Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 15 мая 2009 год

Анализ упоминаемости в СМИ Ромир и конкурентов Обзор СМИ за 15 мая 2009 года ОБЪЕКТ КОЛИЧЕСТВО УПОМИНАНИЙ РОМИР 10 КОМКОН 2 TNS 4 SYNOVATE 1 Оглавление: РОМИР 2Бизнес СМИ 2Специализированные СМИ 3Общественно-политические СМИ 5КОМКОН 14Общественно-политические СМИ 14TNS 16Специализированные СМИ 16Общественно-политические СМИ 17SYNOVATE 18Общественно-политические СМИ 18 ^ РОМИР Бизнес СМИ 14.05.2009 ВедомостиЧемпионские 0,6% Фильм «Тарас Бульба» обогнал по посещаемости лидера проката этого года «Обитаемый остров. Фильм первый», сообщил журнал «Кинобизнес сегодня». Разница между кинолентами минимальна: со 2 апреля по 9 мая «Тараса Бульбу» в странах СНГ (без учета Украины) посмотрели 3 737 647 человек, что на 0,6% лучше результата первой части «Обитаемого острова», который шел в прокате в январе — феврале. Правда, до абсолютного рекордсмена российского проката — фильма «Ирония судьбы. Продолжение», который посмотрели, по данным «Кинобизнеса сегодня», 8 840 118 человек, обоим рекордсменам этого года далеко. Тем не менее по сборам экранизация романа братьев Стругацких остается безусловным лидером в этом году: на первую часть фильма было продано билетов на общую сумму 644,1 млн руб., а на «Тараса Бульбу» — на 568,2 млн руб. (данные «Кинобизнеса сегодня»). При большей посещаемости у «Тараса Бульбы» средняя цена на билет ниже, указывает заместитель гендиректора сети «Киномакс» Ирина Туманова. Этим можно объяснить более скромные сборы. «Мы расширили аудиторию фильма за счет людей старшего поколения, которые ходили прежде всего на утренние сеансы, где стоимость билетов гораздо ниже вечерних, объясняет гендиректор «Централ партнершип» (прокатчик и продюсер картины) Рубен Дишдишян. «Обитаемый остров» собрал больше потому, что шел в прокате в дни новогодних каникул, когда было больше праздничных дней (в эти дни расценки на билеты выше), указывает Сергей Китин, гендиректор «Синема парка» (эта сеть кинотеатров, как и «Централ партнершип», входит в холдинг «Проф-медиа»). По словам Тумановой, наполняемость залов на сеансах «Тараса Бульбы» была несколько выше, чем на «Обитаемом острове», и до сих пор, после 43 дней проката, люди продолжают ходить на этот фильм. Такой зрительский ажиотаж Туманова объясняет массированной рекламной кампанией фильма: «Телеканал “Россия” просто забил этим фильмом весь эфир». ВГТРК и «Централ партнершип» — продюсеры «Тараса Бульбы». По данным TNS, объем прямой рекламы этого фильма составил 784,4 GRP (пункт рейтинга, отражает число телезрителей, просмотревших рекламный ролик), из них 600 GRP составил объем рекламы «Тараса Бульбы» на телеканале «Россия». Для сравнения: объем прямой рекламы «Обитаемого острова. Фильм первый» — 177,7 GRP. Пока «Тарас Бульба» не окупил затрат продюсеров. Общий бюджет «Тараса Бульбы» составил 562 млн руб., сообщил «Ведомостям» гендиректор телеканала «Россия» Антон Златопольский. «Даже до кризиса мы прекрасно понимали, что не окупим наших затрат за счет нескольких недель проката, — говорит он, — но шли на это абсолютно осознанно». Скорее всего, «Обитаемый остров» и «Тарас Бульба» останутся чемпионами по сборам и числу зрителей, считает начальник отдела статистики «Кинобизнеса сегодня» Сергей Лавров: более сильных фильмов до конца года в российском прокате не ожидается.^ Специализированные СМИ 14.05.2009Loyalty.infoРоссия: теперь потребители экономят и на продуктах Более трети россиян уже готовы экономить на питании. Граждане не хотят пока отказываться только от свежих овощей и фруктов, мяса и рыбы, зато стали реже покупать сладости, – сообщает Росстат. С сентября 2008 года по февраль 2009 года на 15-25% сократилось число домохозяйств, покупающих дорогие и средние по цене марки макарон, зато более дешевые марки (по цене 23-43 рублей за 1 кг), наоборот, укрепляли свои позиции. В бакалее в целом продажи в премиум-сегменте и категории “средний класс плюс” снизились на 15-25%, в категории “средний класс минус” и эконом рост составил 15-20%. В исследовании приняли участие 3000 домохозяйств в онлайн-режиме. Участники сканировали штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой, в 23 городах России с населением более 500 тыс. человек. Изменения