Анализ социально-экономического состояния Курганской области

Содержание
Введение
1. Геоэкономическоесостояние, природные ресурсы, финансовая структура Курганской области
1.1 Геоэкономическоесостояние Курганской области
1.2 Климат и природныересурсы
2. Основные проблемысоциально-экономического развития Курганской области
2.1.Социально-экономическое развитие и основные проблемы Кургана и Курганскойобласти
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Актуальностьювыбранной темы является то, что трансформационный период, который переживалаРоссия в 90‑е годы, принес с собой децентрализацию власти и управления,что с одной стороны, значительно расширило права региональной власти в областирегулирования социально – экономических процессов, а с другой стороны, серьезнообострило взаимоотношения по линии «центр-периферия», ускорило дифференциациюрегионов по уровню социально-экономического развития.
Данныепроблемы серьезно модифицировали динамику развития всех регионов – субъектовРФ.
Однако всовокупности российских регионов существенно выделяется группа регионоваграрно-индустриальных, в которых вышеназванные противоречия проявляются сособой остротой.
Существенноеусиление социальной напряженности, вызванное ростом безработицы, глубокойдифференциацией уровня жизни городских и сельских жителей, увеличениемотрицательного сальдо миграции, долгосрочная стагнация экономикиаграрно-индустриальных регионов, требуют разработки «опережающей» стратегии региональногоразвития, направленной на стимулирование диверсификации региональной экономики,активизацию предпринимательства, и, как следствие, повышениеконкурентоспособности регионов данного типа.
Однако ееформирование затрудняется в силу отсутствия комплексных методических подходов,учитывающих специфику генезиса и развития аграрно-индустриального региона, инедостаточной разработанности вопросов, связанных с применением современныхтехнологий управления применительно к решению проблем регионов данного типа.
При этомособого внимания требуют вопросы повышения конкурентоспособностиаграрно-индустриальных регионов в условиях резкого усиления процессовмежрегионального перелива капиталов, миграции рабочей силы, ресурсов, а такжеглобального изменения конкурентного порядка при вступлении России в ВТО.
Стратегияповышения конкурентоспособности региона позволяет выявить уровни и направленияконкуренции региона, а также реализовать внешние и что более важно, изыскатьвнутренние возможности его развития. Таким образом, разработка методологическихоснов формирования и реализации стратегии повышения конкурентоспособностиаграрно-индустриальных регионов, с учетом специфики их хозяйственного профиля иэволюции системы государственной поддержки аграрного сектора, создаст условиядля стабилизации деструктивных процессов и повышения привлекательности этихтерриторий как для хозяйственной деятельности, так и для проживания населения.
В Россиисущественный вклад в становление современной и методологии региональныхисследований и формирование региональной политики внесли труды экономистов Е.Г. Анимицы,М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга, В.В. Кулешова, В.Н. Лексина,О.А. Романовой, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова и др., посвященныевопросам неоднородности и дифференциации национального экономическогопространства, экономического районирования, межрегиональной конкуренции,реструктуризации экономики проблемных регионов. Теоретико-методологическиеположения, сформулированные в работах этих исследователей, позволяют понятьместо аграрных регионов в системе регионов РФ, выделить магистральные тенденциирегионального развития в современных условиях.
Широкоераспространение феномена аграрно-индустриальных регионов в России, котораязначительно позднее по сравнению с экономически развитыми странами Западаперешла на стадию индустриального развития, и острота противоречий, возникающихна их территории, определяют безусловную практическую значимость и социальнуювостребованность предлагаемой темы исследования.
Целью работыявляется развитие теоретико-методологических представлений об особенностяхсоциально-экономического развития Курганской области.
Длядостижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
Уточнитькатегориальный аппарат и выявить теоретические предпосылки формирования иразвития Курганской области
Выявитьосновные этапы становления системы инструментов государственного воздействия наэкономику регионов с сельскохозяйственной специализацией в условиях перехода киндустриальному технологическому способу производства в экономически развитыхстранах и специфику ее формирования в России.
Провестикомплексную характеристику современной системы государственного управлениярегионами с сельскохозяйственной специализацией в РФ, выявить проблемы имагистральные направления ее совершенствования.
Объектомисследования является Курганская область, которая рассматривается как типичныйаграрно-индустриальный регион.
Предметисследования – процессы, тенденции, проблемы социально-экономического развитияаграрно-индустриальных регионов и механизмы формирования стратегии повышения ихконкурентоспособности.
 Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значениеисследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляюттеоретико-методологическую базу управления социально-экономическим развитиемаграрно-индустриальных регионов.
Практическаязначимость исследования определяется возможностью использования выводов ипрактических рекомендаций в ходе разработки планов и программ по стабилизации иразвитию аграрно-индустриальных регионов.
Практическиерезультаты могут найти применение в законодательной и нормотворческойдеятельности представительных органов власти субъектов РФ, регулирующих процесссоциально-экономического развития аграрно-индустриальных регионов;организационно-управленческой деятельности исполнительных органов региональнойвласти, разрабатывающих программы и планы регионального развития; практическойдеятельности региональных подразделений исполнительных органов государственногоуправления в сфере сельского хозяйства и АПК; педагогической деятельностипреподавателей вузов, выпускающих специалистов по региональной экономике,государственному и муниципальному управлению.

1.Геоэкономическое состояние, природные ресурсы, финансовая структура Курганскойобласти
 
1.1 Геоэкономическоесостояние Курганской области
Несмотря надостаточно широкое обсуждение проблем регионального экономического развития,вопросы анализа социально-экономического развития и повышенияконкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов в условияхтрансформационного периода пока не получили адекватного отражения в современнойэкономической литературе. Вместе с тем, разработка вопросов, связанных с темойпроведенного исследования, создает предпосылки для решения поставленных задач.
Основы теориистратегического планирования применительно к корпоративным объектам, былизаложены в работах Б. Альстренда, Дж. Куинна, Г. Минцберга, М. Портера.
Однако,протекающие в российских регионах трансформационные процессы, делают невозможныммеханическое заимствование этих общетеоретических подходов[1].
Проблемыорганизации и методического обеспечения территориального стратегическогопланирования отражены в работах Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой,Лукаша, П.В, Ю.В. Савельева, О.П. Сушкова, А.И. Шишкина, А.Э. Яновского.Однако эти работы ориентированы на создание общей методической базыстратегического территориального планирования, без учета специфики хозяйственногопрофиля и исторической эволюции региональных экономических систем.
Отдельныеаспекты государственного и рыночного регулирования развития регионов ссельскохозяйственной специализацией отражены в работах С.Ю. Глазьева, В.Н. Боброва,В.А. Добрынина, Ю.В. Захарова, Р. Кучукова, А.А. Никонова, С.В. Рогочева,В.Д. Руднева, Е.С. Строева, И.Ф. Суслова, А. Семина, H.H.Филиппова, М.С. Холодецкого, В. Чаянова, Ю.В. Яковца. Вместе стем, данный массив публикаций не ориентирован на выявление объективных факторовгенезиса и эволюции, обусловивших специфику и проблемы современной системыгосударственного регулирования регионов данного типа[2].
Такимобразом, отсутствие целостной концепции, обеспечивающей комплексное решениепоставленной проблемы в современных условиях, недостаточная разработанность ееотдельных аспектов определили общий замысел исследования, состоящий в том,чтобы системно, используя единую методологию, выявить тенденции и проблемыстановления системы государственного управления социально-экономическимразвитием аграрно-индустриального региона и предложить методическийинструментарий по повышению ее эффективности на основе внедрения стратегическихтехнологий управления конкурентоспособностью территорий.
1.2 Климат и природные ресурсы Курганской области
Курганскаяобласть расположена в юго-восточной части Западносибирской низменности, вбассейне реки Тобол, перерезающей ее территорию почти посередине[3].
Областьзанимает удобное географическое положение. На севере и северо-западе онаграничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе – с Челябинской, навостоке и северо-востоке – с Тюменской, на юге и юго-востоке – с Казахстаном.[4]
Курганскаяобласть является своеобразными воротами Сибири. По ее территории проходитСибирская железнодорожная магистраль, которая связывает наш регион с важнейшимиэкономическими районами Европы и Азии.
РасположениеКурганской области в глубине огромного континента определяет ее климат какконтинентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгороженас запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершеннооткрыта с северной стороны и очень мало защищена с юга.
Поэтому нанашу территорию легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые,сухие – из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическимусловиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массыумеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.
Самымхолодным месяцем является январь (в среднем -18°), самым теплым – июль (+19°).Годовая амплитуда между самой низкой и самой высокой температурами в областиотмечена в 1943 году (в январе -50°, в июле +41°).
Среднегодовоеколичество осадков по области составляет 300–400 мм, но значительноколеблется по отдельным годам. Минимальное количество осадков выпало в 1952году (182 мм).
