Анализ предельных и определение безубыточности

Содержание
Введение
1. Общая характеристика эффективности деятельности предприятия
1.1 Показатели эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Показатели эффективности использования акционерного капитала и активов предприятия
1.3 Показатели эффективности использования основных фондов и трудовых ресурсов предприятия
2. Анализ запаса финансовой устойчивости (зоны безубыточности) предприятия
3. Анализ финансовой связи между издержками и объемом производства продукции
4. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
4.1. Графический метод
4.2. Аналитический метод
5. Анализ факторов изменение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
6. Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации
6.1 Критический уровень постоянных затрат
6.2 Критический уровень цены
Заключение
Список литературы
Введение.
Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж.
По мере развития “аппетиты” компании растут: сначала осваиваем родной регион, потом – соседние, далее – всю страну до самых до окраин, и, наконец, – выходим на мировые рынки. На каждом из этих этапов возникает логичное стремление как можно больше продать и получить как можно больше прибыли. Однако для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы.
Для принятия решения и планирования необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии.
Целью настоящей работы является рассмотрение изучение анализа конкретного предприятия, ООО «Урал» основным видом деятельности которой является производство и реализация слесарных изделий на территории Российской Федерации безубыточность производства и планирование капитальных вложений, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме.
1.Общая характеристика эффективности деятельности предприятия.
1.1 Показатели эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Общая характеристика эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия может быть дана с помощью таких показателей, как:
1. Эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость);
2. Эффективность инвестиций (капиталоотдача, капиталоемкость);
3. Эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, трудоемкость);
4. Общая эффективность хозяйственной деятельности (рентабельность, прибыльность);
5. Эффективность использования активов (число оборотов товарных запасов, отдача текущих активов, недвижимости, общих активов, чистого оборотного капитала);
6. Эффективность использования акционерного капитала [1.стр. 177].
Принципом оптимальной технико-экономической деятельности предприятия являются минимизация затрат на производство единицы продукции (работ, услуг), которая достигается при наиболее полном соблюдении товарной технологии и обеспечения качественных характеристик.
Различают следующие виды эффективности:
· Эффективность затрат;
· Эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
· Эффективность инвестиций;
· Эффективность специализации;
· Эффективность производственно-хозяйственных связей;
· Эффективность административной структуры;
· Эффективность финансового менеджмента.
Среди факторов, влияющих на эффективность технико-экономической деятельности предприятия, можно выделить: народнохозяйственные, территориальные, отраслевые, экстенсивные, интенсивные, структурно-организационные, общие, специфические и особые факторы неопределенности и риска. [1.стр. 177]
Не надо забывать, что на эффективность финансово-хозяйственную деятельность предприятия оказывает влияние всевозможные факторы которые влияют как в лутшию, так и в худшую сторону. Показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия приведены в табл.1.
№ п/п
показатели
ед. изм
2000
2001
темп роста (%)
темп прироста (%)
1
Выручка от реализации пр-ции.
Т.р.
20 000
23 000
115,0
15
2
Среднегодовая ст-ть ОПФ
Т.р.
35 255
41 255
117,0
17
3
Фондоотдача (стр. 1/стр2)

0,57
0,56
98,24
– 1,76
4
Фондоемкость (стр2/стр1)

1,76
1,79
101,7
1,7
5
Объем копетальных вложений
Т.р.
5 580
6 125
109,76
9,76
6
Капиталоотдача (стр1/стр5)

3,58
3,76
105,0
5
7
Капиталоемкость (стр5/стр1)

0,279
0,266
95,34
– 4,66
8
Среднесписочная численность занятых.
Чел
15
10
66,67
– 33,33
9
Производительность труда (стр1/стр8)
Т.р./чел.
1 333,33
2 300
172,5
72,5
10
Фондовооруженность (стр2/стр8)
Т.р./чел.
2 350,33
4 125,5
175,53
75,53

