Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм» (1830).
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное «последний» обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.
Само слово «катаклизм» (не «превращение» или «изменение», близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев — оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.
Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) — катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части — первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.
Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах «разрушится» и «изобразится».
В стихотворении присутствуют две стихии — земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе («Все зримое опять покроют воды»). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.
Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением — отсутствием местоимений «я», «ты», «мы» и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики — не эмпирической, а предельно отвлеченной («последний час природы», «все зримое», «божий лик»).
Процесс разрушения «закреплен» в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:
«Когда пробьет последний час природы…»;
«Когда последний час природы пробьет …»
В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором — оно логическое.
Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии («И божий лик изобразится в них!»), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук «и», многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха «И божий лик изобразится в них!»
Стихотворение «Последний катаклизм» написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными — «земных», «них») и женскими (безударными — «природы», «воды») окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы — воды), так и неграмматические (земных — них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, «бинарности», что отражается прежде всего на содержательном уровне.
Наряду с первой строкой («Когда пробьет последний час природы»), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления «последнего часа», все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы «разрушится», «изобразится»). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха «Состав частей разрушится земных» как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U — безударный, I — ударный):
UI/UI/UI/UU/UI.
Четвертая стопа, приходящаяся на глагол «разрушится», окажется «облегченной», пиррихиической.
Особенно много отступлений возникает в третьей строке («Все зримое опять покроют воды»):
II/UU/UI/UI/UI/U.
В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II — два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.
В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только «состав земных частей», но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение «все зримое» (от старославянского слова «зрак» — «глаз») включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.
Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является «ключом», с помощью которого можно «открыть» любой поэтический текст.