Анализ сущности конституционной системы государственных органов РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие органа государственной власти
2. Система органов государственнойвласти
3. Федеральные органы государственнойвласти с особым статусом
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ
В п. 2 статьи 3Конституции Российской Федерации определено: «Народ осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления». И в ст. 10 Конституции РФ, «Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны».
Приведенные статьиКонституции РФ, позволяют определить, что есть система федеральных органовгосударственной власти. Система федеральных органов государственной властиобразует механизм российского государства. Этот механизм представляет собойсистему Конституционных органов, наделенных властными полномочиями иосуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерацияявляется федеративным государством, его механизм как единая система состоит издвух подсистем: а) федеральных (центральных) органов государственной власти,которые в пределах своей компетенции действуют на всей территории РоссийскойФедерации, и б) органы государственной власти субъектов РФ, которые в пределахсвоей компетенции действуют только на территории соответствующих субъектов РФ,причем последние в настоящей работе рассматриваться не будут.
Итак, Конституционнуюсистему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют: а)Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительный изаконодательный орган государственной власти; б) Президент, Правительство идругие органы исполнительной власти Российской Федерации и в) федеральные суды(Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов России и система судов общейюрисдикции, кроме мировых судей, которые относятся к судам субъектов РФ).
Цель работы выявлениесущности конституционной системы государственных органов РФ. Цель обусловливаетряд задач:
1. Раскрытие понятия ивыявление сущности конституционной системы органов государственной власти вРоссийской Федерации;
2. Проведениеклассификации органов государственной власти;
3. Рассмотрениефедеральных органов государственной власти с особым статусом

1. ПОНЯТИЕ ОРГАНАГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Одно из главнейшихпредназначений Конституции РФ состоит в организации системы органовгосударственной власти, через которую государство осуществляет свои функции.Эта система включает в себя не только органы государственной власти, черезкоторые осуществляются властные полномочия и наличие которых определеноКонституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных повертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, которыйдолжен действовать как единая и эффективная система властвования[1].
Органы государственнойвласти – важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь,организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственнойвласти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуютфункциям государства. Орган государственной власти создается толькогосударством и действует от имени государства. Только государство устанавливаетпорядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругомконкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает ихправа и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения[2].
Органы государственнойвласти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциямигосударства. Государство осуществляет свою деятельность через органыгосударственной власти. Эти органы каждый в своей области и своимиспецифическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе.Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущихвразрез с функциями государства. Но для того, чтобы добиться такого единствавсех органов власти, государство создает строгий порядок организации ифункционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждыйорган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, новсе вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственнуювласть[3].
Понятие органагосударственной власти складывается из совокупности трех основных признаков[4].
1. Каждый органгосударственной власти создается в соответствии с установленным конституцией,законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможностьпроизвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, чтов Российской Федерации на федеральном уровне государственную властьосуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственнойвласти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самойКонституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другомтаком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФпредусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определенфедеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционнымзаконом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (черезконституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок создания органаможет предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органовгосударственной власти (например аудиторы Счетной палаты назначаются поровнуГосударственной Думой и Советом Федерации). Органы государственной власти могутсоздаваться, преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но иуказами Президента РФ.
2. Органгосударственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носятобязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительнойсилой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливаютпорядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношениямежду гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне ив определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют егокомпетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельночетко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и невторгался в сферу деятельности других органов государственной власти.Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органазаконами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотявпоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.
Компетенция свойственнаоргану государственной власти как самостоятельному звену государства, она какраз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило,внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего этиподразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В тоже время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельныеподразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстветранспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.
3. Деятельность органовгосударственной власти осуществляется в формах и методах, установленныхправовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах,поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения исогласительных методов решений. Однако ни при каких условиях органгосударственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамкидопустимых организационных форм и методов, особенно в отношении примененияпринудительных мер[5].
Из названных признаковоргана государственной власти видно, что не каждое государственное учреждениеили организация является органом государственной власти. Не является таковым,например, государственное предприятие, государственное учебное заведение ит.д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прави свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственнокакого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшемуобразованию и т.д., которые сами выступают как органы государственной, аточнее, исполнительной власти.
Органы государственнойвласти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих,облеченные определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и влице одного человека. Таким является Президент РФ, президенты республик всоставе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правамчеловека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несутответственность перед теми, кто их избрал или назначил.
Следует отметить, что вКонституции РФ, наряду с наиболее часто применяемым термином «органгосударственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33,120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второйтермин; возможно, со временем конституционно-правовая теория или практикаКонституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и влитературе оба термина используются как идентичные.

