Анализ системы управления организацией на примере ООО "УАЗ–Автотранс"

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Система управления организацией. 3
1.1. Организация как система управления. 3
1.2. Менеджмент как управляющая подсистема. Взаимосвязьмежду организацией и внешней средой. 5
1.3. Взаимосвязь между объектом управления и субъектомуправления. 6
Глава 2. Анализ системы управления организацией на примереООО «УАЗ — Автотранс». 11
2.1. Характеристика ООО «УАЗ — Автотранс». 11
2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ — Автотранс». 16
2.3. Анализ внутренней среды ООО «УАЗ — Автотранс». 19
2.4. Определение миссии фирмы и построение «дерева целей». 23
2.5. Проектирование структуры управления организации. 28
2.6. Разработка концепции организационной культуры… 30
2.7. Мотивация труда. 32
Заключение. 35
Список литературы… 37
/>Введение
Важнейшимпонятием в менеджменте является организация. Любая организация находится ифункционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможнотолько в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя средаявляется источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал,необходимый для функционирования организации, но в это, же время может бытьисточником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающиморганизацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена свнешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно,эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Основнойзадачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней ивнешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А такжеоценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
Данная темаявляется актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии нашастрана должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условиемэтого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить ипроанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успехафирмы.
/>Глава 1. Системауправления организацией
 1.1. Организация как система управления
Организацияпредставляет собой сложную организационно-производственную систему управления.
Система –это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующимусловиям:
— поведениекаждого элемента влияет на поведение целого;
— поведениеэлементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;
— еслисуществуют подгруппы элементов, то каждая из их влияет на поведение целого и ниодна из них не оказывает такого влияния независимо.
Из этогоследует, что «система» представляет собой некое единство, а непростуюсовокупность составляющих её частей.
Основнымисистемными принципами являются:
Целостность– не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимостьиз последних свойств целого.
Структурность– возможность описания системы через установление её структуры, то естьобусловленность поведения системы не столько поведением её отдельных элементов,сколько свойствами её структуры.
Взаимозависимостьструктуры и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессевзаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.
Иерархичность– каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, аисследуемая система представляет собой один из элементов более широкой,глобальной системы.
Множественностьописания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое,иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связис этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснитьповедение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.
Системауправления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:
— концептуальная,если она рассматривается как модель системы управления;
— эмпирическая,если рассматривается конкретная организация;
— искусственная,поскольку она создана и используется людьми;
— «человеко-машинная»,поскольку в контур управления включена автоматизированная информационнаясистема;
— замкнутаяили открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этогоинформации – только внутренней или связанной с окружающей средой;
— временная,поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.
Термин«система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшиесистемы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие –элементами или компонентами.
Системауправления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых можетбыть описана как некоторая система, однако в ней, возможно, выделитькомпоненты, которые существуют на самом нижнем уроне иерархии организации. Компонентысистемы обладают определёнными свойствами или характеристиками. Этихарактеристики воздействуют на функционирование организации, её динамичность,точность, надёжность, гибкость и другие параметры, что предопределяетмноговариантность построения организации.
Организацияпредставляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей,которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица,ответственные за принятия решений, — менеджеры и исполнители решений –специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуютдва типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающиеорганизационную структуру организации, и неформальные (в основномгоризонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельнымименеджерами и специалистами.
 1.2. Менеджмент как управляющая подсистема. Взаимосвязьмежду организацией и внешней средой
Менеджменткак управляющая подсистема системы управления является многогранным, поэтомуего следует рассматривать в различных аспектах и получать соответственно разныепредставления. Объединить всё многообразие представлений в единое целоевозможно с помощью классификатора, имеющего следующие основания классификации:
взаимосвязьмежду системой управления и внешней средой;
взаимосвязьмежду объектом управления и субъектом управления;
компонентыпроцессов менеджмента;
этапыпринятия решений в менеджменте.
Внешняясреда является определяющей, поскольку она включает потребителей, конкурентов,партнёров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и,конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организациихарактеризуется сложностью, подвижностью, неопределённостью.
Сложностьвнешней среды – это многочисленность условий и факторов, без которыхорганизация не может функционировать, и обязана на них реагировать. К числутаких внешних факторов относятся: воздействие государственных актов,заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологическиеизменения. Организация, использующая большое количество видов исходныхматериалов, различных специалистов и контактирующая с многими другими организациями,а также домохозяйствами, действует в более сложной среде,чем организация, у которой эти параметры проще. В болеесложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующиеразнообразные технологии.
Подвижностьвнешней среды – это скорость, с которой происходят изменения среды вокругорганизации. Практика показывает, что окружение современных организацийизменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окруженияможет проявляться неодинаково: быть выше для одних подразделений организации иниже для других. Подвижность среды определяет необходимость опираться наразнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижностьсреды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.
Неопределённостьвнешней среды является функцией количества информации, которой располагаетуправляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверностиинформации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, средастановится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная,точная и надёжная информация. Чем неопределённее внешнее окружение, тем труднеепринимать эффективные решения.
