Выпускнаяквалификационная работа
Анализпсихологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1Основныетеоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2Типологияагрессивного поведения
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитиеагрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Вариантыпроявления детской агрессивности
2.3 Рекомендациипо профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия, вкаких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источникомтрудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, азачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогическойработы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболеераспространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышеннаяагрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только дляврачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последниедесятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детскойпреступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей иподростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызваносуммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
— ухудшениесоциальных условий жизни детей;
— кризисомсемейного воспитания;
— невниманиемобразовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.
Свою долювносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярнопропагандирующие культ насилия.
К сожалению,исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественнойпсихологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет этатема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи сразрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, чтоагрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
Агрессивность,как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областяхзнаний.
Этойпроблемой в науке занимались: Бандура А., Бэрон Р., Берковиц А., Корнадт Г., Реан,Ричардсон Д., Фрейд З., Фромм Э. и другие, нопри этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практическиерекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивногоповедения.
Между тем,особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находитсятолько в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременныекорригирующие меры.
В настоящеевремя диагностика проявлений детской агрессивности представляет определенную сложность.С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для нихэмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми какагрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастатьсябольшим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристикагрессивности и их возможных причин у детей.
Актуальностьданной проблемы определяется необходимостью более глубокого изученияособенностей агрессивного поведения детей.
Для автораэта проблема наиболее актуальна и как для матери, и как для педагога. Для тогочтобы не навредить, а помочь ребенку, нужно понимать, что происходит сребенком, если он вдруг стал агрессивным, знать как вести себя при этом и чтоможно предпринять в конкретной ситуации.
Всевышесказанное обусловило выбор темы нашей работы “Анализ психологическихособенностей проявления агрессивности в детском возрасте”.
Объектработы: агрессивность.
Предметработы: агрессивность в детском возрасте.
Цель работы: теоретическиобосновать проблему агрессивности и выделить психологические особенности проявленияагрессивности в детском возрасте.
Задачиработы:
1. Проанализировать психологическую литературу поданной проблеме и определить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность».
2. Рассмотреть типологию агрессивного поведения.
3. Изучить специфику развития агрессивного поведения в детскиегоды.
4. Охарактеризовать варианты проявления детской агрессивности.
5. Разработать рекомендации по профилактике детскойагрессивности.
Гипотеза – изучениеособенностей проявления агрессивности в детском возрасте позволит: выделитьосновные факторы агрессивности, раскрыть варианты проявления детскойагрессивности и разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности.
Методыисследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
Теоретическая значимость работы состоит в том, чтоописанные нами основные психологические особенности проявления агрессивности, ееварианты и причины формирования в детском возрасте помогут расширить знания о природеагрессивности и о механизмах регуляции агрессивного поведения детей.
Практическаязначимостьработы состоит в том, что предложенные нами рекомендации по профилактикедетской агрессивности можно с успехом использовать как родителям, так и педагогамв своей практической деятельности.
Структура работы: введение, две главы,заключение, список использованных источников.
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ИАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятиюагрессивности и агрессии
Слово«агрессия» (aggression) происходитот слова adgradi (где ad — на, gradus — шаг),которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшимисловами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед,развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «бытьагрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления,без страха и сомнения». Агрессия — это осознанные действия, которыми причиняютили намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Исследователиагрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следуетли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление [3].
Э. Фроммопределяет агрессию как причинение ущерба не только живому, но и любомунеживому объекту. Агрессивное поведение человека является, прежде всего,реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации(фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми илисубъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути кдостижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Кроме того, агрессивное поведениеможет выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числеповышения собственного статуса за счет самоутверждения. Это общий подход кпониманию агрессии, однако, для более объективного понимания проблемы нужнорассмотреть подробно [19].
З. Фрейдсвязывает агрессивность с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению,представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижныйимпульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либосаморазрушения, либо разрушения другого индивида [7].
К. Лоренцсчитает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своегопроявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Онавозникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природуагрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих какагрессивные породы собак, петухов и прочее, так и неагрессивные (такие каксенбернар, ньюфаундленд).
Того жемнения придерживается и э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии«вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять ихжизненно важные интересы от угроз… Необходимо строго различать агрессиюбиологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную,от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни»[3].
