СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ
1.1 Сущностьи виды показателей доходности организации
1.2 Методикаанализа показателей доходности организации
1.3 Факторыроста показателей доходности организации
2. АНАЛИЗПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА „СИБИРСКАЯ“
2.1 Основныеэкономические показатели деятельности ОАО»Птицефабрика «Сибирская»
2.2 Анализпоказателей доходности ОАО «Птицефабрика „Сибирская“
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО ПТИЦЕФАБРИКА»СИБИРСКАЯ”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рост эффективностипроизводства — основа повышения прибыльности и выживания фирмы в конкурентнойборьбе, особенно в современных условиях резкого ускорения научно-техническогопрогресса. Именно поэтому рост производительности должен стать приоритетнойцелью внутрифирменного управления. В долгосрочном плане главным факторомпроизводительности являются инновационные изменения в технике и организациипроизводства, ведущие к снижению его издержек.
Современное предприятиедолжно удовлетворять условию гибкости, настраиваемости, и как следствие должноуметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, таки структуру выпускаемой продукции, работ услуг. Всё это требует от менеджментапредприятия принятия быстрых и экономичных решений, которые не могут бытьприняты без обеспечения информацией. В этом менеджеру помогает анализ резервовповышения доходности и стратегия развития предприятия. Она предоставляет емуинформацию о направлениях работы предприятия и позволяет принимать решения касающиесяввода новых и аннулирования старых продуктов, услуг из ассортимента выпуска.Поэтому в настоящее время должно уделяться пристальное внимание вопросаморганизации повышения доходности, проводиться анализ и планированиедеятельности с целью достижения поставленных задач.
Целью данной работыявляется анализ показателей доходности ОАО Птицефабрика «Сибирская».
Основными задачами являются:
– изучение теоретических аспектов, касающихся анализа показателейдоходности организации
– проведение анализа основных экономических показателей, показателейдоходности (прибыли, рентабельности) исследуемой организации
– подготовка предложений по увеличении показателей доходности иоценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Объект исследования – финансоваядеятельность ОАО Птицефабрика «Сибирская».
Предметом исследованияявляются показатели финансовой деятельности ОАО Птицефабрика«Сибирская».
Исходными данными для анализадеятельности предприятия и дальнейшей разработки мероприятий выступилибухгалтерская финансовая отчетности за 2005 — 2007 год.
Экономическая сущность показателейдоходности деятельности организации, а так же направления и методы увеличениярассмотрены в первой главе работы. Основой для написания этой главы выступилитруды отечественных ученых-экономистов В.В. Ковалева, А. Д. Шеремета. Также привыполнении работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия,журналы.
Во второй главе дана экономическаяхарактеристика предприятия. Проведен финансовый анализ показателей доходностиОАО Птицефабрика «Сибирская». Для этого были использованы групповой,табличный, трендовый, горизонтальный и вертикальный анализы.
В третьей главе предложенымероприятия по увеличению прибыли организации, получению наибольшегоэкономического эффекта и увеличению рентабельности ОАО Птицефабрика«Сибирская».
Курсовая работа содержит 47 страниц,10 таблиц, 5 рисунков, 17 источников литературы, 2 приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ
1.1 Сущность ивиды показателей доходности организации
Доходность хозяйствующегосубъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютныйпоказатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель –уровень рентабельности.
Прибыль торговогопредприятия является денежным выражением части прибавочного продукта,характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Прибыль какважнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:
— результативную, т. е.получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия.Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно.Такого универсального показателя и не может быть. А поэтому для выясненияконечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объемареализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых впроизводстве
— стимулирующую, т. е. частьприбыли выступает источником материального вознаграждения работниковпредприятия и выплат дивидендов владельцам капитала
— финансирующую, т. е. частьполученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальноеобеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Долячистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов идругих обязательных платежей, должна быть достаточной для финансированиярасширения производственной деятельности, научно-технического и социальногоразвития предприятия [15].
Кроме того,прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Онапоступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениямииспользуется для финансирования удовлетворения совместных общественныхпотребностей, обеспечения выполнения государством своих функций,инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условияхрыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентируеттоваропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимойпотребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыльявляется сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего приростастоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную рольиграют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении ииспользовании средств, организации производства и сбыта продукции [24].
Значениеприбыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать последующим основным направлениям:
— прибыль,прежде всего, является универсальным показателем, характеризующим эффективностьхозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенногокапитала и произведенных затрат отражает успешность бизнеса, возможности егодальнейшего развития и совершенствования.
— прибыльявляется главным источником расширения производства и наращиванияпроизводственного потенциала, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейшийрост прибыли. Расширение производства происходит за счёт капитальных вложений вувеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Крометого, часть прибыли может быть инвестирована в ценные, бумаги и также приноситьих владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использованияприбыли производятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят изоборота предприятия, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительнуюприбыль. Искусство управления прибылью состоит в разумной диверсификациивложений, приносящей максимальный финансовый эффект.
— прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и егоматериального стимулирования
— прибыльявляется источником финансирования расходов предприятия на содержаниесоциальной сферы, находящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов,спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов идр.).
— прибыльявляется источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и вэтом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательскойинициативы.
Показателей прибыли оченьмного. Наиболее часто используемыми в финансовом менеджменте являются следующиеиз них.