По степенинеопределённости хозяйственные ситуации, в которых принимают решения, могутбыть трёх видов: определённости, риска и неопределённости.
 1.3. Взаимосвязь между объектом управления исубъектом управления
/>В соответствии сметодологией системного подхода, как было показано, система управления можетбыть рассмотрена в микроскопическом, макроскопическом, иерархическом,функциональном и процессуальном аспекте. Если макроскопическое представлениераскрывает взаимосвязь организации с внешней средой и даёт возможность провестиоценку эффективности системы управления в целом, то микроскопическоепредставление позволяет выявить особенности взаимосвязи между объектом исубъектом управления. Как видно из кибернетической модели системы управления (рис.1),объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъектуправления – управляющую подсистему. Между последней и объектом управлениясуществует прямая связь в виде управляющих команд на проведение каких-либодействий и обратная связь в виде информации о результатах этих действий. Сравнениефактических результатов действий в объекте управления с целевыми командамипозволяет судить об эффективности действий по управлению.
/>

/>
/>/>
/>
Рис.1. Кибернетическаямодель системы управления: /> – «вход» (поставщики); /> – воздействиевнешней среды на систему управления;/> — воздействие системы управленияна внешнюю среду;/> — «выход» (поставки продуктов иуслуг потребителям).
Следуяпринципам микроскопического представления о системе, каждую из подсистем можнотакже представить состоящей из элементов, которые в подсистеме представляютряды с горизонтальными (между равнозначными элементами) и вертикальными связями(между зависимыми по вертикали рядами элементов). Ряды элементов одного рядаобразуют уровни иерархии управления в органе управления организации (рис.2).
Модель любойсистемы управления может быть описана с помощью пяти базовых элементов, так называемойупорядоченной пятёрки – среда, ресурсы, цель, структура, время. Их формализацияпозволяет построить модель организации и более глубоко исследовать происходящиепроцессы менеджмента в организации. Принцип «упорядоченной пятёрки» предполагаетучёт взаимосвязей между пятью названными элементами организации. Этивзаимосвязи позволяют установить следующую логику менеджмента как системыуправления.
Руководителивысшего звена                  Генеральный директор
/>Заместители генерального
директора
Руководители подразделений
Руководителисреднего звена                           Начальники цехов
Руководителинизового                                              Старшиемастера
звена
Мастера
Рабочие
Рис.2. Уровнив иерархии управления организацией.
Система Sсостоит из структурных элементов S0, которые называются её подсистемами. Множестваструктурных элементов системы E0 образуют элементарную базу подсистемы, то естьS/>S0, а S0/>E0.
Средасистемы /> представляетсовокупность всех объектов, окружающих систему, свойства которых не тольковоздействуют на систему, но и меняются под воздействием самой системы. Формализироватьэто определение можно формулой:
/>,
где – x –множество входных объектов системы со стороны среды;
y – множество внесистемных объектов среды, подвергнувшихсявоздействию со стороны системы.
Ресурсысистемы – это те объекты P из множества R, изменения которых зависит отэффективности изменения структурных элементов системы S, то есть R/>P, а S/>R.
Цельпорождается миссией, возможностью конкретной системы удовлетворять потребностилюдей. Формализация цели во многом определяется уровнем формализации самойсистемы. В экономических задачах достаточно формализовать цель математическойфункцией, максимизирующей, минимизирующей или численно ограничивающей целевуюустановку.
Структура системыS – это такая модель S*, которая определяется системойотношений, задающих параметры системы на каждом уровне её иерархии.
Элементарнойбазой системы и её подсистем: E0, E1, …, En.
Всеми подсистемами: S0i /> E0, S1i/>E1, … Sni /> En.
Средой для всехподсистем: />0i = x0i /> y0i, />1i = x1i /> y1i, …, />ni = xni /> yni.
Характеромотношений элементов каждой подсистемы между собой и внешней средой.
Способом агрегированияэлементов на каждом уровне иерархии системы.
Метод«упорядоченной пятёрки» формализации организации позволяет путём рассмотренияеё в различных аспектах методологии системного анализа проектироватьэффективные системы управления, адекватные внешней среде во времени. При этомпонятие «во времени» или просто время характеризует последний базовый элемент –жизненный цикл организации, то есть этапы её создания и развития.
/>Глава 2. Анализ системыуправления организацией на примере ООО «УАЗ — Автотранс»
 2.1. Характеристика ООО «УАЗ — Автотранс»
Общество сограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс» создано 22 октября 2002 г. всоответствии с Гражданским Кодексом РФ[1],Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»[2].
Обществоимеет Устав, утвержденный Решением Учредителя №1 от 28.10. 2004.
УчредителемОбщества является физическое лицо. Для обеспечения деятельности Общества создануставный капитал в размере 10 000 рублей за счетвклада учредителя денежными средствами.
Филиалов ипредставительств Общество не имеет.д.очерних и зависимых обществ нет.
Форма собственности:частная.
Полноефирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс».
Сокращенноенаименование Общества: ООО «УАЗ-Автотранс».
