–PAGE_BREAK–Глава 1 Анализ и управление расходами на производство продукции1.1 Понятие и сущность себестоимости
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство и реализацию продукции. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара,причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.
Себестоимость входит вчисло особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности.Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости.Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования.
В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости: себестоимость— это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции(работ, услуг). Себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.Всебестоимостьвходят затраты, связанные:
— непосредственно с производством (сырье, материалы, покупныеполуфабрикатыи комплектующие, топливо, энергия и т.д.);
— с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
— с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
— с затратами на ремонт основных производственных фондов;
— с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
— с расходами на реализацию продукции.
Заинтересованность предприятий в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обусловливают необходимость снижения издержек производства, систематического анализа и прогнозирования затрат на производство продукции на ближайшую и дальнюю перспективу. В этих условиях для предприятия становится важным не просто фиксирование затрат, а систематическое управление ими.
В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций.Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении.
Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются:отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате),проценты за банковский кредит,затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянин, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.
Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.
На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.
Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.
Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам(статьям):
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратныхотходов);
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных фондов;
— прочие затраты.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.2 Методика анализа себестоимости продукции
Производственные затраты предприятий и объединений в плане, бухгалтерском учете, отчетности и анализе группируются в двух направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Анализ структуры затрат состоит в определении удельных весов отдельных элементов затрат в общей их сумме и оценке динамики абсолютных отклонений структуры в сравнении с прошлым годом и планом.
Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов.
Изучение структуры по элементам позволяет дать характеристику типу производства — как материалоемкому (энергоемкому), трудоемкому, фондоемкому. Анализ происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости или сосредоточения усилий менеджмента в части повышения эффективности управления ключевым фактором производства. Расчет проводится по формулам:
(1.1)
(1.2)
где Зобщ. — общая сумма затрат, З0, З1 – затраты каждого вида в базисном и отчетном годах соответственно, I
ВП– индекс выпуска продукции, который рассчитывается по формуле:
(1.3)
где ВП0, ВП1 – выпуск продукции в базисном и отчетном годах соответственно.
Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).
Группировка затрат по статьям расходов дает видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходиться предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Анализ затрат по калькуляционным статьям себестоимости состоит в определении отклонения фактической суммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на фактический объем и фактическую структуру товарной продукции. В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, а также занимающие наибольший удельный вес в себестоимости товарной продукции.
Особое внимание при анализе полной себестоимости уделяется комплексным статьям. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также расходы на сбыт. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.
Для определения изменения накладных расходов используется формула:
(1.4)
где — изменения накладных расходов за счет экономии в смете; — общая сумма накладных расходов за отчетный период;
— суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов в базовом периоде;
Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса калькуляционных статей в одном рубле выпущенной и реализованной товарной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на соответствующую сумму товарной продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является затраты на рубль товарной продукции, который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.
Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия:
(1.5)
Где q— количество изделий; С – себестоимость единицы продукции;
Ц – оптовая цена единицы продукции;
Схема факторной системы затрат на рубль продукции представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат товарной продукции.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают четыре фактора: изменение структуры выпущенной продукции, изменение уровня затрат на производство отдельных изделий, изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы и изменение цен на товарную продукцию. Изменение структуры выпущенной продукции на общую сумму затрат влияет через изменение средней себестоимости обезличенной единицы продукции в связи с увеличением или уменьшением удельного веса конкретного вида продукции, которые имеют свою, отличную от других, индивидуальную себестоимость.
В методике анализа затрат на рубль товарной продукции определяется:
1. Общее отклонение фактического уровня затрат на рубль товарной продукции от плана по формуле:
(1.6)
где — плановая с/с товарной продукции i-го вида;
– выпущенная товарная продукция i-го вида по фактической с/с, руб.;
— ТП в оптовых ценах предприятия по плану, руб.;
— ТП в оптовых ценах предприятия фактически в ценах, действовавших в отчетном году, руб.
В том числе за счет:
а) Влияния структурных сдвигов в составе продукции по формуле:
(1.7)
где – выпущенная товарная продукция i-го вида по плановой с/с, руб.;
— ТП в оптовых ценах предприятий фактически в ценах, принятых в плане, руб.;
б) Влияния изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции по формуле:
(1.8)
где-фактическая себестоимость единицы изделия, корректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.
