сОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z Введение. PAGEREF _Toc60215848 h 3
1. Теоритические аспектыизучения интеграции… PAGEREF _Toc60215849 h 6
1.1. Понятие интеграции… PAGEREF _Toc60215850 h 6
1.2. инТеграция в условиях глобализации… PAGEREF _Toc60215851 h 7
2. Сравнительный анализоткрытости экономики Беларуси… PAGEREF _Toc60215852 h 10
3. Теоретические Аспектыструктурной перестройки в условиях перехода к рынку… PAGEREF _Toc60215853 h 18
3.1 Сущность инеобходимость структурной перестройки экономики беларуси… PAGEREF _Toc60215854 h 18
3.2. Развитие экспорта и экономический рост. PAGEREF _Toc60215856 h 32
Заключение. PAGEREF _Toc60215857 h 37
Списоклитературы… PAGEREF _Toc60215858 h 40Введение
Приступаяк рассмотрению вопроса об интеграции экономики Беларуси в мировую экономику,следует помнить, что одна из важнейших задач для Республики Беларусь вэкономической сфере – определить свое место в мировом хозяйстве,соответствующее потенциалу страны.
Перенос ориентиров во внешнеэкономической сфере сзадач, диктуемых государственным планом, к требованиям и запросам мировогорынка при тяжелейшем кризисе на рынке внутреннем – задача необычайно сложная.Решать ее приходиться в условиях развала прежних внешнеэкономических связей. Нонеобходимость нахождения путей активного взаимодействия с мировым хозяйствомсомнений не вызывает.
Однакоследует заметить, что для проникновения Беларуси на мировой она нуждается вряде структурных изменений в экономике, связанных с повышениемконкурентоспособности белорусской продукции.
Сегодня Беларусь оказалась впроблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимоинтегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительныеиздержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовкисвоей экономики, без ее адоптации к изменившимся условиям внешней среды.Следовательно адоптация является главной целью белорусской экономики на данныймомент.
Неконкурентоспособностьна мировых рынках показала несовершенство и неэффективность белорусскойэкономики. Наличие перспективных отраслей, способных достойно конкурировать итем самым обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост благосостояниянаселения является предпосылкой успешного выхода на мировые рынки. Именнопоэтому остро ощущается необходимость проведения программы структурнойперестройки экономики.
Приоритетныминаправлениями структурной перестройки являются увеличение ВВП в том числе надушу населения, совершенствование систем экспорта и импорта, содействие вразвитии среднего и малого бизнеса, совершенствование законодательной базыуправления государственным имуществом и приватизации, повышение конкурентоспособностиотечественных товаров на мировом рынке, развитие наиболее перспективныхотраслей, совершенствование таможенного и налогового законодательств и т.д.1. Теоритические аспекты изучения интеграции1.1.Понятие интеграции
Понятие«интеграция» происходит от латинского «integratio», чтодословно переводится как «воссоединение, восполнение». Применительнок сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодноеобъединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность(общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметическуюсумму составляющих ее частей, ибо по своему объему она гораздо больше исодержательнее. Как справедливо отмечает профессор В. Бобков, «интеграцияпозволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, какихни один из участников не имел бы, действуй он автономно».
Интересноотметить, что вплоть до настоящего времени среди исследователей интеграционной тематики так и не сложиласьединая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграциягосударств. Хотя, пожалуй, в одном практически все они оказались едины, аименно — в признании того факта, что интеграция сама по себе рассматриваетсясегодня как определенно положительное явление, как процесс, с необходимостьюобусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами.
Потерминологии А. Этзони, понятия «сообщество» и «интеграция»являются субъектом и предикатом. При этом «сообщество» представляет собойнекую общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционнымимеханизмами, в то время как «интеграция» является своеобразнойспособностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия ивлияния как внутренних, так и внешних изменений. По мнению A. Этзони, понятие«интеграция» включает в себя целый ряд необходимых и существенныхэлементов, а именно: 1) наличие эффективного контроля за использованиемпринудительных мер воздействия; 2) существование единого центра, отвечающего запринятие и исполнение решений; 3) наличие доминирующего центра политическогоединства основной массы политически активного населения. K. Дойч рассматриваетинтеграцию прежде всего как реальную возможность обеспечить мирноесосуществование государств, что может быть достигнуто посредством таких мер,как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурногообмена, активное проведение политических консультаций и т. п. Э. Хаасопределяет интеграцию как процесс возникновения нового центра политическоговлияния, притягивающего к себе главных действующих лиц национального масштаба.