доходность прибыльрентабельность птицефабрика
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика показателейдоходности
Аналитический
показатель
Из форм отчетности
Примечание Прибыль от продаж Прибыль от продаж Выручка минус все расходы по обычным видам деятельности Сальдо прочих операционных результатов Операционные доходы и расходы Сложение и вычитание пяти строк Сальдо внереализационных результатов
Внереализационные
доходы и расходы Разница двух строк Балансовая прибыль Прибыль до налогообложения Прибыль от всех видов деятельности Чистая прибыль Чистая прибыль
Балансовая прибыль
минус налог на прибыль[1] плюс сальдо чрезвычайных результатов Нераспределенная прибыль Нераспределенная прибыль Чистая прибыль минус дивиденды и отчисления в резервный фонд Нетто-результат Нет Прибыль до уплаты процентов по займам и налога на прибыль Маржинальный доход Нет
Выручка – переменные затраты[2]
Прибыль от реализации — это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров(издержками обращения). Прибыль является результирующим показателемхозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль — сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности.Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основаниибухгалтерского учета.
Чистая прибыльпредставляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений иплатежей в бюджеты разных уровней.
Размеры прибыли ивозможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов,важнейшие из которых следующие:
— объем реализации
— структура товарооборота
— величина других доходови расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходыот участия в других организациях, прочие операционные и внереализационныедоходы и расходы)
— уровень налогообложенияприбыли.
Факторы, влияющие наприбыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторамотносятся:
– политическаястабильность
– состояниеэкономики
– демографическаяситуация
– конъюнктурарынка, в том числе рынка потребительских товаров
– темпы инфляции
– ставка процентаза кредит.
К внутренним факторамотносятся:
– объем валовогодохода (и, соответственно, факторы, его определяющие)
– производительностьтруда работников
– скоростьоборачиваемости товаров
– наличиесобственных оборотных средств
– эффективностьиспользования основных фондов.
Это факторы, влияющие навеличину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называютчистой прибылью.
Для оценкиэффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно.
Абсолютнаясумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовуюрезультативность его деятельности, но не позволяет проанализироватьдостаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительныепоказатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат напроизводство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производствокапитала, называемые рентабельностью [10].
Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективностидеятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результатыхозяйственной деятельности [24].
В практикеработы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчетерентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной(ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции,стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка отреализации продукции (объем продаж) и т. д. [7].
Показателирентабельности объединяются в следующие группы:
— рассчитываемые для оценки доходности предприятия методика их расчета основанана применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализациипродукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции,акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе)
— рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат методикаих расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год,прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателейсовокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотныхсредств, оплаты труда, численности работников и т. д. (в знаменателе). Наиболеераспространенными в практике отечественных предприятий показателямирентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельностьосновных производственных фондов и рентабельность производства [23].
Чтобы оценитьуровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов(изучается динамика изменений показателей рентабельности). Такой анализявляется важным информационным источником разработки перспективных планов развитияпредприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.
В зависимостиот целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, показателирентабельности могут модифицироваться в различные варианты, например, врентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельностьсобственных или отдельно заемных оборотных средств, рентабельность акционерногокапитала и др.
Исчислениерентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результатыдеятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлятьскладывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировкеуправленческих действий в целях максимизации прибыли [14].
1.2 Методикаанализа показателей доходности организации
Финансовые результатыхарактеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всемнаправлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой,финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развитияорганизации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участникамикоммерческой деятельности.
Основными задачамианализа доходности являются:
— анализ и оценка уровняи динамики показателей доходности (прибыли)
— факторный анализприбыли от реализации продукции
— анализ финансовыхрезультатов от прочей реализации и финансовой деятельности
— анализ и оценкаиспользования чистой прибыли
— анализ взаимосвязизатрат, объема производства (продаж) и прибыли
— анализ резервов ростаприбыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производстваобращения.
При проведении оценки ианализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибылейпредприятия, используют данные формы№2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ финансовыхрезультатов деятельности организации включает в качестве обязательныхэлементов:
1. оценка измененийпо каждому показателю за анализируемый период («горизонтальныйанализ» показателей),
2. оценка структурыпоказателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ»показателей)
3. изучение хотя быв самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов(«трендовый анализ» показателей)
4. в-четвертых,выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и количественнуюоценку.
Самыми распространенными в финансовом менеджменте являютсяпоказатели балансовой и чистой прибыли. Факторы, оказывающие влияние на балансовуюприбыль можно сгруппировать таким образом:
n изменение отпускных цен на реализованную продукцию
n изменения в объеме продукции
n изменения в структуре реализованной продукции
n изменение себестоимости единицы продукции
n изменение себестоимости за счет структурных сдвигов всоставе продукции
n влияние прочих факторов на прибыль от реализации
n изменение сальдо операционных результатов
n изменение сальдо внереализационных результатов
В состав факторов,оказывающих влияние на чистую прибыль кроме выше перечисленных, добавляютсяизменения налогов и платежей из прибыли и изменение сальдо чрезвычайных результатов.
Влияние на балансовую (иличистую) прибыль таких факторов как изменение сальдо операционных,внереализационных и чрезвычайных результатов определяется как обычная разницавеличин отчетного и базисного периодов по форме № 2 «Отчет о прибылях иубытках». Аналогично может определяться и влияние на чистую прибыль фактораизменения суммы налогов и платежей из прибыли. Последний, однако, можетрассматриваться как включающий два самостоятельных фактора: изменение прибылидо налогообложения и изменение доли налогов и платежей в ее составе. Расчетможно выполнить обычным методом подстановки или любым другим методом факторногоанализа.
В финансовом анализе иуправлении финансами используется большое количество разнообразных показателейрентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, ихарактеризуют относительную доходность деятельности предприятия.
Универсальная формулапоказателя рентабельности могла бы выглядеть так:
/>. (1.1)
К показателя доходовможно отнести: ? прибыль от продаж ? балансовую прибыль ?чистую прибыль ? чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций)и т. п.
К величинам, включаемым взнаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести: ? активы(имущество) по балансу ? чистые активы (активы за вычетом обязательств) ?основные средства ? собственный капитал ? акционерный капитал ?выручка от продаж или товарооборот ? расходы, связанные с производством иреализацией продукции и т.п.
