Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по общей психологии
 
   
Тема: «Анализ развитиякратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста.  ».
 
 
                                 
Комсомольск – на –Амуре
2007 г.
Оглавление
Глава 1. Общее понятие о памяти:
        1.1  Представления памяти
        1.2  Классификация видов памяти
        1.3  Характеристика процессов памяти
        1.4  Особенности памяти детей младшего школьного   возраста
Глава 2. Исследование особенностей памяти детей семи лет:
         2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования
         2.2. Организация и проведение исследования
          2.3. Анализ результатов исследования особенностей        памяти детей семи лет
Литература.
Приложение
 
 
        
 
 
 
          
 
Глава 1. Общеепонятие о памяти.
         Памятьявляется одной из наиболее изученной сфер психологической деятельности.  Изучению ее механизмов, особенностей,способов запоминания, причин забывания и так далее посвящено огромное количестворабот во всем мире. Именно при изучении памяти в 80-е годы 19 века немецкимученым Г.Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методыисследования психического. Изучению различных аспектов памяти были посвященыработы крупнейших отечественных психологов – Л.С.Выготского,  П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия,А.А.Смирнова, З.М.Истомина и т.д.
         Всвойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать итрансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер,охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многихслучаях осуществляться автоматически, бессознательно.
         Существуеттакой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть.
         Память – это способ существованияпсихики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем,для того чтобы можно было жить в будущем.
         Памятьсуществует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранениеопыта – вот главная и основная задача памяти.
         Памятьюназывается процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов,мыслей, эмоций, движений, и т.д. Память является тем психическим процессом, наоснове которого человек управляет своим поведением и деятельностью,осуществляет планирование своего развития и обучения.
1.1.    Представления памяти.
Одним из основныхпроявлений памяти является воспроизведение образов.  В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контактес предметом или явлением, образыпредставлений возникают в отсутствие предмета. Представления разделяют навиды, соответствующие видам ощущений.
         Представления характеризуются, прежде всего, наглядностью,т.е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительноепредставление предмета – это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его;иметь слуховое представление какого-либо звука – значит мысленно «слышать»его.  В музыкальной практике способностьпредставлять звучание музыки называется «внутренним голосом».  Образы представлений всегда бледнее образоввосприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признакиобъектов. Обычно в них проявляются только некоторые стороны объекта – когда мыпредставляем себе хорошо знакомое лицо, то отдельные черты «видятся» четко,  а остальное выступает более менее смутным инеопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так,вызванный образ знакомого лица через несколько мгновений теряется. Потом«выступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чьяпрофессиональная деятельность связано с представлениями определенного вида (умузыкантов – слуховые, у художников и дизайнеров – зрительные и т.д.).
Представления памятиподразделяются на единичные и общие. В единичных представлениях памятиотражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета илиявления. Например, если представляя день рождения, вы представляете себеконкретную комнату, людей, их одежду, позу, выражение лиц, то такоепредставление будет единичным.
В общем представленииотражаются черты, общие для многих сходных предметов, такие черты, которыеимеются в каждом предмете этой группы. Единичные представления обобщаются, и наоснове этого возникают общие представления.
Если для возникновенияобраза представления требуется прилагать определенные волевые усилия, то такойвид памяти будет называться произвольным. Если же какое-либо событие илипредмет произвели на нас сильное впечатление, то детали его могут всплыть всознании и без наших усилий. Такой вид представлений называется произвольным.

