Анализ системы кредитования в РФ

–PAGE_BREAK–Отмечают, что вновь учрежденный Государственный банк ещё не был центральным банком в полном смысле этого слова,т.к. законодательство сводило практически на нет его эмиссионные функции. До 1860 г. регулярное денежное обращение и осуществление эмиссионных операций было возложено на Экспедицию государственных билетов. В 1860 г. она была передана в ведение Государственного банка, но в соответствии с уставом он лишь производил обмен кредитных билетов – ветхие на новые, крупные на мелкие и размен на звонкую монету, равно как прием монеты и слитков с выдачей за них кредитных билетов. Таким образом, эмиссия продолжала находиться в руках государства, Государственный банк же выступал в качестве комиссионера казны. Главным источником средств до середины 80-х годов XIX века являлись оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, позже – средства государственного казначейства. Этим он отличался от центральных банков других стран,которые прекратили прием платных вкладов и сосредоточили у себя лишь денежные резервы других банков, развивая свои операции в основном за счет банкнот и собственных средств. Первый период деятельности Государственного банка (до 90-х годов) характеризуется большой централизацией его управления. Одна из главных специфических особенностей Госбанка России состояла в том, что министр финансов являлся ”непосредственным главным начальником” банка с широкими распорядительными правами и возможностью направлять всю деятельность банка. Это также было существенным отклонением от статуса основной деятельности центральных банков стран Западной Европы,где до наступления общего кризиса они были организационно отделены от министерства финансов, действуя как частные акционерные общества, подчиненные в той или иной степени государственному контролю. Однако еще одной отличительной особенностью Государственного банка было широкое развитие неуставных ссуд, т.е. операций, производимых по специальной докладной министра финансов и с разрешения Государя и которые по своему назначению, размерам и срокам не были предусмотрены уставом или ему противоречили. Эти ссуды имели ярко выраженный характер некоммерческого финансирования, направленного на поддержку крупного капитала, в особенности крупнейших предприятий.
Вразрез с уставом шло не только предоставление банкам долгосрочного кредита, но и прием в залог недвижимого имущества заемщика по векселям [4, стр. 114].

         Постепенно Госбанк все более и более становился центральным банком в полном смысле этого слова. В связи с денежной реформой 1895-1897 гг. (реформа Витте), он, наконец, становится эмиссионным.

Специфической особенностью операций Госбанка с ценными бумагами являлась возложенная на него обязанность распространения государственных займов. В отличии от центральных банков развитых капиталистических государств, где ссуды под государственные облигации и даже покупка их не носили характера прямой поддержки государственного кредита, являлись временным помещением средств центрального банка в легко реализуемые активы, все операции Госбанка России (за исключением вексельных кредитов торгово-промышленной клиентуре) служили в той или иной степени также целям общеэкономической политики правительства с ее методами многостороннего государственного вмешательства.
         Однако Государственному банку так и не удалось полностью освободиться от чуждых ему операций. Прежде всего, его кредитная политика продолжала находиться в противоречии с выполнением функций центрального эмиссионного института. К тому же правительство делало все возможное для того, чтобы сохранить Госбанк в полном своем распоряжении и оградить его деятельность даже от вмешательства Государственной Думы вплоть до октября 1917 г.
Определяющую роль в его деятельности играли государственный капитал и правительственная политика. Царские власти рассматривали Государственный банк не как институт рыночного хозяйства, а как орудие осуществления своей хозяйственной политики, и для банка повеление царя было высшим, обязательным к исполнению законом.  Отмеченная традиция не только сохранялась, но и получила еще больше развитие в советское время, когда банки ничего не решали и ничем не рисковали          [4, стр. 115].

Историю Государственного банка России, начиная с 1917 г. можно проследить по следующим основным датам:

1918 г.
Государственный банк переименован в Народный банк РСФСР.

1920 г.
Народный банк РСФСР ликвидирован.

1921 г.
Вновь образован Государственный банк РСФСР.

1923 г.
Государственный банк РСФСР реорганизован в Госбанк СССР.

1922-1924 гг
. Госбанк СССР становится эмиссионным центром.

1927 г.
На Госбанк возложены руководство банковской (кредитной) системой        и контроль за деятельностью соответственных учреждений.

1928 г.
Госбанк становится монополистом в краткосрочном кредитовании.

1930-1932 гг
. Госбанку придан статус единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций.

1990 г.
Создан Центральный банк РСФСР (параллельно с Госбанком СССР)

1991 г.
Государственный банк СССР упразднен, его функции переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). 

1991 г. – 2002 г.
Действует Центральный банк Российской Федерации (Банк России) [4, стр. 115].

Структура ЦБ РФ и принципы организации его деятельности.

Центральный банк России является главным банком государства. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он сам осуществляет свои расходы за счет собственных доходов [5, стр. 13].

ЦБРФ действует на основе Федерального закона ”О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР (Банке России)”, принятом и вступившем в силу 26 апреля 1995 г.  ЦБР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, национальные банки республик как территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры.

Принципы организации деятельности ЦБРФ определяются Конституцией РФ и настоящим федеральным законом. Уставный капитал в размере 3 млн. деноминированных рублей является федеральной собственностью. В пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, ЦБР независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ.

         Укрупненная организационная структура подразделений Банка России имеет следующий схематический вид (см. Приложение 1).

         Высшим органом ЦБР является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБР и осуществляющий руководство и управление банком. В Совет директоров входят: председатель и 12 членов Совета директоров. Госдума утверждает также членов Совета директоров на 4 года по представлению председателя ЦБР, согласованному с президентом РФ. Госдума обязывает председателя дважды в год выступать с докладом один раз при представлении годового отчета и второй раз при представлении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

         Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях правительства РФ. Со своей стороны правительство делегирует министра финансов и министра экономики или по их поручению одного из заместителей на заседание Совета директоров ЦБР с правом совещательного голоса.

         В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ, при Банке России создан Национальный банковский совет (НБС), состоящий из представителей палат федерального собрания РФ, президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем НБС является председатель Банка России. В состав НБС входят по два представителя от палат Федерального собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики. Остальные члены национального банковского совета назначаются Госдумой по представлению председателя Банка России. Численность НБС не превышает 15 человек. Этот орган рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, а также проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключение, участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в РФ. ЦБР  не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам ЦБР. Этим лишний раз подчеркивается его независимость от Правительства РФ.