2. СИСТЕМА ОРГАНОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Исходя изустановленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственнойвласти по функциональному принципу делится на органы законодательной,исполнительной и судебной власти.
Органы законодательнойвласти – Федеральное Собрание РФ в составе двух палат – Государственной Думы иСовета Федерации, парламенты – законодательные и представительные органыреспублик в составе Российской Федерации. Основная их функция – осуществлениеобщефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Всеорганы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самойдемократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной властипредставляет население всей страны, а законодательные органы субъектовФедерации представляют население только этих субъектов. Кроме законодательнойфункции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия насоответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительныхорганов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явнонедостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения[6].
Законодательные органына всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимаютрешения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер.Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, ноэто не значит, что не должно быть определенной координации законодательствасубъектов Федерации и самой Федерации[7].
Органы исполнительнойвласти – это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе,Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие),администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятсяминистерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти,включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы,управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.
Основное назначениеорганов исполнительной власти – деятельность по организации исполненияКонституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнениегосударственного бюджета, программ экономического и социального развития, атакже решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органовисполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительногохарактера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и инымиресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.[8]
Органы исполнительнойвласти подразделяются на:
— органы общейкомпетенции (Правительство РФ, правительство субъектов Федерации, администрациикраев, областей и т.д.);
— органы специальнойкомпетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны,иностранных дел, комитет по рыболовству и другие)[9].
В отличие от органовзаконодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуюединую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает нетолько координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний ирешений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектовФедерации.
В системе органовгосударственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особоеместо. Конституционному положению Правительства РФ в системе органовгосударственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. Вместе стем, о Правительстве упоминается и в других главах Конституции. Эта особенностьроссийской Конституции, так как во многих зарубежных демократическихКонституциях о правительстве говорится очень скупо, некоторые зарубежныеконституции просто упоминают о нем, другие вообще о нем умалчивают. Выделениецелой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает туособую роль, которую Правительство должно играть в системе органовгосударственной власти Российской Федерации.
В соответствии спринципом разделения властей Правительство РФ осуществляет толькоисполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которымпредоставлено право осуществлять государственную власть, наряду с Президентом,Федеральным Собранием и судами. Это означает, что правительство – это органгосударственной власти, который занимает свое особое место в этой системе ивзаимодействует с другими субъектами государственной власти (Президентом,Федеральным Собранием, судами)[10].
Роль Правительстварегулируется помимо Конституции федеральным конституционным законом 1997 г.«О правительстве Российской Федерации», другими федеральнымизаконами, указами Президента РФ. Правительство осуществляет свою компетенцию врамках, установленных российским законодательством, и осуществляет оперативнуюдеятельность по реализации исполнительных функций путем издания собственныхпостановлений и распоряжений.
Конституция РФопределяет порядок формирования Правительства РФ. Особенность его формированияопределяется особой формой правления в РФ, устанавливаемой Конституцией(смешанная республика).
Правительство РФ – этоколлегиальный орган, основной организационной формой работы которого являютсязаседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедурапроведения заседаний определяется Регламентом Правительства, которыйутверждается самим Правительством.
ПравительствоРоссийской Федерации как орган исполнительной власти обладает очень широкойкомпетенцией практически во всех сферах государственной жизни. Общие полномочияПравительства регулируются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом«О правительстве», другими федеральными законами, нормативнымиуказами Президента и целым рядом других нормативно-правовых актов[11].

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ
Как в любомгосударстве, в Российской федерации существуют органы государственной власти,которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную исудебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являютсянезависимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятсяследующие федеральные органы государственной власти[12]:
1. ПрокуратураРоссийской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов,осуществляющих от имени Российской федерации надзор за исполнением действующихна ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст.129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение вКонституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшемупрокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура неявляется судебным органом, а одна из основных ее функций – надзор засоблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. –непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому жепринимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовноепреследование, а также ряд других функций.
Прокуратура действуетна основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября1995 г., который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было восуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается надолжность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального СобранияРФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническоеобеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средствфедерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнениефункций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурорежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состояниизаконности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по ихукреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полнойподотчетности прокуратуры.
2. Центральный банкРоссийской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией иФедеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»от 26 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Конституция РФ (части 1 и2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительноЦентральным банком РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивостирубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органовгосударственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотядействует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, котораяназначает на должность и освобождает от должности по представлению ПрезидентаРФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляетГосударственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторскоезаключение.
В то же время в Законеуказывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своейдеятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственнойвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиватьсяв деятельность Банка по реализации его законодательно закрепленных функций иполномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления, всех юридических и физических лиц[13].
