Анализ работы отдела образования, опеки и попечительства Администрации Бежаницкого района и образовательных учреждений Ежегод

Анализ работы отдела образования, опеки и попечительства Администрации Бежаницкого района и образовательных учрежденийЕжегодно августовские педагогические совещания собирают многочисленные аудитории. Это форма профессионального общения стала подлинным университетом , способом распространения уникального практического опыта педагогических работников ,обсуждения проблем , накопившихся в системе образования. Пусть сегодняшний разговор по наиболее важным проблемам образования в контексте районной , региональной и российской образовательной политики, а я надеюсь он будет конструктивным ,профессиональным , поможет правильно наметить дальнейшую стратегию развития системы образования района и ответить на главный вопрос , который обозначен темой доклада: «Как повысить качество образования?» Эпиграфом нашего совещания можно выбрать такие слова: – от качества условий – к качеству образовательного процесса; -от качества образовательного процесса к качеству образования личности; -от качества образования личности – к качеству жизни. Образовательная политика в РФ определена до 2010 года . Правительством РФ одобрены основополагающие документы, определяющие развитие системы образования. Речь идет о Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, комплексе мер по их реализации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. В соответствии с этими документами нашей основной заявленной целью являлось обеспечение доступности качественного образования.. Достижение поставленной цели и решение задач осуществлялось за счет создания бесперебойного и безопасного функционирования образовательных учреждений и внедрения в практику управления инновационных механизмов , обеспечивающих дальнейшее эффективное развитие системы образования. Сеть образовательных учреждений на конец 2006-2007 года представлена: тремя дошкольными образовательными учреждениями, одним учреждением дополнительного образования, с охватом 975 детей, 10 общеобразовательными учреждениями, с охватом 1359 школьников(6 средних, в т.ч. – вечерняя и 4 основными школами, одна из которых Туровская реорганизована 1.07.2007 года, путём присоединения к муниципальному образовательному учреждению «Бежаницкая средняя школа»). С 01.09.2007 года в 9 общеобразовательных учреждениях будет обучаться 1286 школьников , из них 80 учащихся в вечерней школе.. Демографический фактор ощутимо влияет на показатели деятельности системы образования района. Если в дошкольном образовании длительный спад контингента закончился и даже наметилась тенденция роста числа детей , посещающих детские сады , то .в общеобразовательных школах число учащихся продолжает сокращаться. За последние 3 года контингент учащихся уменьшился на 324 школьника. На конец учебного года охват детей общественным дошкольным образованием составил 32%, численность детей в ДОУ на конец учебного года – 177, стоит на очереди 50 детей. Средний размер родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях вырос и составил в сельской местности 28 руб., в городе – 33 рубля. Стоимость детодня в среднем составила в ДОУ «Светлячок» – 31 руб., «Березка» -22 руб., «Колокольчик» – 29 руб. Но для обеспечения всем слоям населения реальной доступности дошкольных образовательных услуг  с 2007 года с вступлением в силу ФЗ от 5.12. 2006 года №207 « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» производится компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательном дошкольном учреждении . ( на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы ,фактичсески взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка- в размере 50% и на третьего ребенка и последующих- в размере 70% размера указанной родительской платы.) Процент посещаемости в 2007 году увеличился и составляет на селе 82 % , в городе 75%. Заболеваемость детей за учебный год составляет по городу 8%, а по селу 9%. В 6 общеобразовательных учреждениях созданы условия для «предшкольной подготовки» детей 5-6 лет таких 48), что позволяет решать проблему разноуровневой подготовки детей к школе. Не работают такие группы только в Ашевской средней , Махновской основной школах. Приоритетными направлениями в деятельности дошкольных образовательных учреждений являются: охрана и укрепление здоровья детей, личностно- ориентированное обучение, развитие индивидуальных способностей, обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием .  