Содержание Введение 1. Теоретические основы исследования параметров внешней среды 1. Понятие и сущность внешней среды организации 2. Анализ параметров внешней среды 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Артина» 1. Организационно-правовое положение ООО «Артина» 2. Финансово-экономическая характеристика
ООО «Артина» 3. Анализ параметров внешней среды, влияющие на ООО «Артина» 1. Анализ макроокружения ООО «Артина» 2. Анализ микроокружения ООО «Артина» 4. Пути повышения эффективности анализа параметров внешней среды на ООО «Артина» 27 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий
характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют
изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам
внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики. Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе
интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать
при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала. Целью курсовой работы является исследование параметров внешней среды, влияющие на организацию, для того чтобы выявить пути повышения эффективности анализа внешней среды на примере ООО «Артина». В соответствии с целью курсовой работы задачами исследования являются: 1. Рассмотрение внешних факторов, влияющих на деятельность организации 2. Анализ компонентов макроокружения организации 3. Анализ компонентов микроокружения организации 4. Повышение эффективности анализа внешней среды Объектом исследования курсовой работы выступает ООО «Артина». 1. Теоретические основы исследования параметров внешней среды 1. Понятие и сущность внешней среды организации Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации,
и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду [5, c. 15]. Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так
и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности
[9, c. 45]. Для того чтобы оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления. Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего лишь с несколькими категориями данных, необходимых для принятия управленческих решений.
В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи отмечают такую тенденцию, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей все время скоростью. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают строительную, пищевую промышленность, производство
тары и упаковочных материалов. В-четвертых, существует еще такая характеристика внешней среды как неопределенность. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Факторы внешней среды взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Так же, как изменение любой внутренней перемен¬ной может сказываться на других, изменение одного фактора окруже¬ния может обусловливать изменение других. Теперь, уже с учетом внешней среды, можно изобразить такую схему на рис. 1. Рис. 1 Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию Все эти характеристики внешней среды организации говорят о высокой динамике и вариантном характере происходящих в ней изменений, что накладывает на руководство задачи как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа сложившегося внешнего окружения фирмы [11, c. 107]. Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности. Методы, которые можно использовать при данном анализе можно объединить в две основные группы: методы сбора данных о внешней среде и методы анализа и прогнозирования ее факторов.
Последние включают в себя методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы [12, c. 97]. 1.2. Анализ параметров внешней среды Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале
организаций. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рис. 2) [4, c. 15]. Рис. 2 Компоненты макроокружения организации Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик как величина валового национального продукта, темп
инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки
и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой. Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть
создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются: 1. Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; 2. Участие в профессиональных конференциях; 3. Анализ опыта деятельности организации; 4. Изучение мнения сотрудников организации; 5. Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений [2, c. 120]. Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени.
Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных фактов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем. Система анализа макроокружения дает необходимый эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования
в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном
взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура (рис. 3) [4, c. 17]. Рис. 3 Состав микроокружения организации Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей,
что ожидает продукт в будущем и многое другое. Все это позволит фирме максимально эффективно использовать свой производственный потенциал. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: географическое месторасположение покупателя; демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.; социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.; отношение покупателя
к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают
большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками [7, c. 179]. Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт.
Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции. Угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов зависит не только от барьеров для входа, но и от ожидаемой реакции организации на вновь входящих в данный момент в сегмент рынка. Изучая состояние конкурентной среды организация должна контролировать не только структуру и динамику
поведения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов может быть следующим (рис. 4) [10, c. 110]. Рис. 4 Модель анализа непосредственных конкурентов фирмы Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами.
Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе. Нормальное функционирование любой организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих
названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации. Элементами инфраструктуры фирмы являются: кредитная система и коммерческие банки, биржи, аукционы, ярмарки, налоговая инспекция и др [1, c. 29]. Инфраструктура современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря наличию названных элементов инфраструктуры бизнес является цивилизованной
формой отношений между людьми. Все это говорит о важности данного элемента непосредственного окружения фирмы, поэтому при анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту. 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Артина» 2.1. Организационно-правовое положение ООО «Артина» Общество с ограниченной ответственностью ООО «Артина», именуемое в дальнейшем Общество создано на основании
Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 14 января 1998 года, иного законодательства Российской Федерации. Участниками общества являются две компании с ограниченной ответственностью. Общество строит свою работу на основании законодательства Российской Федерации и Устава. Общество создано без ограничения срока деятельности. Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности быть истцом и ответчиком в суде. Общество может иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности в Общества. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории
Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет расчетный счет, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, а так же может иметь зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и др. средства индивидуализации. ООО «Артина» выпускает в основном различного рода изделия, применяемые для тепловой изоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов. Основные направления деятельности:
1. производство теплоизоляционных материалов; 2. розничная и оптовая торговля теплоизоляционными материалами. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания Участников Общества. Филиалы и представительства Общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их Общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства Общества несет создавшее их Общество. Прибыль, остающаяся в распоряжении
Общества после расчетов с государственным бюджетом, уплаты процентов по кредитам банков и отчислений в установленные фонды, передается участникам и расходуется ими по своему усмотрению. 2.2. Финансово-экономическая характеристика ООО «Артина» В данной части работы представлена общая характеристика финансового состояния рассматриваемого Общества. Основной целью анализа хозяйственной деятельности предприятия является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия. Для анализа финансовой устойчивости рассматриваемой возьмем данные бухгалтерского баланса за 2007 г (см. приложения 1) и рассчитаем коэффициенты финансовой устойчивости. Значение выше перечисленных показателей представим в таблице 1. Таблица 1 – Показатели финансовой устойчивости ООО «Артина»
Наименование показателей Начало года Конец года Отклонение Норма Коэффициент финансовой независимости 0,003 0,002 -0,001 К1>=0,5 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 1,004 1,011 0,007 К2<=1 Коэффициент обеспеченности собственными источниками 0,007 0,013 0,006 К3>=0,6-0,8 Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,45 0,33 -0,12
К4<0,5-0,2 Проанализировав приведенные коэффициенты и сравнив их с нормативными, можно увидеть, что все показатели финансовой устойчивости ниже нормативных. Так как предприятие находится в состоянии невесомости и зависимости от поставщиков и покупателей и т.п. Таким образом, коэффициент финансовой независимости показывает, что зависимость Общества от заемных источников финансирования хозяйственного кругооборота очень велика, притом к концу
отчетного года она возрастает, о чем свидетельствует снижение коэффициента в динамике. Второй показатель соотношения заемных и собственных средств Общества, также подтверждает зависимость от привлечения заемных средств, а увеличение этого показателя показывает на рост обязательств предприятия как долгосрочных, так и краткосрочных. Коэффициент обеспеченности собственными источниками также ниже нормы, однако, его незначительный рост имеет положительную тенденцию. Последний показатель удельного веса дебиторской задолженности в стоимости имущества, как раз находится в рамках нормы и говорит о том, что для конкретно рассматриваемого предприятия большая доля дебиторской задолженности не влияет на финансовое состояние предприятия, так как вся она носит краткосрочный характер. Оценка ликвидности и платежеспособности Общества представим в виде таблицы 2. Таблица 2 – Характеристика платежеспособности и ликвидности
ООО «Артина» Наименование показателей Начало года Конец года Отклонение Норма Общий показатель ликвидности 0,77 0,86 0,09 К1 >=1 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,54 0,66 0,12 К2>0,2-0,7 Коэффициент «критической» оценки 0,993 0,988 -0,005 допустимо 0,7-0,8; желательно К3>=1,5 Коэффициент текущей ликвидности 0,993 0,98 8 -0,005 необход. значение 1; оптимальное не менее 2
Коэффициент маневренности функциониpyющего капитала -0,016 -0,028 -0,012 Уменьшение показателя в динамике -положительный факт Доля оборотных средств в активах 0,99 0,98 -0,01 зависит от отраслевой принадлежности предприятия Характеристика платежеспособности и ликвидности Общества, так же демонстрирует специфику его деятельности, так как по общему показателю ликвидности, можно сказать, что предприятие может погашать свою задолженность,
но это зависит от его дебиторской и кредиторской задолженности, так как это основные статьи баланса, которые имеют вес, и в виду того, что деятельность предприятия происходит в пределах краткосрочных задолженностей, его можно называть достаточно ликвидным. Также Общество имеет весомые показатели финансовых вложений и денежных средств на расчетном счете, что позволяет покрывать какую часть кредиторской задолженности, к тому же тенденция к увеличению этого показателя, также характеризуется с положительной стороны. Коэффициент текущей ликвидности говорит о том, что мобилизовав все оборотные средства Общества можно погасить обязательства по кредитам. Коэффициент маневренности показывает, что функционирующий капитал Общества достаточно ликвиден и не заморожен в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности.