РекиКурганской области относятся к речной системе Оби. Главной рекой являетсяТобол, который берет начало в отрогах Южного Урала и на территории Тюменскойобласти впадает в Иртыш. Длина его 1670 км. Тобол является типичнойравнинной рекой с медленным течением и непостоянным водным режимом: веснойшироко разливается, а летом сильно мелеет.
Исеть – втораяпо величине река области. Длина ее 485 км, истоки – в горном озереИсетском, расположенном в 20 километрах северо-западнее г. Екатеринбурга.
Протекает посеверо-западной части нашей области на протяжении 412 км и впадает в Тоболоколо Ялуторовска. Река Миасс (длина ее 647 км) начинается в отрогахУральских гор западнее г. Челябинска.
Богата нашаобласть озерами. Больше всего их в северо-восточных районах: Мокроусовском,Макушинском, Петуховском, Частоозерском. Самые крупные – Черное и Стекленей – вМокроусовском районе, Малые Донки – в Куртамышском районе[5].
Кроме пресныхозер, на территории области имеются многочисленные соленые, горько-соленые ищелочные озера. В минерализованных озерах залегают мощные отложения ценнейшихлечебных грязей. Далеко за пределами Курганской области известны такие курорты,как «Озеро Горькое» Щучанского района, «Озеро Медвежье» в Петуховском районе.
Вместе с темобеспечение населения водой питьевого качества и в нормативных количествах вКурганской области остается одной из острейших проблем.
Наиболеекрупным источником водоснабжения являются река Тобол, а также озера вМакушинском, Петуховском, Кетовском районах. Реки Исеть и Миасс, Синара и Течаимеют сильное антропогенное загрязнение на территориях Свердловской иЧелябинской областей и не могут быть использованы в качестве источниковводоснабжения[6].
В Курганскойобласти имеются разнообразные полезные ископаемые. Богата она сырьем дляпроизводства строительных материалов. Повсеместно имеются месторождения глин,трепелов, есть залежи гипса, известняка, строительного камня, гравия инеограниченные запасы песка. Разведаны железорудные месторождения.
В Кетовском,Шадринском и других районах области найдены богатые по объемам источникиминеральной воды, которая не уступает по своему составу давно известным во всеммире водам «Ессентуки», «Боржоми» и дрм[7].
Но главнымприродным богатством области является плодородная земля. Значительную часть еетерритории занимают пахотные земли, пригодные для интенсивного ведениязернового хозяйства. Суходольные и заливные луга являются прочной кормовойбазой для животноводства.
Курганскаяобласть расположена в зоне лесостепи. Лесная площадь составляет 24% территорииобласти.
Лес оказываетблаготворное влияние на природу края, развитие сельского хозяйства, а такжеявляется сырьем для лесной и деревообрабатывающей промышленности[8].
В России идетмасштабная административная реформа. Меняются принципы организации местногосамоуправления, расширяются полномочия органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, устанавливается соответствующий демократическомуустройству и рыночной экономике доступ к природным ресурсам. Сферы влияния иответственность между федеральными, региональными органами государственнойвласти и органами местного самоуправления четко разграничиваются. Курганскаяобласть располагает значительными природными ресурсами, играющими важную роль вжизнеобеспечении населения и функционировании экономики.
3 июня вДепартаменте сельского хозяйства прошло совещание по вопросу совершенствованиясистемы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Послесовещания мы побеседовали с одним из докладчиков, руководителем УправленияРосприроднадзора по Курганской области В.П. Шевелевы о состояние и охранеприродных ресурсов курганской области.
Самымуникальным и поистине бесценным источником жизни являются водные ресурсы, 10%территории области занято поверхностными водными объектами, их площадьсоставляет почти 703 тыс. га. Однако, несмотря на значительную суммарнуюплощадь по запасам пресной воды, область занимает последнее место в Уральскомрегионе[9].
СогласноВодному Кодексу в целях поддержания водных объектов в состоянии,соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны,на которых устанавливается специальный режим их использования и осуществленияхозяйственной деятельности.
Из 449 ректолько 125 или 28% имеют проекты водоохранных зон, а из почти 3 тысяч озертолько поэтому, режим ограничения хозяйственной деятельности, ограничениеоборота земельных участков, входящих в состав земель водного фонда неподкреплен конкретными проектными материалами. Еще сложнее обстоят дела сводоохранными зонами на территории городов и населенных пунктов, размеры и границыкоторых устанавливаются утвержденными генеральными планами.