Таблица №1 “Показатели эффективности ф. х. д. предприятия в 2000 – 2001г.”
Вывод: можно сказать, что эффективность использования основных фондов, инвестиций, трудовых ресурсов используется эффективно. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. в 1,15 раза увеличилась выручка от реализации, в 1,73 раза – производительность труда, на 33,33 % сократилась численность занятых, а капитальные вложения увеличились в 1,1 раза. Однако в это переуде наблюдалось и снижение ряда показателей. Например, фондоотдача в 0,99 раз, Капиталоемкость в 0,95 раз.
1.2. Показатели эффективности использования акционерного капитала и активов предприятия.
Об эффективности использования акционерного капитала и ак­тивов предприятия можно судить по данным табл.2.
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2000
2001
Темп роста, %
1.
Число размещенных акций
Шт.
77 568
77 568
100,00
2.
Рыночная стоимость одной акции
руб.
20 000
50 000
250,00
3.
Номинальная стоимость одной акции
руб.
1 000
1 000
100,00
4.
Доход на одну акцию
руб.
13,77
13,88
100,8
5.
Выплаченные дивиденды
Т.руб.
106 821
107 703
100,83
6.
Сумма дивидендов на одну акцию
руб.
1 377,1
1 388,5
100,83
7.
Соотношение рыночной цены и доходности на одну акцию

1,45
3,6
248,3
8.
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов (отношение V реал к величине тов. запасов)

71,49
53,17
74,37
9.
Отдача текущих активов (отношение V реал. к величине текущих активов)

1,68
1,52
90,48
10.
Уровень отдачи недвижимости (отношение V реализации к величине долгосроч. активов)

0,36

0,67

186,1

11.
Отдача общих активов (отношение V реализации к стоимости всех активов)

0,3
0,46
153,3
12.
Отдача собственных оборотных активов (отношение V реализации к величине собственных оборотных активов)

9,23
5,07
54,93
Таблица №2: Показатели эффективности использования акционерного капитала и активов предприятия в 2000 – 2001 гг.
Вывод: Показатели первых семи строк таблицы превышают или равны 100%, что позволяет сделать вывод о достаточной эффективности использо­вания акционерного капитала. Что касается эффективности использования активов, то в 2001 г. упала отдача текущих и собственных оборотных активов, снизился коэффициент оборачиваемости товарных запасов. Можно сделать вывод, что вопросам эффективнос­ти использования текущих активов, собственных оборотных акти­вов и оборачиваемости товарных запасов на предприятии не уделя­ется должного внимания. Это является существенным упущением в работе финансовых служб и администрации предприятия.
1.3 Показатели эффективности использования основных фондов и трудовых ресурсов предприятия.
Показатели эффективности использования основных фондов и трудовых ресурсов предприятия представлены в табл.3.

№ п/п
Показатели
Ед.
из­м.
1999
2000
2001
Темп роста в 2000 (в %
к 1999)
Темп роста в 2001
(в% к 2000)
1
Выручка от реализации пр-ции (работ, услуг)
тыс.
руб.
5 968
5 567
7 561
93,3
135,8
2
Среднегодовая стоимость О.П.Ф. (раз­дел 1 баланса)
тыс. руб.
9 755
9 316
8 302
95,5
89,1
3
Среднесписоч­ная числен­ность занятых
чел.
199
200
195
100,5
97,5
4
Фондоотдача (стр.1/стр. 2)

0,61
0,6
0,91
97,68
152,4
5
Фондоемкость (стр.2/стр. 1)

1,6
1,67
1,1
102,38
65,61
6
Производительность тру­да (стр.1/стр. 3)
Т руб./
чел.
29,99
27,84
38,77
92,81
139,3
7
Фондовоору­женность (стр. 2/стр. 3)
Т руб./ чел.
49,0
46,58
42,57
95,02
91,4

Таблица №3:. Показатели эффективности использования основных фондов и трудовых ресурсов предприятия в 1999 – 2001 гг.
Вывод: Анализируя показатели таблицы, видим, что в 2001 г. по сравне­нию с 2000 г. фондоотдача увеличилась на 54,72 %, так как выручка от реализации увеличилась на 42,5% . Фондоемкость — величина, обратная фондоотдаче, поэтому она уменьшилась на 36,77 %. Фондо­вооруженность уменьшилась на 3,62%, в то время как производи­тельность труда увеличилась на 46,49%, что свидетельствует о рациональном использовании имеющихся трудовых ресурсов.
В 2000 г. по сравнению с 1999 г. фондоотдача почти не изменилась. Это означает, что выручка от реализации продукции (работ, ус­луг) уменьшилась (примерно в 0,93 раза), чем вложения в основные фонды. Фондоемкость соответственно увеличился на 4,4% Фондовооруженность в 2000 г. составила 49,0 тыс. руб. на I чел., что меньше по сравнению с показателем 1999 г. на 4,9%. Увеличение выручки от реализации и рост производительности труда в 1999 г. являются положительными мо­ментами в работе предприятия.