Л. Берковицотказался от постулирования обязательной связи агрессии с фрустрацией и ввелдве промежуточные переменные. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию иагрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когдадостижение целей блокируется извне) и, во-вторых, готовность действоватьагрессивно, что существенно зависит, от «пусковых раздражителей», которые связываютсяс источником фрустрации [19].
В теории,предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическоесоциальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре,исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1)способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и3) условий, при которых они закрепляются [4].
Поэтому,существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредниковсоциализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Вчастности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качествемодели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети[30].
Г. Корнадтотмечает, что агрессия связана с гневом, вызванным препятствием на пути кдостижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии — сожиданием негативных последствий ее проявления.
Он считает,что процесс социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых вобществе, в котором живет индивид.
Научениеопределенным навыкам в системе «сигнал — ответ» требует, во первыхвознаграждения или подкрепления, а во вторых, наличия некоторого мотивационногопроцесса или драйва; при этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждаеторганизм к действию. В рамках этой концепции детскую агрессию рассматривают какрезультат специфического социального научения [19].
Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложенабиологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в оченьдавние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. Впоследующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человекаи образования общества, попала под контроль социальных норм и функций [3]. Самтермин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия можетбыть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так инегативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого посебе [9].
В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивногоповедения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различныенеблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации,вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологическивыступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранениеминдивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственнойценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилениемконтроля над существенным для субъекта окружением». Агрессивные действиявыступают в качестве:
1. средствадостижения какой-либо значимой цели.
2. способапсихологической разрядки.
3. способаудовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении [3].
Агрессивность надо рассматривать как готовность,предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. В этомслучае агрессия есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, однимиз способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуацииразвития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [31].
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов:познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает всебе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявленияагрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновениеотрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевойкомпонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность иинициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выражениякомпонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны сфизиологическими свойствами личности — темпераментом, интраверсией иэкстраверсией и прочим [3].
Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные илилатентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется дляобозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивныепроявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначаюткак самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебноймотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии,спортивных состязаниях и так далее.
Наиболее жепривычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление,принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы.Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с цельюнавредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве [9].
В современной психологии различают понятия «агрессия» иагрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки,второе — как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся вготовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретироватьповедение другого как враждебное. Люнгитюдные исследования показывают, чтоагрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера исохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни [3].
Далее мы рассмотрим типологию агрессивного поведения.
1.2 Типология агрессивного поведения
Все мы,естественно, относимся к проявлению агрессии негативно, однако при этомпереносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии напонятие «агрессия» в целом. Между тем это не совсем правильно: многиеисследователи отмечают, что агрессия — естественное свойство человека,неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология.
Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мыпостоянно путаем два понятия — агрессию и насилие. Насилие — не только и нестолько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколькоспецифический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности иявляется целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотивнасильственного поведения — самоутверждение за счет другого [3].
Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, котораяпроявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Гнев одна изосновных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева.Эмоция гнева служит активатором агрессии [32].
В современном обществе большую тревогу и озабоченностьпедагогов вызывает детское деструктивное поведение. Психологи издавна изучаютпричины негативного поведения людей, приемы и методы для его предотвращения. Авсякое ли проявление агрессии вредит человеку? Не исчезнут ли вместе активностьличности, ее интерес к жизни, настойчивость, целеустремленность [8]?
Ведь еще Э. Фромм рассматривал два совершенно разных видаагрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делувыживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как толькоисчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная»агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны толькочеловеку и определяются различными психологическими и социальными фактами [31].
Но, к сожалению, в качестве основных методов борьбы с детскойжестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При этом уничтожаютсяоба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженнымобидам, унижению, даже избиению.
Порой, констатируя, что поведение негативно, педагогиориентируются на результат: есть разрушение — есть агрессия. На самом деле нормальнаядетская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенокможет что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.
Следует различать активность и агрессивность, которыедифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, а вторая — разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например,радость познания. Вторая — отрицательными (злостью, ненавистью). Различны ипроявляющиеся эмоции: при активности — это разочарование, сочувствие, вина, приагрессивности — удовольствие.