Современный подход к исследованию и анализу понятия«интеграция» характеризуется тем, что определяет последнюю какпроцесс, посредством которого отдельные государства передают часть своихсуверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональнойструктуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов.1.2.инТеграция в условиях глобализации
Процессэкономической глобализации зародился в рамках экономики стран Западной Европы,где впервые возникла рыночная система, и представляет собой втягивание мировойэкономики в рынок и ее эволюцию до состояния единого целого – мировой рыночнойсистемы. На рубеже XX-XXIвеков процесс эволюции рыночных систем качественноизменили следующие явления: переход главных участников глобализации кпостиндустриальному обществу; подготовка к «снятию» института рынка припереходе рыночных стадий воспроизводственного процесса в сферу планомерногоконтроля корпораций и приспособления института рынка к потребностям мировойиндустриальной системы; подготовка к «снятию» института частнойсобственности в ходе увеличениятворческого характера труда, изменения природы стоимости, роста значенияинформации, знаний, качества человеческого капитала для экономическогоразвития; изменение роли государства в ходе усиления позиций ТНК и региональныхинтеграционных групп.
К середине 90-х годов начало замыканияиндустриальных отношений, сращивание национальных рыночных систем привелисистему интеграции в Западной Европе к этапу зрелости (он продолжается исейчас), ее качественному изменению и возобновлению популярности созданияинтеграционных групп. Начало данного этапа характеризуется усилениемрегулирования западноевропейской системы экономической интеграции нанациональном уровне и появлением возможности временно устранить возникшеепротиворечие между рыночной и индустриальной системой в ходе расширения ЕС наВосток.
К качественным изменениям процессовэкономической интеграции в этот период можно отнести: сочетание интеграции снеолиберальными стратегиями развития; резкий рост степени слияниявоспроизводственных процессов между различными интеграционными регионами;распространение интеграционных групп стран в мировом экономическомпространстве; вовлечение в них стран разного уровня развития; заключениемежрегиональных соглашений; дифференциацию объектов и субъектов интеграционныхсоглашений. Эти тенденции необходимо учитывать при выборе модели экономическойинтеграции с участием Республики Беларусь.
Процесс экономической интеграциипредставляет собой адаптацию или подготовку национальных хозяйств к условиямглобализации, связанных с объединением их в единую систему интеграционныхотношений (или в международный экономический регион). Такая подготовкапредполагает: протекционизм в отношении третьих стран; сочетание форсированнойи пошаговой либерализации; относительную экономическую самодостаточностьрегиона; привлекательность пространства региона для субъектов третьих стран;объединение и эффективное использование всех ресурсов региона; предотвращениенеобоснованной конкуренции в нем; совместное развитие экспортоориентированныхпроизводств в лице ТНК (носителей индустриальных отношений) и сфер экономики,способствующих этому; оптимальное использование новых технологий в традиционныхотраслях; совместное присоединение к международным правилам осуществленияэкономических отношений; совместное завоевание рынков третьих стран.
Кроме того, в условиях глобализацииинтеграция, исходя из закономерностей своего развития, должна отвечать такимпринципам, как оптимальное сочетание с переходом к экономике рыночного типа,формированием системы рыночных и индустриальных отношений в интегрирующихсяэкономиках; оптимальное структурное развитие; оптимальное сочетание свхождением стран в мировую экономику на основе экспортоориентированнойстратегии; адаптивность; взаимовыгодность; добровольность; своевременность,соответствие уровню развития стран и т.д.
2. Сравнительный анализоткрытости экономики Беларуси
Открытостьэкономики конкретной страны — составная часть ее интеграции в мировуюэкономику. Она способствует развитию конкуренции и росту эффективностипроизводства.
Открытостьэкономики обычно рассматривается в двух аспектах: функциональном иинституциональном. Функционально степень открытости характеризуется такимипоказателями, как объем внешнеторгового оборота, объем экспорта (импорта) надушу населения, экспортная (импортная) квота, мультипликаторы внешнейторговли (формулы Хикса и Харрода).
Самымраспространенным и наиболее часто используемым количественным индикаторомоткрытости в первом приближении служит показатель отношения внешнеторговогооборота к ВВП. Его уровень в Республике Беларусь в 2001 году составил 131%, ав среднем за десятилетний период 1992-2001 гг. — 105,9% (табл. 1). По этомупоказателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран — лидеровоткрытой экономики, поскольку в разных странах его величина в 2-3 раза ниже инаходится в интервале 40-60%.
