Анализ правовых основ и содержания общего прокурорского надзора Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(МГЮА)
ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И СОДЕРЖАНИЯОБЩЕГО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Научный руководитель: к. ю. н., доцент,
Илюшин Николай Николаевич
Выполнил работу: студент 2 курса
6 группы заочной формы обучения
Катканова Ольга Сергеевна
Адрес: г. Вологда, ул. Конева, д.6,кв.38
ВОЛОГДА 2011/>

Оглавление
Введение
Глава 1. Общий надзор как основная отрасль надзора органовпрокуратуры
§1. Понятие общего прокурорского надзора
§2. Место общего надзора средидругих отраслей прокурорского надзора
§3. Проблемы и перспективы общего прокурорского надзора
Глава 2. Содержание общего прокурорского надзора
Глава 3. Акты прокурорского реагирования
§1. Протест прокурора
§2. Представление прокурора
§3. Постановление о возбуждении уголовного дела илипроизводства об административном правонарушении при выявлении нарушений закона
Заключение
Библиография
Введение
В Российской Федерации прокуратура является особымгосударственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл,сущность и основу деятельности. То есть в России в первую очередь делается упорна осуществление прокуратурой общего надзора. Тогда как в мире чаще всего прокуратураявляется системой государственных органов, осуществляющих надзор за расследованиемуголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе.
Правовая реальность современного российского обществасложна и многогранна. Впервые за много лет органы прокуратуры столкнулись с тем,что законодательное поле Российской Федерации формируется одновременно тремя источниками:Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.В связи с этим увеличивается роль прокуратуры и значимость её деятельности, а значити актуальность данной работы.
Объект данной курсовой работы, общий прокурорскийнадзор, рассматривается в рамках дисциплины административное право.
Целью данной работы является анализ основной сферыдеятельности прокуратуры Российской Федерации — общего прокурорского надзора, егоправовых основ и содержания. Поставленная цель решается посредством следующих задач:
раскрытие понятия общего надзора органов прокуратурыи его места среди отраслей прокурорского надзора;
исследование содержания общего прокурорского надзора;
исследование актов прокурорского реагированияна нарушения закона.
В процессе написания работы были использованызаконодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по административномуправу, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме. Теоретическойбазой для работы послужили труды таких ученых как В.И. Басков, Б.В. Коробейников,В.Б. Ястребов, Ю.Е. Винокуров, Л.Л. Поповой, Чувилевой А.А. и ряда других авторов.
В курсовой работе используется термин «прокурорскийнадзор», поскольку на данный момент во всех законодательных актах используетсяименно он: в ФЗ «О Прокуратуре РФ», в приказах Генеральной прокуратурыи других правовых актов применяется именно этот термин.
Глава1. Общий надзор как основная отрасль надзора органов прокуратуры§1. Понятие общего прокурорского надзора
Прокурорский надзор[1] — это особый вид государственной деятельности. Он распространяется на все правовыеотношения, происходящие на территории РФ, являясь в этом смысле универсальным средствомгосударственного регулирования. Цели деятельности органов прокуратуры заключаютсяв обеспечении:
верховенства закона;
единства и укрепления законности;
защиты прав и свобод человека и гражданина;
охраняемых законом интересов общества и гражданина.
Надзор за исполнением законов традиционно именуются общим надзором.В Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре РФ», а также приказахГенерального прокурора РФ определены задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляютв Российской Федерации надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственногоуправления и власти, а также должностными лицами, соответствовали Конституции РФи федеральным законам. Наряду с проверкой законности издаваемых актов другой задачейорганов прокуратуры в сфере общего надзора является обеспечение точного и единообразногоисполнения законов как должностными лицами, так и гражданами. По мнению профессораВ.И. Баскова «здесь речь идет прежде всего об охране трудовых, имущественныхи иных прав и законных интересов граждан, соблюдении должностными лицами требованийзакона о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»[2].