Педагогическая деятельность дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих образовательных программ и педагогических технологий(программа «Развитие»-д/с «Светлячок», « Детство»-д/с «Березка») Увеличилось количество и качество дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями, что способствует развитию творческих способностей дошкольников и укреплению здоровья детей, формированию социальной коммуникативности.  В ДОУ «Светлячок» дополнительным образованием охвачено 100% детей, в учреждении работает 8 кружков по изобразительному искусству, экологии, музыкальному и физическому воспитанию. В детском саду «Березка» работает 3 кружка – танцевальный, театрализованный, «Умелые ручки», охват дополнительным образованием составил 72%. Исходя из состояния системы дошкольного образования следует определить следующие задачи:- продолжить работу по преемственности дошкольного и начального общего образования в целях совершенствования интеграционных процессов; – обеспечить качественное улучшение здоровьесберегающей среды дошкольников;- в образовательных учреждениях создать условия для роста профессионального мастерства педагогов;- укреплять материальную базу дошкольных учреждений               Общее образование призвано обеспечить полноценное развитие школьника, дать знания по основам фундаментальных наук, заложить в дальнейшем основы для получения профессионального образования. С 1 сентября 2007 года общее образование станет обязательным. Соответствующий закон подписан президентом России В.В. Путиным. Поэтому основная задача , которая стоит перед общеобразовательными учреждениями –дать высокое качество образования. Ибо высокое качество образования сегодня – это завтра высокое качество жизни каждого человека. Успеваемость по итогам 2006-2007 учебного года составила по району, без учёта вечерней школы, со 98%, стопроцентную успеваемость имеют Кудеверская, Ашевская средние и Цевельская основная школы. Ниже районного показателя успеваемость в Краснолученской и Чихачёвской, Махновской, Сущёвской школах. Среди средних школ качество составило 40,5 %, успеваемость 98,6 %, среди основных школ: качество – 26,7; успеваемость – 95,7%. В щадящем режиме сдавали итоговую аттестацию два выпускника – один из Бежаницкой школы, 11 класс; один из Туровской школы, 9 класс Из 174 девятиклассника получили документ государственного образца 172(не допущены к экзаменам по одному ученику в Туровской и Краснолученской школах), в т.ч. с отличием – 4 Из 123 выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования получили документ государственного образца 123, в том числе награждены медалями «За особые успехи в учении»: В Бежаницкой школе 2 золотые и одна серебряная,медали по одной серебряной – в Краснолученской и Чихачёвской школах. Вопросы оценки образовательных достижений учащихся , эффективности работы учителей, результативности деятельности образовательных учреждений находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и самых широких слоев нашего общества.09.2007 года Президентом России Владимиром Путиным подписан федеральный закон о введении ЕГЭ с 2009 года. ЕГЭ становится единственной формой государственной аттестации и совмещает в себе выпускные экзамены для 11 класса и вступительные экзамены для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. Важнейшей целью введения ЕГЭ является формирование объективной системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.97 выпускников средних школ района проходили итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена сдавали и получили следующие результаты по математике (по району -51,1, области- 48,6) и русскому языку ( в районе-52,9, в области- 53,8 балла), Шесть процентов от сдающих выбрали предметы по выбору и получили следующие результаты: Предмет Средний балл по району По области Физика 57,5 56,9 История 50,3 55,5 Обществознание 55 52,8 Биология 54 53,9 География 45.7 53,3 Средний балл по школам: 1 место – Бежаницкая -54,1 2 место – Краснолученская -50,2 3место – Кудеверская – 48,5 4место – Чихачёвская – 48,1 5 место – Ашевская – 48,051 и 7 июня проходила апробация итоговой аттестации выпускников основной школы в новой форме всего 65 школьников по алгебре из Ашевской, Бежаницкой, Махновской, Сущёвской школ и 66 школьников по русскому языку из Бежаницкой, Краснолученской, Махновской и Сущёвской школ. Все участники показали 100% успеваемость по одному и другому предмету, качество знаний по алгебре составило 70,8%, по русскому – 75,8%. Лучшие результаты: – по русскому языку у ученика Бежаницкой школы Никифорова Анатолия, учитель Тимофеева Наталья Васильевна; – по алгебре у ученицы Ашевской школы Балабиной Екатерины, учитель Семёнова Ирина Геннадьевна. Рейтинг по школам.