Ни по одномунаселенному пункту границы водоохранных зон не установлены. Это приводит кзастройке водоохранных зон объектами, размещение которых противоречитзаконодательству. Нижне-Обское бессейновое управление и Администрациимуниципальных образований должны инициировать разработку проектов водоохранныхзон, градостроительной документации, предусматривающей установление границводоохранных зон в черте населенных пунктов.
Контроль заохраной и использованием земель водоохранных зон осложняется еще и тем, что насегодняшний день земли, занятые водными объектами и их водоохранными зонами, непереведены в категорию земель водного фонда, как того требует действующееземельное и водное законодательство. В настоящее время эта работа непроводится.
Нерешениеэтих и других вопросов приводит к усилению негативного воздействия на водныеобъекты[10].
Сток основныхрек Тобол, Исеть, Миасс, составляет 3,7 куб. км в год, он интенсивно загрязненпромышленными и хозбытовыми стоками Челябинской, Свердловской и Костанайскойобластей.
Прессинг наводные объекты и со стороны природопользователей Курганской области не тольконе снижается, а растет год от года. Доля сбрасываемых загрязненных сточных водв общем объеме водоотведения в водные объекты ежегодно увеличивается и в 2004году составила 98%. Достаточно посмотреть, что принимает р. Исеть после г. Катайска,очистные сооружения, которого с 1987 года находятся в стадии реконструкции, абиологическое звено выведено из технологической цепочки очистки. Шадринскиегородские сооружения биологической очистки из-за их неудовлетворительноготехнического состояния фактически не являются очистными сооружениями.
Качество водыв р. Исеть характеризуется как «грязная вода» и имеет тенденцию к ухудшению побольшинству контролируемых показателей. Очистные сооружения г. Кургана напротяжении ряда лет работают с превышением норм установленного допустимогосброса и остаются источником загрязнения р. Черная и р. Тобол[11].
С 1994 г.не ведется строительство объектов, предусмотренных проектом очереди: цехадоочистки и цеха механического обезвоживания осадка, не решены проблемывозврата и очистки шламовых вод после водоподготовки.
В результатене выполняются условия лицензии на пользование водным объектом, в связи с чемрешается вопрос о внесении представления на отзыв лицензии МУП«Курганводоканал» на водопользование и аннулировании разрешения на сброссточных вод в водные объекты[12].
В периодподготовки к паводку специалисты Управления Росприроднадзора по Курганскойобласти провели совещание с главами муниципальных образований и владельцамигидротехсооружений.
Можнообратить внимание руководителей на то, что значительную опасность для населенияпредставляют сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, и сооружения,построенные без проекта. На сегодняшний день таких сооружений.
Особуютревогу вызывают факты несанкционированного вмешательства в природную среду. Втечение ряда лет плотина на реке Отнога у деревни Козлово в Кетовском районесоздает угрозу населению и нижерасположенному гидротехническому сооружению, ееежегодно восстанавливают.
В этом годувынуждены были оштрафовать руководителей района и решать вопрос по сносуплотины в судебном порядке. Еще ряд руководителей хозяйствующих субъектовпонесли административные наказания за самодеятельность на водных объектах, както, – расчистка водохранилища на р. Утяк Кетовского района, укреплению берегареке Исеть в деревне Ближне-Кубасова Шатровского района, работы былиостановлены.
Запасы уранав Зауралье оцениваются в 120–130 тыс. тонн, бентонитовых глин – 15,7 млн. тонн,запасы минеральных вод позволяют добывать почти 453 куб. м/сут. Балансовыезапасы лечебных грязей – составляют 20 млн. куб. м. Имеется надежная сырьеваябаза для развития строительной индустрии – песок, глины, строительный камень.
Правопользования недрами дает лицензия. В 2003–2004 гг. работа полицензированию активизировалась, за этот период было выдано 228 лицензий направо пользования недрами. Сейчас лицензии имеют 407 недропользователей, из нихна пользование подземными водами – 343 или 84%.
Подземныеводы являются единственным источником водоснабжения для многих районов области,водой из скважин пользуются более 30% населения области.
Практическиежегодно происходит увеличение эксплуатационных запасов подземных вод. Посостоянию на 01.01.2005 г. эксплуатационные запасы составляют 181,6 тыс. м³/сут.
На фонепозитивных сдвигов в улучшении водоснабжения госконтролем выявлены серьезныенарушения. Согласно законодательству о недрах буровые скважины, не пригодныедля эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованиюрегулирующими устройствами, консервации или ликвидации.