В число объектов прокурорского надзора в сфере исполнительнойвласти входит федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иныефедеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы исполнительной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления. Однако, прокурору не предоставленоправо опротестовывать постановления, распоряжения Правительства РФ и правительствреспублик в составе РФ, а так же указы Президента. Это — прерогатива конституционногоконтроля. Но если принятое, к примеру, Правительством РФ постановление противоречитКонституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этомПрезидента РФ. [3]
Проверка заявлений, жалоб и иные сообщений, информирующих о нарушенииправ и свобод человека и гражданина, осуществляется в ходе общенадзорной деятельности.В случае подтверждения нарушений прокурор принимает меры по их пресечению и предупреждению,а так же привлечению к ответственности виновных.§2. Место общего надзора среди других отраслей прокурорскогонадзора
Созданию прокуратуры, Россия обязана Петру I. Император определилфункции прокуратуры следующим образом: осуществление контроля за соблюдением законностив деятельности центральных и местных органов государственной власти. Н.В. Муравьёв(1850-1908) видный государственный деятель и Генерал-прокурор Российской империисвидетельствовал, что в Росси «прокуратура с момента ее создания (1722г) идо судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущественно органом общего(административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая давность.составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное взаконе, слабое и незначительное на практике». [4]
Следовательно, первоначальнойцелью создания прокуратуры в России было учреждение органа, обладающего общенадзорнымифункциями, то есть надзором за законностью деятельности государственных органови должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Общенадзорные полномочия прокуратурапотеряла в следствие судебной реформы в 1864 г.
На настоящий момент в соответствии с законом РФот 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской федерации» на органы прокуратурыот имени Российской федерации возложено осуществление надзора за соблюдением конституцииРФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органовпрокуратуры включает в себя ряд направлений, одним из которых является общий надзор.Осуществление общего надзора является главной отраслью деятельности органов прокуратуры.Это связано с тем, что он охватывает большее количество объектов и правоотношений,чем другие отрасли.
Общему надзору в ФЗ «О прокуратуре РФ»Глава 1 Раздела III. На ряду с данной отраслью прокурорского надзора в ФЗ выделяютсяследующие:
надзор за соблюдением прав и свобод человека игражданина теми же органами и должностными лицами;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациямиорганов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительногохарактера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
участие прокурора в рассмотрении дел судами.§3.Проблемы и перспективы общего прокурорского надзора
Отрицательное отношение к государственным контрольныммеханизмам, в том числе и к прокуратуре, стало одной из важнейших тенденций«переходного» периода от социалистического к демократическому государству.Многие правоведы считали прокуратуру прокоммунистический органом, который не поддаетсяреформированию и подлежит если не ликвидации, то резкому ограничению путем изъятияглавной функции — надзора за законностью. [5]
Однако, несмотря на подобное мнение учёных, иподдержку его Советом Европы, в целом структура прокурорского надзора была сохранена,как и основные отрасли и направления прокурорской деятельности, что зафиксировалидополнения и изменения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»в 1999 г. [6]
Так же одной из серьёзных проблем является недостаточностьосвещения вопросов теории прокурорского надзора, проблемам прокурорско-надзорногоправа как отрасли российского права. В свое время российские ученые уделяли этимпроблемам достаточно большое внимание, в частности, они рассматривались в работахВ.И. Веретенникова, А.Ф. Кони. Н.В. Муравьева. Однако события конца XIX — началаXX века не способствовали дальнейшему развитию теории прокурорского надзора, формированиюпрокурорско-надзорного права как отрасли права. После образования советской прокуратурытеории ее функционирования также не уделялось должного внимания, а выходившие работыв основном посвящались отдельным проблемам организации и деятельности воссозданныхорганов прокуратуры. В 1997 году Л.А. Николаева поддержала и развила позицию о прокурорско-надзорномправе как отрасли права. В 2001 году Амиров М.А. в своей работе «Прокурорскийнадзор и права человека» осветил важную тему для развития прокуратуры.
Всё же изменение структур государственной властии управления, новые условия жизни общества, возникшие в законодательстве противоречияи пробелы требуют большего теоретического осмысления с тем, чтобы выработать рекомендациидля законодателя и практики, сформулировать соответствующее современным реалиямпонятие предмета правового регулирования в сфере прокурорско-надзорной деятельности,ответить на вопросы о методах правового регулирования, полно и аргументировано определитьправовое регламентирование прокурорской деятельности в системе российского права.Только такое теоретическое исследование способно по-настоящему помочь решению проблем,возникающих в практической работе органов прокуратуры.
Одним из важнейших принципов деятельности органов прокуратуры,закрепленных в Конституции РФ, является ее независимость от местных органов. Онрассматривался как важнейшее средство обеспечения законности и в период Российскойимперии. Еще в п.1 раздела IX Указа от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» Петр I писал: «Генерал и обер-прокуроры ничьемусуду не подлежат, кроме нашего». Исторический опыт и сложившаяся в настоящеевремя обстановка, в частности проявление элементов сепаратизма, требуют восстановлениярассматриваемого принципа в полном объеме. Следует исключить из Конституции РФ иФедерального закона «О прокуратуре РФ» положение о том, что прокурорысубъектов Федерации назначаются по согласованию с их представительными органамиЭто будет способствовать независимости прокуроров и, следовательно, большей эффективностиосуществления общего надзора за соблюдением и исполнением законов.