К наиболее важным и частоиспользуемым относят показатели рентабельности:
Рентабельность активоврассчитывается по формуле 1.2:
/> (1.2)
При расчетерентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечныйфинансовый результат — чистая прибыль. Этот коэффициент показываетэффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля,вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Также этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но нечерез объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения. [9].
Рентабельностьчистых активов показывает рациональность управления структурой капитала,способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля,вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистыхактивов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистаяприбыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общуюприбыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а такжеуровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.
Следующий,рассматриваемый нами показатель, — рентабельность собственного капитала.
/> (1.3)
Рентабельность прибыли отпродаж рассчитывается по формуле 1.4:
/> (1.4)
Прианализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотретьнесколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж кобъему выручки, то мы получаем «чистоту аналитического эксперимента»,которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы,не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показательпозволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основнойдеятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваемдолю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может бытьнаправлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.[ Бернсайн]
Не меньшую значимость прианализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так,целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности квыручке от продажи (формула 1.5)
/>(1.5)
Под расходами от обычнойдеятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенныхтоваров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для болеедетального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношениесебестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке иотношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы обэффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельностирасходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов.
Желательной тенденцией визменении показателей рентабельности, которая выявляется в процессе оценки,является их стабильность и неуклонный рост. При этом приходится учитывать этапжизненного цикла продукта и предприятия. В конце ЖЦП только снижение затрат напроизводство одновременно с естественным снижением объемов реализации можетобеспечить рентабельность продукции и бизнеса в целом, иначе следует перейти квнедрению нового продукта или переориентировать фирму на иной вид бизнеса.Поэтому важно не только сравнивать рентабельность в прошлом и отчетном периоде,но и определять тенденции в ее изменении за ряд месяцев или даже лет.
Для диагностики работыфирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показателирентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделяхпоказателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний –эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективностьосновного вида деятельности характеризует рентабельность продаж.
Для рентабельностиактивов факторная модель может иметь вид:
Rак = Rпр · Оак, (1.6)
где Rо – рентабельность продаж;
Оак – оборачиваемостьактивов (Оборот/Имущество по балансу).
В литературе эта модельполучила название модели Дюпона (компании «Дюпон»):
1-й фактор моделихарактеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы продукции
2-й фактор характеризуетколичество единиц продукции, производимое при имеющихся производственныхмощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи продукции.
Модель Дюпона показываетвозможности роста рентабельность производства. К ним можно отнести: ?увеличение цены продукции ? снижение себестоимости производства продукции? расширение объемов производства при имеющихся мощностях.
Реализация иходновременно маловероятная, но желательна, т. к. именно в этом и заключаетсязадача управления. При выборе стратегии обычно применяют вариационноемоделирование, основанное на оценках производственных возможностей и предполагаемойреакции рынка на изменение цен и объемов производства.
Рентабельностьсобственного капитала имеет формулу:
Rск = Rак: Ка, (1.7)
где Rак – рентабельность активов
Ка – коэффициентавтономии (отношение собственного капитала к совокупному).
Рентабельность собственного капитала является индикаторомриска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерногообщества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейшихзадач менеджмента.
На основе этих двухмоделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:
/>, (1.8)
где Н – коэффициентиспользования внеоборотных активов (внеоборотные активы на 1 рубль выручки)
М – коэффициентиспользования оборотных активов (ОА на 1 рубль выручки).
При неглубоком изучении формулы может сформироваться мнение,что всегда следует занимать как можно больше, так как коэффициент автономиибудет снижаться. Однако займы могут привести к снижению прибыли и убыткам,поэтому расчеты рентабельности собственного капитала также должны быть вариантнымис учетом всех возможностей привлечения внешних источников финансирования илиотказа от них. Границы привлечения кредитных ресурсов будут определяться специальнымрасчетом.
Показатели рентабельностипродаж, активов и собственного капитала используются при прогнозировании курсаакций предприятия с учетом изменений рыночной конъюнктуры.1.3 Факторыроста показателей доходности организации
Дляповышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеетвыявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижениясебестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышениярентабельности.
Дляопределения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышениярентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам(рис. 1). Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность Внутренние Внешние Производственные Внепроизводственные Экстенсивные Интенсивные
Рис. 1 Факторы,влияющиена величину прибыли и рентабельность
Внутренние факторы делятся напроизводственные и внепроизводственные. Производственныефакторы характеризуют наличие и использование средств и предметовтруда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться наэкстенсивные и интенсивные. Экстенсивныефакторы воздействуют на процесс получения прибыли черезколичественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовыхресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочеговремени и др. Интенсивныефакторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышениерентабельности через «качественные» изменения: повышениепроизводительности оборудования и его качества, использование прогрессивныхматериалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемостиоборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала,снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствованиеорганизации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [24].
Дляувеличения прибыли и повышения рентабельности в данном дипломном проекте будутпредложены мероприятия такие как: разработка проекта на технологическоеперевооружение производства путем внедрения новой линии внедрение новогопродукта изменение технологического процесса. Предложенные мероприятияотносятся к экстенсивным факторам, влияющие на величину прибыли ирентабельности.
Квнепроизводственным факторам относятся,например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальныеусловия труда и быта и др.
Приосуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия всевышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.«Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль ирентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуютсяматериальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительнаи колеблется от 60 до 90%.
Вразвитых странах (США, Канада, Германия, Франция, Италия и др.) широкоераспространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия спомощью метода «затраты –выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятияопределяется путем суммирования эксплуатационного и финансового результатов. Покаждому из видов деятельности затраты соизмеряются с производством и сбытомпродукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат.
