Анализ особенностей государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России

Содержание
Введение
1 История женского предпринимательства и его развитие всовременной России
1.1 История становления и развития женскогопредпринимательства
1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевойструктуры женского предпринимательства в России
2 Приоритетные направления государственной политики в сфереженского предпринимательства
2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих развитиеженского предпринимательства в России
2.2 Федеральные программы поддержки женскогопредпринимательства
3 Оценка эффективности государственной политики РоссийскойФедерации в сфере женского предпринимательства
3.1 Оценка проблем, связанных с государственнымрегулированием и поддержкой женского предпринимательства в России
3.2 Предложения по совершенствованию государственной политикиРоссийской Федерации в отношении женского предпринимательства
Заключение
Список литературы
Приложение А. Бюджетное финансирование развития предпринимательства
Приложение Б. Анкета

Введение
В течение многих столетийженская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностьюженщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало«женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни. В этомсоветского зрителя убеждали как стратегия масс-медийной культуры (например,кино, публицистика, романы), так и конструирование властью жизненных сценариевтех женщин, которые проникли в эту власть, в её высшие эшелоны.
Феномен постсоветскогопредпринимательства уже нашёл своего российского исследователя. Однако,проблемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы, в отличие,например, от анализа «безработицы», «инфляции» или «бедности». Формирование среднегокласса как условие стабилизации общества невозможно представить без участияженщин. В этом отношении назрела необходимость моральной легитимизации женскойделовой активности.
Однакостереотипы, навязываемые сегодня средствами массовой информации, воспроизводяттрадиционную патриархальную мифологему о мужчине в роли «ковбоя-мачо» иженщине, занимающей традиционный локус «жертвы», «страдания». Деловаяактивность воспевается в образах сексуальных мужчин-героев, ведущих войну «совсеми и против всех» в экстремальных, полных риска условиях, в то время как«бизнес-леди» на экране, в прессе, а, следовательно, и в общественномвосприятии повезло значительно меньше: она лишена харизмы. Женщины чащепоявляются в рекламных роликах в образах экономных домохозяек, в сюжетах обезработице, социальной незащищённости, бедности. Если успехи мужчиныприписываются его способностям, то достижения представительниц прекрасного полатрактуются как случайность или как результат чрезмерных усилий.
В отличие от российскихтрадиций, в западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения наделовую активность женщин.
Женщины, участвующие вбизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «подстраиваясь» подпатриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируясоциалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретаясобственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерныхстереотипов прошлого и настоящего.
Поэтому сегодня особенноважным и актуальным представляется изучение женскогопредпринимательства, прокладывающего себе дорогу сквозь тернии рынка.
Предмет настоящего исследования – женскоепредпринимательство как объект государственного регулирования.
Объект исследования – женскоепредпринимательство.
Цель курсовой работы – изучитьособенности государственного регулирования и государственной поддержки женскогопредпринимательства в России.
В соответствии с цельюисследования сформулируем его основные задачи:
а) изучить историюженского предпринимательства и основные особенности его развития в современнойРоссии;
б) проанализироватьосновные направления и методы государственного регулирования и поддержкиженского предпринимательства в России;
в) оценить эффективностьгосударственного регулирования и поддержки женского предпринимательства припомощи социологического опроса.
При подготовке курсовойработы были использованы следующие методы:
– методвертикального и горизонтального анализа;
– табличный играфический метод.
Информационной базой настоящего исследования послужилистатьи известных российских и зарубежных авторов о женском предпринимательстве.

1 ИСТОРИЯЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ в современной россии
 
