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России //Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1. — С. 17-20;
22. Тарасенко А.В. Роль совещательныхорганов в политических системах со слабым парламентом / А.В. Тарасенко// ЖурналПолитическая Экспертиза. — № 4 — 2007. — С. 7-12;
23. Тахоева С. С. Общественная палатаРоссийской Федерации как институт гражданского общества Аграрное и земельноеправо. – 2008. — № 2. — С.13-18;
24. Филатов И. Устройство Европейскогоэкономического и социального комитета Бизнес и власть в Европейском союзе//[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fineco-biz.com/katalog/ystroistvo-evropeiskogo-yekonomiczeskogo-i-socialnogo-komiteta-eyesk.php, дата последнегопосещения 10.03.2011 г.;
25. Фоков А.П. Об Общественной палатеРоссийской Федерации Российский судья. – 2005. — № 11. – С. 2-3;
26. Официальный сайт Общественной палатыРФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.oprf.ru/, дата последнего посещения 13.03.2011г.