Эксплуатационной считаетсядеятельность, соответствующая уставу предприятия финансовой –деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия,выпуском ценных бумаг, участием в сторонних предприятиях, предоставлением иполучением кредитов чрезвычайной – деятельность по операциямдлительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например,реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.) [24].
Большое,а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывают внешниефакторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
— конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создаютконъюнктуру)
— инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлятьбизнес-прогнозы на перспективный период
— непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства вусловиях экономического кризиса.
Изизложенного можно заключить, что получение прибыли требует большогопрофессионализма в управлении производством и в то же время связано созначительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибыльюявляется расчет и минимизация рисков путем реального планирования ипрогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на нихвлияющих [19].
2.АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА „СИБИРСКАЯ“
2.1 Основныеэкономические показатели деятельности ОАО „Птицефабрика“Сибирская»
Полное фирменное наименование эмитента на русском языке:Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Сибирская».
Цели создания: разведение сельскохозяйственной птицы.
Краткое описание истории создания и развития эмитента.
Первоначально предприятие было организовано как«Прииртышская» птицефабрика в 1980 году на основании приказаМинистерства сельского хозяйства № 727 от 12 августа 1980 года и входило всостав Омского треста «Птицепром». Основная деятельность мясноептицеводство. На момент организации штат предприятия состоял из 311 человек.«Прииртышская» птицефабрика в 1981 году была переименована в«Сибирскую» птицефабрику, на основании Приказа Министерства сельскогохозяйства № 1056 от 17 декабря 1981 года.
В соответствии с Законом «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1 и наосновании Постановления Главы администрации Омского района №125-П от 16 марта1993 года птицефабрика «Сибирская» реорганизована в акционерноеобщество закрытого типа птицефабрика «Сибирская».
ОАО «Птицефабрика «Сибирская» осуществляет следующие основныевиды деятельности:
– разведение сельскохозяйственной птицы
– производство мяса и пищевых субпродуктовсельскохозяйственной птицы и кроликов
– производство готовых и консервированных продуктов из мяса,мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных
– оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты
– оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы
– розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты
– розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы.
Основной рынок сбыта продукции — Омск и Омская область,Сургут, Томск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Барнаул, ХМАО, ЯНАО.
Освоенные территории: Омск, частично север Западной Сибири(Сургут), Красноярск, Новосибирск, Кемерово.
Новые регионы: Томск, Барнаул, дальнейшее развитие — северЗападной Сибири (Сургут), Красноярск, Новосибирск, Кемерово.
Ключевой ассортимент: Барнаул, север Западной Сибири (Сургут)– первичная разделка (заморозка), кулинарные полуфабрикаты, фарши.
Новосибирск, Красноярск, Кемерово – охлажденная продукция –тушка, первичная разделка.
Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбытэмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента поуменьшению такого влияния.
• Появление региональных конкурентов на рынке г. Омска(Сибирская губерния, Сеть АЛПИ), снижение цены на импортную продукцию
• Рост стоимости сырья и упаковочных материалов
• Возможность вспышек птичьего гриппа, атака со стороны СМИпо данному вопросу
• Переключение потребительского спроса на продукты заменители– мясную и рыбную продукцию.
Данные для анализаэкономических показателей представлены в Приложении 2.
Выручка от реализации в2006 году составила 775 453 тыс. руб. без НДС, что на 28206 тыс. руб. больше,чем в 2005 году. В 2007 году составила 1 023 389 тыс. руб.
Структура выручка отреализации представлена на рис. 2.
/>
Рис.2. Структура выручки отреализации за 2005 -2007 гг.
ОАО «ПтицефабрикаСибирская» в 2005, 2006, 2007 годах не имело собственной розничной торговойсети. Реализация всей продукции осуществлялась по договору с ООО «ПРОДОМенеджмент».
Ценовая политикапредприятия зависела от регионов сбыта продукции.
Причины изменения размеравыручки (доходов) от основной хозяйственной деятельности на 10 и болеепроцентов по сравнению с соответствующим предыдущим отчетным периодом: Роствыручки в динамике за представленные годы объясняется ростом производительноститруда на предприятии, расширением рынка сбыта продукции, снижением еесебестоимости, увеличением спроса населения на продукцию эмитента, и как следствиеэтого- повышение цен на продукцию. Сезонного характера работы основнойхозяйственной деятельности у эмитента нет, так как птица выращивается изабивается круглый год.
Себестоимость показываетуровень технической оснащенности и технологии предприятия, а так жеиспользования ресурсов и производительности труда. Величина себестоимостиоказывает непосредственное влияние на конечные результаты деятельностипредприятия и эффективность его работы.
Общая структурасебестоимости за последний завершенный финансовый год, а также за последнийзавершенный отчетный период по указанным статьям в процентах от общейсебестоимости представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура себестоимости продукции ОАО«Птицефабрика «Сибирская»Наименование статьи затрат
2006 год,
%
2007 год,
% Сырье и материалы 57,71 57,79 Приобретенные комплектующие изделия полуфабрикаты 2,85 1,82 Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями 9,49 9,00 Топливо 2,25 1,80 Энергия 5,27 4,52 Затраты на оплату труда 15,50 17,08 Проценты по кредитам 0,17 0,94 Арендная плата 0,07 0,08 Отчисления на социальные нужды 3,30 3,48 Амортизация основных средств 2,22 2,44 Налоги, включаемые в себестоимость продукции 0,01 0,01 Прочие затраты 1,16 1,16 Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость) 100,00 100,00
Наибольший удельный вес вструктуре себестоимости продукции занимает статья сырье и материалы (более50%). Затраты на оплату труда составляют более 10 % в себестоимости продукциикак в 2006 году, так и за анализируемый период 2007 года.
