Анализ производства и реализации молока

–PAGE_BREAK–Обобщающими показателями экономической эффективности использования всех производственных ресурсов является ресурсоотдача (Роп) и ресурсоемкость (Ремк):
Ротд= ВП/РП
Ремк = РП/ВП,
Рп – величина ресурсного потенциала, рубли.
Обобщающий показатель эффективности применения производственных ресурсов Эо, можно также рассчитать по формуле:
Эо = ВП/Н,
ВП – фактически полученная валовая продукция сельского хозяйства на 1 га сельскохозугодий, руб;
Н – нормативный уровень производства валовой продукции, отражающий производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия, руб/ га.
Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):
П= В-ПС
Если производство продукции убыточно, вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой себестоимости (ПС), %:
Оз = В/ПС * 100%
Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (N), под которой понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов.
Этот показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных фондов.
Рассмотренная система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.
1.3. Основные каналы реализации продукции
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В состав реализованной сельскохозяйственной продукции включается:
— продукция, поставленная перерабатывающим предприятиям всех форм собственности как своей, так и других территорий наделенным функциями заготовителя органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или работающих по поручению Госзаказчика;
— продукция, проданная предприятиям, независимо от того наделены они функциями заготовителя или нет;
— продукция, проданная на рынке, через торговую сеть, на ярмарках, населению непосредственно с транспортных средств, другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям, коммерческим структурам;
— продукция, проданная на биржах и аукционах;
— продукция, реализованная населению через систему общественного питания, а также проданная в счет оплаты труда.
Условиями эффективной реализации являются:
— высокое качество и хорошее физическое состояние сельскохозяйственных продуктов и сырья;
— конкурентоспособность реализуемой продукции по издержкам трудоёмкости, экологичности;
— знание рынка, его конъюнктуры и условий реализации.
Условия реализации наряду с конъюнктурой включают условия доставки товаров на рынок, состояние материально- технической базы реализации, различные формы регулирования оптовой и розничной торговли, организационные и правовые факторы.
Большое значение при реализации экологически чистой продукции имеет предпочтение потребителей. Для производства такой продукции требуются значительные дополнительные затраты материально-денежных средств, а цены реализации экологически чистой продукции существенно возрастают. Следовательно, потребителями такой продукции являются покупателями с высокими доходами.
Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственной организации является сокращение затрат труда на единицу продукции под воздействием внедрения достижений научно-технического прогресса. Высвобождаемая из основного производства рабочая сила может быть использована на других работах несельскохозяйственного направления: на организации переработки продукции, реализации продуктов и услуг, строительств и др. Это в свою очередь будет способствовать получению дополнительных доходов сельскохозяйственного предприятия от эффективного использования трудовых ресурсов. (13, с.24)
Размещение производства сельскохозяйственной продукции вблизи крупных городов и промышленных центров позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реализации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получения дополнительного дохода товаропроизводителей.
В рыночных условиях торговля и перерабатывающие предприятия выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, значительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке продукции. (6, с.17)
Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой торговли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непосредственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля.
Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:
— бесперебойно и круглосуточно снабжать населению высококачественными продуктами питания;
— обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;
— повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;
— способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;
— упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции.
Производители сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей.
Одним из каналов реализации сельскохозяйственной продукции, который широко распространился за годы экономических реформ и аграрных преобразований, является посредник, или посреднический канал. Посредник освобождает производителей от работ по сбыту, хотя скупают продукцию по относительно низким ценам и делают большие наценки на товар, повышая оптовые и розничные цены. Закупив продукцию у производителя, посредники выполняют далее функции по транспортировке, хранению, отчистки, подработке, упаковке. Канал реализации продукции через посредников является косвенным.
Реализация сельскохозяйственной продукции может осуществляться по прямым связям на локальный рынок, в магазины, перерабатывающим предприятиям, по социальным каналам, работникам предприятия. При этом потребитель сам собирает выращенную продукцию. Такие каналы реализации называются прямыми. Преимущества здесь заключаются в сокращении потерь, в большей гарантии сбыта и снижении напряженности в использовании труда.
Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.
Основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции является продажа её государству в федеральный и региональный фонды. Проявляется тенденция снижения объемов реализации в эти фонды, несмотря на повышение закупочных цен со стороны федеральных и региональных организаций, предварительное авансирование предстоящих закупок, доплаты за качество, возмещение затрат на транспортировку продукции и другие приемлемые для производителей договорные условия, в частности, взятие в залог. (18, с.25)
Выбор пути реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др.
На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
— наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;
— обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;
— возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами.

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Верхтаркский»
2.1. Характеристика местоположения, природно-экономических условий, размера и специализации предприятия
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Верхтаркский» в настоящих границах существует с 1959 г. Его землепользование состоит из основного участка, расположенного в восточной части Кыштовского района и участка долгосрочного пользования площадью 591 га, расположенного в Северном районе.
Административно-хозяйственный центр размещен в селе Верх-Тарка, в 67 км от районного центра, в 237 км от ближайшей железнодорожной станции Чаны и в 642 км от областного центра г. Новосибирска.
Пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции для данного хозяйства является: зерна – с. Кыштовка (67 км), мяса – с. Кыштовка, ст. Чаны (237 км). Пунктами снабжения являются: минеральными удобрениями – ст. Чаны, стройматериалами — ст. Чаны.
Связь с вышеуказанными пунктами осуществляется по дорогам общего пользования. Они представлены: дорогой Кыштовка – Чаны, дорогой районного значения Верх-Тарка – Кыштовка. Общая протяженность дорог общего пользования по территории хозяйства 17,5 км, с твердым покрытием дорого нет. Центральная усадьба и усадьбы других производственных подразделений обеспечены подъездами на дороги общего пользования. Главные внутрихозяйственные дороги, соединяющие усадьбы производственных подразделений с центральной, в основном подняты, но без твердого покрытия и не обеспечивают нормального движения транспорта в периоды повышенного увлажнения грунтов. Планируется улучшение дорог общего пользования.
По почвенно-климатическому районированию Новосибирской области хозяйство находится в зоне подтайги низменности. По данным ближайшей метеостанции с. Кыштовка в Кыштовском районе сумма температур воздуха выше 10° равна 1940, среднегодовая температура воздуха – 0,8°, среднегодовое количество осадков – 409 мм, гидротермический коэффициент 1,4.
Рельеф территории хозяйства равнинный с крайне слабой дренированностью и сильной заболоченностью в понижениях. Гривы на территории хозяйства занимают незначительную площадь.
Равнинность территории, слабый сток и незначительная дренированность способствуют излишнему увлажнению почв. В зависимости от рельефа находится почвенный покров. Все повышенные элементы рельефа с пахотнопригодными почвами в хозяйстве в основном распаханы. Пониженные – используются как кормовые угодья. По выходу кормовых единиц сельскохозяйственные угодья характеризуются следующим образом (в баллах): 10,5 против 11,3 по району. Балл по свойствам и признакам почв соответственно 68,6, 78,5. Эти показатели объясняются наличием следующих основных типов и подтипов почв в хозяйстве:
— серые 6553 га (20,7%)
— черноземы 209 га (0,6%)
— лугово-черноземные 2245 га (7,1%)
— дерново-подзолистые 6393 га (20,2%)
— луговые 4894 га (15,4%)
— болотные 6407 га (20,2%).
Залесенность и закустаренность территории хозяйства составляет 49%. Лесом и кустарником занято 15693 га.
Интенсификация земледелия в данном хозяйстве требует самого широкого внедрения зональной технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом местных почвенно-климатических и материально-технических ресурсов.
Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки. Специализация любого хозяйства рассчитывается через коэффициент товарного сосредоточения, который находится по формуле:

где Yt – удельный вес товарной продукции в %;
n – порядковый номер при ранжировании удельного веса.
Выводы о специализации данного хозяйства можно сделать поданным таблицы 1.
Таблица 1
Расчет коэффициента товарного сосредоточения
Вид продукции
Выручка от реализации, тыс. руб.
Уд. вес, % (Yt)
n
Yt(2n-1)
2005 г.
2006 г.
2007 г.
