Анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

Содержание
Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия «частоболеющий ребенок»
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
1.3 Личностные особенности часто болеющихдетей
1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматическибольных детей
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояниечасто болеющих дошкольников
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список цитированной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Актуальность проблемы. Сегодня, в периодкардинального социально-экономического переустройства общества, по данным многихисследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков(в чем сходятся исследователи проблемы А.А. Баранов, ММ. Безруких, СП. Ефимова,Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, Л.И. Дручина, А. Лекманов, А.Г. Румянцев, В.Н. Касаткини мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что числоабсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), такимобразом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогическойподдержке. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологическиеаспекты проблемы ЧБД. Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайнемало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточнуюэффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставитсявопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей(В.К. Таточенко, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.). Такая необходимость связана,по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминанияоб острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Возраст часто болеющих детей,охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина,Н.А. Коваленко, А.А. Михеева). Отчасти это обусловлено тем, что часто болеющие детисчитаются возрастным феноменом: к 8-9 годам их количество резко сокращается (Н.В.Михайлова, А.А. Михеева и др.). Но происходит это не потому, что дети перестаютболеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хроническихзаболеваний и переходят в другую нозологическую категорию.
Гипотеза: часто болеющие дети дошкольноговозраста имеют заниженную самооценку и повышенную тревожность в силу ослабленногоздоровья. В результате частых болезней нарушается социализация ребенка, что сказываетсяна коммуникативных способностях дошкольника.
Цель исследования — изучение психологическихособенностей часто болеющих детей.
Объект исследования — психологические особенностичасто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — анализ проблем,связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и медицинскую литературупо теме исследования;
2. Дать определение понятия «часто болеющийребенок» как междисциплинарной категории;
3. Изучить уровень самооценки и тревожностичасто болеющих детей.
Методологическую основу исследования составляютонтогенетические теории развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович,А.Н. Леонтьев и др.); теоретические положения психосоматического подхода в медицине(В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е.Каган и др.); некоторые положения, касающиеся адаптации и развития детей, имеющихфизические дефекты и недостатки развития (Л.С. Выготский).
Методы исследования: теоретический анализи систематизация имеющихся в психологической, педагогической и медицинской литературеданных о категории часто болеющих детей дошкольного возраста; анализ документациии продуктов деятельности дошкольников; наблюдение; эксперимент. В экспериментальнойчасти использована психодиагностика эмоционального состояния рисуночный тест Бака“Дом-Дерево-Человек”, методика “Рисунок несуществующего животного”, проведено анкетированиеродителей.
Экспериментальная база исследования — детскаяполиклиника г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6девочек и 6 мальчиков).
Структура работы: курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Обзор литературы.Психологические особенности часто болеющих дошкольников1.1 Определение понятия«часто болеющий ребенок»
В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющихдетей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономическойточки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст3 — 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ЧБД приходитсяот 25,0 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста. Уход за больными детьмиявляется причиной третьей части всех трудовых потерь, что тоже обусловлено контингентомЧБД. Исследователи утверждают, что частые заболевания ребенка являются факторамириска хронической патологии в подростковом периоде и у взрослых (в 2 раза большеанемий, в 5 раз чаще сердечно-сосудистые заболевания, у 60% — аллергические проявления).
В последние годы проявилась тенденция к проявлению заболеванийв более раннем возрасте. Общее количество заболеваний среди детей, в том числе детейдошкольного возраста, постоянно растет. Возросло число детей с функциональными расстройствамии хроническими болезнями. В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональныхи морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональныеи морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма — ЧБД) — 82,2%,третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют1,6 % детей. Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной в современномобществе.
Принято считать, что часто болеющие дети — феномен специфическивозрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которыеболеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Однакоисследования показывают, что острые респираторные вирусные инфекции не единственнаяпричина частых заболеваний. В число причин входят детские инфекции, отиты, синуситыи обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения.
В исследовании Н.Г. Веселова [8] указано, что в медицине частоболеющими считаются:
· дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ)- 4 и более в год;
· дети от 1 до 3 лет — 6 и более ОРЗ в год;
· дети от 3 до 5 лет — 5 и более ОРЗ в год;
· дети старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год.
Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более10-14 дней одно ОРЗ).
Д.Н. Исаев характеризует общее состояние таких детей проявлениями,которые можно обозначить как преневротические (нарушения сна, тики, патологическиепривычки, беспричинный плач), вегетодистонические (головокружения, головные боли,нарушения ритма сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемиякожи, отрыжка воздухом), соматические (жажда, булимия, рвота после еды, ожирение,непереносимость отдельных видов пищи, кожный зуд и высыпания).
В структуре хронических заболеваний ЧБД, по исследованиям Н.Г.Веселова, наиболее значительными являются: заболевания ЛОР-органов (от 32% до 87,3%),органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до28,7%) и болезни нервной системы (неврозы — 23%, астенический синдром — 16,4%, малаямозговая дисфункция — 9,8%, невротические реакции — 6,5%). Заболеваемость во всехвозрастных группах выше у мальчиков.
Таким образом, ЧБД — это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюсяболее высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторнымиинфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силуэпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитныхсистемах организма.1.2 Психологические проблемысоматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматическибольных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии,оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей.Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числаабсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющихдо 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов,2003). Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей натекущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категориясоматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условийжизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти.Больные дети, по-прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов,что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогическогосопровождения и поддержки данной категории.
