Отчет по преддипломной практике. Введение. В республике на сегодняшний день общество с ограниченной ответственностью – самая популярная форма предпринимательства. Объясняется это двумя причинами. Членами общества мо¬гут быть как юридические, так и физические лица. В этой форме возможно наиболее оптимальное объединение их иму¬щества для достижения их уставных целей. Кроме того, пред¬принимателей привлекает принцип ограниченной ответствен¬ности участников по долгам
общества — только своими вкла¬дами. Здесь часто приходится сталкиваться с распространенным заблуждением. Предприниматели зачастую путают принцип ограниченной ответственности участника с принципом ограни¬ченной ответственности общества. Необходимо ясно себе пред¬ставлять, что упомянутый принцип касается личной ответственности участника, а не общества, в случае банкротства об¬щества оно отвечает по долгам всем своим имуществом, в том числе и уставным фондом, а лично участники не несут иной ответственности, кроме
как своими вкладами. Минимальное количество участников в обществе — два. В случае, если в обществе остается один участник, оно под¬лежит ликвидации. Общество учреждается на основе заключаемого между участниками учредительного договора, которые затем утвер¬ждают устав общества. В обществе обязательно создается уставной фонд, мини¬мальный размер которого установлен в соответствии с дейст¬вующим законодательством.
Вкладами участников в уставной фонд могут быть как де¬нежные суммы, так и любое имущество или имущественные права в любом сочетании. Оценка вносимого имущества производится решением собрания участников с учетом действующих цен. Соотношение размеров вкладов определяется участ¬никами по их соглашению. В таком же порядке определяются доли участников в имуществе общества, которые могут быть и непропорциональными внесенным вкладам. Общество становится юридическим лицом с момента ре¬гистрации в исполкоме районного
Совета народных депутатов по месту нахождения Общества. Высшим органом управления общества является собрание участников или назначенных ими представителей, в которое может входить также один или несколько работников общества. Количество голосов, которыми обладают участники, про¬порционально их долям в уставном фонде. Собрание участников избирает своего председателя, но участники могут пред¬седательствовать и поочередно.
Компетенция собрания участников, в том числе исключительная, приведена в примерных уставе и учредительном договоре, в обществе также создаются исполнительный (дирекция или директор) и контрольный (ревизионная комиссия) органы, а также действуют Совет и общее собрание трудового коллектива. Собрание участников вправе передать часть своих полно¬мочий по управлению обществом в компетенцию директора. Однако собрание вправе и ограничить полномочия директора скажем, в отношении заключения сделок на определенную
сумму. Директором может быть один из участников, а также любое лицо, принятое на эту должность. Дивиденды выплачиваются участникам общества из при¬были в размерах, установленных решением их собрания. Как правило, дивиденды формируются по остаточному принципу после формирования всех фондов общества, нормативы, обра¬зования которых также устанавливаются собранием участников. Дивиденды выплачиваются, как правило, по итогам года, но в уставе могут быть предусмотрены и авансовые
Промежуточные выплаты с окончательным перерасчетом по итогам года. Особый интерес представляют вопросы принятия в общество новых участников и их исключения из общества. Практика показывает, что подобные проблемы возникают довольно часто. Прием новых участников происходит в форме переуступки одним из участников третьему лицу своей доли или ее части (разумеется, с согласия всех участников общества, которые имеют преимущественное право
на приобретение такой доли). Передача доли возможна только после полного внесе¬ния вклада в уставной фонд уступающим ее участником. Приобрести долю вправе и само общество с последующей пе¬редачей ее другим участникам или третьим лицам. Возможен и простой прием новых участников в общество. В этом случае, уставной фонд подлежит увеличению, а в устав и учредитель¬ный договор общества вносятся соответствующие изменения. Исключение участника из общества возможно только в случае систематического
невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей, указанных в учредительном до¬говоре и уставе, либо в случае, если участник препятствует своими действиями достижению целей общества. При исключении необходимо единогласное решение собра¬ния участников, причем исключаемый (его представитель) в голосовании не участвует. Следует иметь в виду, что участник вправе обратиться в суд (хозяйственный суд) с заявлением о признании решения собрания участников недействительным.