в среднем
Пшеница
394
854
659
635,7
56,4
1
56,4
Прочая продукция
87
69
73
76,3
6,8
4
47,6
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде
24
19
14
19
1,7
5
15,3
Итого по растениеводству
505
942
746
731
64,8
х
х
Мясо КРС
114
97
107
106
9,4
3
47
Молоко
392
380
378
383
34,0
2
120,3
Прочая продукция
16
12
13
13,7
1,2
6
13,2
Итого по животноводству
427
389
498
(исправл. ошибка)
498
44,1
х
x
Всего по хозяйству
932
1331
1121
1128
100
х
299,8

Из таблицы 1 видно, что хозяйство имеет ярко выраженную специализацию по производству продукции растениеводства (64,8%), причем основная доля по объемам производства приходится на производство зерна (56,4%).
Об удельном весе продукции животноводства можно сделать следующие выводы. Основная часть производства продукции этой отрасли производства данного хозяйства приходится на производство молока (40,1%).
После предварительных расчетов находим коэффициент специализации по вышеуказанной формуле и получаем результат 0,3. Учитывая, что значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1, можно сделать вывод о том, что хозяйство имеет средний уровень специализации.
Таблица 2
Размер сельскохозяйственного производства предприятия
    продолжение
–PAGE_BREAK–Следует отметить, основным показателем является стоимость валовой продукции и за ряд лет наблюдается изменение. В 2007 году она составляла 178 тысяч рублей, что на 16,8% меньше чем в 2006 году и 24,6% меньше чем в 2005 году. Это связано с уменьшением производства молока.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения за ряд лет изменяется. В 2007 году составляет 40813 тысяч рублей, что на 14,5 % больше, чем в 2005 году и на 12,4 % больше, чем в 2006 году.
Среднегодовая численность работников в динамике лет уменьшалась, так в 2007 году она составляла 41 человек, что на 16,3 % меньше, чем в 2005 году и на 6,8 % меньше, чем в 2006 году. Снижение численности работников на предприятии обусловлено социально-экономическими условиями.
Площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни за ряд лет не изменилась. Изменения не произошло за счет того, что не происходила трансформация земельных угодий.
Производство молока уменьшилось, так в 2007 году оно составляло 897 ц, что на 7,8 % меньше, чем в 2005 году и на 5,8 % меньше, чем в 2006 году.
Производство мяса в 2007 году составило 230 ц, что на 56,2 % меньше, чем в 2005 году и на 47,4 % меньше, чем в 2006 году.
В общем, представленные показатели, компактность территории хозяйства по расположению полей, животноводческих подразделений и населенных пунктов вблизи их позволили внедрить в СПК «Верхтаркский» цеховую организационную структуру: в хозяйстве сформированы 2 отраслевых цеха: цех животноводства и растениеводства; три обслуживающих: цех механизации, стройцех и кормоцех.
Организационно-правовая форма хозяйства – сельскохозяйственный производственный кооператив. Для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем ( администрацией) и членами трудового коллектива СПК «Верхтаркский» заключается коллективный договор.
Работодатель (правление, совет директоров, администрация) и профсоюзный комитет не реже двух раз в год с привлечением актива проводят массовые проверки хода выполнения. Должностные лица, виновные в нарушении, не выполнении обязательства по коллективному договору, несут дисциплинарную и административную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2.2 Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия
Основные экономические и финансовые показатели деятельности СПК «Верхтаркский» отражены в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия за 2005-2007 гг.
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г. в %
к 2005 г.
1
2
3
4
5
1.Закреплено земли, га., в т.ч.
2679
2679
2679
98,5
-площадь посевов
926
912
1030
111,2
2.Валовой выпуск продукции по себестоимости, тыс. руб. в т.ч.
932
1331
1121
120,3
— растениеводства
505
942
746
147,7
— животноводства
427
389
375
87,8
3.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
1758
1704
1715
97,6
4.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
2658
2142
1751
65,9
5.Валовая прибыль, тыс. руб.
659
438
411
62,4
6.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.
659
438
411
62,4
7.Прибыль (убыток) до
1532
1171
701
45,8
налогообложения, тыс.руб.
8.Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб.
