Анализ творчества Д.Г. Левицкого

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1.Раннее творчество Д. Г. Левицкого… 3
2. Расцветтворчества художника… 5
3.Поздний период творчества… 11
Заключение… 14
Списоклитературы… 15

ВВЕДЕНИЕ
Один из выдающихся русских художников XVIII столетияДмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинногоукраинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственнымсвященником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописьюи гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную рольв дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П.Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора.Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие вубранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работамместных мастеров.
В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становитсяучеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве сним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписиТриумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронацииЕкатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерамиКанцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезенмолодому художнику. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но ибескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческийпуть.
Замечательный живописец с виртуозным мастерством владелвсеми средствами построения портрета (композицией, пластической формой и особенноколоритом), будь то парадное или интимное изображение.
Благодаря этому Левицкий в своих произведениях достиггармонического единства раскрытия сущности характера портретируемого,жизненного содержания своей эпохи, прогрессивных устремлений современников инашел прекрасную, жизненно убедительную форму для их воплощения.

1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО
Впервые имя Левицкого получает известность в связи свыставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шестьма-стерски написанных портретов.
1770-1780-е годы — время расцвета дарования Левицкого. Заэти двадцать лет он создает самые значительные произведения. В 1770 году работыЛевицкого были с большим успехом показаны на ежегодной летней академическойвыставке. Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца. Заодин из выставленных портретов — архитектора А. Ф. Кокоринова. (1769. ГРМ) —ему было присуждено звание академика. В 1775 году Левицкий был произведен всоветники Академии. В 1771 году художник возглавил портретный класс и бессменноруководил им почти семнадцать лет. Тогда же он начинает получать придворныезаказы, заказы от Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга.
Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годовпреобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет — большой,почти в полный рост — имел уже к тому времени свою историю в русской живописи.Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социальногоположения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде— в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка иатрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и еедеяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал накартине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо напортрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуреХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестницерусского общества.
Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходномзнании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа.Художник предпочитал использовать один из самых распространенных вотечественной практике видов портрета — поколенный. В сравнении с портретом врост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как быприблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.
Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановканепосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник непросто подчинялся общепринятым приемам — они выражали существо его живописныхустремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого напервый план и заваленного бумагами стола или секретера легче было развернутьфигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию вгамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру вцветовоздушной среде.
Левицкий — один из немногих в русской живописи XVIIIвека, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописногопроизведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множествоокружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданныхповерхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристикупортретируемому. Мягкость бархата, упругость атласа, прозрачность кисеи,ажурность кружева, холодный отлив бриллиантов, молочный отсвет жемчугов,жесткость сукна каждый раз по-иному перекликались с особенностями человеческоголица — с кожей юной или морщинистой, яркими или уже тронутыми мутной пеленойстарости глазами.
Из произведений молодого Левицкого в этом отношениисимптоматичен уже упомянутый портрет А. Ф. Кокоринова (1769. ГРМ), ректораАкадемии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове.Блестяще написанный в согласии с каноном парадного портрета, он интересен вомногих отношениях. Перед нами один из первых исполненных русским мастеромпортретов человека творческого труда. Кокоринов запечатлен в рабочем кабинете —обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей.Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств— своего любимого детища. На зодчем роскошный костюм с виртуозно выписаннойфактурой — шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Перед зрителемпредстает аристократ, чьи заслуги заключались в трудах на благо развитияхудожеств в России. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренниймир человека еще не было достигнуто.
Другим примером может служить портрет Н. А. Сеземова(1770. ГТГ). В начале 1770-х годов по поручению И. И. Бецкого, директораАкадемии художеств, Левицкий создает портрет жертвователя на МосковскийВоспитательный дом — «человеколюбивого подателя села Выхино поселянина НикифораАртемьева Сеземова», крепостного графа П. Б. Шереметева, богатейшего винногооткупщика. Он внес огромные деньги на основание Воспитательного дома. ПортретСеземова — одна из самых необычных и интересных работ в русской портретистикеXVIII столетия.