покупательского поведения специалисты фиксировали в 2008 году и в первом квартале нынешнего года. Однако сокращать свои расходы россияне готовы далеко не по всем категориям. Например, специалисты компании Boston Consulting Group, на которых ссылаются “Ведомости”, отмечают, что граждане пока еще готовы раскошеливаться на свежие овощи и фрукты, на замороженное мясо и рыбу, некоторые молочные продукты. Сэкономить же покупатели в первую очередь стараются на конфетах, шоколаде и мороженом. По данным BCG, в ближайший год 57% российских потребителей готовы сократить свои расходы минимум на 15% из-за стремления больше сберегать (40%) и опасения потерять работу (37%). В кризис наметилась и еще одна тенденция: потребители стали отказываться от питьевых йогуртов (снижение на 15-20%) в пользу традиционного кефира. Экономят также на соках (15-16%) и кофе (2-4%), выяснил “Ромир”. Производители колбас констатируют, что сразу после Нового года сократились продажи деликатесной группы, зато вырос спрос на сосиски и вареные колбасы, правда, в последнее время ситуация стабилизировалась. На динамике продаж продуктов питания снижение потребления сказывается негативно: по данным Росстата, оборот розничной торговли продуктами питания снизился на 18,7% к марту текущего года по сравнению с декабрем 2008 года. Аналитики, на которых ссылаются “Ведомости”, отмечают, что в 2009 году сокращение потребительского спроса приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 8,8% (10,4% в сегменте продовольственной розницы и 7,5% – в сегменте непродовольственных товаров) против 25% в 2003-2008 годах.^ 14.05.2009Poz.ruСнижение роста ВИЧ-инфекции среди молодежи возможно Под таким девизом в Москве прошла пресс-конференция, проведенная в РИА Новости Фондом социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», которая была посвящена обсуждению результатов широкомасштабных кампаний в СМИ по профилактике ВИЧ среди молодежи. Кампании (три по более безопасному сексуальному поведению и две по толерантному отношению к ВИЧ-положительным) осуществлялись Фондом в сотрудничестве с Роспотребнадзором, областными СПИД-центрами и региональными некоммерческими организациями в рамках 5-летнего проекта ГЛОБУС в 10 регионах России (Красноярский край, Санкт-Петербург, Томская, Оренбургская, Псковская, Нижегородская, Вологодская, Тверская области, Республики Бурятия и Татарстан). Предварительный анализ статистических данных за 2008 год показал, что, по крайней мере, в шести регионах проекта ГЛОБУС (Тверская, Оренбургская, Псковская, Вологодская области, Красноярский край, республика Бурятия) наблюдается снижение количества новых случаев ВИЧ-инфекции среди молодежи 15-25 лет. Положительные результаты проведенных кампаний подтвердили результаты исследований, проведенных агентством РОМИР Мониторинг по заказу Фонда «ФОКУС-МЕДИА». Так, на 15 % выросло количество молодых людей, имеющих правильные представления о путях передачи ВИЧ и способах защиты; на 9 % увеличилось число молодежи, использующей презерватив для защиты от заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем; более 63 % молодежи выбирает более безопасные модели поведения под влиянием полученных знаний; знакомые с материалами кампаний люди на 22 % чаще вели бы себя «как обычно» с ВИЧ-положительным человеком и на 12-13% чаще говорят о том, что ничего не станут предпринимать при наличии в школе ВИЧ-позитивного учителя или ребенка. Кампаниями по профилактике ВИЧ/СПИДа охвачено – 66 % молодежи и 58 % взрослого населения в 10 регионах проекта. Основной способ, по мнению участников пресс-конференции, который позволяет остановить и даже снизить рост заболеваемости среди молодежи – это комплексное воздействие на уровень знаний, отношение и поведение молодых людей в сфере сексуального здоровья и ВИЧ/СПИДа, основанное на использовании современных информационных технологий. Фондом «ФОКУС-МЕДИА» в рамках проекта ГЛОБУС была разработана комплексная модель (поддержанная отелом по надзору за ВИЧ/СПИДом Роспотребнадзора) проведения подобных кампаний, для успешной реализации которых необходимы пять ключевых факторов, в частности: – предоставление молодежи объективной информации без морализаторства; – не только постановка проблемы, но и предложение возможных путей ее решения; – успешная кампания должна состоять из комплекса взаимосвязанных последовательных мероприятий (трансляция видео- и аудиороликов, реклама, массовые мероприятия, работа со СМИ); – проведение новых кампаний на основе достижений предыдущих; – необходимо обучение и привлечение к разработке и реализации кампании региональных организаций, что позволяет обеспечить наибоее эффективный охват целевой группы.