МестонахождениеОбщества: 432049, г. Ульяновск, ул. Азовская, 99.
Целью деятельностиОбщества является получение прибыли.
Обществоосуществляет любые виды деятельности, не запрещенные, законом, в том числепредметом деятельности общества являются:
перевозкагрузов автомобильным транспортом;
перевозкипассажирские, багажа, грузобагажа и грузовые перевозки;
услугистроительно-дорожными машинами, автоуслуги;
транспортно-экспедиторские,погрузо-разгрузочные, такелажные, складские работы и услуги;
деятельностьпо техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемаяна коммерческой основе, в том числе: услуги по техническому обслуживанию иремонту легковых и грузовых автомобилей, автобусов, кузовов, рабочих органов,оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортныхсредств;
Предприятиеимеет следующие лицензии:
29-Л от 12.07.2004 – разрешает применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р;
36 ЭК 007544от 15.06. 2003 – эксплуатация стреловых самоходных кранов и автоподъемников(вышек);
АА 120985 от23.11. 2003 – Международные грузовые перевозки автомобильным транспортом;
АА 153900 от23.11. 2003 – перевозка пассажиров автобусами в пределах Российской Федерации;
АА 427262 от23.11. 2003 – грузовые перевозки автомобильным транспортом в пределахРоссийской Федерации;
АА 427462 от9.09. 2003 – перевозка автомобильным транспортом опасных грузов класса 2, 3(ЛВЖ), 4(ЛВТ, СВ), 5(ОК, ОП), 6(ЯВ, ИВ), 8 (ЕК), 9 в пределах РоссийскойФедерации;
Б 007862 от11.06. 2003 – производство, наладка и эксплуатация природоохранного оборудования,средств измерений и контроля экологических параметров производств итранспортных средств;
Г 709500 от15.02. 2003 – жестяницко-сварочные работы;
Г 709501 от15.02. 2003 – подготовка к окраске и окраска;
Г 709502 от15.02. 2003 – шиномонтажные работы, балансировка колес;
Г 709503 –от 15.02. 2003 – ремонт, зарядка и приемка непригодных к эксплуатацииаккумуляторных батарей;
Г 709504 от15.02. 2003 – регламентные работы (по видам технического обслуживания);
Г 709505 от15.02. 2003 – монтажные и крепежные работы, связанные с заменой узлов,агрегатов и установкой дополнительного оборудования;
Г 709506 от15.02. 2003 – ремонт двигателей;
Г 709507 от15.02. 2003 – ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей;
Г 709508 от15.02. 2003 – ремонт КПП;
Г 709509 от15.02. 2003 – кузовные (сварочные, жестяницкие, деревообделочные, арматурные,обойные) работы;
Г 709510 от15.02. 2003 – малярные работы;
Г 722579 от14.02. 2003 – деятельность по приему хранению и реализации нефтепродуктов,масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей (содержание иэксплуатация ведомственной передвижной АЗС);
Г 723021 от19.01. 2004 – техобслуживание и ремонт транспортных средств, связанных собеспечением безопасности движения;
Г 762689 от12.11. 2004 – эксплуатация автозаправочных станций;
Г 769840 от27.02. 2004 – оптовая, розничная и комиссионная торговля автомобилями(легковые, грузовые, специализированные) код /501/, номерными агрегатами к нимкод /503/, мотоциклами и номерными агрегатами к ним код /504/, тракторами,самоходными машинами код /515/ и номерными агрегатами к ним код /517/;
Главнымкритерием развития ООО «УАЗ-Автотранс» является:
улучшениекачества обслуживания клиентов компании;
увеличениепарка собственного подвижного состава и скорости доставки;
снижениестоимости услуг.
Совместнаядеятельность отсутствует.
Основныерынки сбыта:
г. Ульяновск;
Ульяновская область;
Свердловскаяобласть;
Основныеконкуренты предприятия:
ООО«СтройАвто» (г. Ульяновск, ул. Брестская, 80);
ООО «Симбирск-Автотранс»(г. Ульяновск, Московское шоссе, 24);
«СимбирскийУТЭП» (г. Ульяновск, ул. Урицкого, 23);
ОАО «Автотранспортноепредприятие №2» (г. Ульяновск, Московское шоссе, 8)
Среднесписочнаячисленность работников – 34 чел.
Организационнаяструктура ООО «УАЗ-Автотранс» представлена на рис.3.
Учредителем(участником) Общества является физическое лицо гражданин Российской Федерации.
/>
Рис.3. Организационнаяструктура ООО «УАЗ — Автотранс».
Высшиморганом управления общества является общее собрание участников общества.
Руководствотекущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительныморганом – директором Общества; избираемым (назначаемым) на общем собранииучастников общества сроком на 5 лет.
Структурауправления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональнаяструктура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при которомлинейные звенья управления призваны командовать, а функциональные –консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовкесоответствующих решений, программ, планов.
Звеньяуправления показаны в табл.1.
