Анализ полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.История Государственной Думы России
§1.Государственная Дума России в дореволюционный период
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
Глава 2.Государственная Дума Российской Федерации
§1.Структура Государственной Думы
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Функции законодательнойвласти в Российской Федерации осуществляет парламент – избираемый или частичноназначаемый коллегиальный орган, за которым Конституция признает высшее правозаконодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он одинправомочен выражать волю народа в форме закона.
«Парламент» – этообщеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде другихстран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальныхстранах этот государственный орган называется иначе: сейм – в Польше,фолькетинг – в Дании, альтинг – в Исландии, конгресс – в США.
Парламенты могут иметьдвухпалатную и однопалатную структуру. В основном в федеративных государствахпарламенты состоят из двух палат – верхней и нижней. Это обусловлено, с однойстороны, необходимостью представлять интересы субъектов федерации, разных понаселению и занимаемой территории, но имеющих одинаковыйконституционно-правовой статус; с другой стороны, стремлением к болееустойчивому равновесию сил, когда ничем не ограниченная власть одной палатысдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе[1].
Двухпалатная структурапарламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двухпалат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системывправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме ихарактере полномочий — у палат равное число депутатов, одинаковый объемполномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатамисовместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней инижней палаты — у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы,как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный составпалат и порядок их формирования и др.
Последний принциписповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структуройпостроения.
Принцип деленияпарламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата(именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения иформируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней)представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительстваот каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении ФедеральногоСобрания, состоящего из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.При этом Государственная Дума является представительством всегомногонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративныйхарактер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней(Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этимитерминами не оперирует.
Двухпалатная структурапалат исторически возникает в период буржуазно-демократических революций вкачестве способа сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой(нижней). Представляя привилегированные слои общества, верхние палатыформировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, имели болеедлительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемыенижней палатой, и др.
Таким образом, верхниепалаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним и тем самым обеспечивалистабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. Всовременный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарныхгосударствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентскогоэкспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемыхпарламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел вфедеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойноепредставительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямогопропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права;через равное представительство каждого из субъектов федерации.
Всевышесказанное позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
Цельданной работы рассмотреть конституционный статус Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации.
Задачиработы:
— рассмотретьисторию ГосударственнойДумы России;
— рассмотретьструктуру Государственной Думы РФ;
— охарактеризовать полномочия Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации.
Методологической базойданной работы являются общенаучный диалектический метод познания, а такжеметоды анализа, историко-правовой, сравнительно-правовой,специально-юридический.

ГЛАВА 1.ИСТОРИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ
§1.ГосударственнаяДума России в дореволюционный период
В отличие от многихевропейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в Россиипервое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем пониманииэтого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило названиеГосударственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовалаоколо 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая,вторая, третья, четвертая Государственные Думы).
Во всех четырех думах (вразном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занималипредставители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городскойинтеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представленияо путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательнымбыло то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные вуниверситетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думумногие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работаГосударственной Думы являлась в России начала XX века важным факторомполитического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественнойжизни.
Официально всесословноепредставительство в России было учреждено Манифестом об учрежденииГосударственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства влице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку вРоссии, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность вналичии представительного органа власти. Первоначально предполагался толькозаконосовещательный характер нового органа.
Манифест 17 октября 1905года «Об усовершенствовании государственного порядка» существенно расширилполномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционныхнастроений в обществе. При этом полновластие царя, то есть самодержавныйхарактер его власти, сохранялся.
Порядок выборов в первуюДуму определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно емуучреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская,крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь тепролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллионамужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщикприходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех — и четырехстепенными[2].
Общее число избранныхдепутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
23 апреля 1906 годаНиколай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообщемогла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности,предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российскогопарламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Всяисполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, ане от Думы зависело правительство.
Царь назначал министров,единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженныесилы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военноеили чрезвычайное положение. Более того, в свод Основных государственных законовбыл внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах междусессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшемНиколай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которыеДума наверняка не приняла бы.
Потому Думы, заисключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев.
Первая Думапросуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. ВДуму входили представители разных политических партий.