2. Анализ запаса финансовой устойчивости (зоны безубыточности ) предприятия.
При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточности). В таком случае все затраты предприятия в зависимости от объема производства и реализации продукции следует предварительно разбить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального дохода и его долю в выручке от реализации продукции. С помощью этих данных можно рассчитать безубыточный объем продаж, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов предприятия. Рентабельность, прибыль и убытки будут равняться нулю.
Постоянные затраты в
Порог = себестоимости реализованной продукции
рентабельности Доля маржинального дохода
в выручке
Когда определим порог рентабельности, то нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):
ЗФУ= Выручка – Порог рентабельности *100%
Выручка

№ п/п
Показатель
Ед. изм.
Прошлый год
Отчетный год
1
Выручка от реализации пр-ции
Млн. руб.
69 000
99 935
2
Прибыль
Млн. руб.
14 500
19 296
3
Полная с/с реализованной пр-ции
Млн. руб.
54 500
80 639
4
Сумма переменных затрат
Млн. руб.
37 060
54 149
5
Сумма постоянных затрат
Млн. руб.
17 440
26 490
6
Сумма маржинального дохода
Млн. руб.
31 940
45 786
7
Доля маржинального дохода в выручке
%
46,28
45,82
8
Порог рентабельности
Млн. руб.
37 685
57 813
9
Запас финансовой устойчивости:

Млн. руб.
31 315
42 122

%
45.4
42.1
Таблица №4 “Расчет порога рентабельности и запаса фин. Устойчивости пред-я“
Как показывает расчет (табл. 4), в прошлом году нужно было реализовать пр-ции на сумму 37 685 млн.руб. чтобы покрыть все затраты. При такой выручки рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 69 000 млн.руб. что выше порога на 31 315 млн. руб., или на 45,4%. В отчетном году запас финансовой устойчивости немного снизился, так как увеличилась доля постоянных затрат в с/с реализованной продукции. Однако запас финансовой устойчивости достаточно большой. Выручка может уменьшиться еще на 42,1% и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие станет убыточным, будет “проедать” собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. [2. стр. 630].
Запас финансовой устойчивости можно представить графически (рис.1). На оси абсцисс откладывается объем реализации продукции, на оси ординат – постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже – зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости. [2. стр. 630]

Y,млрд. руб.

100 Запас финансовой
Устойчивости
Прибыль
Порог
75 рентабельности В
ы
Переменные затраты р
50 у
ч
к
25 а
Постоянные затраты
X
25 50 57,8 75 100 млрд. руб. /
Рис.1 : Определение запаса финансовой устойчивости.
Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь изменяется за счет количества реализованной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж – за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Факторную модель зоны безопасности предприятия можно представить следующим образом: [2. стр. 632]
ЗФУ = (В – Т) = 1- Н . :
В ∑[Дi (Цi – Vi / Цi)] ∑ (Кpn общ * УДi * Цi)
где:
В
выручка от реализации продукции;
Т
безубыточный объем продаж;
Н
сумма постоянных затрат;
Дi
доля i – го вида продукции в общей сумме выручки;
Кpn общ
общий объем реализованной продукции в условно – натуральном или натуральном выражении;
УД I
удельный вес i –го вида продукции в общем, объеме продаж;
Цi
цена единицы продукции;
V
удельные переменные расходы на единицу продукции.
Расчет влияния данных факторов необходимо провести, используя данные табл. 5, 6, 7.
Вид продукции
Объем реализации в условно – натуральном измерении, (т.руб.)
Структура продаж (%)

Цена единицы продукции,
(млн. руб.)

Выручка,
(млн. руб.)

Прошлый год.

Отчетный год.
Прошлый год.

Отчетный год.
Прошлый год.

Отчетный год.
Прошлый год.

Отчетный год.
А
В
С
D
6 000
5 000
2 500
2 000
4 850
5 300
3 050
2 560
38,71
32,26
16.13
12.90
30,77
33,63
19.35
16.25
3,8
4,5
5.0
5.6
5,20
6,10
7.35
7.80
22 800
22 500
12 500
11 200
25 220
32 330
22 417
19 968
Всего
15 500
15 760
100,0
100,0


69 000
99 935
Таблица №5: Исходные данные для факторного анализа зоны безопасности предприятия.