Алгебра. Первое место – Бежаницкая школа, 17 баллов, учитель Фёдорова Нина Васильевна Второе место – Ашевская школа, 11.3 балла, учитель Семёнова Ирина Геннадьевна Третье место – Махновская школа,10.2 балла, учитель Филиппова Наталья Николаевна Четвёртое место – Сущёвская школа, 8.8 балла, учитель Васильева Полина Ивановна^ Русский язык Место Школа Количество баллов Учитель Первое Бежаницкая 31.1 Тимофеева Наталья Васильевна Второе Краснолученская 23.4 Иванова Тамара Фёдоровна Третье Махновская 22.7 Осипова Анна Геннадьевна Четвёртое Сущёвская 20.5 Егорова Нина Фёдоровна Вопросы по обеспечению права несовершеннолетних на образование, об исполнении законодательства в части соблюдения гарантированного государством права на образование периодически заслушиваются на заседаниях КДН и ЗП, совещаниях руководителей ОУ, проводятся тематические проверки в подведомственных учреждениях образования, издаются приказы. Ежегодно в январе проходит совещание с руководителями образовательных учреждений по теме: О работе отдела образования, образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Также ежегодно в сентябре проводится совещание при начальнике по теме: Итоги статистического учета детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях района. Однако всесторонний анализ результатов деятельности ОУ свидетельствует о том, что в целом ряде школ при организации этой работы делается далеко не все, допускается непрофессиональный подход к решению стоящих проблем, более того – имеют место факты нарушения действующего федерального законодательства (Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). В то же время необходимо отметить, что перевод обучающихся в вечерние (сменные) общеобразовательные школы не всегда можно расценивать положительно. Вечерняя школа крайне низка оснащена учебно-наглядными и методическими пособиями, в программе нет таких предметов – иностранного языка, информатики, экономики, трудового обучения. . На предметы БУП количество часов уменьшено и зависит от количества детей в классе. Из дневных школ района в вечернюю сменную школу переведены в течение:^ 2006 -2007 уч. года – 14 человек Сущевская школа – 4 чел. Краснолученская школа – 1 чел. Чихачевская школа – 1 чел. Кудеверская школа – 1 чел. Бежаницкая школа – 7 чел. В общей сложности за три года переведено вечернюю школу в нашем районе 33 человека. Прослеживается увеличение числа переводов в вечернюю школу по годам. Провозглашенная Концепцией модернизации образования доступность качественного образования для всех граждан требует создания оптимальных условий для предупреждения и своевременной коррекции нарушений в развитии ребенка с целью его дальнейшей адаптации и интеграции в общество. Ежегодно в нашем районе проходит областная ПМПК, которую проводит областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма». Был обследован 21 ребенок с проблемами в обучении, которые получили необходимые рекомендации. В школах района 42 человека обучается по коррекционным программам VIII вида, 80 – VII вида, 31 обучается индивидуально, 14 не обучаются по болезни по заключению ПМПК. Два ребенка признаны необучаемыми в течение года. Несмотря на проводимую разъяснительную работу по вопросам направления и представления ребенка на обследование, ежегодно имеют факты, когда возраст обследуемого ребенка превышает 10 лет . В раннем возрасте коррекция еще возможна и наиболее эффективна. Несвоевременно проведенное обследование влечет за собой протест и негативные реакции со стороны ребенка, которые проявляются в виде отказа от посещения школы, бродяжничества, агрессивного поведения, психических и соматических заболеваний. Рассматривая образование как стратегический ресурс развития страны и общества, органы государственной власти включили его в число ПНП Смысл ПНПО – это отработка и реализация системных изменений, которые давно назрели в сфере образования. Основные направления проекта, которые реализуются в системе образования- это дополнительное вознаграждение классным руководителям , поддержка общеобразовательных учреждений , реализующих инновационные программы , поддержка лучших учителей ,поддержка инициативной , талантливой молодежи, оснащение школ оборудованием и приобретение школьных автобусов , информатизация образования и комплексный проект модернизации образования.. По условиям конкурса один из существенных критериев отбора школ для денежного вознаграждения- инновационная деятельность. В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы приняло участие 42 общеобразовательных учреждений Псковской области , в т.