Таблица 1. Звенья управления организационнойструктуры ООО «УАЗ-Автотранс»Звено Подразделение / структурная единица Линейное Производственное подразделение во главе с главными механиками Функциональное
Инженер по ТБ
Диспетчер
Кладовщик
Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером
Руководителифункциональных подразделений осуществляют влияние на автотранспортное хозяйствоформально. Они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения работникамавтотранспортного хозяйства. Функциональные службы осуществляют подготовкуреализации услуг; подготавливают варианты решений вопросов, связанных сруководством реализации услуг.
Уровниуправления ООО «УАЗ-Автотранс»:
I. Высшее руководство организации (top management):
учредитель;
генеральныйдиректор.
II. Средний уровень (middle management) отсутствует.
III. Менеджмент первого уровня (first-line management):
механик;
главныйбухгалтер.
Достоинстваструктуры управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
освобождениелинейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированиемфинансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
построениесвязей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которыхкаждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостаткиструктуры:
каждое звенозаинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
отсутствиетесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне междуподразделениями;
чрезмерноразвитая система взаимодействия по вертикали;
— аккумулированиена верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими, множестваоперативных задач.
 2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ — Автотранс»
Анализвнешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчикистратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы,чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогаетполучить важные результаты. Он дает организации время для прогнозированиявозможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время наразработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодныевозможности.
Внешняясреда ООО «УАЗ-Автотранс» по своей структуре неоднородна и представлена средойпрямого и средой косвенного воздействия. Анализ внешней среды ООО«УАЗ-Автотранс» представлен в таблице 2, де рассматриваются факторы прямого ифакторы косвенного воздействия.

Таблица 2.
Анализвнешней среды ООО «УАЗ-Автотранс»Наименование фактора Степень значимости Характер воздействия Факторы прямого воздействия: поставщики С позиции макроскопического представления организация – это система преобразования «входов» и «выходов». Основные разновидности входов – это рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между ООО «УАЗ-Автотранс» и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это прямое воздействие внешней среды на организацию. Изменчивость качества и цены ресурсов создаёт определённые проблемы. материалы Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах и в необходимые сроки может создать большие трудности для ООО «УАЗ-Автотранс». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия ООО «УАЗ-Автотранс» с поставщиками. капитал Для роста и процветания ООО «УАЗ-Автотранс» нужны «поставщики» капитала. Существует много видов потенциальных инвесторов – это банки, инвестиционные и кредитные программы, акционеры, частные лица. трудовые ресурсы Для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, ООО «УАЗ-Автотранс» обеспечено персоналом нужных специальностей и квалификации. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, представляют главный ресурс, использование которого обеспечивает эффективность и результативность организации. законы и государственная власть ООО «УАЗ-Автотранс» имеет определённый правовой статус, являясь частным предприятием. Это определяет, как организация может вести дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В РФ принимается множество законов, непосредственно влияющих на предприятие, регулирующие деятельность ООО «УАЗ-Автотранс». государственные органы Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят свои собственные требования, имеющие силу закона. Министерства и ведомства Правительства, Центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензирование деятельности по различным направлениям. законотворчество региональных и муниципальных органов власти Дополнительно усложняют деятельность ООО «УАЗ-Автотранс» регулирующие решения субъектов Федерации и местных органов власти. Каждый субъект Федерации, каждое муниципальное образование требуют от ООО «УАЗ-Автотранс» приобретение лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают налогами. потребители Эффективность ООО «УАЗ-Автотранс» зависит от её способности находить или создавать для себя потребителя результатов деятельности. конкуренты Если не удовлетворять нужды потребителей более эффективно, чем конкуренты, то организация просуществует недолго. Потребители – не единственный объект соперничества. Конкурентную борьбу ООО «УАЗ-Автотранс» ведёт за трудовые ресурсы, капитал и право использовать определённые технические нововведения. Факторы косвенного воздействия: технология Скорость изменения технологий быстро растёт, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. ООО «УАЗ-Автотранс» должно быстро реагировать на новые разработки. Технологические нововведения влияют на эффективность работы ООО «УАЗ-Автотранс», конкурентоспособность, на процесс обновления услуг состояние экономики Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения ООО «УАЗ-Автотранс» капитала для своих нужд. Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги ООО «УАЗ-Автотранс». социокультурные факторы Это установки, жизненные ценности и традиции. Изменение установок влияет на то, что работники считают положительным в деятельности ООО «УАЗ-Автотранс». Эти факторы влияют на услуги, являющиеся результатом деятельности ООО «УАЗ-Автотранс», поскольку они определяют вкусы потребителей. политические факторы Они имеют для руководителя ООО «УАЗ-Автотранс» особое значение. Один из них – отношение органов власти и управления, судебных органов к предпринимательству. Больше значение имеет фактор политической стабильности. Для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности, к установлению специальных пошлин.
Такимобразом, анализ внешней среды позволяет ООО «УАЗ-Автотранс» создать переченьопасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Дляуспешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представлениео существенных внешних проблемах.
 2.3. Анализ внутренней среды ООО «УАЗ — Автотранс»
Менеджер ООО«УАЗ-Автотранс» формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю средуорганизации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных.Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренниепеременные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организациипредставляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные восновном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе неозначает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.