Ее самой многочисленнойфракцией были кадеты — 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов,социал-демократы — 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя,беспартийных — 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрнойтрудовой партии России, или, как они тогда назывались, «трудовики». Фракциянасчитывала в своих рядах 97 депутатов, и эту квоту практически сохранила всесозывы.
С самого начала своейдеятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволоми авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работыроссийского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Думаприняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных,реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидацииказенных, удельных и монастырских земель и т.д.
Через восемь днейпредседатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы.Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству ипотребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов она была распущенацарем, войдя в историю как «Дума народного гнева».
Вторая Думапросуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой был ГоловинФедор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов онабыла значительно левее первой, хотя по замыслу царской администрации должнабыла быть более правой.
Характерно, чтобольшинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурнымпроблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех илииных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела праваставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желалосчитаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницыне хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способомдобиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причинтого, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.
В результате введениянового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилоськоличество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось числоверноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов.
Третья Дума, единственнаяиз четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетнийсрок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
Эта Дума была значительнореакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. Втретьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов — 97. Появились группы: мусульманская — 8 депутатов, литовско-белорусская — 7,польская — 11.
Несмотря на своедолгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила изкризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросамреформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу,по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций,раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудныхусловиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать своемнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякоечрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей,могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться освоих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.
Интересный опыт былнакоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думедействовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состоялииз нескольких десятков человек.
Выборы членов комиссиипроизводились на общем собрании Думы по предварительному согласованиюкандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своихпредставителей.
Законопроекты,поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думскимсовещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы иего товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлениизаконопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проектрассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступлениядокладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении пренийпредседатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.
После второго чтенияпредседатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроектупостановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалосьпредлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторымпостатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которыемогли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраиваливлиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставилна голосование законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственныйзаконодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложениеисходило не менее чем от 30 депутатов.
Четвертая, последняя вистории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всегомира период — канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 годасостоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей,разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.
Обстановка не позволилачетвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постояннолихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, послекрупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт сисполнительной властью.
3 сентября 1915 годапосле принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустилина каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Думанедолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опятьраспущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактическисуществовала.
Дума сыграла ведущую рольв учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частныхсовещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкойк выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретовленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

§2.Высшиезаконодательные органы России (1917-1993гг.)
После Февральскойреволюции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских,крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд крестьянских советов, ав июне — рабочих и солдатских.
II съезд советов рабочихи солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всейвласти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим исолдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительныйкомитет) оказался носителем законодательных функций.
III Всероссийский съездсоветов в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: «Декларациюправ трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральныхучреждениях Российской республики». Здесь было официально оформлено образованиеРоссийской Советской Федеративной Социалистической Республики — РСФСР.
В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советовявляется «высшей властью», компетенция которой никак не ограничивается. Съездыдолжны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. — один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этотпоследний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказалсяПрезидиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. При ВЦИКе сложился значительныйрабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.
Установленнаяконституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийскихсъездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат отгородских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских — на 125тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались 7категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частныеторговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома,умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование былооткрытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийнаясистема).
РСФСР оказалась неединственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшейРоссийской империи. В итоге гражданской войны советская власть победила впровозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении,Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию — ЗСФСР). 30декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских республик в единоефедеративное государство — СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).
На II Всесоюзном съезде31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в нейгосударственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органомвласти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз вгод, а с 1927 г. — один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся насессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическаяпроцедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятыеПрезидиумом.
Именно СССР сталфактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касаетсяРСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзныхреспублик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзныхучреждений.
5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые иравные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришелВерховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривалзаконопроекты и утверждал указы своего Президиума.
21 января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Советреспублики, депутаты которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150тысяч населения.
В новой Конституции болеедетально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другиевопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящихорганов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили правопарламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума ВерховногоСовета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета.
В последующие годыполномочия и статус высшего органа законодательной власти в РоссийскойФедерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этомпути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и дополнений былисвязаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими иполитическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.
Самым принципиальнымизменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различнымиветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственнойвласти и Верховный Совет, состоящий из двух палат — Совета Республики и СоветаНациональностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительныйи контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательнойдеятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений повопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включаяподписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства иназначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к ПрезидентуРСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в РоссийскойФедерации.
Подобноеперераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентскихтрадиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личныеамбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых иполитических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительнойвластей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и ВерховногоСовета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.
21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе вРоссийской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществлениезаконодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народныхдепутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим Указом вводилось вдействие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии сэтим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу — нижнюю палатуФедерального Собрания Российской Федерации.
В развитиипредставительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап.
Первая Государственнаядума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12декабря 1993 года сроком на 2 года.

ГЛАВА2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1.СтруктураГосударственной Думы
ГосударственнаяДума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органомзаконодательной власти[3].По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов ипредставляет население всей страны. В состав Государственной Думы входят 450депутатов, избираемых по партийным спискам, на основе пропорциональнойизбирательной системы, по единому федеральному избирательному округу.
Внутренняяорганизация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работыопределяются Регламентом Государственной Думы. В Думе создаются партийныефракции, депутатские группы, парламентские комитеты и комиссии.
Общееруководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы(спикер), его заместители и Совет Думы, состоящий из Председателя и егозаместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правомсовещательного голоса.
ГосударственнаяДума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия ГосударственнойДумы в соответствии со ст. 40 Регламента ГД продолжается с 1 сентября по 25декабря, а весенняя — с 12 января по 20 июня.
ПредседательГосударственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думытайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытогоголосования.
Кандидаты,давшие согласие выдвигаться на эту должность, обязаны выступить на заседаниипалаты и ответить на вопросы депутатов Государственной Думы. Самоотводпринимается без голосования. Избранным на данную должность считается кандидат,за которого проголосовало более половины общего числа депутатов ГосударственнойДумы.
Еслина должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двухкандидатов и никто из них не набрал требуемого числа голосов, то проводитсявторой тур голосования, когда баллотируются два кандидата, получившиенаибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы можетголосовать только за одного кандидата. Избранным по итогам второго турасчитается кандидат, за которого также проголосовало более половины общего числадепутатов. В противном случае Государственная Дума проводит повторные выборыПредседателя либо принимает решение о выборах первого заместителя изаместителей Председателя Государственной Думы, после чего снова возвращается кизложенной процедуре. При этом допускается повторное выдвижение ранее выдвигавшихсякандидатов.
Выборызаместителей Председателя Государственной Думы проводятся по аналогичной схеме,но Регламент предусматривает возможность при решении данного вопросапроголосовать списком за предложенных кандидатов.
ПредседательГосударственной Думы выполняет следующие функции:
— ведетзаседания палаты;
— ведаетвопросами внутреннего распорядка;
— организуетработу Совета Государственной Думы;
— осуществляетобщее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
— назначаетна должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата ГосударственнойДумы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению КомитетаГосударственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
— назначаетна должность и освобождает от должности первого заместителя РуководителяАппарата — управляющего делами Государственной Думы, с согласия СоветаГосударственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата ГосударственнойДумы;
— представляетпалату во взаимоотношениях с Президентом России, Советом Федерации,Правительством, субъектами РФ, Конституционным, Верховным, Высшим АрбитражнымСудами, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией,Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой,с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, атакже с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств имеждународными организациями;
— участвуетв согласительных процедурах, используемых Президентом страны для разрешенияразногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а такжемежду органами государственной власти субъектов РФ;
— направляетпоступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему вдепутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы всоответствии с вопросами его ведения;
— подписываетпостановления Государственной Думы;
— направляетв Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проектызаконов и принятые федеральные законы;
— направляетПрезиденту России принятые федеральные законы;
— издаетраспоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
— представляетк назначению на должность и к освобождению от должности постоянногопредставителя Государственной Думы в Конституционном Суде РФ.
Всоответствии с Регламентом ГД палата вправе отменить любое распоряжение илипоручение Председателя.
ПредседателиГосдумы:
Государственнаядума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.) — Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной Думы № 8-IГД), фракция Аграрной партии России (АПР).
Государственнаядума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.) — Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной Думы № 7-II ГД), фракция КПРФ.
Государственнаядума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.) — Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат.
Государственнаядума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.) — Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной Думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия».
Государственнаядума V созыва (с 24 декабря 2007 г.) — Грызлов Борис Вячеславович (избран 24декабря 2007 г. — постановление Государственной Думы № 3-5 ГД), фракция «ЕдинаяРоссия».
