Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"

«Посколькуназначение комедии состоит в том,
чтобыразвлекать людей, исправляя их,
 я рассудил,что по роду своих занятий
я не могуделать ничего более достойного,
чем бичеватьпороки моего века…»
Ж.-Б. Поклен
Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») являетсяодним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к«высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется переддворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителеймузыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отецбыл купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать рольгалантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье:свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого оналюбит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве инеуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа,которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивныерассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот ужесорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньихперьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смыслего жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов,грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое началопроявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умнойслужанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как иДорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тожестремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную рольиграют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта,жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. УКовьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талантпревращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальнуюжизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображатьзнатноелицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чегоразвязка комедии получила благопо­лучный финал, а само действие комедии-балетапереходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и КовьеляМольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестверазвязки намечаются две свадьбы.  
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в нейсохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места(дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (всяпьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущаячерта в сатирическом преувеличении.
В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дельарте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционнуюкуртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом итеатральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – самгосподин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект изнесовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. УЖурдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя,никак не совпадают.
Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистическойкомедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введенапобочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется,главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных всюжет, что сам Мольер назвал свою пьесукомедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая частьразвивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляютреалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действиепьесы. «Мещанин водворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченногожанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, имногие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках,либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делаетего одним из самых популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, всилу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например,сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служатрепризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевомстиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, тоустремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются.Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед намиребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое,приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, чтотеперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянствупредстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность про­стакаво все блестящее и броское. При­верженность Журдена к «наукам» тешит егосамолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть средизнатных особ.
У этого простодушного человекадействительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и главасемейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии итак сво­бодно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши.Герой легко перешагнул грань, отделяющую реаль­ное действие от условногомаскарада, и тем самым жанровое един­ство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характернымичертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательнымичертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, напервый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан,наделенный воинской отвагой, достаточной для сокру­шения целой армии врагов;учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку насвоих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэльи Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить снерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда илицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многомза счет принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта иДоримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного,Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество,изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкойлестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольеросуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерюздравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будетформироваться в знаменитое французское «третье сословие».
Остроумны реплики, которыми обмениваются участникиспектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих репликвошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.Мольеровское изображение буржуа получило свое дальней­шее развитие в тойглубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить уреалистов XIX века, особенно у Бальзака.
Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюсянакатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой ипсихологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными насходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Остров­ский. Припопытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа.Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящейимпровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом,только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может бытьполностью раскрыта мольеровская сатира.