Злокачественная агрессивность, безусловно, требуетпедагогического вмешательства, так как провоцирует появление других негативныхэмоций и поведения. Например, «черной» зависти по отношению к чужому успеху,благополучию, радости, побуждающей субъекта совершать злономерные действия.Зависть из эмоции может превратиться в разрушающее качество личности,направленное на негативное отношение даже к нравящемуся объекту [8].
В настоящеевремя существует множество видов классификаций агрессии. Большинствоисследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного изполюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию — поведение, прикотором агрессия является только средством и направлена на достижениекакой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессиивыделяет Р.Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго видаобычно определяется как враждебная — это ответ на реальную, предполагаемую иливымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [3].
По направлению на объект разделяют:
— внешнюю (гетеро) агрессию, характеризующуюся открытымпроявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессии) либо на безличныеобстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Человекнабрасывается с кулаками на своего обидчика или «скрываетзлость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и прочее;
— внутреннюю (ауто) агрессию, характеризующуюся выражениемобвинений или требований, адресованных самому себе. Человек мучается«угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием(грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и тому подобное) [31].
По причине появления выделяют:
— реактивную агрессию – представляющую собой ответную реакциюна какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт);
— спонтанную агрессию – появляющуюся без видимой причины,обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательныхэмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) [3].
По форме проявления различают:
— вербальную агрессию — выражение негативных чувств всловесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит оналичии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материальногоущерба противнику;
— физическую агрессию — использование физической силы противдругого человека или объекта [32];
— экспрессивную агрессию – проявляется невербальнымисредствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. В таких случаяхчеловек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторонупротивника, громко извергает ненормативную лексику.
По целенаправленности выделяют:
— инструментальную агрессию — совершается как средстводостижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громкотребующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и прочее [3];
— целевую (мотивационную) — выражается в действиях, цельюкоторых является причинение вреда объекту агрессии [32].
По открытости проявлений существует:
— прямая агрессия – направляется непосредственно на объект,вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применениефизической силы или угрозы расправы и прочее [3].
— косвенная агрессия – действия, направленные окольным путемна другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когданесправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или нина кого не направленные (бросание предметов на пол, топанье ногами) [31].
Такая классификация имеет практическую ценность, посколькучеловек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянноменяются, переходя друг в друга [3].
Таким образом, обобщая все перечисленные классификации, можноговорить о том, что к любому проявлению агрессии ведут такие факторы, какситуация и раздражители, возраст, индивидуальные особенности, внешниефизические и социальные условия. Агрессия как внутренняя побудительнаятенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики, то есть агрессивноеповедение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивомдоминирования.
Агрессивность человека и его склонность к агрессивномуповедению существенно детерминируются особенностями его индивидуальногоразвития. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, помнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственноесоциальное окружение [7].
Рассмотрим особенности развития агрессивного поведения вдетском возрасте, варианты его проявления, а также подберем рекомендации длядетей и родителей по снижению уровня агрессивности.
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и недезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широкомдиапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкийслучай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко– ответную агрессию, даже со стороны специалистов [3].
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные детиих раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах:«грубиян», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» — такие ярлыки достаются всемагрессивным детям без исключения, причем не только в образовательныхучреждениях, но и дома [27].
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастнымиособенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуациюразвития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастнымтребованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивногоповедения [7]. Так, у только что родившегося ребенка уже можно определитьсостояние, когда он доволен и когда не доволен. Его недовольство проявляется вкрике, движении тела, выражении лица. В два месяца легко выделить из общегосостояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица можно сказать, чтомладенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцысопровождают данную эмоцию действиями: движение рук, ног. В дальнейшемдобавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формыповедения [32]. Причиной такого поведения является блокирование желаний илинамеченной программы действий в результате применения воспитательныхвоздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызваносостоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности [30].
У годовалыхдетей осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда.Малыш может случайно, заигравшись причинить боль взрослому или другому ребенку.Если взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит саму возможностьтакого действия, то отпадет и всякая опасность. Соответственно не возникнет ивероятности закрепления подобных действий в поведении малыша.
Уже на второмгоду жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастаетактивность ребенка [5]. В период раннего возраста на первый план все активнеевыдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами,чаще всего с игрушками. В этот же период развития более чем в пять развозрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышкиярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживаетсяреакция нападения [30].