Полотно решено в традиционном жанре парадного портрета,но в то же время это глубоко реалистическое изображение крестьянина, причемотнюдь не приукрашенно-благообразное, как бывало на провинциальных портретах.
2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились дляЛевицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный методпортретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план впонимании человека выступало его соответствие образцу идеального гражданина,его нравственные качества. Черты мировоззрения и отношения к людям в известнойстепени обусловлены возрастом художника, достигнутыми успехами, его надеждамина будущее.
Среди образов, созданных Левицким в эти годы, достаточноопределенно прослеживаются два типа, различающиеся по авторскому отношению, аследовательно — по содержанию и приемам воплощения.
С одной стороны, блистательные мастерские полотна, гдехарактеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативногоизображения — портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского(1770. Гос. музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына(1772. ГТГ), инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778. ГТГ), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. ГЭ). Нетрадиционной работой мастера сталпортрет П. А. Демидова (1773. ГТГ), который можно расценить как пародию напарадный портрет. Правда, его концепция, скорее всего, принадлежала нехудожнику, а портретируемому — человеку богатому, оригинальному и склонному кчудачествам. С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы,раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатиюмастера. Эта тенденция возобладала в камерных портретах, как принято именоватьнебольшие по формату погрудные или поясные изображение с нейтральным фоном, безкаких-либо предметов обстановки. Камерный портрет сложился в России к серединеХVIII века — позже других портретных жанров. Среди его отечественныхродоначальников был и учитель Левицкого — А. П. Антропов. Во второй половинестолетия в русском искусстве уже существовала собственная самобытная традициякамерных изображений. Среди современников за исключением, пожалуй, только Ф. С.Рокотова, Левицкий здесь не имел себе равных. С непревзойденной тонкостью онбыл способен проникнуть в индивидуальность человека. Мастер создает галереюпортретов духовно близких ему людей — литераторов А. В. Храповицкого (1781.ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. Киевский Гос. музей русского искусства),французского философа-просветителя Дени Дидро (1773—1774 гг. Музей искусства иистории. Женева), Е. А. Бакуниной (1782. ГТГ), М. А. Дьяковой (1778. ГТГ).Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785. ГРМ), выполненный в русскойкрестьянской манере.
Общепризнанным успехом живописца стала серия портретовсмолянок — питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольноммонастыре (позже — Смольный институт). Левицкий приступил к работе в начале 1770-хгодов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого. В знаменитой портретной сюитесмолянок художник должен был сделать очевидными плоды просвещенного воспитания,за которое так ратовала Екатерина II. Портретисту позировали воспитанницы,отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Работа над сериейзавершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц.Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772. ГРМ), Е. Н.Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. ГРМ), грациозно танцующей Н. С. Борщевой(1776. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. ГРМ) и А. П. Левшина (1775. ГРМ) явилиновую для русского искусства разновидность жанра — «портрет в роли».
/>
На полотнах развертывается живописное повествование огероинях, которые живут одновременно и в театрализованном облике, и всобственном замкнутом мире взрослеющей юности. В портретах воспитанниц старшеговозраста Е. Н. Молчановой (1776. ГРМ) и Г. И. Алымовой (1776. ГРМ) двойственностьобраза усиливается: каждая из них — конкретная личность и одновременноаллегория Науки и Музыки.
На рубеже 1770-х — 1780-х годов в художественной манерепортретиста произошел явственный сдвиг. Радостное приятие жизни, мажорныеинтонации портретных образов будто исчерпали себя к концу десятилетия.
Портретные характеристики персонажей психологическиусложняются, становятся подчас противоречивыми. Теперь в лицах современниковЛевицкий отмечает черты рефлексии, горечи, быть может, наделяя своих героев собственнымивидением мира. Такое мироощущение прослеживается в «рембрандтовском» портретестарика-священника (1779. ГТГ), директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого(1780. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781. ГТГ). Это становится особенноочевидно при сравнении двух портретов, — друга художника, архитектора, поэта,музыканта Николая Львова (1773—1774 гг. Гос. литературный музей) и егособственного автопортрета (1783. Челябинская картинная галерея), — которые вомногом нарочито перекликаются по композиции.