Анализ факторов и условий психического развития современных детейпоказывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновениии прогрессировании заболеваний. Так, состояние здравоохранения лишь в 10% случаевявляется причиной роста числа заболеваний, а наследственность — в 15% случаев, состояниеокружающей среды определяет 25% из них, неблагоприятное же влияние условий и образажизни является причиной 50% заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обученияи воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей. Это приводитк различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между генетико-биологическимизадатками и способствует росту заболеваемости детей (Муравьева В.Н., 1999; БутенкоН.И., 1999).
Учитывая данные исследования, реабилитацию соматически больныхдетей необходимо осуществлять посредством воздействия на социальную ситуацию развитияребенка.
В дошкольных учреждениях России в течение нескольких лет (1996- 2009гг.) ведутся исследования особенностей социально-психологического развитиясоматически больных детей и возможных путей коррекции их развития.
Во всех исследованиях подчеркивается качественно иной характерпсихического развития соматически больных детей, а также необходимость адаптациимедицинского и психолого-педагогического процесса к разным категориям больных детей.Так, опубликованы научные работы по изучению психологических особенностей соматическибольных детей, например:
исследование особенностей личности и познавательной деятельностидетей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (НиколаеваВ.В., 1987; Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ковалевский В.А., УрываевВ.А., 2006);
особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающихбронхиальной астмой (Михеева А.А., Манелис Н.Г., 1996);
особенности поведения детей и педагогическая работа с ними принекоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь) (Бурмистрова Н.Н., 1996);
изучение особенностей интеллектуально-личностного развития детейс хроническими заболеваниями легких (Ливанова М.Н., 1997; Орлова М., 1998);
интеллектуальное развитие детей, больных сахарным диабетом (ГнедоваС.Б., 1998);
исследование психологических особенностей часто болеющих детей(Михеева А.А., 1999);
особенности развития речи у соматически больных детей на протяжениидошкольного возраста (часто болеющие дети и дети с нарушениями опорно-двигательногоаппарата); факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольноговозраста (Груздева О.В., 2004);
мотивационно-потребностное развитие часто болеющих детей, изучениепреобладающих мотивов деятельности (Вылегжанина Г.Г., 2005);
особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольноговозраста (Дубовик Е.Ю., 2006);
специфика самосознания и самооценки часто болеющих детей дошкольногои младшего школьного возраста (Мосина Н.А., 2007, Чекрякова С.В., 2008);
родительское отношение к часто болеющим детям дошкольного возраста(Котова Е.В., 2004, Доманецкая Л.В., 2009);
гендерные особенности проявления тревожности у часто болеющихдетей дошкольного возраста (Дусказиева Ж.Г., 2009);
особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшегодошкольного возраста (Штумф В.О., 2009) и др.
В результате суммарного анализа исследований были выделены следующиеособенности социальной ситуации развития соматически больного ребенка и особенностиего личности.
В.В. Николаева и Г.А. Арина утверждают, что новую социальнуюситуацию развития создают для больного ребенка два вида ограничений: а) ограничениедвижения, б) ограничение познавательной деятельности. Однако известно, что двигательнаяактивность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим факторомего развития. Кроме того, изменение познавательной активности соматически больногодошкольника и ограниченность общения со сверстниками существенно меняют социальнуюситуацию развития, инфантилизируя его.
Психологические особенности часто болеющих детей достаточно подробноописаны разными авторами, которые связывают их со стойким эмоциональным напряжениемребенка и, в том числе, со сложностями в развитии волевого поведения. В психологическойлитературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от ихздоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, имсвойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость,зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгубыть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однакоим необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг.
Плохое самочувствие, ограничение движений, тяжелое и длительноелечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, высокойтревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуациюразвития, складывающуюся в условиях болезни. Основными последствиями этой ситуацииявляются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установкена деятельность.
Параллельно с адекватной и даже несколько завышенной осознаннойсамооценкой у часто болеющих детей сосуществует негативное эмоциональное самоотношение.В этом случае часто имеет место сравнение с матерью, проявляющееся в самоуничижении,приписывании себе отрицательных эмоций, таких, как горе (печаль), страх, гнев (злость)и чувство вины.
Соматическая болезнь может оказывать значительное влияние наусловия протекания деятельности, ее динамику, выносливость человека к нагрузкам(в том числе и ребенка), условия деятельности, сохранности операционального состава.Для соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста характерны патологическиеизменения в отношении ведущего вида деятельности — сюжетно-ролевой игры, что оказываеткрайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешаетпсихологической борьбе ребенка с ситуацией болезни.
Если говорить о поведении соматически больного ребенка старшегодошкольного возраста, то оно изменяется, часто становится «трудным» дляокружающих его взрослых. И хотя болезнь, в большинстве случаев, не останавливаетпсихическое развитие ребенка, она искажает, отягощает и замедляет его ход. Ситуацияболезни, являясь тяжелой психической травмой, может не только активизировать егокомпенсаторный потенциал психики, но и разрушительно воздействовать на нее.
К особенностям познавательной деятельности группы часто болеющихстарших дошкольников можно отнести:
1) истощаемость психической деятельности, которая проявляетсяв значительном снижении показателей умственной работоспособности;
2) трудности переключения внимания;
3) снижение продуктивности воспроизведения;
4) снижение продуктивности внимания;
5) уменьшение уровней развития творческого воображения;
6) уменьшение объема произвольной зрительной памяти;
7) большую эмоциональность, выразительность монологической речи,но меньшую самостоятельность, полноту и логическую последовательность.