         Банк России не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБРФ вправе не предоставлять кредиты и на финансирование  дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральный банк и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России. Что касается прибыли ЦБР, то после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды оставшаяся часть перечисляется в фонд федерального бюджета (это Положение нарушалось и в 1996, и в 1997 гг., когда правительство требовало от ЦБ перечислять прибыль отчетного года в федеральный бюджет в размере 50% до утверждения годового отчета Банка России Советом директоров).

         ЦБР обязан не позднее 15 мая текущего года предоставить Госдуме годовой отчет за прошедший год. До 1 июля Дума рассматривает годовой отчет, не позднее 15 июля он должен быть опубликован. Кроме того, ЦБР обязан предоставлять в конце года проект ”Основных направлений единой денежно-кредитной политики на следующий год”. По этому проводятся слушания в Госдуме; также Центральный банк совместно с правительством  регулярно делает заявления ”Об экономической политике на год и среднесрочной стратегии” [19, стр. 181].

Цели и функции ЦБ РФ.

В законе ”О Банке России” основные цели его деятельности сформулированы следующим образом:

Ø     защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам (главная цель Центрального банка РФ).

Ø     развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

Ø     обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

          Роль ЦБР в экономике вытекает из его функций. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

Ø     во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля [22];

Ø     монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, иными словами Центральный банк – это эмиссионный центр страны;

Ø     выступает в качестве ”банка банков”, так как является кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Ø     осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и содействует Минфину в борьбе с дефицитом бюджета;

Ø     устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Ø     представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международно-финансовых организациях;

     является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и выполняет эту функции в соответствии с Законом РФ ”О валютном регулировании и валютном контроле” и другими федеральными законами;

     выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также аккредитует правительства кредитных организаций иностранных государств на территории России.

(Иными словами, ЦБРФ осуществляет функцию международных экономических связей)

Ø     проводит денежно-кредитную политику по регулированию экономического развития, воздействия на ликвидность банков путем использования большого числа инструментов, таких как:

·        учетная ставка или проценты по рефинансированию;

·        операции на открытом рынке с долговыми обязательствами государства;

·        нормы обязательных резервов коммерческих банков, которые они обязаны держать в ЦБР, и резервов, которые они должны создавать у себя;

·        границы денежной массы;

·        валютные интервенции для поддержания курса своей валюты в пределах ”коридора”, определяемого ЦБР;

·        платежно — рассчетная система;

          С помощью перечисленных инструментов Центральный банк осуществляет указанные выше функции и тем самым проводит денежно-кредитный курс, благодаря которому выявляется его роль в экономике страны [19, стр. 182-184].

    продолжение
–PAGE_BREAK–Роль ЦБ РФ в российской экономике отражается в балансе активных и пассивных операций. На ЦБ приходится 1/3 совокупных активов всей кредитной системы России. Такое положение не занимает ни один центральный банк западных стран.
            К активам ЦБ РФ относятся: золото, иностранная валюта, наличные деньги в кассах, кредиты Министерству Финансов, Ценные бумаги, кредиты банка, межгосударственные расчеты и др. активы.

ЦБ РФ играет огромную роль в государственных финансах, его активы направляются на удовлетворение нужд госбюджета, на прямые кредиты Минфину, на приобретение государственных ценных бумаг, на пополнение золотовалютного резерва.

            Резервные активы ЦБ и Минфина включают в себя монетарное золото, специальные права заимствования, резервную позицию в МВФ и прочие ликвидные валютные активы. В состав последних входят остатки на текущих счетах, краткосрочные депозиты в банках-нерезидентах и банка-резидентах, ценные бумаги иностранных правительств и другие ликвидные активы. Монетарное золото оценивается исходя из 300 долларов США за тройскую унцию. Валютные активы состоят из многих валют, но в основном из долларов. Другие валюты пересчитываются в доллары США на основе курсов иностранных валют к доллару США, рассчитанных на базе официальных курсов рубля к иностранным валютам, устанавливаемых ЦБ и действующих по состоянию на отчетную дату. Валютные резервы, находящиеся на счетах в иностранных банках, приносят доход в размере от 5 до 7% годовых. В валютных резервах соотношение доли между золотом и валютами меняется, но в среднем около 1:3. При этом колебания идут со стороны валютных резервов, так как золото сохраняется примерно на одном уровне.

         Что касается пассивных операций ЦБ РФ (уставный капитал, резервы и фонды, НДМ – банкноты, валютные счета, средства коммерческих банков, средства бюджетов, средства в расчетах и прочие пассивы), то здесь можно выделить некоторые особенности.

В пассивах ЦБ преобладает эмиссия банкнот и монет. На эту статью приходится около 2/5 всего пассива банка. Она занимает ведущее место также в центральных банках других стран. Данная статья отражает роль ЦБ РФ как эмиссионного центра страны, на что он имеет монопольное право, закрепленное в законе.

 В отличие от активных операций удельный вес коммерческих банков в пассивах ЦБ значительно выше. Это связано, во-первых, с тем, что КБ обязаны держать в Центробанке обязательные резервы. Во-вторых, КБ имеют в ЦБ корреспондентские счета и депозитные срочные вклады. Лишь по последним ЦБ РФ выплачивает проценты коммерческим банкам.

Значительно отличаются от активных пассивные операции ЦБР и в отношениях с федеральным бюджетом. Если в активах ЦБ это основная статья, то в пассивах на средства государственных бюджетов приходится менее 10% всех пассивов [19, стр. 194-196].
1.3. Коммерческие банки. Место и роль КБ в кредитной системе экономики.

Закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г., внесший изменения и дополнения к закону ”О банках и банковской деятельности в РСФСР” от 2 декабря 1990 г. лежит в основе современной деятельности коммерческих банков. Изменения и дополнения не были столь существенными, но они констатировали функционирование кредитной системы уже в Российской Федерации, а не в СССР.

         Закон о банках России закрепил то, что уже произошло в стране с 1987 г., и учел опыт законодательств западных стран. В нем сформулированы основные положения для функционирования КБ. Так, банки обязаны работать на условиях возвратности, платности и срочности привлекаемых средств и предоставляемых услуг. Они могут создавать союзы и ассоциации, объединения и холдинги. Коммерческим банкам разрешено осуществлять активные, пассивные и комиссионные операции, а также проводить расчеты по поручению клиентов и банков корреспондентов (подробнее операции коммерческих банков будут рассмотрены в следующем параграфе).

         Закон декларирует независимость КБ от органов исполнительной и представительной власти и местного самоуправления. Вместе с тем предусматривается регистрация в Центробанке уставных фондов, выдача лицензий на банковскую деятельность, а также их отзыв. Банку России предоставлено право направлять банкам предписания об устранении обнаруженных у них недостатков, налагать штрафы, требовать аудиторской проверки и смены руководства, назначать временную администрацию по управлению банком, запрещать на время выполнение определенных операций. Решение ЦБР коммерческие банки могут обжаловать.

Коммерческие банки обязаны публиковать регулярно свои балансы и счета о прибылях и убытках, образовывать резервные фонды, которые формируются из прибыли до налогообложения. К их числу относятся минимальные резервы по депозитам, которые КБ должны депонировать на счетах ЦБР. Кроме того, ЦБ определяет нормы резервов на покрытие возможных убытков от рискованных операций. Коммерческим банкам разрешены филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами и действуют на основе законодательства соответствующих территорий от имени создавшего их КБ.

По закону КБ обязан соблюдать тайну по операциям, счетам вкладов своих клиентов и корреспондентов. Справки они могут давать, кроме своих клиентов, только судам, арбитражным судам, органам налоговой службы, налоговой полиции, аудиторам и, при согласии прокурора, следственным органам.

         КБ на договорных началах могут размещать средства друг друга в форме кредитов (МБК), привлекать вклады физических и юридических лиц, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета. Расчетные операции КБ проводят по правилам, установленным Банком России, а также в формах, принятых в международной банковской практике. Антимонопольные правила в сфере банковской деятельности контролируются также банком России и Госкомитетом по антимонопольной политике.

В случае не возврата кредита КБ имеют право обращаться в арбитражный суд. Однако на практике для этих целей они намного чаще обращаются к помощи особых структур (”крыша”). Клиенты КБ по закону свободны в выборе банков и могут иметь счета в нескольких банках.

Участие иностранных банков ограничено 12% совокупного капитала коммерческих банков России.  В настоящее время на инобанки приходится 8% совокупного капитала.

Место и роль КБ в кредитной системе и экономике существенно отличается от функций ЦБР. Если ЦБ имеет дело с правительством и коммерческими банками, то последние, кроме того, и главным образом непосредственно связаны с хозяйственными субъектами [19, стр. 198].

Операции и услуги коммерческих банков.

         Вся совокупность банковских операций в первом приближении делится на две крупные группы – пассивные и активные операции.

Пассивные операции: операции по накоплению собственного капитала и привлечению средств.

Активные операции: операции по размещению собственных и привлеченных средств с целью получения дохода.

         В то же время ряд операций затруднительно отнести либо к пассивным, либо к активным. В этом случае их называют активно-пассивными операциями. К ним относят посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссионно-рассчетные и торгово-комиссионные), бухгалтерские и консультативные услуги клиентам и прочие.

         Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:

Ø     вкладные и депозитные, включая получение межбанковских кредитов;

Ø                 эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка);

          Все активные операции банка, связанные с тем же критерием делятся на:

Ø     ссудные (учетно-ссудные);

Ø     расчетные;

Ø     кассовые;

Ø     инвестиционные и фондовые;

Ø     комиссионные;                     

Ø     гарантийные;                        

Ссудные операции – операции по предоставлению средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, — это учетные (учетно-ссудные) операции.

         Виды ссудных операций (ссуд) разнообразны. Они делятся на разные группы по следующим критериям:

v    тип заемщика;

v    способ обеспечения;

v    сроки кредитования;

v    характер кругооборота средств;

v    назначение (объекты кредитования);

v    вид открываемого счета;

v    порядок выдачи средств;

v    метод погашения ссуды;

v    порядок начисления и погашения процентов;

v    степень риска; 

v    вид оформляемых документов и др.

Расчетные операции – операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами.

Кассовые операции – операции по приему и выдаче денег.

Инвестиционные операции – операции по вложению банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-коммерческой деятельности.

Фондовые операции – операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных) на биржевом рынке.

          К фондовым операциям относятся:

Ø     операции с векселями (учетные и процентные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе и др.);

Ø     операции с фондовыми бумагами, котирующимися на фондовых биржах;

Комиссионные операции – операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

         

К комиссионным операциям относятся:

q       операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

q       переводные операции;

q       торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и другие операции);

q       доверительные (трастовые) операции;

q       операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.

Гарантийные операции – операции по выдаче банком гарантий (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

          Кроме того, активные операции банков делятся:

В зависимости от степени рискованности – на безрисковые и рисковые;

В зависимости от характера (направлений) размещения средств –

на первичные (операции, связанные с размещением средств на корсчете,   в кассу, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции); вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды);

 инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций).

По уровню доходности –  операции,

приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие стабильный и нестабильный доход);

не приносящие доход (операции с наличностью, по корсчету, по отчислению средств в резервный фонд ЦБР, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за суды не начисляются).

          Наконец, все операции банка следует разделять на:

§        ликвидные и неликвидные;

§        операции с рублями и валютой;

§        регулярные и иррегулярные;

§        балансовые и забалансовые.

Термином ”забалансовые операции” обозначается широкий круг операций, которые, как правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах или даются под чертой в разделе так называемых контрсчетов (или забалансовых счетов) и проводятся банками за определенное вознаграждение (комиссию). Насчитывается более 30 разновидностей забалансовых операций.

          Забалансовые операции позволяют банкам решать следующие основные задачи:

  страхование и перераспределение между участниками рынка рисков, в особенности кредитного и рыночного;

  расширение доступа к кредитным ресурсам и снижение стоимости заимствований;

  получение дополнительной прибыли и повышение доходности активов;

  сохранение требуемого органами банковского надзора соотношения между капиталами и активами при увеличении объема операций;

  управление активами и пассивами;

  проведение спекулятивных операций [4, стр.  180-183].

Классификация коммерческих банков.

          Классификация коммерческих банков предполагает их разделение по критериям       (признакам). В совокупности они помогают всесторонне осветить природу банков и представить сложность и меру развитости данного уровня банковской системы. Эти критерии и соответствующие классификационные группы должны отражать особенности исторического развития и организации банковского дела в данной конкретной стране.

Существуют различные классификации коммерческих банков, в зависимости от критериев оценки:

1.     
Форма собственности:

   государственные

   частные

   кооперативные

   смешанные (представляющие разные формы собственности)

2.   
Страновая принадлежность капитала:

         Российские

         иностранные

   совместные (с участие Российского и иностранного капитала)

3.   
Территориальный признак:

         региональные (они же местные, муниципальные)

         межрегиональные

         национальные

         международные

         заграничные (Российские банки за границей)

4.   
Организационно-правовая форма:

  паевые

  акционерные

Ø     банки – акционерные общества закрытого типа (АОЗТ)

Ø     банки – акционерные общества открытого типа (АООТ)

5.   
Степень независимости:

  самостоятельные

  дочерние

  уполномоченные

  консорциальные (банки, в которых участвуют, по меньшей мере, две стороны, не имеющие контрольного пакета акций)

6.   
Характер деятельности:

  универсальные

  специализированные

6.1.  Отраслевая специализация:

  промышленные

  связи и информатики

  сельскохозяйственные

  транспортные

  строительные

  торговые

  культуры и искусства

  издательские и др.

6.2         
Функциональная специализация:

  инновационные

  инвестиционные

  сберегательные

  социального развития

  ипотечные

  клиринговые

  биржевые

  страховые

6.   
Масштаб деятельности:

  крупные       средние       мелкие [4, стр. 184-186].        

Организационные структуры и структуры управления банком.

          Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является структура организации (организационная структура). Правильно выбранная оргструктура построения банка, ее своевременная трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, строго обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Многообразие организационных форм построения банков с определенной долей условности можно разделить на две большие группы:

Ø     Классические (традиционные) оргструктуры;

Ø     Адаптивные оргструктуры.

         К классическим формам организационного построения банков относятся:

Ø     Функциональные структуры;

Ø     Так называемые дивизионные структуры.

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений, реализующих функции в соответствии с определенным делением деятельности банка на отдельные части или отрасли (управления, операционное, бухгалтерского учета, хозяйственное и др.). Если объемы задач, решаемых подразделением достаточно большие, внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы.

При дивизионной организации внутренние структуры банка делятся в соответствии с: видами предлагаемых банком продуктов; особенностями отдельных групп клиентов банков; особенностями регионов и региональной клиентуры.

Соответственно говорят о структурах, ориентированных на продукты, на особые группы потребителей, на регионы.

         Рассмотренные варианты классических оргструктур можно считать основными. Кроме того, определенное своеобразие в организационное построение банков вносит наличие у них филиалов (отделений) и выполнение ими международных операций.

         Адаптивными считаются оргструктуры, создаваемые банками на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных (на данный момент времени) задач, позволяющие им приспосабливаться к изменяющимся условиям.

К числу адаптивных оргструктур можно отнести: представительства; банковские объединения и группы; финансово-промышленные группы и банковские холдинги; подразделения для осуществления новых, нетрадиционных для банков операций.

         Данные оргструктуры служат решению вспомогательных задач, являются дополнительными по отношению к классическим структурам.

         Необходимо подчеркнуть одну особенность, что понятия адаптивных, дивизионных и функциональных оргструктур – это всего лишь теоретически выделенные ”чистые формы”, которые удобны для аналитических целей, но которых на практике не бывает и не должно быть в ”чистом виде” [4, стр. 228-230].

Можно привести несколько  примеров, подтверждающих это утверждение: (см. Приложения 2,3). 

    
                     Глава II. Анализ системы кредитования в РФ.

2.1.Поддержка малого предпринимательства со стороны банков и государства.

На начало 2002 г. в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в развитых странах Запада не менее 30. Численность занятых на малых предприятиях составила 7,6 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 11,6 млн. человек. Не смотря на наметившуюся тенденцию роста производства, их вклад в ВВП не превышает 12%. Сложившаяся отраслевая структура по числу занятых показывает, что малое предпринимательство (МП) развивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (32,4% от общего числа работников всех малых предприятий), в промышленности и строительстве, соответственно, 15,3 и 14,4%, в предприятиях инновационного малого предпринимательства – 2,5%. Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России крайне неравномерны: (см. Табл. 1).

      продолжение
–PAGE_BREAK–Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России.*                                        

Федеральный округ РФ

Численность малых предприятий (тыс.)

Среднесписочная численность работающих (тыс. чел.)
Центральный
308,2

2394,6

Северо-Западный

156,3

1028,0

Южный

82,2

660,3

Приволжский

131,4

1038,2

Уральский

56,2

424,4

Сибирский

103,8

752,3

Дальневосточный

41,2

298,0

Итого по РФ

879,3

6596,8

* Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.15.      

Больше всего предприятий МП приходится на Центральный ФО (35%), но в самом округе еще большая дифференциация таких предприятий по областям. Если в Смоленской, Орловской, Курской областях их насчитывается соответственно, 2,5 тыс., 2,6 тыс. и 2,8 тыс., то в Москве 180 тыс., в Московской области 46 тыс. предприятий малого предпринимательства.

За последние 10 лет в России так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. 

Существующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается существующей практикой. Средние и небольшие банки кредитуют сейчас в основном малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к МП. За 2001 г. доля кредитов, выданных МП и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций эта доля не изменилась или уменьшилась. Внешние заимствования малые предприятия осуществляют в основном в региональных банках. Структура заимствований МП в 2002 г. в региональных банках РФ выглядит следующим образом: (см. Табл. 2).
Структура заимствований малых предприятий в 2002 г. в рег-х банках.*
                                                                                                   Таблица 2

приобретение сырья и материалов

86%

переоборудование производства

77,3%

расширение производства

77,3%

погашение задолженности

перед поставщиками

45,5%

выплата зарплаты

36,4%

НИОКР

22,7%

        * Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.           

Абсолютное большинство малых и средних региональных банков в своей ресурсной базе на 1 января 2002 г. имеет удельный вес кредитов на развитие среднего и малого предпринимательства свыше 90%, в том числе малого бизнеса – более 45%. И все же инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, не четко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, малая капитализация коммерческих баков. Сдерживающим фактором развития предприятий МП остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

В настоящее время, региональные банки стремятся обеспечить финансирование МП на более полный производственный цикл. Фактическая структура кредитного портфеля банков по срокам кредитования МП на 01.08.2001 г. следующая:

до 3-х месяцев                                              — 18,6%;

от 3-х месяцев до 1 года                              — 48,5%;

от 1 года

кредитная линия

(реально выделенные средства)                — 9,6%;

овердрафт                                                       -7,0%.*

* Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.   