^ 14.05.2009 Vlasti.NetРоссия проигрывает в борьбе с кризисом Предпринимаемые в России антикризисные меры наименее эффективны по сравнению с другими странами. Согласно результатам очередного исследования, проведенного компанией ФБК на основании последних данных национальных статистических служб разных государств Предпринимаемые в России антикризисные меры наименее эффективны по сравнению с другими странами. Согласно результатам очередного исследования, проведенного компанией ФБК на основании последних данных национальных статистических служб разных государств (за февраль 2009 г.), наша страна опустилась на последнее место, уступив даже Украине, где экономическая ситуация куда более тяжелая. Подобное “антилидерство” она демонстрирует не впервые: аналогичную позицию Россия занимала в октябре 2008 года. Но тогда кризис только начинался, соответственно, и меры по его преодолению еще только разрабатывались. В декабре – январе РФ смогла подняться на одну ступень и занимала предпоследнее место. Увы, запаса сил хватило ненадолго. Как отмечают аналитики ФБК, решающий вклад в “борьбе” за последнее место внесла инфляция: в России цены росли самыми быстрыми темпами. На Украине этот показатель был ощутимо лучше. Да и по другим показателям, таким как ВВП, инвестиции в основной капитал, уровень безработицы и т.д. Россия либо слабо отличалась от Украины, либо существенно уступала ей. У нас в феврале месяце заметно лучше были только показатели оборота розничной торговли (второе место среди всех стран, у Украины – восьмое) и промышленного производства (пятое место у России, восьмое у Украины). Зато в России наблюдалось самое значительное сокращение объемов экспорта и внешней торговли в целом, а по темпам сокращения золотовалютных резервов мы оказались на втором месте после Великобритании. Последняя, кстати, показывает самый высокий уровень антикризисной эффективности; слишком быстрое исчерпание золотовалютных резервов, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, является единственной существенной проблемой британской экономики. Россияне сполна почувствовали на себе фактор роста цен, когда стали более рационально подходить к вопросу приобретения продуктов питания. В качестве примера исследователи маркетингового агентства “Ромир” приводят ситуацию на рынке макаронных изделий. Здесь отмечено отставание роста трат от роста цен, что является первым признаком массового перехода потребителей на более дешевые марки. С сентября 2007 г. по февраль 2009 г. средняя цена 1 кг макарон, купленных семьями в городах России с населением 500 тыс. человек и более, выросла на 48% и достигла 51,6 рубля. При этом средние затраты на макароны одним домохозяйством в месяц выросли всего на 35%, хотя ни средний объем покупки в месяц (1,2 – 1,4 кг в зависимости от сезона), ни ее частота (около 1,5 – 1,6 раз в месяц) за тот же период не изменились. Дорогие марки, по наблюдениям авторов исследования, теряли своих приверженцев; дешевые, наоборот, приобретали новых поклонников. Еще одна кризисная тенденция – возвращение на стол россиян таких продуктов, как кефир, майонез, творог. При этом падает спрос на питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые в последние годы уверенно вытесняли традиционные продукты питания. Впрочем, говорить о том, что россияне собираются голодать, все-таки преждевременно. Они скорее откажут себе в покупке новой одежды (61%), нежели станут сокращать расходы на продукты питания ( 40%). Эта цифра сопоставима с общемировым показателем ( 42%). Среди жителей стран G8 самыми “непрожорливыми” оказались американцы (к сокращению расходов на продукты готовы 61% жителей США), а туже всех в этой графе бюджета собрались затягивать пояса латиноамериканцы (Мексика – 74%, Аргентина – 72%) и исландцы ( 65%).