В 1780-е годы Дмитрий Григорьевич Левицкий былпрославленным и популярным художником. Его не обделяют престижными заказами напарадные портреты. Он пишет графиню и придворную даму Урсулу Мнишек (1782.ГТГ), графа Ф. Г. Орлова (1785 ГРМ), фаворита Екатерины II А. Д. Ланского(1782. ГРМ), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782. ГТГ), графиню,директора Академии наук Е. Р. Дашкову (1784. Место нахождения неизвестно) имногих других.
Одним из таких репрезентативных портретов, который сталвехой на творческом пути мастера, стала «Екатерина II — законодательница»(1783. ГРМ).
/>
Произведение необычно для художника: в нем портретныйобраз-идея раскрыт через аллегорическую композицию. Левицкий написалсвоеобразную живописную оду в традициях русской «учительной» поэзии, это былосвоего рода публицистическое выступление по актуальному вопросу идейнойполемики: о гражданском долге монарха, обязанного не только издавать законы, нои подчиняться им. Произведению сопутствовал шумный успех, и автор несколько разповторял свое творение (одна из копий находится в Третьяковской галерее).
За свою жизнь Левицкий написал не менее двадцати двухизображений венценосной особы, но императрица не настолько благоволила мастеру,чтобы позировать ему. Во всяком случае, исследователи не располагают никакимиписьменными свидетельствами об этом. Художник воспроизводил образ царицы сдругих работ портретистов. Например, создавая в 1782 году очередной портретгосударыни, он воспользовался «Портретом Екатерины II перед зеркалом» ВигилиусаЭриксена. В других случаях он, очевидно, использовал в качестве модели своюжену Настасью Яковлевну, чей портрет хранится в Русском музее. Супругахудожника действительно была схожа с Екатериной II.
В 1770—1780-х годах возрастает стилистическое мастерствоЛевицкого, который проявил себя одним из самых чутких и восприимчивых мастеровсвоего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выраженияот насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почтиаскетичной рассудочности классицизма. Не ограничивая себя рамками однаждынайденной формы, мастер каждый раз выбирает новый способ выражения в точномсоответствии с своим замыслом, исходя из особенностей личности запечатлеваемогочеловека. На пути пристального наблюдения натуры художник приходит к системереалистического живописного образа. В целом творческий путь Д. Г. Левицкогопредставляет несомненное движение к реализму. В таком направлении шло развитиекачеств, присущих ему изначально.
В 1790-х годах Левицкий написал огромное количествозаказных портретов официального характера. Это и прославленные полководцыекатерининских войн, кавалеры ордена св. Владимира — В. А.Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, П. В. Завадовский, Н. В. Репнин, С. К.Грейг, И. Л. Голенищев-Кутузов, В. П. Коновницын; видные дипломаты и советникиЕкатерины II — С. Р. Воронцов, П. В. Бакунин-Меньшой, И. И. Шувалов, Г. А.Потемкин, А. А. Безбородко. Портреты подобного ряда представляют собой новыйразработанный Левицким тип просветительского репрезентативного портрета.Отказавшись от барочной пышности и классицистической атрибутики, художникрассматривает свою модель трезво и деловито. Он не ищет новые композиционныерешения, эффектные позы, жесты. Простота и чувство собственного достоинства —вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает.
3. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
В конце 80-х — начале 90-х годов новое появляется и винтимных портретах Левицкого. В эти годы он написал ряд полотен, в которыхнейтральные фоны, типичные для его прежних интимных портретов, заменяются, небез влияния идей сентиментализма, пейзажными, не получивших, однако, тогозначения для характеристики модели, как в произведениях В. Л. Боровиковскогоили позже О. А. Кипренского.
В полотнах этих художников чувства потретируемого как быодушевляют природу. Человек и пейзаж, его окружающий, проникнуты единымнастроением, что очень повышает эмоциональную выразительность образа. В позднихработах Левицкого, таких, как портреты Н. И. Новикова, баснописца И. И.Дмитриева, художника И. Гауфа, отличающихся большой выразительностью и высокимихудожественными достоинствами, этого эмоционального, образного единства нет.Существует только смысловая, аллегорическая связь между портретируемым и фоном,на котором он показан, что во многом является обращением к уже пройденномусамим художником этапу развития искусства портрета.