1.2.   Классификация видов памяти.
Таккак память является наиболее изученным психическим процессом, тоисследователями предлагаются различные классификации памяти.
1. Оперативной называют память, которая обеспечивает запоминание ивоспроизведение оперативной информации, необходимой для использования в текущейдеятельности. Например, при покупке продуктов в супермаркете мы держим в умеобщую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив своюфункцию, такая информация может забыться.
Кратковременнойназывают память, которая характеризуется быстрымзапоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением.Долговременная память является наиболее важной и сложной системой памятичеловека, ее емкость практически неограниченна. Все знания человека, его опытхранятся в долговременной памяти.
2. В генетической памяти хранится видовая информация, а в прижизненной – индивидуальный опытчеловека.
3. Под двигательной памятью понимаютспособность запомнить и воспроизводить систему двигательных операций (водитьмашину, играть на пианино, вязать, т.д.). В эмоциональнойпамяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Есливас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать приупоминании предметов   или явлений,связанных с этим событием. Словесно-логическийвид памяти (вербальная или семантическая память) является продуктом культуры,включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основныеграмматические правила языка. Образнаяпамять обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия.
4. При непроизвольном запоминании человек неставит перед собой задачу что-либо запомнить, «само собой запоминается». Вслучаях, когда человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить иприкладывает к этому определенные усилия, речь идет о произвольном запоминании.
5. Механический вид запоминания – осуществляется путем повторений, безустановления ассоциативных и смысловых связей. Смысловым называют такой вид памяти, который опирается наустановление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памятивыше механической примерно в 25 раз.
1.3.   Характеристика процессов памяти.
Каждый из процессовпамяти подчиняется особым закономерностям. Процесс запоминания протекает в трехосновных формах: запечатление, непроизвольное запоминание, заучивание.
Запечатление– это как кратковременное, так и долговременное сохранениематериала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Под непроизвольным запоминанием понимаютсохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий ицели запомнить, в то время как преднамеренноезапоминание (заучивание) – специальная деятельность, запоминание с цельюсохранения материала в памяти.
Сохранение– более или менее длительное удержание в памяти некоторыхсведений. Прочность сохранения обеспечивается:
·       Осмысленностьюзапоминаемого материала;
·       Повторениями,которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.
Забывание– это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностейприпоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервыеисследовал Г.Эббингауз.
Последующие исследованияпоказали, что темп забывания зависит от:
1.     объема запоминаемого материала;
2.     содержания материала и степени егоосознанности;
3.     степени значимости запоминаемогоматериала для человека и т.д.
Основным факторомзабывания является время и степень активности использования имеющейсяинформации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
Но в психике встречаютсяпарадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди (а возраст – этовременная характеристика) легко помнят о том, что было очень давно, но быстрозабывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.
В результате процесса воспроизведения информация извлекаетсяиз долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознанияпоявляются образы и представления о ранее воспринятых объектах и явлениях.
Узнавание– наиболее простая форма воспроизведения, которая возникает приповторном восприятии объекта.
Полное узнавание– повторно воспринятый объект или предмет сразуотождествляется с ранее известным.
При частичном (неполном) узнавании существуют трудности соотношениявоспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека.
Воспроизведение – появление в поле сознания образа объекта без повторноговосприятия объекта. В тех случаях, когда в результате многократных повторенийматериал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногдачеловеку приходится прилагать достаточные усилия для того, чтобы извлечьматериал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием.
В некоторых случаяхвоспроизведение заученного материала с течением времени не только не ухудшается,но и улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано с внутренней работой по осмыслениюзаученного материала, особенно если он представлял значительный интерес длячеловека.
Продуктивность памятихарактеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностьюсохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
1.4. Особенности памяти ребенка младшего школьноговозраста.
Младший школьный возрастхарактеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию ивоспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнитьчто-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляетмного ярких воспоминаний.