Все эти нормы создаютБанку России уникальный статус. Банк создается и в определенных формахконтролируется Государственной Думой, но, безусловно, не относится к числуорганов законодательной власти. Он не является также органом исполнительнойвласти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своейкомпетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни отПравительства РФ.
Только Федеральныйзакон может внести изменения в статус Банка, что, в частности, было сделаноФедеральным законом от 20 июня 1996 г., который установил сроки представления вГосударственную Думу проекта основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики на предстоящий год и самих этих основных направлений(соответственно не позднее 1 октября и 2 декабря).
3. Счетная палатаРоссийской Федерации является постоянно действующим органом государственногофинансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской Федерации» от 11января 1995 г., в рамках своих задач. Счетная палата обладает организационной ифункциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ,осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность ицелесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности идр. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает ГосударственнаяДума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов – Совет Федерации.Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной властине вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок.Ее предписания носят обязательный характер.
Счетная палатарегулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию оходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольныхмероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ,Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органомзаконодательной или исполнительной власти.
Следует отметить, чтопределы взаимодействия Счетной палаты с органами исполнительной и судебнойвласти пока выявлены без достаточной ясности. Из-за коллизии самих жефедеральных законов полномочия Счетной палаты входят в противоречие снезависимым статусом Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, ВерховногоСуда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, основывающимся на принципе разделениявластей. Финансовый контроль и ревизионные проверки со стороны Счетной палатыне без оснований воспринимаются этими органами как нарушение своейнезависимости и недопустимый, согласно Конституции РФ, контрользаконодательного органа за своей внутренней деятельностью. Вследствие этоговозник ряд инцидентов, которые побудили Государственную Думу выступить спротестом против игнорирования Правительством РФ выводов и рекомендаций Счетнойпалаты по результатам ревизий и проверок. Однако действенного механизма дляобеспечения этих выводов и рекомендаций пока нет.
4. Центральнаяизбирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии сФедеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав гражданРоссийской Федерации» от 6 декабря 1994 г. Этот орган осуществляет руководстводеятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведениюреферендумов РФ.
Центральнаяизбирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой,Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов).Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всехизбирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативныйхарактер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.
Особый статусЦентральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствииподконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органугосударственной власти.
5. Уполномоченный поправам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен КонституциейРФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает надолжность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этогодолжностного лица определяются Федеральным конституционным законом, от 26февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственнойзащиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функцийон должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственныморганам и должностным лицам.
6. Академии наук. Всоответствии с Федеральным законом «О науке и государственнойнаучно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук,отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук,Российская академия медицинских наук, Российская академия образования,Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академияхудожеств) имеют государственный статус, учреждаются федеральными органамивласти, финансируются из федерального бюджета.
В Российскую академиюнаук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения ипред приятия научного обслуживания и социальной сферы.
Структура Российскойакадемии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансированиявходящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживанияопределяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумыи президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются попредставлению Правительства Российской Федерации законодательными органами РоссийскойФедерации. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями,действующими на основе законодательства Российской Федерации и собственныхуставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты опроведенных научных исследованиях и их результатах.
С академиями, имеющимигосударственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии,представляющие собой разновидности общественных объединений[14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское государствоосуществляет свою власть через систему государственных органов.
Государственный орган –это лицо или организационная группа лиц, осуществляющие от имени государствакакую-либо функцию или задачу и наделенные для этого властными полномочиями.
Властные полномочия –это предусмотренная законом возможность принимать решения, обязательныйисполнения другими правовыми субъектами. Обеспечение реализации решенийосуществляется в том числе и с помощью государственно принуждения, напримерюридической ответственности.
Из содержания первойглавы конституции России вытекает, что система органов российского государствастроится на принципах демократии, народного суверенитета и конституционнойзаконности, единства системы государственной власти.
Прежде всего, этоозначает, что в российской федерации правомерным признается существование идействие только тех органов государственной власти, наличие которых прямопредусмотрено конституцией РФ (ст. 3, ч.4).
Исполнительную властьРоссийской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.
В состав правительстваРоссийской Федерации входят председатель правительства, заместителипредседателя правительства и федеральные министры.
Порядок формированияправительства установлен гл. 6 Конституции Российской Федерации.
Председательправительства Российской Федерации назначается президентом российской федерациис согласия государственной думы.
Предложение окандидатуре председателя правительства вносится в государственную думу непозднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранногопрезидента или после отставки правительства российской федерации.
Если государственнаядума отклоняет кандидатуру председателя правительства, президент вносит новуюкандидатуру в течение недели.
Государственная думарассматривает представленную кандидатуру председателя правительства в течениенедели со дня внесения предложения.