в) Влияния изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы по формуле:
(1.9)
г) Влияния изменения оптовых цен на продукцию по формуле:
(1.10)
Анализ себестоимости важнейших видов продукции
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости продукции анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым в целом и по статьям затрат.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
(1.11)
где Ai– сумма постоянных затрат,
Bi– сумма переменных затрат на единицу продукции,
B
П
i– объем производства продукции
Анализ проводят методом цепных подстановок на основе формулы себестоимости единицы продукции:
(1.12)
(1.13)
(1.14)
(1.15)
Определяется общее изменение себестоимости единицы продукции:
ΔCобщ = Сф-Спл, (1.16)
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции:
ΔСВП = Сскор1 –Спл (1.17)
б) суммы постоянных затрат:
ΔСА=Сскор2-Сскор1 (1.18)
в) суммы удельных переменных затрат:
ΔСb
= Сф-Сскор2 (1.19)
Расчеты производятся по каждому виду продукции и заносятся в таблицу. Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.
Анализ себестоимости отдельных изделий проводят в разрезе видов, которые занимают доминирующее положение по объему товарного выпуска и по абсолютному значению затрат на единицу продукции.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2 Анализ себестоимости продукции ООО «Мебельная фабрика «Каскад»» за период 2006-2007 гг.2.1. Характеристика технико-экономических показателей предприятия
Объектом исследования в данной курсовой работы работе является общество с ограниченной ответственностью «Мебельная Фабрика «Каскад», созданное и действующее в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Мебельная Фабрика «Каскад», сокращённое наименование на русском языке: ООО «МФ «Каскад».
ООО «МФ «Каскад» является коммерческой организацией.
Учредителями ООО «МФ «Каскад» являются юридические лица: общество с ограниченной ответственностью «Производственное Объединение «ВОСТОК» (зарегистрировано Администрацией г. Орска 01.03.1995 г. за № 2014, ОГРН 1025601933170, юридический адрес: 462403, Оренбургская область, г. Орск, ул. Металлистов 5А) и общество с ограниченной ответственностью «Промышленно-финансовая компания Восточного Оренбуржья «ВОСТОК»» (зарегистрировано МУ Орская регистрационная палата 21.04.2000 г за № 3134, ОГРН 1025601931508, юридический адрес: 462403, Оренбургская область, г. Орск, пр. Мира, 6).
Основной целью ООО «МФ «Каскад» является извлечение прибыли в результате осуществления предпринимательской деятельности. Целями деятельности ООО «МФ «Каскад» являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также содействие наиболее полному удовлетворению потребностей населения в промышленных товарах и товарах народного потребления.
ООО «Мебельная Фабрика «Каскад» выпускает широкий ассортимент мебельной продукции, содержащий более 40 наименований
Создание ООО «Мебельная Фабрика «Каскад» стало одной из мер, позволяющих обеспечить местный рынок «своей» мебельной продукцией, которая могла бы конкурировать с привозными экземплярами. Работающие на предприятии дизайнеры создали ряд изделий, соответствующих запросам рынка и имеющих большие возможности для успешной реализации на рынке. При этом следует отметить, что эта продукция вполне может конкурировать с привозной не только по качеству, но и по цене.
ООО «Мебельная фабрика «Каскад» является молодым, поэтому увеличение объема выпуска продукции для него является обоснованным. Проанализируем основные технико-экономические показатели работы ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг., представленные в таблице 2.1.
По данным таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы:
1) Объем товарной продукции в 2007г. по плану увеличился по сравнению с 2006г. на 4044 тыс. руб. (11176-7132) или 56,7% (156,7-100);
Фактический объем товарной продукции в 2007г. увеличился по сравнению с 2006г. на 4117 тыс. руб. (11249-7132) или 57,7% (157,7-100);
2) Плановая себестоимость товарной продукции в 2007г. возросла по сравнению с 2006г. на 2742 тыс. руб. (8236-5494) или 49,9% (149,9-100);
Фактическая себестоимость товарной продукции в 2007г. возросла по сравнению с 2006г. на 3172 тыс. руб. (8666-5494) или 57,7% (157,7-100);
В качестве основных причин изменения себестоимости товарной продукции следует отметить изменение физического объема выпуска продукции и изменение численности работающих, что повлекло за собой рост фонда оплаты труда.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «МФ «Каскад» за 2006-2007гг.