При этом должно быть установлено, что решение было вынесено в нарушение закона или учредительных документов, а также принято в отсутствие участника (его представителя), либо участник (его представитель) был намеренно введен в заблуждение отно¬сительно существа решения. При выходе или исключении участника ему не возвраща¬ется внесенный им вклад в уставной фонд, а выплачивается часть имущества общества, пропорциональная его доле в уставном фонде.
Причем такая выплата производится в срок до 12 месяцев со дня выхода, и после утверждения отчета за год, в котором произошел выход. Общие сведения о предприятии. Структура управления. Характеристика основных видов деятельности. ООО «Техническое бюро «Белана» является обществом с ограниченной отвественностью. Обще¬ство является юридическим лицом и действует на основании
Устава и законо¬дательства РБ. Юридический адрес: 220039, г. Минск, Чкалова, 14. Компания арендует 900 кв.м. по ад¬ресу г. Минск, Чкалова, 14 Общество зарегистрировано в 1991 году. Форма собственности – коллективная, ус¬тавный капитал – 1 765 005 рублей. Ноябрь 1991 год. Подготовка и подписание учредительских документов о создании синеокой
компании Белана. Учредителями явилась группа технических специалистов, работающих ранее в предприятии КВАНТ, являющимся головным предприятием в СССР и СЭВе по сетям. Этот период отличался низким спросом на сетевые решения Структура управления. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РБ и Уставом предприятия. ДИРЕКЦИЯ. Генеральный директор:
Матюшенко В.М. Технический директор: Журавлев В.И. (CNE) Директор по продажам и маркетингу: Репин С.А. (MCP) Директор по проектированию и производству: Кожедуб Н.М. ДЕПАРТАМЕНТЫ И СЛУЖБЫ. Бухгалтерия, гл. бухгалтер Шукевич Л.П. Секретариат, Илюкевич Е.В. Департамент дистрибуции, руководитель
Углов В.В. Сертифицированные специалисты Департамента: (APC – 1 чел.) Департамент проектов, руководитель Ивкин С.Н. Сертифицированные специалисты Департамента: (MS – MCP 1 чел.; Novell – NSP – 1 чел AMP – 1 чел.) Департамент по работе с корпоративными клиентами, руководитель Сичкаренко В.В. Сертифицированные специалисты Департамента: (Cisco –
CSE – 1 чел. APC – 1 чел.) Департамент проектирования информационных систем, руководитель Лобинский А.В. Сертифицированные специалисты Департамента: (MS – MCP 3 чел Novell – CNE – 2 чел Novell Administrator – 1 чел Cisco – CCNA – 2 чел CCDA – 1 чел.) Департамент разработки прикладного программного обеспечения, руководитель Кулага А.С. (MS – MCP 1 чел.) Департамент проектирования
Структурированных Кабельных Систем, руководитель Некрасов Д.В. Сертифицированные специалисты Департамента: (AMP – 2 чел.; Molex – 2чел.) Департамент проектирования систем электропитания, руководитель Томилова И.Л. Сертифицированные специалисты Департамента: (APC – 2 чел.) Департамент энергоснабжения и безопасности систем, руководитель
Тарасенко М.П. Сертифицированные специалисты Департамента: (APC – 2 чел F.G. Wilson – 2чел.) Департамент систем кондиционирования и систем учета электроэнергии, руководитель Федорук А.В. Департамент персональных компьютеров, руководитель Житников В.И. Сертифицированные специалисты Департамента: (Intel – 2 чел. (сервера и интегратор продукции), CompTia – 1 чел CIW – 1чел.) Департамент телекоммуникаций (офисные
АТС), руководитель Ковзик А.Е. Департамент сервисного обслуживания, руководитель Шевердин С.А. Департамент маркетинга, руководитель Зарембо Ю.М. Департамент поставок, руководитель Амбражевич С.В. Характеристика основных видов деятельности. Основными видами деятельности являются: В соответствии с Уставом Общества его основной целью деятельности является получение прибыли в интересах
Общества. Экспертиза, проектирование, монтаж, сертификация и гарантийное сопровождение: информационных кабельных систем, телефонных систем, систем электрообеспечения, систем телевидения, систем телеконтроля, систем домофонной, громкоговорящей и диспетчерской связи. Проектирование и установка компьютерных сетей любой сложности. Поставка электроустановочного, сетевого и компьютерного оборудования, программного обеспечения.