Память младшего школьникав основном носит непроизвольный характер.Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либозапомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли исознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Детизапоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвелона них впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольногозапоминания предметов, картинок, слов зависит от того, на сколько активно детидействует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие,обдумывание, группировка в процессе действия. Например, при простомрассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда импредлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображенияпредметов для сада, кухни, детской комнаты, двора). Непроизвольное запоминаниеявляется косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действийвосприятия и мышления.
До 4-5 лет непроизвольноезапоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работыпамяти. Дети еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнитьчто-нибудь и тем более не применяют для этого специальные приемы.
Произвольныеформы запоминания и воспроизведения начинают складываться ввозрасте четырех – пяти лет. Наиболее благоприятные условия  для овладения произвольным запоминанием ивоспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условиемуспешного выполнения детьми взятой на себя роли.  Количество слов, которые запоминает ребенок,выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазинеопределенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых попрямому требованию взрослого.
Овладение произвольнымиформами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделятьтолько задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. Приэтом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкиваетсяс ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того,что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результатеопыта припоминания, когда дети начинают осознавать, что если они не постараютсязапомнить, то потом не смогут и воспроизвести необходимое.  
З.М.Истомина висследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, спомощью которых дети осуществляют запоминание. Самым простым способомзапоминания,  которые применяют дети –повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретаетновую форму – дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а послетого, как оно выслушано. Переход к мысленному повторению превращает запоминаниев процесс внутренний, делает возможным дальнейшее  развитие процесса запоминания и егоинтеллектуализацию. 
Несмотря на существенныедостижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памятидаже к началу младшего школьного возраста, остается память непроизвольная. Кпроизвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях,когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этоготребуют взрослые.
Непроизвольноезапоминание, связанное с активной умственной работой детей над определеннымматериалом, остается до конца дошкольного возраста значительно болеепродуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с темнепроизвольное запоминание, не связанное с выполнением активных действийвосприятия и мышления, оказывается менее успешным, чем произвольное.
Непроизвольноезапоминание в младшем школьном возрасте может быть точным и прочным. Еслисобытия этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвеливпечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь.Важнейшей особенностью в развитии сознания младших школьников является то, чтов ходе детского развития в центре сознания становится память. Памяти в младшем школьномвозрасте принадлежит ведущая роль, несмотря на ее видимое внешнеенесовершенство.
Глава 2. Исследование особенностейпамяти детей
семи лет.
             2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования:
         Цельисследования: определить уровень развития кратковременной идолговременной памяти на вербальном и невербальном материале.
        Объектомисследования является группа детей 7 лет( первый класс общеобразовательнойшколы)в количестве 6 человек.
        Предметомисследования выбрана долговременная и кратковременная память детей  7 летнего  возраста.
       Гипотеза исследования: у ребенка младшегошкольного возрастапоказателипродуктивности опосредованного запоминания  ниже показателей продуктивности непосредственного  запоминания.
        В соответствии с целью, объектом,предметом исследования решались следующие задачи:
·    Изучить особенности кратковременнойи долговременной памяти детей младшего школьного возраста;
·    Определить ведущий тип памяти детеймладшего школьного возраста;
·    выявить уровень развитияпроизвольной памяти детей  7 лет;
·    проанализировать особенностикачественного изменения процесса запоминания детьми 7 лет.
        Методыисследования:
        Исследование было организовано срезовымметодом. Для эмпирических данных я воспользовался тестами: «Картинки»,   «Запомни слова», «Запомни пары», «Словарь». Интерпретация результатов исследования осуществлялась в рамкахструктурного метода.
База исследования:
В исследовании принимали участие 6 детей 7 лет, общеобразовательное учреждение№32  г. Комсомольска – на -Амуре.
Теоретическаязначимостьсостоит втом, что:
— проанализированы и расширеныпредставления об изменении процесса запоминания детей младшего школьноговозраста наряду с качественной перестройкой всех мыслительных процессов;
— проанализированы и расширеныпредставления о взаимосвязи развития словесно-логического мышления (словарногозапаса) детей  7 лет с продуктивностьюдолговременной памяти.
         Практическаязначимость состоит в том, что полученные данные помогут быть использованы всоставлении рекомендации для педагогов в работе над развитием произвольнойпамяти детей  7 лет для успешногообучения в  начальной школе; могут бытьиспользованы при разработке развивающих программ и новых организационных формобучения детей младшего школьного возраста.  
2.2. Организация и проведениеисследования.
        