№ п/п
Показатели
2006г
2007г.
Темп роста, %
план
факт
2007г.факт/
2006г
2007г.факт/
2007 г.план
1
2
3
4
5
7
7
1
Объем товарной продукции, тыс.руб.
7132
11176
11249
157,7
100,7
2
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
5494
8236
8666
157,7
105,2
3
Затраты на рубль товарной продукции, руб.
0,77033
0,73694
0,77038
100,0
104,5
4
Прибыль от товарной продукции, тыс.руб.
1637
2940
2583
157,7
87,9
5
Численность работающих, чел.
30
45
44
146,7
97,8
6
Среднемесячная заработная плата, руб.
5760
5953
6120
106,3
102,8
7
Производительность труда, руб./чел.
238
248
256
107,5
103,2
8
Рентабельность производственной деятельности. %
0,30
0,36
0,30
100,0
83,3
9
Рентабельность продаж, %
0,23
0,26
0,23
100,0
88,5
10
Стоимость имущества, тыс. руб.
17131
19646
19646
114,7
100
11
Фондоотдача, руб./руб.
0,416
0,569
0,573
137,5
100,7
Анализируя динамику изменения выпуска товарной продукции и себестоимости произведенной продукции, видим, что в 2007г. по факту темп роста объема себестоимости товарной продукции увеличился, а темп роста объема производства продукции снизился. Это сразу отражается на затратах на рубль товарной продукции. Из таблицы 2.1 мы видим, что в 2007г. по сравнению с 2006г. планировалось снизить затраты на рубль товарной продукции с 0,7704 руб. до 0,7369 руб. Однако фактически затраты на рубль товарной продукции остались на прежнем уровне.
3) В 2007г. списочная численность работников ООО «Мебельная фабрика «Каскад» составила 44 человека. В том числе по категориям: управленческий персонал–3 чел., специалисты–3 чел., обслуживающий персонал-1 чел., производственные рабочие – 37 чел.
Данные таблицы 2.1 демонстрируют рост производительности труда на предприятии, что свидетельствует об эффективном использовании персонала предприятия;
4) Запланированная прибыль от реализации товарной продукции в 2007г. по сравнению с 2006г. возросла на 1303 тыс. руб. (2940-1637) или 79,6 % (179,6-100);
Фактическая прибыль от реализации товарной продукции в 2007г. по сравнению с 2006г. возросла на 946 тыс. руб. (2583-1637 или 57,7% (157,7 -100);
5) Стоимость имущества (основных фондов) предприятия в 2006г. составляла 17131 тыс. руб., в 02.07.2007г. предприятие ввело в эксплуатацию дополнительное оборудование стоимостью 2515 тыс. руб. (19646-17131);
6) В 2007г. рентабельность производственной деятельности (рентабельность продукции) по сравнению с 2006г. осталась на прежнем уровне и составила 0,3, хотя планировалось данный показатель увеличить до 0,36.
7) Рентабельность продаж по факту в 2007г. осталась на прежнем уровне 0,23 в место запланированных 0,26.
Несмотря на существенное изменение стоимости имущества на предприятии наблюдается рост показателя фондоотдачи в 2006г. с 0,416 руб./руб. до 0,573 руб./руб. в 2007г.
Основной целью любого предприятия является получение прибыли, являющейся основным финансовым результатом деятельности предприятия, рост прибыли может быть достигнут за счёт увеличения объёма реализации продукции, повышения цен на реализуемую продукцию и снижения издержек производства и реализации продукции.
Для анализируемого предприятия наиболее актуальным направлением увеличения прибыли является снижение издержек производства, поэтому необходимо подробно рассмотреть процесс формирования себестоимости продукции ООО «Мебельная Фабрика «Каскад» и провести её анализ.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Анализ структуры затрат и динамика себестоимости товарной продукции
Систематическийанализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками с целью их минимизации, выявленияосновныхрезервовпо их снижению и разработкиконкретныхмероприятийпо их реализации на предприятии. Накаждом предприятииструктура затратдолжна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе.