1.1 История становления и развитияженского предпринимательства
Всоответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерациипредпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [12, с.19]
Рассуждаяоб участии женщин в предпринимательской деятельности О.А.Беляева отмечает, что«женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой феноменразвития частного предпринимательства». [10, с. 23] Американские исследователиР. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировоммасштабе». Интенсивность, с которой «волна» женского предпринимательствараспространяется в мире, свидетельствует о возможностях женщин создаватьсобственное дело, ставит вопрос о росте их вклада в мировую экономику.
Наиболее динамичнопроцессы становления женского предпринимательства проходят в США, что позволилоДж. Нэсбиту назвать 90-е гг. ХХ в. «десятилетием укрепления женщин в бизнесе».Действительно, женское предпринимательство в настоящее время является мощнойэкономической силой, способствующей процветанию мировой экономики: свыше 30 %объектов малого бизнеса находятся в руках женщин. Предполагается, что к 20-мгг. XXI века эта доля составит 50 % объектовпри увеличении их стоимости, значимости и масштаба.
Среди государств Европы,отличительной чертой которых является высокая активность женскогопредпринимательства, особо выделяется Германия, где доля женского участия всоздании новых предприятий возросла за период с 1985 по 2005 гг. с 10 до 33 %.По некоторым оценкам, на рубеже ХХ – XXI вв. женщины составляли 26 % общего числа немецких предпринимателей. [18,с. 44]
В России историческисложились полоролевые стереотипы, согласно которым дом – традиционно женскаясфера, работа – традиционно мужская. Невостребованность женщин в политике,дискриминация в сфере труда и предпринимательства вызывали наибольшеебеспокойство общественности в условиях радикальных реформ, происходящих вРоссии в настоящее время. Однако коренные преобразования, проведённые в нашемгосударстве, привели к тому, что сегодня женщины интенсивно вторгаются в сферуделовой активности (гораздо быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнегохозяйства!). [16, с. 43]
Наиболее интенсивноженщины включаются в предпринимательскую деятельность на протяжении последних5-7 лет, что связано со значительным снижением неопределённости и изменчивостибизнес-среды и непредсказуемости последствий участия в ней. Так, по данныманкетного опроса, организованного и проведённого Центром политическихтехнологий в 2006 г., среди пришедших в бизнес в 2001-2005 гг. женщинысоставили более 1/4, а в 1996-2000 гг. их доля среди пополнивших руководящийкорпус была значительно ниже – 17 %. [15, с. 32]

/>
Рисунок 1 – Доля женщин,пополнивших ряды предпринимателей в 1996-2006 гг.
женскоепредпринимательство государственное регулирование
Рисунок 1 подтверждает,что женское предпринимательство в России развивается динамичнее мужского ипревышает последнее по темпам роста в 1,3 – 1,5 раза, что вполне соответствуетобщемировым закономерностям. Данная тенденция, по оценкам экспертов, сохранитсяна ближайшие 3-5 лет. Это означает, что к 2010 г. около 30-35 % фирм будутвозглавлять женщины, имеющие более низкие стартовые условия по сравнению смужчинами, но действующие значительно активнее, занимая низкоконкурентные нишив малом и среднем бизнесе России (рисунок 2).
/>
Рисунок2 – Краткосрочная тенденция развития женского предпринимательства в России

Следует признать, что поэкономическим показателям, а также по численности работающих, предприятия,которыми руководят женщины, всё-таки уступают «мужским». Эта тенденция, впервыевыявленная западными исследователями, остаётся значимой и для России, чтоподтверждают данные, приводимые Ж.К.Парфирьевым. [18, с. 41] По оценкам самогоисследователя, этому могут способствовать различные факторы, основными изкоторых являются следующие:
а)женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых непредполагает многочисленности работников: женщины-предприниматели болееориентированы на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, ипопытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителемрасширения масштаба предприятия;
б)скромный размер женского бизнеса во многом определяется «незначительнымвозрастом» предприятий, возглавляемых женщинами. [18, с. 45]
Традиционноепредставление об ограниченности возможностей женского предпринимательствасегодня уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинствесвоём самими женщинами-предпринимателями. Это хороший повод разобраться в том,почему женщины уверены в своих способностях и в чём заключаются ограничения вих бизнесе.
Успеховв бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилюуправления, а посредством творческого использования своего менталитета иприсущих ей стереотипов поведения, ещё недавно считавшихся недопустимыми вруководстве. Сегодня нетрадиционный стиль управления способствует переходу кновой управленческой парадигме. Суть её – отход от управленческого рационализмав сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимсятребованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справлятьсянаиболее продуктивно.
Ограниченияже, снижающие эффективность предпринимательской деятельности, по оценкамженщин, представлены в таблице 1.
Таблица1
Факторы,снижающие эффективность женского предпринимательства в РоссииФакторы Доля, % Мягкость характера, трудность применения санкций за ошибки 50 Длительные переживания событий, эмоциональность 40 Сниженный потенциал риска, отсутствие авантюризма 25
Вместе с тем наряду с выделением чисто женских ограничений около 50 %женщин-респондентов настаивают на ограничениях, которые свойственны им, как ивсем предпринимателям вообще, независимо от пола. Это свидетельствует онецелесообразности жёсткого разграничения в предпринимательстве мужских иженских составляющих.
1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевойструктуры женского предпринимательства в России
Ранее было отмечено, чтов современной России на этапе развития рыночных отношений участие женщин впредпринимательской деятельности значительно возросло. К сожалению, пробелы вроссийской статистике не позволяют составить полное представление о значимостироли женщин в экономике. По данным Госкомстата РФ за 2006 гг. в среднем поРоссии среди всех предпринимателей на женщин приходилось свыше 33 % (рисунок3).