ЗаместителиПредседателя Государственной Думы замещают Председателя в его отсутствие, атакже по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельностькомитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельностипалаты в соответствии с распределением обязанностей.
ВГосударственной Думе для предварительной подготовки и рассмотренияорганизационных вопросов деятельности палаты создается Совет (ст. 13-15Регламента ГД), в состав которого с правом решающего голоса входят ПредседательДумы и его заместители. Кроме этого, в работе Совета с правом совещательногоголоса участвуют председатели комитетов. Любой депутат Государственной Думывправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения о проектепорядка работы палаты.
Основныефункции Совета Государственной Думы[4]:
а)формирование проекта примерной программы законопроектной работы на текущуюсессию;
б)принятие решений о включении в эту программу того или иного законопроекта;
в)формирование календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц;
г)установление порядка работы палаты на очередное заседание;
д)созыв внеочередных заседаний палаты по предложению Президента России или потребованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятойголосов от общего числа депутатов Думы, или по предложению ПредседателяГосударственной Думы;
е)назначение того или иного комитета Государственной Думы ответственным заподготовку законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы(если вопросы законопроекта относятся к ведению и другого комитета, тоназначает его соисполнителем), направление его для рассмотрения в комитетыпалаты, депутатские объединения, а в случае необходимости — другим субъектамправа законодательной инициативы и определение срока подготовки отзывов,предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
ж)направление законопроекта (вместе с материалами к нему), подготовленногоответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, иматериалов к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы,внесшему в Государственную Думу данный законопроект, Правительству России идепутатам Государственной Думы;
з) попредложению комитетов Государственной Думы принятие решения о возвращениизаконопроекта субъекту права законодательной инициативы при отсутствиинеобходимых документов;
и)принятие решения о проведении парламентских слушаний, о награждении Почетнойграмотой Государственной Думы.
Необходимоотметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета.
Немаловажнаяроль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям(ст. 16-18 Регламента ГД). По регламенту все фракции обладают равными правами.
Депутатскоеобъединение, сформированное на основе партийного списка, прошедшего в Думу пофедеральному избирательному округу, именуется фракцией и должно бытьзарегистрировано независимо от числа ее членов. Регистрацию фракций проводитВременная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работыГосударственной Думы на основании:
а)сообщения Центральной избирательной комиссии о результатах выборов;
б)письменного уведомления руководителя фракции об ее образовании;
в)протокола организационного собрания фракции, который включает в себя решение оцелях ее образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах,уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседанияхпалаты, в государственных органах и общественных объединениях;
г)письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.
Послепрекращения полномочий Временной комиссии контроль над изменениями в составахдепутатских объединений осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламентуи организации работы Государственной Думы.
ДепутатГосударственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Таблица1 — Список фракций Государственной Думы V созываФракция Число депутатов Доля голосов Фракция Единой России 315 70% Фракция Коммунистической партии Российской Федерации 57 12,7% Фракция Либерально-демократической партии России 40 8,9% Фракция Справедливой России 38 8,4%
Всоответствии со ст. 101 Конституции Государственная Дума из числа депутатовпалаты образует комитеты и комиссии. Комитеты Государственной Думы в рамкахсвоей компетенции предварительно обсуждают законопроекты и готовят их крассмотрению Государственной Думой, а также дают заключения по законопроектам ипроектам постановлений. В соответствии с решением палаты они подготавливаютзапросы в Конституционный Суд, а в соответствии с решением Совета или попоручению Председателя Думы разрабатывают проекты постановлений о направлениипредставителей Государственной Думы в Конституционный Суд страны. Кроме того,они организуют парламентские слушания, дают заключения и вносят предложения оразделах проекта федерального бюджета и, наконец, организуют собственнуюдеятельность.
ГосударственнаяДума может создавать комиссии, деятельность которых может быть ограниченаопределенным сроком или конкретной задачей.
Всоответствии со ст. 20 Регламента Государственная Дума образует ряд комитетов.Перечень комитетов указанный в ст.20 Регламента не исчерпывающий: в случаенеобходимости палата может образовать и другие комитеты. Комитеты создаются насрок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.Каждый комитет имеет положение о своей деятельности, которое утверждается постановлениемпалаты.