За 2006-2007гг. структура затрат в целом по производству изменилась, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.2.
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции в 2007г. увеличилась на 3172 тыс. руб. по сравнению с 2006г., при этом следует отметить, что рост затрат наблюдается по всем статьям.
Доля материальных ресурсов увеличилась на 3,76% и составляет в 2007г. по сравнению с 2006г. 46,0%. Рост материальных затрат произошел из-за роста объема товарной продукции. Влияние материальных затрат по производству занимает ключевое место, и это означает, что ООО «Мебельная фабрика «Каскад» является материалоемким предприятием и важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.
Таблица 2.2.
Динамика затрат на производство и реализацию продукции
ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг.
Элементы затрат
2006г.
2007г.
Отклонение
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Материальные затраты
2320
42,24
3987
46,00
1667
3,76
Заработная плата
1111
20,22
1790
20,66
679
0,46
ЕСН, 28,5%
317
5,76
510
5,89
193
0,23
Амортизация
65
1,18
147
1,70
82
0,52
Прочие расходы
1681
30,60
2232
25,76
551
-4,93
Полная себестоимость
5494
100
8666
100
3172
В том числе:
Переменные расходы
4233
77,12
6869
79,26
2636
2,15
Постоянные расходы
1256
22,88
1797
20,74
541
-2,15
По той же причине произошел рост заработной платы в структуре: в 2006г. она составляла 20,22%, а в 2007г. 20,66%. Так как отчисления на социальные мероприятия на прямую зависят от заработной платы, то с ее увеличением растут и отчисления. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой и составляет 5,76% в 2006г. и 5,89% в 2007г.
Доля амортизационных отчислений возросла, так как в июле 2007г. было закуплено и введено в эксплуатацию новое оборудование — обрабатывающий центр TECHZ25.
По прочим расходам сумма в 2007г. возросла на 551 тыс. руб. по отношению к 2006 году и составила 2232 тыс. руб. Это произошло из-за роста цен на электроэнергию, поднятие арендной платы и увеличение услуг по обслуживанию электронной техники.
Из-за изменений объема производства изменяются как переменные, так и постоянные затраты. В виду того, что объем производства на фабрике увеличился, то и удельный вес переменных затрат возрос, а постоянных уменьшился.
Для того, чтобы выявить причины изменения общих затрат, необходимо рассмотреть влияние изменения структуры затрат на изменение общих затрат. Расчет произведем по формулам (1.1)-(1.3) и данные сведем в таблицу 2.3
Таблица 2.3
Влияние изменения структуры затрат на изменение общей суммы затрат,
в ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг., тыс. руб.
Увеличение общих затрат было вызвано увеличением затрат по всем элементам. Если бы объем производства остался на уровне 2006 года, то затраты снизились бы на 9 тыс. рублей, но рост объема производства увеличил данный показатель до 3159 тыс. рублей.
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям. Учет по этим статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единиц продукции. При этом определяются такие показатели как заводская и полная себестоимость.
В таблице 2.4 представлена себестоимость товарной продукции фабрики в разрезе калькуляционных статей
Таблица 2.4
Затраты на производство и реализацию продукции
ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг., тыс. руб.
Продолжение таблицы 2.4
Проанализируем представленную себестоимость:
Первые три статьи составляют материальные затраты. Как видно, по этим статьям наблюдается перерасход, что особенно четко выражено в статье «Сырье и материалы». По ней перерасход ресурсов составил 1333 тыс. руб. (71,8%), что вызвало прирост удельного веса данной статьи на 2,98%. Это же произошло и по двум другим статьям: «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» перерасход составил 217 тыс. руб., увеличив удельный вес на 0,48%, «Топливо и энергия на технологические цели» превысили базовый показатель на 117 тыс. руб., а удельный вес в структуре себестоимости составил 3,22% — это на 0,26% выше, чем в 2006г. Именно эти три статьи занимают наибольший удельный вес в структуре полной себестоимости. Это еще раз подтверждает то, сто производство фабрики является материалоемким.
Статьи 5-7 позволяют определить затраты на основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные мероприятия в соответствующие фонды. Что касается анализируемого предприятия, в отчетном 2007 году совокупный удельный вес этих статей в полной себестоимости составил 26,55%, что на 0,54% выше, чем в 2006 году. Особое внимание при анализе полной себестоимости уделяется комплексным статьям. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.