Среди поздних произведений Левицкого очень важен,интересен и значителен портрет Н. И. Новикова. Новиков представлен на фонетревожного облачного неба. Этот фон может вызвать у нас самые общие ассоциациисо сложной, трагически сложившейся судьбой Новикова или быть истолкован каквыражение его неколебимой веры в победу света над тьмой, просвещения надневежеством. Это, конечно, расширяет возможности толкования образа. Ноизображение Новикова само по себе настолько глубоко и содержательно, что ненуждается в дополнительных комментариях, а кроме того, в портрете все-таки неторганической внутренней связи между человеком и тем, что его окружает.Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому.Он спокоен и сдержан.
/>
При первом же знакомстве с портретом Новикова возникаетощущение живого общения с человеком, запечатленным на полотне. Кажется, чтонепосредственно к каждому из нас обращены внимательные глаза Новикова,разъясняющий жест руки. Простота и естественность выражения — вот чтоподчеркивает художник в этом образе. Но, тем не менее, мы сразу же чувствуемвсю необычайную значительность человека, изображение которого мы видим передсобой.
Творчество Левицкого, его мировоззрение, его пониманиезадач искусства в силу замечательной одаренности и удивительной чуткости мастерак запросам современности вобрали в себя почти все лучшее и прогрессивное(особенно если это касалось понимания ценности человеческой личности), чтовыработали к этому времени передовая отечественная общественная мысль инациональная культура. О содержании этих взглядов, и прежде всего техпредставлении, которые влияли на формирование портретного жанра, и о том, чтоидеологические воззрения и художественные вкусы эпохи нашли в произведенияхЛевицкого наиболее полное и профессионально совершенное выражение, ужеговорилось.
В портретах Левицкого просветительские представления опрекрасном и гармонически развитом человеке находили воплощение в образахживых, исполненных неповторимого своеобразия. Левицкий, как никто другой средиего современников — художников, умел соединить поэтичность, эмоциональнуюприподнятость образа с объективной правдой показа внешнего облика и внутреннихкачеств портретируемого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство Левицкого не сразу стало высшим выражениемидейных и художественных исканий своего времени. Художник прожил долгую жизнь,в течение которой создал большое количество очень отличающихся друг от другапроизведений.
Творчество его постоянно развивалось, изменялось,обогащалось, и прежде всего на протяжении того двадцатилетия (70— 80-е годы),которое представляет период расцвета его деятельности.
Творчество Левицкого представляет собой один изважнейших, значительнейших этапов сложения русской национальной портретнойшколы. Его работы, являющиеся органической частью культуры XVIII века, соединившиев себе и сильные и ограниченные ее стороны, несут в себе такие присущиепроизведениям последующих поколений отечественных портретистов черты, какпрогрессивная социальная направленность, высокий общественный и нравственныйкритерий ценности личности, внимательное, серьезное, строгое и в то же времяисполненное любви и сочувствия отношение к человеку, искренний интерес к строюего чувств, мыслей и переживаний.
Острота восприятия действительности, большая и крепкаяпривязанность к реальной, земной красоте и исполненное глубокого уваженияотношение к людям определяли характер творческого развития Левицкого. Отсюданепреходящая ценность творческого наследия Левицкого, значительность тогоместа, которое он занимает в истории русского и мирового искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985.
2.        Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIIIвека. – М.: Красная площадь, 1998.
3.        Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. –СПб., 1998.
4.        Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.:Из-во Московского университета, 1994.
5.        Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи вконтексте петербургского мифа. – СПб., 1996.
6.        Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68.
7.        Столбова Е.И. Д.Г. Левицкий и масонство // Д.Г. Левицкий. 1735—1822.Сборник научных трудов. — М.: ГРМ., 1987.
8.        50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970.
9.        http://www.abcgallery.com/L/levitzky/levitzky4.html