Проектирование, монтаж и сопровождение систем энергоснабжения (большие источники бесперебойного питания и дизель-генераторные установки). Проектирование, поставка и установка АТС. Проектирование, поставка и установка систем кондиционирования и вентиляции воздуха. Производство и обслуживание компьютеров торговой марки Belana. Монтаж и пусконаладка оборудования, программного обеспечения.
Разработка и внедрение прикладного программного обеспечения. Обучение, сертификация, гарантийное и послегарантийное обслуживание, информационное обеспечение, семинары. Прохождение практики можно разделить на следующие этапы: 1. Анализ кадровой системы, методов управления, способов мотивации сотрудников. 2. Анализ финансовой работы в организации. 3. Анализ состава и структуры расходов.
4. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 5. Основные средства. Их состав и структура. 6. Оборотные средства. Анализ их использования. 7. Налоговая политика и обязательные отчисления в бюджет. 8. Анализ взаимосвязи ООО «Техническое бюро «Белана» с финансово-кредитной системой. 1).На данном этапе мной была изучена организационная структура
ООО «Техническое бюро «Белана», были выявлены методы управления и способы мотивации сотрудников. В фирме имеет место традиционная линейная организационная структура. Как известно, эта структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.
Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Рис.1 Линейная организационная структура В соответствии со структурой и небольшими размерами организации, применяются традиционные методы руководства. Далее было выяснено, что кадровая служба, как таковая отсутствует и всеми кадровыми вопросами занимается
один человек, причем он выполняет лишь самые необходимые функции (оформление бумаг и т.д.). Сотрудники мотивируются лишь денежным поощрением со стороны руководства. В связи с этим мной были предложен ряд методов мотивации персонала. 1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени. 2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных
уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения. 3. Обогащение труда – эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не
говоря уже о социальном статусе. 4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия). 2) Содержание финансовой работы на предприятии. Политика формирования цен. В организации ООО «Техническое бюро «Белана» расчет цен ведется с учетом
себестоимости продукции и услуг, а так же на основе мировых цен, цен на внутреннем рынке (цен конкурентов). В последнее время ведется политика сохранения своей ниши на рынке и завоевание новых, в связи с чем предприятию приходится снижать цены, чтобы быть конкурентоспособным. Финансовый менеджмент. В течение анализируемого периода Общество не привлекало долгосрочные источники финансирования.
Инвестированный капитал сформирован исключительно за счет собственных средств. Структура собственного капитала на протяжении отчетного года практически оставалась неизменной: основной частью собственных источников финансирования являются уставный капитал, добавочный капитал, накопленный капитал (фонд накопления). Ликвидность баланса также свидетельствует о хорошем финансовом положении Общества: • Коэффициент текущей ликвидности снизился до уровня 0,70 (2004 г 1,06), это произошло за
счет увеличения денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и запасов (норматив >2,0); • Коэффициент абсолютной ликвидности вырос в 2 раза и составил 0,004, что еще не дает возможность погашения первоочередных платежей денежными средствами (норматив >0,10); • Коэффициент обеспеченности собственными средствами (норматив >0,5), который характеризует наличие собственных оборотных средств у общества, необходимых для его финансовой устойчивости составил –0,43
(2004 г. 0,05); На основании приведенных выше данных структуру баланса можно признать неудовлетворительной. Исследование финансовой устойчивости, деловой активности, кредитоспособности и платежеспособности организации при помощи финансовых коэффициентов. Ликвидность является одной из важней¬ших показателей финансового состояния Об¬щества и характеризует способность своевре¬менно оплачивать предъявленные счета. Для оценки ликвидности рассчитываются три основных показателя:
1. Коэффициент общей ликвидности 2. Коэффициент срочной ликвидности 3. Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент общей ликвидности – харак¬теризует потенциальную способность Обще¬ства выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов. В связи с введе¬нием в действие законодательства о банкрот¬стве, в РБ широко распространен подход, согласно которому для финансово устойчиво¬го предприятия значение указанного
коэффи¬циента должно составлять не менее 2. Значе¬ние этого коэффициента у нас находится в пределах 1,06 на начало и 0,79 на конец 2004 года. Коэффициент срочной ликвидности – ха¬рактеризует способность Общества выпол¬нять текущие обязательства за счет более ли¬квидной части текущих активов. Этот пока¬затель рассчитывается как сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложе¬ний. Рекомендуемое значение данного пока¬зателя 0,2 • 0,4.