^ Общественно-политические СМИ 14.05.2009Новые ИзвестияУтомленные водкой. Журналистка “НИ” “анонимно” побывала на собрании анонимных алкоголиков Без специальных указателей места встречи пьющих людей отыщешь с трудом. Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ Бросил сам – помоги товарищу. Под таким девизом живут члены общества анонимных алкоголиков. Корреспондент “НИ” побывала на одном из собраний. Чужих туда не пускают, поэтому пришлось “входить в образ”. Как это ни странно, журналистку не разоблачили. Эта группа анонимных алкоголиков собирается в одной из столичных церквей. Маленькая дверь в глубине храма ведет в высокую продольную комнату. Куполообразный потолок, белые толстые стены, одно окно и каменная лестница у стены, ведущая на этаж выше. Яркий электрический свет. 25 человек, похожих на непризнанных поэтов или революционеров-заговорщиков, сидят овалом на лавках, расставленных вдоль стен. Еще двое – на ступенях лестницы. Открывающий собрание располагается за столом под иконой. Объявляется минута молчания в память о всех погибших от алкоголя. Все смотрят в центр овала. “А теперь давайте, представимся”, – говорит ведущий. “Сергей, алкоголик. Марина, алкоголичка. Татьяна, алкоголичка. Игорь, алкоголик”, – звучат голоса. Осипшие старческие, густые мужские, мягкие женские и звонкие, почти детские, голоса девушек. Передавая по кругу листок в потертом файле, мы зачитываем “12 шагов анонимных алкоголиков” и “12 традиций”. “Может, кто-нибудь хочет высказаться?”, – спрашивает ведущий. Молчание. Пять секунд, 10, 15. “Я работаю над четвертым шагом, а жизнь не улучшается, – говорит рыжеволосая женщина. – Как работы нормальной не было, так и нет. Иногда возникает мысль: лучше б уж я пила…” Другие тоже начинают говорить. Перед началом рассказа каждый представляется, в конце добавляет: “Я сегодня трезвый, спасибо”. Александр с седой бородой утверждает, что начал пить, так как всю жизнь чувствовал себя обиженным: “Я думал, что пью из-за плохой работы. Поменял работу. Потом думал, что у меня плохая жена. Я поменял жену. Потом менял соседей, друзей, города. Но пить не бросал. Я решил, что все из-за плохой страны. Но так как страну я поменять пока не смог, то пил долго” “Однажды я не пил девять месяцев. Такого в жизни у меня никогда не было, – рассказывает Михаил, на пальцах которого несколько увесистых колец из черного металла. – Мы поехали с другом к морю и неделю отрывались по барам и дискотекам. Я не пил, но заметил, что веду себя как пьяный. Язык заплетался, я говорил чушь, а с утра у меня было похмелье. Я вел жизнь алкоголика без спиртного”. Анонимные алкоголики говорят, что к ним приходят отчаявшиеся. Те, кто уже не верит, что сам когда-нибудь бросит пить. “Каждому алкоголику нужно дойти до своего дна”, – поясняет “НИ” врач-нарколог Армина Нерсеян. Для одного дно – это разбить BMW и пересесть на “Жигули”, для другого – остаться без квартиры или сесть в тюрьму. “Но пока этого не произошло, алкоголик будет отрицать свою болезнь, придумывать любые рациональные объяснения. Родственники тоже склонны участвовать в этой игре: они оправдывают или жалеют больного”, – говорит г-жа Нерсеян. По ее словам, алкоголизм – это “пограничное состояние, близкое к психическому расстройству”, а количество выпитого алкоголик контролировать не может. Собрание длится уже третий час. “Чтобы выпить, я придумывала уловки, хитрила”, – признается одна из женщин, а сидящая напротив девушка стыдливо хихикает. “Алкоголик – безответственный человек. Ему наплевать, что завтра на работу”, – подытоживает ведущий и предлагает переходить к следующей части – наставничеству. Наставник – это тот, кто поддерживает и направляет новичка, потому что “когда алкоголик приходит в себя, он становится птицей, выпавшей из гнезда”. Но затем “у него появляется потребность самому кого-то опекать”. После этих слов новички принимаются благодарить и хвалить своих наставников, а те – рассказывать курьезы, случившиеся с подопечными. Ведущий снова поднимается со своего места под иконой: “А теперь поздравим Григория. У него сегодня юбилей – 10 лет трезвости!” В конце собрания все встают, берутся за руки и медленно читают молитву: “Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить…” К концу молитвы руки сжимаются все крепче. Потом начинается чаепитие. Новичкам