         С цельюизучения кратковременной и долговременной памяти мною были исследованы детимладшего школьного возраста – 7 лет.
Были использованы следующие методики: тест «Картинки», тест«Запомни слова», тест «Запомни пары», тест «Словарь».
·           Тест«Картинки» мною использовался для исследования зрительной кратковременной идолговременной памяти, данная методика позволяет выявить уровень зрительнойпамяти. В процессе исследования я предлагал испытуемому 10 картинок, на каждойиз которых изображен знакомый предмет (прил. 1).  Каждую картинку показывал в течение 2-3  секунд. После знакомства испытуемого со всемидесятью картинками по очереди я попросил назвать предметы,  которые он запомнил, при этом отмечал  результаты  ответов в протоколе. В случае не полногоответа показывал испытуемому те картинки, которые он не называл.  Далее просил  испытуемого вспомнить все картинки через 10минут. Снова отмечал результат в протоколе. Затем предлагал  испытуемому вспомнить все картинки через 1час. Результат отмечал в протоколе. При обработке результатов, учитывалколичество предметов, названых от общего числа испытуемым по памяти;  не учитывал повторы и названные предметы,которых на картинках не было.         Подсчетделался путем суммирования названных картинок.
·       Тест«Запомни слова» использовался с целью оценки слуховой
памяти — кратковременной идолговременной. Данная методика позволяет оценить состояние памяти,утомляемости, активности внимания.
В процессе исследования япрочитал  испытуемому 10 слов (прил. 2).Попросил его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке. Отметилрезультаты в протоколе. Назвал испытуемому слова, которые он не назвал… Этуже процедуру повторил еще 3 раза, результаты отметил в протоколе. Вернулся кэтому упражнению через 1 час. Попросил испытуемого вспомнить слова, предварительноих не напоминая. Результаты отметил в протоколе. При обработке результатов,учитывал количество слов, от их общего числа названое испытуемым попамяти;  не учитывал повторы и«придуманные» слова, которых в задании не было.         Подсчет делался путем суммирования названных слов.
·       Тест «Запомни пары» мною   использовался с целью выявления уровнязрительной кратковременной и долговременной памяти, данная методика предназначенадля оценки логической и механической памяти.
         В процессеисследования я показывал испытуемому 2 ряда  картинок: в первом ряду между словами существуетсмысловая связь, во втором ряду она отсутствуют (прил. 3).  Каждую картинку 1-горяда показывал в течение 2-3 секунд. После знакомства испытуемого со всеми   картинками по очереди я показывал толькопервую часть картинки и попросил назвать в каждой паре недостающие предметы.  Отмечал результаты в таблице. Аналогично провёлработу с картинками второго ряда. Приобработке результатов, подсчитал количество правильно воспроизведенных слов иколичество ошибочных воспроизведений.
·       Тест«Словарь» мною   использовался с целью оценить запас знаний иуровень развития долговременной памяти.
         В процессеисследования я предлагал испытуемому 34 карточки, каждая из которых состоит из4-х рисунков. Ребенок должен выбрать рисунок, соответствующему слову (прил. 4).
         Я предлагалследующую инструкцию: «Посмотривнимательно на листок и выбери ту картинку, которая подходит названному мноюслову. Если ты не знаешь, попробуй догадаться. Будь внимателен и не спеши».
         Послеинструкции, я читал громко слово к каждому заданию и просил испытуемого указатьна тот рисунок, который лучше других иллюстрирует его. В таблице записывалбуквенный код выбранного ребенком рисунка.
         При обработкерезультатов, подсчитал количество правильных ответов.
2.3. Анализ результатов исследования  памяти детей младшего школьного возраста.
 Входе проведения исследования мною были получены следующие результаты.
·       Для оценки зрительной памяти(кратковременной и долговременной) детей 7 лет  я воспользовался тестом «Картинки».  
Анализируя протоколы, я определилсреднее арифметическое значение и  выявил,что показатели продуктивности запоминания картинок «домик» и «солнце»,«кораблик» и «зонт» очень высокие… Это дает право утверждать, что детиобразовали мысленно логическую связь между запоминаемыми  словами. Показателипродуктивности запоминания картинок «забор» и «кисть» очень низкие.
Анализпротокола
Частота повторений
Качество воспроизведения
примечание
+
%