В течение года коэффициент не достигал рекомендуемых значений и нахо¬дился в пределах 0,76; 0,55 и 0,44 (соответственно на 2002, 2003 и 2004 года). Также обстоят дела с третьим показате¬лем абсолютной ликвидностью, характери¬зующим возможность предприятия выпол¬нять текущие обязательства за счет свобод¬ных денежных средств. В 2004 году коэффициент абсо¬лютной ликвидности увеличился на 50% по сравнению с началом года его величина составила 0,002, а в следующем году увеличился еще на 30% и составил 0,004.
Общество посто¬янно испытывало недостаток свободных де¬нежных средств. Таким образом, можно сделать вывод что показатели ликвидности финансового со стояния предприятия с точки зрения потенциального инвестора находятся на низком уровне и могут быть оправданы только специфическими условиями в РБ. Система финансового планирования. Финансовое положение общества в целом можно оценить как удовлетворительное, о чем свидетельствует динамика основных технико- экономических и финансовых
показателей за последние, три года. Основными факторами достижения положительных результатов финансовой деятельности являются: • динамичный рост объемов производства продукции за счёт модернизацией реконструкции действующих производств; • снижение издержек производства на основе внедрений научных разработок за счет экономии сырьевых и энергетических ресурсов; • повышение качества продукции и услуг до уровня мировых стандартов; • повышение квалификации работников общества.
Общество имеет задолженности по платежам в бюджет и производит обновление основных фондов. Планирование Cash-Flow. Саsh-Flow позволяет рассчитать какими предельными финансовыми резервами обладает предприятие и показывает максимально возможную сумму, которую предприятие может направить на покрытие своих дополнительных долговых обязательств. Ее планированием занимается финансовый отдел, который и прилагает ее к отчету перед дирекцией Общества. 3)
Состав и структура расходов. Хозяйственная деятельность предприятия связана с потреблением материалов, топлива, энергии, выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начисление амортизации, а также рядом других необходимых затрат. Издержки производства, сумма затрат на производство услуг, образуют внутреннюю стоимость услуги и поэтому служит основой для определения продажной цены. Таблица1.
Показатель 2003 2004 Отклонение млн. руб Проценты млн. руб Проценты млн. руб проценты 1.Материальные затраты 10,5 1,3 40,4 3,4 29,9 2,1 2.Затраты на оплату труда 538,5 68,6 795,2 67,6 256,7 -1,0 3.Отчисления на соц.нужды 207,3 26,4 305,7 26,0 98,4 -0,4 4.Амортизация осн. средств 5,1 0,7 6,8 0,6 1,7 -0,1 5.Прочие затраты 23,1 3,0 27,5 2,4 4,4 -0,6 Итого: 784,5 100 1175,6 100 391,1 Прочие затраты состоят из арендной платы, оплаты нематериальных услуг, отчисления
во внебюджетные фонды. По средствам процесса обращения затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации услуг. Для подсчета суммы всех расходов организации их представляют в денежном выражении. Отношение всех расходов к реализации продукции, в натуральном выражении, является себестоимость. Таблица 2 Анализ себестоимости и реализации продукции. Показатели В натуральном выражении, млн. руб Структура, в процентах
Изменение 2003 2004 2003 2004 млн. руб % 1. Фонд оплаты труда 77,8 104,4 15,5 14,4 26,6 -1,1 2. Социальные выплаты 28,0 37,5 5,6 5,2 9,5 -0,4 3. Затраты на топливо 178,7 268,4 35,7 37,0 89,7 +1,3 4. Затраты на эл.энергию 16,0 24,7 3,2 3,4 8,7 +0,2 5. Амортизация 83,0 165,8 16,6 22,9 82,8 +6,3 6. Прочие 117,0 124,2 23,4 17,1 7,2 -6,3 Итого: 500,5 725,0 100 100 224,5 Накладные расходы 10 % 50,0 72,5 22,5
Плановые накопления 8 % 40,0 58,0 18,0 Итого: 590,5 855,5 265,0 Реализиция продукции 2858 3556 Себестоимость продукции включает в себя: фонд оплаты труда, социальные выплаты, стоимость топлива, затраты на электроэнергию, амортизацию, затраты на подпитку системы, транспортные расходы и прочие затраты. Из табл. 2 заметим, что увеличение объема реализации продукции повлекло увеличение затрат на топливо на 89,7 млн. рублей, затрат на электроэнергию на 8,7 млн. рублей, соответственно увеличилась
и себестоимость продукциии в отчетном периоде она составляет 240,6 рублей. 4) Анализ прибыли и рентабельности предприятия Приведенная ниже таблица отражает необходимые для оценки прибыли показатели. Таблица 3. Общая выручка и выручка на единицу продукции (цена) по видам продукции предприятия ООО «Техническое бюро «Белана» ” за 2002-2004гг. Виды продукции 2002 2003 2004 Общая выручка, тыс. руб.