Затем проведем анализкоммерческих и управленческих расходов. Данные для этого анализа приведены втабл. 2.2.
Таблица 2.2
Коммерческие и управленческие расходыОАО «Птицефабрика «Сибирская» за 2005-2007 гг.Наименование показателя 2005 2006 Отклонения 2007 Отклонения тыс. руб. % тыс. руб. % Коммерческие расходы, тыс. руб. 5 633 9 084 3 451 161 14 331 5 247 158 Управленческие расходы, тыс. руб. 80 873 89 479 8 606 111 96 544 7 065 108
Полная себестоимостьпроизведенной продукции и оказанных услуг представляет собой суммупроизводственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Прямыематериальные затраты, затраты на оплату труда, общепроизводственные и общехозяйственныерасходы составляют производственную себестоимость, а коммерческие иуправленческие расходы являются расходами периода, так как они относятся не копределенному объему производства, а к получению услуг в течении отчетногопериода.
Соотношение коммерческихи управленческих расходов ОАО «Птицефабрика «Сибирская» за 2005-2007 гг. представлена на рис. 3.
/>
Рис.3. Соотношение коммерческих иуправленческих расходов ОАО «Птицефабрика «Сибирская» за 2005-2007 гг.
К коммерческим расходамотносят арендные платежи, выдача ветеринарных свидетельств, расходы на рекламу,выставки продукции. Так, в 2007 году эти расходы увеличились на 58%, посравнению с 2006 годом. Увеличение произошло в основном за счет роста затрат нарекламу.
Представительские,командировочные, расходы на информационно – консультационные, банковские,аудиторские, охранные услуги, расходы на заработную плату управленческогоперсонала относят к управленческим расходам.
В 2007 году произошло небольшое увеличение управленческих расходов – 8% по сравнению с 2006 годом вследствиеувеличения транспортных расходов.
Выводы: Предприятиеработает достаточно эффективно, наметилась тенденция к улучшению финансовыхпоказателей, предприятие имеет удовлетворительный уровень доходности
2.2 Анализпоказателей доходности ОАО «Птицефабрика „Сибирская“
Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия включает исследование, во — первых, изменений каждогопоказателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ ), во — вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений(вертикальный анализ), в — третьих, изучение динамики изменения показателейфинансовых результатов за ряд данных периодов.
Проведем вертикальный анализфинансовых результатов (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Вертикальный анализ структуры прибылиОАО „Птицефабрика “Сибирская»Показатель 2005 2006 2007
Приме-
чания тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 1.Всего доходов и поступлений (стр. 2 + 5) 770431 100,0 786173 100,0 1024571 100,0 2.Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов 747 247 1,0 775 453 1,0 1 023 234 1,0 в % к с. 1 3. Себестоимость реализации продукции 573 305 0,8 609 016 0,8 800 818 0,8 в % к с. 2 4.Результат от реализации (стр. 2 — 3) 173 942 0,2 166 437 0,2 222 416 0,2 в % к с. 2 5.Прочие доходы 23 184 0,0 10 720 0,0 1 337 0,0 в % к с. 1 6.Прочие расходы 33 501 – 220 522 – 34 964 – 7.Балансовая прибыль (стр. 4 + 5 — 6) 163 625 0,2 -43 365 -0,1 188 789 0,2 в % к с. 1 8.Текущий налог на прибыль 1 497 0,0 -589 0,0 466 0,0 в % к с. 7 9.Чистая прибыль(стр.7- 8) 165 122 0,2 -43 954 -0,1 189 255 0,2 в % к с. 1
Из таблицы 2.3 видно, чтоудельный вес выручки от реализации в общих доходах за 2006 год остался науровне 2005 года. Та же тенденция наблюдается и в 2007 году по сравнению спредшествующими периодами. Доля прочих доходов незначительно уменьшается. Этоговорит о том, что предприятие получило наибольший доход от основнойдеятельности. Удельный вес себестоимости имеет тенденцию к постепенномуувеличению.
В 2006 году ОАОПтицефабрика «Сибирская» потерпело убытки, что отрицательноотразилось на финансовой деятельности в периоде. Но уже в 2007 году удельныйвес балансовой и частой прибыли увеличился в десятки раз. Это свидетельствует оположительных тенденциях в организации производства на ОАО Птицефабрика«Сибирская».
Проведем горизонтальныйанализ финансовых результатов (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Горизонтальный анализ и динамикафинансовых результатов деятельности ОАО Птицефабрика «Сибирская»Наименование показателя 2005 2006 Тр, % 06/05 2007 Тр, % 07/06 1.Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. 747 247 775 453 104 1 023 234 132 2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. 486 799 510 453 105 689 943 135 3.Расходы (коммерческие и управленческие) периода, тыс. руб. 86 506 98 563 114 110 875 112 4. Прибыль от продаж, тыс. руб. 173 942 166 437 96 222 416 134 5. Прочие доходы, тыс. руб. 23 184 10 720 46 1 337 12 6. Прочие расхода, тыс. руб. 33 501 220 522 658 34 964 16 7. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 163 825 -43 365 -26 200 830 В -4 р. 8.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 1 497 589 39 466 79 9. Чистая прибыль, тыс. руб. 162 198 -43 954 -27 200 364 В -4 р.
Прибыль от продаж в 2006году снизилась на 4%, но в 2007 году этот показатель увеличился на 34% посравнению с предыдущим периодом.
При этом прочие доходыуменьшились как в 2006 году, так и в 2007 году. А прочие затраты увеличились вдесятки раз, что привело к убытку в 2006 году. В 2007 году ОАО Птицефабрика«Сибирская» провело эффективную финансовую политику, что привело крезкому росту чистой прибыли.