Научившисьходить, ребенок приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности.Всем известно, сколько хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрыеи любопытные малыши всюду могут залезть, все стремятся потрогать. С расширениемвозможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведенииребенка. Нередко это стремление к самостоятельности — знаменитое «я сам» — выливаетсяв первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желаниюродителей. Свое неудовольствие 2-3-летние дети выражают весьма непосредственно:кричат, топают, падают на пол и дрыгают ногами, визжат, царапаются, кусаются,дерутся. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте умногих детей, однако привычными они становятся, к счастью, достаточно редко [5].
Ребеноксталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений исоциальных обязанностей. Невольно попадая в конфликтную ситуацию междуненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычномуи родительским запретам, ребенок испытывает сильнейшую депривацию — ограничениевозможности удовлетворение своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию какакт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликтаприводит к тому, что у него появляется злость, отчаяние, агрессивные тенденции.Однако если раньше на агрессивность ребенка родители реагировали лаской,отвлечением внимания, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениямудовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиесясанкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительскаяконтрагрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находитвыхода из создавшегося положения. Это может привести к всевозможным психическимрасстройствам, которое проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряетаппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит [31].
Описанныеварианты поведения ребенка в раннем детстве еще нельзя рассматривать какагрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которыенаблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста [5].
Дошкольныйвозраст — это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это периодпробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностейребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день онможет быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении [32].
В этом возрасте агрессивное поведение уже может расцениватьсякак специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первуюочередь со сверстниками) [5]. Адаптируясь к требованиям детскогосада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и дажепоглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «безразбора» — импульсивно, не осознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессииэтом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), касаниеногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста домасущественно зависит от эмоционального климата в семье, адетская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннегосостояния воспитателя. Если те или другие проявляют илидаже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут еевоспроизводить.
Немаловажную роль в формировании агрессивного поведенияиграют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи.
Ряд зарубежных исследователей утверждают, что регулярноепосещение ребенком дошкольного учреждения может прямо повлиять на развитие егоагрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеютбольше возможностей для того, чтобы «попрактиковаться» в агрессивном поведении,чем дети, нерегулярно посещающие детский сад [7].
Маленькийребенок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярнымили авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным изащищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрастеобычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением,а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек частостарается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов [3].
Еслипопытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды,то картину можно будет представить следующим образом. В целом детская агрессивностьявляется обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себянезащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получаютудовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи.Стремясьсправиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивномуповедению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направлениеагрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например всаморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания [7].
В настоящее время появляется всебольше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия,демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровняагрессивности зрителей и в первую очередь, детей [13].
В своей книге«Откажись от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый частелевизионного времени на экране совершается девять актов насилия и двадцатьодин акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора,телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивномуповедению [27].
Наиболееопасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, которыйпроявляется в снижении физиологических реакций человека. Агрессия становитсябанальной и привычной в жизни современного ребенка: средства массовойкоммуникации демонстрируют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляетсядостижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания,внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным бытьвыгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славыпобедителя и так далее [2].
Но все, жеосновным социальным источником формирования агрессивного поведения являетсясемья. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примеревзаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другимилюдьми, обучается формам отношений, которые сохраняются у него в подростковомпериоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка,характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии идисгармонии, характер отношения с родными братьями и сестрами — вот факторы,которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, атакже влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [4].
Наформирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условиясемейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения — этодети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьямравнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостьютребований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов иограничений со стороны родителей [27].
Существует огромное числоисследований, которые убедительно показывают зависимость между негативнымивзаимоотношениями в системе «родитель-ребенок», эмоциональной депривацией(лишение) в семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенкасложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденцияразвития позитивности самооценки и Я-концепции и не находит поддержки и опеки,то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенновозрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, появляется агрессивность поотношению к собственным родителям. Согласно теориипривязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности всвоих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка — надежное,устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверятьдругим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен кконструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийсяпо поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью,сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для такихдетей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения (Baron,Richardson, 1994) [22]. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когдаребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детейформируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость,агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуютмягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [14].
Многоезависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требованияродного чада, а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе этидороги приведут к одному результату — ребенок вырастает чрезмерно агрессивным.