Еще одна проблема связана с совершенствованием мер реагированияна нарушения закона. Несомненно, что прокурору предоставлены достаточно широкиеполномочия по осуществлению общего надзора за соблюдением законности, но не выработаночеткого и должным образом работающего механизма по их реализации, что отрицательносказывается на эффективности и оперативности общего прокурорского надзора. В частности,Федеральным законом «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что акты прокурорскогореагирования (протесты, представления, постановления) должны быть рассмотрены ипо ним должны быть приняты меры в установленные сроки. Однако нередко требуетсянезамедлительное реагирование, поскольку действие опротестованного акта или действиядолжностного лица могут иметь крайне негативные последствия, например, в сфере прави свобод человека и гражданина. По мнению Заслуженный юрист РФ, доктор юридическихнаук В.И. Рохлина, закон должен установить, что при принесении прокурором протестана какой-либо правовой акт его исполнение должно быть приостановлено до рассмотренияпротеста. Также должны быть прекращены до рассмотрения протеста и опротестованныедействия должностного лица. Это не только укрепит режим законности, но и подниметпрестиж прокурорского надзора. Следует отметить, что законодательство СССР содержалоподобные нормы.
Глава2. Содержание общего прокурорского надзора
Содержанием общего прокурорского надзора является сумма связанныхмежду собой действий, главными из которых являются действия прокурора при осуществлениинадзора за исполнением закона, а также действия самих правонарушителей, потерпевших,граждан, информирующих о нарушениях законности.
По целям деятельность прокурора, осуществляемая в процессе общегонадзора, подразделяется на две части: выявление нарушений законности и реагированиена них.
Надзор за соблюдением законности начинаетсяс проверки соблюдения её различными субъектами. Это самая трудоёмкая часть прокурорскойдеятельности, так как правонарушители по возможности уничтожают следы нарушенийзакона. В этом плане проверка соблюдения законности является своеобразным аналогомрасследования.
Деятельность по выявлению правонарушенийобычно начинается со сбора прокурором фактических данных о них, в том числе их правовыхпоследствий: размер причиненного вреда, характер ответственности и т.д. Подлежатобязательному выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия, способствовавшиесовершению данных правонарушений.
Реагирование на нарушения законноститак же важно, так как ни одно нарушение закона не должно быть оставлено без соответствующеговоздействия со стороны прокуратуры. Только условии неотвратимости наказания за совершениеправонарушения возможно реальное укрепление законности в нашем государстве.
Способом реагирования при осуществленииобщего надзора является обращение прокурора к соответствующим компетентным органам,должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушенийзаконности и сопутствующих им обстоятельств. Например, после признания незаконностипостановления главы мэрии города, прокурор направляет ему протест, в котором содержитсятребование об отмене либо приведении в соответствии с законом указанного акта. Особенноважно при принятии мер прокурорского реагирования обеспечить наступление необходимогорезультата. Стоит учесть, что не любое нарушения закона возможно искоренить. Например,до сих пор не изжиты случаи пропуска сроков расследований преступлений. Однако,реагирование на эти факты всё же обязательно, так как иначе в обществе будет растипренебрежение к закону и его защитникам. Реагирование может быть выражено в привлечениивиновных лиц к установленной законом ответственности либо в предупреждении их онедопустимости подобных нарушений закона. Так же в юридической литературе иногдарассматривается и третья часть общего прокурорского надзора — предупреждение правонарушений[7].Данная функция, действительно, присуща прокурорскому надзору, и в обязанности прокуророввходит осуществление деятельности по предотвращению правонарушений, что нормализуетпроцесс исполнения законов. Однако предупреждение правонарушений в рамках общегопрокурорского надзора не образует его отдельной части и характерно для обоих егочастей: деятельности как по выявлению правонарушений, так и реагированию на них.Важно отметить, что при проведении проверок соблюдения законности причины и условия,определяющие совершение правонарушений, выявляются как раз в целях профилактикиподобных нарушений закона. К тому же при обнаружении даже одного правонарушенияи реагировании на него, уже выполняется профилактическая функция, т.е. оказываетсяупреждающее действие на поведение других субъектов. Предупреждение правонарушенийпроисходит в основном на стадии реагирования на уже выявленное нарушение закона.
Глава3. Акты прокурорского реагирования§1. Протест прокурора
Для осуществления общего надзора заисполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочияреализуются в результате конкретных действий и актов, которые именуются средствамипрокурорского надзора.