Таким образом, среди особенностей развития личности часто болеющегоребенка старшего дошкольного возраста можно выделить преобладание позиции«малоценности», ущербности и непосредственно-чувственное отношение к себе(Ливанова М.Н., Николаева В. В.). Для часто болеющих детей характерно приписываниесебе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Арина Г.А.,Коваленко Н.А.). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимостьот чужого мнения (Касаткин В.Н., Румянцев А.Г.). У больного ребенка формируетсянегативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценкаболезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижаетсяих побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержкеразвития личности — инфантилизму (Ливанова М. Н.). В младшем и среднем дошкольномвозрасте у часто болеющих детей более чем у их здоровых сверстников выражена тенденцияк адекватной самооценке, но она во многом зависит от типа семейного воспитания.Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращениеболезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстниковпреобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействиес другими людьми (Ковалевский В. А.).
Кроме того, существуют специфические особенности межличностноговзаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченностькруга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей,педагогов), стремление получить от них помощь.1.3 Личностные особенности частоболеющих детей
Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формированиеего личности. Понятию «Я» у таких детей соответствует отрицательный образ,они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятиесебя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для соматически больногоребенка характерно амбивалентное отношение к болезни. Так, на сознательном уровнебольшинство детей понимают, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу,нужно лечиться, принимать лекарства, но на неосознаваемом уровне болезнь для нихболее привлекательна, чем здоровье. Некоторые исследования показывают, что болезнь«выгодна», потому что дает возможность ребенку приблизится к матери, получитьнекоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Так, дети полагают,что во время болезни их будут больше жалеть, больше обращать на них внимания и заботы.Дети старшего дошкольного возраста, как правило, не понимают причин болезни, часторассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. В целом же, отношениеребенка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личногоопыта, восприятия заболевания и его тяжести, но во многом оно определяется представлениемродителей и других членов семьи о болезни. Для старших дошкольников осознание своейболезни, ее тяжести и последствий недоступно, так как у него еще нет ясного отношенияк ситуации и к самому себе. Вследствие этого болезнь воспринимается ребенком какограничение привычной жизни. Для ребенка опасность для жизни существует только вформе ограничений, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием,главное для него — настоящее время. Собственно психологические средства совладанияс болезнью у старших дошкольников еще не сформированы (Ковалевский В. А, УрываевВ.А., 2006).
Больной младший школьник чаще сталкивается с затруднениями собственнойдеятельности, что вынуждает его (в силу присущих детям этого возраста стремленияк оптимальному социальному результату и потребности в самостоятельности как собственнойвнутренней позиции, включающей, в частности, дефицитарный образ Я) в большем числеслучаев анализировать поведение (свое и окружающих его людей), более тщательно планироватьпредстоящую деятельность и осуществлять более жесткое управление в ходе ее осуществления.Иными словами происходит более раннее созревание психических новообразований возрастапри редких обострениях хронического процесса или субъективно легком течении заболевания.Однако при достаточно развитом телесном недостатке (что может встречаться при частыхобострениях хронического заболевания либо при тяжелом его течении) способности канализу, планированию и произвольности отодвигаются на второй план из-за выраженностиастенического синдрома, что приводит к замедлению развития новообразований возраста(Мосина Н.А., 2007).
Другие суммарно выделенные особенности личности больных детей:
при оценивании себя у больного ребенка преобладает позиция«малоценности», ущербности, отношение к себе непосредственно — чувственное;
у часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возрастапреобладает заниженная самооценка по сравнению со здоровыми сверстниками и во многомона зависит от типа семейного воспитания. При этом выявлено общее неустойчивое эмоционально-ценностноеотношение детей к себе;
активизируется собственная познавательная активность, направленнаяна преодоление преград создаваемых болезнью в реализации жизненно важных потребностей;
слабо сформированы у ребенка механизмы личностно-смысловой регуляции;
присутствует стремление к компенсации дефекта (у 84 % опрошенныхчасто болеющих дошкольников направленность желаний на предотвращение болезненныхсимптомов и избегание страданий);
нет развернутого жизненного плана, то есть, нарушено осознаниесебя во времени, главным измерением времени является настоящее;
основная направленность желаний болеющих детей обращена на предотвращениеболезненных симптомов и избегание страдания (84% детей). В то время как у их здоровыхсверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды(63%) и на взаимодействие с другими людьми (70%);
уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраставыше, чем у их здоровых сверстников (особенно у мальчиков), причем результаты имеютдостоверные различия. анализ эмоционального восприятия детьми половых ролей показал,что в ответах детей обоего пола (независимо от соматического статуса) эмоциональноевосприятие девочек достоверно позитивнее, чем мальчиков («девочки любят доброе,красивое, а мальчики любят все крутое и страшное», «девочки красивые,а мальчики — не такие красивые», «мальчики дерутся, а девочки — добрые»и пр.). Обнаружены различия и в представлении об отличительных особенностях мальчикови девочек: у всех детей доминирует критерий «внешние признаки» (у мальчиковчаще, чем у девочек; у здоровых детей чаще, чем у часто болеющих). Тем не менее,девочки чаще мальчиков ориентируются на качества личности, а мальчики на предметно-действенныехарактеристики. Выявлено также, что часто болеющие мальчики чаще, чем здоровые,ориентируются на личностные характеристики в своем представлении о половых ролях.Таким образом, часто болеющие мальчики (в сравнении с часто болеющими девочкамии здоровыми сверстниками обоего пола) имеют более высокие показатели по уровню тревожностии отрицательному эмоциональному восприятию собственной половой роли. На основаниивышеизложенного, можно сделать вывод, что статус часто болеющего ребенка мальчикомпереживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностныхотношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокойтревожности;