предлагают записать телефоны наставников и звонить, “если станет совсем плохо”. Ко мне подходят парень с девушкой: “А ты только пьешь или и наш брат? Поехали с нами в группу для наркоманов!” В РОССИИ НА 25 АЛКОГОЛИКОВ – ОДИН АНОНИМНЫЙ Общество анонимных алкоголиков возникло в США в 1930-е годы. Организацию создал бывший биржевой маклер Билл Уилсон, который помогал бросить пить другим алкоголикам и обнаружил, что таким способом сам гораздо легче справляется с собственным пристрастием. Сейчас группы анонимных алкоголиков существуют в 134 странах мира, в них состоят около 3,5 млн. человек. Помимо общества анонимных алкоголиков, есть также общества анонимных наркоманов, анонимных никотинщиков и анонимных игроков. В России группы анонимных алкоголиков появились в 1986 году. В настоящее время группы действуют в 120 городах и насчитывают около 100 тыс. членов. Между тем, по данным Минздравсоцразвития, алкогольной зависимостью в России страдают не менее 2,5 млн. человек. Независимые эксперты считают эту цифру заниженной в четыре-пять раз. По данным опросов компании “Ромир”, непьющими являются лишь четверть (26%) россиян. Остальные пьют регулярно, а каждый двадцатый (5%) признался, что прикладывается к бутылке ежедневно. Алкоголизм – это социодуховное заболевание, утверждает президент фонда “Нет алкоголизму и наркотикам” Олег Зыков: “Человек страдает не от биологической зависимости, он страдает от неспособности выстроить социальные и нравственные отношения”. Лечат алкоголизм, как правило, добавляя в спиртное противные вещества, чтобы вызвать отвращение к выпивке, либо при помощи кодирования, когда больному внушают, что если он выпьет, то умрет. На какое-то время это действует, но затем нередко развивается депрессия. Активисты движения анонимных алкоголиков утверждают, что с их помощью бросает пить половина обратившихся в группы. В Москве действует около 30 групп, многие из которых собираются ежедневно, в том числе в праздники и выходные. Попадают в группы главным образом по знакомству. Анонимные алкоголики принципиально не занимаются рекламой. Они также утверждают, что их организация не является религиозной или сектантской. Однако на каждом собрании кто-то из участников читает Библию, а основной программный документ “12 шагов анонимных алкоголиков” провозглашает, что существует “Сила, более могущественная, чем мы”, и поэтому члены общества “приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали”.^ 14.05.2009 ИА RegnumПочта России определила перспекивы развития в условиях кризиса Почта России определила перспекивы развития в условиях кризиса В условиях кризиса у Почты России есть все шансы реализовать свой огромный потенциал. Такое мнение высказал генеральный директор ФГУП “Почта России” Александр Киселев на расширенном заседании коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, прошедшего 12-13 мая 2009 года в г. Москве, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Почты России. В своем докладе Киселев обозначил основные проблемы, существующие сегодня в почтовой отрасли, оптимальные пути из решения и перспективные направления развития почтового бизнеса в условиях мирового финансового кризиса. Наиболее существенной преградой для устойчивого развития Почты России Киселев назвал текущее состояние почтовой инфраструктуры и почтового транспорта, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное, и недостаточную техническую оснащенность объектов почтовой связи, в связи с чем основная масса трудоемких операций осуществляется почтовиками вручную. Кроме того, эффективной работе Почты, по мнению ее генерального директора, мешает несовершенство управленческой структуры и архаичность бизнес-процессов предприятия. В этой связи среди первоочередных мер, планируемых руководством Почты России, создание условий для начала масштабного инвестиционного процесса и разрыв “порочного круга”, при котором отсталость почтовой инфраструктуры предопределяет высокие издержки, низкую производительность труда и недостаточное качество услуг, что в свою очередь является причиной плохих финансовых результатов предприятия, а, следовательно, и нехватки собственных средств для инвестирования в развитие инфраструктуры. Также мерами, которые будут реализованы во ФГУП “Почта