         Для данного периода развития МП характерен более высокий удельный вес малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, затем промышленности, строительстве и в транспорте. Этой ориентации соответствует и структура кредитного портфеля региональных банков для МП:

         торговля и общепит                                 –  62,8%;

         промышленность                                      — 17,3%;

         строительство                                           –   4,0%;

         транспорт                                                   –   4,0%;

         другие отрасли                                          –  12,1%.*

* Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.           

         Такая структура кредитного портфеля объясняется не только незрелостью, ненадежностью предприятий малого бизнеса, но и слабо разработанной законодательной базой деятельности как банков и малого предпринимательства, так и отсутствием правовых гарантий возврата кредита.

         Субъекты МП в большинстве обслуживаются в региональных средних и малых банках и составляют костяк клиентской базы. Однако при кредитовании банки сталкиваются с рядом проблем, существование которых не дает в полной мере оказывать финансовую поддержку субъектам МП. Большая часть предприятий применяет упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо, скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном  и региональном уровнях.

Также у большинства предприятий малого бизнеса, отсутствуют собственные средства, необходимые в качестве залога. В связи с этим у банков нет надежной гарантии возврата кредитов. Кроме этого, согласно Инструкции ЦБ РФ № 62 ”О порядке формирования и использования резерва возможные на потери по ссудам”, кредиты из-за этих факторов должны относиться к более высокой группе риска с созданием резерва на возможные потери от 20 до 100% от суммы кредита, что ухудшает финансовые показатели банка. В итоге существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем предприятиям, которые могут предоставить необходимое залоговое обеспечение, а для большинства МП это является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

         Для решения этой задачи, по мнению Совета Ассоциации региональных банков России, необходимо, прежде всего, создать систему гарантий банковских кредитных вложений: федеральный центр и местные органы власти формируют целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета для обеспечения вложения банков с пределом гарантий на один бизнес-проект.

Второй важной задачей является создание условий удешевления самих кредитов для МП.

Третьим направлением в создании кредитно-финансового механизма МП должно стать развитие негосударственных небанковских организаций, которые должны осуществлять микрофинансирование. Они должны осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства, с помощью предоставления им небольших средств на короткий срок. Деятельность таких кредитных организаций может находиться под патронажем региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных организаций (кооперативов) [16, стр. 14 — 17].            
2.2.  Виды кредитов коммерческого банка ”КМБ”.

         Каждый коммерческий банк в России предоставляет кредиты предприятиям, юридическим и физическим лицам. Перечень кредитов, несомненно, в каждом банке разный, но основные цели кредитов и способы их получения – одинаковые.

Коммерческий банк ”Кредитование Малого Бизнеса” имеет множество отделений по всей России и в частности, в Челябинске, где он появился относительно недавно. Этот банк ставит своей основной задачей – кредитование, точнее – кредитование малого бизнеса. По словам заместителя председателя банка, кредитный портфель банка в настоящее время составляет $127,3 млн., до конца года этот показатель планируется увеличить до $150-155 млн… В среднем банк выдает 3 тысячи кредитов в месяц, 60% из которых это микрокредиты на сумму от 30 000 до 300 000 рублей, 20% — экспресс-кредиты на сумму от 3 тыс. до 30 тыс., 16% — малые кредиты на сумму от $10 тыс. до $50 тыс. и оставшиеся 4% — средние кредиты на сумму свыше $50 тыс. [12, стр. 53].

         На примере ”КМБ-банка” можно рассмотреть некоторые виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками малым предприятиям, юридическим лицам и ПБОЮЛ (предпринимателям без образования юридического лица).

Такими кредитами являются ”микро кредиты”, ”малые кредиты”, ”средние кредиты”, кредитные линии и др.: (см. Табл. 3).

Процентные ставки по кредитам в долларах США и Евро:

(см. Табл. 4.), по кредитам, взятым в рублях – (см. Табл. 5).           

–PAGE_BREAK–Кредиты КМБ-банка.*
Вид кредита
Получатели

Размер кредита

Цель кредита

Срок кредита

1. Микро кредит

Индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

От 1 000 до 10 000 USD/EUROи от 30 000 руб. до 300 000 руб.

Закупка сырья, комплектующих, товаров; приобретение производственного или торгового оборудования; закупка автомашин на цели производства, предоставления услуг или для ведения торговли; покупка недвижимости, если ее предполагается использовать в целях производства, предоставления услуг; ремонт помещений; инвестиционные проекты; проекты в сфере услуг.

До 12 месяцев (в рублях) и до 24 месяцев (в валюте).

2. Малые кредиты

От 10 001 до 50 000 USD/EUROи от 300 001 руб. до 3 000 000 руб.

До 12 месяцев (в рублях) и до 24 месяцев (в валюте).

2. Средние кредиты

ИЧП и малые предприятия (юридическое лицо).

Свыше 3 000 000 рублей, от 50 001 USD/EURO.

До 3-х лет.

* Источник: По материалам Internet– сайта  http//www.KMB.ru       

–PAGE_BREAK–
Вид кредита
Срок кредита

Микро кредит

30

33

33

Малый кредит

24

26

27

Средний кредит
И н д и в и д у а л ь н о

  Процентная ставка по кредитам в рублях, в год.

                                                                           (по материалам Internet  — сайта http //  www.KMB.ru)

 

–PAGE_BREAK–                                                                                                      переводной

                                                                                                    вексель

                                                        предъявление

                                                        переводного

                                                        векселя для

                                                        акцепта
                                                     Необходимо заметить, что переводной вексель как таковой не имеет силы законного платежного средства, поэтому должник обязан письменно подтвердить свое согласие произвести платеж по векселю в обозначенный срок.

         Векселедержатель может оставить вексель в своей собственности и при наступлении срока платежа предъявит его должнику к погашению, он может также оплатить векселем новый товар, покупаемый им самим, или перепродать вексель, как ценную бумагу, другому кредитору. Векселя, таким образом, образуют вексельную массу, а свободно меняя своих владельцев, и вексельное обращение.

        Оформление коммерческого кредита векселем имеет рая преимуществ перед, например, кредитным договором.

Во-первых, вексель мобилен, то есть может свободно передаваться из рук в руки в виде оплаты за услуги, в бюджет, в виде зачетов и т.п.

Во-вторых, вексель – это абстрактное долговое обязательство,не связанное с конкретными условиями сделки, поэтому с его помощью удобно производить взаимозачет задолженностей между предприятиями.

         Вексель избавляет покупателя от необходимости предоплаты наличными деньгами. Этот кредитно-расчетный инструмент гасит взаимные долги по цепочке кредиторов, позволяет сократить потребность предприятий в оборотных средствах и обеспечивает целевое использование кредитов, в  том числе на их пополнение, что, в свою очередь, влияет на возврат долгов (укрепляет платежную дисциплину).

         Менее распространенной разновидностью коммерческого кредита является договор об открытом счете, согласно которому продавец не получает долговых обязательств покупателя, а открывает счет по задолженности. Погашение происходит периодическими платежами с короткими промежутками времени (один-два месяца).   

         Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки следующий: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

         Другой способ коммерческого кредитования – скидка при условии оплаты в установленный период. Этот способ предусматривает такие условия: если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены вычитается скидка; в противном случае вся сумма должна быть выплачена в указанный срок.

         Сезонный кредитобычно применяется в процессе продвижения на рынок товаров и услуг, носящих периодический (”сезонный”) характер. Этот способ позволяет приобрести товары и услуги в течение всего финансового года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца этих продаж.

         Консигнация– способ коммерческого кредитования, при котором организация может получить товарно-материальные ценности без обязательства оплатить их по факту отгрузки. Если товары будут проданы, то будет осуществлен платеж производителю, а если нет, тот организация может вернуть товар. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно прогнозировать, и на мало исследованных новых рынках [1, стр. 36].

         Надо заметить, что развитие рыночных коммерческих кредитов до 1998 г. протекало на фоне кризиса в экономике и производственной сфере. Основных причин такого положения несколько.

         Первая причина – это ”обезденеживание” реального сектора экономики: вымывание оборотных средств, сведение их к минимуму.

Сначала предприятия-производители, повышая цены, могли компенсировать эти потери. Поэтому уровень недостаточности оборотных средств повышался относительно медленными темпами. Но со снижением уровня инфляции этот компенсатор исчез, и прошли кардинальные изменения в структуре национального богатства страны.

         По данным исследований Института экономики РАН, в 1990 г. на 66% основных средств приходилось 17% оборотных, и это было более или нормально. В 1997 г. этот показатель составил 2,1%, а это уже серьезный провал. Иными словами, предприятия должны были выживать, не имея оборотных средств.

         В настоящее время, отношение оборотных фондов предприятий к объемам выпускаемой ими продукции (в денежном выражении) составляет по России менее 45%, Центральной России – менее 40% при экономически обоснованном нормативе 65%. Объем неплатежей в промышленности достиг 3,5% от валового внутреннего продукта. Доля федерального бюджета в сумме дебиторской задолженности предприятий (в названном объеме неплатежей) составляет более половины указанной суммы. Отсюда возникает вторая причина.

         Вторая причина – эффект”бюджетно-налогового бумеранга”. Каждый рубль не выполненных государством обязательств оборачивается потерей бюджета на 3-4 рубля. Невозможно рассчитывать на бесперебойные поступления в бюджет ”живых” денег, если они в свою очередь не даются в экономику государством. Именно не выплаченная вовремя зарплата, недофинансированные бюджетные проекты сказываются на бюджете недополученными НДС, акцизами, подоходными налогами.

         Третья причина – огромный государственный долг.

         В таких условиях коммерческий кредит не мог быть востребован по причине нестабильности и крайней рискованности операций такого рода. Экономика не нуждалась в коммерческом кредите, который, возникает только на базе производственных процессов и призван обслуживать расширенное производство [1, стр. 37].

          Более того,  основой любой сделки по коммерческому кредитованию является доверие сторон и единое информационное поле. Это достижимо только при создании мощной современной инфраструктуры, в основу которой должны лечь последние достижения в области телекоммуникаций и цифровых технологий.
2.5. Пути совершенствования кредитной политики.

        

Формирование кредитных отношений между банками и заемщиками на основе кредитных договоров имеет ряд специфических проблем, характерных именно для нынешнего состояния российской экономической реальности. Наличие данных проблем позволяет говорить о необходимости существенной корректировки как кредитной политики самих банков, так и методологии регулирования их деятельности со стороны ЦБ РФ.

В настоящее время ситуация на российском банковском рынке такова, что основную доходность от размещения средств можно получить только при кредитовании. После кризиса 1998 г. банки были вынуждены уйти со спекулятивных финансовых рынков, особенно с рынка государственных ценных бумаг, который традиционно приносил банкам доход. Рынок межбанковских кредитов поддерживается теми банками, которые имеют друг с другом долговременные отношения и, как правило, являются банками-корреспондентами. Комиссионные, получаемые банками за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, никогда не являлось для банков существенной статьей доходов, так как они, конкурируя друг с другом за привлечение клиентов, многие услуги, связанные с обслуживанием счетов, предоставляют бесплатно.

Таким образом, кредитование именно реального сектора экономики, является сегодня для банков чуть ли не единственным (если не считать валютный рынок) направлением вложения средств и получения дохода.

Однако в кредитовании реального сектора банки сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые не могут не отразиться на результатах их деятельности.

Во-первых, банки практически не предоставляют предприятиям кредиты на инвестиционные цели – новое строительство, расширение производства, замену оборудования. Это связано, в первую очередь, со ставкой процентов. Реальный сектор может платить по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели порядка 10 – 15% годовых, поскольку средняя рентабельность промышленных предприятий составляет 13%. Банки же для поддержания нормальной доходности ориентируются на величину действующей ставки рефинансирования, которая является для них базовой ставкой (в настоящее время 25%), а также учитывают премию за риск. Степень риска увеличивается (особенно в условиях отечественного рынка, характеризующегося непрогнозируемыми колебаниями курса рубля и темпов инфляции) при предоставлении долгосрочных кредитов. Отсюда банки вправе рассчитывать на более высокую процентную ставку по долгосрочным кредитам, чем по краткосрочным, что не согласуется с возможностями реального сектора экономики [9, стр. 2].