Основныепеременные в ООО «УАЗ-Автотранс», которые требуют внимания руководства, этоцели, структура, задачи, технология и люди.
Проанализируемвнутреннею среду организации ООО «УАЗ-Автотранс» представим её в таблице 3.
Таблица 3.
Анализвнутренней среды ООО «УАЗ-Автотранс»Функциональная подсистема Роль в бизнес-процессе Характеристика функций Цели Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель ООО «УАЗ-Автотранс» определяет концепцию развития и основные направления деловой активности. Для достижения поставленной цели ООО «УАЗ-Автотранс» выполняет программу действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой. Основной целью ООО «УАЗ-Автотранс» является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Её планируется увеличить с помощью ориентации на минимизацию прибыли. Это обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь. Структура Организационная структура представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления. Структура управления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Задачи Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства ООО «УАЗ-Автотранс» о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Руководство ООО «УАЗ-Автотранс» достигает решение задач через других людей, поэтому люди являются центральным фактором в организации. Технология Это системное сочетание знаний, навыков, оборудования и инфраструктуры, которые необходимы для выполнения образовательных услуг. Задачи и технологии ООО «УАЗ-Автотранс» тесно связаны между собой. Для выполнения задач используются конкретные технологии как средство преобразования информации и «материала», поступающих на «вход» и исходящих на «выходе». Люди
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В силу такого положения люди для менеджера являются “предметом номер один”.
Менеджер ООО «УАЗ-Автотранс» формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в ООО «УАЗ-Автотранс», очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия оказывают серьезное влияние как на характеристику работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент ООО «УАЗ-Автотранс» строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и старается устранять отрицательные последствия его действий.
Но следует помнить,что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никтоне будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно таки все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис.4).
/>

Технология
Рис.4. Взаимосвязьвнутренних переменных.
Этот рисунокпредставляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей,структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что ООО «УАЗ-Автотранс»– открытая система. И поэтому эта схема не может быть адекватной полной модельюпеременных, влияющих на успешность действий организации, потому что на немпоказаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисуноккак модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренниепеременные обычно называют социотехническими подсистемами, потому, что ониимеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренниепеременные).
 2.4. Определение миссии фирмы и построение «деревацелей»
Миссияорганизации – это главная цель организации, ради которой она создана и котораяхарактеризует определённый вид её деятельности. Миссия детализирует статусорганизации и направление деятельности для определения главной цели и стратегииорганизации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации по товарам иуслугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; типпривлекаемых работников.
Миссия ООО«УАЗ-Автотранс» заключается в том, чтобы оказывать услуги наивысшего качествадля максимального удовлетворения запросов потребителей.
Достижениеэтой цели требует создания организации и условий работы, привлекающих самыхдостойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободныйи вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитиеисторических принципов честного отношения к труду и правильных действий.
Путёмуспешного применения этих принципов ООО «УАЗ-Автотранс» сможет добитьсялидирующего положения своих услуг на рынке по доле и прибыли, что приведёт кпроцветанию дела, рабочих и служащих.
Цель –фундаментальное понятие теории управления. Цели разделяются на общие испецифические. Общие цели отражают концепцию организации, её миссию иразрабатываются на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются вконтурах общих целей по основным направлениям деятельности организации и по еёподразделениям или дочерним организациям.
/>

Рис.5.«Дерево целей» ООО «УАЗ-Автотранс».

Посколькуцели определяют стремление работать эффективно в заданном ими направлении,постольку для этого необходим период времени для достижения цели разделяется наэтапы. На каждом таком этапе цель подразделяется на подцели с тем, чтобы чёткоопределить на каждом этапе количественно измеряемые рубежи. Чтобы сама цель иподцели были выполнены в полном объёме и в установленные сроки, необходимаполная увязка подцелей и цели с ресурсным обеспечением для их достижения.
Чтобы лучшерассмотреть цели ООО «УАЗ-Автотранс» следует составить «дерево целей» (рис.5).
Послесоставления «дерева целей» необходимо произвести расчёт необходимых факторовпроизводства. Для этого определим, что прибыль от оказываемых услуг можетувеличиться за счёт:
снижениярасходов по оказываемым услугам;
увеличенияобъёма услуг оказываемых населению, с помощью нахождения новых потребителейпредлагаемых услуг;
снижениятранспортных расходов за счёт:
— закупкиболее дешёвого топлива;
— уменьшенияколичества поставок материала, за счёт поставки его более большими партиями;
4. снижениярасходов на рекламу;
5. за счётэкономии электроэнергии и экономии горячего и холодного водоснабжения, дляэтого надо установить счётчики и назначить ответственное лицо, которое будетследить за экономией света и воды в помещениях;
Объёмоказываемых услуг в 2009 году планируется увеличить на 7% (таб.4), для расчётаэтого показателя использовалась следующая формула:
объём услуг2008 года × (100 +% повышения)
100
В первомквартале объём оказываемых услуг планируется увеличить на 26%:
3568 ×(100 + 26) = 4500 ед.