Общецеховые (общепроизводственные) и общезаводские (общехозяйственные) расходы занимают немалый удельный вес в себестоимости продукции. В таблице 2.5 приведены результаты постатейного анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По общецеховым расходам наблюдается перерасход в сумме 299 тыс. руб. Как видно из таблицы 2.5 рост наблюдается по четырем статьям расхода, но наибольшего внимания заслуживает статья «Содержание прочего цехового персонала».
В связи с ростом объемов производства возникла необходимость увеличить штат, приняв на работу технолога и экономиста. Увеличение расходов на содержание прочего цехового персонала составляет 231 тыс.руб., что связано не только с увеличением штата персонала с двух человек в 2006г. до четырех человек в 2007г., но и с повышением заработной платы.
Из-за того, что в 2007г. была поднята арендная плата и увеличены расценки на услуги по обслуживанию компьютерной техники по общехозяйственным расходам перерасход получился в сумме 68 тыс. руб. по статье «Прочие общехозяйственные расходы».
Таблица 2.5
Динамика общепроизводственных и общехозяйственных расходов на ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг.
Накладные расходы подразделяются на постоянные и переменные, поэтому изменение объемов производства влияет на их величину. Две пятых части от всех общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют переменные затраты, величина которых увеличилась на 97 тыс.руб. в связи с увеличением объема производства (см. Таблицу 2.6).
Таблица 2.6
Динамика постоянных и переменных общепроизводственных и общехозяйственных расходов на ООО «Мебельная фабрика «Каскад» за 2006-2007гг., тыс.руб.
Рассчитаем, как изменились накладные расходы за счет изменений по смете:
И изменение накладных расходов за счет изменения объема производства:
Таким образом, накладные расходы увеличились на 393 тыс. руб. за счет увеличения выпуска продукции.
Производственная себестоимость в отчетном году составила 90,09%, что говорит о незначительном размере коммерческих расходов (859 тыс.руб.).
Рост полной себестоимости на 57,7% произошел за счет повышения затрат статей, которые имеют наиболее удельный вес в составе себестоимости продукции.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости проанализируем отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравним фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и по статьям затрат.
Как уже отмечалось полная номенклатура продукции ООО «Мебельная фабрика «Каскад» включает более 40 позиций, проведение анализа продукции при этом становится трудоемким.
Поэтому на основании сведений, представленных в Приложении 1, выберем номенклатурные группы, которые занимают наибольший удельный вес. Это номенклатурная группа: шкафы, столы, кровати. Соответственно в каждой номенклатурной группе выберем отдельные виды продукции, которые в свою очередь занимают значимую часть в своей группе и проведем анализ себестоимости каждого вида. В номенклатурной группе шкафы это будет изделие шкаф Р-41С;
По исходным данным, представленным в таблице 2.7 произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости выбранных изделий методом цепной подстановки.
Таблица 2.7
Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия шкаф Р-41С
Подставив данные в формулы (1.11) — (1.14) получим:
Общее изменение себестоимости единицы продукции рассчитывается по формуле (1.15), а отклонения по формулам (1.16)-(1.18):
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции:
б) суммы постоянных затрат:
в) суммы удельных переменных затрат:
По данному виду продукции можно увидеть, что изменение объема производства продукции способствовало снижению себестоимости на 840 рублей. Данные по анализируемым изделиям занесены в таблицы 2.8
Таблица 2.8
Динамика себестоимости изделия шкаф Р-41С за 2006-2007гг., тыс. руб.
Статья затрат
Затраты на единицу продукции, тыс.руб.
Структура, %
2006г.
2007г.
Отклонение
2006г.
2007г.