России” в краткосрочной перспективе, являются сокращение аппарата управления, выделение бизнес-единиц, централизация казначейских и учетных функций. Все это даст возможность проводить дальнейшую оптимизацию бизнес-процессов и управленческих процедур, повышать их эффективность, считает Киселев. Важной задачей Киселев назвал устранение ставшего уже традиционным внутреннего перекрестного субсидирования, “спонсорства” нерентабельных услуг Почты за счет рентабельных. Генеральный директор ФГУП “Почта России” отметил, что такой подход отнюдь не способствует повышению эффективности предприятия и не обеспечивает необходимых ресурсов для его выхода на качественно новый уровень развития. Все виды услуг Почты должны стать прибыльными, заявил он. Киселев подчеркнул, что сегодня, в новых социально-экономических условиях, складывающихся под влиянием мирового финансового кризиса, Почта России имеет все шансы реализовать имеющийся у нее огромный потенциал. Почта может и должна воспользоваться теми конкурентными преимуществами, которые дает ей высокий уровень доверия клиентов (по итогам исследования “Деловая репутация”, проведенного осенью 2008 года компанией “Ромир мониторинг”, Почта России занимает I место в репутационом рейтинге компаний), отработанные механизмы и обширный опыт оказания широкого спектра почтовых, финансовых и инфокоммуникационных услуг, а также беспрецедентная по своим масштабам и разветвленности сеть почтовых отделений, представляющих собой мультисервисные пункты. В качестве основных перспектив развития почтового бизнеса в условиях кризиса Киселев обозначил: укрепление положения Почты на конкурентных рынках за счет ухода (ослабления позиций) игроков (в частности, это касается услуг экспресс-доставки и приема платежей); использование возможностей рынков, растущих в связи с кризисом (прежде всего рынка дистанционной торговли); сохранение стабильного положения на традиционных рынках (рынки почтовых услуг, подписки, доставки и выплаты пенсий и пособий); использование и укрепление имиджа Почты России как надежного почтового оператора, стабильного поставщика широкого перечня почтовых, финансовых и прочих услуг. Киселев также отметил, что для реализации планов по развитию бизнеса в свете открывающихся в настоящее время возможностей Почте России необходимы комплексные структурные преобразования. В этой связи разработана Программа модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2011 года. Общий объем инвестиций Программы, рассчитанной на 3 года, составляет 101 млрд руб. Причем инвестиции масштаба невозможно представить без непосредственного и пропорционального (50/50) участия в них государства и самого предприятия.Киселев подчеркнул, что хотя значительный эффект от масштабных инвестиционных вложений в инфраструктуру ожидается лишь в долгосрочной перспективе, но их осуществление – вопрос выживаемости национального почтового оператора, вопрос престижа российского государства. ФГУП “Почта России” – федеральный почтовый оператор. Предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты. Почта России сегодня – это 85 филиалов, в том числе 82 региональных управления федеральной почтовой связи, Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП), “EMS Почта России” и “Russian Post” – филиал ФГУП “Почта России” в Германии, около 42 тыс. объектов почтовой связи, почти 415 тыс. сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,6 млрд писем и бандеролей, 54 млн посылок и около 185 млн денежных переводов.14.05.2009Газета «Газета»^ Неизвестная величинаЭксперты негосударственных организаций не смогли назвать точное число россиян, погибших от СПИДаПо официальным данным Роспотребнадзора, сегодня в России зарегистрировано около 470 тыс. человек, инфицированных ВИЧ. Но эта цифра не отражает реальное количество зараженных. По данным различных неправительственных организаций, как российских, так и зарубежных, число больных СПИДом в нашей стране может варьироваться в диапазоне от 0,5 млн до 1,5 млн человек. Эксперты отмечают, что по мере практически неконтролируемого расширения так называемых групп риска, которые включают наркоманов, трудящихся секс-индустрии вместе с их клиентурой, инфекция малозаметно расползается по стране. На этом безрадостном фоне хоть как-то