ч и Бежаницкая средняя школа . Победителями стали 13 школ. К сожалению, Бежаницкая средняя школа не вошла в число победителей, поэтому школе необходимо грамотно провести самооценку, определить успехи и затруднения, выделить приоритеты развития, участвовать не только в экспериментах, которые отрабатывают все школы области , но и становиться областной экспериментальной площадкой по отработке своего пути развития в определенном направлении , тем более , что в штатное расписание школы введена дополнительная ставка заместителя директора по научно-экспериментальной работе. Чихачевская средняя школа участвовала только в районном этапе конкурса, но у этого учреждения есть перспектива дальнейшего роста. Статус областной экспериментальной площадки она планирует получить в 2007 году по теме «Информационные технологии в обучении. Создание сетевой деятельности педагогов и учащихся». Ежемесячно 121 классный руководитель района получает дополнительное вознаграждение . В рамках ПНПО получен автобус для Ашевской средней школы, класс биологии для Бежаницкой средней школы. Поддержка регионов является новым направлением ПНПО, введенным с 2007 года. Основная цель комплексных проектов модернизации образования- предоставить всем школьникам независимо от места жительства качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности ,общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, психическое и нравственное здоровье граждан. Комплексные проекты модернизации региональных систем образования – это введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей в зависимости от результатов работы, переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образовательных учреждений региона и расширение общественного участия в управлении образованием. Псковская область одна из 21 областей – победителей, кто участвует в данном эксперименте. На реализации данного проекта будут предоставляться субсидии из федерального бюджета. С 01.09.2007 года в соответствии с Законом Псковской области от 26.07.2007 г№684 –ОЗ « Об оплате труда отдельных категорий работников государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и муниципальных общеобразовательных учреждений в Псковской области» вводится новая система оплаты труда . Проблема оценки качества работы педагогических работников , уровня его профессионализма всегда была актуальной. НСОТ обеспечивает учет, объем, интенсивность учительского труда, качество работы. Высокие результаты учащихся, высокая общественная оценка результатов учительского труда также должна увеличивать оплату труда Одним из основных условий развития образования в районе является его кадровый потенциал. В районе трудится 218 педагогов Нынешние условия жизни и деятельности школ требуют активной позиции руководителей школ. Окружающий нас мир стремительно изменяется. В этих условиях руководителю очень важно разобраться с новыми задачами и адекватно реагировать на новые требования. Решить поставленную задачу и добиться успеха в сложной многогранной деятельности можно лишь при наличии системы научно-обоснованного управления. Грамотное руководство – есть искусство применения руководителем на практике законов и закономерностей науки управления ,принципов, функций и методов управленческого процесса для достижения возглавляемым коллективом поставленных целей и задач. 5 руководителей в системе образования района имеют высшую категорию. Успешно решают вопросы управления учреждением, переводом их в режим развития такие руководители как Иванова ЕМ. Михеев СК., Трофимова НГ.. Но еще ряд руководителей слабо владеют финансовыми вопросами, не знают смет своих учреждений, поэтому не в состоянии грамотно их исполнять. В новом учебном году будет ужесточен спрос с руководителей за ведение бухгалтерского учета в образовательных учреждениях. Возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. .Современной школе требуется педагог, который не только хорошо знает свой предмет, но и владеет исследовательскими умениями, видит возникающие проблемы и готов их решать с использованием эффективных методических приемов. Педагогическая наука сегодня не дает ответ, что сильнее влияет на направление и качество развития личности в процессе образования- профессионализм педагога ,его квалификация, уровень личностного развития, т.е. процессы связанные с профессионализмом, или форма его общения, реализуемая в процессе образования. Поэтому очень важно создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, согласования интересов всех участников школьной жизни По Псковской области на конкурс лучших учителей было выдвинуто 125 учителей ,определены победителями конкурсной комиссией 46 педагогов. Из района были представлены материалы на 3х педагогов: Илларионову Л.И. , учителя математики Бежаницкой средней школы ,Спиридонова СФ. , учителя физики Чихачевской средней школы и Пчелинцеву В.