Количествотаких скважин установить невозможно, даже приблизительно, из-за отсутствияреестра скважин, который должны вести Агентство по недропользованию и еготерриториальные органы. Администрации районов и муниципальные образованияпрактически устранились от решения данных вопросов.
Ориентировочно200 предприятий осуществляют добычу подземных вод, не имея лицензий.Большинство из пробуренных в последние 3 года скважин переданы в эксплуатациюадминистрациям сельсоветов, сельхозпроизводителям и другим организациям. Такихскважин 38, лицензии на них так и не получены.
Подобноеотношение к такому уникальному природному ресурсу как пресные подземные водыможет привести к их загрязнению и, в конечном счете, невозможности дальнейшегоиспользования[13].
Ведениелесного хозяйства всеми лесопользователями должно осуществляться в соответствиис утвержденными проектами лесоустройства. На сегодняшний день не имеютутвержденных проектов лесоустройства Шадринский, Звериноголовский и Макушинскийлесхозы МПР РФ. С 2002 года не имеют проектов лесоустройства Шатровский иШадринский сельские лесхозы[14].
Этимлесопользователям запрещается ведение рубок без заключения экологическойэкспертизы по каждому виду рубок. Департаменту сельского хозяйства Курганскойобласти необходимо завершить работы по лесоустройству лесов, переданных вуправление Администрации области.
Нельзя несказать и о лесных пожарах прошлого года.
Они выявилинеудовлетворительное противопожарное устройство лесного фонда, отсутствие вбольшинстве лесхозов планов противопожарного устройства лесов (61%), сложностиих реализации из-за отсутствия финансирования. Еще более сложное положение влесах сельхозформирований: во всех сельских лесхозах отсутствуют средстваобнаружения пожаров, тушения и связи. Надо, чтобы сельские леса были обустроеныв соответствии с разработанными и утвержденными планами противопожарногоустройства лесов.
По-прежнемуостро стоит проблема охраны, использования и воспроизводства городских лесов,расположенных в границах городов Курган, Шадринск, Куртамыш, Катайск.
Из-заотсутствия хозяина городские леса захламляются, имеет место самовольный захватземель под объекты торговли, дорожного сервиса; ведется хаотичная застройказемель, занятых городскими лесами, при отсутствии утвержденнойградостроительной документации на такую застройку[15].
Приразмещении жилых домов не соблюдаются 50‑метровые противопожарныеразрывы, что приведет также впоследствии к необходимости рубить леса. Городскиелеса требуют особого подхода, здесь на первом плане должна быть цель – сохранениелесной среды как «легких» города, места отдыха и оздоровления горожан.
УправлениемРосприроднадзора по Курганской области, инспекторским составом принимаются мерыпо надзору и контролю за природопользованием. За текущий год проведено 113проверок, выявлено нарушений и выдано предписаний – 174, привлечено кадминистративной ответственности юридических и физических лиц – 32, наложеноштрафов на сумму 175 тыс. рублей.
Но мерамитолько контроля и надзора никогда не добиться сохранения, приумножения ирационального использования природных ресурсов. А они у нас есть.
Тольковзаимопонимание и согласие между Администрацией Курганской области,федеральными органами, другими организациями, осуществляющими управлениегосударственным имуществом, контроль и надзор в сфере природопользования, можетспособствовать решению задач, связанных с использованием, охраной ивоспроизводством природных ресурсов, при условии полного выполнения каждой изсторон своих обязанностей.

2.Основные проблемы социально – экономического развития Курганской области
 2.1 Социально-экономическое развитие и основные проблемы Кургана иКурганской области
Курганскаяобласть имеет специфичную для областей Урала структуру экономики. Приотсутствии добычи полезных ископаемых, собственных топливно-энергетическихресурсов, металлургической базы Администрацией области были определены ключевыенаправления развития: государственного регулирования экономики, мобилизациясобственных средств, активное взаимодействие с регионами. В результате удалосьизменить к лучшему социально-экономическую ситуацию в области.
Основныенаправления деятельности были намечены в Программе экономического и социальногоразвития области на 2004–2010 годы, которая зарегистрирована в Министерствеэкономического развития и торговли РФ в ноябре 2004 года[16].Основная цель Программы – решение ключевых социально-экономических проблемобласти и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятостинаселения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциалаКурганской области.
Кромеэтого в области реализуются областные целевые программы.