Протест является не только самой«популярной», но и, безусловно, самой старинной мерой прокурорского реагирования.Впервые в России правом «протестации» прокурор наделяется Указом ПетраI от 12 января 1722 года. Разработчики Методических рекомендаций «Прокурорскийнадзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации», направленных22 июля 1997 года прокурорам субъектов Федерации, указывали, что основным правовымсредством реагирования на нарушения законов, допущенные при издании актов органовсубъектов Российской Федерации, является именно протест прокурора. [8]
Протест прокурора представляет собойодно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. ФЗ«О прокуратуре РФ» гласит: «прокурор или его заместитель приноситпротест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которыеиздали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либообращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РоссийскойФедерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрениюне позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесенияпротеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РоссийскойФедерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительныхобстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправеустановить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протестанезамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальныморганом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до егорассмотрения может быть отозван принесшим его лицом»[9].
В протесте заключается требование обустранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующимзаконодательством, либо о его отмене. Круг предметов опротестования, как следуетиз ФЗ, ограничен только правовыми актами, несоответствующими действующему законодательству.Однако, В.И. Басков считает, что опротестованы могут быть не только правовые акты,но и любые незаконные действия должностного лица[10].Большинство правоведов считают эту теорию несостоятельной, и их точка зрения представляетсяобоснованной, потому что действия органов власти и должностных лиц, противоречащиезакону, устраняются с помощью других методов государственного регулирования.
Протест может быть принесён прокурором или его заместителем соответствующегоуровня. Т.е. прокурор города или района обладает правом опротестования по правовыхактов органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, а так жеих должностных лиц. На уровень выше, прокуроры субъектов РФ могут опротестовыватьправовые акты, изданные законодательными и исполнительными органами власти субъектовРФ. На приказ Министерства финансов могут принести протест Генеральный прокурорРФ или его заместители. При этом вышестоящий прокурор имеет право действовать впределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые актыорганов нижестоящего уровня.
Протест может быть направлен в органы или должностному лицу,издавшему нормативно-правовой акт, не соответствующий действующему законодательству;а так же может быть направлен в вышестоящий орган или вышестоящему должностномулицу. Выбор осуществляет прокурор в зависимости от обстоятельств конкретного дела
С заявлением в суд о признании незаконности правового акта прокуроробращается если становится известно, что правонарушение совершено с прямым умыслом,в ситуациях повышенной общественной значимости.
В ФЗ «О прокуратуре РФ» не указана форма протеста,однако на практике единственно возможной признается письменная форма. Бесспорноезначение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическоеисполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора.
О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должнобыть направлено письменное сообщение. Если это невозможно сделать в необходимыйдень, тогда сообщение направляется на следующий день. Более позднее направлениесообщения считается нарушением сроков рассмотрения протеста и может служить основаниемдля привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами или с изменениямизаконодательства прокурор может изменить свою позицию по делу, отражённую в протесте,вплоть до отзыва протеста. Отозвать протест может только тот, кто его приносил.После рассмотрения протеста отозвать его не возможно.§2. Представление прокурора
Представление прокурора — акт прокурорскогореагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующимим условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуреРоссийской Федерации» «представление об устранении нарушений закона вноситсяпрокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочныустранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представлениядолжны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, ихпричин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщенопрокурору в письменной форме»[11].
Представление готовится на основе материаловпрокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушениязакона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однаковозможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубогонарушения закона.
Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенциякоторого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона,их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могутбыть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношениюк ним органы и должностные лица.
Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должныиметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности,которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранениюобстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого,технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалахпроверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушенийи их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлеченияк ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавшихнарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административногоправонарушения.
Представление рассматривается безотлагательно.В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть принятыконкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавшихим условий. Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление,обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме.§3. Постановление о возбуждении уголовного дела илипроизводства об административном правонарушении при выявлении нарушений закона
Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотреност.25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынестидва вида постановлений:
о возбуждении уголовного дела;
о возбуждении производства об административномправонарушении.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствиии в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ[12].Условия на основе которых можно вынести постановление перечислены в уголовно-процессуальномзаконодательстве. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в тех случаях,когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокаястепень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость[13].Установив существенные признаки правонарушения, прокурор выносит постановление,в котором указывает время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждениюуголовного дела, статью уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается,а также дальнейшее направление дела. Прокурор вправе направить постановление длядальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, а также может принять дело к своему производству.
Действия прокурора после вынесения постановленияо возбуждении уголовного дела выходят за пределы общего надзора за исполнением законови законностью правовых актов и относятся к другой отрасли прокурорского надзора.