Выручка на единицу продукции, млн.руб. Общая выручка, тыс. руб. Выручка на единицу продукции, млн.руб. Общая выручка, млн. руб. Выручка на единицу продукции, млн.руб. 1 2640 0,22 1700 0,21 700 0,24 2 400 0,21 500 0,25 1100 0,29 3 200 0,21 300 0,30 200 0,20 4 320 0,16 200 0,10 60 0,13 5 140 0,14 140 0,14 70 0,14 Итого 3700 0,20 2840 0,20 2130 0,23 В таблице представлены данные по выручке, полученной предприятием от реализации продукции за исследуемый период времени.
Очевидно, что общая выручка от реализации в 2004г значительно меньше, чем в 2002 и 2003гг. Но дать оценку прибыльности предприятия лишь по изменению данной величины невозможно. Необходимо оценить величину валовой прибыли (то есть выручку от реализации за вычетом общих издержек производства). Таблица 4. Валовая прибыль предприятия ООО «Техническое бюро «Белана» за 2002-2004гг. млн.руб.
Показатель Годы 2002 2003 2004 Общая выручка 3700 2840 2130 Полная себестоимость 3250 2420 1630 5)Основные средства. Их состав и структура. ООО «Техническое бюро «Белана» имеет ряд объектов, которые составляют ог материально-техническую базу, т.е. основные и оборотные средства. Сумма закрепленных за предприятием средств отражена в его уставном фонде.
Подавляющая часть этого фонда приходится на основные средства или основные фонды, которые состоят из различной копьютерной техники, кондиционеров, мебели, средств связи, инвентаря, гаражей, складов.Имеются склады различных видов и учитывающих различные свойства хранящихся в них материалов. т.е. крытые – для хранения и одновременно защиты от влияния окружающей среды деталей из металлов подверженных коррозии и т.д а также открытые склады – площадки для хранения различных бетонных конструкций и труб.
Учет поступления и выбытия основных средств производится с помощью оформления акта приемки-сдачи, в котором указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска и т.д. Затем эти данные заносятся в компьютер в инвентаризационную карточку и книгу основных средств и дальнейший учет происходит с помощью компьютерной обработки, распечатки сформированных карточек и подшивка в документы. Учет перемещения объектов внутри данной организации не ведется.
Амортизация производится по установленным годовым ставкам путем прямого счета (линейного способа) и ежемесячно списывается на издержки производства. Автотранспортный участок имеет в наличии различные марки автотранспорта и другой техники: грузовые и легковые автомашины, сварочные агрегаты. Таблица 5. Структура основных фондов Показатели В стоимостном выражении, млн. руб. Структура, в процентах 2003 2004 2003 2004 Изменение 1.
Здания и сооружения 42,0 42,0 18,1 8,8 -9,3 2. Траспортные средства 58,6 172,9 25,3 36,4 11,1 3. Машины и оборудование 101,2 210,5 43,6 44,3 -0,7 4. Другие виды основных средств 30,3 50,1 13,0 10,5 -2,5 Итого : 232,1 475,6 100 100 Из табл. 5 видно, что основную часть производственных фондов представляют машины и оборудования в отчетном году они составляют 210,5 тыс. руб транспортные средства 172,9 тыс.