соматически больные дети старшего дошкольного возраста показалиособенности понимания обмана: дети испытывают больше затруднений и реже используютсинонимы обмана при его объяснении как общего и абстрактного понятия; хуже распознаютобман в области знаний; чаще проявляют стратегии принятия обмана за правду и стратегиюотрицания правдивой информации в области знаний, смешанную стратегии распознаванияобмана в области эмоций; чаще опираются на признак контекста ситуации в ситуациисобственного обмана; реже опираются на поведенческие проявления, контекст ситуациии индивидуальные особенности в ситуации обмана со стороны другого; менее склоннык обману в области намерений (Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982; КовалевскийВ.А., 1997; Котова Е.В., 2004, Груздева О. В, 2004, Дубовик Е.Ю., 2006; Мосина Н.А.,2007; Вылегжанина Г. Г, 2005; Ковалевский В. А, Урываев В.А., 2006; Чекрякова С.В.,2008; Дусказиева Ж.Г., 2009; Штумф В.О., 2009).1.4 Особенности межличностноговзаимодействия соматически больных детей
Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматическибольных детей:
круг общения ребенка ограничен до минимума;
присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей,педагогов), стремление получить от них помощь;
преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющийстили родительского отношения к ребенку;
родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях,вводя различные запреты и ограничения;
ограничена игровая деятельности (ее возможности и проявления)и как следствие двигательная потребность ребенка;
психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующийвид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенком и отгороженныйот них отец.
В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностныхпозиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членовсемьи выстраивается в следующей позиции: ребенок-мать-отец, то у часто болеющихдетей эта схема имеет следующий вид: отец-мать-ребенок, где отец «перемещается»в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествамии вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуацийчасто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближаетотца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологическогоучастия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком,неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственностиза нее.
«Вытеснение» отца из психологической жизни ребенкаможет иметь несколько причин. Это, прежде всего традиционное культурно обусловленноеперераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка,когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больнымребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространствосемьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезниотец — наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок:«Уходи, не мешай, мы лечимся»;
образовательный уровень родителей больных детей часто высокий.Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требованийк организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведениюдосуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четкоосознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организациюсемейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельностии повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальными физическим развитием детей.
Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональными интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенкапотенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенностьсемейной жизнью;
в семьях часто болеющих детей не соблюдаются режимы питания,сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает,что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективнойпозиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательныйи культурный потенциал на благо ребенка.
В целом, анализ микросоциальной среды развития часто болеющихдетей младшего дошкольного возраста в сравнении со здоровыми сверстникамипоказывает, что больные дети являются «принятыми» в среде своих сверстников.При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, непроявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.
Анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей среднегодошкольного возраста показывает, что развитие психических функций, таких какмышление, память, внимание происходит в соответствии с возрастными закономерностями.Дети являются «принятыми» в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношенияхсо сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств,не являются членами устойчивых детских объединений.
Образовательный уровень родителей высокий. Внутрисемейная атмосферахарактеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом, удовлетворенностьюсемейной жизнью.
Микросоциальная средачасто болеющих детейстаршегодошкольного возраста характеризуется следующими особенностями. Дети являются«принятыми» в среде своих сверстников. Внутрисемейная атмосфера характеризуетсясниженным эмоциональным микроклиматом (Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997;Ливанова М.Н., 1997; Михеева А.А., 1999; Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982,Котова Е.В., 2004, Груздева О. В, 2004, Вылегжанина Г. Г, 2005; Ковалевский В. А,Урываев В.А., 2006).
Выводы по главе I
На основании данных литературы по изучению психологических особенностейчасто болеющих детей, можно сделать следующие выводы:
1. для этих детей характерно занижение уровня самооценки и повышенный уровеньтревожности;
2. внутрисемейная атмосфера отличается сниженным эмоциональным микроклиматом;
3. у этих детей наблюдается более раннее созревание психических новообразованийвозраста, если имеет место относительно легкое течение заболевания.
болеющий ребенок дошкольный психологический
Глава II. Экспериментальнаячасть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников2.1 Организация и методика исследования
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г.Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиковв возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хроническихзаболеваний ЛОР — органов, двое имеют хроническое заболевание мочеполовой системы,один имеет заболевание органов пищеварения, двое — аллергические заболевания. Упятерых детей было зарегистрировано 4 случая ОРЗ за год, у шестерых — 5 случаевОРЗ и у одного 6 случаев.
Анкетирование родителей позволило установить, что большинствоЧБД проживают в достаточно благополучных условиях: обследованные дети из полных,благополучных семей с высоким образовательным уровнем родителей и доходом в пределахпрожиточного минимума. Большая часть детей родилась от молодых родителей, от 1-2беременности, доношенными.
Отрицательно влияющими на состояния здоровья ЧБД можно считатьследующие выявленные факторы: наличие у матери токсикоза во вторую половину беременности,грудное вскармливание менее 6 месяцев, раннее начало прикорма, отсутствие закаливающихпроцедур и частота заболеваний ребенка на первом году жизни, отсутствие занятийфизической культурой вне ДОУ и дневного сна в выходные дни, нерегулярное употреблениефруктов, овощей и ягод. Восемь из исследуемых детей не посещают детсад 4-5 месяцевв году, четверо — 5-6 месяцев в году.