100
Во второмквартале на 3%:
4950 ×(100 + 3) = 5100 ед.
100
В третьемквартале на 3,4%:
5800 ×(100 + 3,4) = 6000 ед.
100
В четвёртомквартале на 2,5%:
6182 ×(100 + 2,5) = 6335 ед.
100
В целомобъём услуг в 2009 году планируется увеличить на 7%:
20500× (100 + 7) = 21935 ед.
100
Таблица 4.
Планированиеобъёма услуг на 2009 год по кварталамНаименование квартала отчётный 2008 год, ед. план на 2009 год, ед. изменение +/- А 2 3 4 1 квартал 3568 4500 932 2 квартал 4950 5100 150 3 квартал 5800 6000 200 4 квартал 6182 6335 153 Итого 20500 21935 1435
Объём услугна 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличился на 1435 ед. и составил 21935ед. Это приводит к увеличению оборота.
Такжепланируется снизить расходы на оказания услуг за счёт закупки более дешёвоготоплива для машин, сокращения штатных единиц. Ещё можно снизить расходы за счётэкономии электроэнергии, водоснабжения и отопления. Для этого устанавливаютсясчётчики на электричество, водоотведение и отопления и назначаетсяответственное лицо, которое будет контролировать использование воды и света.
Такжепланируется снизить постоянные издержки на 3%, а переменные на 2%. Рассчитаемплановые показатели на 2009 год (таблица 5).
Плановыепостоянные расходы рассчитываются по формуле:
постоянныерасходы 2008 года × (100 -% понижения)
100
483,2× (100 — 3) = 468,7 тыс. руб.
100
Плановыепеременные расходы рассчитываются по формуле:
переменныерасходы 2008 года × (100 -% понижения)
100
323,19 ×(100 — 2) = 316,73 тыс. руб.
100
Таблица 5.
Плановые показатели переменных и постоянных расходов ООО «УАЗ-Автотранс»на 2009 год показатели отчётный 2008 год плановые показатели на 2009 год
Изменения,
+/ — 1 2 3 4
постоянные расходы, тыс. руб., в том числе:
— отопление;
— освещение;
— водоснабжение;
— з/п обслуживающего персонала;
— аренда имущества.
483,2
10
8,35
8,95
424,3
31,6
468,7
9,7
8,1
8,68
411,57
30,65
-14,5
-0,3
-0,25
-0,27
-12,73
-0,95
переменные расходы, тыс. руб., в том числе:
— транспортные расходы;
— расходы на з/п, выплачиваемую сдельно в% к товарообороту в сумме
323, 19
18,05
305,14
316,73
17,69
299,04
-6,46
-0,36
-6,1 оборот, тыс. руб. 1179,23 1709,88 530,65 уровень постоянных расходов,% 40,98 27,41 -13,57 уровень переменных расходов,% 27,41 18,52 -8,89
Еслипостоянные расходы уменьшатся на 3%, то в 2009 году они составят 468,7 тыс. руб.,то есть на 14,5 тыс. руб. меньше чем в 2008 году. Переменные расходыпланируется уменьшить на 2%. Значит, в 2009 году они составят 316,73 тыс. руб. этона 6,46 тыс. руб. меньше чем в 2008 году.
К переменнымрасходом относятся транспортные расходы и расходы на заработную плату,выплачиваемую сдельно в % к обороту. Планируемые транспортные расходы должныуменьшатся на 0,36 тыс. руб. и составят 17,69 тыс. руб. Транспортные расходымогут уменьшаться за счёт экономии топлива. Для этого топливо закупается болеедешёвое. Также можно уменьшить количество поставок материала, но тогда надоувеличить объём поставляемых материалов за один раз, чтобы не было ихнедостачи, когда спрос на них велик. Также планируется снизить расходы назаработную плату, выплачиваемую сдельно в % к обороту, она составит 299,04 тыс.руб., это на 6,1 тыс. руб. меньше чем в 2008 году. Это снижение можно сделатьза счёт сокращения штатных единиц.
 2.5. Проектирование структуры управленияорганизации
Организационнаяструктура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев в ихвзаимосвязи и соподчинённости, выполняющих различные функции управленияорганизации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.
Организационнаяструктура ООО «УАЗ-Автотранс» представлена на Рис.6.
Учредителем(участником) Общества является физическое лицо гражданин Российской Федерации.

/>
Рис.6. Организационнаяструктура ООО «УАЗ — Автотранс».
Высшиморганом управления общества является общее собрание участников общества.
Руководствотекущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительныморганом – директором Общества; избираемым (назначаемым) на общем собранииучастников общества сроком на 5 лет.
Структурауправления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональнаяструктура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при которомлинейные звенья управления призваны командовать, а функциональные –консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовкесоответствующих решений, программ, планов.
Руководителифункциональных подразделений осуществляют влияние на автотранспортное хозяйствоформально. Они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения работникамавтотранспортного хозяйства. Функциональные службы осуществляют подготовкуреализации услуг; подготавливают варианты решений вопросов, связанных сруководством реализации услуг.