обнадеживает бесспорное достижение отечественного здравоохранения – у нас научились применять антиретровирусную терапию и добиваться появления на свет здоровых детей у инфицированных женщин. Больные СПИДом стали жить дольше, они могут работать и заводить семьи. И еще, как это ни парадоксально, медики неожиданно отметили снижение количества новых случаев ВИЧ-заболеваний среди молодежи 15-25 лет. Каждое третье воскресенье мая Всемирный день памяти жертв СПИДа. В преддверии этой даты представители фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа» и их коллеги из других неправительственных организаций рассказали о программах профилактики заболевания и обрисовали сложившуюся в России ситуацию с распространением инфекции. При этом реальное количество инфицированных в стране до сих пор никто не определил. Российские и зарубежные эксперты оценивают число инфицированных ВИЧ в диапазоне от 0,5 до 1,5 млн человек.^ Болезнь молодых Сегодня в России официально насчитывается 470 тыс. носителей ВИЧ-инфекции, 80% из них – люди в возрасте до 30 лет. Несмотря на все усилия здравоохранения, санитарных служб и общественных организаций, темпы роста распространения инфекции по всем группам населения снизить не удается. По данным Роспотребнадзора, в 2008 году зарегистрировано 50 тыс. новых случаев заражения. Основной причиной инфицирования остается употребление инъекционных наркотиков: 62% случаев заражения по России. Одновременно в старших возрастных группах растет число заразившихся половым путем – с 6% в 2001 году до 36,2% в 2008-м. Интересно, что в большинстве своем именно люди старшего поколения продолжают верить в мифы о путях передачи инфекции через укусы насекомых, бытовое общение, рукопожатия, пот, кашель, поцелуи. Молодежь гораздо лучше осведомлена об истинных рисках: неразборчивости в половых связях и незащищенном сексе. Но главное, в отличие от старших поколений, молодые готовы проявлять осторожность. Еще одна тенденция сегодняшнего дня – феминизация эпидемии, то есть увеличение доли инфицированных женщин, в том числе беременных, и рождение детей от зараженных матерей. Сегодня в стране около 30 тыс. таких детей, из них инфицированы 2434 ребенка, еще 22 тыс. находятся под наблюдением. Правда, с развитием антиретровирусной терапии в России научились добиваться появления на свет здоровых детей у инфицированных женщин, срок жизни у людей с ВИЧ-инфекцией увеличился, они могут работать и заводить семьи. По словам главного врача «Вологодского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Татьяны Мельниковой, не так давно считалось, что зараженный ВИЧ человек погибает через семь лет. Сегодня абсолютное большинство инфицированных в стране, включая детей, имеют свободный доступ к современной терапии. Это действительно достижение отечественного здравоохранения. К сожалению, хотя эпидемию пытаются удержать в группах риска, среди наркоманов, вовлеченных в «секс-индустрию» женщин и их клиентов рост распространения инфекции отмечается практически во всех регионах страны.^ Система счета Самые высокие показатели инфицированности на 100 тыс. населения сегодня фиксируются в Самарской (1070,6), Иркутской (950,8), Ленинградской (895,2), Оренбургской (867,4) областях, в Санкт-Петербурге (831,8), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (743,5) и Ульяновской области (639,1). Максимальное число инфицированных зарегистрировано в Москве – 33 тыс., но при этом на 100 тыс. населения показатель минимальный – 311,9. Активнее всего росла заболеваемость в Омской области: в 2008 году она увеличилась в 6,8 раза. Показатели распространения инфекции очень разнятся по территориальному признаку. К примеру, в Москве они втрое ниже, чем в Иркутской области. Многие эксперты объясняют это совокупностью таких факторов, как наркотрафик, миграция населения, плохая диагностика болезни на местах, общие границы с неблагоприятными по ВИЧ территориями сопредельных государств и рядом других обстоятельств. Российские и зарубежные эксперты оценивают истинное число зараженных ВИЧ в России в пределах от 0,5 до 1,5 млн человек. Правда, представитель Всемирной организации здравоохранения, координатор программ по борьбе с ВИЧ/СПИДом в России Американского международного союза здравоохранения Елена