Сумма выручки, (млн. руб.)
Условия расчета выручки
Объем продаж
Структура продаж
Цены реализации
План ∑ (Кi o * Цi o) 69 000
Базисный
Базисный
Базисный
Усл.1 Во * КP n = 69 000 * 15 760 / 15 500 = 70 160
Отчетный
Базисный
Базисный
Усл.2 ∑ (Кi * Цi о) 71 866
Отчетный
Отчетный
Базисный
Усл.3 ∑(Кi * Цi) 99 935
Отчетный
Отчетный
Отчетный
Таблица №6: Выручка от реализации продукции.
Постоянные затраты предприятия:
Прошлый год – 17 440 млн. руб.
Отчетный год – 26 490 млн. руб.
Вид изделия
Цена Изделия (млн. руб.)
[Ц i]
Переменные затраты на изделие (млн. руб.) [Vi]
Удельный вес в общей выручке (%)
Д уi = (Цi – Vi )/ Цi

план
факт
план
факт
план
факт
план
усл*
факт
А
3,8
5,20
2,14
3,1
33,04
25,1
0,437
0,589
0,404
В
4,5
6,1
2,44
3,5
32,61
32,92
0,458
0,6
0,426
С
5,0
7,35
2,5
3,6
18,12
22,1
0,5
0,66
0,510
D
5,6
7,8
2,885
3,744
16,23
19,88
0,485
0,63
0,520

Таблица №7: Структура реализации продукции.
Д уi– доля маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции.
Рассчитаем запас финансовой устойчивости за прошлый год:
1. При значении всех показателей этого периода:
ЗФУ0 = 1- Н0 : ∑[Дi0 (Цi0 – Vi0 / Цi0)] : ∑ (Кpn общ 0* УДi0 * Цi0) =
= 1 – 17440 / 0,4628 / 69000 * 100% = 45,4%
2. Затем определим величину ЗФУ при сумме постоянных затрат отчетного года и при неизменном значении остальных факторов:
ЗФУусл.1 = 1- Н1 : ∑[Дi0 (Цi0 – Vi0 / Цi0)] : ∑ (Кpn общ 0* УДi0 * Цi0) =
= 1 – 26 490 / 0,4628 / 69000 * 100% = 17,0%
3. ЗФУ при сумме постоянных затрат и общем объеме продаж отчетного года, но при базисном значении остальных факторов составит:
ЗФУ усл2 = 1- Н1 : ∑[Дi0 (Цi0 – Vi0 / Цi0)] : ∑ (Кpn общ 1* УДi0 * Цi0) =
= 1 – 26 490 / 0,4628 / 70 160 * 100% = 18,4%
4. После изменения структуры реализованной продукции получим:
ЗФУусл3 = 1- Н1 : ∑[Дi1 (Цi0 – Vi0 / Цi0)] : ∑ (Кpn общ 1* УДi1 * Цi0) =
= 1 – 26 490 / 0,4672 / 71 866 * 100% = 21,1%
5. После изменения уровня цен получим:
ЗФУусл4 = 1- Н1 : ∑[Дi1 (Цi1 – Vi0 / Цi1)] : ∑ (Кpn общ 1* УДi1 * Цi1) =
= 1 – 26 490 / 0,6163 / 99 935 * 100% = 57,0%
6. Теперь рассчитаем фактический уровень ЗФУ при фактическом значении всех факторов отчетного года:
ЗФУ1 = 1- Н1 : ∑[Дi1 (Цi1 – Vi1 / Цi1)] : ∑ (Кpn общ 1* УДi1 * Цi1) =
= 1 – 26 490 / 0,4582 / 99 935 * 100% = 42,1%
Таким образом, в целом ЗФУ по сравнению с прошлым годом снизился на 3,3 % (42,1-45,4), в том числе за счет из­менения:
суммы постоянных затрат………………………………………17,0 – 45,4 = – 28,4%;
объема продаж…………………………………………… .18,4 – 17,0 = + 1,4%;
структуры продаж ……………………………………………21,1 – 18,4 = +2,7%;
отпускных цен……………………………………………… 57.0 – 21.1 = + 35.9%;
удельных переменных затрат…………………………………….42.1 – 57.0 = – 14.9%.