Комитетыи комиссии, как правило, образуются на основе принципа пропорциональногопредставительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета икаждой комиссии определяется палатой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатовпалаты. Как правило, в комитетах создаются подкомитеты по основным направлениямдеятельности.
Председателикомитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов отобщего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций идепутатских групп. Но голосование может проводиться и по единому списку. Составкомитета и комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосовдепутатов.
Бытьчленом одного из комитетов (не более!) — обязанность каждого депутата ГосударственнойДумы, за исключением Председателя, его заместителей и руководителей депутатскихобъединений. Заседания комитета и комиссии проводятся не реже двух раз в месяц.В заседании комитета с правом совещательного голоса могут принимать участиедепутаты, не входящие в состав данного комитета или комиссии, а также вправеприсутствовать полномочные представители Президента и Правительства России вГосударственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы,законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета или комиссии, атакже статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителейфедеральных органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашеныэксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественныхобъединений и средств массовой информации.
Комитетымогут проводить совместные заседания, но решения принимают раздельно. Онивправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимыедокументы и материалы у руководителей государственных органов и иныхорганизаций.

§2.Полномочия Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации
Всоответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами ифедеральными законами Государственная Дума принимает постановления[5]:
а) ободобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции РФ, проекта федеральногоконституционного закона, о принятии федерального закона;
б) осогласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
в) онедоверии и доверии Правительству РФ;
г) оназначении на должность и освобождении от должности Председателя Центральногобанка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов,Уполномоченного по правам человека в РФ;
д) обобъявлении амнистии;
е) овыдвижении обвинения против Президента РФ;
ж) озапросе в Конституционный Суд РФ;
з) онаправлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;
и) опарламентском запросе;
к) одругих вопросах в рамках своей компетенции.
Проектыпостановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запросавносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседанияпалаты.
Кромеэтого, проект постановления может быть внесен Президентом страны, СоветомФедерации и его членами, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами икомиссиями Государственной Думы, Правительством России, законодательными(представительными) органами субъектов РФ, а также Конституционным, Верховным,Высшим Арбитражным судами по вопросам их ведения. Все проекты постановленийвносятся на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правовогоуправления.
ВКонституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц:самостоятельно Президентом или при участии других должностных лиц или органов,причем это участие может быть различно по форме и по содержанию. ПредседательПравительства назначается Президентом России (ч. 1 ст. 11 Конституции). Однаков решении этого вопроса участвует законодательная власть в лице ГосударственнойДумы (п. «а» ч. 1 ст. 103 Конституции). Это полномочие Государственной Думысвязано с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системойсдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Согласно п. «г» ч. 1 ст. 83Конституции, Государственная Дума должна принимать решение по кандидатуре,представленной Президентом России.
РеализацияГосударственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдениемусловий, установленных в ст. 111 Конституции РФ.
Первоеусловие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражениисогласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства — втечение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должностьПредседателя Правительства.
Другимусловием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении ее позициипо кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думойрешения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должностьПредседателя Правительства Президент без предварительного согласияГосударственной Думы назначает Председателя Правительства, распускаетГосударственную Думу и назначает новые выборы.
Условияреализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения ПредседателяПравительства представляют юридические средства содействия выработкеГосударственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре ПредседателяПравительства и элемент системы сдержек и противовесов. Конституция не требует,чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала «новая» кандидатура, ноона и не исключает этого. В части 4 ст. 111 Конституции сказано, что послетрехкратного отклонения представленных «кандидатур» Президент сам назначаетПредседателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новыевыборы.
РегламентДумы (ст. 144-148) предусматривает следующую процедуру согласования кандидатурыПредседателя Правительства в Государственной Думе. Президент России официальнопредставляет в палату кандидата на должность, и палата в течение недели со днявнесения обязана рассмотреть данную кандидатуру. В свою очередь, кандидатпредставляет Государственной Думе программу основных направлений деятельностибудущего Правительства страны и отвечает на вопросы депутатов. По окончанииэтой процедуры представители фракций и депутатских групп высказываются завыдвинутую кандидатуру или против нее. Решение принимается по усмотрению палатытайным или открытым голосованием. Согласие считается полученным, если запредложенную кандидатуру проголосовали большинство депутатов ГосударственнойДумы.