Исследования показали, что родители,резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям” неустраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне илидочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
Если же родители вовсе не обращаютвнимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинаетсчитать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметноперерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находитьразумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справлятьсяс агрессией [14].
Однако этокрайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая частьагрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями,приводящими к одинаковому исходу [3].
Семьиагрессивных детей имеют свои особенности, присуще только им. Анализ особенностейсемей агрессивных детей проводились на основе исследования влияния воспитания исемейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А. Бандурой [27].
Особенностисемей агрессивных детей
1. В семьяхагрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями идетьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скореевраждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересыдруг друга.
2. Отцы частосами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведениисвоих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям,часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четкихобязанностей по дому.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания исобственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляютсявзаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительскаямать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционногоповедения, которая переносится на окружающий мир [28].
5. Основныевоспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей,- это:
– физические наказания;
– угрозы;
– лишение привилегий;
– введение ограничений и отсутствие поощрений;
– частые изоляции детей;
– сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем самиродители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иногометода наказания.
6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинахдеструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к ихэмоциональному миру [27].
Насегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостьюнаказания и уровнем агрессивности детей существует прямаязависимость, которая распространяется и на те случаи, когданаказание является реакцией родителей на агрессивноеповедение ребенка, то есть используется в качествевоспитательной меры, направленной на снижениеагрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка [19].
Но попытки сдерживать агрессивное поведениеребенка с помощью физического наказаний зачастую напоминает метание бумеранга. Попыткисвести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощьюсуровых наказаний фактически являются подкреплениеми могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровеньдемонстрируемой агрессии [4].
Использование физических наказаний как средства воспитаниядетей в процессе социализации скрывает в себе рядспецифических «опасностей». Во-первых, родители,наказывающие детей, фактически могут оказаться длятех примером агрессивности. В таких случаях наказание можетпровоцировать агрессивность в дальнейшем.Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегатьродителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются»под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоятдругие, не такие горькие уроки, которые помогли бы имсоциализироваться. Вдобавок, подобное аверсивное обращение может, в конце концов,привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующихи одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительнодолжно быть наказано». В-третьих, если наказаниеслишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившуюподобные действия. Если послесурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за болиможет забыть, за что его наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведениев результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделаютнормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть ониповинуются только до тех пор, пока за их поведение наблюдают. Возможно, этидети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, техправил, которые предотвратили бы необходимостьнаказания в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешниепроявления нежелательного поведения, но не устраняет его [4].
Американский психолог А. Фромм пишет, что ребенок начинаетдумать, что стоит, пожалуй, иной раз получить подзатыльник ради удовольствияпозлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его радиочистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. Арасплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять своивыходки (согрешил — покаялся). Только он уже начинает действовать с большейосмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче,ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищаетсвою совесть одновременно [31].
Физические наказания наносят невосполнимый уронвзаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергсятелесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склоненсчитать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны отцаили матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.Все время, демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научитьего самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательнымиэмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья — тот, чторебенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешитьвозникшую проблему.
Реакция на побои у детей бывает разной; маленькийребенок, которого ударили, зачастую начинаетплакать еще громче; ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным; ребенокчувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам; ребенок, которого бьютпостоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим [15].
Если родители подавляют агрессиюребенка с позиции силы и /или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, торебенок усваивает эти формыповедения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми исо взрослыми, а также в играх. Интересный примерприводит В. Куинн, Мама, которая, решив наказать дочь засквернословие, моет ей рот с мылом,провоцирует ребенка на дальнейшее употребление грубых слов в своеотсутствие. Кроме того, подобные действия матери могут привести кухудшению взаимоотношений с дочерью, что в дальнейшемвыльется в серьезные разногласия и противоречия [19]. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишаяего хорошего, чем делая ему плохое». Наказания должны быть приближены повремени к проступку и не носить длительный характер, так как длительныенаказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву [1].
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детейявляется нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к ихэмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, чточувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении содним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности ихжизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразныйкрик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилосьслишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справитсясамостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.
Общение ребенка с родителем имеет большое значение.Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивногоповедения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому чтоему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражениясвоего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежитобида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-занеудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другомучеловеку [17].
Таким образом,из всего выше сказанного можно сделать вывод, что зачастую агрессия неявляется целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффектжизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том,что он поступает агрессивно.