Для исследования эмоционального состояния каждого ребенка использовалирисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”, методику “Рисунок несуществующего животного”.
Рисуночный тест Дж. Бака “Дом. Дерево. Человек” позволяетвыявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувстванеполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага,простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. Напервой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется “ДОМ”,на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа — соответственно“ДЕРЕВО” и “ЧЕЛОВЕК”, на четвертой — имя и фамилия испытуемого, дата проведенияисследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как приупотреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: “Нарисуй пожалуйста, как можно лучшедом, дерево и человека” На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать,что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдениеза тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальныхи содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются,например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка,его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или егоотдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают всебя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки — деталирисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляютосознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемыйможет показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость,двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркиваетили стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным(если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимыхдеталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживаниярисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостностивсех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значениедеталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталейчеловека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческомобщении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость,важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символическипредставлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриватьсякак отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение однойчасти целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека можетпоказать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к егопсихологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положениерисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд
сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка,движение нарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественныепоказатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы:
1) незащищенность,
2) тревожность,
3) недоверие к себе,
4) чувство неполноценности,
5) враждебность,
6) конфликт (фрустрация),
7) трудности в общении,
8) депрессивность (табл.1. в Приложении).
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостностивсех рисунков. В результате проведенного исследования и количественной оценки тестая получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы.
Методика “Рисунок несуществующего животного”
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животноеи назвать его несуществующим именем. Объяснить ребенку, что животное должно бытьпридумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которогодо него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонажиз мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов,расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснитьпол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить,есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, икто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанноидентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качестваи свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах.Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенкаанализировать свой внутренний мир.
Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные.К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
2.2 Результаты исследованияи их обсуждение
Рисуночный тест «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» позволил оценитьряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние обследуемыхдетей:
В таблице 2 (Приложение) представлены следующие усредненные данные:по симптомокомплексу “незащищенность” — 33% детей имеют высокий уровень незащищенности,58% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 8% детей — низкийуровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” — высокий уровень тревожностиимеют 50% детей, средний уровень тревожности имеют 42% детей и низкий уровень — 8% детей группы.25% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу“недоверие к себе” и 75% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувствонеполноценности”: 8% детей имеют высокий уровень, 33 % детей — средний уровень выраженности,58% детей — низкий уровень.17% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу“враждебность”, 33% — средний уровень и 50% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу“конфликтность (фрустрация) ” имеют высокий уровень 8% детей, средний уровень 17%детей и низкий уровень имеют 75% детей. По симптомокомплексу “трудности общении”имеют высокий уровень 25% детей, средний уровень 50% человек и низкий уровень — 25% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность” имеют средний уровень17% детей и 83% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мывыявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженностиконфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувстванеполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, врезультате конфликтности.
Ниже приведен анализ характерных рисунков некоторых детей Например,анализ рисунка Даниила К. (7 лет) показал нам наличие у ребенка высокого уровняэмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, чтовыражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положениев системе взаимоотношений с другими. Возле дома изобразил забор, что говорит о чувственезащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека),штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях всоциальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когдарисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующихпризнаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми ивзрослыми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широкомкруге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все тририсунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том,что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
При анализе рисунка Димы Е. (7 лет) заметно проявление у мальчикаагрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в рукедержит саблю). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль.Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, уходаот общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать наопределенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности.Особенно это видно на рисунках девочек Таня Т., Ксении У. (6 лет) Девочки изображаютпринцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычныхформ кармашков, украшений. Такая степень украшенности фигуры свидетельствует о преобладающихдемонстративных тенденций у детей. У этих детей повышена потребность во внимании,поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и вгруппе.
Анализ еще одного рисунка показал немного другой результат. Эторисунок Даши Н. (7 лет) По рисунку можно сказать, что у Даши наблюдаются трудностив общении с детьми группы.
При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности,только это проявление немного другого типа, т.е. можно предположить, что у ДашиН. возможно проявление демонстративности по типу “бегства в воображение”. Ребенокс таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях.Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, чтовызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая чертаотрицательно оценивается воспитателем).
Рисуя человека, ребенок с таким видом демонстративности компенсируетсвое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессыили других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однакона рисунке Даши Н элементы декорированности носят более сдержанный характер, чемдекорированность фигур на рисунках Тани Т. и Ксении У. На рисунке есть некоторыепоказатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Однаиз отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности,носящей компенсаторный характер — прорисовка ног.
В первом случае девочки рисовали длинное платье и выглядывающиеиз под него нарядные туфельки. При компенсаторной демонстративности на рисунке ДашиН. ноги нарисованы с нарушением пропорций. Дети с компенсаторной демонстративностью,если и рисуют обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры,как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека.
В процессе рисования Даша часто обращалась за поддержкой, переспрашивалаили правильно она рисует и все ли она правильно делает. При рисовании сильно нажималана карандаш. На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделатьвывод, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими(особенно это может быть в домашнем кругу). Отсутствие кисти рук свидетельствуюто сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательноснижена.
Рисунок Артема В. (6 лет) показывает наличие у ребенка тревоги,эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скованности, недостаток веры всебя, т.к. все три рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Линиирисунка неуверенные. А также изменчивый нажим может говорить об эмоциональной нестабильности.Во время рисования ребенок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать.