Таким образом, по краткому анализу финансового состояния Общества можно судить о достаточно стабильном его положении, но следует отметить, что эта стабильность может быть оценена в краткосрочной перспективе, так как предприятие не имеет долгосрочных обязательств, что возможно усилило бы его вес на рынке. 3. Анализ параметров внешней среды, влияющие на ООО «Артина» 3.1. Анализ макроокружения ООО «Артина»
Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Российской Федерации в настоящее время. Так, анализируя ситуацию в промышленности за 2005 – 2007 годы в целом по России с учетом оценки объемов производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях можно отметить, что за этот период
времени наибольший рост объемов выпуска промышленной продукции отмечен в производстве изделий из кожи и обуви (на 17%), производстве пластмассовых изделий (на 12%). Но одновременно наблюдалось сокращение производства на предприятиях электроэнергетики – на 5,5%. Поэтому, чтобы оценить влияние происходящих экономических процессов на ООО «Артина», нужно рассмотреть сложившееся положение дел в той отрасли, к которой относится эта организация.
Оборот оптовой торговли в 2007 г. составил 19 859,1 млрд. руб что на 9,9% больше, чем в 2006г. Необходимо также отметить, что в экономике сохраняются инфляционные процессы. В 2006 г. уровень инфляции несколько снизился и составил 9%, в 2007 г. произошел скачок цен, что отразилось и на уровне инфляции, которая по официальным данным составила 11,9%. В 2008 г. уровень инфляции за январь – 2,3%, за февраль – 1,1% [16]. Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений государственной поддержки, поскольку низкая доступность финансовых ресурсов признана одной из ключевых проблем в деятельности малых предприятий. Финансирование субъектов малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе под конкретные инвестиционные проекты или бизнес-планы, представляемые на экспертизу в соответствующий уполномоченный орган. Анализ правового регулирования.
Нормативно-правовая поддержка малого бизнеса со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики. К сожалению, в настоящее время российский малый бизнес не располагает самостоятельной законодательной и нормативной базой, учитывающей специфику условий деятельности субъектов малого предпринимательства,
особенности его взаимоотношений с различными хозяйствующими субъектами и органами власти и управления, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, деятельность субъектов малого бизнеса только на федеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов, включая ведомственные нормативные правовые акты. Как следствие, при регулировании сектора малого предпринимательства возникают многочисленные административные барьеры на этапах регистрации, лицензирования, контроля деятельности малых предприятий и др.
Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стабильную. На выборах президента победил Д.А. Медведев, который является продолжателем реформ Путина В.В в лице которого как большинство россиян, так и мировая общественность видят своего рода гаранта политической стабилизации в РФ. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере в этом году привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования. Правовая компонента макроокружения недостаточно разработана и в полной мере не соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который замедляет темпы экономического развития. Социальная составляющая ООО «Артина» характеризуется следующими тенденциями.