Ведь агрессивностьвызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие какготовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познатьсебя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевымусилиям [8].
Современныепсихологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе илиобществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессиюнегативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вредаокружающим [3].
В социальнойсреде уровень агрессивности определяется степенью социализации иэтнокультурными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизациинаправлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальныминормами. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы ихарактеристики, предопределяя, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько быни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может,поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческиеотношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами,такие как любовь, дружба, кооперация, — это всегда более или менее выраженнаяборьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.
Из сказанногопонятно, что искоренять проявление агрессии не только бессмысленно, но ивредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмернымиобстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали безнеобходимости права и свободы человека [3].
Адекватноепроявление гнева способствует социальному, личностному и физическомублагополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гневасопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям.
Социализациядетской доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, ане подавление, должны стать важнейшим условием успешной педагогической работы.Осуществить этот перевод можно следующим образом: сублимировать активнонегативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность;перенести разрушительные действия с объектами на неживые (природные материалы,песок, воду, глину, пластилин и тому подобное); объяснить нецелесообразностьповедения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание исочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого «гасятся»деструктивные действия [8].
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
Повышенная агрессивность в той или иной степени отличает большинстводошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются… «Не знаюткак себя вести», по мнению взрослых, а вот когда узнают — присмиреют. Во многихслучаях так и бывает: агрессивность уходит, уступая место более спокойнымформам поведения. Однако есть и такие дети, у кого агрессивность не простосохраняется, но и нарастает, становясь устойчивым качеством личности [26]. Витоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможностиполноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивныйребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываютсяопределенные внутренние предпосылки, которые способствуют проявлениюагрессивности, что дети склонны к насилию, существенно отличаются от своихмиролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологическимихарактеристиками [28].
На первый взгляд, агрессивные дошкольники от своихсверстников отличаются мало. Уровень развития интеллекта у них в среднемсоответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее произвольностьповедения несколько ниже, но у некоторых она развита вполне [19]. У агрессивныхдетей часто наблюдаются те или иные нарушенияразвития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние другихлюдей, не умеют и не любят сочувствовать,жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении,с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные илинастольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложныесюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят,так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными [16].
Большинство выражено агрессивных детей отличаются отсверстников по своим физическим показателям. Они либо крупнее, массивнее, либо,наоборот, мельче, чем другие дети. Иногда у таких детей снижен инстинктсамосохранения, и тогда они не только бросаются в драку сзаведомоболее сильным противником, но и залезают туда, откуда не могут, слезть, дразнятзлую и опасную собаку, научившись делать три гребка, не касаясь дна ногами; берутсяпереплыть реку и так далее. Но бывает и наоборот. Ребенок имеет вполне,развитый инстинкт самосохранения, и вся его агрессивность направленатолько на слабых, на тех, кто заведомо не сможет дать ему должного отпора.Такой ребенок вполне пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить ее по лицу песочной лопаткой.Никогда не тронет кошку, которая может оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидногоспаниеля. Именно такой, второй тип агрессивности вызывает наибольшее числонареканий, наибольшее недоумение и раздражение [16].
Существует мнение, что агрессивных детейотличает неверная самооценка — завышенная илизаниженная. Однако оказалось, что средний уровеньсамооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных.Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенныерасхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со сторонысверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются втом, что сверстники относятся к ним хорошо.Можно полагать. Они остро и напряженно переживают свою недооцененность, причемэти переживания, как правило, не соответствуютреальности. По положению в группе сверстников агрессивные дети выделяютсямало: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры.Следовательно, тут дело в субъективном восприятии ребенкомотношение к себе: ему просто кажется, что его не ценят, не уважают, не видят егодостоинств [26].
Анализируя агрессивность как свойство личности,американскими психологами, работающими с детьми, были выведеныследующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличииданного свойства у ребенка в той или иной степени:
– часто (чаще по сравнению споведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой;
– часто спорят,ругаются с детьми и взрослыми;
– часто винятдругих в своем «неправильном» поведении и ошибках;
– завистливы имнительны;
– частьсердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, укоторого в течение шести и более месяцев одновременноустойчиво проявились четыре критерия,можно говорить как о ребенке