Изображение человека: руки человека короткие, отсутствуют кисти,что свидетельствует о сниженной практике общения ребенка. Потребность в общениине удовлетворяется. У ребенка возможно отсутствие стремления к общению и проявлениечувства неадекватности. Рисунок дерева: ветки нарисованы вверх, одной линией, т.е.возможно ребенок старается избегать неприятностей реальности, приукрашивание реальности.При рассмотрении рисунка дома — отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребенка,возникающие трудности в общении.
Изучая рисунок Руслана А. (7 лет) видно следующие особенности:сильная линия нажима карандаша при рисовании, неуверенная линия рисунка, в рисункечеловека выделил ноги используя сильную штриховку, а также прорисовка глаз — признакитревожности. Видны элементы агрессии, т.е. изображение кистей рук в виде кулаков.Изображены непропорционально длинные ноги — возможно у мальчика сильная потребностьв независимости и стремление к ней.
В рисунке дерева можно сказать о таких особенностях: ствол изображендвумя линиями с нажимом, что говорит о решительности и активности ребенка. Ветокнет. Круглая крона говорит о эмоциональности ребенка. В рисунке дома отсутствуетдверь, но ребенок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что ребенок чувствуетнедостаток в общении, хотя сам тянется к общению и взаимодействию с другими детьми.
Анализируя рисунок Лиля Х. (7 лет), мы также видим некоторыепроявления тревожности, а именно это — очень сильный нажим на карандаш при рисовании.В изображении человека: руки у человека очень длинные с отсутствием кистей, чтоговорит о стремлении и потребности девочки к самостоятельности, автономности. Рукиизображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также визображении человека есть некоторые элементы демонстративности. В изображении дерева:круглая крона — показывает эмоциональность ребенка.
Исследования рисунка Наташи С. (7 лет) можно сделать следующиевыводы: возможно проявление признаков агрессии, так как в рисунке человека мы видим,что Наташа изобразила мальчика. Об признаках агрессии может говорить и изображениепальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы, что говорит о повышенномуровне тревожности. В рисунке человека руки очень короткие, это говорит о том, чтоу девочки возможно отсутствия стремления вместе с чувством неадекватности. В рисункедома отсутствует труба — это говорит о том, что девочка возможно чувствует нехваткупсихологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что ребенокиспытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими.
Станислав Ф. (7 лет) — по анализу рисунка можно сказать о проявлениипризнаков агрессии, а именно: сильные руки, одна рука спрятана за спину, что можетговорить о чувстве вины, неуверенности в себе. Другая рука сильно вытянута вперед,пальцы крупные и длинные, похожи на гвозди, что говорит о враждебности, открытаяагрессия. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачернен, что можетуказывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, подозрительность, можетбыть скрытая агрессия.
Для рисунка дерева характерна размашистая штриховка, особенновыделены ветки деревьев, которые направлены вверх — проявление тревожности и одновременно- порыв, стремление к власти. В рисунке дома — окна сильно открыты, может быть ребенокведет себя несколько развязно и прямолинейно, отсутствие двери, т.е. возможны трудностив общении. Из трубы показана тоненькая струйка дыма, что указывает на чувство недостаткаэмоциональной теплоты дома, что скорее всего и является причиной агрессии ребенка.
Для изучения эмоциональной сферы детей использован метод “Рисунокнесуществующего животного”. В результате проведенного эксперимента мы имеем следующиепоказатели, например:
Анализируя рисунок Димы Е., отмечаются элементы агрессии, которыепроявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Я могуговорить об агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр- острозуб. Также в рисунке мы видим признаки тревожности: мальчик много раз стиралрисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует,прикрывал рукой рисунок. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунокполучился очень крупный, также можно сказать, что рисунок как бы “запачканный”,что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.
Анализируя рисунок Лили Х. также можно сказать о существующихэлементах агрессии, так как на рисунке животного Лили изобразила длинный пальцыс острыми когтями. Несколько раз стирала рисунок, не знала как расположить. Пририсовании девочка немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности.Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствоватьвысокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороныокружения. У девочки возможно есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется(т.к. из-за болезни часто не посещает детский сад и общается только с мамой илибабушкой).
Наташа С. назвала свое животное кобра. Такое название говорито некоторых признаках агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо, прикрываларукой рисунок, чтобы другие не могли увидеть, что она рисует Рисунок расположенчуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе.
А вот например Таня Т. изобразила свой рисунок в левом нижнемуглу листа, рисунок не очень большой. Анализируя рисунок по данным признакам можносказать о том, что девочка испытывает небольшое чувство неуверенности в себе, возможназаниженная самооценка, подавленность, она не заинтересована в своем социальном положении,отсутствие стремления быть принятым окружением. Вместо животного девочка изобразилачеловека — инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также нарисунке видны некоторые признаки тревожности — сильный нажим на карандаш во времярисования.
Ксюша У. назвала свой рисунок человек — конь. Рисунок изображеннемного ниже от средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциямиребенка в этот день, так как девочка до рисования целый день капризничала, не хотелаиграть с детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряженииво время рисования, повышенном уровне тревожности. Также можно сказать по анализурисунка о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большоеколичество острых углов, глаза — пустые глазницы.
Станислав Ф. назвал свое нарисованное животное динозавр. Заметнына рисунке признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивнаяпоза животного. Видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевалтуловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа.Такое положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствоватьвысокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороныокружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствияхк достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточенорисовал.