При меньшей тяжести выявленного правонарушения прокурор вправевынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.Выявив в процессе осуществления надзора нарушения закона, имеющее признаки административногоправонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства.
Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административноеправонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессеосуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновностилица, его совершившего.
После этого постановление и приложенные к нему материалы направляютсяна рассмотрение уполномоченному на то КоАП РФ органу или должностному лицу. Самже прокурор дело об административном правонарушении не может принять к своему производству.Уполномоченные органы или должностные лица должны рассмотреть постановление прокурорав установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменномвиде.
В прокуратуре ведутся учет и контрольза своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностьюпринятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждоенаправленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщенияорганов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.
§4. Предостережение о недопустимостинарушения закона
Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочияпрокурора установлен поправкой к ФЗ «О прокуратуре РФ» от 10 февраля 1999 г. ФЗ не достаточно четко регламентирует применение этого акта прокурорского реагирования. Указывается,что предостережение применяется «при наличии сведений о готовящихся противоправныхдеяниях содержащих признаки экстремистской деятельности „[14].На практике такие сведения оказываются достаточно разнообразны по формам: заявленияграждан, сообщения средств массовой информации, материалы контролирующих органови т.д. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективнымии достоверно установленными. Если отталкиваться от смысла ст.25.1, следует отметить,что данный акт прокурорского реагирования должен применяться в тех случаях, когдау прокурора есть основания считать имеющуюся у него информацию о готовящемся правонарушенииобъективной и реальной.
Из ФЗ следует, что прокурор вправе вынести предостережение должностномулицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем определённого органавласти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственныефункции в органах государственной. Перечень таких лиц должен быть соотнесён с пределамии компетенций прокуроров, осуществляющих общенадзорные функции. На основании предметаи пределов общего прокурорского надзора, определенных в ФЗ “О прокуратуре РФ»,можно говорить о том, что предостережение может быть вынесено не только указаннымв ст.25.1 ФЗ должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческихорганизаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человекаи гражданина.
Форма реализации рассматриваемого актапрокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеетписьменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протестаили представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте,с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявленопрокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом емудолжны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечьнарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленномзаконом порядке в случае невыполнения этих требований.
Невыполнение изложенных в предостережении требований о недопущенииправонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженногодолжностного лица к ответственности.
общий прокурорский надзор российский
Заключение
Достигнута цель курсовой работы, анализ общегопрокурорского надзора, посредством выполнения поставленных во введении задач.
Раскрыв понятие, содержание и меры реагирования на нарушениязакона присущие общему надзору, можно сделать вывод о том, что он является важнейшейотраслью надзора органов прокуратуры с момента их создания.
Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попыткипреобразовать прокуратуру в лишенный надзорных полномочий придаток исполнительнойили судебной системы. Решения принимались почти единогласно всеми фракциями, заисключением в каждом случае нескольких депутатов. Законодатели сознавали, что присуществующем состоянии законности отсутствие механизма её защиты губительно длястраны.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной ипоследовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для негосфере — обеспечения законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний,вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.
Данное направление деятельности российской прокуратуры имеетнепосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельностифедеративного государства суверенитета субъектов Российской Федерации, предотвращениюсепаратистских тенденций. Так же в общем надзоре заключена основная часть профилактическогопотенциала прокуратуры. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу,составляют исходную базу, обеспечивают подпитку широкого диапазона правонарушений,и в первую очередь, преступного характера. Своевременное выявление и пресечениетакого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальнойбазы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране.
Библиография
Законодательные акты Российской Федерации:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к КонституцииРФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2009)
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.12.2009)
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009)«О прокуратуреРоссийской Федерации»
Учебная и специальная литература:
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М.«Зерцало — М», 2005.
6. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: «Зерцало — М», 1998.
7. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой.М., 1964.
8. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. «Экзамен» М. 2003
9. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратурана Западе и в России Москва 1889.
10. Чувилева А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации:Учебник.М. Юристъ, 1999.
Материалы периодической печати:
11. Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемыи перспективы. Журнал «Правоведение».С. — Пб.: Изд-во С. — Петербург.ун-та, 2000, № 5.
12. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теорияи практика. «Журнал российского права», N 2, 2002.
13. Стуканов, А.П. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законоворганами административной юрисдикции Российской Федерации. Журнал «Правоведение»,№ 4.1999.
14. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры.Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ. конф.- М. 1997.
15. О практике принесения протестов в законодательные органы субъектов Федерации.Журнал «Законность». N 9.1996.
16. Орлов М. Нет прокуратуры — нет проблемы. Журнал «Законность». №1.2003.