Приведенные данные показывают, что наиболее существен­ное влияние на уровень ЗФУ оказали такие факторы, как изме­нение суммы постоянных затрат, уровня цен на продукцию и удельных переменных затрат на единицу продукции.
3. Анализ финансовой связи между издержками и объемом производства продукции.
Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные:
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арен­дная плата, заработная плата управленческого и обслуживаю­щего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рек­ламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каж­дого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации про­дукции, для которого определялись эти расходы. Если при спа­де производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зару­бежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов. [2. стр. 190]
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расхо­дов представляет собой уравнение первой степени:
Y= а + b х ;
где Y – сумма затрат на производство продукции;
а – абсолют­ная сумма постоянных расходов за анализируемый период;
Ь -ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);
х -объем производства продукции (услуг).
Рассмотрим изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:

Объем производства продук­ции, (шт.)

Себестоимость всего выпуска,
(млн. руб.)
Себестоимость единицы про­дукции, (тыс.руб.)
постоян­ные расходы
перемен­ные расходы
всего
постоян­ные расходы
перемен­ные расходы
всего
500
50
40
90
100
80
180
1000
50
80
130
50
80
130
1500
50
120
170
33
80
113
2000
50
160
210
25
80
105
2500
50
200
250
20
80
100
Таблица №8: Зависимость общей суммы затрат и себестоимости едини­цы продукции от объема производства.
В данном примере (табл. № 8) общая сумма постоянных рас­ходов в размере 50 млн. руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяет­ся с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Перемен­ные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорци­онально изменению объема производства, зато в себестоимос­ти единицы продукции они имеют постоянную величину: [2 стр. 192]
Cед. = (a + bx) / x = a / x + bx / x = a / x + b.
Зависимость суммы затрат от объема производства показа­на на рис. 2. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и пере­менных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно прибли­жаясь к линии постоянных затрат. [2. стр. 193]
Y; млн. руб.
250
200
Переменные
150 затраты
100
50
постоянные
затраты
500 1000 1500 2000 2500 X; шт.
Рис №2: Зависимость общей суммы затрат от объема производства.
Иная ситуация показана на рис. 3, где для каждого объема производства сначала отложены уровни переменных расходов на единицу продукции, а затем суммы постоянных расходов. Соединив значения переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения уровней посто­янных расходов – кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно при­ближается к прямой переменных расходов, а при спаде произ­водства она будет стремительно подниматься.
Для точного определение суммыпо­стоянных и переменных затрат, используются раз­ные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, содержательный, построенный на основе анализа каждой статьи и эле­ментов затрат.
Y . тыс. руб.
180
160
140 постоянные
120 затраты
40 переменные
20 затраты
500 1000 1500 2000 2500 X, шт.
Рисунок №3:Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства.
Алгебраический метод можно применять при наличии ин­формации о двух точках объема продукции в натуральном вы­ражении (X 1 ; X 2) и соответствующих им затратах (Z1 и Z2). Переменные затраты на единицу продукции (b) определяют следующим образом:
b = (Z1 – Z2) / (X1 – X2)
Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетруд­но подсчитать сумму постоянных затрат (a):
а = z2 – bx2, или а = z1 – bx1 Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт. При таком объеме производства общая сумма затрат – 250 млн. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 млн. руб.
Вначале определим переменные издержки на единицу про­дукции:
(250 – 2О0) / (2ОО0 – 1500) = 0,1 млн. руб.
Затем найдем общую сумму постоянных затрат:
250 – 0,1 * 2000 = 50 млн. руб., или 200 – 0,1 * 1500 = 50 млн. руб.
Уравнение затрат для данного примера будет иметь вид
Y = 50 + 0,1x
По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевант­ном ряду.[2. стр. 195]
Графический метод нахождения суммы постоянных затрат
состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и мак­симального объема производства (рис. 4). Затем они соеди­няются до пересечения с осью ординат, на которой откладыва­ются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая бу­дет одинаковой как для максимального, так и для минимально­го объема производства.[2. стр. 195]
Y, млн. руб.
250
200
100
50
1500 2000 X, шт.
Рисунок № 4: Графический метод нахождения суммы постоянных затрат.
Уравнение общей суммы затрат (У – а + bх) можно по­лучить и с помощью корреляционного анализа, если име­ется достаточно большая выборка данных о затратах и вы­пуске продукции (табл.9).