/>
Рисунок3 – Доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей в 2006 гг.
Оценивая эти показатели,отметим, что на рубеже 90-х гг. в составе предпринимателей они составляли всего6 – 7 %. Намечается, на наш взгляд, процесс постепенного проникновения женщин вновые сегменты рыночной экономики – переход от руководства государственнымипредприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится нареальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологическогоисследования, проведённого Л.Прокофьевой, П.Фести и О.Мурачёвой, целью которогобыла оценка источников пополнения рядов предпринимателей. Исследованиепоказало, что более 40 % женщин-предпринимателей до этого занимали посты высшихи средних руководителей на государственных предприятиях. [23, с. 22]
Около 40 % женщин — предпринимателей могут быть отнесены к категории«полупредпринимателей», которые сочетают собственное дело с работой по найму. Кэтим оценкам близки результаты обследований, проведённых З.А.Янковой. [22, с.26]

/>
Рисунок 4 – Доля женщин – «полупредпринимателей» в общей массе женщин –предпринимателей
Как показывают некоторые исследования, женщины-предприниматели находятсяв самом активном возрасте (см. таблицу 2).Таблица 2Возрастная структура женского предпринимательства вРоссииВозраст Доля, % До 30 лет 12,3 От 30 до 50 лет 73,0 Старше 50 лет 14,7
/>
Рисунок 5 — Возрастная структураженщин-предпринимателей
Женскоепредпринимательство имеет ярко выраженную отраслевую специфику, что отмечаетсяв ряде как российских, так и зарубежных исследований. [20, с. 23] По мнениюнекоторых западных авторов существуют «традиционные женские отрасли»:общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничноехозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, чтоотраслевая специфика женского предпринимательства в условиях Россиипрослеживается достаточно отчётливо (см. таблицу 3). Таблица 3Отраслевая специфика женского предпринимательстваОтрасль Доля женщин-предпринимателей, % Бытовое обслуживание населения 60 Розничная торговля 56 Общественное питание 53 Здравоохранение 50 Образование 46 Культура 46 Лёгкая промышленность 45 Финансовая сфера 20 Тяжёлая промышленность 13 Транспорт 7
Таблица 3 показывает, чток наименее «освоенным» женщинами отраслям относятся транспорт и строительство,к наиболее освоенным – бытовое обслуживание населения, розничная торговля,общественное питание, здравоохранение и культура. [20, с. 25]
Более наглядно отраслеваяспецифика женского предпринимательства отражена на рисунке 6.

/>Рисунок 6 – Отраслевая специфика женского предпринимательства
Исходя из представленныхцифр, можно заключить, что женское предпринимательство сконцентрировано вотраслях, где сама технология не требует большого числа работников. [13, с.225]
В числе факторовуказанной отраслевой спецификации называются причины не только экономическогохарактера. Многие авторы, исследовавшие данную проблему, склонны отдаватьприоритет причинам социально-психологического характера. Именно они определяют«повышенную проницаемость» женского предпринимательства в те сферы, которыетребуют в первую очередь терпения, умения договариваться с партнёрами,стремления к порядку и «одомашнивания» бизнеса. [10, с. 111]
Активноеучастие женщин в предпринимательстве началось с проникновения в новыеэкономические структуры. Они не только не потерпели поражения, но и смоглидобиться успехов в своих начинаниях. Несмотря на то, что женскоепредпринимательство в России плохо контролируется и учитывается, с достаточновысокой степенью вероятности можно утверждать: постепенное внедрение мягкогоменеджмента в сферу российского предпринимательства открывает новые возможностидля экономического развития страны.
2 Приоритетныенаправления государственной политики в сфере женского предпринимательства
2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующихразвитие женского предпринимательства в России
 
