Содержание Введение… стр.1. Понятие и виды спроса… стр.2. Закон спроса…стр.3. Эластичность спроса… …стр.4. Изменение спроса… стр.5. Анализ потребительского спроса… стр.6. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия… стр.7. Связь спроса с предложением…стр.21 Заключение… стр.23
Список используемой литературы… …….стр.24 Введение Залогом успеха деятельности любой компании на рынке является наличие информации по потребителям. В результате анализа потребителей выявляются особенно важные клиенты или их группы, а также их потребности. Именно эти данные играют важную роль при разработке маркетинговой стратегии. Для того чтобы разработать маркетинговую стратегию, направленную на целевые сегменты, необходимо понять
потребности основных потребителей, т.е. спрос. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.
Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос.
В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть понятие спроса, его виды, этапы исследования и анализ, а также установить связь спроса с предложением. 1. Понятие и виды спроса Под спросом микроэкономика понимает то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях. Данное определение позволяет выделить следующие особенности спроса как объекта изучения со стороны
микроэкономики. 1. Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором – спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.
2. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса. 3. В понятии «спрос» еще не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара. 4. Спрос предъявляется на определенном рынке: локальном, региональном, национальном, международном. 5. Спрос имеет временную характеристику, он может быть на данный момент, день, неделю,
месяц и т.д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период. Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку. В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств
потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей. В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности
представителей спроса различают макроспрос и микроспрос. Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак).
Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классификации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей.
Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам (см. схема №1). В современной экономической литературе и на практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т.е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые
товары. Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные
тенденции развития потребительского спроса. Схема № 1. Группы микроспроса по признакам 2. Закон спроса Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара (услуги), то размер этой оплаты (цена товара) влияет и на выбор приобретаемых товаров, и на величину приобретения. Рассмотрим условный пример. Пусть к продаже предложено шесть единиц товара.
Предположим, что и платежеспособный спрос также равен шести денежным единицам. Можем ли мы тогда сказать, что величина предложения и величину купленных товаров тоже совпадут? Нет, потому что все зависит от уровня цены. Действительно, если цена товарной единицы будет равна шести денежным единицам, то покупатели смогут приобрести только одну единицу товара (при цене в три, две и одну денежные единицы будет соответственно куплено две, три и шесть товарных единиц).
Представим этот ряд зависимостей наглядно (таблица № 1). Товарное предложение (тов. единиц) Цена Платежеспособный спрос (ден. единиц) Количество купленных товаров 6 1 6 6 6 2 6 3 6 3 6 2 6 6 6 1 Таблица № 1. Благодаря примеру мы готовы сформулировать закон спроса. Но предварительно изобразим зависимость в виде графика (рис.
1), по вертикальной оси которого отложим уровни цены, обозначив ее буквой “P”, о по горизонтальной – количество купленного товара, или величину реализованного спроса, обозначив ее буквой “Q” и сопроводив ее буквой “d”. Рис. 1. Закон спроса P a y=f(1/x) b Qd Из графика видно, что между ценой и количеством покупок товара существует обратная (или отрицательная) зависимость. Это и есть закон спроса. Сущность закона спроса можно изложить упрощенно: чем ниже цена
товара, тем большее количество его будет куплено (и наоборот). Кривая на графике действительно выражает обратную зависимость величины спроса от уровня цены. Воистину, этот закон можно назвать законом «благодарного» спроса, поскольку спрос всегда чутко отзывается на любое снижение цены. Для понимания закона спроса вовсе не безразлично, зависимость «чего» от «чего» следует иметь в виду: цены от спроса или спроса от цены.
Закон спроса – это такая модель экономики, в которой спрос определяется ценой, и только ценой. Закон спроса – это закон о реакции, зависимости спроса от уровня цены, о влиянии цены на величину спроса. И еще одно: закон спроса потому и является рыночным законом, что он может действовать только при заведомо превышающем величину спроса размере предложения. 3. Эластичность спроса Эластичность спроса – это его способность гибко изменяться под влиянием определяющих
факторов. Поскольку главный из этих факторов – цена, то сначала обратимся к ценовой эластичности спроса. Она измеряет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. Если небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса, то такой спрос называется «эластичным». Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса,
то такой спрос получает название «неэластичного». Для экономической теории важность понятия «эластичность» состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики закона спроса к строгой количественной. Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения назвали «коэффициентом ценовой эластичности спроса».
Кц.эл.спроса =изменение величины спроса (%)/изменение цены (%) Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше, то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о «единичной эластичности спроса». Рис. 2. Эластичность спроса P в а c Qd Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике (рис. 2), где кривая «а» изображает единичный, «в» – эластичный и «с»
– неэластичный спрос. Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье, энергоресурсы, поездки на метро и т.п.). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание этих товаров и услуг не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.
О характере эластичности спроса судят и по такому показателю, как «совокупная выручка» (произведение цены единицы товара на число совершенных продаж) в ее сопоставлении с изменением цены. Если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос считается эластичным, а если изменения однонаправлены, то неэластичным. Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора.
Цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (соль, спички), всегда находятся под контролем государства. В других секторах экономики для получения гарантированного экономического выиграша может использоваться такой прием, как «перевод» эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции, однако, объективный предел, перейдя который неэластичный спрос сползает в унизительное положение «нужды», а с ней исчезает не только «неэластичность» спроса, но и
сам спрос как начало рынка. Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему спрос при любой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственно ограниченного предложения как следствия искусственно ограниченного объема производства. На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора: – величина предельно возможных затрат
покупателя на данный договор; – качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов); – число конкурирующих продавцов данного товара. Можно сделать некоторые практические выводы из характеристики ценовой эластичности спроса. При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, т.к. потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Вот почему неэластичный спрос – фактор потенциального роста цен.
Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен. В каком же соотношении находятся «эластичность» и «неэластичность» спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть возрастающие возможности производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами
на все товары и фиксированность доходов потребителей, то закон спроса можно сформулировать так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным. В свою очередь всеобщность эластичности спроса означает, что различие «эластичного» и «неэластичного» спроса носит во многом условный характер, отражая скорость и объем изменения величины спроса на отдельные товарные группы и в определенных ситуациях (под влиянием изменения цены). Товарный ассортимент развитой рыночной экономики характеризуется преобладанием «эластичных»
товаров, в противном случае невозможна сама рыночная экономика. Расширение экономической свободы общества и индивида и состоит в постоянном расширении сферы эластичного спроса. Свойства эластичности: Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по
сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса. Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале. Перекрестная эластичность Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар
Y). Exy= Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров.
Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами. Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение
количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя. Ei= Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования
того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. При ана¬ли¬зе спро¬са важ¬но вы¬де¬лять про¬дол¬жи¬тель¬ность пе¬рио¬да вре¬ме¬ни.
Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривая спроса за короткий промежуток времени выглядит совершенно иначе, чем за долговременный. Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого промежутка времени. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос
на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести
к большому в процентном выражении изменению объема покупок. Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина.
Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения
в ВНП и национальном доходе. Эластичность спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, у которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэла¬стичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаром. Эла¬стичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможнос¬тей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него.
На эластичность спроса оказывает влия¬ние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени. Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производи¬телю выгодно понижение цены, так как в этом случае его
выручка будет возра¬стать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повы¬шать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться. На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спро¬са по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей.
Коэффициент эластичнос¬ти спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшит¬ся) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%. 4. Изменение спроса В развивающейся экономике сложились следующие закономерности развития спроса: • Рост общего объема потребления и спроса на товары; • улучшение структуры потребительского спроса; • сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп
населения. Первую закономерность – динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров и услуг относительно показателей: • валового национального продукта или валового внутреннего продукта; • национального дохода; • денежных доходов населения. Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах.
В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях: • высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса; • высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары; • высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования; • высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов
питания; • постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями; • расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг. Цена слу¬жит са¬мой важ¬ной де¬тер¬ми¬нан¬той ко¬ли¬че¬ст¬ва лю¬бо¬го по¬ку¬пае¬мо¬го продукта, но су¬ще¬ст¬ву¬ют и дру¬гие фак¬то¬ры, ко¬то¬рые влия¬ют на по¬куп¬ки. Они называются не¬це¬но¬вы¬ми де¬тер¬ми¬нан¬та¬ми.
Ко¬гда они дей¬ст¬ви¬тель¬но из¬ме¬ня¬ют¬ся, происхо¬дит сдвиг кри¬вой спро¬са. По¬это¬му их так¬же на¬зы¬ва¬ют фак¬то¬ра¬ми из¬ме¬не¬ния спро¬са. Из¬ме¬не¬ние од¬ной из де¬тер¬ми¬нант из¬ме¬ня¬ет по¬ло¬же¬ние кри¬вой спро¬са. Ес¬ли потре¬би¬те¬ли об¬на¬ру¬жи¬ва¬ют же¬ла¬ние и спо¬соб¬ность по¬ку¬пать боль¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во данного то¬ва¬ра по ка¬ж¬дой из воз¬мож¬ных цен, то про¬изош¬ло уве¬ли¬че¬ние спро¬са и кри¬вая спро¬са
сме¬сти¬лась впра¬во. Умень¬ше¬ние спро¬са про¬ис¬хо¬дит то¬гда, ко¬гда из-за из¬ме¬не¬ния в од¬ной его де¬тер¬ми¬нан¬те (или бо¬лее) по¬тре¬би¬те¬ли по¬ку¬па¬ют мень¬шее ко¬ли¬че¬ст¬во продук¬та по ка¬ж¬дой из воз¬мож¬ных цен, это вле¬чет со¬кра¬ще¬ние спро¬са и сме¬ще¬ние кривой спро¬са вле¬во. Рас¬смот¬рим влия¬ние не¬це¬но¬вых де¬тер¬ми¬нант (см. схему №2) Схема №2. Влияние неценовых детерминант . 5. Анализ потребительского спроса
Пер¬вым на¬прав¬ле¬ни¬ем при¬ме¬не¬ния тео¬рии спро¬са яв¬ля¬ет¬ся ее ис¬поль¬зо¬ва¬ние для раз¬ра¬бот¬ки стра¬те¬гии пред¬при¬ятия-про¬из¬во¬ди¬те¬ля на рын¬ке го¬то¬вой про¬дук¬ции. Для оп¬ре¬де¬ле¬ния объ¬е¬ма про¬из¬вод¬ст¬ва не¬об¬хо¬ди¬мо оце¬нить си¬туа¬цию на рын¬ке, т. е. про¬вес¬ти ана¬лиз спро¬са и оце¬нить уро¬вень кон¬ку¬рен¬то¬спо¬соб¬но¬сти про¬дук¬ции, про¬из¬во¬ди¬мой дан¬ным пред¬при¬яти¬ем. Раз¬мер ре¬аль¬но¬го спро¬са за¬ви¬сит от ре¬аль¬ной по¬ку¬па¬тель¬ной спо¬соб¬но¬сти
(спрос все¬гда есть пла¬те¬же¬спо¬соб¬ный спрос), а так¬же це¬ны на то¬вар. Про¬из¬ве¬сти ана¬лиз спро¬са тео¬ре¬ти¬че¬ски очень слож¬но, так как лю¬бое изу¬че¬ние ста¬ти¬сти¬ки, при¬вле¬че¬ние со¬цио¬ло¬ги¬че¬ских ис¬сле¬до¬в