Достоинстваструктуры управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
освобождениелинейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированиемфинансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
построениесвязей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которыхкаждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостаткиструктуры:
каждое звенозаинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
отсутствиетесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне междуподразделениями;
чрезмерноразвитая система взаимодействия по вертикали;
аккумулированиена верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими, множестваоперативных задач.
Организационнаяструктура управления, несмотря на то что является статичной частью системыуправления, вследствие динамичности самой системы управления также должнаразвиваться. Этот процесс не должен быть стихийным, и его следует осуществлятьцеленаправленно. Можно получить всю необходимую информацию и повысить еёэффективность путём заранее спланированного изменения в комбинациях отдельных элементоворганизации, во внутренних структурах, во взаимосвязи отдельных элементовтехнологии управления.
 2.6. Разработка концепции организационной культуры
Организационнаякультура — это специфические для данной организации ценности, отношения,поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опираетсяна систему ценностей организации.
Каково же содержание организационной культуры ООО«УАЗ-Автотранс»? Ведущую роль в культуреорганизации играют организационные ценности. Организационные ценности — этопредметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членоворганизации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Главныеиз них: оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения сзаказчиком; максимальная экономическая эффективность, получение прибылиявляется важной организационной ценностью в условиях товарного производства; проведениеопределенной социальной политики, направленной на удовлетворение разнообразныхпотребностей работников предприятия.
ООО«УАЗ-Автотранс» ставит перед собой задачу оказывать услуги наивысшего качестваи потребительской ценности для максимального удовлетворения запросов клиентов. Успехдеятельности ООО «УАЗ-Автотранс» зависит от создания благоприятных отношений спотребителями, основанных на добросовестности, соблюдении этических норм и взаимномдоверии.
В своихвзаимоотношениях с поставщиками ООО «УАЗ-Автотранс» руководствуется принципамичестности, справедливости, взаимного уважения. ООО «УАЗ-Автотранс» стремитьсясоздать систему всесторонней поддержки поставщиков, способствующую общему процветанию,а также долгосрочному сотрудничеству на прочной основе.
Каждыйсотрудник ООО «УАЗ-Автотранс» должен знать и соблюдать в своей повседневнойработе правила безопасности труда и охраны окружающей среды.
Сотрудники,в обязанность которых входит оценка безопасности предлагаемых услуг, должныпринимать все возможные меры для того, чтобы характеристики услугсоответствовали наивысшим профессиональным и научным стандартам.
ООО«УАЗ-Автотранс» стремиться создать на работе безопасные, здоровые и стимулирующиевысокую производительность труда условия. Каждый сотрудник несёт личнуюответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин иобстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся наобстановке в коллективе.
ООО«УАЗ-Автотранс» руководствуется правилом приёма на работу на основе оценкипрофессиональных качеств кандидатов и с учётом требований, предъявляемых кданной должности.
Недопускается нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотическогоопьянения, так как это может поставить под угрозу безопасность труда. Должныбыть приняты надлежащие меры для недопущения того, чтобы употреблениясотрудниками алкоголя или наркотических средств оказывало отрицательноевоздействие на безопасность и успешное ведения бизнеса.
Ввиду тогочто в конечном счёте характер организации представляет собой лишь отражениедеятельности её коллектива, каждый сотрудник несёт постоянную личнуюответственность за то, чтобы в своих отношениях с заказчиками, поставщиками,коллегами, акционерами и общественностью организация, как и ранее, продолжаласвоё стремление «поступать наилучшим образом».
 2.7. Мотивация труда
Для тогочтобы мотивировать конкретного человека, руководитель ООО «УАЗ-Автотранс»должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредствомтакого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Дляудовлетворения высших потребностей руководство ООО «УАЗ-Автотранс» используетрекомендации, которые показаны в таблице 6.

Таблица 6.
Рекомендациипо удовлетворению высших потребностейСоциальные потребности Потребности в уважении Потребности в самовыражении
Руководитель ООО «УАЗ-Автотранс» создаёт в коллективе чувство единой команды;
Строит работу так, чтобы сотрудники могли общаться;
Проводит с подчинёнными периодические совещания:
Не старается разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба;
Создаёт условия для социальной активности работников ООО «УАЗ-Автотранс» вне её рамок.
Руководитель ООО «УАЗ-Автотранс» предлагает подчинённым содержательную работу;
Обеспечивает им положительную обратную связь с достигнутыми результатами;
Высоко оценивает и поощряет достигнутые подчинёнными результаты;
Привлекает подчинённых к формулировке целей и выработке решений;
Делегирует подчинённым дополнительные права и полномочия;
Продвигает подчинённых по служебной лестнице;
Обеспечивает обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Руководитель ООО «УАЗ-Автотранс» обеспечивает подчинённым возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
Даёт подчинённым сложную и важную работу, требующую у них полной отдачи;
Поощряет и развивает у подчинённых творческие способности.