Перестройка российской экономики потребовала поддержкипредпринимательства как развивающейся отрасли, способной повыситьблагосостояние нашего государства. В связи с этим на протяжении последнихдесятилетий были изданы и введены в действие нормативно-правовые документы,регулирующие деятельность предпринимателей. С вступлением в предпринимательствоженщин, появились законодательные и нормативные акты, регулирующие основныенаправления государственной политики в отношении женщин. Рассмотрим ихсодержание подробнее.
Основным документом, гарантирующим равные права женщин и мужчин в сферепредпринимательства, является Конституция Российской Федерации, в п. 3 ст. 19которой закреплено следующее положение: «Мужчины и женщины имеют равные права исвободы и равные возможности для их реализации». [1, ст. 3]
Это полностью соответствует требованиям Конвенции о ликвидации всех формдискриминации в отношении женщин, подписанной от имени Российской Федерации 8мая 2001 г. Статья 2 Конвенции обязывает государства-участников «включитьпринцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». В ст. 1Конвенции раскрывается понятие «дискриминация» в отношении женщин, означающеелюбое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направленона ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществлениеженщинами, независимо от их семейного положения, прав и основных свобод вполитической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любойдругой области, в том числе в сфере предпринимательства. [18, с. 40]
Несмотря на наличие этихправовых гарантий, реальное положение дел нельзя считать удовлетворительным.Большие надежды в этом отношении были возложены на Указ Президента РФ № 337 от4 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношенииженщин», в редакции Указа Президента РФ № 1604 от 1 сентября 2000 г. Данныйнормативный документ направлен на:
а) упорядочение мергосударственной политики по улучшению социального и экономического положенияженщин, в том числе женщин- предпринимателей;
б) обеспечениеконкурентоспособности женщин на рынке труда, в том числе за счёт поддержки иразвития женского предпринимательства;
в) организацию и развитие социальных услуг, позволяющих женщинамсовмещать выполнение родительских обязанностей с предпринимательскойдеятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учрежденийпо уходу за детьми. [22, с. 33]
Следующим этапом вразвитии правового регулирования женского предпринимательства стало принятиеКонцепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденнойпостановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6 (с последующимидополнениями и изменениями).
Концепция определяет общую стратегию и приоритетные направлениягосударственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципаравных прав и свобод и создания равных возможностей в сфере предпринимательствадля женщин и мужчин с учетом реальной социально-экономической ситуации всовременной России.
Концепция основывается натом, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полноеи равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной икультурной жизни, в том числе в предпринимательской деятельности должно статьглавной целью государственной политики в области улучшения положения женщин вРоссийской Федерации.
В этой связи Концепцияпризвана: содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами иосновными свободами человека; обеспечивать условия для полноправного участияженщин в принятии решений на всех уровнях управления; содействовать обеспечениюравных прав на рынке труда и в сфере предпринимательства; обеспечивать охрануздоровья женщин; добиваться недопущения и пресечения насилия в отношенииженщин. Одним из приоритетных направлений Концепции является развитие иподдержка женского предпринимательства как одной из форм реализацииэкономических прав и свобод человека и гражданина. [10, с. 21]
В ходе реализацииКонцепции законодательными и исполнительными органами Российской Федерацииобобщён опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации; обеспеченакоординация действий на федеральном, региональном и международном уровнях.
Логическим следствием Концепции стал Национальный план действий поулучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. Всоответствии с Концепцией в период до 2000 г. были проведены следующиемероприятия, нацеленные на поддержку женского предпринимательства в России:
а) проведён анализ соответствия законодательства Российской Федерации,регулирующего вопросы женского предпринимательства, международным правовымактам;
б) разработан комплекс мероприятий по поддержке занятости женщин, в томчисле по развитию женского предпринимательства;
в) углублен перечень мер государственной поддержки малогопредпринимательства в части поддержки субъектов женского предпринимательства;
г) уточнены и систематизированы показатели, характеризующиесоциально-экономическое положение субъектов женского предпринимательства вРоссии. [10, с. 22]
Наряду с перечисленными выше «специальными» нормативными актами процессразвития женского предпринимательства в России регулируется «общими»нормативными документами, к разряду которых можно отнести Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. № 88-ФЗ с изменениями по состоянию на 2 февраля 2006 г.
В законе сформулированы приоритетные направления государственнойподдержки малого, в том числе женского предпринимательства, на реализацию которыхдолжны быть направлены основные усилия Правительства Российской Федерации нанастоящем этапе рыночных преобразований. К ним относят:
а) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого, в том числеженского предпринимательства;
б) создание льготных условий использования субъектами женскогопредпринимательства государственных финансовых, материально-технических иинформационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов,разработок и технологий;
в) установление упрощенного порядка регистрации субъектов женскогопредпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции,представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
г) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов женского предпринимательства,включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных,информационных связей с зарубежными государствами;
д) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификациисубъектов женского предпринимательства. [12, с. 36]
Реализация перечисленных мер дополняется комплексными федеральнымипрограммами поддержки женского предпринимательства, концептуальные особенностикоторых рассмотрены ниже.
 