В. ,учителя истории Ашевской средней школы . Победителем стал Спиридонов С,Ф. Наши наилучшие пожелания и поздравления этому педагогу. Как известно, аттестация педагогических и руководящих кадров является средством оценки их профессионального мастерства и важнейшим направлением в работе отдела образования, опеки и попечительства.  В районе сформировались основные принципы организации аттестации: открытость, объективность оценки труда педагогов, опережающая помощь методической службы в подготовке к аттестации. Аттестация руководящих и педагогических кадров проводилась в соответствии с Положением об аттестации руководящих и педагогических работников, требованиями квалификационных характеристик и другими нормативными документами по подготовке к ее проведению. В 2006-2007 учебном году прошли аттестацию 20 педагогов.. 2 квалификационную категорию имеют-47 ,первую -130 , высшую –31 Одним из факторов признания заслуг, успехов и достижений работников образовательных учреждений в развитии, воспитании и становлении личности, профессионализма является награждение их государственными наградами. В системе образования района трудится 3 заслуженных учителя РФ ( Баринова Л.В. Авдеев А.А. , Шатрова Л.Н. ),17 почетных работников общего образования ,26 отличников образования , 12 педагогов награждены грамотами Министерства образования РФ Основной формой работы на районном уровне остаются районные методические объединения. Именно через их работу и внедряются инновационные процессы. В 2006-2007 учебном году школы продолжали работу над единой методической темой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание как средство формирования направленности личности на достижение успеха». Основным направлением являлось изучение и внедрение современных педагогических технологий. Рассматривались вопросы обновления содержания и методики обучения учебных предметов в условиях модернизации российского образования. Администрация и педколлективы школ в своём большинстве серьёзно относились к подготовке и проведению РМО. Большое внимание уделялось практической направленности и нестандартной форме его проведения. Практические семинары прошли по информатике (руководитель Фёдоров С.Н.), иностранному языку (руководитель Дмитриева О.В.), физике (руководитель Шатров Д.Н.). Удачно прошли заседания учителей биологии в МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа» (учитель Андреева О.Б., руководитель Курова Е.Е.), географии в МОУ «Краснолученская средняя общеобразовательная школа» (учитель Минина И.В., руководитель Павлова М.А.), где была показана методика применения творческих заданий для повышения интереса и углубления знаний учащихся через практическую работу. Продолжают работать и делиться опытом по проектному обучению учителя истории (Пчелинцева В.В., МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа», руководитель Максимов А.В.), биологии (Верещак Р.А., МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа», руководитель Курова Е.Е.), русского языка (Гульева А.А., МОУ «Краснолученская средняя общеобразовательная школа», руководитель Баринова Л.В.). Работу над методикой обучения школьников способам проектно-исследовательской деятельности увидели учителя в МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа» на уроке математики в 11 классе (учитель и руководитель РМО Фёдорова Н.В.). В форме защиты проектов на базе МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа» прошло РМО технологии (руководитель Малышева Е.П.). Проекты подготовили учителя Барканова Л.Н., МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа», Турбанова О.В., МОУ «Махновская основная общеобразовательная школа», Никитин С.В., МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа», Малышева Е.П., МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа». Были представлены также и детские проекты. На базе МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа» проведено РМО информатики. В рамках РМО проходил конкурс в форме защиты проектов, в котором приняло участие семь тьюторов: Турбанова Ольга Викторовна, МОУ «Махновская основная общеобразовательная школа»; Плаксина Екатерина Викторовна, МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа»; Никитин Сергей Васильевич, МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа»; Ерёмина Наталья Юрьевна, МОУ «Цевельская основная общеобразовательная школа»; Спиридонова Наталья Дмитриевна, МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа»; Павлов Александр Николаевич, МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа» и Иванов Юрий Анатольевич, МОУ «Кудеверская средняя общеобразовательная школа». В форме творческого отчёта проведено РМО физики в МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа», учитель Спиридонов С.