Вовк не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные, сославшись на то, что цифры еще будут уточняться с официальными структурами. При этом она посетовала на отсутствие координации между различными государственными ведомствами и негосударственными структурами. О наличии подобной несогласованности свидетельствовало и полное отсутствие на четверговом мероприятии представителей как Роспотребнадзора, так и Минздравсоцразвития. Примечательно, что никто из присутствовавших так и не взялся назвать точное число россиян, погибших от этой болезни. Эксперты объяснили это тем, что статистически смертность фиксируется в основном от сопутствующих СПИДу болезней – сердечно-сосудистых заболеваний, патологий легких и почек, туберкулеза, гепатита и других.^ Программы работают Проведенные исследовательским холдингом «Ромир» опросы показывают определенную эффективность информационных и просветительских программ проекта «Глобус», которые реализовывались в 10 регионах России. По данным социологов, знания молодых людей (в возрасте от 15 до 29 лет) о путях передачи инфекции и безопасном сексуальном поведении улучшились, а проявления нетерпимости по отношению к больным сократились. Сегодня более 25% респондентов, проживающих в данных регионах, абсолютно верно отвечают на все вопросы тестов. За последние три года число молодых, использующих при сексе презервативы, возросло с 61 до 68%, а количество тех, кто готов вести себя с инфицированными ВИЧ «как с обычными людьми», увеличилось на 9%. При этом тех, кто считал, что заболевших нужно изолировать от здоровых, снизилось на 12%. Среди участников программ по развитию толерантности вдвое меньше тех, кто намерен избегать общения с ВИЧ-инфицированными, и вдвое больше тех, кто ничего не будет предпринимать при наличии ВИЧ-инфицированного учителя в школе или ребенка в школе либо детском саду. Социологи зафиксировали, что на территориях, где реализуются проекты неправительственных организаций, количество молодежи, подверженной мифам о возможности заражения болезнью в быту, уменьшилось. Еще важнее то, что в соответствии со своими знаниями молодежь готова изменять сексуальное поведение на более безопасное, к примеру, снижать количество половых партнеров или отдалять сексуальный дебют.^ ВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ ДОВЕРЯЕТЕ?ЕЛЕНА МАЛЫШЕВА, ведущая телепрограммы «Здоровье»: – Какой-то доверяю, какой-то не доверяю. В мире проводятся огромные и серьезнейшие исследования, не доверять которым просто глупо. Правда, у нас на подобные исследования зачастую просто нет денег. Так что чаще всего в расчете на количество населения данные примерно и формируются. И все же я думаю, что статистике по инфицированным СПИДом верить можно. Ведь у нас этому уделялось особое и специальное внимание.^ АЛЕКСЕЙ ЯБЛОКОВ, председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», член-корреспондент РАН, профессор: – Не доверяю. Начиная с советского времени медицинская статистика всегда подтасовывалась. И до сих пор у нас получаются очень разные данные. Например, данные по младенческой смертности, по заболеваниям наркоманией и по смертности от онкологических заболеваний (чем я занимался очень тщательно) – просто вранье! У меня есть много доказательств того, что медицинской статистике нельзя верить. Еще три – четыре года назад многие международные организации отмечали, что статистика по раковым заболеваниям на всем пространстве бывшего СССР не соответствует действительности, кроме разве что Белоруссии и Прибалтики. И сейчас у нас с этим не стало лучше. А если еще вспомнить, что лет восемь назад за фальсификацию данных посадили всю верхушку Госкомстата, то о чем вообще можно говорить?СВЕТЛАНА ГОРЯЧЕВА, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»: – Честно говоря, я мало ей доверяю. Я же знаю, что очень часто инфекционное заболевание случайно выявляется только тогда, когда человек приходит в больницу с чем-то другим. Так что наша статистика очень приблизительна, и абсолютно ясно, что латентность намного выше. Но даже такая статистика помогает в том, что можно хотя бы увидеть некие тенденции. А тенденции, к сожалению, таковы, что количество инфицированных СПИДом у нас увеличивается из года в год. У нас есть статистика тол