Ряд видных российских экономистов, в частности С. Глазьев, предлагают установить ориентиры процентных ставок (и уровень ставки рефинансирования ЦБ) на уровне доходности (рентабельности) ведущих предприятий производственной сферы, обеспечивая тем самым возможность привлечения кредитов производственными предприятиями [7, стр. 50].

Известно, что за рубежом долгосрочные кредиты дороже краткосрочных, так как ”длинные” деньги для кредитора несут больше риска, чем ”короткие”. Стимулирование же предприятий и экономики в целом предоставлением дешевых займов на инвестиционные цели – скорее забота государства, а не коммерческих банков, целью деятельности которых является получение прибыли.

         Во-вторых, в условиях усиливающейся конкуренции на кредитном рынке банки скорее принимают процентную ставку по кредитам, чем устанавливают ее. В результате процентная ставка коммерческих банков является достаточно низкой для того, чтобы заемщик мог вернуть кредит и не обратился к другому кредитору. В свою очередь, баки платят проценты по депозитам, часто довольно высокие в целях привлечения клиентов и ресурсов. В итоге процентная прибыль для банков является незначительной. Ставки на кредитном рынке, снижавшиеся весь 2000 год, в 2001 году относительно стабилизировались. Одной из главных причин падения ставок (до 18 – 20% годовых в рублях, что практически равно уровню инфляции) является демпинговая политика Сбербанка РФ, который обладает преимуществом на рынке привлечения средств населения, в том числе долгосрочных. Большинству банков такая ситуация невыгодна, но конкурировать со сбербанком РФ они не могут.

         В-третьих, действующей сейчас Инструкцией ЦБ РФ о порядке размещения кредитными организациями денежных средств и их возврата банкам запрещено предоставлять кредиты предприятиям на оплату товарно-материальных ценностей и оплату труда работников непосредственно со ссудного счета. Все кредиты должны предоставляться путем зачисления на расчетный счет предприятия.

         Известно, что многие российские предприятия являются недостаточно платежеспособными или вовсе неплатежеспособными, имеют картотеки платежных документов к счетам или предписания налоговых органов о приостановлении операций по счету, кроме платежей в бюджет. Понятно, что банковский кредит, зачисленный на расчетный счет такого предприятия, будет использован согласно очередности списания средств со счета на ранее поступивших к расчетному счету документов. Произойдет нецелевое использование кредита, что противоречит его сути.

         Отмена запрещения кредитовать предприятия, минуя их расчетные счета, помогла бы им рассчитываться с поставщиками для поддержания процесса производства и выплачивать заработную плату работникам. Возврат таких кредитов заранее просматривается банками через поручителей или через векселя третьих лиц, поэтому такие кредиты являются для банков не более рискованными, чем все другие.

         В-четвертых, предоставляя кредиты, банки обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам, что обусловлено кредитными рисками в банковской деятельности и помогает банкам избежать колебаний величины прибыли в связи со списанием потерь по ссудам.

         Нормативы резервирования зависят от степени риска выданных ссуд. Чем выше степень риска, тем больше величина создаваемого резерва. Степень риска кредита определяется набором критериев, которые устанавливаются ЦБ РФ, и нормативы резервирования по некоторым видам ссуд являются неоправданно высокими.

          Так, одним из основных критериев отнесения ссуду к той или иной группе риска справедливо является ее обеспеченность. Однако под обеспечением ЦБ РФ понимает только залог. Банковские гарантии и поручительства третьих лиц по кредитам обеспечением не являются, хотя во многих случаях именно эти виды обеспечения для банков более надежны и предпочтительны по сравнению с залогом и обладают большей ликвидностью. Получается парадокс: ссуду, обеспеченные гарантией банка или платежеспособным поручителем, требуют большего резервирования, чем те, что обеспечены менее ликвидным залогом.

На увеличение степени кредитного риска влияет количество продлений ссуды по истечении первоначального срока договора. Но продление кредита не обязательно является скрытой формой его невозврата, так как сам банк может выступить инициатором пролонгации кредита с целью дальнейшего размещения средств на выгодных для него и для клиента условиях.

В-пятых, многие российские предприятия, как крупные, так и малые, являются некредитоспособными как в плане финансового состояния (платежеспособности, прибыльности, ликвидности баланса, достаточности денежных потоков), так и в плане наличия обеспечения, отвечающего требованиям кредитора и нормативным документам Центрального банка РФ.

По названным выше причинам кредитование в коммерческих банках замыкается на кредитовании акционеров и постоянных клиентов этого банка, имеющего реально движущиеся денежные средства на расчетном и других счетах в данном банке, что служит подтверждением их кредитоспособности.   

Банковское кредитование вновь создаваемых предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, особенно с целью формирования их стартовых капиталов, практически сведено к нулю [9, стр. 3].

Все перечисленные выше проблемы сужают для банков тот реальный сектор экономики, который можно было бы кредитовать без повышения риска деятельности самих банков. Это ведет к снижению и даже потере доходности банков, так как, имея свободные денежные ресурсы, они не заинтересованы в предоставлении их реальному сектору, а он, в свою очередь, не дополучает необходимых ему для развития денежных средств. Так, на 1 января 2000 года удельный вес кредитов в общей сумме активов банков составил всего 34% [6]. В развитых странах кредиты в структуре банковских активов достигают 70% [11, стр. 25].

Наиболее важными факторами, препятствующими деятельности коммерческих банков, по-прежнему являются экономическая нестабильность в стране, несовершенство налогового законодательства и нормативно-правового регулирования банковской деятельности, а также высокая степень риска кредитования реального сектора экономики.

Интересно привести некоторые статистические данные и сопоставления, характеризующие укрупненные (совокупные) результаты в сфере деятельности коммерческих банков.

В развитых странах доля банковских кредитов составляют: на формирование оборотных средств предприятий – 60-100% к ВВП; на капитальные вложения – 4 — 7%. В России эти показатели до кризиса 1998 года составляли соответственно 10 и 1%, то есть  разрыв в пропорциях кредитования почти на порядок [15, стр. 10]. В период с 1999 – 2001 годах этот разрыв несколько сократился (по данным агентства ”РБ-Консалтинг”, примерно наполовину) [20]. Это весьма положительная тенденция, она связана с некоторым оживлением российской экономики в целом (особенно реального сектора) и дает не плохие перспективы для развития банковского кредитования [9, стр. 4]. Однако в целом в сфере кредитования, картина пока не столь оптимистична. На начало 2000 года удельный вес кредитов в общей структуре суммарных банковских активов в среднем составлял 34% [6]. По прогнозам  ”РБ-Консалтинг” в 2001 – 2002 годах он не превысит 40 – 45% [20]. По-прежнему доля краткосрочных кредитов в кредитном портфеле банков преобладает.