Ф. и РМО начальных классов в МОУ «Ашевская средняя общеобразовательная школа», учитель Игнатьева Т.Н. В форме практикумов и мастер-класс проходят РМО учителей изобразительного искусства (руководитель Илларионова Л.И.). Интегрированный урок ИЗО и музыки провела Вайник С.М., учитель МОУ «Цевельская основная общеобразовательная школа». В форме тренингов прошли семинары социальных педагогов (руководитель Горохова Л.Н.). Одним из важнейших функций отдела образования, опеки и попечительства образования, образовательных учреждений является развитие педагогического мастерства творчески работающих учителей. Особое место в решении данной проблемы занимает традиционный районный конкурс педагогического мастерства « Признание»». В нынешнем году победителем районного конкурса стала Васильева Ольга Викторовна , учитель английского языка Бежаницкой средней школы .Но очень хотелось бы , чтобы мы не замыкались в рамках района , а выходили на конкурсы педагогического мастерства на областной уровень^ Непрерывное повышение уровня профессионального мастерства педагогов – неотъемлемое условие повышения качества образования. Бежаницких педагогов всегда отличало стремление повышать свой профессиональный статус. В течение учебного года педагогические работники выезжали на курсовую переподготовку и различные мероприятия, которые проводили ПОИПКРО и ГУО. Ежемесячно до каждого образовательного учреждения доводился график курсовой переподготовки и информация о различных семинарах и мероприятиях вышестоящей организации. В 2006/2007 учебном году в районе были организованы выездные курсы по иностранному языку и физике, прослушало 16 педагогов. На курсы и различные семинары выехало 63 педагогических работников. В течение учебного года продолжена учеба учителей по программе «ИКТ в работе учителя-предметника» на базе РРЦ и РЦДО. С 01.09.2006 году район участвует в региональном проекте «Информатизация системы образования». В районе на базе РРЦ на 3 и 4 этапах проекта обучено 58 педагогов информационным технологиям. 20 руководителей и педагогов прошли курсовую подготовку на базе РЦДО по ИКТ. Один педагог прошел подготовку как тьютор. Работа в проекте требует большой ответственности и пунктуальности от тьюторов и педагогов, которые обучаются. Конечно, разработка проекта требует определенного времени, на курсах в области педагоги разрабатывают проект за неделю, а на курсах в районе некоторым мало учебного года. Работа в проекте продолжится и в этом году, поэтому очень хотелось бы более плодотворной работы как со стороны тьюторов, так и педагогов. Во всех образовательных учреждениях подключены широкополосные линии доступа к сети ИНТЕРНЕТ (ADSL), что значительно повышает уровень обучения, как педагогов, так и обучающихся. Процесс информатизации учебно – воспитательного процесса продолжается. В течение учебного года приобретены 1 компьютер для МОУ «Бежаницкая вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа», 3 цветных принтера и 1 фотопринтер. ГУО Псковской области выделены два компьютера для Краснолученской и Махновской школ. Для совершенствования учебно-воспитательного процесса необходимы интерактивные доски, хотя бы для базовой школы и Чихачевской, которая готовится стать областной экспериментальной площадкой. Для мобильной работы при использовании ИКТ на уроках необходимы ноутбуки. Недостаточно в школах мультимедийных проекторов.            Повышение качества общего образования предполагает опыт моделирования профильного обучения. Этот вопрос сегодня особенно актуален. Профильное обучение это реальное требование времени. Это один из механизмов сближения средней общеобразовательной школы и профессионального учебного заведения. Но этот вопрос в районе решается не очень эффективно ,над чем еще предстоит работать в перспективе В достижении положительных результатов учебно-воспитательной работы важная роль отводится школьным библиотекам, которые должны стать центром повышения познавательной деятельности учащихся и методической помощи учителям. В районе функционирует 8 школьных библиотек К новому учебному году учащиеся Чихачевской средней школы получат новую отремонтированную просторную библиотеку. В этом учебном году школьные библиотекари работали над следующими задачами: Ашевская школа (привитие учащимся любви к чтению, бережному отношению к литературе), Бежаницкая школа (помочь педагогическому коллективу школы в деле образования и воспитания школьников), Краснолученская школа (воспитание информационной культуры