Вслучае отклонения Государственной Думой данной кандидатуры Президент РФ втечение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.Процедура рассмотрения остается прежней. После трехкратного отклоненияГосударственной Думой представленного Президентом кандидата на должностьПредседателя Правительства Президент назначает Председателя Правительствараспускает Думу и назначает новые выборы.
Выражениенедоверия Правительству России (в соответствии со ст. 117 ч. 3 Конституции) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов численностьюне менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы выноситмотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, котороеподается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проектапостановления палаты и списка депутатов — инициаторов выражения недоверия.Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения. Входе обсуждения задаются вопросы Председателю Правительства и другим егочленам, депутаты высказываются за выражение недоверия или против него.Преимущественное право выступления в этом случае принадлежит представителямдепутатских объединений; последнее слово предоставляется ПредседателюПравительства РФ.
Еслив ходе обсуждения депутаты, инициировавшие выражение недоверия, отзовут своиподписи и при этом численность депутатов, внесших указанное предложение, станетменее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с обсуждения бездополнительного голосования.
Постановлениео недоверии Правительству РФ может быть принято как открытым, так и тайным (порешению палаты) голосованием. Предложение о выражении недоверия ПравительствуРФ считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов.
Послевыражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправеобъявить об отставке Правительства либо не согласиться с решениемГосударственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит недовериеПравительству в течение трех месяцев, Президент либо объявит об отставкеПравительства, либо распустит Государственную Думу.
Нужносказать, что в соответствии со ст. 117 ч. 4 Конституции России ПредседательПравительства может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверииПравительству. В таком случае Государственная Дума рассматривает вопрос одоверии Правительству во внеочередном порядке по описанной выше процедуре.
Можноговорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой наусловиях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 117 Конституции; пределы этойответственности определяет Президент. При выражении недоверия (или отказе вдоверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставкеПравительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы. Оцениваязначение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральныхорганов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем ГосударственнаяДума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям,упомянутым в ст. 117 Конституции, а также в период действия военного ичрезвычайного положения и в течение шести месяцев перед окончанием срокаполномочий Президента (ч. 3, 5 ст. 109 Конституции). Следовательно, в этипериоды у Президента нет альтернативы — возможна только отставка Правительства.Однако в другие периоды досрочный роспуск может быть весьма реальным дляГосударственной Думы, если она не одобрит деятельность Правительства.
Кромеэтого, палата производит назначение на должности:
Уполномоченногопо правам человека (предложения о кандидатах могут вноситься ПрезидентомРоссии, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскимиобъединениями в Государственной Думе). Назначение на данную должность (ст.155-158 Регламента) производит именно Государственная Дума, а не какой-либоиной орган, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации» одной из основных егофункций является совершенствование законодательства РФ по правам человека иприведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права. Уполномоченный вправе выступать с докладом на очередномзаседании Государственной Думы, а также обратиться в Думу с предложением опроведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии порасследованию нарушения прав и свобод;
ПредседателяСчетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов (кандидатура ПредседателяСчетной палаты представляется Комитетом Государственной Думы по бюджету,налогам, банкам и финансам). Процедура назначения определена ст. 159-164Регламента Думы. Ввиду того, что Счетная палата призвана помогать парламенту восуществлении контроля над исполнением государственного бюджета и другихфинансовых законов, а в ряде случаев следить за финансово-хозяйственной деятельностьюгосударственных корпораций и предприятий, образование данного органа палатамиФедерального Собрания на паритетных началах вполне оправданно;
ПредседателяЦентрального банка РФ, членов Совета директоров Центробанка и представителейГосударственной Думы в состав Национального банковского совета. (КандидатуруПредседателя Центробанка представляет Президент России. В соответствии со ст.167 Регламента Думы одна кандидатура на данную должность не может бытьпредставлена более двух раз.)
Данныйорган, выполняя на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля, подотчетен Государственной Думе. Онежегодно, не позднее 15 мая, представляет Государственной Думе на рассмотрениегодовой отчет, утвержденный Советом директоров, а также заключение проверяющейего аудиторской фирмы, которую определяет Государственная Дума. В свою очередь,Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту и назаключение Правительству страны.
Кромеэтого, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельностиБанка России с участием его представителей. Председатель Банка Россиидокладывает Государственной Думе два раза в год о результатах деятельностиБанка и основных направлениях единой государственной денежно-кредитнойполитики.
ВзаимодействиюГосударственной Думы и Центрального Банка посвящены ст. 165-175 РегламентаДумы, в соответствии с которыми Государственная Дума может освободить отдолжности Председателя Банка России лишь по представлению Президента и не влюбом случае, а только если:
— истек срок полномочий;
— невозможно исполнять служебные обязанности, что подтверждено заключениемгосударственной медицинской комиссии;
— подано личное заявление об отставке;
— совершено уголовно наказуемое деяние, установленное вступившим в законную силуприговором суда;
— нарушены федеральные законы, которые регулируют вопросы, связанные сдеятельностью Банка.
Процедураосвобождения от должности Председателя Центрального банка РФ та же, что и приназначении.
Такимобразом, в силу определенной самостоятельности Центрального банка России отдругих органов государственной власти, применяется более усложненная процедураназначения на должность и освобождения от нее.
Ещеодин важный орган назначается с участием и Президента и парламента — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК), при этом в ееформировании участвует также не одна Государственная Дума, а обе палаты.
Следуетотметить и такой аспект деятельности Государственной Думы, как участие в процедуреотрешения от должности Президента России. Конституция страны устанавливает, чтоПрезидент может быть отрешен от должности только верхней палатой парламента,Советом Федерации, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Процедуревыдвижения обвинения против Президента посвящена гл. 22 Регламента ГосударственнойДумы. Отрешение Президента от должности может быть начато при внесениипредложения по инициативе не менее чем одной трети от общего числа депутатовГосударственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания напризнаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, и должно бытьнаправлено на заключение специальной комиссии, образованной палатой, для оценкисоблюдения процедуры и обоснованности обвинения. Специальная комиссияизбирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13членов с учетом пропорционального представительства депутатских объединений.
Даннаякомиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого обвинения, соблюдениекворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурныхправил до принятия палатой решения о выдвижении обвинения.
Комиссияна своих заседаниях заслушивает сообщения выступающих об известных им фактах ирассматривает необходимые документы, заслушивает представителя Президента РФ ивыносит заключение, после чего вопрос рассматривается на заседанииГосударственной Думы.
Поитогам обсуждения палата двумя третями голосов принимает постановление овыдвижении обвинения. Постановление принимается тайным голосованием сиспользованием бюллетеней и в пятидневный срок направляется на заключение вСовет Федерации, Конституционный и Верховный Суды. При отсутствии поддержкибольшинства в две трети голосов палата оформляет постановление об отказе ввыдвижении обвинения. Данное постановление окончательное и подлежитофициальному опубликованию.
Следующийвопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, — объявление амнистии(ст. 181, 182 Регламента). Амнистия — это акт высшего органа государственнойвласти, предусматривающий полное или частичное освобождение от уголовнойответственности или наказания и направленный на неопределенный круг лиц[6].Объявляет амнистию в соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции ГосударственнаяДума путем принятия постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.
Следующийаспект компетенции Государственной Думы — рассмотрение внешнеполитическихвопросов, которые палата может рассматривать как по собственной инициативе, таки в связи с обращением Президента страны либо по докладам и сообщениямПравительства и комитетов палаты (ст. 186-188 Регламента).
Приработе над проектом федерального закона о ратификации, прекращении илиприостановлении действия международного договора Российской Федерации СоветГосударственной Думы, исходя из содержания международного договора, определяетответственный комитет, куда и направляются на заключение все необходимыедокументы.
Ответственныйкомитет по данному вопросу может проводить парламентские слушания.
Подготовленноезаключение должно содержать рекомендации по ратификации или против ратификациимеждународного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию,прекращение или приостановление действия международного договора.
Кромезаключения, для обсуждения в палате ответственный комитет представляетГосударственной Думе проект федерального закона о ратификации, прекращении илиприостановлении действия международного договора и другие необходимыесопроводительные материалы. В обязательном порядке представляются заключенияКомитета Государственной Думы по международным делам и (или) КомитетаГосударственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время вРоссийской Федерации в соответствии с Конституцией государственная властьосуществляется на основе разделения властей и включает в себя законодательную,исполнительную и судебную. Законодательную ветвь власти осуществляетФедеральное Собрание – парламент Российской Федерации (статья 94 КонституцииРоссийской Федерации).