Совокупные показателиприбыли ОАО Птицефабрика «Сибирская» представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Динамика показателей, характеризующихприбыльность и убыточностьНаименование показателя 2005 2006 отклонения 2007 отклонения Выручка, тыс.руб. 747 247 775 453 28 206 104 1 023 234 247781 132
Валовая прибыль,
тыс. руб. 260 448 265 000 4 552 102 333 291 68291 126
Чистая прибыль (убыток),
тыс. руб. 162 198 -43 954 -206 152 -27 244 318 288272 -556 Рентабельность продукции (продаж), % 35,7 32,6 -3,1 91,3 32,2 -0,4 98,9
Наблюдается благоприятнаятенденция увеличения выручки, валовой прибыли и чистой прибыли предприятия, чтосвязано с ростом производства. Основная деятельность предприятия в 2005-2007годах была прибыльной. Темпы роста выручки превышали с 2005 по 30.09.07 годахтемпы роста себестоимости реализуемой продукции и, как следствие, повысиласьэффективность деятельности эмитента.
Наглядно динамикафинансовых показателей представлена на рис.5.
/>
Рис. 4. Динамика финансовыхпоказателей деятельности ООО «Птицефабрика «Сибирская» за 2005-2007гг.
Наличие чистой прибылисвидетельствует об имеющемся у эмитента источнике пополнения оборотных средств.
Одним из важных элементованализа экономической эффективности деятельности предприятия является анализрентабельности его деятельности.
По одному показателюприбыли, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов обэффективности деятельности предприятия. Поэтому при оценке результатовдеятельности предприятий кроме показателей прибыли изучают уровеньрентабельности.
Расчетные данныепредставлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Анализ рентабельности ОАОПтицефабрика «Сибирская»
за 2005-2007 гг.Показатели Годы 2005 2006 2007 1. Выручка (нетто) 747 247,00 775 453,00 1 023 234,00 2. Прибыль от продаж 173 942,00 166 437,00 222 416,00 3. Чистая прибыль, тыс. руб. 162 198,00 -43 954,00 200 364,00 4. Среднегодовая сумма всех активов 581 877,00 665 341,00 341 841,00 5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости) 485 246,50 482 418,50 239 203,00 6. Среднегодовая величина оборотных активов 270 028,00 355 765,00 186 823,50 7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов) 527 700,50 527 700,50 252 853,00 8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 0,28 -0,07 0,59 9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 0,33 -0,09 0,84 10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 0,60 -0,12 1,07 11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 0,31 -0,08 0,79 12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 0,23 0,21 0,22 13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 0,22 -0,06 0,20
Наглядно динамикапоказателей доходности деятельности ОАО Птицефабрика «Сибирская»представлена на рис. 5.
Из таблицы видно,рентабельность чистых активов, рентабельность внеоборотных активов,рентабельность собственного капитала в 2006 году имеют отрицательную величину.Это связано с тем, что предприятие потерпело убытки. При этом рентабельностьпродаж сохранило положительную величину, в 2006 – 0,21, 2007 – 0,22.
Все показатели имеютблагоприятную тенденцию к увеличению. Что говорит о том, что ОАО Птицефабрика«Сибирская» вышло из кризиса и наращивает обороты продаж исоответственно прибыль.
/>
Рис. 5. Динамика показателейдоходности деятельности ОАО Птицефабрика «Сибирская» за 2005-2007 гг.
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО ПТИЦЕФАБРИКА«СИБИРСКАЯ»
Анализ показал, что для данногопредприятия возможны разработка и внедрение мероприятий, который стимулируют интенсивныефакторы увеличения прибыли, повышения рентабельности. К интенсивнымфакторам относят: повышение производительности оборудования и его качества,использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки,ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации ипроизводительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкостипродукции, совершенствование организации труда и более эффективное использованиефинансовых ресурсов.
Для ОАО«Птицефабрика «Сибирская» было предложено и разработано мероприятие по заменеоборудования убойно-перерабатывающего комплекса.
Поставщикомнового оборудования была выбрана голландская компания Systemate Numafa.
Основнойспециализацией компании Systemate Numafa являются системы для разделки (всегооколо 30 модулей). Компания присутствует на российском рынке уже 8 лет.
Одной изсамых популярных систем разделки — линия «Компант», которая поставляетсясмонтированной на собственной несущей раме. Это не только существенно облегчаетмонтаж оборудования, но и за счет «натянутости» конвейера разделки не позволяеттушке шататься на линии, что сохраняет точность разделки.
Максимальнаяпроизводительность оборудования Systemate Numafa – 6 тыс. ед./ч. Основныепокупатели — птицефабрики, имеющие собственный цех переработки,централизованные птицеперерабатывающие заводы, а также предприятия, закупающиетушки для последующей разделки и снятия филе.
Отличительнойособенностью этих агрегатов: высокое качество разделки, выраженное видентичности разделанных частей. Кроме того, оборудование делается по единомустандарту (шаг в цепи составляет 6 дюймов), что позволяет легко интегрироватьего в уже имеющуюся линию другого производителя. Цены на оборудование зависятот комплектации, объясняет Соколов. Полная технологическая линия может стоитьот 200 тыс. до 5 млн евро.
Рассчитаемобъем производства в целом и по видам ассортиментного ряда.
При убое 19тыс. голов, средней живой массой 1,8 кг (самый востребованный на рынке стандартгриль) и убойном выходе 70% производство мяса составит 23 940 кг. + 15%субпродукты, головы и ноги – 5 130 кг. Итого: выработка мясопродукции всмену составит в пределах – 29 тонн.