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная за 1 квартал 2008г. составила 16428 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 29,9%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за этот период составила к уровню марта 2007 года 114,6%. Среднемесячный доход одного работающего составил за 1 квартал 2008 года 13773 рубля. Среднемесячная заработная плата в
ООО «Артина» в марте 2008 года составила 10690 рублей. Одной из важнейших причин серьезного ухудшения уровня жизни населения и усиления социальной напряженности является задолженность по выплате заработной платы. На 1 апреля 2008г. по сведениям организаций суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2900 млн.рублей и уменьшилась по сравнению с 1 марта 2008г.
на 42 млн.рублей (на 1,4%). Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2008г. составила 2665 млн.рублей, или 91,9% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 марта она снизилась на 51 млн.рублей (на 1,9%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 235 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 марта на 9 млн.рублей (на 3,8%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 106 млн.рублей (увеличение на 15 млн.рублей, или на 16,7%), бюджетов субъектов Российской Федерации – 31 млн.рублей (снижение на 4 млн.рублей, или на 12,3%), местных бюджетов – 98 млн.рублей (снижение на 2 млн.рублей, или на 2,2%). Таким образом, растущие доходы населения положительно сказываются на предприятии, так как от уровня дохода напрямую зависит потребительская способность населения.
Рассмотренная компонента макроокружения сильно влияет на деятельность, осуществляемую ООО «Артина» в силу того, что из-за устаревшей производственной базы возрастают издержки, сильно увеличивая себестоимость производимой продукции и, тем самым, снижая конкурентоспособность продукции. На предприятии за текущий год произошло выбытие основных средств на 4819 тыс. рублей, а выправить ситуацию можно лишь рассчитывая на собственные средства, так как чистая прибыль за 2007 года возросла на 2285
тыс. рублей и составила 4047 тыс. рублей. 3.2. Анализ микроокружения ООО «Артина» При проведении анализа непосредственного окружения ООО «Артина» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Наиболее крупными потребителями производимой продукции (строительные материалы) являются юридические лица, на их долю приходится 68% потребления.
С 2003 года наблюдается устойчивый рост потребления продукции ООО «Артина». Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ООО «Артина» (таб. 3). Таблица 3 – Поставщики ООО «Артина» Поставщик Объем поставляемой продукции, тыс. руб. Структура, % ОАО «Прима» 2300 18,83 ООО «Теплоизоляция-ППУ» 2253 18,45
ООО «Комплектпромсервис» 4135 33,86 Все наиболее важные источники сырья для производства основных видов продукции (теплоизоляционные материалы) ООО «Артина» закупает в пределах Краснодарского края. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков наиболее дорогостоящих видов сырья в связи с тем, что продукция прежних была значительно дороже. При анализе микроокружения ООО «Артина» также следует изучить конкурентов. Непосредственными конкурентами являются ООО «Росторг», ООО «Строй Ресурс», ООО «Интерстрой» и ООО «Афакс». Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (таблица 4). Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ООО «Артина» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса.
Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как неизменная технология и медленно обновляемое оборудование значительно увеличивают себестоимость. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что среднемесячная зарплата на предприятии не превышает 10360 рублей, тогда как у других заводов, производящих аналогичную продукцию затраты на
оплату труда выше, что позволяет ООО «Артина» поддерживать цены на конкурентном уровне. Экономия на заработной плате несет в себе опасность того, что высококвалифицированный персонал уйдет на более высокооплачиваемые должности. Таблица 4 – Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами Предприятие Пенопласт ПСБ-С 15 (цена за м3), руб. Пенопласт
ПСБ-С 25 (цена за м3), руб. Пенопласт ПСБ-С 35 (цена за м3), руб. ООО «Артина» 970 1230 1790 ООО «Росторг» – 1305 1805 ООО «Строй Ресурс» 952 1220 1778 ООО «Интерстрой» 976 1235 1770 ООО «Афакс» 975 1215 1785 Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей,
и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого. Также нужно оценить ситуацию и с продукцией, заменяющей изделия ООО «Артина». Ею являются теплоизоляционные материалы из пенополиуретана по цене 21,36 рубля за метр, плиты из пенополистирола по цене 700 рублей за м3. Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ООО «Артина», так как на ближайшие 3 года планируется увеличить персонал только на 3 человека. Из составляющих инфраструктуру элементов ООО «Артина» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим банком «Кубань кредит», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции. Таблица 5 – Ранжирование среды ООО «Артина» Фактор среды
Важность для отрасли (от 1 до 3) Влияние на организацию (от 0 до 3) Направление влияния (+1 или –1) Степень важности (D=A*B*C) A B C D Состояние экономики 3 3 + 9 Политика 2 2 + 4 Правовая среда 1 1 _ -1 Соц. компонента 1 0 _ 0 Технология 1 1 _ -1 Природно-географич. 1 1 _ -1 Потребители 3 3 + 9
Поставщики 2 3 _ -6 Конкуренты 3 1 _ -3 Инфраструктура 1 1 + 1 Рынок рабочей силы 1 0 + 0 А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ООО «Артина». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 5). Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель
носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ООО «Артина» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду. 4. Пути повышения эффективности анализа параметров внешней среды на ООО «Артина» Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения
анализа внешней среды на ООО «Артина» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. В то же время факторам микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия (приложение). В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды. В целом можно отметить, что в ООО «Артина» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией
и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране (рис. 5). Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется
в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ООО «Артина» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением разве что отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на
ООО «Артина» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления. Рис. 5 Факторы внешней среды ООО «Артина», изучаемые некоторыми неспециализированными для этого подразделениями Одной из главных причин подобного положения дел на ООО «Артина» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов. Для повышения эффективности анализа внешней среды на ООО «Артина» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рис.
6. Рис. 6 Процесс анализа внешней среды ООО «Артина» На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации.
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних,
так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде. Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде. После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить. Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке
необходимо проводить прогнозирование внешней среды. Прогнозы должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские
институты, высшие учебные заведения и т. п. Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы. Они должны работать в тесном контакте с отделом маркетинга, от которого должны получать необходимую
методическую помощь и информацию. Организация исследования внешней среды на комплексной и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение анализа следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер. Поэтому необоснованное сокращение финансовых ресурсов на этот вид деятельности может отрицательно сказаться на качестве стратегических и оперативных управленческих решений. Заключение За последнее время внешняя среда бизнеса в России не претерпела существенных изменений в лучшую сторону. Подавляющее большинство предпринимателей и руководителей считает, что государственная поддержка необходима
им, особенно на начальных этапах предпринимательской деятельности, однако на всех уровнях власти бизнесу, особенно малому, уделяется внимания меньше, чем это необходимо в нынешней ситуации. Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабы¬ми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые
заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Орга¬низация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвиже¬ние к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие определяющие моменты, которые определяют
высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации. Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовом и техническом обеспечении.
Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений. Список использованной литературы 1. Афанасьева Т.П Буев В.В Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М.: ИКЦ Бизнес-тезаурус, 2006 2. Барнетт Д Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 2002 №1 –
С. 118-127 3. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во Триада, Лтд, 2006 4. Виноградов М.А. Проблемы соответствия организационных структур внешней среде // Агробизнес в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». – Барнаул : ООО «Полиграфист», 2007 5. Виханский
О. С Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Фирма Гардарика, 2007 6. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 4-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005 7. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2007 8. Жих Е. М Панкрухин А.П Соловьев В. А. Маркетинг: как завоевать рынок – Л.: Лениздат, 2002 9. Забелин П. В Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 2007 №6 – С. 56-63 10. Каретников Т. М Каретников М. В. Конкурентоспособность фирм. – Челябинск, ЧГТУ, – 2006 11. Котлер Ф. Основы маркетинга:
Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Паньковой Е. М. – М.: Прогресс, 1990 12. Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 2002 13. Мескон М Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994 14. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. –
М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007 15. Юданов А. Д. Конкуренция: теория и практика. – М.: Акалис, 2006 16. www.gks.ru