Отклонение
1
2
3
4
5
6
7
Сырье и материалы
1,28
1,47
0,18
33,89
37,92
4,03
Покупные п/фабрикаты и комплектующие
0,21
0,24
0,03
5,51
6,16
0,66
Топливо и энергия на технологические цели
0,11
0,13
0,02
2,96
3,32
0,35
ИТОГО затрат материальных
1,61
1,84
0,23
42,36
47,40
5,04
З/плата основных рабочих
0,76
0,77
0,01
20,2
20,0
-0,0,2
ЕСН основных рабочих
0,22
0,22
0,00
5,76
5,70
-0,06
ИТОГО з/плата с начислениями
0,98
1,00
0,01
25,96
25,71
-0,26
Цеховые расходы
0,47
0,42
-0,05
12,39
10,95
-1,44
Общехозяйственные расходы
0,33
0,23
-0,09
8,58
6,04
-2,54
Производственная себестоимость
3,38
3,49
0,11
89,29
90,09
0,80
Коммерческие расходы
0,41
0,38
-0,02
10,71
9,91
-0,80
Полная себестоимость
3,79
3,87
0,08
100
100
0,00
В том числе:
Переменные затраты
2,59
2,83
0,24
68,32
73,11
4,79
За счет переменных издержек себестоимость единицы изделия шкаф Р-41С увеличилась на 240 руб., а за счет постоянных – на 680 рублей.
Следующим этапом анализа себестоимости отдельных видов продукции является составление калькуляционных статей на единицу продукции по каждому виду.
Проанализировав вышеизложенные таблицы можно заметить, что по всем перечисленным изделиям произошло снижение по статьям: «Цеховые (общепроизводственные) затраты», «Общехозяйственные затраты» и «Коммерческие затраты». Однако значительный перерасход по статье «Материальные затраты», которые перекрыли снижение накладных расходов, тем самым увеличив себестоимость товарной продукции. Поэтому ООО «Мебельная фабрика «Каскад» необходимо уделить особое внимание материальным затратам.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3 Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции на ООО «Мебельная фабрика «Каскад»3.1 Направления снижения себестоимости продукции
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) — условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий по снижению себестоимости продукции
В качестве основного предложения по снижению себестоимости выпускаемой продукции предлагаю мероприятие, направленное на оптимизацию раскроя, которое повлечет за собой снижение отходов материалов.
Экономное расходование материалов на производство товарной продукции – приоритетная задача любого предприятия.
В мебельном производстве применяется большое количество материалов, которые подвергаются разрезке на штучные заготовки. Так в мебельной промышленности предприятия получают от поставщиков ЛДСП, ДВП и другие подобные материалы в виде крупногабаритных листов. В производство все эти материалы передаются заготовками необходимой длины или площади. Таким же образом раскраиваются фанера, бумага, картон, ткани и другие материалы.
На промышленных предприятиях используют различные методы борьбы с потерями из-за отходов. Например, исходный материал заказывается кратных размеров, что позволяет использовать его без отходов, или отходы из-за некратности используются для изготовления малогабаритных заготовок (например, блокноты, игрушки, материал для детского творчества и т.п.).
Первый метод борьбы с отходами не может получить большого распространения, так как он доступен крупным предприятиям с большим потреблением материалов одного и того же профиля и размера. Причём при использовании данного метода потери устраняются только для предприятий-потребителей, а на предприятиях-поставщиках — увеличиваются. В связи с этим поставки таких материалов ограничены и их стоимость значительно выше. Второй метод снижения отходов при раскрое имеет большое распространение. Однако и его нельзя считать совершенным.
Наиболее рациональным считается метод проведения совместных раскроев. Совместный раскрой означает разрезку единицы материала на комплект разных деталей. Впервые методику совместного раскроя предложил и обосновал Л. В. Канторович в 1939г.
Идея совместного раскроя заключается в следующем. Известны размеры заготовок, которые необходимо получить, и размер исходного материала. На основании этого разрабатываются варианты раскроя единицы исходного материала с различным составом заготовок и различной величиной отходов.
Поскольку варианты раскроя разрабатываются для единицы исходного материала, в них не учитывается требуемое количество заготовок. Поэтому на основании этих вариантов строится модель линейного программирования, где в качестве переменных берётся количество исходного материала, раскраиваемого по каждому варианту. С помощью данной модели можно определить, какое количество исходного материала и по каким вариантам нужно раскраивать, чтобы получить требуемое количество заготовок с минимальными отходами. Этот набор вариантов будет оптимальным.
По оценке экспертов использование метода совместного раскроя позволяет снизить величину отходов на 10-20%.