С2004 года начала действовать областная целевая программа «Сокращения уровнябедности в Курганской области на период до 2010 года», в основе которой лежитсоздание условий для вовлечения трудоспособного населения в экономическуюдеятельность[17].
Ужесегодня уровень бедности в сравнении с 2000 годом сократился в Зауралье в двараза.
Вцелях повышения надежности электроснабжения потребителей области, сниженияэнергоемкости действует Региональная энергетическая программа Курганской областина период до 2010 года.
Разработанаконцепция «Стратегия развития строительного комплекса Курганской области до2010 года». [18]
С1999 года Администрация (Правительство) Курганской области занимаетсявнедрением механизма ипотечного жилищного кредитования. В области реализуетсяобластная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования вКурганской области на 2004–2010 годы и на перспективу до 2015 года» и целеваяпрограмма Курганской области «О государственной поддержке в обеспечении жильеммолодых семей на 2005–2010 годы». В результате расширилась доступностьприобретения жилья работниками бюджетной сферы, молодыми семьями. К 2010 году18 тыс. молодых семей смогут приобрести квартиру. При рождении ребенка молодаясемья получает единоразовую субсидию за счет средств бюджета.
Жилищноестроительство является перспективным сектором экономики, привлекательным длявложения капитала. В настоящее время у населения высока потребность в жилищномстроительстве. Возможности ипотечного строительства не удовлетворяют в полноймере потребностям населения, желающих через ипотеку улучшить свои жилищныеусловия в несколько раз больше.
Начиная,с 2000 года по программе ипотечного жилищного кредитования жителями нашейобласти приобретено около 1500 квартир. Правительство области уделяет особое вниманиеразвитию Программы ипотечного жилищного кредитования. Удалось снизитьпроцентную ставку для участников Программы. Если в 2000 году она составляла 7–12%годовых, то в 2004–2006 годах – 5–12% годовых. Всего с 2000 года выдано 1870ипотечных кредита на сумму более 800 млн. рублей. 62% участников Программы –это молодые семьи.
Вобласти создана система поддержки агропромышленного комплекса. Из областногобюджета финансируются программы «Социальное развитие села Курганской области до2010 года», по развитию личных подсобных хозяйств, животноводства,обеспечивается субсидирование процентной ставки по кредитамсельхозпроизводителей, возмещение части стоимости семян высших репродукций имногое другое.
Основныецели и задачи деятельности Администрации (Правительства) Курганской областиежегодно уточняются Программой социально-экономического развития Курганскойобласти. В конце 2005 года принята Программа социально-экономического развитияКурганской области на 2006 год и среднесрочную перспективу.
МероприятияПрограммы направлены, в первую очередь, на качественное преобразованиеэкономики. И главной целью является повышение благосостояния населения иустойчивого роста уровня жизни населения.
Производительныйхарактер экономики Курганской области, обусловливает объективную необходимостьразвития научного, научно-технического и инновационного потенциала, которыйможет оказать благоприятное влияние и содействие в ускорении социально-экономическогоразвития области.
Вцелях формирования эффективной инновационной среды Администрацией(Правительством) Курганской области утверждена Концепция развития инновационнойдеятельности в Курганской области на период до 2015 года.
Последние5 лет Курганская область имеет устойчивую положительную динамику роста основныхмакроэкономических показателей. Валовой региональный продукт в сопоставимойоценке увеличился за 2000–2005 гг. в 1,3 раза. В структуре валовогорегионального продукта наметился перенос «точек роста» с промышленногопроизводства на сферу услуг. Достигнут рост инвестиционной активности: за 5 летобъем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился в 1,6 раза.
Вцелях дальнейшего увеличения инвестиционной активности, а также повышенияинвестиционной привлекательности Курганской области в 2006 года Администрацией(Правительством) Курганской области принято распоряжение от 08.11.2005 г. №365-р«О плане мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности ипривлечению инвестиций в экономику Курганской области на 2006 год».[19]
Врамках выполнения указанного плана мероприятий ведется следующая работа,направленная на создание благоприятных условий для развития инвестиционнойдеятельности в регионе:
1.Формирование пакета инвестиционных проектов и восстановление практикипроведения конкурсов инвестиционных проектов (формирование пакетапервоочередных инвестиционных проектов Курганской области).
Всоответствующий реестр включено более 40 инвестиционных проектов организацийКурганской области различных сфер деятельности.