Таким образом, на основании проведенного исследования часто болеющихдетей, можно отметить некоторые их психоэмоциональные особенности:
у большей части детей имеет место низкий уровень самооценки инезащищенности;
у половины обследованных детей отмечается высокий уровень тревожностии «недоверия к себе»;
выявлены связи тревожности и чувства неполноценности, что ведетк трудностям общения со сверстниками.
Выводы
Часто болеющие дети имеют низкую устойчивость функциональныхсистем к стрессовым воздействиям, что проявляется:
высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной приспособленностьюк тем или иным социальным ситуациям.
эмоциональным неблагополучием: среди ЧБД меньше детей с благополучнымэмоциональным состоянием.
Изменения со стороны психоэмоционального статуса и общего реактивногопотенциала организма в наибольшей степени выражены у часто и длительно болеющихдетей, они проявляются при наблюдений за их деятельностью астеническими реакциями:повышенная утомляемость, снижение психической и физической работоспособности.
Список цитированной литературы
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты.Пути оздоровления В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. Саратов: Радуга, 1986.183с.
2. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? Г.А. Арина, Н.А.Коваленко Школа здоровья. 1995. Т.2.3.116-125.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение,1968.468с.
4. Бурмистрова Н.Н. Особенности поведения детей и педагогическая работа с нимипри некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь): Автореф. дис. … канд.психол. наук. — М., 1996. — 23 с.
5. Валлон А. Ландшафт детской души: Юнгианское консультирование в школах и клиникахМ.: ПЕР СЭ, 2006. — 217 с.
6. Волкова Е. Трудные дети; или трудные родители? Е. Волкова. М.: Педагогика;19921-96с.
7. Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития: МонографияО.В. Груздева. Красноярск: РИО КГПУ им.В.П. Астафьева, 2004.160с.
8. Гнедова С.Б. Интеллект детей, больных сахарным диабетом // Школа здоровья.- 1998. — № 3 — 4. — С.34-46.
9. Дружинин В.Н., Психология семьи В.Н. Дружинин, М.: «КСП», 1996.160с.
10. Дубовик Е.Ю. Тревожность у детей дошкольного возрасат: учебное пособие поспецкурсу по психологии «Тревожность дошкольника»; Красноярск. гос. пед.университет им.В.П. Астафьева, 2006. — 100 с.
11. Дусказиева Ж.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположнойполовой роли часто болеющими детьми 5-7 лет. Журнал. Сибирский психологический журнал.- Томск, 2009. — № 32. — С.65-67. ПЕРЕЧЕНЬ ВАК (ISSN 1726-7080).
12. Исаев Д.Н. Психосоматический подход к изучению заболеваний у детей и подростковД.Н. Исаев.Л., 1988. Т.2.287с.
13. Касаткин В.Н., Михеева А.А. Оценка тревожности в группах часто болеющих детейи у пациентов с бронхиальной астмой 1998.157с.
14. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшегошкольника и подростка. — Красноярск, 1997. — 122 с.
15. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка — пациента соматическойклиники. Практикум. — Красноярск-Ярославль, 2006. — 87 с.
16. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности Л.М. Костина. СПб.: Издательство«Речь», 2002.198с.
17. Костина Л. М, Игровая терапия с тревожными детьми Л. М; Костина. СПб.: Издательство«Речь», 2003.160с.
18. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. — Красноярск,2004. — 152 с.
19. Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей В.В. Лебединский.М., 1985.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1998. — 584с.
21. Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально личностногоразвития соматически ослабленных детей: Казань, 1997.202с.
22. Макаренко А.С. Книга для родителей М.: Правда, 1986. — 510с.
23. Макарова З.С., Черток Т.Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состоянияздоровья часто болеющих детей Педиатрия. 1995 С 59-64.
24. Михеева А.А., Смирнова Е.О. Психологическая помощь часто болеющим детям// Школа здоровья. — 1999. — № 1. — С.55-73.
25. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника.- Красноярск, 2007. — 144 с.
26. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.- 576с.
27. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987. — 166с.
28. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368
29. Психология: Учебник /Под ред.А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1999
30. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970г.
31. Ткачева Т.А., Толмачева А.А. Методы сбора, обработки и представления информациив психолого-педагогическом исследовании: Пособие для студентов и аспирантов Красноярск:Изд-воКГПУ, 1996.84с.
Приложение 1
Практические рекомендации.
Оздоровление ЧБД целесообразно осуществлять вспециализированных ДОУ.
Основополагающими принципами оздоровления частоболеющих детей должны быть: индивидуальность — учет особенностей нарушений состоянияздоровья каждого конкретного ребенка; комплексность — в оздоровлении часто болеющегоребенка принимают участие: медицинские работники, психологи, педагоги, логопеды;круглогодичность; этапность и преемственность — оздоровление часто болеющих детейпроводится на всех этапах: в семье, в ДОУ, в поликлинике, в санатории.
Основными принципами организации и проведениясистемы профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ являются: интеграцияпрограммы профилактики и оздоровления в образовательный процесс ДОУ; преимущественноеиспользование немедикаментозных средств оздоровления; использование простых и доступныхтехнологий; формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персоналаи педагогов к проведению профилактически и оздоровительных мероприятий; повышениеэффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюденияв ДОУ гигиенических требований.
В комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в течениевсего года, включают: рациональный режим дня и питания; закаливающие мероприятияосновными природными факторами (воздух, солнце и вода), дифференцированные в зависимостиот возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала иматериальной базы ДОУ, при строгом соблюдении методических рекомендаций; физическоевоспитание с дозированной физической нагрузкой в соответствии с уровнем здоровьяи состоянием кардио-респираторной системы, физические упражнения с использованиемдыхательной гимнастики; санацию очагов хронической инфекции (при наличии показаний).По показаниям — занятия лечебной физкультурой. В комплекс оздоровительных мероприятий,проводимых курсами 2-3 — раза в год, включают: массаж общий, массаж грудной клеткии воротниковой зоны. С профилактической и лечебной целью рекомендуется использованиефизиопроцедур и ингаляций.
Для часто болеющих детей необходимо своевременноевыявление отклонений в нервно-психическом, речевом развитии и поведении детей; проведениекоррекционных занятий и игр; психолого-педагогические мероприятия, обеспечивающиеоблегчение адаптации к ДОУ и школе, формированию готовности к обучению в школе.
Профилактические медицинские осмотры часто болеющихдетей должны проводится следующими врачами-специалистами: педиатр, психоневролог,отоларинголог, хирург, ортопед, аллерголог, окулист, физиотерапевт и обязательноконсультация стоматолога.
Приложение2
Симптомокомплексы теста “дом — дерево — человек”Симптомокомплекс № Симптом Баллы Незащищенность 1 Рисунок в самом центре листа 0; 1; 2; 3 2 Рисунок в верхнем углу листа 0; 1; 2; 3 3 Дом, дерево — с самого края 0; 1; 2 4 Рисунок внизу листа 0; 1; 2; 3 5 Много второстепенных деталей 0; 1; 2; 3 6 Дерево на горе 0; 1 7 Очень подчеркнутые корни 0; 1 8 Непропорционально длинные руки 0; 1 9 Широко расставленные ноги 0; 1 10 Другие возможные признаки Тревожность 1 Облака 0; 1; 2; 3 2 Выделение отдельных деталей 0; 1 3 Ограничение пространства 0; 1; 2; 3 4 Штриховка 0; 1; 2; 3 5 Линия с сильным нажимом 0; 1; 2; 3 6 Много стирания 0; 1; 2; 3 7 Мертвое дерево, больной человек 0; 2 8 Подчеркнутая линия основания 0; 1; 2; 3 9 Толстая линия фундамента дома 0; 2 10 Интенсивно затушеванные волосы 0; 1 11 Другие возможные признаки Недоверие к себе 1 Очень слабая линия рисунка 0; 2 2 Дом с краю листа 0; 1 3 Слабая линия ствола 0; 1 4 Одномерное дерево 0; 1 5 Очень маленькая дверь 0; 1 6 Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0; 1 7 Другие возможные признаки Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 0; 1; 2; 3 2 Отсутствуют ноги, руки 0; 2 3 Руки за спиной 0; 1 4 Непропорционально короткие руки 0; 1 5 Непропорционально узкие плечи 0; 1 6 Непропорционально большая система веток 0; 1 7 Непропорционально крупные двумерные листья 0; 1 8 Дерево, умершее от гниения 0; 1 9 Другие возможные признаки Враждебность 1 Отсутствие окон 0; 2 2 Дверь — замочная скважина 0; 1 3 Очень большое дерево 0; 1 4 Дерево с краю листа 0; 1 5 Обратный профиль дерева, человека 0; 1 6 Ветки двух измерений, как пальцы 0; 1 7 Глаза — пустые глазницы 0; 2 8 Длинные, острые пальцы 0; 2 9 Оскал — видны зубы 0; 1 10 Агрессивная позиция человека 0; 2 11 Другие возможные признаки
Конфликтность
(фрустрация) 1 Ограничение пространства 0; 1; 2; 3 2 Перспектива снизу (взгляд червя) 0; 1; 2; 3 3 Перерисовывание объекта 0; 2 4 Отказ рисовать какой-либо объект 0; 2 5 Дерево, как два дерева 0; 2 6 Явное несоответствие качества одного из рисунков 0; 2 7 Противоречивость рисунка и высказываний 0; 1 8 Подчеркнутая талия 0; 1 9 Отсутствие трубы на крыше 0; 1 10 Другие возможные признаки Трудности общения 1 Отсутствие двери 0; 2 2 Очень маленькая дверь 0; 1 3 Отсутствие окон 0; 2 4 Излишне закрытые окна 0; 1 5 Окна — отверстия без рам 0; 1 6 Выделенное лицо 0; 1 7 Лицо, нарисованное последним 0; 1 8 Отсутствие основных деталей лица 0; 2 9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 0; 2 10 Дом, человек в профиль 0; 1 11 Дверь без ручки 0; 1 12 Руки в оборонительной позиции 0; 1 13 Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0; 1 14 Другие возможные признаки Депрессивность 1 Помещение рисунков в самый низ листа 0; 1; 2; 3 2 Вид дерева или дома сверху 0; 1 3 Линия основания, идущая в низ 0; 1 4 Линия, слабеющая в процессе рисования 0; 2 5 Сильная усталость после рисования 0; 2 6 Очень маленькие рисунки 0; 2 7 Другие возможные признаки
Приложение3
Количественныйсостав группы по уровням выраженности симптомокомплексовСимптомокомплекс Количество детей по уровню Высокий Средний Низкий чел. % чел. % чел. % Незащищенность 4 33 7 58 1 8 Тревожность 6 50 5 42 1 8 Недоверие к себе – – 3 25 9 75 Чувство неполноценности 1 8 4 33 7 58 Враждебность 2 17 4 33 6 50 Конфликтность (фрустрация) 1 8 2 17 9 75 Трудности общения 3 25 6 50 3 25 Депрессивность – – 2 17 10 83