руб незначительная доля приходится на здания, сооружения и другие виды основных средств. 6)Оборотные средства организации. Оборотные средства предприятия состоят из оборотных фондов, обеспечивающих образование запасов материальных ценностей, необходимых для бесперебойного процесса оказания услуг. К оборотным фондам относятся: – топливо ( бензин, солярка), – запасные части (различные детали, используемые для ремонта основных средств), – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые состоят из трех
основных групп: производственные инструменты, спец. одежда и инвентарь. Нормы оборота средств в днях запаса разрабатываются по всем видам товарно-материальных ценностей с учетом их специфических особенностей (запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.п.). Для учета оборотных средств на предприятии используется 10 счет “Материалы” и 12 счет “МБП”, а также 13 счет для начисления амортизации для малоценных
и быстроизнашивающих объектов. Списание МБП в производство осуществляется в зависимости от стоимости объекта, т.е. начисление износа в соответствии с установленной нормой (сметной ставкой). Источниками формирования оборотных средств предприятия являются: его прибыль, капиталовложения (инструмента, запасные части, инвентарь). Также и собственным оборотным средствам приравниваются: задолженность предприятия перед рабочими и служащими по заработной плате, средства амортизационных фондов и запасы материалов
для капитального ремонта, доходы будущих периодов. Материально-техническое снабжение ООО «Техническое бюро «Белана» закупает материально-технические средства у всех объектов хозяйственной деятельности, не зависимо от вида деятельности, а также у граждан, как за наличный, так и безналичный расчеты. Стоимость средств, приобретенных за наличный расчет не ограничивается предельной суммой. Но в большинстве случаев пополнение материально-технической базы происходит в счет
взаимозачетов с потребителем продукции, работ, услуг, т.е. дебиторами, которые в течении длительного времени не производили оплату за оказанные услуги. Материально-техническое снабжение оказывает существенное влияние на работу предприятия, т.к. подлежащая его организация позволяет обеспечить рациональное использование огромного количества различных материальных ресурсов. Анализ использование оборотных средств. Вложение капитала должно быть эффективным.
Под эффективностью использования капитала принимается величина прибыли, приходящаяся на 1 руб вложенного капитала. Эффективность капитала – комплексное понятие, включающее в себя : использование оборотных средств; использование основных фондов; использование нематериальных активов. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям его, затем делается сводный анализ. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью
(продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения) , где Z – оборачиваемость оборотных средств, дн.; О – средний остаток оборотных средств, млн. руб; Т – число дней анализируемого периода (360); В – выручка от реализации продукции за анализируемый период. , где О1, О2, О3, О4, О5 – остаток оборотных средств на первое число каждого месяца, млн. руб.; n – число месяцев Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях
и количеством оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости). Продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период. Коэффициент оборачиваемости средств характеризует размер объема выручки от реализации в расчете на один рубль оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости средств – это фондоотдача оборотных средств.
или , где Ко1, Ко2 – коэффициент оборачиваемости, обороты Важным показателем эффективности использования оборотных средств является также коэффициент загрузки средств в обороте. Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации продукции. Иными словами он представляет собой оборотную фондоемкость, т.е. затраты оборотных средств для получения одного рубля реализованной продукции. , где
Кз – коэффициент загрузки средств в обороте, коп. Коэффициент загрузки средств в обороте (Кз) есть величина обратная коэффициенту оборачиваемости средств (Ко1, Ко2) Таблица 6 Анализ оборачиваемости оборотных средств Показатели 2003 2004 Изменение 1. Выручка, млн. руб. 590,5 855,5 +256,0 2. Количество дней анализируемого периода 360 360 3.
Однодневная выручка, тыс.руб 1,6 2,4 +0,8 4. Средний остаток оборотных средств, млл.руб 83,9 93,9 +10,0 5. Продолжительность одного оборота, дн. 51,1 39,5 -11,6 6. Коэффициент оборачиваемости средств, обороты 7,038 9,110 +1,072 7. Коэффициент загрузки средств в обороте, руб 14,2 10,9 -3,3 Из данных табл. 6 видно, что оборачиваемость средств за год ускорилась на 12 дней.