Федеральное собраниеявляется представительным и законодательным органом Российской Федерации.Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерациив целом и каждого субъекта Федерации в отдельности и обладает правом приниматьот их имени решения.
Конституция РоссийскойФедерации (п. 1 ст. 95) устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двухпалат – Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата наделяетсясобственной компетенцией и действует самостоятельно. Вместе с тем в ходезаконодательной деятельности палаты взаимодействуют между собой, для чегопредусмотрены соответствующие конституционные формы и механизмы.
Государственная Дума вРоссийской Федерации является палатой Федерального Собрания, органомзаконодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны.
Государственная Думаявляется представительным органом всего населения Российской Федерации исостоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РоссийскойФедерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Деятельность Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализациипредоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом,определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, являетсяКонституция Российской Федерации. Определение компетенции Государственной Думына конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палатыкак составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел. Этоне означает, что ей предоставлена полная самостоятельность, равнаясамостоятельности органа государственной власти. Конституционных оснований дляпризнания ее таковым органом нет[7].Государственная Дума — структурная часть федерального парламента в формепалаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) — Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательнойдеятельности на федеральном уровне, которая является основным направлениемдеятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат ненаделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодарясовместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единстводвухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числаимеющихся двухпалатных парламентов других государств.
В то же время нельзя отрицать определеннойсамостоятельности Государственной Думы в сферах ее ведения. Таковыми являютсявсе сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляетсязаконодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной Думынаходятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы,где общественные отношения регулируются законом. Такой вывод подтверждает,во-первых, структура федерального законодательства, во-вторых, внутреннееустройство самой Государственной Думы. На первой сессии каждого очередногосозыва она образует около трех десятков комитетов, которые функционируют повсему спектру деятельности Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. №237.
2.Федеральный конституционный законот 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О правительстве РоссийскойФедерации» // Российская газета. №245, 23.12.1997.
3.РегламентГосударственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II ГД(ред. от 11.06.2008) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
4.Абрамова А.И. Взаимодействиепалат российского парламента в современном законодательном процессе // Журналроссийского права. 2008. №7.
5.Баженова Т. М. Первыйроссийский парламент (к истории Государственной Думы) // Российский юридическийжурнал. 1995. № 2.
6.Большой юридическийсловарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М., 1999.
7.Гранкин И.В.Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной ДумыФедерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. 2005.№6.
8.Гранкин И.В.Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального СобранияРФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. 2005. №8.
9.Гранкин И.В.Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журналроссийского права. 2003. №1.
10.Жмыхова Л. Парламент вполитической системе современной России // Право и жизнь. 2004. № 73.
11.Исаев И.А. История государства иправа России. – М., 2008.
12.История России / Под ред.В.В.Керова. – М., 2001.
13.Катков Д.Б., Корчиго Е.В.Конституционное право: Вопросы и ответы. – М., 2004.
14.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основыроссийского права. – М., 2006.
15.Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. — М., 2004.
16.Колясников А. Государственная Думаи ее место в общественном устройстве современной России // Красная звезда.2003. 15 ноября.
17.Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации / Под общ. ред. Л.В.Лазарева. – М., 2007.
18.Конституция РоссийскойФедерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.,2007.
19.Мошкин С.В. Российскийпарламентаризм в конституционном контексте // Политическая наука игосударственная власть в Российской Федерации и новых независимых государствах.- Екатеринбург, 2004.
20.Осипян Б.А. Высшаямиссия законодательной власти // Представительная власть — XXI век:законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 5.
21.Парламентское право России / Подобщ. ред. О.Н.Булакова. – М., 2007.
22.Представительнаявласть в России: история и современность / Под ред. Л.К. Слиски. — М., 2004.
23.Садовникова Г.Д. Комментарийк Конституции Российской Федерации. – М., 2006.
24.Червонюк В.И. Конституционноеправо России – М., 2004.
25.Чиркин В. Конституционное правоРоссии. – М., 2006.
26.Юридическаяэнциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. — М., 2001.