На сегодняшний день для оптимизации раскроя используют компьютерные технологии – программы позволяют рассчитать наиболее оптимальное расположение деталей на листе с минимальным количеством отходов. Ранее фабрика закупила обрабатывающий центр TECHZ25, на котором работал рабочий без специальной подготовки, поэтому все возможности данного оборудования полностью не использовались. В связи с увеличением объемов производства был принят высококвалифицированный специалист – технолог, который знаком со спецификой работы обрабатывающих центров, а также с новейшими компьютерными технологиями.
В настоящее время в мелкосерийном производстве для учета отходов, нормы расхода материалов корректируют повышающим коэффициентом. На мебельной фабрике этот показатель принят равным 1,2 (коэффициент пересчета в Приложении 2).
Для расчёта экономической эффективности применения этого метода рассмотрим его воздействие на изменение норм расхода материалов по товарной продукции, имеющей наибольший удельный вес:шкаф Р-41С (Приложение 2).
Как уже было отмечено, использование метода совместного раскроя позволит сократить величину отходов на 15% (возьмем среднее значение из оценочного показателя экспертов). Таким образом, коэффициент пересчета по ламинированной древесностружечной плите толщиной 16мм, 22мм и древесноволокнистой плите толщиной 3,2мм составит 1,05 (1,2-0,15).
Тогда норма расхода с учетом коэффициента пересчета будет иметь следующие значения:
Шкаф Р-41С:
ЛДСП 16мм, 2750х1830 – 1,906х1,05 = 2,00м2;
ЛДСП 22мм, 2750х1830 — 0,336х1,05 = 0,353 м2:
ДВП декор 3,2мм, 2745х1700 – 1,009х1,05 = 1,059м2:
Зная цену за единицу материала определим затраты на них:
Шкаф Р-41С:
ЛДСП 16мм, 2750х1830 – 2,00х156,95=0,314 тыс. руб.;
ЛДСП 22мм, 2750х1830 — 0,353х173,51= 0,061тыс. руб.;
ДВП декор 3,2мм, 2745х1700 –1,059х=0,044 тыс.руб.;
Сравнивая полученные значения с данными приложения 2, получим снижение:
Шкаф Р-41С:
ЛДСП 16мм, 2750х1830 – 0,367 — 0,314 =0,053тыс. руб.;
ЛДСП 22мм, 2750х1830 – 0,067 — 0,061 =0,006тыс. руб.;
ДВП декор 3,2мм, 2745х1700 –0,049 — 0,044 =0,005 тыс.руб.;
Общее снижение расходов по статье «Материальные затраты» будет составлять 0,064 тыс.руб. (0,053+0,006+0,005).
Калькуляции себестоимости изделия с учетом предложенных изменений представлена в таблице 3.6
Таким образом рентабельность изделия Шкаф Р-41С при сохранении уровня цены повысится с 14,99% до 17,1% (0,624 ∙ 100%: 3,65).
Так как изделие Шкаф Р-41С в номенклатурной группе шкафы занимает удельный вес равный 20,27%, то можно рассчитать экономию материальных затрат по номенклатурной группе:
По выпуску изделия Шкаф Р-41С за год экономия материальных затрат составит 12,8 тыс.руб.;
В номенклатурной группе за год экономия материальных затрат составит 63,148 тыс. руб. (12,8 ∙ 100% :20,27%) (см. приложение1).
Таблица 3.6
Калькуляция себестоимости изготовления изделия «Шкаф Р-41С»
Поскольку группа Шкафы занимает удельный вес в общей номенклатуре фабрике 42,99%. То можно рассчитать экономию материальных затрат по всей фабрике, она составит 164,89 тыс.руб. (63,148 ∙ 100% :42,99%).
Составим калькуляцию затрат по фабрике с учетом предложенных изменений и данные занесем в таблицу 3.7
Таким образом рентабельность продукции фабрики при сохранении уровня цены повысится с 15% до 17,23%.
Помимо предложенного также необходимо предусмотреть ряд мероприятий:
Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда.
Таблица 3.7
Затраты на производство и реализацию всей продукции ООО «Мебельная фабрика «Каскад», тыс.руб.за 2007-2008гг., тыс. руб.
Стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на фабрике. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально-психологического климата.
Организовать полноценную службу маркетинга на фабрике, которая должна заниматься поиском новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.
продолжение
–PAGE_BREAK–