1532
1171
701
45,8
9.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.
1268
1137
680
53,6
10.Среднесписочная численность
49
44
41
83,7
11.Среднегодовой фонд оплаты труда, тыс. руб.
856
945
1065
124,4
12.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
4183
4228
4491
107,4
13.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
1864
1833
1727
92,7
14.Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности), %
— продаж
24,8
20,4
2,1
8,5
— до налогообложения
59,8
54,7
40,03
66,9
— чистой прибыли
47,7
53,1
38,8
81,3
По данным таблицы 3 видно, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом площадь земли не изменилась, а площадь посевов увеличилась на 11,2%. Это говорит о том, в хозяйстве стали больше использовать свободных полей. Вследствие этого валовой выпуск продукции увеличился на 20,3%. Выручка от реализации за анализируемый период немного уменьшилась, на 2,4%, себестоимость снизилась на 34,1%, из-за чего уменьшилась и валовая прибыль на 37,6%. Чистая прибыль за рассматриваемый период стала меньше на 46,4%.
Среднесписочная численность работников уменьшилась на 16,3%, а среднегодовой фонд оплаты труда увеличился на 24,4%, что говорит о значительном увеличении заработной платы. Среднегодовая стоимость основных средств — увеличилась на 7,4%. Это увеличение произошло за счет новых построек и реконструкции и ремонта старых зданий. Среднегодовая стоимость оборотных фондов сократилась на 7,3%.
За анализируемый период рентабельность предприятия показала плохие результаты. Так, прибыль от продаж уменьшилась на 91,5%, рентабельность чистой прибыли также уменьшилась на 18,7%, рентабельность прибыли до налогообложения на 33,1%.

Глава 3. Анализ производства и реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.1 Анализ производства молока в СПК «Верхтаркский»
Исходным моментом для определения экономической эффективности в молочном скотоводстве является продуктивность коров. Для достижения высокой продуктивности необходимо достаточно полно обеспечивать животных кормами, то есть хозяйство должно обладать достаточно высокой кормовой базой.
Таблица 4
Использование кормовой базы в хозяйстве
Показатели
Молоко
2005 г.
2006 г.
2007 г.
1.Среднегодовое поголовье, гол.
183
127
103
2.Выход продукции, ц.
973
952
897
3.Расход кормов – всего, ц. к. ед.
653
712
665
4.Расход кормов на 1 голову, ц. к. ед.
20,4
25,8
29,9
5.Расход кормов на 1 ц. молока, ц. к. ед.
0,8
1,06
1,03
6.Расход кормов по плановым нормам на фактическую продуктивность
1066,5
808,8
727,2
7.Экономия (-). Перерасход (+), ц. к. ед.
-682,5
-383,8
-195,2
8.Использование кормов, %
61,2
88
80,4
Анализируя данную таблицу, заметим, что в хозяйстве в 2005, 2006 и 2007 годах наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2007 году составило 80,4 %, что на 19,2 % больше по сравнению с 2005 и на 7,6 % меньше, чем в 2006 году, что составило относительно небольшой процент.
Расход кормов наибольшего значения достиг в 2006 году (712 ц/ед), а затем произошло его стремительное сокращение и к 2007 году он составил 665 ц/ед. В 2006 году экономия кормов составила 195,2 ц/ед, снизившись на 188,60 ц/ед. по сравнению с 2006 и на 487,3 ц/ед по сравнению с 2005 годом.
Что касается затрат на основное стадо, то они оказывают существенное влияние на экономическую эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства.
Таблица 5
Размер и структура затрат на основное стадо
Из данной таблицы видно, что наибольшие затраты на основное стадо хозяйство произвело в 2006 году, этому свидетельствует и наибольшая себестоимость 1 ц молока, которая составила 151,48 рублей.
Производственные затраты по всем показателям, кроме прочих затрат, в 2007 году уменьшается. В связи с этим увеличилась и себестоимость 1 ц молока на 25,3 руб. по сравнению с прошлым годом.
Среднегодовой надой на 1 корову в 2007 году составил 1436 кг, что на 11,9 % больше, чем в 2006 году и на 4,6 % меньше, чем в 2005 году.