На практикеиз общего объема вырабатываемой продукции 15% нельзя отнести к стандартуотвечающему требованиям ГОСТа. Как правило, это тушки с прижизненными порокамии травмами, полученными в процессе отлова, транспортировки и переработки. Такуюпродукцию нельзя пускать в реализацию. Чтобы избежать финансовых потерь,нестандартную продукцию подвергают порционной разделке, отбраковываяповрежденные части тушки. По нашим расчетам – это составит 3 591 кг всмену.
Порционнуюразделку тушек в цехах малой мощности производят при помощи ручных дисковых пил.Квалифицированный оператор может порционировать до 2, 5 тонн мяса в смену.Чтобы распилить такой объем достаточно всего две дисковые пилы. Потери мяса приотбраковке (переломы, гематомы, намины и пр.) составляют — 5–8%.
Такимобразом, объем производства составит 31,7 тонн в смену, за год – 23 304тонн.(при двухсменном режиме работы). Следовательно, выручка составит 1 688 336тыс. руб.
Так для ОАО«Птицефабрика «Сибирская» была выбрана линия по убою и переработке птицы сцехом утилизации и переработки отходов фирмы Stork (Голландия) системы«Компакт».
Рама изнержавеющей стали, по которой вращается замкнутый цепной конвейер понаправляющим — это основа отдельно стоящей версии системы разделки. Этакомпактная система легко устанавливается, и поэтому может быть пущена вэксплуатацию немедленно. К преимуществам импортного оборудования можно отнестии значительно (в 2,5 раза) более низкие энергозатраты, при его эксплуатации.Особенно наглядно это демонстрирует использование модулей тепловой обработкиптицы. Все голландские производители поставляют ванны закрытой конструкции, чтопозволяет до минимума исключить тепловые потери от разбрызгивания воды ивыброса пара. Тепловая обработка птицы производится в воде температурой +51…54?С при активном барбатировании. Температура воды в ваннеподдерживается автоматически. Колебания температуры от заданной минимальны.Агрегаты технологичны в работе и просты в обслуживании.
Стоимостьлинии по убою и переработке птицы с цехом утилизации и переработки отходовсоставляет 6 930 000 руб. Затраты на монтаж и ввод в эксплуатацию –1 386 000 руб. (20% от стоимости оборудования). Эти затраты отнесемна капитальные вложения, денежные средства – из прибыли. Срок окупаемости — 10лет.
Рассчитаемизменение себестоимости и других затрат при введении новой линии оборудования.
При расчетебудем использовать статьи затрат по бухгалтерской отчетности Формы № 5 «Расходыпо обычным видам деятельности (по элементам затрат)», а так же анализсебестоимости, проведенный в главе 2 данной работы. Данные по Форме №5приложений к бухгалтерскому балансу представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Расходы пообычным видам деятельности (по элементам затрат) ОАО «Птицефабрика «Сибирская»за 2006-2007 гг.наименование показателя 2006 2007 абсол. Откл. Т роста, % материальные затраты 1 027 775 1 032 297 4 522 100,44 затраты на оплату труда 100 577 129 126 28 549 128,39 отчисления на социальные нужды 20 125 25 654 5 529 127,47 амортизация 13 569 19 133 5 564 141,01 прочие затраты 22 116 37 744 15 628 170,66 итого 1 184 162 1 243 954 59 792 105,05
Рассмотримизменение каждой статьи затрат в результате внедрения нового оборудования.
Материальныезатраты включают в себя затраты на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты,затраты на топливо, энергию. Учитывая нормативные показатели работыоборудования и опыт аналогичных предприятий, использующих данное оборудование,можем предположить, что данная статья затрат увеличится в планируемом периодена 0,6 %. Такое незначительное изменение произойдет за счет того что затраты наэлектроэнергию и водоснабжение снизятся, но при этом увеличатся затраты насырье, материалы.
Затраты наоплату труда увеличатся на 10%, в связи с тем, для работы на новом оборудованиинеобходимо будет провести обучение производственного персонала. Затраты наобучение управленческого персонала будут относится на управленческие расходы икоммерческие расходы.
Амортизацияувеличится на сумму амортизационных отчислений нового оборудования. На данномпредприятии в целях бухгалтерского налогового учета используется линейныйспособ начислении амортизации.
Согласнопроектной документации (паспорта) оборудования срок полезного использованиясоставляет 10 лет.
Такимобразом, амортизационные отчисления нового оборудования составят:
6930 000 \10 = 693000 руб. в год.
Статья«прочие затраты» включает в себя затраты на работы и услуги стороннихорганизаций, арендные платежи, проценты по кредитам. По расчету мероприятияданная статья расходов не затрагивается. Поэтому в планируемом периоде онаостанется на уровне прошлого года.
Всеизменения, которые повлекли за собой внедрение новой техники сведем в таблицу3.2.
Таблица 3.2
Изменениярасходов по обычным видам деятельности (по элементам затрат) ОАО «Птицефабрика«Сибирская» за счет внедрения нового оборудованиянаименование показателя 2007 планируемый год абсол. Откл. Т роста, % материальные затраты 1 032 297 1 094 235 1 094 235 106,00 затраты на оплату труда 129 126 142 039 142 039 110,00 отчисления на социальные нужды 25 654 28 219 28 219 110,00 амортизация 19 133 19 826 19 133 103,62 прочие затраты 37 744 37 744 37 744 100,00 итого 1 243 954 1 322 063 1 322 063 106,28
В результатевнедрения нового оборудования, производственная себестоимость увеличится на6,28%. Основное влияние оказало увеличение заработной платы и материальныезатраты.
Так женеобходимо рассмотреть изменение таких статей затрат как управленческие икоммерческие затраты.
На увеличениекоммерческих расходов окажут влияние представительские расходы, расходы нарекламу, затраты на оплату труда. В целях расчеты мероприятия предположим, чтоданные расходы составят 10% от уровня анализируемого периода. Так же поступим ис коммерческими расходами. Увеличение составит 10%.