2.2 Федеральныепрограммы поддержки женского предпринимательства
 
Государственнаяподдержка женского предпринимательства в нашем государстве осуществляется всоответствии с Федеральными программами государственной поддержки малогопредпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми(межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малогопредпринимательства, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления. [3, ст. 3]
Рассмотримприоритетные направления поддержки женского предпринимательства, закреплённые вФедеральных программах, принятых за последнее десятилетие.
Федеральнаяпрограмма поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 –1999 гг. утверждена Постановлением Правительства от 3 июля 1998 г. № 697.
Впрограмме определены неблагоприятные тенденции развития женскогопредпринимательства в Российской Федерации. К ним можно отнести следующее:
а)уход ряда предпринимателей в «теневые» секторы экономики;
б)снижение численности постоянно занятых на предприятиях, возглавляемых женщинами– предпринимателями и снижение их общей численности;
в)сохранение административных барьеров при регистрации и функционировании женщин– предпринимателей;
г)недостаток бюджетных средств на поддержку женского предпринимательства. [7, с.1]
В сложившихся на моментутверждения Программы условиях система государственной поддержки женскогопредпринимательства призвана обеспечивать:
— создание конкурентнойсреды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки женскогопредпринимательства;
— адресную поддержкуженского предпринимательства на основе сотрудничества государственных органовна федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами,общественными объединениями предпринимателей. [14, с. 13]
К2000 г. достигнутый уровень развития женского предпринимательства, впрочем, каки предпринимательства вообще, был недостаточен для быстрого создания новыхрабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появлениясамостоятельных источников дохода за счёт частнопредпринимательской инициативыу значительной части экономически активной части населения, снижения социальныхнагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Всё это вызвалонеобходимость принятия очередной краткосрочной программы поддержки малогопредпринимательства, которая была утверждена Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121.
Основные мероприятияПрограммы были направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого,в том числе женского предпринимательства, таких, как:
— несовершенство системыналогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной ирегиональных программ поддержки малого, в том числе женскогопредпринимательства;
— неразвитость механизмовфинансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимногострахования и др.);
— ограничение доступамалых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемыхпредприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасностипредпринимателей;
— организационныепроблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственнымиструктурами;
— административныебарьеры на пути развития малого предпринимательства.
На реализациюприоритетных направлений Программы в 2001 г. из государственного бюджета быловыделено 90 000,0 тыс. руб.
Федеральная программаподдержки малого предпринимательства на 2002-2003 гг. была направлена напреодоление рецессии, вызванной финансовым кризисом 1998 г., в результатекоторой порядка 30 % женщин – предпринимателей были вынуждены прекратитьпредпринимательскую деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабовсвоего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала иоплаты его труда. Таким образом, несмотря на некоторую стабилизацию экономики в2002-2003 гг. темпы развития женского предпринимательства были незначительны, врезультате чего Программа предлагала следующие мероприятия поддержки женщин — предпринимателей:
а) инвестирование в быстроокупаемыекоммерческие проекты, предлагаемые женщинами – предпринимателями, на конкурснойоснове, порядка 200 млрд. руб.;
б)предоставление кредитов женщинам – предпринимателям по представлениюФедерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующихрегиональных фондов;
в) использование частизайма Международного банка реконструкции и развития на поддержку малого иженского предпринимательства в Российской Федерации.
Профицит федеральногобюджета и наметившийся экономический рост создали благоприятные условия дляразвития женского предпринимательства в следующем краткосрочном периоде,который приходился на 2004-2005 гг. Некоторое торможение темпов экономическогороста в 2004 г. не оказало значительного влияния на развитие женскогопредпринимательства, и к 2005 гг. доля женщин – предпринимателей в общей массепредпринимателей достигла 20 %.
Федеральная программаподдержки малого предпринимательства на 2004 – 2005 гг. предполагала реализациюследующих мероприятий:
а) использование частисредств, получаемых в погашение задолженности развивающихся стран, нафинансирование государственной поддержки малого и женского предпринимательства;
б) привлечениеиностранных кредитов для финансирования проектов и модернизации производств всфере малого и женского предпринимательства;
в) создание ежегодногорезерва в размере не менее 40 % средств бюджета Государственного фондазанятости населения Российской Федерации на развитие малого и женского предпринимательства;
г) резервирование длясубъектов малого и женского предпринимательства определённой доли заказов напроизводство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) длягосударственных нужд. [16, с. 43]
На 2006 — 2007 гг. дляподдержки малого и женского предпринимательства были намечены следующиемероприятия:
а) упрощение порядкарегистрации малых предприятий и предпринимателей, в том числе женщин –предпринимателей;
б) анализ законодательныхи иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере женскогопредпринимательства, а также анализ деятельности федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих надзорные и контрольные функции;
в) обеспечение совместнос органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлениясубъектам женского предпринимательства полной информации об изданныхнормативных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность вРоссийской Федерации. [16, с. 44]
Финансирование рассмотренных выше государственныхПрограмм поддержки малого предпринимательства производилось из трёх источников:федерального бюджета, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства,Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Распределениеассигнований между перечисленными источниками представлено на рисунке 7.
/>
Рисунок 7 – Источники финансирования государственныхПрограмм поддержки малого предпринимательства
На2007 г. из средств федерального бюджета запланировано финансирование следующихмероприятий, направленных на поддержку и развитие женского предпринимательства:
а) создание и развитиеинфраструктуры поддержки субъектов женского предпринимательства(бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектовженского предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы,услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системыкредитования субъектов женского предпринимательства;
г) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации поподдержке и развитию женского предпринимательства.
Средства,запланированные на реализацию перечисленных мероприятий, предоставляютсяМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации наконкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий.

3ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
3.1Оценка проблем, связанных с государственным регулированием и поддержкойженского предпринимательства в России
 
Для оценки эффективности государственногорегулирования и государственной поддержки женского предпринимательства вРоссийской Федерации в июле 2007 г. нами был инициирован социологический опрос,в котором приняли участие 200 предпринимателей г. Оренбурга и Оренбургскойобласти.
Основной целью опроса было определение приоритетныхнаправлений развития и государственной поддержки женского предпринимательства вРоссии.
Задачами опроса можно признать следующее:
а) оценка основных направлений государственнойполитики в сфере развития женского предпринимательства;
б) выявление недостатков, присущих государственномурегулированию и государственной поддержке женского предпринимательства вРоссии;
в) разработка мероприятий по совершенствованиюгосударственного регулирования и государственной поддержки женскогопредпринимательства.
Для организации анкетирования было составлено 200бланков анкет, а также пояснительные листы по заполнению анкет.
Анкетирование проводилось методом телефонного опроса.Инструмент опроса – анкетирование. Образец анкеты представлен в Приложении Б.
Дата проведения анкетирования – со 2 по 16 июля 2007г.
Результаты социологического опроса обобщим в сводныестатистические таблицы и проанализируем их результаты.

Таблица 4
Ранжирование ответов респондентов на первый вопрос анкетыВариант ответа Количество ответов Доля, % а) 23 11,5 б) 76 38,0 в) 101 50,5
Таблица 4 показывает, что подавляющее большинство респондендов считаютосновные мероприятия по государственной поддержке и развитию женскогопредпринимательства в Российской Федерации не эффективными.
Наглядно распределение ответов респондентов на первый вопрос анкетыпоказано на рисунке 8.
/>
Рисунок 8 – Ранжирование ответов респондентов на первый вопрос анкеты
Оценка респондентами системы мер поддержки женского предпринимательства вРоссии представлена в таблице 5.
Итак, стимулирование инвестиционной активности как одно из направленийгосударственного регулирования и поддержки женского предпринимательства оцененореспондентами достаточно высоко: 142 человека из 200 опрошенных (71 %) оценилиданное направление на «отлично» и 41 человек (20,5 %) на «хорошо». Оценкиреспондентов отражают российскую действительность: в нашем государственаблюдается всплеск инвестиционной активности, при этом важную роль в данномпроцессе играет государство.