%
1 раз
7.2
72
2.8
28
С помощью педагога
2 раз
8.2
82
1.8
18
Через 10 минут
8
80
2
20
Без помощи педагога
Через 1 час
7.3
73
1.7
17
Анализируя таблицу  я выявил, что продуктивность кратковременнойзрительной памяти детей 7 лет равна 8 картинкам, что составляет 80%  воспроизведенного материала.
Продуктивность долговременнойзрительной памяти равна 7 картинкам, что составляет 70% воспроизведенногоматериала.
Моё исследованиепоказало, что не связанный по смыслу материал забывается быстрее, чем материал,с ассоциативными связями. Память детей становится на более качественную ступеньпроизвольного ассоциативного запоминания и вытесняет механическуюопосредованную память.
·       Для оценки слуховой памяти(кратковременной и долговременной) детей 7 лет я воспользовался тестом «Запомнислова».
Анализируя протокол, я определилсреднее арифметическое значение и выявил, что показатели продуктивностизапоминания слов «стол», «тетрадь», «собака» равен 95%,  «часы», «брат»- 80%, слово «конь» имеет оченьнизкий показатель –38%.
Анализпротокола.
Частота повторений
Качество воспроизведения
примечание
+
%

%
1 раз
7
70
3
30
С помощью педагога
2 раз
8.1
91
1.9
19
3 раз
9.7
97
0.3
3
4 раз
9.2
92
0.8
8
5 раз
9.5
95
0.5
5
Через 1 час
7.4
74
2.6
26
Без помощи педагога
Анализируя результаты,полученные в таблице, я выявил, что продуктивность кратковременной слуховойпамяти детей 7 лет равна 8 -9 слов, что составляет 80% — 90% воспроизведенногоматериала.
Продуктивностьдолговременной слуховой  памяти равна 7слов, что составляет 75% воспроизведенного материала. Исследования даютвозможность предположить, что в основном  ведущей  системой запоминания данных детей является  – аудиальная.
 
·       Для оценки логической и механическойпамяти детей 7 лет я воспользовался тестом «Запомни пары».
Количествоправильно воспроизведенных слов.
Объем смысловой памяти
Объем механической памяти
Количество слов  первого ряда (а1)
Количество запомнившихся слов
(б1)
Коэффициент смысловой памяти
С1=б1/а1
Количество слов  второго ряда (а2)
Количество запомнившихся слов
(б2)
Коэффициент смысловой памяти
С2=б2/а2
14
12.7
0.9
12
9
0.74
Анализируя количествозапомнишься слов вывел среднее арифметическое значение и сопоставивкоэффициенты смысловой и механической памяти, я выявил, что у данной группыиспытуемых преобладает смысловая память.
         Дляоценки запаса знаний и уровня развития долговременной памяти мною   использовался тест «Словарь».
Из данных полученных  арифметическим методом находим среднеезначение, видно, что дети ответили на 25 вопросов, продемонстрировав хороший результат. 
            Таким образом, по результатам исследования можно сделатьвывод, что  у этой группы испытуемыхбогатый словарный запас, высокий уровень кратковременной и долговременнойпамяти с преобладанием слухового запоминания, что позволяет сделать вывод обаудиальной репрезентативной системе запоминания. Продуктивность опосредованногозапоминания ниже произвольного словесно-логического запоминания, что позволяетсделать вывод о том, что у детей 7 лет младшего школьного возраста произошлокачественное изменение всех мыслительных процессов. Предложенная мной гипотезана данном примере подтверждена.
Библиографический список:
1.   Выготский Л.С. Психология развитияребенка. – М: ЭКСМО. 2003г.
2.   Наливайко Т.Е. Решетник Е.Н.Психолого-педагогический практикум по диагностике развития детей: учебноепособие –Комсомольск-на-Амуре.: Изд-воКомсомольского-на_Амуре гос. пед. ун-та,2004г.
3.  Рогов Е.Н.Психология длястудентов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004г.
4.     Хрестоматия по детской психологии: от младенца доподростка. Учебное пособие/Ред.-сост.к.психол.н.Г.В.Бурменская/- М.: Московскийпсихолого-социальный институт, 2005г.