Данные таблицы 1 свидетельствуют также о высокихдолях экспорта (импорта) в ВВП против стандартных уровней развитых стран(равных 20-30% от ВВП). В пользу открытости экономики говорит и большая доляимпорта и даже отрицательное на протяжении последних девяти лет (с 1993 г.)сальдо торгового баланса.
Однако у этих чисто количественных показателей естьи обратная сторона. Высокий уровень анализируемых показателей обычнохарактерен либо для стран с узкой отраслевой специализацией (чего нельзя пока сказатьо Беларуси), либо для стран, находящихся в кризисной позиции.
Таблица 1. Показатели внешней торговли Беларуси
Годы
ВВП по
валютному
паритету
Экспорт,
Млрд.
Импорт,
Млрд.
Внешне-
торговый оборот, % к ВВП
Экспорт,
% к ВВП
Импорт,
% к ВВП
Импорт к экспорту, %
ВВП на душу населения
1990
56,2
32,7
34
118,6
58,2
60,5
104
5516
1991
49,8
18,3
16,6
70
36,7
33,3
90,7
4885
1992
9,5
3,6
3,5
74,7
37,9
36,8
97,2
930
1993
4
2
2,5
112,5
50
62,5
125
391
1994
5
2,5
3,1
112
50
62
124
489
1995
10,5
4,8
5,6
99
45,7
53,3
116,7
1030
1996
14,4
5,6
6,9
93,7
38,9
47,9
123,2
1417
1997
14
7,3
8,7
114,3
52,1
62,1
119,2
1384
1998
15,1
7
8,5
102,6
46,3
56,3
121Д
1500
1999
12,1
5,9
6,7
112,4
48,8
55,4
113,6
1206
2000
12,7
7,3
8,6
125,2
57,5
67,7
117,8
1264
2001
11,9
7,5
8,1
131
63
68
108
1200
Беспрецедентно высокие темпы инфляции,узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливаютнеприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующихсубъектов.
Экспортнуюполитику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, чтоможно продать, иногда без учета экономической выгоды. Склады переполнены, доляэффективного экспорта падает. На фоне количественного роста объема экспортапо-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к50% от объема экспорта. По данным Минстата Республики Беларусь товарообменныеоперации с Россией в 2002 году составили 48,4% в станкостроительной иинструментальной промышленности, 51,1% по тракторам и сельхозмашинам, около30% по автомобилям от всей выручки по отрасли.
Обратимсятеперь к показателям ВВП и ВНП надушу населения Беларуси в сравнении с другимистранами (табл. 2).
Таблица2. Общий и душевой ВВП отдельных стран (1998 год)
Страна
Население,
млн. чел.
ВВП по валютному паритету, млрд.1150
ВВП на душу населения, млн. 1130
ВВП по ППС, млн. Бельгия
10,2
240,4
23223
Нет данных
Греция
10,5
148,3
13987
Нет данных
Португалия
9,9
152,8
14701
Нет данных
Чешская Республика
10,3
130,8
12362
31616
Эстония
1,4
7
7682
18032
Литва
3,7
15,9
6436
16010
Латвия
2,4
8,8
5728
Нет данных
Венгрия
10,1
104,8
10232
23906
Болгария
8,2
130,8
12362
Нет данных
Беларусь
10
15,1
1500
6856
Каквидим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокиеобъемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, вПортугалии — почти в 10 раз, в Болгарии — 8,7 раза, в Венгрии — 7 раз, в целомпо Латвии, Литве и Эстонии — в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте»сравнения. Для ее соблюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном попаритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашустрану далеко позади.
Обращаемвнимание на то, что отклонение обменного от паритетного для Беларуси самоевысокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского рубля к У50 по ППСсоставил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курспо ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли исоставили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но,прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси и ее реальнойзакрытостью. Далее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиесяна ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит,что самый интересный для государства экспорт, не связанный с платой заэнергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть.
Спомощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики,связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны.Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытостистраны. Институциональными критериями открытости являются:
§ сопоставимостьвнутренних и мировых цен;
§ свободныйвыбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;
§ степеньдопуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;
§ конвертируемостьнациональной валюты;
§ наличиефинансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских имировых стандартов.
Известнатакже трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии скоторой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующихкритериев:
§ высокаякурсовая премия черного рынка;
§ социалистическаяэкономическая система;
§ государственнаямонополия на экспорт;
§ высокиетаможенные тарифные барьеры.
Поэтомупри анализе открытости экономики исследователи используют оценку степенивалютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговыхсубсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран свысокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно несклонны к протекционизму.
Еслирассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используяпоказатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), токартина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов отвнешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003 (прогноз.)
6,9
9,2
5,7
6,7
8,2
6,3
5,5
4,5
5,2
5,3
5,7
Каквидим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов отвнешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов снаселения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, ихвеличина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно,уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если быне импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно,что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественныхпроизводителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, очем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограниченийдля товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если встранах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенногосоюза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например насахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше,чем для стран – членов ВТО.
Всвязи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямыеограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребителипредпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основноммалоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояниепотребителей. Одновременно производители консервируют убыточные инеконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способовзащиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстаетот развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемыхтехнологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала отнего электронная промышленность Беларуси.
Втеоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика,«которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически неоказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис кБеларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ неуравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равнамировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировыхфинансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.
Ивообще все движения потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономикеопосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не стольковнутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не всостоянии. Это также относится к Беларуси.
Исследованиявнешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализациитрансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны,встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральныепозиции в отношении товарных рынков, затем — рынков услуг (в общем объемеэкспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, наконец, — национальныхфинансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороныБеларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ.
Длявсех стран — как развитых, так и развивающихся — обмен прямыми инвестициямистал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций вышетемпов роста внешней торговли. Компании предпочитают осваивать международныерынки изнутри, участвуя за границей в совместных производствах, имеющихмировой опыт сбыта своей продукции и известную торговую марку. Такой способвыхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так каксуществуют жесткие ограничения ввоза товаров, многочисленные итруднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т.д. В последнее времяужесточились также технические и экологические барьеры в форме технических ипромышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке,применению торговых марок и т.д.
Внашей стране экспорт реального капитала в форме создания совместныхпроизводств за границей остается незначительным, занимая в платежном балансевсего 0,03% от экспорта товаров, что характеризует закрытость белорусской экономики.
Вотличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международныйопыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежнымипартнерами, вложив в совместные предприятия с 1994 по 1998 год 134 млрд. Такжеактивен в этом направлении Казахстан, привлекший в свою экономику начиная с1991 года более 21 млрд.
Инвестированиеза пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнениядаже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступаяим по объему.
Однако малые размерызафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что вБеларуси отсутствует бегство (утечка) капитала в не учитываемых формах.
В платежномбалансе страны нелегальный вывоз отражается в статье «Непоступление экспортнойвыручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», а такжеитоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой вРБ «Статистическими расхождениями».3. Теоретические Аспектыструктурной перестройки в условиях перехода к рынку3.1Сущность и необходимость структурной перестройки экономики беларуси
Национальнаяконкурентоспособность – это способность страны производить и реализовыватьтовары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основевысокий уровень доходов населения. Национальная конкурентоспособностьРеспублики Беларусь во многом определяется структурой её экономики, уровнемразвития отраслей специализации и взаимосвязанных смежных подотраслей ипроизводств, способных производить и реализовывать товары и услуги, отвечающиезапросам мирового рынка. Структура экономики, базирующаяся на современныхинституциональных и технологических решениях, использовании специфическихприродных, экономических, демографических и других ресурсов и ориентированнаяна удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основойустойчивого развития страны и определяет национальную безопасность.
Вструктуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, какунаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономическогокризиса.
Анализвоспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структурыэкономики с позиции её соответствия потребностям страны и в сравнении сэкономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующиеосновные выводы.1. В воспроизводственной структуре экономикеБеларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорциймежду промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доляпромежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой исвидетельствует о высоких материало- и энергоёмкости производства, которое, поотдельным оценкам, более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели в экономическиразвитых европейских государствах.
2. В социальной структуре белорусской экономикичисленность занятого в ней населения характеризуется высоким удельным весомчастной собственности, в том числе иностранной и смешанной с иностраннымучастием.
3. Отраслевая структура экономики Беларусихарактеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странамиудельным весом в ВВП сферы производства товаров и низкой долей в сфере услуг. Вэкономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валовогонационального продукта и численности занятых, что положительно влияет наэкономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в еёстоимостной структуре.
4. Технологическая структура экономики Беларуси, котораяв значительной степени предопределяет её эффективность и уровеньконкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуетсяиспользованием преимущественно IIIи IVтехнологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VIтехнологических укладов (микроэлектроника,оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) вреспублике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическуюструктуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес вэкономике развитых стран мира.
РеспубликаБеларусь обладает рядом потенциальных конкурентных преимуществ, которыебазируются главным образом на факторных условиях и наличии специализированных,смежных и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:
§