Это привело к увеличению коэффициента оборачиваемости средств на 2,072 оборота снижение коэффициента загрузки средств в обороте на 3,3 рубля. Изменение скорости оборота оборотных средств было достигнуто в результате взаимодействия двух факторов: увеличение объема выручки на млн. руб. и среднего остатка оборотных средств на 10 млн. руб. Влияние каждого из этих факторов на общее ускорение оборачиваемости оборотных средств характеризуется следующим образом – рост объема выручки ускорил оборачиваемость оборотных
средств на 16,1 дней (83,9 / 2,4 – 51,1) – увеличение среднего остатка оборотных средств на 10 млн. руб. замедлило оборачиваемость средств на 4,1 дня (10 / 2,4) Итого: -16,1 + 4,1 = -12 дней Ускорение оборачиваемости оборотных средств на 12 дней высвободило из оборота денежные средства в сумме 28,8 млн. руб. (-12 * 2,4) или (-3,3 * 855,5) / 100 = 28,2 млн. руб. Разница в 0,6 млн. руб. объясняется округлением цифр при расчете.
Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. , где Фо – фондоотдача, руб.; В – объем выручки от реализации продукции, руб.; С – среднегодовая стоимость основных фондов, руб. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует затраты основных средств, авансированных на один рубль выручки от реализации продукции.
или Фe – фондоемкость продукции; Таблица 7 Анализ эффективности использования основных фондов Показатели 2003 2004 Изменение 1. Выручка, млн. руб. 590,5 855,5 +256,0 2. Среднегодовая стоимость О.Ф млн. руб. 231,1 475,6 +243,5 3. Фондоотдача основных фондов, руб. 2,544 1,798 -0,746 4. Фондоемкость продукции, руб.
0,393 0,556 +0,163 Из данных табл. 7 видно, что фондоотдача основных фондов за год снизилась на 0,746 рубля, что вызвало увеличение фондоемкости продукции на 0,163 руб Снижение фондоотдачи и увеличение фондоемкости продукции свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов и отрицательно характеризует финансовое состояние предприятия. Не эффективное использование основных фондов способствовало растрате капитальных вложений на сумму 139,4
млн. руб. (0,163 * 855,5). Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью труда и фондовооруженностью труда, которая характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на одного работника. отсюда , где – производительность труда, млн; – численность работников, чел; Фв – фондовооруженность труда, руб; Фо – фондоотдача основных фондов, руб. Таким образом, главным условием роста фондоотдачи является превышение темпов роста производительности
труда над темпами роста фондовооруженности труда. Таблица 8. Факторный анализ фондоотдачи основных фондов Показатели 2003 2004 Отклонение Абсолютное Относительное 1. Выручка, млн. руб. 590,5 855,5 +256,0 144,8 2. Среднесписочная численность,чел 40 46 +6 115,0 3. Производительность труда одного среднесписочного работника, млн. руб.
14,7 18,6 +3,9 126,5 4. Среднегодовая стоимость О.Ф млн. руб. 232,1 475,6 +243,5 204,9 5. Фондовооруженность труда одного средне-списочного работника, млн. руб. 5,8 10,3 +4,5 177,6 6. Фондоотдача основных фондов, руб 2,5 1,8 -0,7 72,0 Данные табл. 8 показывают, что снижение фондоотдачи основных фондов на 72 процента произошло в результате снижения темпов роста производительности труда 126,5 процентов перед темпами роста фондовооруженности
труда 177,6 процентов. Степень влияния каждого из этих факторов на изменение фондоотдачи основных фондов определяется с помощью факторного анализа. Факторный анализ производится методом цепных подстановок. Для этого произведу следующие расчеты: Следовательно на снижение фондоотдачи основных фондов на 0,729 руб различные факторы оказали влияние в следующих размерах : – снижение производительности труда работников снизило фондоотдачу основных фондов на 0,673 руб (3,207-2,534) ; – рост фондовооруженности труда работников
снизил фондоотдачу основных фондов на 1,402 руб (1,805-3,207) ; – итого : 0,673-1,402 = -0,729 руб. 7) Налоговая политика и обязательные отчисления в бюджет. В соответствии с действующим законодательством ООО «Техническое бюро «Белана» начисляет и уплачивает следующие налоги и платежи: Налоговые и иные платежи ООО «Техническое бюро «Белана» №№ п/п Налог Ставка 1
Исчесление единого республиканского платежа 2% 2 Облагаемая база 2,5% 3 На прибыль 24% 4 НДС 20 % 5 Транспортный сбор 5% 6 Внебюджетный целевой фонд оздоровления реки Свислочь и ее бассейна Среднесписочная численность работников*ставка фонда на одного работника*индекс изменния стоимости строительно-монтажных работ за отчетный месяц без учета крупнопонельного домостроения по г.
Минску. 7 Черезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости 5% от начисленного фонда зароботной платы. 9 Подоходный налог с зароботной платы. 9% 10 Отчислния в ФСЗН 35% от начисленного фонда зароботной платы 11 Отчисления в пенсионный фонд 1% от зароботной платы Действующая система налогообложения заставляет многие фирмы искать схемы оптимизации.
ООО «Техническое бюро «Белана» в своей работе не реже 1 раза в квартал обращается к услугам аудиторов и налоговых консультантов для урегулирования и оптимизации налоговых отчислений. Налоговые платежи ООО «Техническое бюро «Белана» составили: За 1.01.2005 – 30.03.2005: 138 563 394 рубля. 8) Кредитная история. Взаимосвязь с финансово-кредитной системой. Политика внешнего заимствования.
Особенностью финансирование деятельности предприятия является то, что оно не связано не с какой другой организацией ни какими кредитами или займами. ООО «Техническое бюро «Белана» вполне обходится собственными средствами. Кредитную историю предприятия можно представить следующим образом. Общество за все время своей деятельности ни разу не брала долгосрочный кредит. Финансовая политика руководства базируется на эффективном использовании собственных ресурсов без привлечения
внешних заимствований. Кредитные операции на ООО «Техническое бюро «Белана». Как уже было сказано, предприятие не использовало долгосрочные кредиты банков, для осуществления долгосрочных вложений. Таким образом, ООО «Техническое бюро «Белана» привлекало заемные средства только на текущие нужды при нехватке денежных средств на расчетном счету. Вопрос о привлечении кредита находится в компетенции высшего руководства
Общества. При этом кредит привлекается в сумме непосредственной нехватки денежных средств на расчетном счету. Ввиду краткосрочности кредитов расчет кредитоспособности на предприятии также не производится, но согласного кредитному договору предприятие обязано предоставлять в банк необходимую банку финансовую документацию. Кредитный договор состоит из следующих документов: непосредственно договор, дополнительное соглашение о предоставлении транша, договор залога, приложение к договору залога о товарах передаваемых
в залог. Заключение. Во время прохождения преддипломной практики в ООО “Техническое бюро “Белана” были детально изучены особенности работы организации. Была определена структура организации, структура управления. Дана характеристика основных видов деятельности. Был проведен анализ кадровой системы, методов управления, способов мотивации сотрудников, даны рекомендации по этим вопросам.
Ознакомление с финансовой работой организации показало, что расчет цен ведется с учетом себестоимости продукции и услуг, а так же на основе мировых цен, цен на внутреннем рынке (цен конкурентов). В последнее время ведется политика сохранения своей ниши на рынке и завоевание новых, в связи с чем предприятию приходится снижать цены, чтобы быть конкурентоспособным. Также было выяснено, что в течение анализируемого периода
Общество не привлекало долгосрочные источники финансирования. Инвестированный капитал сформирован исключительно за счет собственных средств. Структура собственного капитала на протяжении отчетного года практически оставалась неизменной: основной частью собственных источников финансирования являются уставный капитал, добавочный капитал, накопленный капитал (фонд накопления). Ликвидность баланса свидетельствует о хорошем финансовом положении
Общества. Стоит отметить, что увеличение объема реализации продукции повлекло увеличение затрат на топливо, затрат на электроэнергию, соответственно увеличилась и себестоимость продукции в отчетном периоде. Общая выручка от реализации в 2004г меньше, чем в 2002 и 2003гг. При изучении вопроса налоговой политики организации, выяснилось, что действующая система налогообложения заставляет многие фирмы искать схемы оптимизации. ООО ”
Техническое бюро “Белана” в своей работе не реже 1 раза в квартал обращается к услугам аудиторов и налоговых консультантов для урегулирования и оптимизации налоговых отчислений. Особенностью финансирование деятельности предприятия является то, что оно не связано не с какой другой организацией ни какими кредитами или займами.