3.2. Анализ реализации молока в СПК «Верхтаркский»
В современных условиях деятельности предприятия реализуется не вся полученная продукция. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности производства.
Рассмотрим уровень товарности молока за анализируемый период в СПК «Верхтаркский» (таблица 6).
Таблица 6
Уровень товарности молока
Показатели
Годы
Изменения (+/-) 2007 г. год к 2005г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Валовой надой, ц
973
952
897
-76
Количество реализованного молока, ц
846
808
790
-26
Уровень товарности, %
86,9
84,9
88,1
4,5
Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 88,1%, что на 1,2 % выше, чем в 2005 году.
Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. В СПК «Верхтаркский» на протяжении 2005-2007 годов происходило уменьшение количества реализованного молока, так как в 2006 г. валовое производство уменьшилось, следовательно, и уменьшилось количество реализованного молока. В 2007г. резко сократилось поголовье коров, следовательно, это привело к уменьшению валового надоя, но, все же предприятие старалось продать как можно больше молока (уровень товарности составляет 88,1%). Количество реализуемой продукции находится в прямой зависимости от валового производства молока.
На товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ.
На следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 7).
Таблица 7
Эффективность производства и реализации молока
Показатели
Годы
Изменения (+\-) 2007г. года к 2006 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Количество проданного молока, ц
846
808
790
-18
Средняя цена реализации 1 ц, руб.
463,5
470,6
478,6
8
Выручка от реализации, тыс. руб.
392
380
378
-2
Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб.
367
353
314
-39
Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб.
25
27
64
37
Уровень рентабельности, %
6,8
7,6
20,4
12,8
Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 378 тыс. руб., что на 14 тыс. руб. меньше по сравнению с 2005 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2007 г. на 18 ц по сравнению с 2006 г.
В СПК «Верхтаркский» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше натуральной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Качество молока создается в процессе производства, а учитывается только при реализации и потреблении. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.
Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляют высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребления дело не легкое, потому что молоко является питательной средой для развития бактерий.
В понятие качества молока включается его биологическая ценность, химический состав, санитарно- гигиеническое состояние, технические свойства. В частности, при заготовке коровьего молока контролируется содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура. Для хозяйства сейчас большое значение имеет показатель жирности молока. В план сдачи засчитывается молоко с учетом базисной жирности, которая дифференцирована по регионам.
Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его местному маслозаводу ЗАО «Верх-Тарский».
Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Производство организуется с единственной целью – реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Таблица 8
Характеристика канала реализации молока
Канал реализации
Объем продаж, ц
Цена реализации 1ц., руб.
Себестоимость 1 ц., руб.
Рентабельность, %
ЗАО «Маслозавод Верх-Тарский»
741
570,6
513
30,2
В 2007 году в хозяйстве реализовано 741 ц молока по средней цене за 1 ц 570 руб. 60 коп. Себестоимость 1ц молока составила 513 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 57 руб. 6 коп. Рентабельность молока составила 11,2 %, что является средним результатом.
Результат реализации организаций и предприятий зависит от того, какие цены будут установлены ими.
Внутри хозяйства реализация молока возможна лишь в небольших объемах.
Результат реализации в государственные фонды зачастую зависит от того, предоставляются дотации государством или нет.
Отсюда и вытекает необходимость переработки молока внутри колхоза, за счет чего можно расширить ассортимент продукции. Плюс оказывает влияние и большое число производителей, более широкие границы рынка, а так же то, что молоко реализуется напрямую потребителю, минуя дополнительные уровни распределения.
Специфика сельскохозяйственного производства практически не позволяет обеспечить товарность продукции, равную 100%, но одна из важных задач сельского хозяйства – сократить неоправданное использование продукции внутри хозяйства. Т. к. затраты, произведенные на эту продукцию переносятся на продукцию, продаваемую хозяйством, что повышает, в свою очередь, себестоимость продукции и снижает прибыль, получаемую хозяйством от реализации товарной продукции. Практически вся продукция растениеводства остается в хозяйстве в виде кормов, которые занимают в структуре себестоимости животноводческой продукции около 70%.
    продолжение
–PAGE_BREAK–