Так, по данным  В.В. Остапенко и  В.В. Мешкова, более 60% от общего объема банковских кредитов, выданных предприятиям в 1999 – 2000 годах, составляли кредиты сроком до 3-х месяцев (то есть кредиты на пополнение оборотных средств) [15, стр. 11].         

Отраслевая структура кредитных портфелей банков также далека от реальных потребностей экономики: в среднем более двух третей совокупного объема кредитования используется в сфере обращения (торговля, услуги) и менее одной трети – в производственных секторах экономики [9, стр. 5].

 Проанализировав все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, нынешняя стратегия банков в области кредитования нуждается в существенной корректировке с целью большей направленности на потребности реального сектора экономики и, прежде всего на удовлетворение инвестиционных потребностей.

Во-вторых, стратегия банков в области кредитования должна быть направлена на анализ инновационных возможностей потенциальных заемщиков.

В-третьих,необходим систематический (в режиме мониторинга) анализ макроэкономической информации с целью улучшения отраслевой структуры кредитного портфеля, поиска перспективных клиентов в разных отраслях и секторах экономики.

 И, наконец, в-четвертых, целесообразно создание мощной региональной межбанковской инфраструктуры рейтингового контроля за качеством клиентов, создание атмосферы ”информационной прозрачности”, особенно в области деловой репутации потенциальных заемщиков (того, что на Западе входит в понятие ”goodwill)         [9, стр. 8].
Заключение.

Итак, по результатам исследования, можно сделать вывод, что:

Во-первых, банковская система РФ является двухуровневой: на первом уровне располагается Центральный Банк (Банк России), а на втором – широкая сеть коммерческих банков и кредитных учреждений.

Двухуровневая банковская система Российской Федерации имеет как несомненные достоинства, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести то, что:

 ЦБР обладает реальными рычагами координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций;

 банковская система предполагает многообразие банковских учреждений, свободу в проведении кредитной и процентной политики;

банковская система базируется на простых отношениях – определении финансового состояния хозяйствующего субъекта, ликвидности его баланса, предоставления кредита при условии получения заемщиком средней нормы прибыли.

Недостатками являются:

затруднение контроля над денежной массой; ограничение свободы деятельности банков и кредитных учреждений;

ошибки в политике Банка России будут иметь огромную цену для банковской системы и экономики в целом.

Во-вторых, кредитная система Российской Федерации окончательно сформировалась и постепенно отходит от августовского кризиса 1998 года.

В-третьих, банковская и кредитная системы зависимы между собой. Развитие одной не может быть без развития другой, а значит: от уровня развитости банковской системы зависит уровень развитости коммерческой системы.

В-четвертых, главной проблемой кредитной системы РФ является отсутствие четко отлаженного механизма кредитования, ввиду отсутствия единой методологической и информационной базы;

В-шестых, в России слабо развиты небанковские кредитные учреждения, вследствие этого существует так называемая монополия коммерческих банков на кредиты.

Что касается коммерческих банков, то в их действиях прослеживаются определенные особенности:

Ø     банки заинтересованы в кредитовании, а значит, они будут стремиться улучшать как методологическую, так и нормативную базы, для того, чтобы получать от кредитования еще больше выгоды;

Ø      коммерческие банки предпочитают выдавать краткосрочные кредиты, а не долгосрочные, ввиду нестабильности экономической ситуации в стране;

Ø      крупные банки предпочитают не заниматься кредитованием малого предпринимательства, а иметь дело с более крупными субъектами;

Ø     в области малого предпринимательства кредитование развивается наиболее быстрыми темпами, так как кредиты в сфере МП являются более чем востребованными;

Ø     наблюдается тенденция к понижению процентных ставок по кредитам, вследствие увеличения предложения кредитов со стороны банков;

Следует отметить, что помимо банковских кредитов, в России  развивается  коммерческое кредитование, которое также является звеном кредитной системы.

          Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей должны является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования не возможно устойчивое развитие экономики страны.
 

         Список литературы.
1.   Азбукин А.В. Коммерческое кредитование в России // Банковское дело. 2002 г. №3. — с. 36 – 39.

2.   Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. №9. – с. 25 – 28.

3.   Афанасьева О.Н. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий // Банковское дело. 2002 г. №6. с. 9–13.

4.   Банковская система России: Настольная книга банкира. / Под ред. Груновой А.Г. и др. –  М.: 1995 г. – том I, 600 с.

5.   Банковское дело: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. проф. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 480 с.

6.   Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. №2 (81). 2000.

7.   Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики. 1999. №2. – с. 49-51.

8.   Дмитриев М.Э. Российские банки: на исходе золотого века. — СПб.: 1996. — 170 с.

9.   Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит. 2002. №4. — С. 2-8.

10. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Стратегия и тактика коммерческих банков в области кредитования // Финансы и кредит. 2002 г. №3. с. 2 – 8.

11. Информ банк // Банковское дело. 2001 г. №2. – с. 25.

12. КМБ-банк  предлагает разрешить банкам выдавать малому бизнесу кредиты наличными на сумму до $10 тыс. // Финансы и кредит. 2002 г. №20. – с. 52 – 53.

13. Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело. 2002 г.№5. – с. 2 – 5.

14. Новости банков // Деньги и кредит, 2001, №12. – с. 23.

15. Остапенко В.В., Мешков В.В. Прибыль промышленности: формирование и факторы роста // Финансы. 2001. №11. –  с. 9 – 12.

16. Совет Ассоциации региональных банков России. Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.14 – 17.

17. Федеральный Закон РФ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

18. Федеральный Закон РФ ”О банках и банковской деятельности”.

19. Шенаев В.Н. Денежная и кредитная системы России. – М.: 1998. – 230 с.

20. Материалы с Internet-сайта http//  www.macekon.rbk.ru.

21. Материалы с Internet-сайта http//  www.КМВ.ru.

22. Материалы с Internet-сайта http// www.CBR.ru.

Приложение 1. Структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации. *

    продолжение
–PAGE_BREAK–