Одним изфакторов успешного развития ООО «УАЗ-Автотранс» является эффективная системастимулирования труда. Она интегрирует хорошо продуманные и неукоснительноиспользуемые формы и методы повышения трудовой активности персонала, которые посвоему характеру подразделяются на две тесно связанные между собой группыэкономических и психологических стимулов.
Главнымэкономическим стимулом повышения трудовой активности работников являетсязаработная плата. Задержка ее выплаты исключена.
Эффективнымстимулом является предоставление работникам ООО «УАЗ-Автотранс» материальнойпомощи в виде различных единовременных пособий — на жилье, некоторые видыкоммунальных услуг, питание, одежду, транспорт, культурные и медицинские нужды.Эти пособия носят разовый характер и выплачиваются лишь в исключительныхслучаях, являясь, по сути, своеобразной благотворительной помощью.
РаботникамООО «УАЗ-Автотранс» осуществляется заранее оговоренная единовременная выплата вформе выходных пособий при уходе на пенсию по достижении пенсионного возраста. Этолибо особая единовременная сумма, либо сумма, эквивалентная заработанной пенсии.Эти выплаты не требуют каких-либо предварительных взносов со сторонысотрудников, а осуществляются на безвозмездной основе за счет прибылипредприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких выплат, — непрерывныйстаж работы на данном предприятии не менее 20 лет.
Необходимоиметь в виду, что мотивация работника сопряжена с общей системой вознагражденияв организации, которая может обеспечить огромное разнообразие, стимулируяинтенсификацию труда.
/>Заключение
В ходеанализа, было выявлено, что высшим органом управления ООО «УАЗ-Автотранс»является общее собрание участников общества.
Руководствотекущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительныморганом – директором Общества; избираемым (назначаемым) на общем собранииучастников общества сроком на 5 лет.
Структурауправления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Внешняя средаООО «УАЗ-Автотранс» по своей структуре неоднородна и представлена средойпрямого и средой косвенного воздействия.
Внутренниепеременные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основномявляются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутреннейсреды ООО «УАЗ-Автотранс», которые требуют внимания руководства, являются: цели,структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Всвоей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы.
Отвнутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации,и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Внешняясреда имеет свойства сложности и неопределенности.
Такимобразом, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы всовокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие нафункционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют другна друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности,не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
Миссия ООО«УАЗ-Автотранс» заключается в том, чтобы оказывать услуги наивысшего качествадля максимального удовлетворения запросов потребителей.
Построение«дерева целей» показало, что необходимо произвести расчёт необходимых факторовпроизводства, из которых следует, что если постоянные расходы уменьшатся на 3%,то в 2009 году они составят 468,7 тыс. руб., то есть на 14,5 тыс. руб. меньшечем в 2008 году. Переменные расходы планируется уменьшить на 2%. Значит, в 2009году они составят 316,73 тыс. руб. это на 6,46 тыс. руб. меньше чем в 2008 году.
К переменнымрасходом относятся транспортные расходы и расходы на заработную плату,выплачиваемую сдельно в% к обороту. Планируемые транспортные расходы должныуменьшатся на 0,36 тыс. руб. и составят 17,69 тыс. руб. Транспортные расходымогут уменьшаться за счёт экономии топлива. Для этого топливо закупается болеедешёвое. Также можно уменьшить количество поставок материала, но тогда надоувеличить объём поставляемых материалов за один раз, чтобы не было ихнедостачи, когда спрос на них велик. Также планируется снизить расходы назаработную плату, выплачиваемую сдельно в% к обороту, она составит 299,04 тыс. руб.,это на 6,1 тыс. руб. меньше чем в 2008 году. Это снижение можно сделать за счётсокращения штатных единиц.
Ученымидоказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения человекаявляется интерес к работе. Чем больше знаний имеет человек, чем выше егоквалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворениебудет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. Винтересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свойпсихологический потенциал.
/>Список литературы
1.     Гражданский кодекс Российской Федерации: С учетом Федерального закона от2 февраля 2006 года № 19-ФЗ. По состоянию на 10 апреля 2006 года. М.: Гросс-медиа,2006.
2.     Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью» // Российская газета. 1998.17 февраля.
3.     Менеджмент: под общей редакцией проф. М.П. Переверзева, Москва ИНФРА-М2007.
4.     Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития. – Архангельск:Март, 2003.
5.     Шубенкова Е.В. Особенности корпоративной культуры в условиях тотальногоменеджмента качества // Управление персоналом. 2004. №3. С.51-55.
6.     Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. – М.:ГУ ВШЭ, 2003.
7.     Савина О. А, Управление промышленными предприятиями с использованиемсистем поддержки решений. – М.: МАИ, 2006.
8.     Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2005.
9.     Карпиков О.В., Смирнов В.Т. Коммерческая активность предприятия. – Орёл:ОрёлГТУ, 2003.
10.   Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М,2004.
11.   Сафронов Н.А. «Экономика организации (предприятия)”: учебник длясредних учебных заведений – Москва: Экономист, 2003г. -251с.
12.   Баканов М.И. «Экономический анализ в торговле», Москва «Финансы истатистика», 2004г.