учащихся и духовному их росту), Чихачевская школа (содействие развитию грамотности, информационных навыков и приобщение к культуре), Цевельская школа (приобщение детей к чтению). Вся работа библиотек была направлена на выполнение этих задач. За учебный год библиотекари провели 105 мероприятий. В 2007 году ученица Чихачевской школы приняла участие в областном конкурсе «Лучик». Андреева Е. А. (Чихачевская школа) приняла участие в областном конкурсе библиотекарей школ «Модернизация деятельности библиотеки общего образовательного учреждения средствами ИКТ» в номинации «Урок». В 2006/2007 учебном году обеспеченность учебниками школ района составила 86%, по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 8%. Начальное образование обеспечено было учебниками на 92%, в т. ч. 3% составляют учебники в личное пользование. % обеспеченности увеличился на 11%. Основное образование обеспечено учебниками на 80%, в т. ч. 1% составляют учебники в личное пользование. % обеспеченность учебниками в основном звене увеличился на 4%. Среднее образование обеспечено учебниками на 83%, с прошлым учебным годом обеспеченность учебниками увеличилась на 9%. Из диагностики обеспеченности учебниками школ района видно, на каком месте стоит школа по обеспеченности учебниками: 1-Бежаницкая средняя, 2-Ашевская средняя и Махновская основная, 3 –Чихачевская средняя и Цевельская основная, 4 –Краснолученская средняя, 5 –Сущевская основная, 6 –Кудеверская средняя школы. В учебном году школы продолжали работать с родительскими средствами. В 2006 году школы приобрели на родительские средства 5444 экз. учебников на сумму 339006 руб., в 2007 году уже закуплено 4308 экз. на сумму 225905 руб. Необходимо активизировать работу с родительскими средствами Ашевской и Кудеверской средним школам. В 2006 году на субвенцию школы приобрели 594 учебника на сумму 50969 руб., а в 2007 году уже закупили 142 экз. на 18560 руб. В 2006 году субвенцией воспользовались: Ашевская, Бежаницкая, Кудеверская средние и Махновская, Цевельская основные школы. Из средств областного бюджета в этом учебном году получили 213 экз. учебников и тетрадей на сумму 11124 руб., метод. литературы и программ на сумму 2374 руб., познавательной литературы на сумму 11387 руб.       ^ Важная составляющая качества образования связана также с развитием творческих, исследовательских умений школьников. Одним из показателей, характеризующих этот компонент, является участие школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах. Проведена районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее». В ней приняли участие 11 учащихся из 6 школ района. Работали три секции: краеведение, математика и биология. Выступления учащихся сопровождалось мультимедийным показом. Победителями стали: Уханов Владимир и Кольцова Юлия, учащиеся 11 класса МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа» (учитель Максимов А.В.) и Болдова Светлана, ученица 9 класса МОУ «Туровская основная общеобразовательная школа» (учитель Миронова С.И.). На областной научно-практической конференции «Шаг в будущее» работа учащихся МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа» получила диплом II степени,. В соответствии с Положением с 22 по 30 ноября 2006 года проведён районный этап олимпиады школьников. В ней приняли участие 150 учеников из семи школ района. Олимпиада проводилась по 15 предметам. Присуждены 17 вторых мест, 43 – третьих. Хорошие знания показали учащиеся по обществознанию, английскому языку, биологии, праву. Высокое качество показали учащиеся МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа» – почти 60% от участвующих и МОУ «Махновская основная общеобразовательная школа» – 50%. На областной олимпиаде ученики показали неплохие результаты, а Юрчик Игорь, ученик 11 класса МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа» стал дипломантом II степени по истории России. Но     анализ организации и проведения олимпиад на школьном и районном уровнях выявил недостатки: – отсутствие системы работы с одаренными учащимися;- низкий уровень выполнения работы по таким предметам как физика, химия. Работа по формированию здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), профилактики употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции, охраны репродуктивного здоровья участников образовательного процесса ведется отделом образования, образовательными учреждениями при тесном сотрудничестве с отделом культуры (КДЦ), районной больницей, фельдшерско-акушерскими пунктами, средствами массовой информации, РОВД. По всем образовательным учреждениям распространены материалы на электронных носителях по формированию ЗОЖ, програ