Такуправленческие расходы — 106198,4 тыс. руб. Коммерческие расходы — 15764,1 тыс.руб.
Таблица 3.2
Изменениеосновных экономических показателей деятельности ОАО «Птицефабрика «Сибирская» врезультате внедрения нового оборудованиянаименование показателя 2 007 планируемый год абсол. Откл. Т роста, % выручка от продаж, тыс. руб. 1 023 234 1 089 744 66 510 106,50 себестоимость, тыс. руб. 689 943 733 271 43 328 106,28 коммерческие расходы, тыс. руб. 14 331 15 764 1 433 110,00 управленческие расходы, тыс. руб. 96 544 106 198 9 654 110,00 прибыль от продаж, тыс. руб. 222 416 234 510 12 094 105,44
Годовойэкономический эффект рассчитывается по формуле (3.1)
Эгод=?Пр=?Впр-?К-?У-?С-КЗ*1\Ток (3.1)
где ?Пр– изменение прибыли от продаж, руб.
?Впр –изменение выручки от продаж, руб.
?К –изменение коммерческих расходов, руб.
?С –изменение управленческих расходов, руб.
КЗ –капитальные затраты, руб.
Ток – периодокупаемости, год.
Рассчитаемгодовой экономический эффект в результате внедрения нового оборудования.
Эгод =66 510 – 43 328 – 1 433 — 9 654 – 8 316 * 1 \ 10 = 11263тыс. руб.
В результатеданного мероприятия прибыль от продаж увеличится на 5,44 % что на 12 094тыс. руб. больше, чем в предыдущем году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовойработе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейшихкатегорий экономики — прибыли, анализа ее формирования, оценки показателейприбыли, а также указаны пути увеличения прибыли.
В условияхрыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получениюориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции,нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренцииэтим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворениеобщественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом,указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимулдля инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечиваютошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбытапродукции.
В современнойнаучной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшуюпрактическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболееобъективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. Послевыявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимоприступить к планированию прибыли организации.
Впрактической части работы был проведен экономический анализ деятельности ОАОПтицефабрика «Сибирская» за 2005 – 2007 гг. Организация на конец 2007года имело устойчивое финансовое состояние, и при этом нужно отметить тенденциюк его улучшению. В целом, проведя анализрезультатов производственной и финансовой деятельности организации, можносделать вывод, что ОАО Птицефабрика«Сибирская» достаточно устойчивая организация, его производственный потенциал на протяжении 2007 годаувеличивался.
Уровеньрентабельности работ и реализованной продукциивысок, что так же характеризует организация как эффективно работающее.
На основеанализа было предложено и разработано мероприятие по введению новогооборудования. В результате ОАО Птицефабрика «Сибирская» придет кувеличению прибыли от продаж на 5,44 %. Основным источником дохода, как ипрежде, останется выручка, полученная от реализованной продукции птицеводствапроизводимой эмитентом.
Такиемероприятия не только повысят финансовую устойчивость предприятия, но ипозволят увеличить объем производства, значит и его выручку, что соответственноприведет к росту чистой прибыли.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. «Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принятГД ФС РФ 21.10.1994)
2. Налоговый кодексРФ от 5.09.2000 № 117-ФЗ
3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 4-е изд., доп. иперераб. — Финансы и статистика, 2006. — 416 с.
4. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?.. — М.: Финансы иСтатистика, 2007 – 223 с.
5. Бланк И.А.Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп.- Киев.:«Эльга, Ника-центр» 2007. – 656 с.
6. Гиляровская Л. Т.Экономический анализ.- М.: Юнити, — 2006 г. -320 с.
7. Карлик, А.Е.Экономика предприятия: справ. пособие. – М.: ИНФРА — М, 2005-432 с.
8. Ковалев В.В.Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
9. Ковалев В.В.Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и Статистика, 2006г.-240 с.
10. Ковалев В.В.,Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: ТКВолби, Изд-во Проспект, 2004. — 424 с.
11. Комментарий кПисьму МинФина России от 16.04.2009. № 03-03-06/1/245.- Консультант,2009,№12
12. Остапенко,В.В.Финансы предприятия: учеб. пособ/ В.В. Остапенко. – М.: Омега – Л, 2008 –302 с
13. Показателирентабельности//«Практическая бухгалтерия»,2008-№7
14. Поршнев, А.Г.Управление организацией: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007 – 669 с.
15. Романенко, И.В.Экономика предприятия: учеб. пособ / И.В. Романенко.- М.: Финансы и статистика,2007.-304 с.
16. Савицкая, Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., – Мн.: ИП«Экоперспектива», 2007 – 498 с.
17. Савицкая, Г.В.Экономический анализ: учебник. – Минск.: Новое знание, 2006.-450 с.
18. Семиникин В.В.Торговля. Энциклопедия. М.: ГроссМедиа, 2009.-697 с.
19. Финансыпредприятия: учеб. пособие / Н.Е. Заяц (и др.) – Мн.: Выш. шк., 2005 – 2-е изд.– 528с.
20. Шеремет А.Д.,Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческихпредприятий.- М.: Инфра-М, 2006.- 370 с.
21. Шеремет А.Д.,Баканов М.И. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и Статистика, 2008г. –380 с.
22. ШереметА.Д.,Сайфулин Р.С.Финансы предприятия.- М.: Инфра-М, 1999г. – 560 с.
23. Экономикапредприятия: учеб. пособ/ Е.В. Арсенова [и др.]. – М.: Юристъ, 2002 – 608 с.
24. Экономикапредприятия: учеб. пособ/ Л.Н. Нехорошева [и др.]. — Мн.: Выш. шк., 2005.- 3-еизд.- 383с.
25. www.inforus.ru/metodica.html