Насегодняшний день, сформирован каталог инвестиционных проектов Курганскойобласти. В настоящее время принято Постановление Администрации (Правительства)Курганской области «О внесении изменений в постановление Администрации(Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. №126 «О ежегодномконкурсе инвестиционных проектов «Лучший инвестиционный проект года Курганскойобласти», который предусматривает новые условия проведения конкурсовинвестиционных проектов.
2.Формирование сводного реестра инвестиционных площадок Курганской области.
В настоящеевремя принято Постановление Администрации (Правительства) Курганской области «Оформировании сводного реестра инвестиционных площадок на территории Курганскойобласти». Указанный документ предусматривает порядок формирования ииспользования сводного реестра инвестиционных площадок Курганской области, атакже способы взаимодействия отраслевых департаментов, управлений, комитетов,администраций муниципальных образований (районов, городов) Курганской области врамках формирования данного реестра.
3.Формирование благоприятного налогового законодательства для инвесторов.
Динамичноразвивается межрегиональное сотрудничество. За последние 4 года объемытоварооборота Курганской области с субъектами РФ возрастали в среднем на 10–20%в год.
Курганскаяобласть смогла сохранить лидирующее положение среди соседних областей попроизводству основных сельскохозяйственных продуктов на душу населения.
В 2005 годуКурганская область занимала по Российской Федерации: по производству на душунаселения зерна- 9 место, скота и птицы в убойном весе – 33 место, молока – 18место, картофеля – 21 место, овощей – 8 место. В текущем году Курганскаяобласть сохраняет лидирующее положение среди соседних областей по производствуосновных сельскохозяйственных продуктов на душу населения.
Очевидныперемены в благосостоянии населения области. Последние пять лет наблюдаетсяежегодный рост денежных доходов населения и заработной платы.
За пять летсредняя заработная плата в Курганской области выросла в 3,9 раза, реальныедоходы населения в Курганской области выросли в 3,5 раза, реальная заработнаяплата – в 1,9 раза.
Положительныетенденции последних лет продолжились и в 2006 году. Социально-экономическоеположение в Курганской области в 2006 году характеризовалось увеличениемденежных доходов и заработной платы, ростом выпуска промышленной продукции.Увеличились инвестиции в основной капитал, ввод жилых домов, перевозки грузовавтомобильным и железнодорожным транспортом, оборот розничной торговли иобщественного питания, платные услуги населению. Темпы роста промышленного исельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, платных услугнаселению, инвестиций в основной капитал выше российских.
Подруководством Администрации (Правительство) Курганской области реализуютсяприоритетные национальные проекты, предложенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.При Губернаторе Курганской области работает Совет по реализации приоритетныхнациональных проектов[20].
В первомполугодии 2008 года наблюдалась положительная тенденция увеличения по сравнениюс соответствующим периодом прошлого года объема валового регионального продукта– основного показателя, характеризующего совместные усилия предприятий инаселения. Рост валового регионального продукта обеспечен за счет увеличенияпроизводства товаров в промышленности, лесном хозяйстве, а также увеличенияроста производства услуг в розничной и оптовой торговле, непроизводственныхвидах бытового обслуживания, здравоохранении, физической культуре и социальномобеспечении.
Возросливнешнеторговый оборот и прибыль материального производства, увеличился вводжилья, снизился уровень потребительских цен и безработицы, повысилась реальнаязаработная плата.
Вместе с темусложнилась финансовая обстановка: увеличились неплатежи в бюджет, недоимка поналогам. Возросли дебиторская и кредиторская задолженности предприятий,задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и пособий. Не улучшиласьработа строительного комплекса, сельского хозяйства и социальной сферы.

Заключение
Совокупностьиспользованных в ходе исследования эмпирических методов включает в себяколичественные экономико-математические и экономико-статистические методы, атакже методы экспертных оценок и мониторинг.
В даннойкурсовой работе уточнено содержание понятия аграрно-индустриальный регион,которое рассматривается в единстве его внешних и внутренних характеристик,отражающих роль сельского хозяйства в экономике и занятости населения региона,степень развития различных составляющих и технологическую завершенностьрегионального аграрно-промышленного комплекса. Предложена системастатистических показателей, всесторонне отражающая выявленные ключевыеособенности аграрно-индустриальных регионов, позволившая классифицироватьсубъекты РФ по степени развития индустриального технологического уклада иаграрно-промышленного сектора и выделить в особую группу регионыаграрно-индустриальные.