Месяц
Затраты; (X)
V пр-ва продукции; (y)
X * y
X2
Январь
120
62
7 440
14 400
Февраль
130
63
8 190
16 900
Март
150
65
9 750
22 500
Апрель
140
64
8 960
19 600
Май
180
68
12 240
32 400
Июнь
200
70
14 000
40 000
Июль
200
70
14 000
40 000
Август
270
77
20 790
72 900
Сентябрь
280
78
21 840
78 400
Октябрь
250
75
18 750
62 500
Ноябрь
200
71
14 200
40 000
Декабрь
180
67
12 060
32 400
Итого
2300
830
162 220
472 000

Таблица №9: Данные о затратах и объемах производства продукции.
Составим систему уравнений и решим ее:
Na + b∑X = ∑y, 12а + 2 300b = 830
a∑X + b∑X2 = ∑Xy 2 300a + 472 000b = 162 220
27 600a + 5 290 000b = 1 909 000
27600a + 5664000b = 1946640
374000b = 37640,
b = 0.1
a = (830 – 2300 * 0.1) / 12 = 50
Уравнение связи Y = 50 + 0,1X, показывает, что сумма по­стоянных затрат на данном предприятии составляет 50 млн. руб., а переменные затраты на единицу продукции – 100 тыс. руб.[2. стр. 196]
4. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безо­пасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее фи­нансовое состояние предприятия.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии:
затраты – объем продаж – прибыль.
Для определения их уров­ня можно использовать графический и аналитический способы.
Например, производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс. руб. Все, что производится – сбывается, незавершенного производ­ства и остатков готовой продукции на складах нет. Следова­тельно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн. руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн. руб. Переменные расходы на единицу продукции – 12 тыс. руб., а на весь зап­ланированный выпуск продукции – 12 млн. руб. При таких условиях прибыль от реализаций продукции составит 4 млн. руб. (20 – 4 – 12).
4.1. Графический метод
На основании этих данных построим график (рис. 5).
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции), по вертикали – себестоимость про­данной продукции и прибыль, которые вместе составляют вы­ручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализа­ции продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции,или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
Y, млн. руб.
20
Точка безубыточности Прибыль
объема продаж
15
В
Переменные Ы
10 затраты Р
У
Ч
К
5 А
Постоянные
Затраты

500 1000 X, шт.
Рисунок №5: Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью.
На рисунке мы видим что, точка расположена на уровне 50 % воз­можного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50 % от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75 % от воз­можного объема производства прибыль составит половину мак­симальной суммы, т.е. 2 млн. руб.
Если же пакет заказов будет менее 50 % от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продук­ции в таком объеме.
Разность между фактическим и безубыточным объе­мом продаж — зона безопасности. Если предприятие полно­стью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансо­вой прочности) составит 50 %, при реализации 700 изделий -20 % и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процен­тов фактический объем продаж выше критического, при кото­ром рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 6). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критическо­го объема продаж.
Y
4
3 безубыточный
объем продаж Прибыль
2
1
0
10 млн. руб. 20 млн. руб.
1
2 Постоянные
расходы
3
4
Рисунок №6:Определение точки безубыточности.
4.2. Анали­тический метод.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каж­дый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рис. 7. На графике поменяем местами пе­ременные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
Для удобства вывода формул используем следующие обозна­чения:
T
точка безубыточного объема реализации продукции (по­рог рентабельности, точка равновесия, критический объем про­даж);
Дм
маржинальный доход (общая сумма);
Ду
удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс
ставка маржинального дохода в цене за единицу про­дукции;
Ц
цена единицы продукции;
Н
непропорциональные (постоянные) затраты;
Рп
пропорциональные (переменные) затраты;
В
выручка от реализации продукции;
К
количество проданной продукции в натуральных еди­ницах;
V
удельные переменные затраты.

