МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Реферат по дисциплине «Система национального счетоводства» на тему: «Анализ показателей теневой экономики на основе данных СНС» Выполнила: Проверила: доцент 2006 Введение Проблема отражения теневой экономики в данных официальной статистики в последние годы вызывает
повышенное внимание на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения. Обсуждение этих вопросов на международных совещаниях и накопление практического опыта в этой области
в ряде стран позволило впервые сформулировать в СНС-93 четкие основополагающие концепции, определения и классификации для отражения различных аспектов теневой экономики, различные методы ее оценки. Для описания всех видов экономической деятельности, прямо не учитываемой регулярным статистическим наблюдением, был предложен обобщенный термин – «ненаблюдаемая экономика». В странах с переходной экономикой, в том числе в России, проблема статического отражения ненаблюдаемой
экономики в настоящее время особенно актуальна, т.к. в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных отношений масштабы этой части экономики возрастают, что обусловлено многими факторами: 1. расширение частного сектора в результате приватизации государственных предприятий и появление новых частных предприятий, в том числе большого числа мелких предприятий; развитие частного предпринимательства без образования юридического лица, особенно трудно поддающегося учету; 2. несовершенство правовой базы регулирования экономики в период формирования ее многоукладности; 3. чрезмерный уровень налогообложения, превышающий финансовые возможности предприятий; 4. снижение уровня жизни населения, побуждающее его искать дополнительные источники доходов; 5. необходимость адаптации статистического наблюдения к новым условиям экономики; 6. необходимость прохождения периода становления новыми институтами, контролирующими производственную
деятельность в условиях рыночной экономики (налоговой службы и пр.). Согласно исследованиям австрийского экономиста Ф.Шнайдера, во второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика составляет в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23, в развивающихся страна – 39% ВВП. По своим размерам теневая экономика во всем мире сопоставим с экономикой
США. Значительные объемы неучтенной экономической деятельности существенно влияют на объем, структуру и согласованность макроэкономических данных, и в первую очередь ВВП и его компонентов, а различия в охвате и подходах к оценкам теневой деятельности могут приводить к несопоставимости макроэкономических показателей развитых стран. Поэтому учет ненаблюдаемой экономики и его унификация являются важной проблемой национального счетоводства.
1 Основные подходы к определению теневой экономики. Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности. Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы. При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений. Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению.
Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики. В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.
Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте. На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).
На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы. На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки. Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития. Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях. В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается
как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором. В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами
(криминологический и уголовно-правовой контроль). Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию. Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере. В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, криминологический, формально-правовой
и комплексный подходы. Мы рассмотрим учетно-статистический подход. Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС – максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП). Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений.
Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических. Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить
масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических
расчетов. Существует также категория экономических правонарушений и преступлений, которым в рамках данной методологии количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия на экономическую систему. Это происходит в том случае, если в результате их совершения имеет место либо перераспределение, не приводящее к изменению общего объема ВВП, либо упущенная выгода экономики в целом или отдельных субъектов, например, в результате недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях информационной асимметрии, перенесения ущерба от преступлений на потребителя посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией населения). Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство информационной базы статистических расчетов. Например, масштабы теневой экономики в
России являются заниженными, поскольку Госкомстат России при расчетах объема ВВП не учитывает последний из перечисленных видов теневой экономической деятельности в связи с отсутствием информации. По мере совершенствования информационной основы расчетов, статистический подход может быть более эффективно использован для оценки масштабов деструктивных видов экономической деятельности, а также для оценки роли теневой экономики не только в производстве, но и в потреблении
ВВП. Таким образом, учетно-статистический подход к определению теневой экономики, основанный на методологии СНС, может быть эффективно использован для выявления производительных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формировании экономической и правовой политики. Вместе с тем он нуждается в дополнении иными подходами, в большей степени способными отразить перераспределительный характер противоправной и общественно вредной экономической деятельности.
2 Определение теневой и неформальной экономики В соответствии с концепцией СНС-93 теневая экономика (в широком смысле слова) – это теневая экономическая деятельность по производству товаров и услуг и теневая деятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов. Теневая экономика предполагает создание системы неформальных связей между экономическими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющей официально установленный порядок организации экономических связей. Теневая экономика (в узком смысле) – это деятельность по производству обычных товаров и услуг, разрешенная законом и выполняемая производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемая от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов (в отношении техники безопасности, охраны окружающей среды и т.п.).
Скрытое производство может иметь место и на предприятиях (мелких и крупных), частично утаивающих продукцию и доходы. В СНС проводится различие между теневой и неформальной экономикой. Неформальная экономика – это производство рыночной продукции некорпоративными предприятиями сектора домашних хозяйств (включая предпринимательскую деятельность отдельных лиц), которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения нельзя отделить от их владельца.