Заместителипредседателя правительства и федеральные министры также назначаются президентомРоссийской Федерации единолично по предложению председателя правительстваРоссийской Федерации.
Не позднее недельногосрока после назначения председатель правительства представляет президентуРоссийской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительнойвласти.
Правительство –коллегиальный орган, оно принимает свои решения путем голосования большинствомголосов и оформляет их в виде постановлений и распоряжений.
Постановления ираспоряжения правительства российской федерации — подзаконные акты.
Они издаются наосновании конституции российской федерации, федеральных законов, нормативныхуказов президента российской федерации.
Акты правительства,противоречащие Конституции России, федеральным законам, указам президентаРоссии, могут быть отменены президентом.
Постановления ираспоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Конституцияпредусматривает следующие формы воздействия президента на исполнительнуювласть:
во-первых, президентформирует правительство России,
во-вторых, принимаетрешение об его отставке,
в-третьих имеет правопредседательствовать на заседаниях правительства,
в-четвертых, отменятьпостановления и распоряжения правительства в случаях противоречия конституцииРоссии, федеральным законам, указам президента России.
Взаимодействиепрезидента и судебной власти российской федерации происходит посредством участияпрезидента в формировании Верховного суда, высшего арбитражного суда иконституционного суда российской федерации.
Представлениекандидатур на должности данных судов осуществляется президентом.
Назначение судей иныхфедеральных судов осуществляется президентом единолично.
Кроме того, президентвправе обращаться в федеральные суды разрешения спора между органами властисубъектов федерации и в конституционный суд по вопросам его компетенции.
Президент РФ наделензначительными полномочиями, позволяющими ему воздействовать и на органы властисубъектов федерации. Он вправе приостановить не соответствующие конституцииРоссии и федеральным законам решения исполнительных органов субъектовфедерации, может обратиться в конституционный суд российской федерации сзапросом. Однако его деятельность не должна выходить за рамки федеральнойконституции и федеральных законов и находится под контролем иных ветвей власти.
Так, органызаконодательной и исполнительной власти субъектов федерации вправе поставитьпод сомнение законность нормативного указа президента, обратившись вконституционный суд. Правительство России также может воспользоватьсяаналогичной возможностью.

БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовыеакты
1. Конституция РФ. М., 2005.
2. Федеральный закон «Об основахгосударственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.//СЗ РФ. 1995.№ 31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974
3. Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации»//СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
4. Федеральный закон в ред. от 17 ноября1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472;1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140.
5. Федеральный закон от 11 января 1995г. «О Счетной Палате Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2001. №53 (Часть I). Ст. 5030; 2002. № 28. Ст. 2790.
Литература
6. АвдеенковаМ.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Основы теорииконституционного права. Курс лекций. М., 2002.
7. АлебастроваА.И. Проблемы формирования теоретической конструкции институтаконституционно-правовой ответственности // Конституционно-правоваяответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.
8. БаглайМ.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
9. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2001.
10. ИльинИ.А. Основы государственного устройства. М., 1996.
11. КашкинС.Ю. Смена цивилизации и конституция: формирование глобального идеала //Государство и Право. 1992. № 11.
12. КокотовА.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004.
13. Конституционноеправо Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
14. Конституционное(государственное) право: справочник. М., 1995.
15. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь / Ответ. Редактор С.А. Авакьян. М.: Изд.Норма, 2000.
16. КуракА.И. Конституционное право. М.: Тесей, 2006.
17. КутафинО.Е. Государственное право России. М., 1996.
18. ПикулькинА.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
19. РадькоТ. Н. Теория государства и права. М.: Академический проект, 2005.
20. РумянцевО. Основы конституционного строя России. М.: Юрист,2001.
21. СтанскихС.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системеразделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №1. С.8-9.
22. СтрашунБ.А. Федеральное конституционное право России. Основные источники по состояниюна 15 сентября 1996 г.: Учебное пособие. М.: Норма, 1996.
23. СтрекозовВ.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РоссийскойФедерации. М.: Былина, 1995.
24. ТоршенкоА.А. Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органамигосударственной власти и органами местного самоуправления в РоссийскойФедерации // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, путивзаимодействия. Екатеринбург, 1997.
25. УрсовК.Ю. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системеразделения властей// Труды юридического факультета Ставропольскогогосударственного университета. Вып. 15 / Отв. ред.: Кибальник А.Г. Ставрополь:Сервисшкола, 2007.
26. Хрестоматияпо конституционному праву. М.: Юрист, 1997.
27. ЧервонюкВ.И. Конституционное право России. М.: Инфра-М, 2003.
28. ШитнисВ.Л. Тернистый путь Российской Конституции // Государство и Право. 1997. № 12.С. 62-73.
29. ЭбзеевБ.С. Конституция и правовое государство. М., 1997.