Y
Зона прибыли
20
Прибыль
16 Точка безубыточности Маржинальный
Постоянные доход
затраты
12
Зона
8 убытков
Переменные затраты
4
0 500 1000 X
Рисунок №7: Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимости и суммой прибыли.
В соответствии с рис. 7. формула для расчета маржиналь­ного дохода имеет вид:
Дм = П + Н.
График (рис. 7.) позволяет также определить маржиналь­ный доход как разность между выручкой от реализации про­дукции и переменными затратами:
Дм = В-Рn.
В нашем примере сумма маржинального дохода составляет 8 млн. руб. (20 – 12).
Согласно графику, можно записать такую пропорцию: Т/Н = В/Дм. Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
Т=В*Н/Дм=20 * 4 / 8 = 10 млн. руб.
или
Т = Н/(Дм /В) = Н / Ду = 4 / (8 / 20) = 4 / 0,4 = 10 млн. руб.)
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принима­ется за 100 %, может быть использована формула:
Т = Н / Дм х 100 % = 4 / 8 * 100 = 50 %.
Место расположения точки критического объема реализации продукции на графике, это отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода.
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализа­ции в натуральных единицах (А’), то можно рассчитать безу­быточный объем реализации в натуральных единицах:
Т = К * Н / Дм = 1000 * 4 / 8 = 500 ед. или T = Н / Дс
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода исполь­зовать ставку маржинального дохода в цене за единицу про­дукции (Дс):
Дс = Дм / К = 8 000 000 / 1000 = 8000 руб.
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными зат­ратами (V). Дс = Р- V.
Тогда, преобразовав формулу (безу­быточный объем реализации в натуральных единицах), критический объем ре­ализации продукции можно рассчитать так:
Т = Н / (Р – V) = 4 млн. руб. /(20 000 – 12 000) = 500 ед.
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
К = (Н = П) / (P – V) = (4 000 + 2 000) / (20 – 12) = 750 ед.
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы по­крыть постоянные затраты предприятия и 250 ед. для получе­ния 2000 млн. руб. прибыли.
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В = (Н + П) / Дy = (4 000 + 2 000) / 0.4 = 15 000 млн. руб.
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следую­щая формула:
ЗБ = (В – Т) / В = (20 000 – 10 000) / 20 000 = 0,5, или 50%
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = (К – Т) / К = (1 000 – 500) /1 000 = 0,5, или 50%
5. Анализ факторов изменение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия.
Приведенные графики и аналитические расчеты показыва­ют, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зави­сят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и умень­шает зону безопасности.[2. стр. 204]
Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению по­стоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продук­ции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.
Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты уменьши­лись с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократи­лась с 4000 до 3600 млн. руб., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то новая точка безубыточного объема продаж составит:
Т = 3 600 / (19 – 10) = 400 ед.
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
Т0 = 4 000 / (20 – 12) =500; Тусл 1 = 3 600 / (20 – 12) = 450;
Тусл 2 = 3 600 / (19 – 12) = 514; Тф = 3 600 / (19 – 10) = 400.
Изменение точки безубыточности за счет:
суммы постоянных затрат 450 – 500 = – 50 ед.
цены реализации продукции 514 – 450 = + 64 ед.
удельных переменных затрат 400 – 514 = – 114 ед.
Итого 400 – 500 = – 100 ед.
Зона безопасности при этом увеличится и составит 56,5 %:
ЗБ = (920 – 400) / 920 = 520 / 920 = 0,565, или 56,5%.
Величина ее может измениться за счет объема продаж, сум­мы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. Для факторного анализа зоны безопасности пред­приятия можно использовать следующую модель:
ЗБ = (К -Т) / К – (К – Н) / (Ц – V) / К
Последовательно заменяя базовый уровень каждой состав­ляющей данной формулы на фактический, определяем измене­ние зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности:
ЗБпл = (1000 – 500) / 1000 = 50 %,
ЗБусл1 = (920 – 500) / 920 = 45,6 %,
ЗБусл2 = (920 – 450) / 920 – 51,1 %,
ЗБусл3 = (920 – 514) / 920 = 44,1 %,
ЗБф = (920 – 400) / 920 = 56,5 %.
В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5 %, в том числе за счет изменения:
объема продаж: 45,6 – 50,0 = -4,4 %,
постоянных затрат: 51,1 – 45,6 = +5,5 %,
цены продукции: 44,1 – 51,1 = -7,0 %,
удельных переменных затрат: 56,5 – 44,1 = +12,4 %.
Если безубыточный объем продаж определяется в стоимос­тном выражении при многономенклатурном производстве, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:
T = H / ДУ = Н / ∑ (УДi* ДУi) = H / ∑ (УДi(Цi- Vi) / Цi).
Деление затрат на постоянные и переменные и использо­вание категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уро­вень этих показателей на перспективу.
6. Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации.
С помощью маржинального анализа можно установить кри­тический уровень не только объема продаж, но и суммы посто­янных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
6.1. Критический уровень постоянных затрат.
Критический уровень постоянных затрат при задан­ном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчиты­вается следующим образом:
Н = К(Ц- V), или Н = К * Дс, или Н = В * Ду.
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить макси­мально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продук­ции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то пред­приятие будет убыточным.
Например, цена изделия 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции 30 тыс. руб., возможный объем производ­ства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уро­вень постоянных издержек:
Н = К(Ц – V) = 5000 (50 – 30) = 100 000 тыс. руб.
При такой сумме постоянных издержек предприятие не бу­дет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившей­ся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот те­зис можно, рассчитав критический объем продаж:
Т = Н/{Ц – V)= 100 000/(50 – 30) = 5000 шт.
Предприятие должно произвести и реализовать 5000 изделий, чтобы покрыть постоянные издержки в размере 100 000 тыс руб. Если же сумма издержек будет выше, а увеличить объем про­даж нет возможности, то предприятие окажется в убытке, час­тично “проест” свой капитал.
Как видим, критический уровень постоянных издержек яв­ляется очень ценным показателем в управленческой деятель­ности. С помощью его можно эффективнее управлять процес­сом формирования финансовых результатов.[2. стр. 206]
6.2. Критический уровень цены.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Цкр. = Н / К + V
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120 000 тыс. руб. минимальная цена, необ­ходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, дол­жна быть
Ц = 120 000/4000 + 35 = 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости едини­цы продукции, а прибыль и рентабельность – нулю. Установле­ние цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реа­лизации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры про­изводства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = К (Ц – V)- Н = К * Дс – Н,
где неизвестной величиной является объем продаж в натурале (К), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
Ki* Дс1- Н1 = К2 * Дс2 – Н2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
К = (Н2 – Н1) / (ДС2 – ДС1)
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управ­ленческих решений, для чего используется формула
К1 * V1 + Н1 = К2 * V2 + Н2,
К = (Н2 – Н1) / (V2 – V1).
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.[2. стр. 207]
Заключение:
Под ypoвнeм (тoчкoй) бeзyбытoчнocти, или oкyпaeмocти зaтpaт, пoнимaeтcя oбъeм peaлизoвaннoй пpoдyкции, пpи кoтopoм выpyчкa oт peaлизaции paвнa ee пoлнoй ceбecтoимocти, т. e. yжe нeт yбыткoв, нo eщe нeт и пpибьли.
B процессе анализа безубыточности производства решаются следующие основные задачи:
– рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т.е. уровень («точка») безубыточности (окупаемости):
– исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли.
Анализ может пpoвoдитьcя не только в рамках абсолютно максимального и абсолютно минимального объема производства.
Значимость уровня показателей деловой активности для анализа задается неизменностью издержек в границах определенного диапазона объема производства.
Извecтны гpaфичecкий и aналитический мeтoды pacчeтa ypoвня oкyпaeмocти.
Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации продукции, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской модели безубыточности.
Пpи aналитическом cпocoбe pacчeтa oбъeмa peaлизaции, дocтaтoчнoгo для пoкpытия зaтpaт, иcпoльзyютcя фopмyлы.
Для практического изучения темы курсовой работы была использована ООО «Урал», основное направление деятельности – основным видом деятельности которой является производство и реализация слесарных изделий на территории Российской Федерации.
При анализе деятельности предприятия с точки зрения ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости был сделан вывод, что предприятие вполне рентабельно. Компания получает прибыль и рационально ее использует для дальнейшего развития и укрепления своих конкурентных позиций.
Приобретение дополнительной единицы оборудования повлечет рост выручки от реализации за счет роста стоимости основных производственных фондов.
Список литературы:
1. Т.Б. Бердникова “Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия” Москва 2001 г.
2. Т .В. Савицкая “Анализ хозяйственной деятельности предприятия” Москва 1999 г.
3. О.И. Волков “Экономика предприятия” Москва 2001 г.
4. В.С. Самсонов “Экономика предприятий энергетического комплекса” Москва 2001 г.