Незаконное производство – это запрещенная законом и полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность, включаемая в границы производства в СНС: а. незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещено законом (производство и распространение наркотиков, контрабанда, проституция, нелегальные азартные игры и др.); б. деятельность по производству обычных товаров и услуг в принципе разрешенная законом, но становящаяся незаконной если она осуществляется
производителями, не имеющими на это права (например, услуги врачей, не имеющих диплома). Между теневым и незаконным производством не всегда можно провести четкую границу, т.к. незаконное производство также скрывается от государственных органов, а скрытое производство неизбежно связано с нарушением правовых норм, т.е. в сущности является незаконным. Однако в СНС теоретически нет необходимости пытаться во всех случаях разграничивать незаконное и скрытое производство, поскольку оба они должны быть включены в границы производства. В разных странах доля теневой экономики и ее структура различны в связи с различиями в экономической политике, характере и конкретных условиях функционирования официальной экономики, размерах и роли частного сектора экономики. Эти условия и, соответственно, формы теневой деятельности могут со временем меняться. В процессе перехода к рыночной экономике, основу которой составляет частное предпринимательство.
Круг ее зарегистрированных участников резко расширяется. В то же время одной из основных форм скрываемой от регистрации экономической деятельности становится уклонение от уплаты налогов путем полного или частичного утаивания от официального учета произведенной продукции, занижения прибыли и т.п. 3 Отражение теневой экономики в СНС и ее влияние на оценки ВВП. Требования полноты характеристики экономики предполагает взаимоувязанное
отражение всех аспектов ненаблюдаемой экономики во всей последовательности счетов: как в текущих счетах, отражающих производство, распределение и использование доходов, так и в счетах. Отражающих движение и состояние экономических активов (счета накопления, балансы активов и пассивов), а также в счетах товаров и услуг и в счетах «остального мира». Взаимоувязка показателей ненаблюдаемой экономики во всех счетах обеспечивает соответствие между незаконными
операциями, связанными с денежными поступлениями (например, доход от торговли наркотикам), и законными операциями, связанными с расходами (например, приобретение недвижимости торговцами наркотиков). Значительный объем неучтенной экономической деятельности существенно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, в частности на объем и структуру ВВП, вызывая искажение официальных данных о состоянии экономики:  размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества, не принимается во внимание при определении общего объема ВВП;  официально определенные темпы роста ВВп занижаются, если рост теневой экономики происходит более быстрыми темпами по сравнению с «легальной» экономикой (что характерно для стран в период перехода к рыночной экономике);  структура ВВП искажается как в отношении его производства в отраслях и секторах экономики, та к и отношении использования
конечных товаров и услуг. Объем ненаблюдаемой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен оцениваться и добавляться к стоимости выпуска. Рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться и другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость,
ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, конечное использование товаров и услуг. Одной из разновидностей теневой экономики является получение скрытого дохода от разницы в ценах на товары и услуги, представляющего собой различные доплаты сверх установленной цены за приобретенные товары и услуги, которые могут принимать форму чаевых, подарков и т.п. Они рассматриваются в СНС как составная часть стоимости товара или услуги и должны добавляться к величине
выпуска, валовой добавленной стоимости, ВВП, оплаты труда наемных работников или смешанных доходов. Это позволяет сбалансировать стоимость производства и использования товаров и услуг, а также величину полученных и использованных доходов. Не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его компонентах преднамеренное занижение предприятиями величины заработной платы с целью уменьшения налога на заработную плату и отчислений на социальное страхование. Для этого предприятия могут прибегать е оплате труда работников наличными деньгами или натурой без соответствующего отражения в бухгалтерском учете. Если эти случаи имеют место, в СНС должны быть увеличены оплата труда наемных работников, сальдо первичных доходов и располагаемый доход домашних хозяйств и уменьшена прибыль предприятий. Предполагается, что использование домашними хозяйствами этого дохода уже учтено, поэтому не нуждается
в корректировке. Согласно принципам СНС в границы производства не включается и не отражается в ВВП непроизводительная деятельность, связанная с перераспределением активов (как законным, так и незаконным). Эта деятельность не влияет на объемы ВВп, но сказывается на формировании активов секторов экономики, должна поэтому отражаться в соответствующих счетах СНС. ВТО же время ее следует ограничивать от таких аспектов криминальной деятельность, которые не связаны
с движением продуктов, доходов и активов и которые поэтому являются предметом анализа не СНС, а статистики правонарушений. В России значительное распространение получила утечка капитала за границу (например, незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков), которая представляет собой перераспределение активов и, как правило, сама по себе не влияет на размер ВВП и его структуру. Однако в ряде случаев она может быть связана с операциями по незаконному вывозу
товаров, которые оказывают влияние на размеры и структуру ВВП. Таким образом, необходим анализ содержания незаконных потоков ресурсов за границу, рассматриваемых как утечка капитала. Соответствие требованиям СНС предполагает использование комплексного исследования теневой экономики на всех этапах: при формировании исходной системы статистических показателей, характеризующих дано явление, определении программы, организационных форм, видов и методов статического наблюдения, формировании информационной базы, определении методов получения оценок отдельных явлений и теневой экономики в целом. Применение комплексного подхода в расчетах и при анализе теневой экономики предполагает использование показателей различных отраслей экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов и т.д.) и социальной статистики (статистики бюджетов домашних хозяйств, правонарушений).