 Выявлены основные этапы становления системы инструментов государственногорегулирования социально-экономического развития территорий ссельскохозяйственной специализацией в экономически развитых странах (периоданализа охватывает конец 18 – начало 21 вв.) и специфика ее формирования вРоссии. Предложен подход к проведению комплексной характеристики современнойсистемы государственного управления развитием территорий с сельскохозяйственнойспециализацией в РФ, включающий анализ ее институциональной структуры,систематизацию и классификацию инструментов управления.
Разработаныметодические рекомендации по анализу социально-экономического развитияаграрно-индустриального региона, обосновывающие основные направления анализа испецифику инвариантных аналитических блоков, позволяющих выявить тенденциитрансформации ведущих подсистем регионов данной хозяйственной специализации вроссийских условиях.
Разработанасовокупность показателей, определяющих уровень конкурентоспособностиаграрно-индустриального региона и обоснованы основные элементы стратегическогоплана повышения конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов, комплексноучитывающего специфику регионального развития, определяемую видом хозяйственнойспециализации (на примере Курганской области).

Списокиспользованной литературы
1.   Демьянов А.К. ГеографияРоссии. М.: Дрофа, 2001. – 345 с.
2.   Дурова Е.Г. Экономическаягеография Российской Федерации. Самара 2001. – 78 с.
3.  Журнал «Эксперт», Москва N9 –2003 г.
4.  Журнал «Новости ТЭК» – декабрь 2003 г. – рассылка
5.  Газета «Экономическая газета» август 2003 г.
6.  «Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности»,под редакцией Н.А. Крулова, ИГИРГИ, 2002
7.   Козлов И.В. Хрестоматияпо экономической географии Пособие для учителя / Сост. И.В. Козлов. – М.:Просвещение. 2000
8.   Суслов Н.И. Макроэкономическиепроблемы ТЭК // ЭКО. 2004. №3
9.   Журнал ОАО «ЛУКОИЛ» –«Нефть России» – N2–2003
10.     Кирилова О.В. Сельскаябезработица, особенности ее проявления и регулирования // Вестникгосударственного университета. 2006. №4.
11.     Ермакова А.М. Государственноерегулирование рынка труда в Курганской области // Сибирский вестниксельскохозяйственной науки. 2007. №2.
12.     Баранов К.НБезработица в аграрном секторе экономики и пути ее преодоления // АПК вXXI веке: действительность и перспективы: Материалы региональной научнойконференции молодых ученых. Курган, 2005.
13.     Ивлев А.А. Целевыепрограммы как один из путей сокращения безработицы. Курган, 2005.
14.     Ермакова А.М. Методытрудоустройства безработного и незанятого населения Кургунской области //Наука и образование аграрному производству: Материалы конференции молодых ученых.Курган, 2006.
15.     Дуб А.Н. Занятостьнаселения Курганской области // Интеграция науки и производства в системеАПК: Сб. науч. тр. Курган, 2006.
16.     Ермакова А.М. Основныепроблемы бедности и пути их преодоления // Интеграция науки и производствав системе АПК: Сб. науч. тр. Курган 2006. 0,2 п.л.
17.     Ермакова А.М. Эффективностьиспользования трудовых ресурсов Кургунской области // Достижения науки вреализацию национального проекта «Развитие АПК»: Материалы Международнойнауч.-практ. конф. Т.1. Курган, 2006. 0,2 п.л.
18.     Ермакова А.М. Безработицав Кургунской области // Сельские территории: проблемы и перспективыразвития: Сб. ст. Региональной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2006.
19.     Ермакова А.М. Устойчивоеразвитие сельских территорий: цели, задачи // Актуальные вопросы сельскогохозяйства: Сб. материалов Региональной конференции молодых ученых. Кургуна,2007.
20.     Годин В.В., Корнеев И.К. Региональный менеджмент. ИНФРА‑ММосква, 2000 год.
21.     Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. – М.:Изд-во РАГС, 2000. – 227 с.
22.     Захаров Н.И. Региональное управление в социально-экономическихсистемах – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 250 с.
23.     Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона:опыт регионального менеджмента. М., 2002
24.     Корниенко В.И. Региональный менеджмент. – М.: Изд-во РАГС,2003. – 262 с.
25.     Кочерин Е.А. Менеджмент – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»,2005. – 384 с.26.     Шаманенко А.Н. Аналитическая записка Курганскойобласти // Курганская область сегодня. №27 декабря 2007 г.
27.     Козлов И.В. Хрестоматияпо экономической географии Пособие для учителя / Сост. И.В. Козлов. – М.:Просвещение. 2000
28.     Суслов Н.И. Макроэкономическиепроблемы ТЭК // ЭКО. 2004. №3