Анализ состояния товарных запасов с помощью методов АВС и XYZ. Нормирование запасов.
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:
являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.
В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:
по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;
по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;
по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;
по единицам измерения — абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота.
Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.
Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.
Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.
Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.
Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.
На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов. Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.
Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:
Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.
Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.
Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.
Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.
В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).
Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.
Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров.
Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – до 100 % торгового запаса; по другим товарам – до 50 % торгового запаса.
Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:
Н = П + Зр + Зс,
где Н — норматив товарного запаса (по товарной группе);
П — время на приемку, подготовку к продаже;
Зр — рабочий торговый запас; Зс — страховой запас.
Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.
При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.
Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности.
Методика проведения АВС анализа
Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило — 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Первый шаг: Определить объекты анализа (Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.)
Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и т.п.
Третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.
Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
Рассчитать эту долю с накопительным итогом.
Присвоить значения групп выбранным объектам.
Рекомендуемое распределение:
Группа А — объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
Группа В — следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.
Группа С — оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.
Общие рекомендации: Настоятельно рекомендую творчески подойти определению объектов и параметров анализа. Не бойтесь экспериментировать. Сгруппировав товар по одному параметру, сопоставьте полученный результат с другими параметрами. Группа С может приносить Вам 20% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать 80% площади склада.
Помните, непродуманное сокращение товаров группы С (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат вашей деятельности для компании может снизиться на 50%.
Методика проведения XYZ анализа
Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).Формула для расчета коэффициента вариации:
/>
где, хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,
— среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
п — число периодов.
Значение квадратного корня есть не что иное, как стандартное отклонение вариационного ряда. Чем больше значение стандартного отклонения, тем дальше от среднеарифметического значения находятся анализируемые значения. Стандартное отклонение — это абсолютная мера рассеивания вариантов ряда. Если стандартное отклонение равно 20, то при среднеарифметических значениях 100 и 100 000 это будет иметь совершенно разный смысл. Поэтому, при сравнении вариационных рядов между собой используют коэффициент вариации. Коэффициенты вариации 20% и 0,2% позволяют понять, что во втором случае значения анализируемых параметров значительно меньше отличаются от среднеарифметического значения.
Первый шаг: Определить объекты анализа (Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.)
Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и т.п.
Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ. Неделя, Декада, Месяц, Квартал/Сезон, Полугодие, Год
Общие рекомендации: Данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов больше трех, чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше чем горизонт планирования принятый в Вашей компании.
Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа по приведенной выше формуле.
Общие рекомендации:
Не пытайтесь написать всю формулу в одной ячейке, разбейте формулу на несколько ячеек.
Возведение в квадрат — ^2, извлечение корня — ^0,5 Пример формулы подкоренного выражения =((C3-G3)^2+(D3-G3)^2+(E3-G3)^2)/3, Затем извлечение корня и деление на среднее значение — =H3^0,5/G3
Обратите особое внимание на объекты анализа, у которых есть периоды с нулевыми значениями. Либо исключите их из анализа, либо измените формулу расчета коэффициента вариации.
Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
Шестой шаг: Определение групп X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X — объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
Группа Y — объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% — 25%.
Группа Z — объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
Совмещение результатов АВС и XYZ анализа
Первый шаг: Провести АВС анализ
Общие рекомендации: Перед началом АВС анализа, создайте индексное поле, т.е. ячейку, содержащую нумерацию, которая не изменяется при сортировках. По окончании анализа значения. Скопируйте ячейки содержащие формулы и воспользуйтесь: меню,,.
Второй шаг: Провести XYZ анализ
Общие рекомендации: Перед началом XYZ анализа, создайте индексное поле такое же, как в АВС анализе (или делайте оба анализа в одном файле), т.е. ячейку, содержащую нумерацию, которая не изменяется при сортировках. По окончании анализа можете значения, но это не обязательно.
Третий шаг: Совместить полученные результаты
Общие рекомендации: Наиболее простой вариант совмещения, это отсортировать оба файла с результатами анализа по индексному полю, затем скопировать столбец с группами из одного файла в другой. Лучше из XYZ в АВС, так как фактическое значение доли оборота объекта имеет больше практического смысла, чем коэффициент вариации. Можно соединить значения в одной ячейке, для этого воспользуйтесь формулой =СЦЕПИТЬ(I3;J3)
Четвертый шаг: Построить совмещенную матрицу
Общие рекомендации: В результате данного совмещения мы получаем 9 групп объектов анализа. По двум критериям степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ). Это незаменимый инструмент для повышения эффективности системы товародвижения Вашей Компании.
Нормирование запасов
Нормирование производственных запасов — определение их минимального размера по видам материальных ресурсов для бесперебойного обеспечения производства. При нормировании производственных запасов сначала определяются нормы производственных запасов в днях, а затем в натуральном и денежном выражении.
Норма запаса в днях устанавливается на основе следующих данных:
Нахождение материалов в пути (транспортный запас Нтр). Определяется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных документов.
Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас Нп). Определяется на основе расчетного или фактического времени за отчетный период, скорректированного с учетом организационно-технических мероприятий по механизации погрузо-разгрузочных работ.
Технологическая подготовка материалов к производству (технологический запас Нт). Образуется в том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка материалов (сушка древесины на мебельных фабриках).Определяется на основе нормативов времени для данных операций.
Пребывание материалов на складе (текущий запас Нтек). Удовлетворяет текущую потребность производства, обеспечивает ритмичную работу между очередными поставками материалов. Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый кратный интервал между двумя очередными поставками.
Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продукции (страховой или гарантийный запас Нс). Характеризуется относительно постоянной величиной и восстанавливается после получения очередной партии материалов. Норматив страхового запаса материалов определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим данным о поступлении материалов.
Общая норма производственных запасов по видам материальных ресурсов в днях определяется суммированием указанных видов запасов
Норматив производственных запасов в натуральном выражении по каждому виду материальных ресурсов Ннат. определяет произведение норматива в днях на их однодневный расход Мдн в натуральном выражении:
Норматив в денежном выражении Ндн., т.е. норматив собственных оборотных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, определяется произведением стоимости однодневного расхода сырья, основных материалов я полуфабрикатов (См) на норматив в днях.
Стоимость однодневного расхода См определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выражении на цену материальных ресурсов, включая заготовительные расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам.
1. Рассчитаем рациональные размеры поставок партий в текущем году. Результаты расчетов занесем в таблицу:
Группы товаров
Объем закупки, Q
√Q
Количество поставок, n
Размер партии
Рациональное количество поставок, nр
Средний, с
Рациональный, ср
Ткани шерстяные
102
10,10
8
12,75
12,75
8
9
3
Ткани шелковые
61
7,81
12
5,08
5,08
12
20
4,47
Ткани х/б
41
6,40
14
2,93
2,93
14
Ткани трикотажные
24
4,9
Таблица 8
Товарые
группы
Максимальные товарные
запасы, в вагонах (Зм)
Распределнние запасов
по способу хранения
Нормы площади на один вагон
Полезная площадь
В штабелях
(Змш)
На стеллажах
(Змс)
Хранимых грузов, кв.м.
Склада (кв.м.) для грузов хранимых
Фактические
Прирациональном заводе
%
Вагоны
%
вагоны
В штабелях
На стелажах
В штабелях (Пш)
На стеллажах (Пс)
Итого (Пог)
Итого: